Как обследовать ребенка 4 года

Как обследовать ребенка 4 года thumbnail

Схема обследования ребенка 4 лет

Фамилия, имя ребенка

_______________________________________________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________________________

Домашний адрес

Двуязычие_______________________________________________________________________________

Решением от        протокол №_____________________________________________

принят в ПМПК группу_______________ на срок_______________________________________________

______

Заключение ПМПК_______________________________________________________________________

Особенности раннего развития ________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Речевой анамнез

Гуление в (в норме: с 2-х мес)_____________________________________________________________

Лепет в (в норме: с 4—6 мес)______________________________________________________________

Первые слова (в норме: около года) ________________________________________________________

Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2-х лет)_________________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование поведения и эмоциональной сферы

Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает вконтакт, избирательно, проявляет негативизм)

_______________________________________________________________________________________Адекватность эмоциональных реакций_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Исследование неречевых психических функций

Исследование слухового восприятия

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов)        __________________________________________________________________________________________________________________________

Определение направления звука___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Исследование зрительного восприятия

Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)
Круг ________________________________ Треугольник ___________________________________

Квадрат ______________________________ Шар __________________________________________

Овал _________________________________ Куб __________________________________________

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

Ориентировка в схеме собственного тела: показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Складывание картинок из частей:2—4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование состояния моторной сферы

Состояние общей моторики

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние ручной моторики

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________

Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка —заполняется после проведения тестовых упражнений)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Исследование состояния импрессивной речи

В полном объеме

Выполняет простые речевые инструкции

На бытовом уровне

Не понимает обращенной речи

Объем пассивного словаря (соответствует возрасту, ниже возрастных требований, бедный, на бытовом уровне, ограничен)______________________________________________________________________________

Состояние фонематического восприятия

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

кот — кит        _____________________________

дом — дым        _____________________________

уточка — удочка____________________________________________________________________

киска — миска        __________________________________________________________________

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам)

коса — коза        __________________________

мишка — миска        __________________________

кочка — кошка        __________________________

малина — Марина        __________________________

Исследование состояния экспрессивной речи

Активный словарь

Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам

Игрушки:        __________________________

Посуда:         __________________________

Одежда:        __________________________

Обувь:         __________________________

Назвать части тела и части предметов (по картинкам)

Ноги        спинка стула        __________________________

руки        сиденье стула        __________________________

голова        ножки стула        __________________________

глаза        кузов машины        __________________________

уши        колеса машины        __________________________

Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке

Мяч, кукла, машинка______________________________________________________________

Рубашка, платье, шорты____________________________________________________________

Тапки, туфли, ботинки_____________________________________________________________

ГЛАГОЛЫ  (ответить на вопросы по картинкам):
Что делает мальчик? (ест) _______________________________________________________

Что делает девочка? (спит) ______________________________________________________

Что делают дети? (играют) ______________________________________________________

Что делает птица? (летит) _______________________________________________________

Что делают рыбки? (плавают) ___________________________________________________

Что делают машины? (едут) _____________________________________________________

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки

Мяч какой? (круглый)        _______ ____________________

Платок какой? (квадратный)        ________________________________

Состояние грамматического строя речи

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии)

Стол — столы____________________________________________________________________

Кот        _______________________________________________________________        

Дом         _____________        ___________________________

Кукла____________________________________________________________________________

Рука________________________________________________________________________________

Употребление имен существительных в косвенных падежах

Что есть у мальчика? (мяч)        ___________________________

Чего нет у мальчика? (мяча)        ___________________________

Кому нужен  мяч? (девочке)        ___________________________

Что ты видишь на картинке? (машину)        ___________________________

Чем ты будешь рисовать? (карандашом)        ___________________________

О ком думает девочка? (о кукле)        ___________________________

Употребление  предложно-падежных конструкций  (ответить на вопросы по картинкам)

Где стоит ваза? (на столе)        __________________________

Где лежат фрукты? (в корзине)        __________________________

У кого мячик? (у мальчика)        __________________________

Употребление числительных 2 и 5 с существительными

Два кота        _________________________

Пять котов        __________________________

Две машины        __________________________

Пять машин____________________________________________________

Образование   существительных  с   уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам)

Стол — столик        __________________________

Чашка — чашечка         __________________________

Сумка — сумочка        __________________________

Ведро —- ведерочко        __________________________

Образование названий детенышей животных

У кошки — котенок        __________________________

У лисы        _________________________

У утки         __________________________

У слонихи ______________________________________________________________________ Состояние связной речи Пересказ текста из нескольких предложений
Котенок

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Исследование фонетической стороны речи

Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность)

Кот        __________________________

Вода        __________________________

Стук        __________________________

Мост        __________________________

Спина        __________________________

Банка        __________________________

Фантик        __________________________

Ступенька        __________________________

Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения, смешения)

Гласные [а], [у], [о], [и], [э] _______________________________________________________________________________________

Согласные [б], [п], [м], [б’], [п’], [м’]________________________________________________________

[в], [ф], [в’], [ф’1_________________________________________________________________________

[Д], [т], [н], [д’], [T’] [н’]__________________________________________________________________

[г], [к], [х], [г’], [к’], [х’]___________________________________________________________________

[й]        _____________________________________________________________________

[с], [з’], [ц], [С], [з’]______________________________________________________________________

[ш], [ж]        _________________________________________

[ч], [Щ]        _________________________________________

[л], [л’]        _________________________________________

[р], [р’]_

___________________________ _____________________

Состояние дыхательной и голосовой функций

Читайте также:  Как общаться с ребенком 1 год 4 месяца

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Особенности динамической стороны речи

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза

•    Повторение слогов с оппозиционными звуками.

4        года

ба-па_____         па-ба____________________________________________________

га-ка          ка-га____________________________________________________

да-та          та-да____________________________________________________

ма-ба         ба-ма____________________________________________________

ва-ка          ка-ва____________________________________________________

ня-на            на-ня____________________________________________________

Логопедическое заключение (4 года) ____

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации

Дата______________________                         Логопед__________________________________        

Источник

Психомоторное развитие ребенка младшего возраста является неотъемлемой частью в познании окружающего мира и подготовке к дальнейшей жизни. Именно дошкольный возраст характеризуется рядом изменений и метаморфозов, от которых зависит кем станет маленький человечек. Как взрослым понять все ли в порядке, требуется ли помощь специалиста? Итак, обо всем по порядку.

Что происходит в первые 4 года жизни

Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:

  • моторика;
  • сенсорика;
  • речь;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.

В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.

Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.

Читайте также: Формирование математических представлений у дошкольников

Что оценивает психолог

Психоэмоциональный статус детей 3-4-х лет (младшей группы), который характеризуется физическим и психическим состоянием.

Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т.д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.

Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т.д.

Словарный запас ребенка, который он активно использует в своей речи, должен характеризоваться смысловой основой. В этот период он обязан иметь представление о понятии «буква», знать несколько гласных. Уметь составлять несложный рассказ на основе вопросов или наличии наглядного материала. Ребенок владеет понятиями обобщающими предметы:

  • посуда (кастрюля, сковорода, вилки, ложки и т.д.);
  • игрушки (кукла, машинка, лего, мяч, юла и т.д.);
  • мебель (стол, стул, кровать и другие предметы) и т.д.

Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков:

  • внимание – ребенок умеет сосредоточиться на 4-5 минут на предмете;
  • память – умеет запоминать около пяти предметов и называет их через несколько минут;
  • мышление – малыш должен знать все о себе (свое имя, сколько ему лет), названия окружающих предметов, может сравнить их по размеру, знает несколько геометрических фигур, названия цветовой гаммы. Имеет представление о цифрах, умеет считать от 1 до 10. Предложение новой игрушки вызывает интерес, он понимает, как с нею играть;
  • воображение – способность дорисовывать начатое изображение;
  • эмоциональное развитие – при знакомстве отвечает доброжелательностью, легко идет на контакт.

Читайте также: Короткая уздечка языка. Подрезать или растягивать?

Диагностика психомоторного развития

Для этой цели существует ряд методик, которые могут установить причину, подобрать эффективную психологическую терапию. Такая диагностика позволяет определить нарушения на раннем этапе и своевременно провести коррекционную терапию.

Психологическое обследование делится на 2 группы:

  1. Экспресс-диагностика, как правило, проводится в дошкольных учреждениях и определяет особенности психического развития.
  2. Углубленная диагностика, применяется по запросу родителей или воспитателей для определения психомоторных нарушений у ребенка, который находится в группе «риска», часто она носит консультативный характер.

Диагностику развития ребенка проводит педагог-психолог, руководствуется определенными принципами, используя следующие методики:

  • «пирамида» определяет уровень формирования восприятия цвета, величины, обучаемости и т.д.;
  • «почтовый ящик» или «коробочка» оценивает способность пространственных представлений, навыки способности сравнения объемных и плоских конструкций, степень развития моторики;
  • «разрезные картинки» способность к моделированию, смысловому и пространственному соотношению частей и единого целого;
  • «доска с предметными вкладками» оценка умения соотношения изображения с формой, с помощью моторики и мышления.

Тестирование должно проводиться в спокойной, доверительной обстановке, в хорошем настроении малыша. Необходимо использовать максимум 3 вида метода во избежание искаженных результатов.

Диагностика психомоторного развития ребенка должна проводиться только с согласия родителей. Самый ранний возраст для проведения тестирования – это 3 года.

При выявлении, каких-либо изменений благодаря тестированию, нельзя навешивать «ярлыки» на ребенка, так как итог может быть ошибочным. По результатам диагностики психолог разрабатывает персональную коррекционно-развивающую программу для каждого случая. Она поможет педагогам найти индивидуальный подход и поможет корректировать то или иное нарушение психомоторного развития.

Читайте также:  Полезен ли бассейн ребенку 4 года

В заключение хочется отметить, тестирование и разработку необходимой коррекционной терапии должен проводить только квалифицированный психолог. Не нужно самостоятельно пытаться проводить диагностику, так как результат будет ошибочным и может принести малышу лишь отрицательные эмоции, а родителям лишний стресс и негатив.

Источник

Следить за здоровьем детей надо как минимум до достижения ими 18 лет. Именно до этого возраста в родительские обязанности входит и пункт прохождения регулярных диспансеризаций. На практике же это выглядит несколько иначе.

Обычно активно здоровьем малышей занимаются мамы младенцев, как только крохи подрастают и перестают постоянно болеть ОРВИ, на этом контроль ослабляется. А на самом деле в национальной стратегии сохранения здоровья для детей предусмотрен ряд диспансеризаций, которые следует проходить, чтобы не пропустить какие-то сбои в здоровье.

Неонатальное обследование

Еще в роддоме ребенок, находясь под контролем врачей, проходит сразу несколько обследований. Так, его регулярно осматривает педиатр на предмет состояния здоровья и основных параметров. Кроме того, еще в рамках медучреждения у крохи берут материал на неонатальный скрининг по таким опасным патологиям, как гипотиреоз, фенилкетонурия, муковисцидоз, адреногенитальный синдром, галактоземия, аудиологический скрининг. Эта мера позволяет выявить тяжелые заболевания на ранних этапах и вовремя принять меры по их лечению.

В течение первого года жизни

До года кроха регулярно проходит врачей. Предполагается сразу несколько обследований и осмотров в первые 12 месяцев. Итак, в 1 месяц малыш первый раз посещает с мамой поликлинику (до этого его осматривают каждую неделю на дому, что называется патронажем новорожденных). Здесь он должен посетить сразу несколько специалистов — педиатра, невролога, хирурга, офтальмолога. В некоторых случаях предлагается еще пройти стоматолога, даже несмотря на то, что зубов, даже молочных, у малыша еще нет. 

Как обследовать ребенка 4 года

Кроме того, могут быть предложены исследования УЗИ органов брюшной полости, тазобедренных суставов, почек, ЭКГ, аудиологический скрининг. Также в раннем возрасте, пока не закрылся родничок, врачи предлагают провести обследование мозга посредством УЗИ.

В 2 месяца кроха снова приходит к педиатру на осмотр, могут быть назначены анализы крови и мочи для контроля состояния органов.

В 3 месяца снова осмотр у педиатра, вместе с которым состоянием крохи озадачится и ортопед. Кроме того, именно на этот срок обычно приходятся первые прививки, а значит, надо сдавать анализы. Присоединяется к осмотру и невролог.

Дальше ребенок посещает педиатра ежемесячно в специальные дни здорового ребенка, по необходимости получает направление к узким специалистам. Так, например, невролога надо проходить каждые три месяца в течение первого года. Регулярно сдает анализы, когда подходит время плановых прививок. Стоит помнить, что перед каждой вакцинацией малыш должен быть обследован и осмотрен врачом во избежание осложнений на фоне пропущенного заболевания.

В год малыш завершает этот цикл ежемесячных диспансеризацией полным обследованием. Он должен посетить педиатра, невролога, хирурга, ортопеда, ЛОР-врача, офтальмолога. В числе анализов предлагаются стандартные клинические исследования и ЭКГ. Сердце обследуют, чтобы оценить риски отклонений от нормы, а также проследить за закрытием открытого овального окна.

Как обследовать ребенка 4 года

От года до трех

Если здоровье малыша крепкое, он не цепляет ОРВИ без конца, посещать врача придется трижды с года до двух и по разу в году после. Итак, в год и три месяца надо пройти педиатра, то же самое в полтора. Стоит вписать в график и постановку прививок. В два года диспансеризация предполагает осмотр педиатром, стоматологом, в некоторых случаях рекомендуют пройти психиатра. В три года снова полноценный осмотр широким кругом врачей, среди которых педиатр, невролог, детский хирург, стоматолог, офтальмолог. ЛОР. Также добавляются гинеколог для девочек и уролог-андролог для мальчиков. Такие специалисты на столь раннем сроке нужны, чтобы оценить правильность строения органов половой системы, увидеть потенциальные проблемы, которые могут образоваться из-за неправильного ухода.

Читайте также:  Размеры свитера на ребенка 4 года

Также ребенок сдает клинические анализы на общую проверку процессов, которые происходят внутри.

Диспансеризация с 4 до 5 лет

Здесь режим «лайт». Предполагается, что детей, у которых нет каких-либо жалоб или заболеваний, осматривать должны только педиатры и стоматологи.

Диспансеризация в 6 лет

Тут осмотров будет больше, потому что начинается подготовка к школе. Детям советуют пройти целый список врачей. В их числе педиатры, неврологи, хирурги, стоматологи, ортопеды, офтальмологи, ЛОР-специалисты, психиатр, гинеколог и уролог-андролог. Потребуется пройти и через ряд обследований — клинические анализы крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости, почек, ЭКГ, ЭХОКг.

Как обследовать ребенка 4 года

Диспансеризация в 7 лет

Прохождение медосмотра в возрасте 7 лет практически схоже с тем, что было в 6. Правда, можно не проводить обследований УЗИ и ЭХО, ограничившись одними анализами крови и мочи.

Диспансеризация в 8-9 лет

Обследование здоровья детей в эти возрастные периоды подразумевает посещение раз в год педиатра и стоматолога.

Диспансеризация в 10 лет

В первую десятилетку для детей предусмотрено глобальное обследование, которое, кстати, нередко организуется группами в школе. Для детей выделяют отдельное время и дают направление в поликлинику, к которой прикреплена школа.

В рамках такого обследования дети проходят педиатра, невролога, стоматолога, эндокринолога, ортопеда, офтальмолога, эндокринолога и ЛОРа. Сдают анализы.

До следующего этапа советуют ходить раз в год к педиатру на осмотры.

Как обследовать ребенка 4 года

Диспансеризация в 13 лет

Еще одна рубежная дата для детей, которые переходят в статус «подростков». Здесь предусмотрено посещение педиатра, стоматолога, психиатра, гинеколога и уролога-андролога. Дальше до 15-17 лет дети могут быть свободны.

Диспансеризация в 15-17 лет

Организм в эти годы стремительно меняется, параллельно возрастают нагрузки. Поэтому обследование детей данной возрастной категории будет достаточно масштабным.

Оно включает в себя прохождение таких врачей, как педиатр, хирург, стоматолог, эндокринолог, невролог, ортопед, офтальмолог, ЛОР, психиатр, гинеколог и уролог-андролог. Предлагаются к сдаче и такие анализы, как клинические исследования крови и мочи, УЗИ брюшной полости, почек, ЭКГ. Многие обследования проводятся в рамках подготовки справки для поступления в вуз.

Порядок организации

В разные возрастные периоды «набор» врачей, которые должны осматривать ребенка, разнится. Когда составляется программа, врачи особое внимание уделяют учету статистики характерных патологий для того или иного возраста. Так, например, считается, что большая часть проблем со слухом у детей определяется на первом году жизни. А вот оценивать состояние половой системы раньше, чем ребенку исполнится 3 года, нецелесообразно.

Приведенная стандартная программа диспансеризация по мере необходимости может быть расширена и дополнена — так происходит в тех случаях, когда у ребенка обнаруживаются какие-то отклонения от нормы. Важно понимать необходимость своевременных диспансеризаций. Ведь организм ребенка гибче взрослого, поэтому многие начинающиеся патологии можно быстро вылечить, не допустив их хронизации. Во взрослом же возрасте справиться с последствиями заболеваний из детства обычно сложно, а то и невозможно.

График прививок

Не стоит забывать и про прививки, которые входят в национальный календарь. Они также позволяют сохранять здоровье детей и защищать их от опаснейших инфекций с непредсказуемым результатом.

Возраст

Прививка и ревакцинация

В первые сутки после рождения

Первая прививка от гепатита B

3-7 суток со дня рождения

Вакцинация против туберкулеза

1 месяц

Вторая вакцина от гепатита B

2 месяца

Третья вакцина от гепатита B для детей из групп риска, а также первая вакцина от пневмококковой инфекции

3 месяца

Первая прививка АКДС – от дифтерии, коклюша, столбняка;

Первая вакцинация против полиомиелита;

Для групп риска первая вакцинации от гемофилии

4,5 месяца

Вторая вакцинация АКДC;

Для групп риска вторая вакцинация от гемофилии;

Вторая вакцинация от полиомиелита;

Вторая вакцина от пневмококка

6 месяцев

Третья вакцинация АКДС;

Третья вакцинация от гепатита B;

Третья вакцина от полиомиелита;

Для групп риска третья вакцина от гемофилии

1 год

Вакцинация против кори, краснухи, паротита (свинки);

Четвертая вакцинация против гепатита B для групп риска;

Ревакцинация от пневмококка

1 год и 3 месяца

Ревакцинация против пневмококка

1 год и 6 месяцев

Первая ревакцинация от полиомиелита;

Первая ревакцинация АКДС;

Для групп риска ревакцинация от гемофилии

1 год 8 месяцев

Вторая ревакцинация от полиомиелита

6 лет

Ревакцинация против кори, краснухи, паротита

6-7 лет

Вторая ревакцинация против дифтерии и столбняка;

Ревакцинация против туберкулеза

14 лет

Третья ревакцинация от дифтерии и столбняка;

Третья ревакцинация против полиомиелита

18 лет

Каждые 10 лет ревакцинация от дифтерии, столбняка

График прививок может корректироваться по фактическому здоровью детей. Например, если они прибаливают на момент плановой постановки прививки, ее можно перенести. Но затягивать тоже не стоит. Ведь несвоевременные прививки снижают иммунитет.

Источник