Как объяснить ребенку в 2 года что драться нельзя



Площадка, детский сад, школа – любое из этих мест может стать местом драки между детьми. И если в дошкольном возрасте это выглядит даже немного забавно, то в подростковом недалеко до серьёзных увечий. Если любимое чадо часто выясняет отношения с помощью кулаков, отвечать за это, скорее всего, будут родители. Поэтому основная задача старшего поколения – сделать всё возможное для снижения агрессивности ребёнка, но для начала нужно выяснить её причины.

Почему ребёнок дерётся

Агрессия, по утверждению психологов, – естественная часть взросления любого ребёнка. Даже в 3 месяца, когда мама скрывается из поля зрения грудничка, а он начинает сучить ножками и покряхтывать – это уже проявление недовольства. Но по-настоящему биться малыш будет в более старшем возрасте. Детский психолог Татьяна Малютина утверждает, что агрессивное поведение – неизбежный спутник возрастного кризиса у ребёнка. А вот до года сложно говорить об осознанном причинении боли, скорее агрессия вызвана физиологическими причинами.

Дети до года часто кусаются просто потому, что у них чешутся дёсны перед прорезанием зубов

От года до двух

Ощутимое в прямом смысле проявление агрессии появляется с годовалого возраста, когда малыш уже умеет ходить и начинает повсюду лезть. А родители раздражают его тем, что по 200 раз на день говорят: «Нельзя!» Поскольку словами он своё недовольство высказать не может, в ход идут щипки, удары и укусы. Помимо этого, ребёнку просто может казаться смешным, когда мама дёргается от ударившей её крохотной ладошки.

В 2-3 года

Начиная с двух лет малыш уже твёрдо стоит на ножках и понимает, что такое запрет. Однако испытывает огромное желание узнать границы, за которые простирается его свобода. Одним из таких способов является драка: «А что мне будет, если я ударю?». Существует два фактора, провоцирующих такой вариант поведения:

  • Родители всё прощают ребёнку, а он продолжает и дальше искать границы, которые ему невозможно будет преодолеть. Такая ответственность за собственное поведение не по силам крохе, и он выбирает единственный известный ему способ борьбы с неоднозначной ситуацией – кулаки.
  • Несерьёзное отношение к любимому чаду – поведение ребёнка воспринимают всего лишь как злую игру, которая не может привести к чему-то плохому. А малыш воспринимает это как равнодушие и хочет обратить на себя внимание.

Иногда ребенок проявляет агрессию к маме, чтобы привлечь её внимание

Иногда причина драки более банальна – у малыша отобрал что-то другой ребёнок или не отдают его собственную игрушку, а родители не пытаются вернуть нужную вещь. И тогда он сам начинает восстанавливать справедливость, как умеет.

В два-три года дети дерутся на площадке из-за того, что не поделили что-то

Психологи отмечают, что если от года и примерно до 3,5 лет кроха дерётся без видимой (по мнению родителей) причины, он сражается с непонятным и злым миром, который его окружает. Например, мама увлечённо разговаривает по телефону, и когда к ней подходит кроха, просясь на руки, кричит, что он мешает ей. Тогда малыш может вырвать у неё аппарат и кинуть на пол, а любимую родительницу ударить или ущипнуть. Для ребёнка это была непонятная ситуация, с которой можно справиться только силовым методом, ведь сказать он ещё почти ничего не может.

С 3 до 7 лет

С 3 до 7 лет малыш уже дерётся по достаточно веским причинам. Данный возраст ознаменован развитием выраженного чувства собственности. А ещё кроха уже понимает, что такое обида и иногда защищает своё чувство собственного достоинства кулаками. Однако указанные факты часто являются лишь поводом для рукоприкладства. А вот причины могут быть такие:

  • У ребёнка плохо развита речь, он не выговаривает звуки или страдает от замедленного развития, поэтому ему проще и быстрее ударить, чем подобрать нужные слова для отстаивания своей точки зрения.
  • Проба новой модели поведения – малыш ищет способ добиться желаемого. И если уговоры не помогают, он попробует другой метод – причинение физической боли.
  • Проблемы со здоровьем – иногда ребёнок чем-то болен и, испытывая физический дискомфорт, не может с ним смириться. Единственный способ избавиться от накопившегося негатива – выплеснуть его в драке.
  • Когда малыш в таком возрасте бьёт маму, это может быть проявлением ревности к появившемуся на свет брату или сестре. Так же остро чадо реагирует на равнодушие к нему родительницы.
  • Ребёнок не умеет общаться и играть с другими детьми. Иногда такое бывает, когда малыш только пошёл в садик, а до этого редко контактировал со сверстниками. Дружить с ним остальным детям неинтересно, и тогда он может ломать чужие игрушки, разрушать построенное одногруппниками. Главное его развлечение в этом случае – играть в догонялки с обиженными детьми. А если ещё и пнуть воспитателя удастся – день однозначно удался!

Если ребёнок не умеет доказывать правоту словами, скоре всего, он будет действовать запугиванием

Детская психология иногда оперирует таким понятием, как негативное самопредъявление. Это означает, что ребёнок или подросток в любом возрасте привлекает внимание окружающих с помощью плохих поступков. Обычно это происходит в случаях, когда ему не хватает внимания самых родных людей.

Видео: доктор Комаровский о реакции на агрессию ребёнка

Дети школьного возраста

Поступив в школу, дети могут драться по таким причинам:

  • Школьник пытается стать лидером или же создать себе в классе статус единственного и неповторимого, которым он является в семье.
  • По словам психолога Ижевского центра профилактики «Подросток» Игоря Перевозчикова, использовать физическую сил школьник может, чтобы самореализоваться по причине гиперопеки в семье.
  • Из-за бедности дети часто страдают от заниженной самооценки, ведь они не могут себе позволить такую же одежду или телефон, как их сверстники. Поэтому авторитет они зарабатывают кулаками.
  • В некоторых случаях из-за религиозных или даже семейных традиций школьник сильно отличается от одноклассников и становится изгоем. И тогда у него два выхода – стать «козлом отпущения» всего класса или силой доказывать, что он не хуже других.

Одна из основных причин агрессии ребёнка любого возраста – плохой пример. Он может видеть, как дома папа бьёт маму, его самого могут наказывать побоями. Иногда решение проблем рукоприкладством перенимается у героев мультфильмов, кинолент или компьютерных игр.

В школьном возрасте дети преимущественно дерутся, когда пытаются приобрести авторитет или защитить свое достоинство

Как отучить ребёнка драться

Если ребёнок до трёх лет бьёт маму или папу, попробуйте такие действия:

  1. Спокойно и уверенно скажите, что вам больно, когда вас бьют, и вы такого не хотите.
  2. Мягко перехватите руку малыша, занесённую для удара, и опять скажите – вам не нравится, когда вам причиняют боль.
  3. Если в процессе «избиения» малыш находится у вас на руках, после третьего удара спустите его вниз и скажите, что не хотите его держать, пока он дерётся.
  4. Если кроха разрыдался после спуска на землю, возьмите его вновь, ведь ваша задача – не наказать его, а объяснить, как не надо делать.
  5. Если малыш опять распустил руки, спустите его вновь, объясняя, почему это сделали. При начавшемся плаче не берите его сразу на руки. Потерпите немного, но, конечно, до истерики доводить чадо не следует. Взяв на руки, удерживайте ладошки крохи от удара.
  6. Если в процессе игры с малышом он начинает распускать руки, после третьего удара перестаньте играть, объясните почему и выйдите из комнаты. Так вы покажете, что на таких условиях не согласны продолжать развлечение.

Лучший способ объяснить ребёнку, что драться плохо – сказать ему, что он сделал вам больно, а это никому не нравится

Если малыш бьёт других детей, нужно следовать другим правилам:

  1. Попробуйте перехватить ручку, которой кроха хотел ударить. Объясните, что он причинит ударом боль другому ребёнку, и тот заплачет.
  2. Если удар уже состоялся, покажите, что обиженный кроха плачет или морщится. Скажите, что драться нехорошо и обязательно поясните почему.
  3. Предложите другой вариант поведения – если малыш не отдаёт игрушку, лучше попросить, а не ударить. Ещё один способ – попросить кроху обнять оппонента, а не применить к нему силу.
  4. Если ваш ребёнок не поддаётся увещеваниям, демонстративно пожалейте обиженного, а своего уведите играть подальше от детей. Так вы показываете, что малыши, которые бьют других, играют отдельно.

Один раз я наблюдала на площадке такую картину: одна девочка лет 4 ударила другую, и та побежала жаловаться маме. А мамаша в матерных выражениях спросила, зачем она к ней пришла, если надо просто «мочить» обидчицу, чтобы больше не лезла. В итоге зарёванный ребёнок пошёл к агрессорше, повалил её в песок и стал тягать за волосы, пока та не завыла от боли. И только тогда мамуля обидчицы обратила внимание на ситуацию, растащила девчонок и обложила матами всех – и свою дочурку, и обиженную, и её мать. Так до сих пор и не пойму, кто из них поступил хуже.

Ребёнок старшего дошкольного возраста обычно уже умеет выражать свои мысли, у него сформировалось ядро характера, поэтому драка для него – не развлечение, а способ выразить накипевшее. В связи с этим и подход должен быть другим:

  • Попытайтесь выяснить причины агрессии малыша. Возможно, его обижают в садике или на площадке, иногда родители других детей могут говорить при нём о том, какой он тяжёлый и драчливый. Выяснить это можно, расспросив самого ребёнка, воспитателей или даже других детей. Если причина внешняя – вначале поговорите со взрослыми, которые окружают кроху и могут стать причиной его агрессии. Если результат нулевой, возможно, придётся задуматься о том, чтобы поменять окружение – перевестись в другой сад, ходить на иную площадку.
  • Если причиной драчливости ребёнка становится ревность к новорождённому или даже мужу, всё, что может сделать мама – доказывать ему, что любовь к малышу по-прежнему в её сердце. Почаще обнимайте кроху, целуйте, говорите, что любите. А ещё обязательно заведите традицию раз в день заниматься чем-то вместе с ребёнком – читать сказку, рисовать.
  • Иногда младший говорит, что его обижает старший, и родители, естественно, наказывают провинившегося, ведь не мог же соврать милый крошка! Между тем не всегда младшенький говорит только правду, уже к 3 годам малыш учится манипулировать окружающими и, если заметил, что после жалоб родители идут ему навстречу, будет продолжать такую линию поведения. А старший ребёнок при этом ощущает глубокую обиду из-за недоверия к нему взрослых и на самом деле начинает бить и обижать младшего. Поэтому родители должны в спорных ситуациях говорить меньшему, что старший/-ая лучше знает как надо, ведь у него больше опыта. Благодаря таким разговорам более взрослый брат или сестричка может на самом деле вести себя ответственнее и перестать драться. Кроме того, не стоит наказывать ребёнка, если вы лично не видели, как он обижает малыша, лучше попробуйте скрытно понаблюдать за их игрой, чтобы знать расстановку сил.
  • Если внешних причин агрессивности нет, стоит обратиться к педиатру. Иногда даже обычный анализ крови и мочи помогает выявить проблемы со здоровьем, ставшие причиной раздражительности. В этом случае врач направит вас с ребёнком к нужному специалисту. Если исследования не выявили отклонений, возможно, придётся обратиться к детскому психологу.

Когда моему младшему (Максиму) было 2,5 года, а старшему (Никите) 5, возникла такая ситуация: Никита отпихнул Макса, и я поставила его в угол, а обиженного взяла на руки и пожалела. В следующий раз младший подходит ко мне и говорит: «Няня (Никита) бьётся!», однако старший правдоподобно кричит, что он ничего не делал. Для профилактики сказала, что, если будут драться, обоих поставлю в угол. На этом они успокоились, а через какое-то время я заметила, что младший жалуется, чтоб его взяли на руки и пожалели. После этого я наказывала их, только если сама видела, что кто-то провинился.

При повышенной агрессивности у школьника действуют такие приёмы:

  1. Постарайтесь выяснить причину драчливости ребёнка.
  2. Дайте школьнику высказать свою точку зрения, не перебивая его. Стройте разговор в форме мирного диалога, а не злобного монолога.
  3. Попробуйте решить проблему самостоятельно, если причина внешняя. В ином же случае придётся обратиться к помощи психолога.

Любой разговор с ребёнком на тему конфликта должен происходить в доброжелательной атмосфере

Чего делать не стоит: ошибки в воспитании

Иногда при воспитании детей родители совершают действия, которые сводят на нет все их педагогические усилия. Так, при отучении ребёнка от драк нельзя делать следующее:

  • Бить в ответ. Так вы показываете, что реагировать побоями на сложную ситуацию – это нормально, а ведь родители для малыша – главный пример для подражания. Кроме того, он будет думать, что избиение сильным слабого – обычное дело. Также ребёнок может сделать вывод: наказывают его не за причинение боли другому малышу или взрослому, а за непослушание родителям, то есть надо просто бить так, чтоб никто из взрослых не заметил.
  • Громко кричать и бранить. Таким способом вы показываете, что орать на кого-то более слабого – это норма. Ещё хуже – громко и при посторонних высказывать своё мнение о поступке ребёнка и его несносном характере. Такое прилюдное унижение – огромный удар по самомнению малыша.
  • Притворяться, что плачете. Дети – тонкие психологи и чутко считывают эмоциональное состояние родителей, особенно мамы. Для них поддельный плач – увлекательный спектакль, устроенный специально для них. Так почему бы не повторить действие, которое его спровоцировало?
  • Пристыдить. Для детей в возрасте до 3,5 лет стыд – понятие полностью абстрактное, поэтому говорить, что чаду должно быть стыдно, бессмысленно.
  • Не стоит говорить ребёнку что-то наподобие: «Ну почему ты так ненавидишь сестричку? Какой ты жестокий мальчик! Будешь так делать, вырастешь – в тюрьму попадёшь!» Всегда помните, что как корабль назовёшь, так он и поплывёт.
  • Игнорировать агрессию ребёнка. Иногда родители думают, что кроха перерастёт период драк и в конце концов опять станет их любимым ангелочком, каким был в 3-4 месяца. Но они правы лишь в том случае, если в ситуации с дракой будут рассказывать ребёнку, что он поступил плохо и почему.

Основная ошибка при отучении детей от драки – бить их в наказание

Нужно ли учить ребёнка давать сдачи, чтобы постоять за себя

Учить малыша давать сдачи или нет? Неимоверно сложный вопрос для многих ответственных родителей. И однозначного ответа на него нет, ведь даже у психологов мнения разнятся. Так, одни считают, что учить ребёнка бить в ответ неправильно. Причин тому несколько:

  • чадо в дошкольном и младшем школьном возрасте не умеет контролировать свою силу и может сильно поранить обидчика;
  • ответный удар может вызвать ещё один выпад, и в итоге начнётся бой без правил, ведь агрессия вызывает агрессию.

Оптимальный вариант – обходить задиру стороной, а в случае конфликта научить ребёнка говорить, что ему не нравится, когда его бьют.

Параллельно важно привить дошколёнку самую выигрышную стратегию поведения: всегда говорить другим людям, включая детей, о своих чувствах. Обидчику можно и нужно обозначить вслух: «Мне больно! Прекрати меня бить!», «Мне обидно, ты разрушил моего снеговика!», «Я злюсь на тебя, ты сломал мою игрушку!». Защищать свои границы означает в первую очередь уметь о них сообщать.

Сложная дилемма для родителей: учить или не учить ребенка давать сдачи

Другие же психологи считают, что неправильно запрещать ребёнку давать сдачи, особенно мальчикам. Специалисты приводят такие аргументы:

  • мы живём в жестоком мире, и человек, который не умеет защищать себя, может плохо кончить;
  • ребёнок, которого приучили терпеть побои, ощущает себя очень униженным, так можно сломать его личность.

Маленького человечка нужно приучать к тому, что первым бить нежелательно, хотя иногда это единственный способ ответить на нефизическую агрессию. Расскажите школьнику, что нельзя бить по голове, в живот и ниже пояса, это смертельно опасно. И вообще, главное – дать понять любимому чаду, что он должен реагировать на оскорбление согласно ситуации, проявляя гибкость мышления.

Отметим, что по большей части всё вышесказанное относится к мальчишкам. А вот к девочкам нужен особый подход. Им стоит дать понять – с мальчиками драться нельзя и провоцировать их тоже, ведь рано или поздно она может столкнуться с мужчиной, которого не учили, что бить представительниц слабого пола плохо. Когда её обижают, стоит вначале поговорить с обидчиком, если не поможет, рассказать взрослым.

Ребёнка целесообразно всё-таки обучать так, чтобы его представления о мире совпадали с реальностью, какой бы она ни была. Собственно, именно поэтому дочерей и сыновей мы учим разным вещам. «Дай сдачи!» – формулировка правильная, но только для мальчика. Она приучает парня защищать свои границы. Знаю, многие воспитатели и учителя со мной не согласятся, ведь они часто просят родителей не учить ребёнка давать сдачи. Но это глупо. Любое поведение, которое в принципе соответствует сложившимся обстоятельствам, нормально. Ненормально другое: подавать ему идею, что он должен терпеть и сдерживаться в те моменты, когда другие этого не делают.

Важный момент: не стоит учить детей, что нельзя рассказывать взрослым о проблемах со сверстниками – это вовсе не ябедничество, а призыв о помощи. Лучше объясните: когда ваше чадо чувствует, что само не справляется, лучше рассказать старшим. Возможно, это даже спасёт кому-то жизнь.

Драки – естественная часть взросления ребёнка. Существует множество причин агрессивности – как внешних, так и внутренних. Но только от вас зависит, закрепится ли привычка размахивать кулаками, или маленький человечек научится решать конфликты мирным путём.

  • Автор: yuliya.lebed
  • Распечатать

Оцените статью:

(1 голос, среднее: 5 из 5)

Источник

Каждый родитель может столкнуться с детской агрессией, направленной как на взрослых, так и на сверстников. Благодушный прежде малыш вдруг начинает кидаться игрушками, замахиваться на маму, кусать сестру или бить соседского мальчишку на площадке из-за места в песочнице. Любое препятствие на его пути вызывает гнев, чадо сердится, кричит и пытается доказывать свою правоту кулаками. Как действовать в такой ситуации? Почему ребенок дерется, как направить его в позитивное русло?

Если ребенок начинает замахиваться на родителей, нужно срочно выяснить причину поведения и скорректировать ситуацию

Убираем панику

Итак, взрослый столкнулся с агрессией чада. Для начала не нужно паниковать. Специалисты утверждают, что проявления агрессии у детей связаны с инстинктом самосохранения. Малыш дерется не из-за вредности, таким способом из него выходит энергия. Задача родителя – не перекрывать ее поток, а направлять в другое, более позитивное русло.

Когда мы начинаем гневаться в ответ, ругать дерущегося малыша, то совершаем сразу несколько ошибок. Это:

  1. поток энергии у детей перекрывается, его эмоциям нет выхода;
  2. взрослый показывает пример, что на злость надо отвечать повторной злостью.

В результате неправильного поведения родителей дети выносят урок, что взрослые сильнее, а вот на того, кто слабее, можно нападать. Часто такие детки становятся зачинщиками всех драк, они дерутся в детском саду, школе. В группе детского садика они царапаются, щипают ребят. Не стоит этому удивляться – такой пример им показали взрослые.

Обижаются, сердятся буквально все люди. Взрослый может справляться со своими эмоциями, ребенок еще нет. Испытывать отрицательные чувства – это совершенно нормально для любого человека, в том числе и наших детей. Бояться чувств не нужно, но задать себе несколько вопросов будет полезно. Спросите себя: «Из-за чего мой ребенок испытал такую бурю чувств, какова причина?», «Как научить его контролировать гнев?».

Существует несколько мотивов, которые побуждают малыша использовать агрессию при разрешении спорной ситуации или защиты. Стоит разобраться, какая из них подходит к вашей, а потом уже принимать меры.

Гнев – нормальная человеческая реакция, нельзя запретить ребенку испытывать подобные эмоции

Разбираемся с причиной

  1. Множество запретов. Малыш скован запретами и не может естественным образом удовлетворять естественные познавательные потребности. Дети не могут рассказать, что для них важно быть активными, поэтому они выражают свой протест доступными способами – криком, стуком, яростным сопротивлением.
  2. Любопытство. Ребенок дерется, швыряет предметы, кричит, обзывается, чтобы посмотреть на реакцию родителей. Например, карапуз в полтора года изучает таким способом мир и реакции взрослых на свои поступки.
  3. Ревность. Детская ревность к кому-либо может выражаться драками и агрессией по отношению к «сопернику». Так выражается борьба за внимание мамы, папы или воспитательницы.
  4. Утомляемость. У маленьких детей эмоциональное возбуждение наступает быстрее, чем у взрослых. Большая эмоциональная нагрузка приводит к агрессивной разрядке, у ребенка нет другого способа выразить свою усталость. Его поведение не говорит о том, что он не слушается (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок в 2 года не слушается родителей по мнению Комаровского?).
  5. Безделье. От скуки ребенок может искать себе развлечение, он не может себя занимать. Например, двухлетний карапуз не умеет самостоятельно играть, он ищет развлечения.
  6. Пример семьи. Авторитарное поведение в семье копируется детьми быстро и на бессознательном уровне. Если у родителей принято решать проблемы неконструктивным способом, то у чада формируется стойкая привычка поступать так же. Пример старших может спровоцировать на драку. «Дай ему сдачи», «Ударь его в ответ», «Покажи ему, кто сильней» (рекомендуем прочитать: как научить ребенка давать сдачи, когда его обижают?). Взрослые хвалят за агрессию, оправдывают его сомнительные победы.
  7. Способ быть услышанным. Ребенок до года и старше не может объяснить словами свои чувства, его не понимают близкие. От отчаяния он бросается в крайности. С пяти-шести лет дети могут осознавать свои поступки и рассказывать о причинах своего поведения.
  8. Регрессия. Резкая смена обстановки возвращает старую привычку. Неблагоприятные обстоятельства, переезд, развод вызывают защитные обстоятельства. Одни дети могут начать грызть ногти, сосать палец, другие справляются со стрессом драками (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок сосет пальцы?). Это своеобразный способ вспомнить о хороших спокойных временах.

Если ребенок сталкивается с агрессией дома, то она также становится основой его взаимодействия с другими

Как поступать родителям драчуна?

Когда родителей ребенка-драчуна спрашивают о том, что они делают с родным чадом после проявления агрессии, то они часто отвечают однотипно. Обычно драчунов ставят в угол, наказывают или ругают.

Психологи уверяют, что насильственный метод борьбы мало помогает и неконструктивен. Если вы решаете наказать, то запрещено в ответ бить малыша. Вы только укрепляете его в правильности агрессии! Когда возникла необходимость поругать, то нужно обязательно сказать: «Я тебя очень люблю, но мне не нравится такое поведение, оно меня расстраивает».

Задача взрослого – объяснить ребенку, как надо решать проблему. Можно обнять чадо, хотя это и непросто после нехорошего поступка. Не стоит молчать и игнорировать, иногда эмоциональная и искренняя реакция родителя запоминается лучше, чем холодное молчание.

Разработка действий

Что же делать родителям драчуна? Когда маленький ребенок дерется, то стратегия может быть следующей:

  1. Малыш должен быть избавлен от лишней опеки и непрекращающихся запретов, указаний. Стоит понаблюдать за собой. Какие действия, слова, поступки приводят к агрессивному поведению чада? Нужно пересмотреть тактику поведения, тогда сопротивление и злость малыша будет уменьшаться.
  2. Не рекомендуется использовать компромиссное поведение. Если хулиганский поступок будет замят, то малыш будет считать, что он прав и ему все позволяется. В следующий раз объяснить ему, почему так нельзя делать, будет в несколько раз сложнее. Стоит быть последовательными.
  3. На агрессивный поступок необходимо реагировать незамедлительно. Когда делается замечание, то оно должно быть произнесено негромким, но уверенным голосом. «Стоп! Прекрати немедленно», «Мне не нравится, если дерется ребенок и обзывается». Надо четко и ясно обозначать позицию по этому вопросу.

Советы педиатров

Как отучить ребенка драться? Врач-педиатр Комаровский Евгений высказывает следующее мнение: «У меня немного иное отношение к тому, почему дети показывают агрессию и как исправлять подобное поведение. В некоторых случаях оно отличается от советов психологов. Я считаю, что проявление агрессии ребенка к взрослым связано с проявлением неких инстинктов. При этом у него есть и другой инстинкт – ребенок будет уступать, если будет видеть, что тот, против кого он воздействует физически, сильнее. В этом случае нужно всегда на любой физически агрессивный акт, например, поднятие руки на маму, ответить контролем.

Нельзя оставлять безнаказанной физическую агрессию. Есть много способов остановить насилие, часто оно начинается с малого, а потом перетекает на взрослого. У родителей есть все возможности контролировать поведение своих чад. Именно они покупают ему сладости, включают мультфильмы, гуляют и организовывают социальные контакты. Когда он ведет себя не так, как нам хочется, его можно ограничить. Нужно учитывать, что эта тема все же психологическая, а не педиатрическая». Метод доктора можно применять или воспользоваться другими способами, Комаровский все же больше является специалистом в педиатрической практике.

Психологические советы

Вот что советует психолог Бердникова Анна: «Чтобы верно отреагировать на агрессивный поступок своего ребенка нужно прислушаться к своим чувствам. Что я ощущаю? Это важно, так как наши чувства помогут нам понять, что же происходит в реальности. Во время агрессивной вспышки стоит прислушаться к себе. Что вы ощущаете? Обиду? Злость и стремление победить маленького негодяя, показать ему, кто здесь первый и главный?

Родителям очень важно отследить, какие чувства у них вызывает поведение ребенка

Когда чувствуется обида, нужно разобраться, что заставило малыша причинить ее вам? Что на душе у него самого? Чем вы его обидели или регулярно обижаете? Когда чувствуете злость, то между вами деструктивные отношения, присутствует борьба за власть. В этой ситуации важно сделать первый шаг навстречу – перестать бороться за лидерство. Только поняв причину, можно решить проблему с драчуном».

Меры и профилактика

Что же предпринимать, если ребенок дерется в детском саду, дома, на площадке с соседскими детьми? Рекомендации:

  1. Убираем негативные эмоции. Дети берут пример с увиденной картинки и услышанных слов. Часто малыш окружен мультфильмами с драками, то он может брать пример с любимых героев. Когда вы увидели агрессивный акт в мультфильме, который смотрит малыш, то нужно обязательно его обсудить. Основной вывод – зло наказывается, дерутся, ругаются только плохие герои. Покажите пример доброго поступка, выберите книгу или фильм с конструктивным решением проблемы.
  2. До 2-3 лет ребенок не может сдерживать свои эмоции, его чувства выражаются в поведении. Нет ничего удивительного, что малыши часто вырывают друг у друга игрушки и плачут, если им не удается добыть новый для них предмет (рекомендуем прочитать: что делать родителям, если ребенок плачет в детском саду?). В этом возрасте ребенок может замахнуться на маму или сказать ей «Уйди, ты плохая». Нужно рассказывать чаду, что так делать нельзя. Малыш устал, перевозбудился, иногда ему очень трудно удержаться от агрессивных эмоций. Обнимите его, скажите, что понимаете его обиду и хотите помочь.
  3. Применяйте метод активного слушания. Выражайте чувства иначе. Помогите ребенку разобраться в своих ощущениях. Вместо фразы: «Ты плохой мальчишка, я тебя сейчас накажу», стоит сказать: «Ты рассержен на Ваню, что он не дал тебе самокат». Удивительно, но проговоренные чувства могут свести на нет агрессивную вспышку. Для маленького человечка важно, когда понимают его чувства.
  4. Не стоит бояться показывать свое недовольство. К 4-5 годам дети понимают чувства родителей. Если ребенок подрался, то можно сказать «Я очень расстроена поступком, мне грустно, что мой сын решает проблемы таким способом». При выражении чувств не переходите на личность чада, говорите о своих чувствах.

Дополнительные советы

  1. Не нужно кричать или опускаться до детского уровня. В самой сложной ситуации не стоит забывать о своей мудрости и опыте.
  2. Когда игра с малышом переходит в драку, отказывайтесь от нее. Твердо скажите «Стоп» или «Нет». Замахивания на вас продолжаются? Оставьте его одного. Расскажите малышу, что игра будет продолжена, но в спокойной обстановке. Сделайте акцент на том, почему именно вы не хотите так играть.
  3. Нельзя обзывать и бить в ответ ребенка. Ругайте за поступок, а не его самого. «Драчун», «плохой», «нехорошая девочка» и другие эпитеты необходимо вычеркнуть из общения с чадом при любой ситуации. Важно озвучивать только неприятие акта агрессии.
  4. Если началась истерика, то нужно настоять на своем (рекомендуем прочитать: как правильно реагировать на истерики ребенка в 2 года?). Когда вы уже сказали, что это исключено, не стоит поддаваться на манипулирование. Умейте мягко отстаивать свою позицию, постепенно можно отучить ребенка драться.
  5. Не стоит угрожать, призывать на помощь «милиционеров, злых дядь и теть». Всем знакома фраза: «Заберите его, нам такой плохой малыш не нужен». Эта сильная психологическая травма для эмоционального развития.
  6. Необходимо отмечать хорошие поступки и поведение. Хвалите, когда сын или дочь поделились игрушкой с ровесником, удержались от удара, годовалый малыш не стал кусать брата или замахиваться на друга. Закрепляем положительное поведение!

Иногда дети оказываются жертвой драчунов, этот случай стоит разбирать отдельно. Из-за чего на ребенка нападают сверстники? Часто в семье растут два разных ребенка. Стоит учитывать темперамент малышей, особенности воспитания, лабильность нервной системы. Когда родители не справляются с драчуном самостоятельно, лучше обратиться к специалисту для консультации и выявления причин агрессии.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Источник