Как не пропустить развитие ребенка

Как не пропустить развитие ребенка thumbnail

Почему развитие ребенка должно быть своевременным?

Наверняка, все родители замечали, что иногда бывает такое: учишь чему-то ребенка, учишь, ну например, буквы, но он совершенно их не усваивает месяц, два, год, а потом р-р-р-раз! И за пару дней все выучил. А если даже до этого год не учить, но начать «учить» вовремя, тоже будет р-р-раз, и все выучил. Но существуют и обратные случаи: пропустил ребенок некоторый период развития, и какой-то навык не сформировался, например, речь у детей-маугли, и потом уже научить ребенка чрезвычайно сложно, а порой невозможно. Почему же так происходит?

В этой статье мы поговорим о том, что такое ведущая деятельность и сензитивные периоды развития. И вы узнаете, какой период важно не упустить, и как использовать эти периоды, можно даже сказать, естественную природу ребенка, для максимального его развития.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сначала сложное определение: Ведущая деятельность — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.

Проще говоря, не все занятия ребенка одинаково влияют на его психику. Занимается ребенок, условно, Действием 1 и Действием 2. Когда он занимается Действием 1, то это каким-то образом его определенно развивает, дополняет опыт, расширяет кругозор, но качественно не влияет на его психические процессы или формирование личности. А вот если он занимается Действием 2, вот тут происходят мощные процессы, которые коренным образом влияют на то, каким станет ребенок и как пойдет его развитие.

Давайте посмотрим теперь по возрастам, какая ведущая деятельность какому возрасту соответствует.

  • С рождения до 1 года – непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым.
  • С 1 года и до 3 лет – предметно-манипулятивная.
  • С 3 до 7 лет – сюжетно-ролевая игра.
  • Младшая школа – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – личностное общение со сверстниками.
  • Юношеский возраст – профессионально-учебная деятельность.

Это совершенно не означает, что в конкретном возрасте ребенок должен заниматься все время только «правильной» ведущей деятельностью, но именно она оказывает на него максимальное влияние. Если Вы будете 10-месячному малышу показывать картинки с животными, это будет для него возможно интересно и познавательно, но обнимашки-целовашки, подкидывания вверх, нежные разговоры будут иметь куда более важное значение для его развития и становления его личности. Учить буквы в 4 года для кого-то окажется вполне правильной идеей, но стоит не забывать, что наибольшее влияние на развитие будут оказывать игры.

7-летка и учеба – это то, что нужно!

Сензитивные периоды

В жизни ребенка существуют также периоды, в которые ребенок наиболее восприимчив к приобретению тех или иных умений и навыков. Эти знания очень полезны для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для развития ребенка.

Каждый такой период длится ограниченное количество времени, и если мы его пропускаем, то восполнить пробел бывает очень трудно или невозможно. Такое вот своеобразное «окно возможностей», которое в какой-то момент закрывается. Например, если в период освоения речи ребенок был в неречевой среде (дети-маугли, дети с сильной педагогической запущенностью), то в более позднем возрасте он уже не способен на полноценное ее освоение.

Какие же выделяют сенситивные периоды развития?

  • Сензитивный период развития речи (0-6 лет)
  • Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)
  • Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
  • Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
  • Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)
  • Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

Свободная игра прекрасна для всего дошкольного периода и даже позже. Тут тебе и порядок, и маленькие предметы, и всё-всё-всё.

В следующих статьях я Вам подробнее расскажу о каждом из этих периодов!

Надеюсь Вам оказалась полезной эта информация. Спасибо, что дочитали! Подписывайтесь на канал, ставьте лайк и я буду больше и чаще делиться полезными статьями и своими наработками из практики педагога по детскому развитию и творчеству!

Источник

Пытаясь вырастить вундеркинда, многие забывают о простой вещи — эмоциональном состоянии ребёнка. Вот советы, которые помогут не перегнуть палку.

Как не пропустить развитие ребенка

Виктория Шиманская

Психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков».

Польза раннего развития сильно преувеличена

Статистика сегодняшнего дня неприятно впечатляет: завышенные требования родителей, отсутствие условий для свободной и непринуждённой игры, дефицит внимания и опеки со стороны взрослых. В итоге получаем ежедневный стресс, а в начальных классах школы — ежечасный.

Ребёнок, физически не способный выполнить поставленные перед ним задачи, постоянно сталкивается с демонстрацией недовольства, порицания и даже с наказаниями со стороны взрослого. Всё это вгоняет его в такое нервное напряжение, которое может привести к сильному неврозу и даже к детской депрессии.

Этот подход не только не способствует развитию, а напротив, негативно влияет на здоровье, естественные биохимические процессы мозга, развитие когнитивных и морфологических структур.

Это шаг назад в развитии.

Особенно страшным для ребёнка является стресс временного ограничения. И с ним ежедневно сталкивается большинство ребят в младших классах. Уравнивание всех детей под один стандарт развития исключает индивидуальный подход. Учитель ждёт от каждого ребёнка в классе выполнения задания за определённый промежуток времени, в который могут уложиться далеко не все дети. В итоге ребёнок запутан и запуган последствиями.

Страх является превалирующей эмоцией у детей дошкольного и раннего школьного возраста — такие неутешительные результаты были получены в ходе исследований , проводимых Институтом возрастной физиологии РАО под руководством Марьяны Безруких. А всё потому, что мы забываем: все дети индивидуальны, разница в развитии часто может достигать двух лет. Так, несмотря на то что ребёнку уже восемь, развитие его способностей может быть на уровне шестилетнего возраста. И это нормально, данный факт необходимо принять и постоянно учитывать.

Требования должны соответствовать развитию

На умственную деятельность и готовность ребёнка к познавательному процессу влияет развитие нейронных связей головного мозга. И если раньше считалось, что после трёх лет такое развитие прекращается, то сегодня научно доказан совершенно иной факт: активное создание нейронных цепочек происходит до девяти лет, при этом некоторые участки коры головного мозга могут развиваться и до 25 лет.

Человек, постоянно подпитывающийся новой информацией, делающий для себя новые открытия, может развивать в себе эту способность до самой старости. Исходя из этого можно сказать абсолютно точно: после трёх поздно не будет.

Расхожий миф о том, что после трёх лет уже поздно, не имеет никакого отношения к действительным темпам развития ребёнка.

Среди особенностей развития головного мозга нужно обратить внимание на лобную зону, которая отвечает за волевую самоорганизацию человека. Этот участок полностью формируется только к 9–10 годам. Не зная этого, многие родители жалуются на то, что ребёнок несобран, не старается, неусидчив. На самом деле ответ находится на поверхности: он просто ещё не созрел для самоорганизованной деятельности.

Каждое наше требование к ребёнку обязательно должно соответствовать его этапу развития. По теме могу порекомендовать книгу Голдберга Элхонона «Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация», там эти вопросы раскрыты очень подробно и широко.

Формула здорового детства

Однако всё сказанное выше вовсе не означает, что с ребёнком не нужно заниматься. Напротив, заниматься необходимо, но подходить к этому вопросу с совершенно иной стороны.

Единственно правильная формула раннего развития, способная создать условия для здорового и счастливого детства, включает в себя физическую активность, развитие речи и работу с эмоциями (EQ).

Физическая активность

Физическая активность, а именно любимый вид спорта, дворовые игры, активная свободная игра — это важный момент в познании себя, в определении границ своих возможностей и управлении ими. Так обретается уверенность в своих силах и способностях.

Развитие речи

Развитие речи создаёт основу для возможности обучения чтению. До 4–5 лет необходимо говорить с ребёнком, читать сказки, рассказывать истории по картинкам. Исследования в этой области показали, что всего 10% родителей регулярно читают ребёнку. Это необходимо исправлять, легко и непринуждённо учить ребёнка излагать свои мысли и правильно понимать чужую речь и только потом учить его чтению.

Работа с эмоциями

Третья, но не менее важная составляющая формулы — эмоции. Это важнейшая часть нашей жизни, и работа над пониманием эмоций и управлением ими помогает нам достигать своих целей, решать сложные задачи, адекватно оценивать сложившиеся обстоятельства.

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения и мотивацию других людей, умение трезво оценивать ситуацию и адекватно на неё реагировать. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом легче находит общий язык как со взрослыми, так и с ровесниками, у него лучшие показатели успеваемости, он спокоен, уверен в себе и всегда позитивен.

5 верных шагов для раннего развития ребёнка

Вот очень простой, понятный, а главное, работающий план из пяти шагов, адаптированный для развития детей раннего дошкольного возраста. Каждый из этих шагов ребёнок проходит в лёгкой игровой форме, и каждый шаг является прочной основой для следующего.

1. Осознанность. Я чувствую

Осознанность — это понимание всех пяти органов чувств. Для развития осознанности можно использовать «Коробочку эмоций». Возьмите любую коробочку и сложите в неё вещи, напоминающие определённую эмоцию. Например, прочувствуйте вместе с ребёнком радость всеми пятью органами чувств:

  1. Зрение: мы испытываем радость, когда смотрим на яркое тёплое солнце.
  2. Слух: звук колокольчика настраивает нас на позитивное, радостное ощущение.
  3. Вкус: вкус шоколада или любимого мороженого может ассоциироваться с радостью.
  4. Обоняние: аромат клубники.
  5. Осязание: поглаживание любимого животного также приносит нам радость.

Такая практика поможет вашему ребёнку различать эмоции и понимать, какие чувства и ощущения они приносят.

2. Мотивация. Я хочу

Научите ребёнка не бояться всего нового, а наоборот, стремиться к непознанным эмоциям и впечатлениям. Делайте приятные сюрпризы, неожиданные выезды в новые места, покажите этот мир с позитивной стороны. Так ребёнок сможет открыться своим желаниям и научится ставить перед собой цели.

Мотивация очень важна для развития личности, а именно наши желания и цели мотивируют нас на новые достижения.

3. Самооценка. Я могу

Для формирования самооценки и уверенности в себе начинайте с постановки маленьких выполнимых задач. Например, убраться вместе в комнате или научиться кататься на велосипеде.

При этом обязательно отмечайте и проговаривайте все успехи и способности своего ребёнка. Создание таких маленьких целей и их достижение поможет ему обрести уверенность в себе, своих силах и возможностях. А это значит, что впоследствии он не побоится решать и более сложные задачи.

4. Интеллект. Я знаю

Существует прекрасная игра «Семь видов контента» для расширения кругозора. Суть в том, что вы выбираете любую тему, которая наиболее интересна вашему ребёнку, и вместе с ним открываете её с семи разных сторон.

Допустим, ваш ребёнок увлекается динозаврами:

  1. Чтение: найдите интересную адаптированную литературу о мире динозавров. Устройте час чтения.
  2. Рисование: нарисуйте вместе с ребёнком динозавров или густые джунгли, в которых они обитали.
  3. Лепка: слепите динозавра.
  4. Фильмы: посмотрите интересный документальный фильм или мультфильм на эту тему.
  5. Театр: подключите фантазию и разыграйте сценку с героями из доисторического мира!
  6. Плакат: создайте вместе большой плакат с названиями и фотографиями динозавров.
  7. Палеонтологический музей: отправьтесь туда, чтобы оценить масштаб и особенности тех далёких времён.

5. Самореализация. Я делаю

Заведите дневник достижений и обязательно записывайте туда все успехи вашего малыша.

Помогите ребёнку на практике использовать освоенные знания и умения. Реализация полученных навыков в жизни позволит ему осознать всю ценность и пользу проделанной работы.

То, насколько успешными и эмоционально гармоничными будут наши дети, во многом зависит от нас самих. Очень важно помнить, что цель родителей — научить своего ребёнка быть прежде всего счастливым. Погоня за модой и желание создать вундеркинда — это опыт, причём чаще всего негативный. Просто любите своего ребёнка, опекайте его и цените, чтобы в будущем он так же мог любить, опекать и ценить собственных детей.

Источник

Конечно, заметив что-то неладное в развитии малыша, мы настораживаемся. Но психиатр — это последний человек, к которому хочется обратиться. Потому что страшно.

мама и сын

pixabay.com

Маме кажется, пусть лучше что угодно, но только не это, не задержка психического развития, не психическое расстройство. Поэтому мама с ребенком ходит по педиатрам и неврологам, в надежде на то, что они развеют ее опасения. И так упускает драгоценное время.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ребенок отстает в развитии: когда есть повод для волнения

К сожалению, дети с задержкой психического развития, с когнитивной недостаточностью, с расстройствами аутического спектра, попадают ко мне довольно поздно. С одной стороны, родители не обладают достаточными знаниями о нормах психического и речевого развития ребенка, с другой боятся психиатров и оттягивают визит, даже если подозревают что-то неладное. И есть еще педиатры, которые в первую очередь должны обращать внимание на задержку развития. Но не обращают. Тем более не информируют родителей об этом.

Поэтому ребенок, который в 3 года не разговаривает ни у кого не вызывает опасений. «Выговорится» — успокаивают родителей педиатры. Откуда-то еще появилась мода ссылаться на Эйнштейна, который, как известно, заговорил в 5 лет. Но Эйнштейн один, а детей с особыми потребностями в запущенном состоянии много.

Отсутствие речи после года

Итак, первое, что должно вызвать настороженность, как у родителей, так и у педиатров — это отсутствие слов у ребенка возрастом один год. В норме словарный запас малыша от года и до полутора лет должен составлять 8-10 слов. И педиатр — это единственный врач, с которым постоянно общается мама в первый год жизни ребенка. Именно он должен бить тревогу первым. По законодательству детский психиатр обследует детей, начиная с трех лет. До этого возраста обычно ребенок попадает к логопеду или неврологу, психологу и т. д. Так теряется бесценное время. Поэтому хочу сказать всем мамам — если у вашего ребенка в год и старше уже наблюдается задержка речи, не ждите — приходите ко мне. Я имею право осматривать ребенка возрастом до трех в лет с согласия и в присутствии обоих родителей.

Ребенок отстает в развитии

Fotolia

Возможные причины задержки речи

Вторая проблема сегодняшнего времени — это гаджеты. Практически, каждая вторая мама, у которой ребенок в 2,5-3 года не имеет фразовой речи, говорит, что он при этом отлично играет на телефоне или планшете, или компьютере и быстрее чем она может найти или установить нужную игру. Значит, с малышом все в порядке. Однако речь — это как раз то, что выгодно отличает нас от животных. Именно при помощи речи мы общаемся друг с другом. Развитие речи является диагностическим критерием скорости развития головного мозга ребенка, его психики, критерием нормы.

Речь развивается из колыбельных песен! Мы утратили этот полезнейший навык.

Мама с малышом не разговаривает, он не слышит голос матери, не видит, как с помощью артикуляции формируются звуки. В телевизоре, в мультике, в игре — человек не может научиться говорить. Только живая речь, живое общение с малышом до года даст нормальное развитие и речи и психики ребенка.

Конечно же, есть ряд других причин нарушений развития ребенка. И опытный специалист заметит это в самом раннем возрасте. Любите ваших малышей и будьте бдительны.

А так же не забывайте о себе. Любому ребенку, а особенному тем более, нужна мама, которая достаточно сбалансирована сама, чтобы быть опорой. И папа, чтобы быть проводником и защитником в этом мире. Психиатрический диагноз — это не приговор. Ни родителям, ни ребенку. Это всего лишь испытание, которое можно пройти.

Помните, вы не одиноки, родителей детей с особенностями развития приглашаем 10 декабря в группу «Особый ребенок — особое счастье», где будем обсуждать и прорабатывать вопросы, связанные с воспитанием ребенка, выстраиванием отношений с окружающими и формирования позитивного мироощущения. Подробности в группе «Женское счастье» на Facebook или по телефону (066)246-71-13

САМАЯ АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗДОРОВЬЕ И ПРАВИЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ ВАШИХ ДЕТЕЙ на САЙТЕ moirebenok.ua

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Особенные дети: советы психолога как адаптироваться мамам
Аутизм в Украине: где брать информацию родителям

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

Источник

Самым важным периодом в развитии ребенка считается возраст с 3 до 8 лет. Именно в это время он прекращает воспринимать себя, как одно целое с мамой и начинает осознавать свою индивидуальность. По мере своего взросления кроха все сильнее ощущает свою независимость.

Дети - фото

Legion-Media

Уже в три года за ребенком можно заметить первые признаки взросления:

  • Он начинает осознанно употреблять в речи местоимения «я», «он», «ты». Если раньше ребенок говорил о себе в третьем лице, то теперь уверенно называет себя «Я».
  • Легко определяет пол человека, понимает, к какому полу принадлежит сам, знает, какие игрушки и цвета одежды больше подходят мальчикам, а какие девочкам.
  • Начинает общаться с ровесниками в садике и на игровой площадке. Именно во время игр со сверстниками малыш впервые понимает, что необходимо подчинять свое «хочу» общим правилам. В его мышлении формируются понятия «хорошо» и «плохо», он видит, как ведут себя другие дети и сравнивает их эмоции со своими.
  • Появляется желание учиться чему-то новому. Это один из ключевых признаков взросления, ведь именно на нем базируется дальнейший процесс развития и обучения.

Активная социализация ребенка с 3 до 8 лет приводит к тому, что он постигает основные законы окружающего мира и адекватно оценивает свои поступки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как объяснить ребенку математику: учим азы с конструктором Lego

Дети и воспитательница - фото

Fotolia

Как выявить потенциал ребенка?

В период с трех до восьми лет ребенок начинает ходить в детский сад, школу, на разные секции. Подобрать для него такое учебное заведение, подходящее его уровню развития и природным данным – большая ответственность, которая ложится на плечи родителей. Кроме обычных общеобразовательных садиков и школ есть много специализированных учебных заведений, которые развивают умения ребенка в определенном направлении. Разные студии творчества, кружки, секции.

Как выяснить, что именно подойдет вашему чаду, к какому виду творчества он наиболее предрасположен? Не навредят ли ему занятия в кружке, который ему не по душе? Как сделать правильный выбор? Эти вопросы не дают покоя многим родителям, ведь все занятия, общение и эмоции, которым подвергается ребенок, так или иначе, влияют на формирование его личности.

Для того чтобы определить потенциал ребенка, нужно как можно чаще наблюдать его в разных ситуациях. Никто не видит малыша так часто как его родители и ближайшие родственники. Поэтому именно они должны заняться целенаправленным наблюдением, которое является одним из основных способов изучения особенностей деток.

Присматривая за своим чадом, внимательно приглядитесь к его рисункам, пусть они еще пока и выглядят смешно. По разным творческим работам малыша можно сделать выводы о состоянии его памяти, внимания, речи и мелкой моторики. Склонности ребенка также легко определить по его познавательной активности, ведь он всегда расспрашивает у взрослых о том, что его интересует, а потом много рассказывает об этом сверстникам.

детские игры, игра во дворе, как во что играть детям, зачем играть, развитие ребенка, ребенок, дети

Fotolia

Игра как метод изучения потенциала ребенка

Многие склонности и особенности характера малыша можно изучить, наблюдая его поведение во время игры. При этом важно не только, как он ведет себя во время игры, но и какие игры предпочитает. Спросите ребенка, во что он хочет поиграть, проверьте, одинаковым ли будет этот выбор при наличии разных вариантов и тогда, когда самому нужно вспомнить название игры.

Естественные условия игры отлично раскрывают потенциал. Чем увлекательней и разнообразней игра, тем больше данных о ребенке можно собрать, наблюдая за его поведением в ее рамках.

Когда дети становятся чуть старше, они много времени проводят вне дома, а родители уже не уверены, смогут ли правильно определить их склонности. В таких случаях можно проконсультироваться у специалиста – психолога, педагога, специализирующегося на раннем развитии.

Чтобы определить потенциал деток, они используют разные тесты и диагностики. Наиболее популярными являются тест Векслера, определяющий уровень детского интеллектуального развития, и методика «Несуществующее животное», способная показать реальную картину преобладающих эмоций ребенка и его творческого потенциала.

IMG_2338

Весьма популярным способом выявления наклонностей детей является комплексное обследование. Оно включает в себя целый набор методов и приемов, направленных на создание целостной картины развития малыша и в полной мере определить его способности. В рамках такого обследования специалист наблюдает за ребенком некоторое время, отмечает динамику его развития, проводит различные тесты. Во время тестирования малыш выполняет разные задания, отвечает на вопросы. В конечном итоге специалист дает профессиональную оценку по трем пунктам:

  1. уровень интеллектуального развития;
  2. потенциальные возможности;
  3. творческий потенциал.

Чтобы выявить самые эксклюзивные, редко встречающиеся особенности, желательно внимательно проанализировать данные о ребенке, собранные и специалистами, и родителями. В процессе социализации интересы ребенка часто меняются под влиянием окружающих людей. Но совсем не приводит к тому, что его врожденные способности снижаются.

Следует заметить, что выявленные специалистами способности ребенка еще не гарантируют его будущие значительные достижения. Они лишь свидетельствуют об вероятности успеха в том или ином виде деятельности.

Развивать способности ребенка можно не только с помощью специальных кружков и секций, но и в домашних условиях. Благодаря всемирной паутине, на сегодняшний день проще простого найти подходящую методику, помогающую в развитии той или иной способности. Одной из такой методик может стать интерактивное обучение по системе Smart Koala.

FullSizeRender

Система рассчитана для детей от трех лет. В ее основе лежат принципы игрового обучения и развития множества навыков ребенка – рисование, пение, сочинение историй, логическое мышление, чтение, игры на память и т.д, а главным преимуществом будет синхронное обучение английскому языку. В Украине уже появился первый стартовый набор от Smart Koala и, результаты которые приносит такое обучение, не могу не радовать родителей.

Если ваше чадо проявило желание ходить на разные секции, которые длятся до глубокого вечера – не переживайте за перенасыщение. Особенности деток от 3 до 8 лет таковы, что они способны воспринимать и запоминать намного больше информации, чем взрослые люди.

Главное при этом – правильно составить график, чтобы умственная активность чередовалась с физической. Если же на всех кружках ребенок мало двигается (например, он ходит на рисование, английский язык и художественную лепку), то задача родителей – обеспечить ему как можно больше подвижных игр в свободное от занятий время. И наоборот, с ребенком, которых ходит на танцы и гимнастику, вечером порешайте задачки и займитесь чтением.

Уверенного будущего и счастливого детства вашим детям!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

Источник