Как лепка влияет на развитие речи ребенка

Как лепка влияет на развитие речи ребенка thumbnail

Занятия лепкой, как фактор развития речи.

Одним из сложных процессов для каждого ребенка является развитие речи. У одних детей первые слова появляются достаточно рано, у других намного позже. Чтобы речевая активность у ребенка была в норме, с ним обязательно необходимо заниматься, побуждать к разговору, стараться учить его новым словам и фразам, но не перегружать чрезмерно его психику.

Речь ребенка по своему формированию схожа с этапами развития человечества в целом: появлением жестов, возгласов, определенных слов и в последствие словесной речи. И так как речь человечества формировалась благодаря труду, речевая активность ребенка тоже зависит от его деятельности и увлечений. Если его окружают множество предметов, круг понятий малыша соответственно расширяется. А, если в игре ребенка есть определенные ограничения, словарный запас заметно беднеет.

Немаловажным фактором в процессе формирования речи играет контакт со взрослыми. Многими учеными уже доказано, что речевые центры, расположенные в коре головного мозга напрямую связаны с импульсами, исходящими от пальцев рук. В связи с этим лепка будет только способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, а в последующем и речи. Начальные слоги появляются благодаря освоению ребенком тонких движений рук, а от дальнейшей тренированности пальчиков будет зависеть уже последующее развитие речи.

Тренировать моторику рук необходимо продолжать и в возрасте трех-пяти лет, чтобы подготовить малыша к школе. А здесь занятия лепкой будут как раз заменять пальчиковые игры. Благодаря освоению этого искусства, уровень интеллекта ребенка будет зависеть не от хорошего владения ножницами или карандашом, а от умения выполнять точные движения руками.

лепка помогает развить всевозможные стороны личности ребенка:

  • Маневренность и силу пальцев;

  • Координацию движения рук;

  • Развитие речи;

  • Моторику рук.

При изготовлении собственной поделки ребенок получит схожий эффект, что и на массаже. А если у него присутствуют дефекты речи, можно изготавливать отдельные части поделки, а потом соединять их в единое целое, при этом делать акцент на объяснении происходящего. Объяснив свои действия, попросите ребенка, чтобы он прокомментировал свои. Перед началом лепки можно поинтересоваться у него, что он хочет слепить, какого размера, как это желает украсить. С удовольствием малыш познает новые области искусства. Кроме того, стимулирование речи ребенка отлично скажется на словарном запасе.

После завершения лепки, необходимо попросить ребенка, чтобы он проанализировал свой труд, дал оценку изделиям своих друзей, рассказал о полученных впечатлениях.

Необходимо сказать, что кроме развития речи, лепка оказывает психотерапевтическое воздействие. Когда ребенок изготавливает фигурки животных, дает им забавные клички, разыгрывает сюжет из сказок или мультфильмов, он учится строить взаимоотношения. А тем более, когда эта игрушка создана своими руками, ребенок к ней бережно относится. Группе деток можно предложить слепить разных персонажей, а после занятий лепки разыграть спектакль. Таким образом, ребятишки будут взаимодействовать друг с другом, грамотно формировать и излагать свои мысли и идеи. Групповая коллективная работа благотворно повлияет на развитие речи, восприятие ребенка, поскольку умение решать общие задачи в коллективе – важнейший элемент для будущего ученика.

Источник

Приветствую на канале «Мама в бигуди»! Меня зовут Дарья. И у меня трое детей: 2 сына и дочка, поэтому я не понаслышке знаю, с какими проблемами сталкиваются мамы при формировании речи своих детей. То долго не говорит, то нет связанной речи, то на «птичьем» разговаривает, то не все звуки правильно произносит, то элементарно не может сформулировать свою мысль.

Со старшим сыном нам пришлось очень много и долго заниматься у логопедов. И все специалисты в один голос советовали больше лепить.

Почему именно лепка

Наверное ни для кого не секрет, что упражнения для развития мелкой моторики рук нужно прежде всего из-за близкого расположения центров в головном мозге человека, которые обеспечивают речь и движения пальцев. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны развития речи.

Речевые центры в коре головного мозга напрямую связаны с импульсами, исходящими от пальцев рук. Первоначальные слоги появляются при освоении тонких движений рук, а в дальнейшем развитие речи зависит от тренированности пальчиков.

Намучившись со старшим сыном с походами к #логопедам, я теперь настойчиво предлагаю своим младшим детям пластилин. Вы мне скажете, что можно и фасоль с гречкой перебирать. Это так. Но ведь делая #поделки из пластилина, мы развиваем и эстетические взгляды наших детей.

Ниже вы сможете посмотреть видео, как слепить простого яркого пришельца из воздушного (легкого) пластилина.

Когда начинать

Начинать заниматься развитием #мелкой моторики необходимо как можно раньше. А в 3-5 лет – продолжать для подготовки к школе. И даже школьнику не стоит бросать, потому что уровень его интеллекта напрямую будет зависеть от умения делать точные движения руками и пальцами.

Какие материалы выбрать для лепки

Чаще всего мы лепим из пластилина. Причем не простого, а воздушного (легкого).

В прошлом году в сети «Перекресток» проходила акция с подарками в виде пластилина «Hey-Clay Залипаки». Мне тогда очень понравился этот пластилин. Акция пользовалась большой популярностью, и подарки быстро разобрали.

Я все искала, где можно купить такой #пластилин. Ура! Теперь пластилин «Hey-Clay Залипаки» снова в России, и его можно приобрести на Озон.

Пластилин «Hey-Clay Залипаки» – очень классный. Сейчас на Озоне на него скидка как раз. Фото автора канала “Мама в бигуди” https://zen.yandex.ru/rastimdetej

Пластилин «Hey-Clay Залипаки» – очень классный. Сейчас на Озоне на него скидка как раз. Фото автора канала “Мама в бигуди” https://zen.yandex.ru/rastimdetej

Какие действия совершать с пластилином

На этапе обучения лепке лучше использовать простые формы – колечки колбаски, шарики. Уже из них можно изготовить множество других поделок.

Какие действия я делаю с детьми для развития мелкой моторики:

· мнем и отщипываем;

· надавливаем и размазываем;

· скатываем шарики;

· раскатываем колбаски;

· делаем отпечатки.

В этих простых упражнениях нам очень помогает пластилин Hey-Clay Залипаки”, потому что он позволяет раскатывать колбаски и лепить детали толщиной менее 1 мм. Это, конечно, очень здорово тренирует пальчики.

А домашний котик, которого раньше было не отмыть от пластилина, с интересом сидит рядом – запах-то приятный.

Какой пластилин выбрать

По совету специалистов мы берем для занятий импортный пластилин, отличающийся исключительной мягкостью и яркостью. Он не пачкает руки и одежду, легко очищается.

Тут бесспорным лидером является пластилин “Hey-Clay Залипаки”, потому что цвета очень яркие, насыщенные, при этом он не опасен, потому что изготовлен по стандартам ЕС и США. Такой пластилин гораздо мягче обычного на ощупь. А также избавляет маму с папой от известных проблем, так как не прилипает к одежде и мебели. А вот детали фигурок прилепить друг ко другу не составит труда.

А через 24 часа пластилин “Hey-Clay Залипак”и застывает и становится игрушкой. При этом не растрескивается и хранит форму, а цвет остается ярким и насыщенным.

Такая игрушка может быть подарена на день рождения или как сувенир. Фото автора канала “Мама в бигуди” https://zen.yandex.ru/rastimdetej

Такая игрушка может быть подарена на день рождения или как сувенир. Фото автора канала “Мама в бигуди” https://zen.yandex.ru/rastimdetej

Даже маленький ребенок сможет что-то самостоятельно сделать бабушке или другу в детский сад. И каждый, кто возьмет в руки такой #подарок, может не мыть руки – они остаются чистыми и без маслянистости. Усилиями воображения и пальцев герои из любимого мультика могут появиться в доме, а инопланетяне сыграют в увлекательную игру.

На видео ниже вы сможете посмотреть, как легко и быстро слепить пришельца в наушниках из пластилина “Hey-Clay Залипаки”.

Лайфхак для родителей, которые хотят отдохнуть

Я помню, как я уставала, когда приходила с работы домой, и мне приходилось еще выполнять «домашние задания» логопеда по лепке. Сейчас есть выход для уставших родителей – приложение “Hey-Clay Залипаки”.

Ребенок, даже довольно маленький, сможет сам по приложению слепить фигурку, которая изображена на коробке. Будьте уверены, ему хватит и нужных цветов, и пластилина. А пошаговая видео инструкция с веселым и приятным интерфейсом позволит получить красивую фигурку, именно такую, как нарисовано на упаковке пластилина “Hey-Clay Залипаки”.

Приложение доступно и для Андроид, и для iPhone. Чтобы скачать приложение, достаточно отсканировать QR-код на упаковке.

В приложении легко разобраться ребенку самому. Оно с русской озвучкой. Дети могут просто «залипать» в приложении. Девушка-диктор говорит: «Возьми синий пластилин, раскатай его в руках, должно получиться 4 лапки». Ребенок смотрит в приложение и считает: «Один, два, три, четыре – все правильно, четыре лапки». Для бесплатной активации инструкций, необходимо ввести код, находящийся внутри коробки.

Таким образом, полет фантазии будет подстегнут, и тишина в доме установится на некоторое время. Очень яркие цвета принесут радость, а необычные формы создаваемых монстриков развеселят надолго.

После лепки остатки материалов можно положить обратно в коробку. Они не засохнут, и ими можно будет воспользоваться позже.

Переходите по ссылке и выбирайте наборы (18 баночек для большого количества фигурок) или одиночные модели (5 баночек 5 цветов) потрясающего пластилина “Hey-Clay Залипаки”. Я уверена, вам и вашим детям он понравится также, как и нам.

Далее в видео мой сын покажет, как лепить яркого и необычного пришельца Музона, используя приложение “Hey-Clay Залипаки”.

Сейчас есть все для развития наших детей. Особое внимание, на мой взгляд, стоит обратить развитию речи, потому что первоначальные проблемы с формированием речи у малышей выливаются в невозможность хорошо учиться в школе.

А лепка как нельзя лучше решает множество проблем, и с речью в том числе. Лепка воздушным пластилином – потрясающее занятие, и не только для детей, но и для взрослых, ведь мы лепили уже давно и совсем другим пластилином. Важно приобретать только качественные и безопасные материалы для творчества и занятий. Выбирайте лучшее для ваших детей!

Источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Янтарик»

Консультация для родителей

«Лепка, как средство развития речи у младших дошкольников”

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В.А.Сухомлинский

Многие родители даже не подозревают, что лепка имеет огромное значение в развитии малыша. Он учится владеть своими руками, самостоятельно создавать различных персонажей. Пластилин – самое доступное средство для детей, которое вызывает интерес и способствует всестороннему развитию как в техническом плане, так и психологическом.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка.

Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, у него формируется конструктивное мышление, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее – нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг так же, как и мускулы, развивается, когда его тренируют.

Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. На занятии по лепке решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические – по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение занятия по лепке имеют для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью наглядных опор составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Лепку можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.

Таким образом, занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка:

• повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

• развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

• синхронизировать работу обеих рук;

• формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел

Воспитатель:

Головачева Е.О.

Источник

Автор: Парфененко Ирина Александровна

Задача дошкольного воспитания – подготовить ребёнка к школьному обучению. А изобразительная деятельность – одно из средств этой подготовки. Игра и изодеятельность это основные виды детской деятельности, поэтому в детском саду им уделяется много внимания. Изобразительная деятельность в детском саду – это рисование, лепка, аппликация. Сегодня мне хочется поговорить с вами о лепке и её влияние на развитие ребёнка.

Лепка положительно влияет на здоровье ребёнка.

В процессе манипуляций с материалами для лепки идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

В процессе лепки ребенок разминает пальцами тесто, глину, пластилин; регулирует силу нажатия; координирует работу обеих рук одновременно. Данная работа способствует подготовке руки к письму, укрепляя мелкие мышцы руки, учит регулировать нажим при письме, красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

В процессе лепки развиваются все психические процессы:

1) восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Ребенок отражает объект в целом, выделяет его части, соотносит пропорции изображения, учится условно передавать с помощью символов реальные объекты и формы, обобщает, анализирует, сравнивает;

2) память – ребенок воспроизводит запечатленные и сохраненные представления и образы окружающего мира, обращается к художественному слову, описывая или обыгрывая скульптуры;

3) внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенность на каком-либо объекте. Ребенок учится концентрироваться на выполнении работы долгое время;

4) мышление – ребенок учится анализировать качество выполнения поделки, устранять имеющиеся ошибки, планировать свою деятельность

Влияние лепки на развития эмоциональной сферы

Эмоциональное душевное обогащение ребенка осуществляется посредством знакомства с произведениями искусства разных жанров, что позволяет обогатить впечатления ребенка, его воображение (способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им).

В лепке ребенок передает свои впечатления об окружающем мире, свои эмоции, переживания, впечатления, свое отношение к миру. Учится передавать выразительность изображаемых образов, овладевает способами творческих действий, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно организовать свою деятельность.

Рассматривая свойства предмета (форму, строение, цвет, величину, расположение в пространстве), у детей развивает чувство цвета, формы, ритма, являющиеся компонентами эстетического чувства. Эстетическое восприятие, прежде всего, следует направлять на предмет в целом – красоту цвета, стройность формы, пропорциональность частей и т. д. Затем обращаем внимание детей на отдельные свойства, которые необходимо будет передать в работе. В конце рассматривания и анализа предмета вновь возвращаемся к целостному восприятию.

Влияние лепки на социализацию ребенка

Ребенок связан с окружающими его людьми взаимными правилами и обязанностями:

– «для себя» – подчинение правилам, самоутверждение в коллективе сверстников, презентация себя и своих возможностей;

– «для других» – выполнение обязанностей, объединение общим делом, заданием, распределение ролей и зоны ответственности, умение слушать других, доказывать свою точку зрения.

Во время лепки у детей формируются такие личностные качества, как инициативность, пытливость, самостоятельность, целенаправленность, сосредоточенность. Проявляется произвольность поведения – способность действовать по собственной инициативе, сознательно подчинять свои действия правилу; ориентироваться на заданную систему требований; внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу; доводить дело до конца.

Детская лепка имеет еще и общественную направленность (отражение явлений общественной жизни, посильное участие в общественной жизни). Ребенок изготавливает поделку не только для себя, но и для окружающих его людей. В процессе совместной деятельности дети могут готовить выставки своих поделок, совместно выполнять поручения типа «мастерим подарки для малышей», «кукольный театр своими руками», «сочиняем сказку».

В заключении хочется сказать. Лепка ненавязчиво и интересно позволяет сформировать важные для готовности к школе процессы, приобрести навыки. Все это происходит в психологически комфортной для воспитанника обстановке, не требующей сознательного контроля, специальных волевых усилий.

Источник