Как избежать истерики у ребенка в 3 года

Как избежать истерики у ребенка в 3 года thumbnail

ребенок плачетС капризами малышей сталкиваются абсолютно все родители. Но когда начинаются истерики у ребенка в 3 года, многие взрослые приходят в замешательство. Ведь очень часто они возникают внезапно без видимых на то причин. Почему так происходит и можно ли предотвратить эмоциональный взрыв? Как правильно вести себя родителям, чтобы не навредить детской психике?

Причины детских истерик

Истерикой называют состояние нервного перевозбуждения, когда человек способен терять самообладание. У малышей это чаще встречается в раннем возрасте, примерно до 4-5 лет. При этом кроха может плакать, кричать, стучать ножками или размахивать руками, а некоторые даже начинает кататься по полу. Обычно в такие моменты ребенок ничего вокруг не замечает и не слышит уговоров взрослых.

Основные причины истерик в 3 года могут быть следующими:

  1. Способ получения внимания. Обычно такое поведение деток наблюдается в тех семьях, где родители постоянно заняты своими делами или рождается младший ребенок, кому взрослые уделяют больше времени. Чтобы такое поведение не переросло в привычку, нужно работать с причиной – играть, уделять время и не отвлекаться больше ни на что, привлекать ребенка к своим делам. Читайте также статью по теме Как подготовить старшего ребенка к рождению младшего>>>
  2. Ребенок хочет что-то получить, к примеру, новую игрушку. Чтобы не краснеть в магазине, перед походом нужно договариваться с малышом, обсуждая, что конкретно вы сегодня сможете ему купить.
  3. Ребенок еще пока не научился словами выражать недовольство. А учить его этому должны взрослые. Нужно просто чаще разговаривать с малышом.
  4. Переутомление, недосыпание, чувство голода, холод и т. д. Если и ваш ребенок склонен к такому поведению, старайтесь придерживаться определенного режима. Это позволит предотвратить истерики перед сном в 3 года. Подробнее о сне ребенка в 3 года смотрите семинар Как быстро уложить ребенка спать?>>>
  5. Болезнь и плохое самочувствие в этот период. Заболевшему малышу необходимо обеспечить комфортный психологический режим.
  6. Ребенок пытается подражать своим родителям. Если в вашей семье кто-то склонен к истерикам и разговорам на повышенных тонах, то странно удивляться, что кроха ведет себя подобным образом. Чтобы не допускать таких ситуаций, важно пересмотреть собственное поведение, особенно нужно вести себя сдержанно в присутствии малыша. Смотрите семинар о ролях родителей Мама и папа: воспитываем вместе>>>
  7. Проявление взрослыми гиперопеки или частые наказания ребенка.
  8. Страх или испуг. Ночные истерики в з года могут случаться потому, что малышу приснился страшный сон, а может нечаянно увидел страшную сцену по телевизору. О самых распространенных страхах смотрите рубрику Страхи ребенка>>>

Как реагировать на истерику

Истерики без причины у ребенка в 3 года могут случаться достаточно часто. В такие моменты кроха не может себя контролировать. Но хуже всего то, что подобное состояние может передаться взрослому, что станет причиной гнева и чувства отчаяния. Но крик или физические наказания станут причиной потери уважения со стороны малыша.

Как контролировать себя при капризах и плохом поведении малыша, смотрите в интернет-семинаре Мама, не кричи!>>>

Как правильно реагировать на такое детское поведение и как успокоить ребенка при истерике?

  • Во время истерики будьте рядом, но не лезьте к ребенку.
  • Можно попробовать отвлечь малыша от его эмоции, но если не получится, то нужно просто подождать.
  • В момент истерики не смотрите, не разговаривайте, не пытайтесь образумить ребенка – он вас не слышит.
  • Если частые истерики у ребенка 3 лет связаны с неправильны режимом дня или голодом ребенка – ваша задача предусматривать эти моменты и обходить их.
  • Никогда не наказывайте ребенка физически.

Если все же родителям не удалось справиться с собственным гневом, то обязательно нужно объяснить ребенку, почему вы разозлились. При этом нельзя давать малышу почувствовать себя виноватым. Ваша задача не отучить кроху сердиться, а научить его управлять собственными эмоциями.

Чего нельзя делать родителям при истерике у ребенка

Если все же детских истерик избегать не удается, родители должны научиться правильно на них реагировать. При этом следует избегать распространенных ошибок, которые могут еще больше усугубить ситуацию:

  1. Не нужно пытаться во что бы то ни стало прекратить манипулятивную истерику. Если вы сразу же дадите ребенку то, что он требует, истерики не прекратятся никогда. Так даже в более старшем возрасте он будет манипулировать родителями. Гораздо эффективнее попытаться переключить внимание крохи, проявив смекалку и творческие способности.
  2. Не передразнивайте ребенка и не спорьте с ним. Сейчас он все равно вас не услышит. Поговорите позже, когда он успокоиться и будет в хорошем настроении.
  3. Не кричите. Повышенный голос сделает детский гнев еще сильнее.
  4. Не наказывайте кроху за подобное поведение.
  5. Не стыдитесь за поведение ребенка перед окружающими, даже если все случилось в общественном месте. Если вы, боясь осуждения окружающих, пойдете у малыша на поводу, то публичные истерики станут привычным явлением. Даже, если прохожие пытаются вмешаться в ситуацию, не реагируйте на их замечания.
  6. Не нужно принимать такое поведение малыша близко к сердцу.

Как быстро остановить истерику

Родители, которые часто сталкиваются с подобными психическими атаками, хотели бы найти способ, как остановить истерику у ребенка в 3 года.

  1. Важно не поддаваться панике и показывать ребенку, что его поведение, каким-то образом вас задело. Следует оставаться хладнокровным и продолжать заниматься своими делами. Можно даже выйти в другую комнату, но только так, чтобы иметь возможность наблюдать за малышом. При этом оставлять его одного надолго не нужно, иначе он может испугаться. Пытаться в такие минуты, что-то объяснить крохе бесполезно, поэтому оставьте серьезные разговор на потом. Видя, что истерикой ребенок не сможет получить желаемого, он очень быстро успокоится и в следующий раз не будет прибегать к такому способу манипулирования.
  2. Если уж вы решили положить конец истерикам, не останавливайтесь на половине пути. Именно это самая распространенная родительская ошибка, в результате которой истерики придется слушать очень и очень часто.
  3. Как только ребенок начинает кричать, в первые же минуты можно попытаться поговорить с ним, выяснив, чего он хочет. Предложите вместе поиграть или заняться другим интересным ему делом. Если же истерика уже в разгаре, то такой метод будет уже не действенным.
  4. Попробуйте просто обнять ребенка и сказать, как сильно вы его любите. Если ребенок препятствует этому, не настаивайте.

Полностью избежать детских истерик невозможно.

Так у 3-х летних малышей происходит этап взросления, однако уменьшить частоту их появления можно.

Для этого достаточно уделять малышу внимание, владеть способами обхода конфликтных ситуаций (подробнее смотрите в интернет-курсе Послушание без криков и угроз>>>), понимать, что этап истерик проходит как только ребенок становится способным контролировать свои эмоции.

Читайте также:

  • Что делать, если ребенок в 3 года не слушается?
  • 9 веселых игр на преодоление детской агрессии
  • 6 главных ошибок воспитания детей

Источник

Капризы и истерики детей доставляют много неудобств родителям. Но часто взрослые сами виноваты, считает психолог Анна Быкова: вместо дневного сна тащат малыша в торговый центр, или не предупреждают, что скоро пора заканчивать игру, или не умеют переключать внимание. Вот способы, которые работают, когда истерика еще не началась, но вскоре может случиться.

Это скорее даже не именно про истерику, когда ребенок падает на пол, бьет руками, ногами, а бывает, что и головой, а про любой громкий детский плач, вызванный двумя причинами: “Хочу!” или “Не хочу!”, который трудно выдержать взрослой психике.

Такой плач я делю на три типа: капризы, требования, протест. Критерием выступает осознанность ребенком своего желания.

Если ребенок точно знает, чего он хочет, и плачем добивается, чтобы ему это предоставили, – это требование.

Если ребенок точно знает, чего он не хочет, – это протест.

Если ребенок не знает, чего хочет, если он ничего не хочет, его просто все раздражает, – это капризы.

Причины капризов у детей

Причины, по котором “капризка” посещает ребенка:

  • Переутомление (к этому может привести нарушение распорядка дня, смена обстановки, обилие новых впечатлений).
  • Недомогание.
  • Чужое плохое настроение (дети хорошо считывают эмоциональное состояние близких).

Если это капризы, то бесполезно оказывать воспитательные воздействия в этот момент. Надо постараться успокоить себя, успокоить ребенка, накормить, спать уложить – что там по ситуации.

У ребенка истерика: что делать?

Сашке было два с половиной года, когда он закатил свою первую и, пожалуй, самую яркую истерику. Случилось это в магазине ИКЕА. Детский отдел. Деревянная железная дорога в собранном виде прибита, как экспонат, к вертикальному щиту. Сашка хочет яркие деревянные паровозики.

Я подаю ему коробку с паровозиками, но Сашка хочет именно те, прибитые гвоздями. Объясняю, что те – не отрываются. Даю Сашке самому попробовать оторвать от стены приколоченный экспонат. Снова предлагаю паровозики в коробке. Но Сашка хочет именно паровозики со стены. Падает в истерике на пол.

Поднимаю и сажаю его в тележку, надеясь, что сейчас быстро докачу орущего сына до кассы, оплачу выбранный товар, а потом переключу внимание сына с истерики на мороженое. Он, продолжая орать, выгибается и пытается вылезти из тележки, швыряет на пол паровозики в коробке.

И в этот момент посторонняя женщина начинает вопить в мой адрес: “Что за мать?! У ребенка истерика!” (Ну конечно, а то я без нее не заметила…) Придерживая Сашку в тележке, выруливаю на финишную прямую. Странная женщина преграждает мне путь. Видимо, чтобы я могла дослушать ее тираду: “Понарожают, а воспитывать не умеют!”.

Анализирую ситуацию. Если я сейчас вступлю с ней в полемику, то уже не смогу сохранять спокойствие: риск эмоционального заражения слишком высок. Двух орущих моя психика не выдержит. В результате я удаляюсь от женщины, бросив тележку с товаром. Сашка выгибается у меня в руках, бьет ногами.

Покидаю магазин, сажусь на ближайшую лавочку, беру ребенка на колени. Одной рукой, обнимая, фиксирую Сашкины руки, второй рукой фиксирую ноги. И начинаю его тихонько покачивать. Через две минуты Сашка уснул.

Это была моя ошибка – ехать с ребенком в магазин во время дневного сна. Если бы он не был переутомлен, мы бы с ним смогли спокойно договориться. Лучше всего получается справляться с истериками у тех, кто их просто не провоцирует. Если бы у меня хватило ума объехать отдел игрушек, Сашка не увидел бы паровозик.

Прием “с глаз долой – из сердца вон” очень эффективен для предупреждения истерики-требования “Хочу то, чего нельзя”. Убираем с глаз ребенка то, что ему нельзя брать. Чем меньше ребенок, тем настоятельней я рекомендую соблюдать это правило. Вспоминаю, как я водила из садика своего двухлетнего сына более длинной дорогой, но зато нам на пути не встречались провокаторы: качели, ларьки с конфетами и магазин игрушек.

Детские истерики и переключение внимания

– Как объяснить дочери, что сладкое нельзя? У нее аллергия. Мы ей объясняем, говорим, что животик заболит, а она все равно кричит и требует.

– Сколько лет дочери?

– Два с половиной.

– Почему бы просто не убрать из дома сладкое? Не будет соблазна – не будет и слезных требований.

– Муж не может без сладкого. От конфет он готов отказаться, но ему надо, чтобы дома были печенье и вафли. Да и я тоже их люблю.

Я в красках представила картину: маленькая девочка в слезах наблюдает, как папа отправляет себе в рот одну вафлю за другой. Вообще странно, сами взрослые не готовы отказаться, но почему-то ждут, что двухлетняя дочь легко откажется от сладкого.

Можно, конечно, и дальше объяснять ребенку, что ей сладкое нельзя, а маме с папой можно. Рано или поздно она примет этот факт. Это если хватает сил выдерживать ее плач. А можно просто не провоцировать. Есть вафли, когда дочь спит, например.

Можно еще в этой ситуации использовать прием “Переключение внимания”. Предложить вместо запрещенной вафли разрешенное лакомство. Сработает, если продукт действительно воспринимается ребенком как лакомство, если появляется внезапно, как приятный сюрприз, и если “М-м-м, как тебе везет, а вот папе такое нельзя”.

“Переключение внимания” особенно эффективно в применении с малышами. Чем меньше ребенок, тем действенней прием. Показываем ребенку новый яркий раздражитель, обещаем другую, более интересную деятельность, отвлекая от того, что нельзя брать. Внимание с возрастом становится все более устойчивым, соответственно, переключать все сложнее.

Для того чтобы всегда было на что переключить внимание, хорошо бы иметь запас “антикризисных игрушек”, к которым у ребенка нет доступа. Это могут быть небольшие игрушки с заводным механизмом. Игрушка, которая сама движется, легко привлекает внимание.

На прогулку в детском саду в период работы воспитателем я обычно брала мыльные пузыри и надувные шарики. Почему-то всегда срабатывало. В ситуации, когда на двадцать детей десять совочков, плач “хочу этот совок, а он не отдает” практически неизбежен. Но стоило сказать “Смотрите, что у меня есть!” и начать надувать пузыри, сразу образовывалось несколько никому не нужных совочков.

Как избежать истерики? Согласиться

Есть еще прием, помогающий избежать истерики, – “Условное соглашение”. Формула такая: “Да, конечно, только потом” или “Да, но…”

“Да, конечно, он даст тебе совочек. Сейчас немного покопает, а потом тебе даст” Это фраза воспринимается с меньшим эмоциональным всплеском, чем “Нет, он первый взял”. Когда ребенок слышит “нет”, у него начинается протест, и все последующие доводы от него отскакивают. Когда он слышит “да”, есть шанс договориться.

“Да, конечно, мы будем играть, только сначала чуть-чуть поспим, а потом будем играть”.

“Да, я понимаю, что ты хочешь еще гулять, но уже пора возвращаться. Давай подумаем, чем интересным дома займемся?”

Ребенку важно, что его услышали, что его поняли и что с ним согласились.

“Да, я понимаю, что ты хочешь компот прямо сейчас. Но он еще очень-очень горячий. Давай вместе подуем на него”.

“Да, я понимаю, что тебе хочется зайти в магазин, но сегодня совсем-совсем некогда. Давай завтра”.

(На всякий случай напомню, что обещания, данные ребенку, необходимо выполнять. Неправильно обещать что-то, что вы не собираетесь делать, только для того, чтобы прямо сейчас ребенок не плакал.)

Прием не универсальный, не всегда и не со всеми детьми срабатывает. Но может быть, вам когда-нибудь пригодится.

Прием “Перетаскивание”. Часть игровой ситуации перетаскиваем в новую обстановку. Чтобы накормить юного строителя, вместо “Оставь кубики, пошли есть суп” можно объявить, что у бригады обеденный перерыв. А если хотите вывести гулять ребенка, который из подушек сооружает пещеру для динозавров, предложить ему накормить травоядных свежей зеленью.

Чтобы не было истерики, предупреждайте заранее

Много слез бывает, когда ребенок увлечен игрой, а взрослым надо по какой-то причине эту игру прервать. То ли обедать пора, то ли домой идти, то ли спать. Мгновенно прекратить игру бывает сложно, и здесь подойдет прием “Предупреждение”.

Ребенка лучше предупредить заранее, дать время закончить, помочь довести сюжет игры до логического завершения. Чтобы пирамидка была собрана, паровозик успел закончить свой маршрут, все феечки благополучно вернулись в свои кроватки, а в поединке роботов определился победитель.

Нам ведь, взрослым, тоже бывает сложно резко переключиться с одного вида деятельности на другой. Необходимо какое-то время, чтобы поставить дело на паузу, доведя до логической точки. Дочитать главу, дописать письмо, досмотреть новостной сюжет, закончить уборку. Понятно, что если случится что-то экстренное, мы все бросим и побежим. Но это будет стресс.

Для ребенка резкое переключение на другую деятельность – это тоже стресс. На стресс он реагирует слезами. Если не случилось ничего экстренного, считаю возможным проявить уважение к деятельности ребенка, помочь завершить дело, которым он в данный момент занят.

Со старшими детьми этот прием тоже работает. Был период, когда я очень сильно раздражалась на то, что приходится долго ждать детей к столу, звать по нескольку раз. Прибегали обычно после ультиматума: “Если сейчас не придете – кормить не буду!”.

Однажды в гостях у мамы я сама оказалась в роли такого ребенка. Мама позвала к столу, а мне было очень важно дописать главу, пока мысль не вылетела. Я так увлеклась процессом завершения, что очнулась только на вопросе: “Почти остыло. Тебе подогреть? Или уже в холодильник убрать?”. С тех пор я стала с детьми договариваться, когда (во сколько) ужинаем, чтобы они к этому времени старались все дела завершить.

Как понять, что ребенок вырос

Прием “Альтернативный вопрос”. Этот прием встречается во всех учебниках по продажам и переговорам. И считается самым примитивным. Его еще называют “выбор без выбора”.

Объясняю. Взрослый принимает решение, но предлагает ребенку выбрать сопутствующие условия: “Мы возьмем на прогулку мяч или велосипед?”. Работает это так: ребенок вопросом включается в выбор и при этом автоматически соглашается с решением. “Ты сначала соберешь машинки или солдатиков?” – ключевое слово здесь “соберешь”.

Правда, работает прием недолго. От того возраста, когда ребенок способен сделать выбор, до того, когда он способен отклонить оба варианта. И тогда мама услышит: “Я не хочу сегодня гулять!”, “Я не буду ничего собирать!”. Вот тогда мы радуемся, что ребенок вырос, и без заигрываний ставим его перед фактом: “Я так решила, мы сейчас выходим на улицу”. Значит, пришло время учиться выдерживать фрустрацию.

Но есть и еще одна стадия взаимодействия ребенка с этим приемом: когда ребенок использует его против вас. Будьте готовы услышать: “Мама, выбирай, ты мне купишь пони или единорога”, “Мама, выбирай, я сейчас съем одну конфету или две”.

Прием “Подмена понятий”. Классический пример из известного кинофильма: “Завтрак в детском саду отменяется! Вместо завтрака летим в космос! Взяли космический инструмент!”.

Использовать прием хорошо в возрасте примерно трех лет. Это такой милый возраст, когда ребенок очень часто говорит “Нет!” и “Не буду!”, отстаивая свое право на собственное мнение. Через “нет” он отделяет себя от взрослых, чувствует себя отдельной личностью. (“Если я говорю “нет” маме, значит, я не мама”.)

Почувствовать автономию настолько важно, что он может говорить “нет”, даже если в принципе согласен или очень, очень хочет. Но еще больше он хочет сказать “нет”.

Представьте детский сад и целую группу “неток”-трехлеток. На прогулку все равно вывести надо всех, за стол усадить всех и потом в кровать уложить тоже всех, несмотря на их “нет”…

– Нет! Я не буду надевать ботинки!

– Хорошо, давай тогда они сами на твои ножки прыгнут! (Интонация эмоционально-игривая.) Ботиночки разбегаются, правый обгоняет левый и – оп! – запрыгивает на ножку!

– Нет, я не буду кушать!

– Хорошо, кушать не будем. Давай просто посидим за столом, посмотрим, как ребятки едят… Смотри, в супе макарошки плавают! Давай их ловить.

Ложкой вылавливаем по очереди все макароны (естественно, отправляем в рот). А потом ловим картошку… Можно назвать обед рыбалкой – подменили одно понятие на другое, и цель достигнута.

Примечание для тех, кто сомневается в этичности применения этого приема, считая его обманом, а детей обманывать нехорошо. Конечно, обманывать нехорошо, и не только детей. Только в данном случае это не обман, это игра.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка. Для ребенка естественно играть, поэтому он с гораздо большим энтузиазмом вовлечется в ту деятельность, которая представлена как игра. Это подстройка под картину мира ребенка, а не обман. Обман – это когда взрослый говорит: “Съешь суп, я тебе конфетку дам”, а потом: “Ой, а конфетки нет, убежала”.

– Нет! Я не буду спать!

– Хорошо, не спи. Спать не будем. Будем просто лежать на кроватке и ждать, когда придет мама.

Ребенок соглашается, а через пять минут засыпает, потому что спать на самом деле он хочет… Но он “не спал” в садике. Он так “ждал маму”.

Или так:

– Хорошо, можешь не спать. Только помоги зайке уснуть. Зайка хочет спать, но один засыпать боится. Ты зайку обними и полежи с ним рядом. Покажи зайке, как нужно глазки закрывать.

Через пять минут ребенок спит, а выполнивший свою миссию заяц валяется на полу под кроватью.

– Нет! Я не буду раздеваться!

– Хорошо, не раздевайся. Не надо. Ложись так. Давай только животик освободим. Животику надо отдохнуть от резиночек и пуговок на штанах. Пусть животик отдохнет, штанишки снимем, а раздеваться не будем.

– Нет! Я не пойду гулять!

– Хорошо. Гулять сегодня не пойдем. Мы пойдем искать клад! У тебя есть лопатка? Бери лопату и пошли скорей, пока другая группа клад не выкопала.

– Мама, вставай! Вставай! Пошли играть!

А мама не то что играть – глаз открыть не может. На мольбы: “Давай еще пять минуточек полежим” – ребенок отвечает бойким нетерпеливым отказом.

Тут приходит спасительная идея:

– Давай играть в медведей. Я – мама-медведь, а ты мой медвежонок. Это наша берлога. У нас зимняя спячка.

Получилось, кстати, даже не пять минут, а существенно дольше. Затрудняюсь сказать, сколько времени прошло, прежде чем я услышала тихое: “Мама, мне что-то уже надоело в медведей играть”, но глаза открылись без всякого усилия.

Прием тоже работает недолго. Но не стоит расстраиваться, если ребенок этот прием перерос. Это значит, он уже достаточно большой, чтобы встретиться с реальностью, в которой родители могут без всяких заигрываний потребовать от ребенка что-то сделать.

Источник