Как игрушки способствуют развитию ребенка
Если вы заинтересованы, чтобы ваш ребенок с самого раннего возраста гармонично развивался, обратите внимание на развивающие игрушки. Ведь именно через эти предметы малыш познает мир. Он учится работать пальчиками, координировать движения. В конце концов, это – и его первая собственность, которая принадлежит только ему. От того, какие игрушки есть у малыша, будет зависеть скорость и качество его развития.
Мы говорим об умственном и психологическом развитии. Именно поэтому родителям необходимо ответственно подойти к выбору развивающих игрушек для своих малышей.
Следует также учитывать и возраст. Ребенку постарше не интересны игрушки, предназначенные для грудничков. Но и сложный конструктор с большим количеством мелких элементов ему тоже не подойдет.
Польза развивающих игрушек
Через игру с предметами малыши познают мир, получают новые знания, овладевают новыми навыками, развивается логическое мышление, воображение. Он проявляет свою фантазию, учится анализировать и применять полученные знания. У ребенка формируется усидчивость, концентрация внимания.
Развивающие игрушки нужны для того, чтобы ребенок:
- решал определенные задачи (собрал кубики в картинку, составил из букв свое имя и др.);
- переходил от простого к более сложному (сначала просто показывал буквы, потом составлял слова);
- расширял свой кругозор через разные виды игрушек (музыкальные, конструктор, головоломки);
- проявлял свою фантазию, придумывал что-то новое;
- учился самостоятельности.
Главная задача – обучение через игру. Педагогами доказано, что такой способ познания окружающего мира наиболее эффективный.
Обзор видов развивающих игрушек для детей дошкольного возраста
Современные игрушки представлены в большом разнообразии. На полках можно найти не только привычные всем пирамидки, кубики, куклы, машины, но и новые технологии. Помимо предоставления ярких эмоций, они помогают малышу освоить азбуку, иностранные языки, выучить цифры.
Развивающие игрушки классифицируются в зависимости от навыков, которые они развивают.
Для развития моторики
Развитие речи и развитие мелкой моторики неразрывно связаны. Именно поэтому тренировке пальчиков малыша уделяется большое внимание. Для выполнения мелких движений кистями и пальчиками рук используются материалы и игрушки, развивающие мелкую моторику:
- Игрушки-шнуровки. Ребенок учится зашнуровывать ботинки, просовывать иголку с ниткой в отверстия пуговиц.Это занятие также тренирует усидчивость, логику и память.
- Лепка . Помимо развития мелкой моторики малыш делает массаж своих пальчиков и ладошек, а через пластилин или глину он узнает, что есть мягкие материалы, которым можно придать форму.
- Развивающие коврики. Игрушки-коврики, развивающие мелкую моторику, представлены в большом разнообразии. Но их можно разделить на две большие группы: музыкальные и игровые. Они подходят как деткам до года, так и малышам старше 1 года.
Для развития воображения
Если для самых маленьких важно подобрать игрушки на развитие мелкой моторики, то для деток постарше выбирают занятия, развивающие воображение и творчество. Взрослые могут и не заметить талант ребенка, но с помощью самых разных игровых методик можно выявить способности малыша и развивать их.
- Мозаика. Этот вид игрушки приносит невероятную пользу. При игре задействуется множество процессов: мелкая моторика, мышление, логика, фантазия. Концентрируется внимание, развивается усидчивость.
- Магнитные доски, мольберты для рисования. В процессе игры с использованием этих предметов у детей развивается внимание, память, фантазия, тренируется мелкая моторика. Ребенок учится планировать наперед, анализировать и сопоставлять.
- Раскраски. Это – одно из любимых занятий деток 3-5 лет. Главное назначение раскрасок – тренировка детской ручки. Ребенок учиться подбирать цвета, аккуратно заштриховывать. У детей развивается художественный вкус.
- Наборы для рисования. Кисточку, мелок или карандаш малышу можно дать уже в 1-2 года. Но позволить ему рисовать пальчиками можно и в 8-10 месяцев. Это – стимуляция мелкой моторики и отдельных участков головного мозга. Это – развитие интеллекта, воображения и самовыражения.
Для развития речи
Любой навык необходимо развивать с раннего возраста. Это касается и речи. Помочь в развитии речи могут игрушки сюжетно-ролевого характера. Занятия с подобными играми дают хороший результат. Они также развивают мелкую моторику, увеличивают словарный запас, тренируют артикуляцию.
- Игровые фигурки. Любые сюжетно-ролевые игры можно провести с набором игровых фигурок. Помимо развития речи они стимулируют фантазию, развивают диалогическую речь, расширяют кругозор и учат мыслить.
- Книжки-игрушки. Развивают малыша с первых месяцев жизни, с ними можно играть, слушать звуки, трогать. В первую очередь они развивают тактильные ощущения и мелкую моторику.
- Кукольные театры. Это – яркая развивающая среда. Помимо развития связной и диалоговой речи, ребенок учится разыгрывать конфликтные ситуации, находить из них выход. У малыша тренируется память, он лучше запоминает, у него увеличивается словарный запас, он учиться пересказывать.
Развитие речи происходит в двух направлениях: понимание и разговор. Оно тесно связано с психическим, умственным и физическим развитием. Речевое развитие происходит качественнее и быстрее в процессе игровой деятельности.
Для развития памяти
Ребенок должен воспринять информацию, сохранить ее и воспроизвести. В этом состоит задача занятий по развитию памяти ребенка. Тренировка мозга в детском возрасте происходит посредством игрушек, развивающих память. И еще один важный аспект, помимо тренировки памяти, полученную информацию необходимо систематизировать. Учиться этому нужно поэтапно и помогут в этом специальные развивающие игры.
- Развивающие карточки. Они несут в себе необходимую и полезную информацию, развивают речь и воображение, логику, мышление, способствуют увеличению словарного запаса, систематизируют знания.
- Наборы букв и цифр. Увлекательные занятия можно построить с помощью специально разработанных алфавитов и карточек с цифрами. Наборы могут стать полезными при подготовке к школе.
Для развития мышления и логики
Маленькие дети отличаются пытливым умом, им все интересно и все надо узнать. И этот факт необходимо учитывать. Игрушки на мышление и логику способствуют гармоничному развитию и удовлетворяют потребности малыша все знать. Они не только приносят радость, но и стимулируют ребенка найти решение.
- Пазлы. Наборы с мелкими деталями развивают логику, воображение, способствуют воспитанию у ребенка аккуратности, терпения, внимательности.
- Головоломки. Эти игры популярны даже у взрослых. Логическая рамка, кубик Рубика, змейка – учат ребенка устанавливать логические связи, развивают пространственное мышление, интеллект.
- Конструкторы. В игре с конструктором развивается воображение, память, координация движения. Ребенок учится логически мыслить, у него вырабатывается усидчивость, тренируется память.
Для развития внимания
Важнейшим качеством человека является внимание. Для детей присуще непроизвольное внимание, управлять им они сначала не могут, поэтому часто отвлекаются на яркое, шумное и громкое. В связи с этим, необходимо развивать у ребенка усидчивость и сосредоточенность.
- Настольные игры для детей. Тренируют внимание, логику, скорость реакции. Как утверждают педагоги, если родители хотят детям дать всестороннее развитие, нужно уделять внимание занятиям в настольные игры. С помощью них происходит отработка таких навыков, как аналитическое мышление, внимательность, умение находить компромиссы.
- Игрушки-лабиринты. Развивают мелкую моторику, движения становятся более плавными и точными. Ручка ребенка постепенно подготавливается к письму. У малыша развивается логическое мышление, усидчивость, внимание.
Для развития восприятия форм и размеров предметов
Пространственное мышление – важный фактор развития ребенка. У ребенка должно сформироваться такое понятия такие как размер (длина, ширина, высота) и форма, он должен понять, что такое расстояние, научиться измерять. Все это можно постичь, используя игрушки на восприятие форм и размеров. Известный педагог Мария Монтессори разработала карточки с прорезями разных форм. Сегодня на основе этой идеи выпускаются множество игрушек.
- Кубики, фигуры. Цель этих игрушек – закрепить понятия форм, размеров и цвета.
- Сортеры. Это – самая полезная развивающая игрушка. Выглядит она в виде объемной формы с прорезями. Ребенку необходимо отсортировать имеющиеся у него предметы по разным признакам.
- Бизиборды. Это – игрушки-доски, на плоской поверхности которых размещены тактильные элементы. Главная задача перед ребенком – исследовать эти предметы и найти им применение, понять, что надо сними делать. Малышей очень интересуют выключатели, кнопки, ящички, змейки, застежки.
Эти игры развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику, логическое и абстрактное мышление, способность дифференцировать предметы. Воспитывается усидчивость, настойчивость, концентрация внимания.
Особенности развития ребенка по возрастам
В дошкольном возрасте закладывается базовый фундамент развития ребенка и становления его как личности. Знание психологических и физиологических особенностей детей в разном возрасте помогает в организации образовательного процесса в семьях и детских учреждениях.
С рождения и до года
С 4-х недель у грудничков начинает динамично развиваться слух и зрение. Именно поэтому малютке надо предоставить качественные предметы для разглядывания. Они должны быть яркого и сочного цвета без полутонов.
В 4-6 месяцев малыш уже тянет ручки и старается взять игрушку. В этом возрасте ему надо организовать площадку для игр. Для развития мелкой моторики ему потребуется мягкие кубики, пластмассовые фигурки.
К году, когда ребенок уже бегает и не сидит на месте, ему необходимы подвижные игрушки (юла, качели, лошадки, передвигающиеся игрушки), помогающие развить мелкую моторику, равновесие, координацию движения.
С 1 года и до 3-х лет
В этом возрасте у ребенка активно формируется словарный запас, когнитивные и языковые навыки. Малыш ярко проявляет эмоции, переживает критику и радуется успехам. Он может сложить игрушки по цвету или форме, найти похожие предметы, составить предложение из 2-3 слов. С помощью развивающих игрушек до 3-х лет малыш начинает осваивать цифры и буквы, может показать части тела.
С 3-х до 7 лет
В этом возрасте формируются способности к обучению, и закладывается характер. Стремительно увеличивается словарный запас. Ребенок строит предложения из 4-5 слов, имеет считать. К 7 годам, как правило, у ребенка формируется полноценная фразования речь. Он уже может подробно пересказать, что делал в детском саду на протяжении дня. Он хорошо считает, знает фигуры, может их сравнивать.
Любая мамочка мечтает, чтобы ее малыш был здоровым и максимально развитым. Помочь ей в этом призваны развивающие игрушки, которые необходимо подбирать в соответствии с возрастом ребенка. С помощью них можно развивать сенсорику, мелкую моторику, память, внимание, воображение, наблюдательность. Помимо приобретения полезных навыков, они также оказывают благотворное влияние на формирование личности.
С поиском игрушек для развития ваших детей поможет интернет-магазин Beloris, в котором представлено многообразие интересных развивающих игрушек для детей любого возраста по конкурентоспособным ценам.
Оригинал статьи: https://beloris.ru/article/razvivayushchie-igrushki-dlya-malishey-polza
Источник
Современный рынок пестрит большим разнообразием детских игрушек. Выбрать ту, которая будет не только интересна, но и полезна для малыша, бывает совсем не легко. В этой статье мы расскажем Вам, какое количество игрушек нужно детям, какие виды игрушек существуют и какие из них подходят ребенку в зависимости от его возраста.
Для чего нужны игрушки?
Игрушки – это неизменные спутники детства. Игра для ребенка – это не просто времяпрепровождение, а способ научиться чему-то новому и развить свои способности. Изначально игрушки были уменьшенными копиями орудий труда, а их функция заключалась в обучении ребенка пользоваться ими (например, раньше для малышей делали маленькие лук и стрелы, чтобы они научились охотиться). Впоследствии, когда такая необходимость отпала, несмотря на то, что внешний вид игрушки оставался неизменным, она стала инструментом развития каких-либо навыков.
Игрушки играют большую роль в жизни детей. Большинство из них являются упрощенными и уменьшенными копиями реальных предметов и приближают ребенка к миру взрослых.
Роль игрушки меняется и в зависимости от возраста ребенка. Если изначально для малышей важна внешняя привлекательность игрушки, ее соответствие реальным предметам жизни, то уже в старшем дошкольном ценится ее «обобщенность» и многофункциональность.
Педагоги и психологи выделяют следующие виды игрушек.
- Сюжетно-образные игрушки (куклы, наборы профессий, фигурки животных и т.д.);
- Дидактические игрушки (головоломки, конструкторы, собственно дидактические игры);
- Спортивные игрушки (мячи, обручи, скакалки и т.д.);
- Музыкальные игрушки (бубны, погремушки, ксилофоны и т.д.);
- Настольные игры;
- Театральные игрушки (кукольный и пальчиковый театр);
- Игрушки-забавы (используются для развлечения).
Игрушки также различаются по своему назначению:
- Игрушки, способствующие развитию личностной сферы;
- Игрушки, которые способствуют развитию моторных и познавательных способностей.
Нужно ли детям много игрушек?
Если Вы спросите малыша, достаточно ли у него игрушек, он ответит, что, конечно, нет. Малышам всегда мало! Но, тем не менее, сколько игрушек покупать, решают взрослые. Некоторые родители стараются, чтобы у малыша было как можно больше игрушек, не задумываясь о том, так ли они необходимы. Психологи утверждают, что наличие слишком большого количество игрушек дома приносит ребенку мало пользы. В этом случае они перестают иметь для малыша ценность, а многие из тех, что есть, лежат без дела. Чтобы этого не происходило, время от времени нужно убирать часть игрушек, а когда ребенок наиграется оставшимися, заменять и их.
Детям не нужно слишком большое количество игрушек. Понаблюдайте за играми ребенка и Вы заметите, что с одними игрушками малыш играет часто, а к другим почти не проявляет интереса.
Среди игрушек должно быть разнообразие. Постарайтесь, чтобы у малыша были разные виды игрушек: музыкальные, спортивные, настольные и т.д. Среди достаточного количества игрушек, ребенок обычно выбирает любимые, к которым у него формируется привязанность. Играя с ними, дети учатся заботе и ответственности.
Подходите к выбору игрушек взвешенно:
- Не приобретайте игрушки между делом, например, придя в магазин за продуктами;
- Не следуйте моде на игрушки слепо;
- Ориентируйтесь на потребности возраста;
- Учитывайте интересы Вашего ребенка;
Игрушки для малышей до года
Возраст ребенка – один из главных критериев выбора игрушек. Главная задача игрушек для детей до года – это стимуляция органов чувств (зрения, слуха, осязания). Они должны быть яркими, приятными на ощупь и, в первую очередь, безопасными. Малышам до года подойдут такие игрушки, как:
- Развивающий коврик с дугами;
- Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, бубны, шуршащие игрушки);
- Тактильные мешочки;
- Мячики (в том числе массажные);
- Мягкие и деревянные кубики;
- Рамки-вкладыши;
- Пальчиковые игрушки;
- Безопасные предметы из реальной жизни (пластиковые бутылки, бусы, деревянные ложки и т.д.);
- Игрушки для ванной.
Чем младше ребенок, тем меньше игрушек ему необходимо. Гораздо ценнее эмоциональное общение с близкими взрослыми, которое происходит, в том числе, в процессе игры.
Какие игрушки полезны детям раннего возраста
Ведущей деятельностью малышей от 1,5 до 3 лет является предметно-манипулятивная деятельность, которая связана с овладением культурными способами действий с предметами. Дети этого возраста учатся пользоваться ложкой, мыть руки с мылом, открывать и закрывать замочки, одеваться и так далее. Поэтому самыми полезными игрушками для малышей раннего возраста являются обычные бытовые предметы. Также им будут интересны и полезны игрушки, развивающие наглядно-действенное мышление, мелкую моторику и познавательную активность:
- Шнуровки;
- Сортеры;
- Рамки-вкладыши;
- Бизиборды;
- Игрушки-каталки;
- Матрешки;
- Пирамидки;
- Машинки;
- Кубики;
- Конструктор с крупными деталями;
- Музыкальные игрушки;
- Спортивные игрушки;
- Книжки;
- Кинетический песок;
- Наборы для творчества (рисования, лепки, аппликации);
- Сенсорные коробки;
- Лопатки, совочки, сита;
- Обучающие карточки и так далее.
Дети раннего возраста стремятся к самостоятельности, поэтому у них должна быть возможность играть в одиночку. Очень важно, чтобы детские игрушки были качественными и безопасными, а также интуитивно-понятными ребенку.
Вопросу хранения игрушек тоже следует уделить внимание. Рассортируйте игрушки по категориям и разложите их по контейнерам или корзиночкам. Ребенок должен знать, где что лежит, и учиться самостоятельно убирать игрушки на место.
Самые необходимые игрушки для детей дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста очень любознательны и полны энергии. Игрушки для дошкольников должны быть разнообразны, в том числе, давать возможность малышу развиваться через сюжетно-ролевую игру. Если Ваш ребенок посещает занятия или детский сад по системе Монтессори, стоит подобрать для игр дома те пособия и игрушки, которые будут дополнять Монтессори-материалы, с которыми малыш занимается в клубе.
- Книги. Для детей от 3 до 5 лет лучше выбирать сказки с простым сюжетом или истории из повседневной жизни. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже начинают читать сами, поэтому им понравятся короткие иллюстрированные сюжеты, напечатанные крупным шрифтом. Для совместного чтения можно выбрать книги с более сложными сюжетами, в том числе с фантастическими.
- Материалы для творчества. Это может быть цветная бумага и картон, пластилин и тесто для лепки, карандаши, краски, ножницы, клей и многое другое.
- Конструкторы. От мягких и больших кубиков по мере взросления ребенка можно переходить к конструкторам с мелкими и оригинальными деталями. Игры с конструктором хорошо развивают мелкую моторику, внимание, мышление и воображение.
- Сенсорные коробки. Это замечательная многофункциональная игрушка, которая подходит детям от 6 месяцев до 7 лет. Ее легко сделать при помощи подручных средств с минимальными материальными затратами. Наполнение сенсорной коробки может быть разнообразным: крупы, макароны, камни, песок, шишки, орехи, вода и так далее. Для детей дошкольного возраста (старше 3 лет) будут интересны тематические сенсорные коробки. С их помощью ребенок будет в игровой форме узнавать новое об окружающем мире. Такие игры очень полезны для малыша еще и потому, что они отлично развивают память, внимание, мышление и воображение.
- Кукольный и пальчиковый театр не только прекрасно развивают фантазию и речь, но и позволяют ребенку в полной мере проявить свои творческие способности.
В Монтессори-подходе сюжетные игрушки не приветствуются. Их вполне могут заменить удобные и подходящие по размеру реальные предметы.
- Настольные игры. В настоящий момент существует большое разнообразие настольных игр для детей разных возрастов. С их помощью малыш может научиться считать и читать, следовать правилам, развивать познавательные процессы и мелкую моторику. Особую значимость имеют игры, в которые можно играть всей семьей.
- Спортивный инвентарь. Для гармоничного развития ребенку просто необходима физическая активность. Замечательно, если дома у малыша будут мячи, скакалки, тоннели и другие спортивные снаряды.
Выводы
При выборе игрушек для своего ребенка мы рекомендуем Вам руководствоваться принципом «лучше меньше, да лучше». Они должны не просто занимать малыша, но и развивать его. Ориентируйтесь на возраст ребенка, его потребности и интересы. Кроме этого, детская игрушка должна быть качественной и безопасной. Для игр вполне можно использовать различные предметы быта, а также игрушки, сделанные своими руками.
Заключение
Посещая Монтессори-клуб «Созвездие», ребенок оказывается в Монтессори-среде, наполненной множеством интересных предметов. Монтессори-материалы – это не просто игрушки, а специально разработанные инструменты для всестороннего развития малыша. На занятиях педагог наблюдает за ребенком и, если это действительно необходимо, оказывает ему помощь. Задача Монтессори-педагога – организовать пространство и действия каждого малыша так, чтобы дети могли заниматься интересующими их вещами самостоятельно. Приходите и развивайтесь вместе с нами!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Источник