Как и чем подпоясывают ребенка в 1 год

513
еловый же очеп, по мнению жителей этих мест, мог стать причиной того, что ребенок “покроется коростой”. В качестве подстилки на дно люльки клали солому.
В колыбели младенцу предстояло существовать отдельно от матери, и поэтому следовало особенно тщательно оградить его от порчи и тем более подмены “нечистой силой”. Колыбель и все, что в нее должно было быть положено, в том числе и ребенка, кропили святой водой, в изголовье люльки вырезали или намазывали смолой крест, окуривали ее ладаном, клали его внутрь или вешали на ниточке. При укладывании произносили, например, такие слова: “Господи, благослови! Дай Бог святой час. Пошли Господи Ангела своего хранителя сохранить Николая от злого духа и усыплять его спокойным сном (РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 1085. Л. 11. Орловская губерния и уезд). В Поречском уезде Смоленской губернии для спокойствия новорожденного в люльку при первом укладывании клали “краец” хлеба, приговаривая: “Как хлеб лежит на столе тихо, так чтобы спал мой ребенок” (РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 1643. Л. 8). Если малыш был еще некрещенный, то на люльку вешали крест, который затем надевали на него при крещении. Но употреблением христианской атрибутики заботливые родители не ограничивались. Для защиты от нечистой силы в зыбку клали колющие предметы, например ножницы, а для спокойствия и крепкого сна – щеть для льна, свиной хрящ – пятачок, в голову сон-траву.
Основным питанием новорожденного с первых дней его жизни было грудное молоко. Специалисты-врачи, занимавшиеся до революции проблемами ухода за новорожденными, отмечали, что при общерусской традиции кормления младенцев в раннем возрасте грудным молоком, статистика показывает некоторые различия в сельской местности и городах. Лишение грудничков материнского молока в деревне было редкостью. Иная картина наблюдалась в городах, особенно столичных. В 1870-х годах, по данным двух детских больниц, в Москве грудным молоком матери вскармливалось 78,64% детей, кормилицей – 7,34%, смешанным способом – 3,87%, искусственным – 10,15%. В Петербурге две трети детей в возрасте до года получали молоко матери или кормилицы, треть – кормились искусственно ( С. 266).
Время первого кормления несколько различалось. В некоторых местностях ребенка прикладывали к груди в день родов, считая молозиво полезным для здоровья малыша, но чаще дожидались, когда придет молоко. Перед кормлением грудь обмывали, предпочтительно святой водой, и первой обязательно давали правую грудь – “чтобы не был левшой”.
Кормление грудным молоком русские матери считали наиболее полезным для детей в первый год их жизни. В обычных условиях грудь давали при проявлении ребенком признаков голода, а также при беспокойстве, плаче – для его успокоения. В то время, как в дворянских семьях, особенно в среде высшего дворянства, было принято приглашать кормилицу с первого дня рождения ребенка, крестьянские женщины при недостатке своего молока употребляли разбавленное коровье, избегая кормить своих детей молоком другой женщины. Более того, они относились к этому с суеверным страхом и прибегали к чужой помощи лишь в крайних случаях.
Сразу по рождении ребенок получал соску – разжеванный черный хлеб (реже белый, баранки), завернутый в тряпочку. Эта соска служила не только питанием для новорожденного, но, и по распространенному убеждению, излечивала от грыжи. Для “крепости и здоровья” в соску к хлебу добавляли соль.
Прикармливать ребенка начинали с 5-6-й недели, иногда и раньше, сначала разбавленным коровьим молоком, и затем жидкими кашками, тюрей из хлеба и баранок. Для искусственного кормления использовали “рожок” – коровий рог, на который надевался сосок коровьего вымени. Раннее искусственное докармливание объяснялось прежде всего занятостью женщин на работе, особенно в летнее время.
514
Кормление грудью продолжалось 1,5-2 года, или как чаще говорили в народе “три поста” (учитывались Великий и Успенские посты), реже – “шесть постов”, если считать все посты года. В крестьянских семьях строго соблюдали религиозные запреты в питании, лишь для грудных детей (как и для тяжелобольных, и то с разрешения священника) делалось исключение. Полуторагодовалый срок грудного кормления был установлен когда-то православной церковью и многие верующие крестьяне считали грехом давать ребенку скоромную пищу на “четвертый” пост.
Отлучение от груди часто сопровождалось специальными обрядами, знаменующими возрастной переход в жизни ребенка, возможно выход из младенчества и окончание непосредственной связи с кормилицей-матерью. Ребенка сажали на стол, на которых клали хлеб-соль. Мать давала ему лепешку (лепешку и яйцо – Пензенская губерния, Инсарский уезд) и, “прощаясь” с малышом, говорила: “Дай Бог от груди отстать, а к хлебушку пристать” (Орловская губерния и уезд), “Возьми, Господи, младенца Петра на свои хлеба” (Пензенская губерния); при этом читали заговор “от тоски, от сухоты” (Олонецкая губерния). Иногда последнее кормление происходило на пороге (Орловская губерния, Малоархангельский уезд). В день отлучения от груди гадали о будущем ребенка. Для этого клали перед ним предметы, символизировавшие определенный род занятий и смотрели, что он возьмет. Возьмет деньги – будет торговать (или будет богат), книгу – будет тянуться к знаниям, ножик – будет хороший мастеровой, хлеб – вырастет отличным крестьянином. Выбравшая ножик девочка станет умелой стряпухой, веретено – пряхой. Иногда матери заказывали в этот день специальный молебен. Чтобы ребенок легче отвыкал от груди, ее мазали сажей или чем-либо горьким, “обманными” способами показывали отсутствие груди, пугали “букой”, прячущейся за пазухой и т. д.
Среди обрядовых действий, совершаемых над младенцами, нужно выделить обряд первого подпоясывания. Встречался он хотя и не повсеместно, но достаточно широко для того, чтобы рассматривать его как особый сюжет русской обрядовой традиции. Заключался этот обряд в том, что крестная мать (изредка – бабка-повитуха) в предназначенный для этого день приносила крестнику (крестнице) поясок, а иногда и другие предметы одежды – шапочку, рубашечку, а также подарки, и с пожеланием “быстро расти” и быть здоровым, подпоясывала его, после чего обычно следовало небольшое угощение. Обрядовое и временное выделение первого подпоясывания связано, по-видимому, с той особой функцией магической защиты, которой обладал, по мнению русского народа, этот обязательный элемент народного костюма (Кремлева. 1989. С. 251-254; 1989. С. 231-236). Можно предположить, что таким образом народный обычай сохранял, хотя и в измененной форме, церковный обряд надевания пояса (как и креста) на окрещиваемого младенца. Этот элемент чинопоследования таинства крещения в XIX в. уже вышел из практики православной церкви и сохранялся лишь в обряде крещения у старообрядцев.
Наиболее распространенной можно считать традицию подпоясывания на 40-й день после рождения, одновременно с принятием роженицей очистительной молитвы и “воцерковлением” окрещенного ранее младенца, до того он был “распоясан” (Тульская, Владимирская, Рязанская, Калужская, Смоленская губернии). Более того, иногда считали, что подпоясывать младенцев раньше этого срока – грех (Клинский уезд, Московская губерния). Однако оставлять младенцев дольше положенного срока без столь необходимого для человека оберега также казалось очень опасным. Если же по вине крестной такое случалось, она могла за это, видимо в результате Божьего наказания, “поплатиться смертью” (Рязанская губерния).
Иногда подпоясыванию приписывалась способность влиять на физическое раз –
515
витие ребенка. Правда, жители разных мест по-разному расценивали это влияние, что определяло обрядовую практику. Так, в Кадниковском уезде Вологодской губернии ребенка не опоясывали до года, “чтобы не запоясать роста и прорезывания зубов”, а в Велижском районе Смоленской области, всего “немного погодивши после родов”, подпоясывали новорожденных с тем, “чтобы у них животы не росли”.
В некоторых местах первое подпоясывание приурочивали к определенным временным этапам младенческой жизни: прорезыванию первых зубов – “чтобы зубки легче шли” (Шенкурский уезд Архангельской губернии; Порховский район, Псковская область), через некоторое время ленточку или поясок могли и снять; а также к первым шагам (Духовщинский район, Смоленская область). Иногда традиция определяла и место исполнения действия. Так, в Клинском уезде Московской губернии его следовало совершать у печи.
В 80-е годы ХХ в. обрядовое подпоясывание еще сохранялось кое-где в сельской местности, но, как правило, оно уже не связывалось с какими-либо определенными сроками. Так, по обычаю, установившемуся в те годы в Воронежской области, крестная должна была при подпоясывании сделать крестнику богатые подарки, и поэтому время исполнения обряда во многом зависело от того, как скоро она сумеет должным образом подготовиться.
Первые попытки ребенка сделать самостоятельные шаги сопровождали действия, имевшие целью освободить ножки малыша от воображаемых “пут”, препятствующих началу его самостоятельного хождения, и тем самым дать ему возможность “ходить шибко и скоро”. Для этого кто-либо из взрослых должен был ножом, лучиной или, если их не оказывалось под рукой, просто пальцем сделать между детскими ножками (иногда перед ними) движение, имитирующее разрезание, отчего и само действие называлось “пута резать”. Так же поступали в тех случаях, когда младенец долго не начинал ходить (Московская губерния). Некоторые же считали более действенным реально запутать ножки веревкой или ниткой и затем ее разрезать (Смоленская губерния, Духовщинский район). Магические действия с перерызанием диктовались и иными соображениями. В некоторых местах полагали, что ребенку мешает ходить страх и для того, чтобы “оттяпать робость”, нужно провести перед ним по земле черту косой или ножом (Вологодская область, Вожегодский район) или же квашенным ножом ударить по полу два раза (Нижегородская губерния). С той же целью иногда “перерезали след”, т. е. делали имитирующее перерубание движение рукой после каждого шага ребенка (РЭМ. Ф.7. Оп. 1. Д. 1768. Л. 5; АРГО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 12. Л. 56. Нижегородская губерния). С первыми шагами связывали и определенные приметы относительно будущего ребенка. Например, жители Шенкурского уезда считали, что, если он в первый раз пойдет в передний угол – жить будет, к порогу – скоро умрет (АРГО. Р. 12. Оп. 1. Д. 12. Л. 56).
Первый год жизни ребенка заканчивался обрядом первого пострижения (Рабинович. Очерки, 1978. С. 251). По русскому обычаю крестные в первую годовщину жизни выстригали крестнику прядь волос или же, как известно по материалам XIX-XX вв., две пряди крест накрест, затем его в первый раз стригли. При этом малыша сажали на шубу. Обряд первого пострижения сохранялся кое-где и во второй половине ХХ в. Но даже там, где уже не встретишь и воспоминаний о существовании такого обряда, родители твердо придерживаются правила не стричь волосы ребенку до исполнения года. На этом период собственно младенчества, когда новорожденный являлся лишь пассивным объектом забот взрослых, стремящихся сохранять и укрепить само его существование на земле, а также дать нужное направление дальнейшему развитию, заканчивался.
Из всего вышесказанного очевидно, что традиционная для русских культура родовспоможения сложилась и функционировала как постоянное и неразрывное
516
соединение практического опыта и религиозных воззрений. Разделить их при исследовании невозможно, более того, такие попытки привели бы к ошибочному пониманию жизни русского человека, особенно крестьянина. Религиозное мировосприятие было той основой, или скорее канвой, на которую накладывалось многообразное бытие человека и которая постоянно в большей или меньшей степени корректировала и ограничивала определенными рамками мысли и поступки мирянина. Влияние религиозного фактора было особенно ощутимо во всем, что касалось рождения и ухода за роженицей и новорожденным. Однако уже по исполнении ребенку двух-трех лет поведение взрослых определяли не только и не столько соображения религиозного характера, сколько задачи целенаправленного воспитания и постепенного включения ребенка в активную жизнь семьи и того социального окружения, к которому он принадлежал.
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
Источник
Как оказалось, дети в таком возрасте еще могут ощущать ауру предметов. Поэтому обряд рассчитан на то, чтобы выявить наиболее подходящее по духу ребенку занятие.Так, в суевериях принято считать, что предмет, выбранный ребенком, будет его ориентиром на всю жизнь. При ведической культуре людей разделяли на несколько каст: ученые, дельцы, рабочие, воины. В те времена родители определяли будущий род занятия ребенка при помощи выкладывания нескольких предметов, отвечающих той или иной отрасли. Это были: книга, деньги, оружие и рабочий инструмент. Родители, после того, как их чадо делает выбор, уже знали в каком направлении продвигать дитя и в какой отрасли он сможет достичь успехов. Но в отличие от современных мерок, раньше обычай проводился в любое время, а не в годик. Но возраст дитя не должен был превышать 1,5 года. Были и иные ограничения:предметы уложили только те, которые он видит впервые (нельзя класть любимые предметы), ребенок на момент проведения обряда должен уметь ползать, для того чтобы дотянуться до предмета или подползти к нему и т.д.
Содержание
Как праздновать 1 год ребенку: традиции
Но современные родители относятся к подобным вопросам легкомысленно. Большинству молодых мам и пап подобное действие напоминает игру. Если к традиции нет должного отношения, ее лучше совсем не проводить, поскольку вы не только определяете путь вашего ребенка, но и программируете и его и себя. К примеру,некоторые родители шутки ради могут положить сигареты, алкоголь и даже презервативы к общему набору, то есть все, что под рукой. Представьте, если ваша годовалая дочь выберет предмет контрацепции. Дело в том, что на подсознательном уровне, в первую очередь у родителей, отложится этот фактор, и они будут всю жизнь искать похожие черты у своего ребенка и тем самым программировать и его. Так вполне вероятно из нормальной девочки сделать «путану». Вышеописанный случай – крайне редкая мера, но он призван молодых мам и пап относиться серьезно к любым вопросам касающихся ребенка.
Если вы склонны верить предсказаниям и обрядам, а также эффекту программирования, то лучше всего вам положить ключи от машины, квартиры и бумажник.
Кстати, стоит отметить, что ребенка нужно сажать не просто на пол, а на специальную подстилочку. Некоторые утверждают что это должна быть овчина, если так, то вы можете вывернуть дубленку. Другие просто берут небольшой коврик и усаживают ребенка.
Существует несколько видов выкладок перед ребенком. Вы можете сделать любой понравившийся вам или же некий микс. Если каких либо предметов не хватает, запаситесь ими заранее.
1 годик ребенку: традиции и обычаи
Несколько вариантов расположения вещей
Вариант № 1
Жизненная символика:
- Чеснок– служит символом здоровья.
- Ключи – являются символом благосостояния.
- Кошелек – означает богатство и зажиточность.
- Шоколад – значит сладкую и веселую жизнь(можно заменить пряником).
- Клубок шерсти – обещает долгую жизнь.
- Книга – считается символом знания и ум.
- Кисть – говорит о том, что у малыша способность к искусству.
- Монетка – символизирует процветание(можно заменить долларами).
- Колечко – пророчит удачный брак.
- Очки– является признаком тяготения к науке.
Вариант №2
Профессия:
- Кошелек – ребенок имеет склонность стать банкиром.
- Расческа – стилистом или парикмахером.
- Половник – поваром или домохозяйкой.
- Машинка – водителем транспорта.
- Мячик – обещает большие достижения в спорте.
- Портфель – руководящие должности.
Вариант№3
Характер:
- Кукла – растет дамский угодник (если мальчик).
- Ключи – семейный, домовитый ребенок.
- Копилка – бережливый ребенок.
- Пустой кошелек – денежки будет тратить в будущем, не считая.
- Нитки – вырастет аккуратный человек.
- Краски – творческий человек.
- Маска – артистичная личность.
Вариант№4
- Жизнь (с чем будет связана жизнь малыша):
- Книжка – в семье растет будущий научный деятель, “вечный студент”.
- Ножницы – на свет появился мастер на все руки(не обязательно портной, а просто человек- золотые руки.
- Мышка от компьютера – с компьютерами или иными видами высоких технологий будет иметь дело.
- Памперс- будущая многодетная мама (отец).
- Мелочь – малышу быть богатым.
- Чеснок – вырастет здоровым
- Шоколадка – его/ее ждет сладкая жизнь.
- Лента, катушка ниток или клубок – жизнь будет долгая.
- Цветок (можно даже в горшке) — означает счастливую семейную жизнь .
- Кольцо – в жизни его будет большая любовь.
- Ключи от квартиры – символизирует хорошее благосостояние.
Как поздравить малыша с первым годом жизни?
Сразу стоит предупредить молодых родителей, что в таком возрасте вашему чаду не потребуется пышный банкет. Напротив, чем меньше будет приглашенных, тем лучше и для вас, и для него. Пусть это будет узкий круг самых близких знакомых и родственников.
Пусть крестные родители и бабушки с дедушками помогут вам украсить весь дом или комнату разноцветными шариками. Шарики будут доминировать настроение не только малышу, но и взрослым. Пусть это будут различные клоуны, машинки, куколки и прочие интересные фигурки.
Также родителям можно сделать специальный альбом на ватмане. Возьмите фотографии сделанные за год и поочередно наклейте их, при этом помечая даты (месяца) и стрелочкой указывайте на следующее фото. Возьмите 12 фото: от первого для появления на свет и до 1 годика.
Календарь может иметь и иную тематику: первый зуб, первый шаг, первое слово и прочее. То есть, вы показываете, какой путь прошел за этот год ваш ребенок и как он это сделал.
Можно сделать красивую корону из золотой фольги и украсить ею голову ребенка, а также родителям.
О том, какие есть идеи для празднования первого дня рождения, читайте здесь
Роль крестных родителей на празднике
Пусть крестные родители сделают отметки в альбоме: обрисуют ручки и ножки ребенку,чтобы далее было видно, как он развивается. Также можно сделать на специальной доске или с обратной стороны деревянного метра зарубину (указать рост) и продолжать эту традицию каждый год.
Давней традицией является обрезание волос на первый год рождения. Сделать это должны крестные мама и папа. Для этого нужно с каждой стороны головы (обрезать с четырех сторон) отрезать по маленькому символическому локону. Некоторые предпочитают стричь налысо, но это не обязательно. Обряд обрезания с четырех сторон является символом креста, то есть защиты. Так, если ваш мальчик уже вырос и идет в армию, то локон послужит ему самым сильным оберегом и защитой от напасти. Для этого, когда сын находится на пороге, то матери нужно отрезать прядь его волос и положить их к тем, которые были срезаны в годик. В свою очередь, небольшую прядь маленький волос нужно было было положить в ладанку и отдать сыну. Этот оберег предназначен в качестве защиты от ранений, неудач и различных опасностей.
Если это девочка, то ей волосы отдают в день замужества. Это дает возможность дочери навсегда покинуть отчий дом, для того чтобы создать свою собственную счастливую семью.
После того, как волосики обрезали, их нужно сложить аккуратно в специальную бумажечку или платочек. Хранятся волосы не где-нибудь, а в родном доме, за образами святых. Так вы даете возможность Божьей силе и благодати помогать вашему дитю. Считается, что святые оберегают человека и не дают нечистой силе завладеть его душой.
Послесловие
Как бы там ни было, главным украшением и причиной праздника является сам малыш, поэтому нарядите его красиво и проследите, чтобы ребенку было удобно в этой одежде. Сделайте большое количество различных фотографий на память. Прикрепите повсюду декорированные бабочки, положите разноцветные карандаши. Пусть дитя войдет в эту жизнь ярко и также ярко ее и проживет.
Источник