Как говорит ребенок в 2 года

Анонимный вопрос

5 декабря 2018  · 62,7 K

Врач -педиатр.
Медцентр “Инпромед”

После 2-х лет у ребенка уже совершенствуется произношение, конечно оно еще отличается от взрослого. Ребенок может менять буквы местами или даже слоги переставлять. Они не могут полноценного выговаривать некоторые буквы и звуки, и это нормально. Это называется недостаточным развитием речевого аппарата. У ребенка еще малоподвижные язык, губы, мышцы нижней челюсти.

В этом возрасте ребенок:

  • начинает активно понимать речь

  • легко повторяет короткие фразы, стишки

  • в лексиконе появляются слова Где? Когда? Почему? ребенок задает их для уточнения

  • предложения становятся более многословными, но не всегда правильны грамматически

  • ребенок много говорит, общается со взрослыми и сверстниками.

Если у вас есть сомнения в развитии вашего ребенка. Если вам кажется, что малыш мало говорит или вовсе не разговаривает, то стоит обратиться за консультацией к неврологу. Очень часто причина кроется в задержке речевого развития (ЗРР). Страшного в данном диагнозе нет, при своевременном лечении удается догнать сверстников и наладить разговорную речь. Посещение невролога не единственное в списке, также придется обратиться к логопеду. Невролог поможет с помощью ноотропов наладить кровообращение и мозговую деятельность. В лечении ЗРР хорошо себя зарекомендовал Кортексин, он нормализует работу клеток мозга, на фоне чего улучшается память, речь и т.д. Логопед при помощи логопедического массажа и дополнительных упражнений поможет быстрее заговорить ребенку.

Лечение ЗРР должно быть комплексным и включать специальные занятия прочесть о которых можно в статье .

Врач -педиатр.
Медцентр “Инпромед”

Ребенок в 2 года должен обладать следующими навыками в разговорной речи:
– обладать словарным запасом в размере 200-300 слов
– использовать в речи 2-3х словные словосочетания и предложения
– понимать значение слов
– называть предметы на картинках и в жизни
– называть свое имя и четко его произносить
– использует в разговорной речи “”да””, “”нет””… Читать далее

Фотограф-практик и теоретик, мам-маааам-мама, книгоман и много кто ещё по…

Ребенок в 2 года – может говорить предложениями очень четко, а может вообще не говорить. Если маму кроме речи ничего не беспокоит – то и беспокоиться не стоит. Если есть беспокойство и по дугим вопросам развития – стоит сделать акцент на своих беспокойствах при посещении педиатра и попроситься на прием к неврологу.
Чтобы ребенок начал говорить -… Читать далее

Ищу прекрасное в жизни. Его, оказывается, так много!

Сама сейчас интересуюсь этим вопросом, в песочнице мальчик, которому еще нет 2-х лет, сказал “Трактор проехал. Дорожу почистил”. У нас в 2,4 говорит 30 слов и еще 20 звукоподражаний, знакомые говорят заговорили в 3 года и очень резко. У всех-по разному. Нам поставили задержку речевого развития, назначили массаж и физиотерапию. Резко не заговорил) Так… Читать далее

В норме в 2 года малыш общительный.
– Задаёт вопросы, отвечает на простые вопросы: Кто? Где? Куда? В речи появляются короткие предложения: Мама, дай! Папа, дай пить!
– Малыш ещё “каверкает” многие слова: маина-малина, хаёсь-хорошо, пахой-плохой. Важно произносить правильно слова, чтобы ребёнок слышал верный пример.
– К 3 годам словарный запас… Читать далее

300-400? Вы не путаете? Это какой то абитуриент МГУ

https://yandex.ru/q/org/iamir/

Ребенок в 2 года развивается очень быстрыми темпами. Он буквально все схватывает налету и в его речи каждый день появляются всё новые и новые слова.

В 2 года ребенок может не просто называть слова, но и высказывать свои мысли, описывать предметы по цвету, форме, размеру, классифицировать предметы по группам. Для этого он начинает использовать не… Читать далее

Родилась в Нижнем Новгороде, волей судьбы оказалась в Москве. Мама двоих детей…

В принципе все дети разные. И ребенок “не должен” еще пока ничего. То есть если он даже совсем не говорит в 2 года, но других отклонений нет – значит это индивидуальная особенность и заговорит он чуть позже.
Но среднестатистически (по крайней мере по моим детям, по изучению литературы и детям моих знакомых) в 2 года ребенок говорит предложениями и… Читать далее

Так почему то думают очень много мам,что заговорит ничего страшного,а я считаю,что есть определённые нормы по… Читать дальше

Источник

Когда малыш начинает говорить? Об этом часто спрашивают молодые родители детей старше одного года. Услышав заветное первое слово, они ждут дня, когда ребенок будет произносить понятные фразы. Специалисты в области детской речи уверены, что период двух лет — важная веха в развитии малыша. От словарного запаса в это время зависит дальнейшее развитие ребенка. Могут ли родители помочь сыну и дочери заговорить? Правда ли, что речь мальчиков и девочек в 2 года существенно отличается? На какие показатели стоит ориентироваться? Расскажем и дадим конкретные рекомендации в этой статье.

Этапы развития речи ребенка

Вначале кратко рассмотрим, как формируется и развивается речь ребенка до 2 лет. Что можно считать первым голосовым проявлением? Некоторые исследователи уверены, что крик — это первая голосовая реакция младенца на внешний раздражитель (голод, холод, дискомфорт). С него и начинается становление детской речи. Что происходит потом:

  • в возрасте до 2 месяцев крик ребенка монотонный, с 2 до 3 месяцев начинает приобретать эмоциональную окраску (по разному звучит узнавание мамы, радость, боль);
  • в 3-5 месяцев начинается гуление, когда ребенок издает звуки, напоминающие голосовую мелодию (напевные а-а-а, э-э-э);
  • лепет — звуки, напоминающие человеческую речь (ма-ма-ма, па-па-па) — приходит на смену гуления в промежутке от 5 месяцев до года.

Период лепета продолжается у детей и после года. Но с каждым новым месяцем жизни бездумное произношение слогов все больше сменяется на звкоподражание. Ребенок старается воспроизвести речь взрослого, но выделяет из нее только простые звуки. Начинают формироваться простые слова: мама, папа, баба, биби (машина), киса, кар и т.п.

К году, по данным разных исследователей, ребенок лепечет 3-10 слов, к 2 годам эта цифра может вырасти вдвое.

Когда ребенок начинает понимать речь?

Очень важным критерием развития речи малыша являются не только произносимые им звуки, но и понимание речи взрослого:

  • до 3х месяцев ребенок учится устанавливать зрительный контакт и следить глазами за движущимся предметом;
  • до полугода учится искать источник звука (голоса или музыки) глазами;
  • к 9 месяцев выделяет голоса заботящихся о нем взрослых и реагирует на свое имя;
  • к 1 году понимает, что хочет от него взрослый (например, помахать рукой), и выполняет элементарные просьбы;
  • к полутора годам ребенок понимает большую часть речи взрослого и реагирует на все просьбы.

Проблемы с восприятием речи могут возникать, когда взрослый говорит быстро, нечетко или употребляет похожие по звучанию слова. Важно! В возрасте до 2 лет ребенок понимает намного больше слов, чем может произнести.

Нормы речи в 2 года

Дети развиваются индивидуально, поэтому нормы речи всегда устанавливаются по среднему показателю. Задержку речи в 2 года еще не диагностируют, а на любые тревожащие вопросы ответит детский невролог. Если родители переживают из-за речи, лучше записаться к нему на прием.

Что считается нормой в 2 года:

  • ребенок говорит много, имеет в запасе от 10 до 300 простых слов;
  • малыш пытается строить короткие предложения, часто из 2 слов;
  • здоровается и прощается (или машет ручкой);
  • отвечает на вопросы «да», «нет»;
  • понимает речь и просьбы взрослого;
  • показывает рукой на предметы, пытается дать им название.

Текущие нормы устанавливаются для детей от 2 до 3 лет, соответственно, не нужно требовать невозможного от малыша, которому только исполнилось 2 года. Логопеды призывают прислушиваться к своему сыну или дочке и следить, как меняются их достижения от месяца к месяцу. Бить тревогу следует, если проходит 2-3 месяца, но уровень развития остается прежним.

Важно! Слова, которые произносит малыш, звучат нечетко. Их хорошо понимают только мама и папы, которые проводят с ребенком много времени. Для других взрослых многие фразы могут быть неясны.

Речь у мальчиков и девочек

Считается, что до определенного возраста девочки опережают в развитии мальчишек. Это связано с особенностями формирования разных полушарий мозга. В раннем возрасте для мальчиков характерно логическое мышление, для девочек — творческое. По речевым показателям девочка опередит мальчика, в среднем, на 4-6 месяцев.

Как родителям развивать речь малыша?

Как и во многих других вопросах развития ребенка, в формировании и становлении речи многое зависит от родителей. Если у малыша нет диагностируемых заболеваний, связанных с патологией головного мозга, сенсорным восприятием или нарушением функций нервной системы, то мама с папой смогут помочь малышу заговорить.

Важно! В статье речь идет о педагогической помощи детям. Если развитие малыша вызывает сомнение, следует незамедлительно обратиться к педиатру, неврологу или логопеду.

Ребенок в 2 года, который нормально развит:

  • понимает речь взрослых (находит предметы на картинках, воспринимает глаголы-действия, выполняет просьбы);
  • активно использует мимику;
  • общается жестами;
  • проявляет эмпатию (может пожалеть маму, если ей больно);
  • выражает разные эмоции.

Малыш в 2 года проявляет всевозможные попытки заговорить, и родителям нужно стимулировать его желание. Его можно активно включать в разговоры взрослых:

  • слушать и не прерывать ребенка;
  • употреблять в общении слова «скажи», «позови», «спроси»;
  • эмоционально хвалить за речевые достижения;
  • говорить четко, достаточно медленно;
  • вместо сложных речевых конструкций говорить короткие фразы;
  • знакомить с новыми словами, давая названия окружающим предметам и игрушкам;
  • комментировать все действия;
  • слушать музыку;
  • читать стихи и сказки.

Чтобы ребенок быстрее заговорил, он должен постоянно слышать чистую, живую, эмоциональную речь. Доказано, что малыш, у которого есть возможность наблюдать за разговорами других детей, будет проявлять повышенный интерес к общению.

Полезные занятия с ребенком

Помочь малышу заговорить поможет занятие артикуляционный гимнастикой — особым комплексом логопедических упражнений, отвечающим за развитие и лицевых мышц, и эмоций, и речи. Чтобы крохе было интересно, их нужно превратить в игру. Что нужно делать:

  • показывать язык;
  • вытягивать губы трубочкой;
  • дуть на предметы, например, на легкие бумажные салфетки;
  • пускать мыльные пузыри (только под присмотром взрослых);
  • учить смыкать зубы;
  • растягивать губы в улыбке.

Заниматься можно перед зеркалом или сидя с малышом друг напротив друга. Ребенок будет с удовольствием повторять все задания за мамой или папой. Заставлять не стоит, важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса.

Внимание важно уделить и развитию мелкой моторики. Доказано, что она влияет на запуск речи. Можно:

  • делать легкий массаж ладошек и стоп, сопровождая его веселыми потешками;
  • давать играть с разным по текстурам подручным материалом (песок, камни, шерсть, крупы и т.п.);
  • дома ходить босиком;
  • использовать коврики с разным покрытием;
  • рисовать и лепить под присмотром взрослых.

Ребенку понравится играть в звукоподражание, изображая слова и действия животных. Подвижные игры на свежем воздухе также способствуют и общему развитию малыша, и его речи. Если кроха смотрит мультфильм, родителю следует его комментировать.

Вывод

Развитие ребенка происходит каждый день. Но период до 3 лет — самый важны для становления многих психо-физиологических процессов, и речь — один из них. Родителям важно, с одной стороны, не давить на ребенка, а с другой — контролировать его гармоничный рост. Поскольку каждый малыш индивидуален, важно сравнивать его достижения не с усредненными нормами, а с тем, как прогрессирует он лично. При возникновении сомнений и переживаний нужно посетить детского специалиста — невролога, педиатра или логопеда.

Источник

Все родители ждут с нетерпением первого гуления, первых шагов и первых слов малыша. В современной педиатрии произошли сдвиги в нормах относительно сроков развития речи, и если в 2 года ребенок не говорит, это не считается нарушением, но это и не значит, что нужно все пустить на самотек, малышу все же нужна определенная помощь родителей, поэтому  они должны знать, как научить его говорить. И если проблема не носит медицинского характера, то развить это умение можно и в домашних условиях, приложив усилия и отслеживая прогресс.

Начинать заниматься лучше начинать до двухлетнего возраста, так как чем дальше ребенок не говорит, тем большее количество усилий нужно будет приложить в дальнейшем. Важно учитывать не только возраст, но и темперамент, и общее состояние здоровья двухлетки, поэтому строгих границ развития навыка не существует, хотя, конечно, существуют усредненные нормы, о которых нужно знать.

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?

Несмотря на то, что есть общие нормы словарного запаса, следует помнить, что он закладывается в семье, и именно разнообразие и объем общения с ребенком помогают его увеличить.

Также существуют и гендерные особенности, ведь согласно многочисленным исследованиям, девочки начинают говорить раньше мальчиков, и сроки опережения в этом умении могут достигать полугода.

Усредненные нормы и как должен говорить ребенок

На третьем году жизни запас слов среднестатистического ребенка должен составлять около 300 шт., а также из них он должен составлять простое предложение. Но не всегда эти нормы абсолютны, поэтому важно знать, когда стоит обратиться к специалисту, а когда можно дать немного времени доразвиться запоздавшим процессам самостоятельно.

Понять, что речевые навыки формируются, можно по таким критериям:

  • малыш понимает и реагирует на обращенную к нему речь;
  • по просьбе указывает предмет, который был проговорен;
  • понимает слова-действия, например, бежать, идти, принести, вытереть;
  • выполняет просьбу в несколько действий: подними машинку и положи ее на стол, достань книжку и принеси ее маме;
  • использует жесты, предметы, чтобы показать, что хочет донести до взрослого;
  • проявление таких эмоций, как сочувствие, жалость, умение выразить их мимикой;
  • чтобы донести требование, ребенок использует интонацию при проговаривании определенных звуков.

Обратите внимание!

Следовательно, не всегда важно, сколько четко проговоренных слов может сказать ребенок, важно наблюдать, насколько он включается в общение и понимает обращенную речь.

Таблица возрастных норм развития речи по Комаровскому

Есть достаточно усредненные таблицы возрастных норм, которые позволяют понять, насколько речь ребенка развита.

ВозрастНормы речи
До 1 годаМаленький словарный запас простых слов: «мама», «папа», «баба», «дед».
1-1,5Составление просьб из 1 слова: «дай», «иди».
1,5-2Развивается активно речь, приходит понимание, что у каждой вещи есть свое название и его нужно использовать для того, чтобы тебя понимали. Подражание тому, как разговаривают взрослые, построение фраз. Словарный запас около 300 слов, среди которых состоящие из нескольких слогов: «машинка», «игрушка», «яблоко» и т.д.
2Разговор становится эмоционально окрашенным. Присутствует оживленная мимика, жестикуляция, интонация.
2-3Трехлетка может завести разговор со взрослым, попросить о чем-то, эмоционально рассказать. Путает слоги или заменяет, искажает их. Словарный запас до 400 сл.

Условия для развития речи

Чтобы подтолкнуть двухлетку к тому, чтобы он разговорился, важно соблюдать определенные условия. Например:

  • создавайте ситуации, в которых нужно активное общение малыша: попросить папу о чем-то, позвать кого-то;
  • не договаривайте предложение, даже если видите, что двухлетка плохо подбирает слова;
  • отмечайте моменты, когда звукоподражание (например, «гав-гав») было заменено словом («собака»);
  • следить за собственной речью, обогащать словарный запас личным примером;
  • выполнять дыхательные и артикуляционные гимнастики;
  • читайте вместе сказки и стишки, обсуждайте прочитанное, описывайте картинки.

Как ребенка научить разговаривать в 2 года?

Не всегда маленький дошкольник согласится ежедневно заниматься для улучшения своего развития со специалистом. Но зато с любимым взрослым поиграть он захочет с удовольствием. Это время можно провести не только в радость, но и с пользой.

Подобрав несколько упражнений, можно составить минимальный план на день. Важно иметь несколько заготовок, так как смена настроения крохи может требовать быстрой реакции для смены материала. Сидячие задания лучше чередовать с активными.

Любимыми и универсальными будут упражнения для язычка, ведь гримасничать любят все, а особенно весело делать их возле зеркала.

Установление эмоционального контакта

Чтобы установить эмоциональный контакт следуйте основным правилам. Обязательно старайтесь:

  • проводить занятия в веселой игровой форме;
  • проявлять эмоции: улыбки, смена интонаций в зависимости от сюжета;
  • обсуждать бытовые дела, рассказывайте о тех предметах, которые вокруг;
  • помогать найти синонимы к слову, дополнительные описания, чтобы расширить знания;
  • рассказывать стихи, считалочки, песенки. Когда кроха выучит их, давайте ему заканчивать строчки самому.

Правила проведения занятий

Проводить занятия можно не только в помещении, но и во время прогулок. Они актуальны для любой возрастной категории:

  • создайте контакт глаз, располагаясь на одном уровне с ребенком;
  • важна система, поэтому каждый день нужно уделять 15 минут на занятие;
  • у детей дошкольного возраста ведущий тип деятельности – игра. На нее нужно ставить акцент;
  • в одно занятие не нужно включать сразу все. Ежедневно необходима артикуляционная гимнастика и массаж лица, а вот стишки и скороговорки лучше делать в разные дни, чтоб не перезагружать;
  • в возрасте до 1,5 лет проговаривать стишки нужно активно артикулируя, а вот постарше уже воспринимают обычный разговор;
  • употребляйте разные глаголы, описания и признаки предметов;
  • прочитав сказку, обсудите героев, опишите их;
  • на улице задавайте вопросы малышу о том, что где находится.

Эффективные упражнения и игры

Игровые занятия лучше проводить, включив комплекс действий, чтобы малыш не потерял интерес, и разнообразить сам процесс.

Советы логопеда

Специалисты дают несколько универсальных советов для обучения двухлетнего ребенка говорению:

  • разговаривайте с малышом везде. Комментируйте его и свои действия, обсуждайте все вокруг, провоцируйте на общение;
  • подражайте звукам, которые слышите вокруг, делайте это весело и просите повторить;
  • поощряйте игры, которые развивают мелкую моторику. Например, во время готовки еды насыпьте мисочку фасоли или гороха, и дайте две баночки с разным диаметром горлышка, чтобы туда складывать зерна;
  • читайте вместе, устраивайте кукольные спектакли, театры теней;
  • помогайте в общении с другими детьми, подсказывайте фразы для начала разговора.

Если вы видите, что ребенок сильно отстает от представленных выше норм и его не получается разговорить самостоятельно, стоит обратиться к логопеду.

Почему ребенок не говорит в 2 года и что делать

Многие родители зачастую волнуются, если ребенок в 2 года говорит очень мало или ничего не говорит вообще. Причины могут быть разные:

  • внутриутробные поражения головного мозга, в результате которых пострадали участки, отвечающие за речь;
  • заболевания неврологического характера;
  • снижение слуха или глухота;
  • интоксикация организма мамы в период беременности вследствие приема алкоголя, инфекций, что может стать причиной алалии и общего недоразвития речи;
  • умственные нарушения и задержка развития;
  • расстройства аутического типа;
  • педагогическая запущенность и отсутствие внимания взрослых;
  • психологические травмы.

Если в 2 года есть сомнения по поводу того, начнет ли ребенок говорить, то лучше начать полное обследование и посетить таких врачей:

  1. ЛОР. Проверить аудиограмму на качество звука, которое может воспринимать детское ухо.
  2. Невролог. Перед походом необходимо записать возраст в котором произошли скачки роста и новые умения: начал переворачиваться, гулить и т.д.
  3. Логопед. Для того чтобы исключить патологии мышц или речевого аппарата при рождении.
  4. Психолог. Лучше посетить после консультации невролога.

    Этот специалист поможет узнать, есть ли психологические аспекты в нарушении и даст рекомендации родителям по помощи в развитии.

Основные рекомендации при диагностике нарушения:

  • медицинское обследование, о котором говорилось выше, с проработкой рекомендаций специалистов;
  • ограничить просмотр мультиков, игр на планшетах или телефонах;
  • больше разговаривайте с ребенком, при этом общение должно быть включенным, со зрительным контактом и активной мимикой;
  • проговаривайте все действия малыша и свои, следите за четкостью речи;
  • не ругайте, если двухлетка не говорит, от этого стресс только усилится. Наоборот, поощряйте попытки идти с вами на контакт.

Наиболее популярные вопросы

Какие первые симптомы нарушения психоречевой задержки у детей?

Первые признаки заметны уже около 9 месяцев, когда нет гуления. Но часто на это не обращают внимания и замечают уже более явные признаки, когда в 1,5 года ребенок не реагирует на свое имя и не говорит простых слов, присущих этому возрасту: «мама», «папа» и т.д.

Кто быстрее начинает говорить – мальчик или девочка?

По среднестатистическим данным, девочки начинают говорить на 4-6 месяцев раньше мальчиков.

Существуют ли компьютерные игры для обучения речи?

Да, такие программы существуют, но гораздо быстрее обучение происходит при живом эмоциональном контакте со взрослым.

Каждого родителя беспокоит состояние здоровья ребенка, а если оно еще и сказывается на таких привычных вещах как речь, то уровень тревожности заметно возрастает. Чтобы не переживать на счет того, насколько хорошо развивается кроха, можно ориентироваться на описанные нормы развития. Но сильно привязываться к ним не стоит, так как каждый ребенок развивается по-своему. Гораздо более показательным будет желание малыша активно идти на контакт. А вспомогательные игровые задания помогут ускорить развитие навыка.

Источник