Как думает ребенок в 1 год

Как думает ребенок в 1 год thumbnail

О чем думают младенцы? Вот тот вопрос, который занимает человечество едва ли не больше, чем вопрос о мышлении животных. И это не удивительно — ведь узнав, насколько младенец может размышлять, понимать, чувствовать окружающее, можно соответственным образом построить и систему воспитания и ухода за детьми.

Долгое время считалось, что мысли младенца только отражают увиденное (т. е. мышление у него наглядное), и выражаются в основном в эмоциональной оценке окружающего мира. Рекомендуя матерям также использовать в общении с младенцами лишь одни и те же эмоции, авторы многих книг, в том числе авторы популярной чехословацкой “Энциклопедии молодой женщины”, не советовали даже говорить с ними на обычном языке: “Мы не понимаем “интеллектуалок”‘, которые считают, что с ребенком следует с первых дней рождения говорить нормальным человеческим языком, а не “сюсюкать”. Беда в том, что такие “интеллектуалки” вносят элемент рассудочности в то, что должно принадлежать целиком миру первых чувств матери. Вы можете говорить с вашим только что родившимся ребенком на самые мудреные темы, можете настойчиво и членораздельно повторять ему “мама”, “папа”, “дай”, “возьми” и т. д. — ребенок все равно не поймет вас. Сам, находясь в мире открывшихся ему чувств, объединяющих его с чувствами матери, он поймет не смысл ваших слов, а вашу интонацию и в зависимости от вашей интонации будет радоваться вместе с вами или пугаться вас. Ребенку о ваших истинных чувствах скажут гораздо больше ваша улыбка и ваше гуканье, и ничего не скажет ваше самое искреннее объяснение в любви и нежности, изложенное на “нормальном” языке”. И в то же время все большее количество психологов, педагогов и даже педиатров замечают, что детям, которым все показывали и объясняли, развиваются гораздо быстрее, и, напротив, те, с которыми долгое время говорили лишь на “детском языке” и сами начинают говорить позже и хуже.

Ребенок же, которому говорили, например, “где мама”, “где папа”, уже в пять месяцев может узнавать эти слова и тянуться к родителям (то же можно сказать и про другие слова), а некоторые дети уже в семь-восемь месяцев говорят первое слово. Логично поэтому предположить, что ребенок способен уже чуть ли не просто с рождения активно обучаться. Конечно же, дети активно развиваются и обучаются, познавая мир, уже с рождения — с этим трудно спорить. Но, все-таки, что представляет из себя мир только что родившегося человека? Он только что появился на свет, казалось бы, “из ничего и ниоткуда”, а следовательно — ничего не знает и не понимает. И, все же, похоже, что что-то он очень даже понимает.

В роддомах это хорошо знают опытные детские врачи. Они разговаривают — да, именно разговаривают — с младенцами, как с трехлетними ребятами, и удивительная вещь — младенцы перестают плакать, когда им только обещают скоро покормить, они протягивают ручку на просьбу “протяни ручку” и даже открывают рот, если их об этом попросить. Я многократно в этом убеждалась, когда находилась в роддомах с тремя своими детьми, и на изумленный вопрос “Они же все понимают?” получала ответ “Ну конечно! Они же слышали ваш голос в животе”. Да, в это мало кто поверит. Но мои дети еще до месяца по просьбе открывали рот и двигали рукой (если не отвлекались — дети невнимательны), а старший, первенец, наиболее развитый физически, в 98% процентов случаев поднимал по просьбе ножки. Это же я наблюдала и у других детей. Правда, потом (в 4-5 месяцев) это пропадало. Хотя как знать, что происходило в сознании.

Есть люди, обладающие удивительно ранней памятью. Вот воспоминания сорокалетней женщины, которая долгие годы не могла поделиться своими, не совсем обычными воспоминаниями. Привожу их почти дословно. “Я помню ощущения катастрофы или болезни, когда невозможно понять, где я и что произошло. Будто ничего невозможно “додумать” до конца, потому что в середине какой-то мысли впадаешь в забытье. Из первых ощущений — помню боль в пупке, которая усиливалась при крике. Очень хорошо помню свою растерянность при обнаружении, что меня не слушается мое тело — не могла повернуться или почесаться, хоть очень хотелось (вместо этого я с силой ударяла себя по лицу). Самое жуткое впечатление осталось от попыток заговорить с окружающими: вместо слов у меня получались звуки, которых я очень пугалась и сама для себя называла “звериные” (до сих пор это слово мне очень неприятно). Когда я рассказала это моей бабушке, которая меня растила, она подтвердила, что я в младенчестве практически не плакала, а начав плакать, сразу замолкала. Правда, это относилось только к моим попыткам заговорить — когда я испытывала, например, сильную боль, я плакала, не имея сил сдержать себя. Вообще, я чувствовала себя, как взрослый человек, попавший в аварию, который очнулся и не понимает, где он и что с ним, куда он попал. Эти ощущения очень отрывочны, потому, что было невозможно сосредоточиться на мысли или ощущении более, чем на мгновение. Зато тактильные ощущения запоминались очень ярко; например, было неприятно, когда меня клали голым телом на шерстяное одеяло. (Поэтому мне очень хорошо запомнилась красная байковая пеленка, на которой мне было очень хорошо лежать. Это воспоминание — ранее шести месяцев, потому что, как мне потом рассказали, эта пеленка была забыта на даче, откуда меня увезли шестимесячной, и, кстати, мне никто не мог про нее рассказать)”.

Между прочим, знаменитая Шарон Стон тоже вспоминает в одном интервью: “Я родилась уже взрослой, и это было странно — пребывать в этом детском теле”.

И еще воспоминание (24 года): “Я лежу, а надо мной небо голубое, почти синее, и — лес, только я не могу поднять голову, чтобы посмотреть еще ниже. И самолеты, самолеты гудят (семья тогда снимала дачу во Внуково). И я все думаю:” Какая красота, какая красота!”. “Я вредная такая была. Помню, держат меня над тазом, все вокруг столпились и говорят: “Ну писай, писай!” А я держусь и думаю: “А вот и не буду писать, а вот и не буду!”.

Удивительно, что в этом случае (как и в других), ребенок, который еще не умеет сидеть, понимает все слова и имеет своеобразную внутреннюю речь. Надо заметить, что фразу “А вот и не буду” ребенок ни от кого в семье услышать не мог.

Одному молодому человеку никто не верил, что он помнит, как его везли из роддома. Он описывал дорогу и местность, по которой ехала машина очень подробно, но его описание совсем не соответствовало реальной дороге из того роддома, в котором он родился. Но вот случайно выяснилось, что везли ребенка совсем другим путем (чего он никак не мог знать), который полностью соответствует воспоминаниям этого юноши. Характерно, что в таких случаях люди скорее готовы поверить в какие-то мистические предчувствования, астрал, магию и т.п., только не признать, что новорожденный ребенок обладает памятью и мыслями.

Безусловно, этот вопрос остается открытым. Требуется еще немало исследований и экспериментов, анализа воспоминаний, подтвержденных соответствующими фактами и т.д. Но пока они будут проводиться, наши с вами дети, возможно, будут расти в глубокой тоске и непонимании, мечтая, чтобы с ними просто поговорили. Конечно, может быть, это относится не ко всем детям (или только к первым месяцам их жизни, когда память о совместной с матерью жизни еще очень велика). Мы этого не знаем. Но, полагаю, что не будет особого вреда, если мама подойдя к только что родившемуся ребенку, ласково скажет ему: “Не бойся, малыш! Ты только что родился и еще маленький, но я помогу тебе войти в этот мир и всегда буду стараться тебя понять и помочь тебе в твоих недоумениях .”

В молодости мои родители год работали в азербайджанском селе. Там я и родился. Когда мы вернулись в Россию, я ещё до школы начал рассказывать маме о свои воспоминаниях. Она отвечала, что я не мог такое запомнить, так как по описанию это место, где я родился. Потом она привыкла к моим длинным рассказам. До сих пор в моей голове осталось огромное количество картинок первых моих месяцев жизни в азербайджанском селе. Это очень подробный вид окрестностей, включая деревья, дорогу, мост, овраг, технику. Эта комната, где я спал, стол, стулья и кавёр. И многое, много другое… Хорошо помню как прозрачные деревья стали зелёные, а потом на них появились яркие белые остроконечные шапки, – была весна. Иногда эти белые цветы я видел очень близко перед собой и мне было очень приятно. Потом цветы с деревьев куда-то пропали и мне стало грустно: никто больше не давал их мне. Прошло уже очень много лет, а я периодически нахожу объяснение тем или иным эпизодам, с которыми сталкнулся в азербайджанском селе. Например, к моим глазам близко подносили зелёные листья с определённой радильной симмметрией. И потом я долго искал эти южные деревья уже в России, но только спустя годы понял, – это были каштаны. Воспоминаний очень много, но стараюсь о них не говорить, – народ не верит. Однако хочу подчеркнуть главное, – все они были осмысленные, и ко всему, что я видел у меня возникало определённое чувство и отношение. О положительных эмоциях я привёл пример выше, упомянув о цветущих деревьях. Но были и другие, плохие впечатления. Дело в том, что я хорошо различал два своих состояния: первое, когда я спал и было темно и, второе, когда было вокруг ярко. Так вот во время сна, я постоянно слышал шум тракторов, меня это очень раздрожало. А днём я видел эти трактора на гусеницах и хорошо знал, что именно они меня беспокоят. Интересно было услышать коментарий моей мамы через несколько лет о шумных тракторах. Она отвечала, что да, буквально за стеной была моторная тракторная станция и рёв тракторов был очень сильный. Но, самое главное, моя мама говорила, что я не мог слышать их шум, что я спал очень крепко под рёв тракторов, что младенцы не слышат. А вот ей этот шум, действительно, очень мешал. Недавно у меня родился внук, а в соседней квартире делают капитальный ремонт, – грохот на весь дом. А внук как и я когда-то делает вид, что не слышит: крепко спит. Как мы мало знаем о наших детях!

2012-10-25, Валентин Верченко

У меня есть одно воспоминание. Это точно из младенчества. Я лежу на кровати на мягком пододеяльнике, на нем какие-то символы или иероглифы, они ярко выделяются на фоне белого. мне интересно на них смотреть.(Кстати, мама подтвердила, что у ее сестры действительно когда то лет 25 назад была постель со знаками гороскопа.в тот день мы были у нее в гостях и мне постелили эту постель, но я тогда только училась переворачиваться).я поворачиваю голову на шум и вижу маму и еще кого то . Почему то помещение, в котором я нахожусь кажется мне огромным.И вообще все кажется мне большим и каким то давящим. Если учесть, что младенцы меньше взрослого в среднем раз в 10, то оно и понятно. Мама шуршит упаковкой и показывает мне симпатягу, нарисованного на ней… мне нравится, мама улыбается. Это воспоминание как-то странно на мне отражается. Когда я об этом вспоминаю, я очень непонятно себя чувствую. Как будто когда-то я была инопланетянином, а потом превратилась в человека.

2013-10-28, Rotor

Я читала книгу”Разум новорожденного” какого то психолога, он там собрал исследования по этой теме. Так вот, если спросить ребенка до 3 лет как он рождался, большенство детей вспомнит и момент родов и время пребывание в матке на последних месяцах. У меня было кесарево,и весь девятый месяц я Настюшке рассказывала, что ей дядя откроет окошечко и поможет родится, что она должна стараться, не пугаться и через сутки мама её заберет, что бы она не плакала. И она почти не плакала когда родилась, через сутки я пришла с реанимации забрала её как обещала она ни плакала ни в роддоме ни дома. Я согласна с автором не надо сюсюкаться, надо с ребенком разговаривать.

2008-08-07, Лапушатина

Мои воспоминания повергали маму в шок. это касается и ощущения на лице уголка конверта, в котором выносили из роддома, и того, кто нёс меня домой,и ленточки на кровати – голубой, которую покупали на запас – вдруг будет мальчик, и сняли практически сразу после моего появления дома…Много таких моментов,которые,по общепринятому мнению не могут помнить младенцы…Но я-то знаю…Поэтому со своими дочурками и я и муж ведём себя соответственно…Чтобы любой запомнившийся миг дарил ощущение счастья и осознания того, что они любимы…

2008-09-19, Рада

Я помню, как меня взвешивали на холодных продолговатых весах для младенцев. Меня вносили в кабинет к врачу на осмотр и начинали раздевать. Я смотрела на эти весы и думала – сейчас опять положат на это холодное место! И начинала плакать заранее. Я хорошо запомнила эти весы. Мама удивляется. Помню эту детскую больницу и комнату ожидания перед кабинетом. Не знаю до скольки лет мы туда ходили, но на весах лежачих взвешивают только младенцев.

2011-10-27, NataErdem

У меня тоже есть воспоминание, но я не знаю какого возраста (меньше года), когда я лежу в своей красной коляске, не могу еще говорить, начинается дождь, мама меня закрывает, а я думаю: “Мама!! Только не надо закрывать, не оставляй меня под клеенкой и…” видимо, начинаю орать ) Мне мало кто верит, что я могла такое запомнить…

Сейчас с сынулькой (1,5 месяца) постоянно разговариваем.

2008-08-24, Валентина

Моему мужу было около 6 месяцев – он каким-то образом вылез из кроватки и повис на низком шкафу – и он помнит это! Он говорит – вишу и думаю – ну все, если сейчас ко мне никто не подойдет – я отцеплюсь и упаду – он помнит все ощущения, которые он испытывал в этот момент.

2008-07-19, Omurz

Всего 9 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник

Автор Administrator На чтение 6 мин. Опубликовано 05.04.2016

В раннем возрасте в психике ребенка закладывается основа для всей его последующей деятельности. Карапуз осознает себя, как отдельную личность. Малыш получает первый опыт общения, произносит первое слово, становится все более самостоятельным. Что должен уметь ребенок в 1 год? О чем он думает? Как играет? И почему так происходит?

В раннем возрасте в психике ребенка закладывается основа для всей его последующей деятельности. Карапуз осознает себя, как отдельную личность. Малыш получает первый опыт общения, произносит первое слово, становится все более самостоятельным. Что должен уметь ребенок в 1 год? О чем он думает? Как играет? И почему так происходит?

Где же эта секретная кнопка?

Психика годовалого ребенка очень подвижна. Потребность в том или ином действии включается и выключается мгновенно. Это обусловлено неустойчивостью и предметностью его интересов. Малыш хочет то, что видит и мгновенно забывает о том, что исчезло из поля его зрения. Предметы, находящиеся в зоне восприятия карапуза, обладают силой магнита. Они притягивают человечка, вызывают желание взять, исследовать, поиграть.

Мышление и действие с предметом взаимоопределяющи. Все, что умеет ребенок в год, основано на манипуляциях с предметами. Годовалый ребенок не способен мыслить абстрактно, без опоры на предмет. Лишая малыша возможности играть/действовать, мы лишаем его возможности думать.

Как он думает и чувствует?

Память ребенка раннего возраста работает по схеме узнавания. Она включается в тот момент, когда малыш видит знакомый предмет.

Взаимосвязь видимого и желаемого доминирует. Интересны опыты известного психолога Лурии А.Р. Он располагал несколько предметов в поле зрения ребенка и просил дать ему рыбку, которая либо находилась дальше, либо была не такой яркой, как другие игрушки. Малыш охотно тянулся к ней рукой, но вдруг натыкался взглядом на более привлекательный предмет и рыбка забывалась. В руках у крохи оказывалась другая игрушка.

Оценивая, что должен уметь делать ребенок в 1 год, взрослым следует помнить, что малыш не всегда способен выполнить его просьбу. Крайняя отвлекаемость чада не дает возможности всегда  удерживать  в памяти поручения взрослых.

Дитя раннего возраста очень импульсивно и эмоционально. Оно радостно приветствует новую или хорошо знакомую игрушку. И столь же бурно протестует, если лишить его предмета, которым оно увлеченно занималось только что.

Что ему интересно?

Главное качество годовалого крохи – любознательность. Дети в 1 год только и умеют, что все трогать, хватать, рассматривать, исследовать. Американский психолог Уайт Б. называл детское любопытство «поведением с задачей». То есть, малыш, увлеченный каким-либо предметом (пусть это будет хотя бы кошка, наблюдаемая в окно), «озадачен», и это очень хорошо. В тоже время детишки, лишенные внимания взрослых в достаточном количестве, отличаются пониженным интересом к окружающему миру (около 15-25% от времени бодрствования). Такое поведение не свойственно детям раннего возраста и свидетельствует о задержке в развитии или болезненном состоянии.

Что умеет ребенок в 1 год? Малыш занят исследованием свойств предметов: размера, формы, материала, из которого он сделан. Карапуз восторженно наблюдает за действиями заводных игрушек, манипулирует механическими, разбирает их на детали.

Удивительной притягательностью обладают мелкие предметы. Малыш буквально замирает на несколько минут, рассматривая крошки, нитки, суетливых муравьев. Попробуйте предложить чаду наблюдения с лупой. Особенно интересно изучать маленьких насекомых, цветы, веточки, ракушки и камешки.

Другая излюбленная забава – бросание предметов на пол. Родителям следует быть терпеливыми. Такая игра – ни что иное, как исследование свойств предмета и его взаимодействия с пространством. Малыш швыряет игрушки разными способами, из всяких положений. Манипуляции с предметами являются замечательной тренировкой тех мышечных движений, что должны хорошо уметь выполнять дети в 1 год.

Пока сохраняется и привычка, доводящая матерей до безумия, – исследования предметов через рот. Этот способ обусловлен генетически. У некоторых детей он наблюдается до 3 лет.

К чему он стремится?

Ребенок увлекается крупными «интеллектуальными» игрушками или их заменителями. Малышу не интересна уточка, которая ничего не делает. Зато он в восторге от коробки с дырой, в которую можно складывать разные штучки и высыпать их обратно на пол. Не смотря на то, что ребёнок в 1 год должен быть живым и непоседливым, ему свойственно уметь увлекаться надолго, если предмет того стоит.

Страсть к подражанию толкает малыша к запрещенным предметам и приборам. Он вертит шланг пылесоса, нажимает кнопки пульта, может вставить электрическую вилку в розетку, повернуть ручку газовой плиты. В период, когда ребенок особенно изобретателен при достижении цели, будьте крайне внимательны в вопросах безопасности.

Игрушки из природных материалов, вода, песок, камешки и ракушки остаются любимыми занятиями малыша. Изменчивость и подвижность воды и песка действуют на ребенка гипнотически. Он лепит, строит, месит, сыпет песок. Переливает, бросает камешки, трогает воду. Карапуз получает калейдоскоп впечатлений, каждое новое состояние среды – открытие.

Что умеет делать ребенок в 1 год? Игры с мячом доставляют ему огромное удовольствие. Мяч похож на маленького зверька – он сам катится, «прячется», подпрыгивает, словом – непредсказуем, и в тоже время — управляем.

Что должно быть в детском уголке?

Для увлекательного и полезного досуга, в игровом уголке детской комнаты должны быть: разнообразные машинки, мячи разной величины, куклы, кубики,  игрушки-каталки, фигурки животных, ведерки и формочки для куличиков, карандаши, альбом, крупная мозаика, пирамида, телефон, вкладыши, привлекательные коробки разных форм и размеров, вышедшие из  употребления хозяйственные приспособления, игрушки для подражания взрослым (молоток, расческа, посудка и т.п.), музыкальные инструменты.

Вы можете легко продлить список предметов, с помощью которых будете развивать навыки ребенка в 1 год.

Как он разговаривает, что знает?

В арсенале годовалого крохи — осмысленные слова, состоящие из одного или двух слогов. Он осознанно произносит слова с двумя разными гласными. Дитя активно повторяет звуки-подражание животным, машинам, предметам и явлениям. С удовольствием слушает сказки, рассматривает книги.

Что должен знать и уметь ребенок в 1 год? Малыш отличает предметы по их размеру: «большой» и «маленький». К концу 2-го года жизни, некоторые детишки знают названия основных цветов (желтый, синий, зеленый и красный), объемных фигур (цилиндр, шар, куб, брусок, пирамида, конус), плоских (квадрат, круг, овал, треугольник).

Кроха называет или показывает на картинке известных животных, бытовые предметы, технику, растения, игрушки.

Умения ребенка в 1 год не ограничиваются интеллектуальными или двигательными навыками. Малыши учатся дружить и играть с ровесниками, меняют отношение к незнакомым взрослым. В конце второго года жизни, некоторые детишки готовятся идти в детский сад.

Источник