Как держит ребенок ложку в 2 года

Когда нужно начинать обучение?

Усвоение навыка владения ложкой займёт несколько недель, а то и месяцев, однако торопиться всё же не следует. Если приучать ребёнка с полугода, когда начинается прикармливание, то результатом станут лишь разлитая еда и испорченное настроение. Ведь в этом возрасте координированность движений находится на крайне низком уровне.

Но и упускать подходящий момент также не стоит. Малыша постарше сложнее увлечь игрой, заинтересовать столовыми приборами. Ближе к трём годам дети, вступив в очередной кризисный период, вообще могут заупрямиться, отказаться обучаться новому навыку.

Идеального возраста для приучения ребёнка пользоваться ложками-вилками не существует. Однако многие специалисты уверены, что в год или чуть раньше малыш уже готов к обучению, поскольку способен слушать и понимать.

Родители, до последнего пряча ложку от ребёнка, совершают две больших ошибки:

  • Если начинать обучение с рекомендованного возраста (например, в год), то уже к 18 месяцам малыш овладеет этим важным умением. Затягивание же чревато тем, что трёхлетка отправится в сад необученным, а, значит, окажется белой вороной среди более умелых ровесников.
  • Не помогает в этом деле и чрезмерная опека. Отдельные мамочки не приучают кроху кушать ложкой и пить из кружки, не желая грязнить кухню либо считая, что ребёнок ещё слишком мал, а вот когда подрастёт…

Итак, во сколько приучать малыша к столовым приборам, решать лишь родителям. Излишняя спешка или оттягивание обучения – частые ошибки родителей. Поэтому нужно присмотреться к ребёнку и ориентироваться на его возможности.

Обучение навыку до 1,5 лет

К 8-месячному возрасту ребёнок должен сидеть довольно-таки уверенно. В это время он также с интересом наблюдает за ложечкой, которой его прикармливает мама. Если эти два условия совпадают, пора приступать к приучению, пользуясь следующими рекомендациями.

  • Педиатр Комаровский убеждён, что поначалу, когда ребёнок ещё начинает изучать столовые приборы, родителям стоит давать ему кашу самим. Ну а любимое пюре следует предложить малышу скушать самостоятельно, чтоб он не остался голодным, увлёкшись процессом обучения.
  • Вообще лучше отдавать предпочтение не слишком густым кашам и пюрешкам. Суп же лучше оставить до лучших времён, поскольку высока вероятность, что жидкая пища попросту не дойдёт до детского рта, разлившись по пути.
  • Чтоб у ребёнка в год выработалась так называемая мускульная память, а пища начала попадать, куда следует, маме придётся пару месяцев вкладывать ложечку в детскую руку и придерживать своей.
  • Приучение к самостоятельной трапезе в год не обойдётся без клякс и брызг. Чтоб снизить масштабы капитальной уборки, нужно подготовить кухню – убрать ковёр, постелить клеёнку, возможно, поклеить моющиеся обои. Передник для малыша подойдёт длинный, иначе придётся много и часто стирать. В жаркую погоду можно высаживать ребёнка голышом, а уже затем помыть в ванночке.
  • Быстро приучить кроху орудовать ложкой и пить из кружки получится, если ребёнок как следует проголодается. Недавно позавтракавшего молоком либо смесью малыша пища будет привлекать лишь в качестве очередной игрушки.
  • Донести ложку до рта в год – это целый подвиг для пока неумелого малыша. Вот почему крайне важно поощрять его каждый раз, когда столовый прибор попадает точно «в цель». Кроме того, можно сопровождать самостоятельное кормление эмоциональным одобрением: «ам-ам-ам», «ту-ту-ту».

Если вы не знаете, как научить ребенка кушать самостоятельно в год и чуть раньше, попробуйте воспользоваться вышеописанными советами специалистов.

Раннее приучение несёт в себе немало пользы, однако требует от родителей терпения и усидчивости.

Обучение умению до трёх лет

Если не получилось приучить малыша к столовым приборам до полутора лет, отчаиваться не стоит. Конечно, сейчас уже поздно просто знакомить кроху с ложкой и тарелками, необходимо прививать самостоятельность доступными способами.

Для этого нужно заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку некоторые бабушки любят докармливать детишек из ложечки.

В третий год жизни ребёнка продолжает привлекать всё яркое и необычное, поэтому специалисты рекомендуют украшать даже самые простые блюда (ту же кашу) кусочками фруктов, ягодками и т.д. Кроха сам попросит у мамы ложку, увидев на столе такое привлекательное и вкусное «творение».

В третий год жизни ребёнка продолжает привлекать всё яркое и необычное, поэтому специалисты рекомендуют украшать даже самые простые блюда (ту же кашу) кусочками фруктов, ягодками и т.д. Кроха сам попросит у мамы ложку, увидев на столе такое привлекательное и вкусное «творение».

  • Как научить ребенка правильно держать ложку? Постоянно тренироваться, в том числе и на любимых игрушках. Предложите малышу кормить куклу, пупса либо плюшевого медвежонка (его придётся часто стирать). В игровом процессе карапуз быстро и без понуканий поймёт, как необходимо удерживать ложку и пить из кружки.
  • Ребёнок старается повторять все действия за значимыми взрослыми и старшими братьями/сестрёнками. Вот почему канувший в Лету ритуал обедать всей семьёй следует вернуть хотя бы на какой-то срок, чтоб малыш смог быстрее научиться кушать самостоятельно.
  • Если ребёнка в год нужно было поощрять за каждое успешное действие, то деткам постарше можно предложить посоревноваться. Например, мама и малыш станут строить башню, где каждый кубик будет означать съеденную ложку.
  • Однако важно отделять столовые приборы и кружки от игрушек. Если вы заметили, что ребёнок покушал и стал баловаться с посудой, её необходимо мягко отобрать, объяснив причину.
  • Специалисты отмечают любопытную закономерность: малыши, регулярно строящие куличики в песочнице, скорее обучаются пользоваться ложкой и прочими столовыми приборами.
Читайте также:  Ребенок 2 года упрямый и непослушный

К трём годам дети понемногу начинают определяться с ведущей рукой. Если ребёнок постоянно перекладывает ложку из одной ручки в другую, предложите взять именно в правую. При твёрдом стремлении орудовать столовыми приборами левой рукой, переучивать не стоит – вероятно, у вас растёт леворукий малыш.

Какую ложку выбрать?

Столовый прибор для прикармливания должен быть мягким и максимально безопасным.

К примеру, родитель может приобрести силиконовую ложку с ручкой из пластика. Дорогие модели термочувствительны и при высоких температурных показателях меняют окраску.

Подобная функция крайне удобна, если родители разогревают питание в микроволновой печи. Такая ложечка убережёт ребёнка от обжигания горячей едой, а ещё этот прибор не сможет поранить дёсны при неловком движении. У силиконовых ложек гнутся рукоятки, чтоб малышу было удобно держать её в руке.

Это самый первый прибор, подходящий для малыша до годика. Деткам постарше можно приобретать и другие ложки, обращая внимание на определённые характеристики:

Чайная ложечка. Она подойдёт для деток старше годика, поскольку ребятишки уже не так пугаются лязганья приборов о поверхность стола, тарелки или пол.

Чайная ложечка. Она подойдёт для деток старше годика, поскольку ребятишки уже не так пугаются лязганья приборов о поверхность стола, тарелки или пол.

Серебряная. Дарение такого столового прибора – своеобразная традиция для крёстных родителей. Ложка из серебра способна защитить кроху от кишечной инфекции и уберечь от стоматита.

Из керамики. Не лучший вариант для маленьких деток, поскольку этот материал тяжёлый и легко бьётся. При скалывании такая ложка способна повредить детские дёсна.

Чтоб максимально обезопасить малыша, родителям следует тщательнейшим образом следить за качеством столовых приборов и прочей посуды. Правил для выбора несколько:

  • Не экономьте на детской посуде, ведь самочувствие крохи гораздо важнее. Выбирайте товары известных изготовителей, а покупку совершайте либо в аптечной сети, либо в специализированных отделах магазинов.
  • Покупка обязана быть упакована. Обёртка необходима для того, чтобы изучить инструкцию по пользованию, определить методы очистки и узнать меры предосторожности.
  • Особенное внимание обращайте на маркирование пластиковых столовых принадлежностей. Если особые метки отсутствуют, откажитесь от покупки. Пластмасса и силикон должны быть пищевыми, а не для промышленного использования.
  • Детские столовые принадлежности обычно выполнены в ярких цветах, однако подобная весёлая раскраска увеличивает риск аллергических реакций у ребёночка. Важно изучить сертификат качества, в котором указано, насколько хорошо зафиксированы красители.

Ребёнку старше полутора лет уже можно предлагать вилку, конечно, она должна быть с закруглёнными зубчиками.

Первый столовый «трезубец» будет из пластика, а вот двухлетнему малышу уже предлагают металлические вилки с силиконовой рукояткой. Несмотря на все ухищрения, оставлять кроху с вилкой наедине нельзя!

Типичные родительские ошибки

Процесс обучения детей умению орудовать столовыми принадлежностями иногда тормозится и затягивается. И виноваты в этом не малыши, а сами родители, которые, даже не подозревая, совершают следующие распространённые ошибки.

  • Заставляют кушать. Если ребёнок капризничает и с неохотой трапезничает, можно предположить, что ему не понравилось определённое блюдо, он уже накушался, у него режутся зубки или же он чуточку приболел.
  • Торопят. Сколько времени на трапезу понадобится маленькому ребёночку, не умеющему ловко орудовать ложкой? Правильно, довольно-таки много. Поэтому следует разрешить ребёнку кушать в своём собственном темпе.
  • Оставляют одного. Безусловно, всегда существует риск, что ребёнок подавится, испугается разлитого супа или расплачется из-за упавшего столового прибора. Кроме того, крохе попросту скучно находиться без мамы за столом.

Ещё одно заблуждение – сравнение своего чада со знакомыми более развитыми детками. Не нужно переживать, если ребёнок подруги уже вовсю управляется ложкой, а ваш карапуз только примеряется к столовому прибору. Каждому навыку – свой срок!

Так как научить ребенка есть самостоятельно – нелёгкая задача, родителям потребуется немало терпения, понимания и любви к маленькому несмышлёнышу.

Старайтесь придерживаться вышеописанных правил, заинтересовывайте кроху привлекательной посудой, вкусно приготовленными и красиво оформленными блюдами, в этом случае процесс обучения существенно ускорится. А если чадо уже ловко орудует ложечкой, избавьте его от своей помощи. Вмешательство родителей способно охладить интерес к этому увлекательнейшему занятию.

Источник

Приучение крохи к ложке – дело трудоемкое, но необходимое. Чем быстрее дети научатся самостоятельно пользоваться столовыми приборами, тем быстрее разовьется мелкая моторика, и тем скорее малыша можно будет усаживать за общий стол.

Приучение к ложке иногда проходит некорректно. В этом случае ребенок до последнего отказывается есть прибором, особенно, если от процесса приучения у него остались негативные впечатления. Как же заняться развитием ребенка, не навредив ему и не потратив на процесс обучения последние нервы?

Лучший момент приучения детей к ложке

Читайте также:  Лук с молоком от кашля ребенку 2 года

Тесное знакомство малышей с первым столовым прибором должно начинаться примерно в 5-7 месяцев. Несложно понять: чем раньше начнется развитие ребенка, тем скорее он освоит необходимые навыки.

Научить малыша есть прибором в год или старше будет уже тяжелее, поскольку по мере взросления у него начнет обостряться ощущение собственного «Я»: в данном случае не избежать длительных истерик и слез от первых неудач. По этой причине ранний возраст – лучшее время для знакомства ребенка с его первой ложкой. Оптимальным будет, если это случится в период 5-6 месяцев, то есть как раз во время введения первого прикорма (пюрированных овощей, каш).

Кто-то может посчитать, что обучать ребенка есть столовыми приборами так рано – бесполезная затея, и что торопиться в этом деле нет необходимости. Действительно, не все родители готовы к бесконечной стирке грязных вещей, трате сил и личного времени. Однако даже педиатры советуют давать ложку малышу достаточно рано. Все потому, что приучение к столовым приборам составляет важную ступень психомоторного развития ребенка. Даже если малыш просто открывает рот перед тем, как видит ложку – это говорит о многом.

Сначала у детей начинает вырабатываться реакция на посторонний предмет, а затем совершенствуется хватательный рефлекс и координация движений.

Приемы приучения малыша к столовым приборам в раннем возрасте

На деле помощь ребенку в освоении навыка выглядит так: малыша следует усадить на колени, одной рукой поддерживать его под спину, а второй – подносить ложку с едой ко рту. Так как кроха пока еще не умеет брать еду губами, прибор следует предельно осторожно направлять и вкладывать ему в рот. Разумеется, поначалу процесс будет идти с трудом, поэтому родителям придется подготовиться к грязи и перепачканной одежде.

Первые шаги сделаны, и малыш мало-помалу начал осваивать правила столового этикета. Для того, чтобы ускорить развитие ребенка и освоение навыков обучения, начиная с 8-9-го месяца в ходе трапезы давайте малышу в одну ладонь прибор, а в другую – кусок хлеба. Посасывая его, ребенок медленно, но верно начнет привыкать есть без чужой помощи. Сначала он будет принимать ложку за игрушку, и задача близких – объяснить, что это за вещь и для чего она необходима.

Родителям необходимо брать руку ребенка и направлять ее с прибором по правильной траектории. При таком содействии самостоятельный навык у малыша выработается очень быстро. После этого родителям останется только усовершенствовать полученное умение.

Методика для прогрессивных мам и пап

Одним из самых эффективных методов обучения детей обращению с ложкой является личный опыт. Для этого наденьте на ребенка старую домашнюю одежду, которую не жалко испачкать, посадите на стул для кормления, дайте прибор и посуду с пищей. Дальше останется только наблюдать. Из минусов данного способа приучения малыша к столовому прибору – необходимость тщательной уборки после такого урока.

Развитие ребенка: закрепление навыков

В возрасте 8-9 месяцев уже можно закреплять полученные навыки. Малыш с рук мамы перемещается на стул для кормления, за счет чего возрастает свобода его движений. Суп и другие жидкие блюда ребенок будет проливать, однако для пюрированной еды или каш навыки с ложкой будут особенно полезны. Для удобства можно вооружить малыша пластиковым слюнявчиком.

Также следует помнить, что ложка должна соответствовать возрасту ребенка: как по длине, так и по ширине. Резиновая ручка обязательно: так прибор не выскользнет из детской ладони.

9 важных советов для родителей

Несколько полезных советов помогут действенно научить малыша пользоваться ложкой.

  1. Для кормления потребуется приобрести правильную ложку. Лучший вариант – неглубокой столовый прибор с прорезиненной короткой ручкой. Большинство современных моделей детских столовых комплектов выпускаются специально для малышей, поэтому подобрать модель удобной ложки на ранний возраст не составит труда.
  2. Не позволяйте ребенку баловаться со столовыми приборами, но под собственным присмотром чаще давайте держать в руках ложки и детские вилки. В ходе принятия пищи необходимо проговаривать вслух наименование прибора и его назначение: например, что ложкой едят пюре, суп, кашу. Малыш должен понять связь «ложка-еда».
  3. Покажите ребенку на личном примере, как требуется по всем правилам обращаться с приборами. Для начала малыш должен развить навык аккуратно, уверенно и при этом правильно удерживать ложку в ладони. Он станет стучать столовым прибором, заталкивать ложку в рот, но не использовать по прямому предназначению. Всем родителям следует понимать, что это совершенно нормально – таким образом ребенок познает мир и особенности объектов, которые его окружают.
  4. Пускай он познакомится ближе с данным прибором. Только потом предложите малышу самостоятельно попробовать зачерпнуть ложкой еду (идеальный способ освоения навыка в 9-10 месяцев).
  5. Первое обращение малышей со столовым прибором всегда неуверенное. Ребенок может разлить, рассыпать или уронить содержимое ввиду своего возраста. Ругать детей за эти промахи нельзя, чтобы не вызвать к процессу трапезы негатива. Необходимо оставаться терпимым к любым детским неудачам и радоваться даже самым мелким успехам малыша.
  6. Помогайте детям в получении нового навыка. Осторожно направляйте детскую руку с ложкой в тот момент, когда малыш постарается подвести ее ко рту. Тесное взаимодействие с родителями настроит малыша на положительный лад.
  7. Если ребенок уже научился черпать жидкую пищу прибором и направлять ее в сторону рта, не следует его торопить. Дайте ребенку время самому завершить начатое действие.
  8. Наберитесь терпения. Постепенно все движения ребенка станут более точными, аккуратными и правильными. Освоение подобных навыков бытового плана – продолжительный процесс, который требует высокой концентрации внимания, больших усилий и ловкости. Малыши достаточно быстро утомляются от таких действий.
  9. Усаживайте ребенка на детский стул рядом с собой во время завтрака или обеда. Малыши раннего возраста, наблюдающие за манипуляциями взрослых, всегда стараются им подражать. Психологами доказано, что наглядные действия быстрее способствуют освоению умений, чем, например, речевая стимуляция. Также подобный прием разовьет у малыша доверительный инстинкт.
Читайте также:  Средства от корочки на голове у ребенка 2 года

При обучении малышей полезным навыкам родители должны помнить, что все дети индивидуальны. Если малыш не хочет, эмоционально или физически не готов к освоению новых умений, не нужно принуждать его. Достаточно убедиться, что у ребенка есть интерес и желание к получению новых знаний – в этом случае он быстро научится пользоваться ложкой и другими столовыми приборами.

Пройдите тестСоблюдаете ли вы правила здорового питания? Знаете ли вы принципы здорового питания? Пройдите тест и узнайте всю правду о вашей диете!

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

Умение пользоваться ложкой и вилкой нужно прививать ребенку постепенно и систематически. Начинать нужно с обучения пользованию ложкой. Для этого ребенку можно дать в руку чайную ложку и учить его набирать ею кашу, в это время, докармливая ребенка со второй ложки.

Вначале дети обычно держат ложку в кулаке. До 1,5-2 лет – это вполне нормально и допустимо.

Но потом лучше постепенно приучать малыша держать ложку правильно: чуть пониже широкой части ручки тремя пальцами – большим, указательным и средним. Важно следить, чтобы ребенок держал ложку в «правильной» руке, т.е. если он правша – в правой, а если левша – в левой.

Когда ребенок научится хорошо держать ложку, следует приучать его правильно зачерпывать пищу и правильно есть с ложки. Есть специальные узкие «французские» ложки, которые подносятся ко рту сужающейся передней частью. Обычные «американские» ложки более широкие и круглые, их подносят ко рту боковой стороной. Важно подсказывать ребенку, что не нужно слишком широко открывать рот при поднесении ложки, не нужно засасывать кончик ложки.

Вилку ребенку лучше не давать раньше трех лет. Примерно с этого возраста малыш уже понимает, что он может уколоться острым предметом. Для ребенка нужна маленькая вилка, зубья которой не очень острые. Нужно объяснить и показать ребенку, как пользоваться вилкой, в зависимости от блюда, которое он кушает: когда зубья вилки должны быть направлены вниз, а когда – вверх (когда кушаешь вилкой макароны или картофель нужно зубья держать вниз, а если кушаешь кашу или пюре, то боком).

Приступая к обучению ребенка пользоваться ложкой или вилкой, лучше сразу же прививать ему навыки поведения за столом.

Правила поведения детей за столом

  • Научите малыша сидеть за столом с прямой спиной, не надо опираться локтями о стол, или расставлять их слишком широко, мешая соседу.
  • Подносить ко рту наполненною ложку с едой нужно аккуратно, не проливая содержимое боковой частью.
  • Еду не разбрасывать, не кушать с открытым ртом, после еды складывать ложку или вилку на свою тарелку.
  • Важно научить ребенка пользоваться салфеткой.
  • Научите ребёнка кушать медленно, чтобы он пищу пережёвывал с достаточной тщательностью.
  • Нельзя позволять играться со столовыми приборами и посудой, смеяться, кричать, за столом, поднимать еду с пола.
  • Желательно, чтобы еда, положенная на тарелку, была съедена ребенком без остатка. Поэтому очень важно правильно рассчитать размер порции. Слишком большая порция вредна для ребенка, его организму сложнее справиться с нагрузкой, а после слишком маленькой порции ребенок очень скоро проголодается.
  • Во время приёма пищи не надо включать телевизор, не отвлекайте ребёнка, он должен кушать в тишине.
  • Не ссорьтесь за столом, это может, ухудшить процесс приёма пищи, снизить аппетит.

Ложка-неотложка

А у нас есть ложка

Волшебная немножко.

На тарелочке – еда.

Не оставит и следа!

Кликнем ложку нашу –

Подберет всю кашу!

Это – ложка,

Это – чашка.

В чашке – гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала –

Кашки гречневой не стало!

Если Вас не посетит

За обедом аппетит

Надо вызвать ложку

Ложку-неотложку

Ложка мигом прилетит

В ароматной дымке

В ней приедет аппетит

В шапке-невидимке.

А теперь нельзя зевать!

Постарайся поспевать!

За волшебной ложкой.

Рот пошире открывай

И смелее управляй!

Ложкой неотложкой 🙂

Посадим на ложку

Капустку, картошку –

и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке – гляди!

Ну, давай, Алешка!

Поработай ложкой!

Скушай все до крошки

И еще немножко.

В.Берестов

Источник