Как делать ребенку карточки для развития
В заключительной части я расскажу о нескольких основных шагах и простейших приемах обработки изображений для карточек и их подготовке к печати.
Внимание, пост большой, много фото!
Готовые карточки для занятий по методу Шичида
Я очень старалась написать этот пост подробно и понятно, но и не испугать объемом) Поверьте, все не так сложно, как может показаться на первый взгляд, достаточно один раз разобраться и все пойдет по накатанной, а результаты порадуют.
Предлагаю использовать Adobe Photoshop, думаю, что этот продукт в представлении не нуждается. Эта программа в принципе не имеет границ возможностей, связанных с обработкой или созданием каких-либо изображений. Несмотря на свою кажущуюся сложность и очень широкий инструментарий, фотошоп интуитивно понятен и прост для базового освоения. Не буду надолго останавливаться на вопросе лицензионного и “не очень” программного обеспечения. Есть желание и возможность – купите подписку на официальном сайте (adobe.ru), стоимость – 299 руб/мес. В то же время я, в принципе, могу понять, что многим нет резона платить такие деньги ради нескольких изображений, если они будут пользоваться пакетом изредка, и им, наверное, можно попробовать поискать программу на просторах интернета.
Я расскажу о самом минимуме, о простейших приемах, которые пригодятся при создании конкретно карточек. Естественно, функций и инструментов гораздо больше, и, подчеркну, данное руководство далеко от профессиональной обработки и даже может идти вразрез с правилами предпечатной подготовки. К тому же, разные версии программы отличаются, по умолчанию может сильно разниться структура рабочего пространства, расположение и наполнение панелей инструментов. Так что я буду стараться делать шаги используя базовые вещи, основные панели. В общем, никаких излишеств. Расписывать чересчур подробно тоже не буду, пост и так получается очень большим. Я привыкла работать в фотошопе с английским языком, поэтому у пользователей русскоязычной версии могут появиться вопросы – смело задавайте.
И еще пару слов о том, зачем так “сложно”. Я люблю, чтобы было красиво и качественно. А такой способ помогает привести все найденные изображения к одному виду и по качеству, и по размеру, отсеять неподходящий под мои требования материал. Можно не заморачиваться, скачать и как есть загрузить картинки на печать, а результат – как уж получится. Такой вариант имеет право на существование, конечно, но он не для меня. Так что это руководство для таких же замороченных, как я)
Извините за долгое вступление, приступим.
1. Шаблон
Находим и скачиваем необходимые изображения достаточного качества (об этом подробно в ч.2). Запускаем фотошоп, жмем File – New в программе или Ctrl-N на клавиатуре:
В открывшемся окне задаем имя файла, размеры, разрешение и цветовое пространство:
Для себя я делаю карточки формата A6: Document type – International Paper, после этого выбора становится активным поле Size – A6. Параметр Resolution (Разрешение) по-хорошему должен быть 300 пикселей на дюйм, это минимум, который требуют типографии (я сейчас не говорю об ателье, вроде netprint), Color Mode (Цветовое пространство) должно быть CMYK – цветовое пространство для печати. Но в нашем случае, учитывая, что мы делаем материал для личного пользования, можно закрыть на все это глаза: оставляем Color Mode – RGB, а Resolution по желанию, но настоятельно рекомендую побольше, 300 – идеально. Остальное оставляем по умолчанию, так, как есть.
Жмем ОК, и наш макет открывается. Сохраняем документ в ту папку, куда будем сохранять готовые для печати карточки по конкретной теме, в данном примере – цветы: File – Save As или Shift-Ctrl-S, выбираем необходимую папку, называем шаблон, например, “шаблон цветы” и задаем формат Photoshop(*.PSD, *.PDD).
Я делаю карточки с альбомной ориентацией, т.е. горизонтально по длинной стороне, поэтому нужно повернуть наш лист: Image – Image Rotation – 90̊ Clockwise:
Сразу советую настроить рабочее пространство, как на рисунке ниже (все панели включаются и выключаются в пункте меню Window). Вот, что должно получиться (для увеличения нажмите на скриншот):
Панели:
Navigator – для удобного перемещения по странице и для зума (приближения и отдаления);
History – это последовательный список ваших действий с макетом, вы можете вернуться на любой шаг назад, если вам не понравился получившийся результат, и все переделать;
Actions – для автоматизации процесса, вы можете записать некоторую последовательность действий, и запускать ее в любой момент одним нажатием кнопки, вместо того, чтобы вручную повторять их каждый раз;
Layers – содержит список так называемых слоев. Файлы формата .PSD, т.е. фотошопа, состоят из этих слоев. Представьте, что у вас изначально есть лист – фоновый слой. Вы не хотите рисовать на нем, а берете прозрачную пленку, накладываете на лист и рисуете на ней. Ваш рисунок будет на фоне, так как снизу под прозрачной пленкой виден лист, и в то же время, вы можете независимо от фона делать с вашим рисунком все, что угодно: перемещать в другое место, изменять размер, дорисовывать, стирать или вообще удалить. Эти действия никак не затронут первый слой. Таких слоев, «прозрачных пленок», файл может содержать огромное количество. Каждый верхний будет перекрывать нижние. Такая структура позволяет сохранить возможность редактирования отдельных деталей.
2. Добавление и масштабирование
Шаблон готов и сохранен, теперь начинаем добавлять найденные изображения: File – Open или Ctrl-O, находим файл и жмем Open. Переходить между открытыми файлами можно по вкладкам (для увеличения нажмите на скриншот):
Теперь нам нужно скопировать открытое изображение и вставить в наш шаблон: Select – All или комбинация Ctrl-A. Вокруг изображения забегает пунктир, это значит, что все изображение выделено. Edit – Copy или Ctrl-C – копируем, затем переходим на вкладку к нашему шаблону и жмем Edit – Paste или Ctrl-V – вставляем.
Пунктир при выделении:
Теперь нужно подогнать изображение под наш шаблон. Если после вставки оно больше, чем белый лист, фоновый слой шаблона, выходит за его края – уменьшаем и радуемся, так как картинка точно подходящего качества.
Убеждаемся, что слой с картинкой активен (выделен цветом):
и жмем Edit – Free Transform или Ctrl-T. Вокруг изображения появится линия с квадратиками. С зажатой комбинацией Shift – Alt левой кнопкой мыши тянем за квадратик одного из углов (курсор станет ) к центру до тех пор, пока изображение предполагаемо не поместится на лист. Отпускаем кнопку мыши, затем отпускаем Shift – Alt. Наводим мышь на место внутри контура с квадратиками, курсор станет вместо обычного черной стрелочкой , и с зажатой левой кнопкой мыши перетягиваем картинку и располагаем ее по центру макета. Если изображение не помещается или, наоборот, стало слишком мало, масштабируем снова. Когда результат устраивает, жмем Enter. Линия с квадратиками пропадет.
Если же изображение меньше, то надо увеличивать аналогичным образом, но следить за тем, как сильно ухудшается качество, не появляется ли зернистость, нечеткость.
Если картинка сильно потеряла в четкости, стало расплывчатым, значит качество исходного изображения было недостаточно высоким. Ищем другое. Только в крайнем случае, если другое подходящее изображение найти не удается, оставляем и обрабатываем, что есть.
3. Фон
Как я писала в посте о поиске изображений, я предпочитаю, чтобы на всех карточках, где это возможно, фон отсутствовал, был белым, чтобы ничто не отвлекало от основного объекта. Хорошо, если исходное изображение было на белом или прозрачном фоне (в фотошопе прозрачный фон обозначается вот такой шашечкой ), тогда этот пункт можно смело пропускать. Но часто присутствует фон цветной, однородный и неоднородный. Его надо убрать. Вот несколько простых способов.
a. Если фон однородный.
На панели инструментов слева нажимаем левой кнопкой на иконку и в появившемся списке выбираем инструмент Magic Wand Tool, курсор станет похож на волшебную палочку .
Наводим курсор на любое место цветного фона и нажимаем один раз левой кнопкой мыши. Вокруг фона появится пунктирная линия, это означает, что эта область изображения выделена. Теперь нажимаем на клавиатуре кнопку Delete. Цветной фон должен полностью пропасть. Если он удалился не полностью, то на верхней панели нужно поменять значение параметра Tolerance. Например, было:
Результат после выделения и удаления:
Мы видим, что надо увеличить этот параметр, чтобы инструмент захватил больше фона у границ объекта. Задаем значение параметра 50 и нажимаем Enter:
Теперь нам нужно вернуться в панели History на шаг, где мы выделяли фон:
Нажимаем курсором-волшебной палочкой на фон один раз и выделение захватывает цвет до самой границы объекта. Жмем Select – Deselect или Ctrl-D, чтобы снять выделение.
Результат после удаления:
В случае, когда выделение наоборот захватывает вместе с фоном кусок объекта, параметр Tolerance надо уменьшить.
Если после нажатия левой кнопкой мыши не весь фон выделился, нажимаем и удерживаем клавишу Shift на клавиатуре, около курсора-волшебной палочки появится плюс, и мы нажимаем мышкой на остальные участки фона, они должны добавиться к выделению. Если захватили лишнее, нажимаем и удерживаем клавишу Alt, у курсора появится минус, и нажимаем на лишние области, если необходимо, меняя параметр Tolerance.
На первой картинке выделены не все области фона, на второй добавили весь:
b. Если фон одного цвета, но неоднородный.
Можно попробовать выделить предыдущим методом, но есть вариант проще.
Жмем Select – Color Range:
Откроется такое окно, а курсор будет выглядеть, как пипетка :
Пипеткой нажмите в любом месте фона картинки, вы увидите, что темный прямоугольник в открывшемся окне поменяется, в нем появятся серо-белые пятна. Они обозначают, какие области изображения будут выделены после того, как вы нажмете ОК.
Бегунок Fuzziness работает подобно параметру Tolerance из предыдущего метода, расширяет и сужает размах выделения. Двигаем его пока не получим необходимую степень захвата цвета.
В окне выберите инструмент пипетку с плюсом:
и продолжайте нажимать на разные области фона, пока он весь в темном прямоугольнике не станет белым, а объект – черным. Если захватили лишнее, т.е. кусок объекта тоже осветлился, исключите из выделения с помощью пипетки с минусом.
Жмем ОК и получаем выделение:
Если такое выделение все-таки не захватило какие-нибудь участки фона, выберите Magic Wand Tool и, зажав клавишу Shift, добавьте к выделению необходимые участки.
Когда выделение готово, жмем клавишу Delete. Снимаем выделение Ctrl-D.
c. Если фон разноцветный и неоднородный.
Если два предыдущих метода не подходят, плохо выделяют, «рвут» картинку и делают края объекта неровными, можно сделать выделение вручную. Скажем так, вариант этот – самый топорный, крайность, если очень надо.
Обычно для этого метода используется инструмент Pen Tool , но он тяжеловат для новичков, а мы стараемся упростить процесс, поэтому воспользуемся инструментом Polygonal Lasso Tool : нажмите левой кнопкой мыши на этой иконке в панели инструментов, и выберите его в списке.
.
Нажимаем один раз левой кнопкой мыши на границу объекта. Появится линия, которая будет тянуться от места, куда вы нажали, до курсора и будет двигаться вслед за ним. Нажмите через маленький промежуток вдоль контура еще раз, и таким образом маленькими шажками начинайте обводить объект. Каждое следующее нажатие – новый якорь, закрепляет линию, которую вы ведете. На рисунке ниже (нажмите для увеличения) на эту линию указывают стрелки:
Обводим до тех пор, пока обводка не замкнется. Для этого надо навести курсор на самый первый якорь, на точку, с которой начинали обводить объект (около курсора появится кружок), и нажать левой кнопкой мыши. Когда контур замкнется, он автоматически преобразуется в выделение – пунктирную линию.
У нас сейчас выделен объект, а надо выделить все, кроме объекта. Для этого делаем инверсию выделения: Select – Inverse или Ctrl-Shift-I. Жмем Delete, чтобы удалить фон, и Ctrl-D для снятия выделения:
Такой способ удаления фона хорош для многих объектов, но для очень неровного края не подходит – времени на вырезание уйдет слишком много. Вот пример – волосы или ворсинки. Их огромное количество и все не обведешь. Все три метода можно и нужно комбинировать, но лучше еще на стадии поиска отбирать изображения, оценивая, сколько сил и времени потребует его обработка.
3. Свет, цвет и резкость
Найденные изображение могут подходить под все требования по качеству, размеру, содержанию и фону, но бывают засвеченными или, наоборот, слишком темными, размытыми и нечеткими, тусклыми и блеклыми. Вот несколько несложных настроек, которые помогут нам это исправить.
a. Корректировка света
Если картинка слишком темная или засвечена, то нам надо отрегулировать свет. Убеждаемся, что слой с изображением активен и жмем Image – Adjustments – Levels или Ctrl+L:
Тут все просто. В открывшемся окне в первую очередь ставим галочку в чек-боксе Preview. Это необходимо, чтобы результат вносимых изменений можно было сразу видеть и оценивать, не закрывая/открывая окно. А затем просто двигаем ползунки, пока не добьемся нужного результата: осветлить темное изображение или затемнить засвеченное. Жмем ОК.
Для примера приведем затемненную и засвеченную картинки к одному виду:
b. Яркость и контрастность
Brightness (Яркость) – количество белого цвета на вашем фото. Чем выше вы яркость, тем светлее становится кадр.
Contrast (Контрастность) – разница между разными, расположенными рядом цветами. Чем выше контрастность, тем более резко мы наблюдаем переход от одного цвета к другому (иногда контрастность срабатывает как повышение резкости).
Жмем Image – Adjustments – Brightness/Contrast. “Горячих” клавиш для вызова этой настройки нет. Откроется окно, где всего два ползунка, оба при открытии окна всегда будут стоять на отметке 0, посередине шкалы. Значения Brightness можно изменить в пределах от -150 до +150. Значение Contrast – от -50 до +100. Двигаем ползунки до тех пор, пока не получим нужный результат. Не забываем про галочку в чек-боксе Preview. Жмем ОК.
Пример:
с. Насыщенность
Saturation (Насыщенность) – задает, насколько сочно и ярко у вас выглядит тот или иной цвет.
Если цвета у изображения тусклые, надо регулировать этот показатель. Жмем Image – Adjustments – Hue/Saturation или Ctrl-U.
Откроется окно, где нас интересует только один ползунок из трех, второй. Значение этого параметра изменяется в пределах от -100 до +100. Двигаем его вправо для увеличения насыщения цветов и влево для обесцвечивания. Не забываем про Preview. Жмем ОК.
Пример:
d. Резкость
Для увеличения резкости изображения жмем Filter – Sharpen – Smart Sharpen.
В появившимся окне нас интересуют два показателя: Amount (величина, интенсивность применения фильтра), изменяется от 0 до 500%, и Radius (радиус, «охват» эффекта), изменяется от 0,0 до 64,0px. Двигаем до получения нужного результата, жмем ОК.
Пример:
Дополнительно можно добавить резкости и вручную, с помощью инструмента Sharpen Tool . Находим его в панели инструментов слева:
Курсор станет кружком . Нажимаем левой кнопкой мыши на любом месте изображения и в появившемся окошке настраиваем два параметр Size (Размер) в зависимости от того, насколько большой участок собираемся обрабатывать:
На панели опций регулируем силу воздействия – Strength, двигаем ползунок примерно на 15. Чем больше это значение, тем сильнее будет нажим инструмента, тем заметнее он будет увеличивать резкость.
Во всех четырех пунктах коррекции настройки изменяются интуитивным образом, на глаз, и в каждом случае по-своему.
4. Сохранение
Когда мы отмасштабировали и откорректировали изображение, его нужно сохранить. Жмем File – Save as или Shift-Ctrl-S, в открывшемся окне будет предложена для сохранения та папка, куда мы сохранили наш .PSD файл. Задаем имя файла – наименование объекта, изображенного на картинке, например “гербера”, и тип файла – JPEG (*.JPG, *.JPEG, *.JPE). Если это не первая карточка с таким названием, то добавляем через пробел порядковый номер – “гербера 2”. Подробнее про систематизацию и хранение карточек – в первом посте из серии.
Когда карточка сохранена, идем в панель Layers (Слои) и удаляем слой с картинкой: жмем правой кнопкой по активному слою с изображением и в открывшемся меню выбираем Delete Layer или делаем слой активным и нажимаем на клавиатуре Delete. Не забываем закрывать вкладки исходных изображений, в большом количестве они могут здорово замедлить фотошоп.
Ну, а дальше все с начала) Открываем, переносим, редактируем, сохраняем. Повторюсь, процесс может на первый взгляд показаться долгим, но на деле какое-то время занимает только вырезание, на открытие, коррекцию и сохранение уходит максимум пара минут, особенно, если запомнить и использовать “горячие клавиши”. А чтобы сократить время на вырезание, подбирайте как можно больше изображений на прозрачном и простом однородном фоне.
_____________________________________________________________________________
Мне очень хотелось написать еще много всего интересного и полезного, но я решила не перегибать палку) Лучше, если эта тема вас заинтересует, я периодически буду писать менее объемные, но более подробные уроки.
<< Развивающие карточки – вступительный пост
<< Делаем развивающие карточки ч.1 – Систематизация и списки
<< Делаем развивающие карточки ч.2 – Поиск и покупка изображенийCделайте репост поста, оставьте комментарий, укажите в нем e-mail и получите бесплатно второй архив с подборкой карточек на разные темы!
Источник
Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методике раннего развития – методике Домана. Среди родителей мнения об этой системе довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что карточки Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.
Стоит ли заниматься по методике Домана?
Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».
Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.
Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга, поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.
Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.
Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.
Разумный подход к методике
Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов:
1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.
Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление! А это очень ценно и полезно для малыша.
Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.
Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать здесь.
Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.
2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.
Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.
В чем суть методики Домана?
Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.
Первый тип карточек Домана – энциклопедические, на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных, потом овощи, транспорт.
Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету (KoroBoom, My-shop)
и карточки для обучения чтению (KoroBoom, My-shop).
Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по большому комплекту «Вундеркинд с пеленок». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.
Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ. При наличии цветного принтера их также можно распечатать.
Как заниматься?
В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек. Этот вариант нам подошел.
Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день. Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды. За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса. После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.
Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.
Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.
Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.
Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:
МЕТОДИКА ДОМАНА. НАШ ОПЫТ. ЧТО ИЗУЧАТЬ И В КАКИХ КОЛИЧЕСТВАХ?
МЕТОД ДОМАНА. НАШ ОПЫТ. ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛ ИНТЕРЕС К КАРТОЧКАМ?
Также вам может быть интересно:
МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
До встречи на страницах блога! И буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, Вконтакте, Facebook.
Искренне ваша, Яна Разначенко
Источник