Как аденоиды влияют на развитие речи ребенка
- Логопеда.Нет
- Консультации
- Аденоиды и речевые нарушения
Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей являются аденоиды.
Аденоиды – избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и несогретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка.
Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание.
В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки (ринитов, синуитов, отитов, воспалений пазух носа и тд.), что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребёнка.
В результате затруднения оттока крови и лимфы от головного мозга, вызванного застойными явлениями в полости носа от воздействия аденоидов, у детей нередко возникают головные боли. Это воздействие происходит по типу механического сжатия кровеносных сосудов и нервных путей, ведущих к мозгу и от него, что нарушает трофику (питание) головного мозга и затрудняет передачу нервных импульсов по типу их усиления или ослабления.
Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности (в состоянии гипоксии), а это ведёт, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.
Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.
Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким, фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения слова, слога.
У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь, приводит:
- к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т.е. к нарушению фонематического анализа;
- к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков, что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребёнком слов;
- к нарушению произносительной дифференциации (из-за сильного носового оттенка голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т (“мебель” = “небель”, “Мила” = “мина”, “мне” = “не”, “Дина” = “Нина”, “день” = “нень”, “ладно” = “лано” и т.д.);
- к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению.
Аденоиды у детей являются причиной неразвитости слабости периферического отдела речевого анализатора:
- слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации (слюнотечение);
- неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т.к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются:
- межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной дифференциации;
- нарушение произношения твёрдых и мягких согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации;
- нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации;
- трудности, часто невозможность артикулирования соноров.
- неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [В], к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию (в том числе предлога “в”).
Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействием аденоидов, создают картину тяжёлых речевых нарушений у дошкольников: стёртой формы дизартрии, нарушения фонематического слуха, а иногда и общего недоразвития речи.
Источник
Влияние на речь аденоидов у детей
Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей являются аденоиды.
Аденоиды – избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и не согретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка.
В таком случае миндалины глотки не могут дезинфицировать поступающий в ротовую полость воздух, как это происходит в норме, а вынуждены, должны очищать его от грубых механических примесей, к чему они не приспособлены. Поэтому они часто гипертрофируются и превращаются из органов дезинфекции в рассадник инфекций, открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания (трахею, бронхи, лёгкие, являясь причиной частых ангин, бронхитов, бронхопневмоний, приводя эти органы в дальнейшем к деструктивным изменениям.
Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание.
В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки (ринитов, синуситов, отитов, воспалений пазух носа и тд., что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребенка.
Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка, имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности (в состоянии гипоксии, а это ведёт, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.
Лицо ребёнка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание нижней челюсти, сглаженность носогубных складок; амимичное выражение лица,гиперсаливация(повышенное слюнотечение).
Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.
Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким Фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения слова, слога.
У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик Голос приобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь, приводит:
а) к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими ([дама] = [дыма]) и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т. е. к нарушению фонематического анализа;
б) к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков
у детей с аденоидами, что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребёнком слов, членение слов на слоги в дальнейшем является причиной дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза;
в) к нарушению произносительной
дифференциации – (из-за сильного носового оттенка
голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т («мебель»
= «небель», «Мила» = «мина», «мне» = «не», «Дина» = «Нина», «день» = «нень», «ладно» = «лано» и т. д.);
г) к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению, что зависит от индивидуальной структуры дефекта каждого отдельного ребёнка и что может явиться причиной акустической дисграфии.
Аденоиды у детей являются причиной неразвитости слабости периферического отдела речевого анализатора
1) слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации;
2) неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т. к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются:
а) межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной дифференциации.
б) нарушение произношения твёрдых и мягких согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации.
в) нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации.
г) трудности, часто невозможность артикулирования соноров.(л,р)
3) неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [в], к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию (в том числе предлога «в»).
Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействием аденоидов, создают картину тяжёлых речевых нарушений у дошкольников: стёртой формы дизартрии, нарушения фонематического слуха, а иногда и общего недоразвития речи.
Когда такой ребенок попадает в логопедическую группу, возникает вопрос: что же делать? Ведь если просто заниматься непосредственно коррекцией речевого нарушения, это не будет эффективно. Конечно, в первую очередь нужно направить такого ребенка на консультацию к отолярингологу. А дальше? Как избавить малыша от привычки дышать ртом? Как научить его правильному носовому дыханию? Необходимо обратиться к логопеду.
Источник
Аденоиды – одна из причин речевых нарушений у детей.
Что это такое?
Известно, что существует немало патологий уха, горла, носа, ведущих к тяжелым нарушениям речи у детей. Одной из таких патологий являются аденоиды.
Адено́иды (аденоидные разращения, аденоидные вегетации) – патологически увеличенная глоточная (носоглоточная) миндалина, вызывающая затруднение носового дыхания, снижение слуха и другие расстройства.
Симптомы:
– Нос ребенка постоянно или периодически заложен, характерно обильное серозное отделяемое. Ребенок спит с открытым ртом. Из-за затруднений с дыханием сон больного становится беспокойным, сопровождается громким храпом. Детям часто снятся кошмары. Во время сна возможны приступы удушья, обусловленные западением корня языка.
– При аденоидах большого размера нарушается фонация, голос пациента становится гнусавым. Отверстия слуховых труб закрываются разросшимися аденоидами, что обуславливает снижение слуха. Дети становятся рассеянными и невнимательными.
– Из-за аденоидов развивается застойная гиперемия окружающих мягких тканей (задних небных дужек, мягкого неба, слизистой оболочке носовых раковин). В результате проблемы с дыханием усугубляются, часто развиваются риниты, со временем переходящие в хронический катаральный ринит.
– Разрастание аденоидной ткани нередко осложняется аденоидитом (воспалением аденоидов). При обострении аденоидита появляются признаки общей неспецифической инфекции (слабость, повышение температуры). Аденоиды и особенно аденоидит часто сопровождаются увеличением регионарных лимфатических узлов.
– Длительное течение болезни приводит к нарушению нормального процесса развития лицевого скелета. Нижняя челюсть становится узкой, удлиняется. Из-за нарушения формирования твердого нёба, возникают нарушения прикуса. Лицо пациента приобретает своеобразный «аденоидный вид».
– Аденоиды могут влиять на механизм дыхания. При прохождении струи воздуха через носовую полость происходит рефлекторное формирование характера вдоха и выдоха. Поэтому человек всегда дышит через нос глубже, чем через рот. Длительное дыхание через рот обуславливает незначительную, но некомпенсированную недостачу вентиляции легких.
– Кровь ребенка хуже насыщается кислородом, возникает хроническая нерезко выраженная гипоксия мозга. Из-за хронического нарушения оксигенации у детей с длительным течением аденоидов иногда развивается некоторая умственная отсталость. Пациенты часто жалуются на головные боли, плохо учатся, испытывают трудности с запоминанием учебного материала.
– Уменьшение глубины вдоха в течение длительного периода времени становится причиной нарушения процесса формирования грудной клетки. У ребенка развивается такая деформация грудной клетки как «куриная грудь». У ряда пациентов с аденоидами выявляется малокровие, нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта (ухудшение аппетита, рвота, запор или понос).
Влияние аденоидов на нарушение речи:
Известно, что носоглотка и околоносовые пазухи в нормальных условиях являются основными резонаторами звука, который образуется и поступает из гортани.
«Затруднение носового дыхания, обусловленное аденоидами и синуситами, непосредственно влияет и на развитие речи ребенка, в частности, на формировании звуков, которые представляются нечеткими, плохо разборчивыми. При воспалении в выше указанных отделах верхних дыхательных путей, звук становится приглушенным, приобретает носовой оттенок. Это происходит за счет уменьшения объема воздуха в носоглотке и околоносовых пазухах.
Только после восстановления нормального состояния ЛОР-органов целесообразны различные логопедические занятия по коррекции речи. Однако даже после устранения причины в речи таких детей остаются патологические изменения.
Наиболее выраженные патологии:
1. Нарушение физиологического дыхания ведет к изменению речевого дыхания. Фонационный выдох укорачивается, появляются паузы во время речевого высказывания, вызванные необходимостью сделать дополнительный вдох, даже по привычке. Это является причиной нарушения темпо-ритмического оформления речи, по внешним признакам сходного с заиканием. В будущем у таких детей возникают трудности в овладении навыком письма, а именно – трудности определения границ предложения, слова, слога.
2. У детей с аденоидами выявляются нарушения голосообразования. Появляется назализация голоса (закрытая ринофония), так как носовой резонатор частично или полностью исключается из процесса голосообразования. После удаления аденоидов мягкое нёбо перестает работать в полном объеме, провисает, становится малоподвижным, неэластичным, не разделяет носовую и ротовую полости, что приводит к открытой ринофонии, голос звучит как у ребенка с расщелиной твердого неба.
3. Вследствие нарушения работы носового резонатора голос лишается ряда обертонов, становится глухим, сиплым, речь в целом немодулирована, монотонна.
4. Гласные звуки произносятся нечетко, часто редуцируются, находясь даже в сильной позиции, что часто приводит к замене одних гласных другими (картa = [кэрт^]), а также к стойким трудностям выделения гласных из слова, нарушению звукового анализа в целом.
5. Сокращается длительность произнесения ребенком как гласных, так и согласных звуков, что ведет к затруднениям в овладении звуко-слоговым анализом слов, является одной из причин появления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
6. Нарушено различение звуков Л-М-Н, Т-Д, Д-Н, М-Б-П, эти звуки могут произноситься искаженно, заменяться либо не произноситься вовсе (мебель – [н’эб’иj], мыло – [м’ин^], день – [н’эн’] и т.д.).
7. Нарушается дифференциация глухих и звонких согласных (как твердых, так и мягких вариантов). Преобладает склонность к оглушению, однако изредка отмечается оглушение в одних случаях, озвончение в других. Как следствие появляется аккустическая дисграфия.
8. Аденоиды часто приводят к недоразвитию или слабости мышц периферческого отдела речевого анализатора:
Движения нижней челюсти ограничены. Мышцы нижней челюсти ослабевают, появляется гиперсаливация.
9. При помощи языка ребенок рефлекторно пытается прикрыть вход холодного воздуха в ротовую полость, язык становится малоподвижен, мышцы кончика и спинки языка ослабевают, что влечет за собой изменение в произношении многих согласных и гласных звуков (межзубное произнесение свистящих, шипящих, трудности артикулирования соноров, вплоть до невозможности овладеть навыком произношения звуков Л, Р; нарушение произношения и дифференциации твердых и мягких звуков; нарушение произношения и дифференциации йотированных и нейотированных гласных и др.
Выводы:
1. Аденоид – является серьезным заболеванием, способным отразиться как на речи, так и на развитии ребенка в целом.
2. Выявление и лечение аденоида на ранних стадиях – важнейшая задача, как специалистов, так и родителей.
3. Излечение заболевания автоматически не устраняет вызванную им патологию в развитии, в том числе речевую). И требует обращения к логопеду и дефектологу.
Источник