Как адаптировать ребенка в группе развития

Как адаптировать ребенка в группе развития thumbnail

Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.

В данной статье мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.

Убедитесь, что адаптация вашего ребёнка проходит плавно или проверьте, не возникли ли у него проблемы, чтобы вовремя помочь. Воспользуйтесь приложением

«Где мои дети» в дуэте с детскими смарт-часами – моментально связывайтесь с ребёнком, слушайте звук вокруг и всегда знайте, где он находится.

Содержание:

Что такое адаптация?

Как адаптировать ребенка в группе развития

Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.

И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад….

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:

  • происходит регресс навыков (ребёнок временно «забывает», как ходить на горшок, держать ложку и т.д.);
  • ухудшается сон и аппетит;
  • ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным;
  • частые капризы, истерики по любому поводу.

Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.

Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.

Степени адаптации

Deed by Freepik

Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.

Лёгкая степень

Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

  1. Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
  2. Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
  3. Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
  4. Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

Средняя степень

Как адаптировать ребенка в группе развития

Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

  1. Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
  2. Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
  3. Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
  4. Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

Тяжёлая степень

Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

  1. Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
  2. Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
  3. Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
  4. Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

Убедитесь, что адаптация вашего ребёнка проходит плавно или проверьте, не возникли ли у него проблемы, чтобы вовремя помочь. Воспользуйтесь приложением

«Где мои дети» в дуэте с детскими смарт-часами – моментально связывайтесь с ребёнком, слушайте звук вокруг и всегда знайте, где он находится.

Этапы привыкания

Как адаптировать ребенка в группе развития

Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.

1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.

2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.

3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.

Сколько по времени продлится каждый этап, зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Влияние различных факторов на адаптацию

На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Возраст ребёнка

Как адаптировать ребенка в группе развития

Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.

Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.

Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.

Читайте подробный материал с мнением экспертов на эту тему – Пора в детский сад? Когда лучше отдавать ребёнка и что нужно знать родителю.

2. Состояние здоровья

Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.

Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.

3. Уровень развития умений и навыков

Как адаптировать ребенка в группе развития

К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.

Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.

Читайте также:  Занятия на развитие логики у ребенка

4. Уровень социализации

В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.

Как разговорить ребёнка, если вы подозреваете, что его обижают или бьют в садике?

Также продолжительность адаптации зависит от личности воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе, особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье.

Как помочь ребёнку адаптироваться?

Как адаптировать ребенка в группе развития

Правила успешной адаптации

  1. Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
  2. Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.
  3. Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
  4. Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
  5. Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
  6. Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.
  7. Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
  8. Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.

Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.

Советы психолога

Как адаптировать ребенка в группе развития

  • К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.

Покажите малышу здание, окна группы, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.

  • Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.

Известный московский педагог Татьяна Владимировна Островская предлагает родителям перед посещением детского сада поиграть с детьми в игру под названием «Детский сад для зверят». Можно использовать мягкие игрушки, куклы, конструктор. Ребёнок вместе с мамой и папой создаёт различные игровые ситуации: «Приход в детский сад», «Прощание с мамой», «Завтрак», «Прогулка», «Тихий час» и другие. Таким образом, ребёнок в домашней атмосфере знакомится с тем, что его ожидает в детском саду.

  • Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.

Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе.

  • Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.
  • Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка.

Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.

  • Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально приближены к садичным. Даже во время выходных и праздников.
  • Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё 20 таких же мам и пап.
  • В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.
  • Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада.

В период адаптации у ребёнка возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Плюс, организм не всегда может справиться с психической нагрузкой. «Уход в болезнь» – защитная реакция организма, как детского, так и взрослого. Больной ребёнок остаётся в домашней, привычной для себя обстановке. Так будет продолжаться до тех пор, пока он не почувствует себя в безопасности и комфорте не только дома, но и в детском саду.

  • Существуют специальные терапевтические сказки, которые помогают малышу облегчить адаптацию к детскому саду. Читайте их на ночь и обсуждайте вместе с ребёнком. Также полезно будет смотреть мультфильмы, рассматривать иллюстрации и мамины-папины фотографии из детского сада.
  • Не забывайте, что после долгого перерыва (например, по причине болезни) процесс адаптации у ребёнка начинается заново. А значит, возвращаются такие проблемы, как болезненное расставание с мамой, слёзы, истерики и нежелание ходить в детский сад.
  • Воспользуйтесь современными технологиями, чтобы успокоить свою тревогу и узнать, как освоился ребёнок на новом месте, не обижают ли его сверстники и правильно ли ведут себя воспитатели. Купите ребёнку GPS-часы (они доступны даже для самых маленьких) и установите себе на смартфон приложение «Где мои дети». С этим комплектом вы сможете моментально связываться с ребёнком и слушать, что происходит вокруг него в детском саду, пока вас нет рядом. При покупке детских-смарт часов на официальном сайте, лицензия «Где мои дети» идёт в подарок!
  • Если вас беспокоят сильные изменения в поведении ребёнка, связанные с адаптационным периодом, обратитесь за помощью к психологу.

Что не рекомендуется делать в адаптационный период?

  1. Сидеть в раздевалке, пока ребёнок находится в группе.
  2. Уходить тайком, не попрощавшись с ребёнком.
  3. Ругать и наказывать за нежелание оставаться в детском саду.
  4. Оставлять ребёнка на целый день после долгого перерыва.
  5. Негативно отзываться о воспитателях и дошкольном учреждении.
  6. Обманывать ребёнка: говорить, что скоро заберёте его, если сами планируете оставить сына или дочь до вечера.
  7. Приводить больного ребёнка в детский сад.
  8. «Подкупать» ребёнка сладостями и игрушками за его пребывание в яслях.

Как облегчить расставание с ребёнком в детском саду?

Чтобы малыш научился безболезненно отпускать вас и идти в группу, соблюдайте эти нехитрые рекомендации:

  • заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить каждый день, пока мама с папой на работе;
  • по дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие интересные игры он там будет играть, что вкусного приготовят тети-повара и т.д.;
  • придумайте свой ритуал прощания с ребёнком. Это может быть поцелуй в щёку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное – всегда его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском саду, но и дома;
  • разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. В отсутствие мамы ему будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое;
  • следите за собственным эмоциональным состоянием. Все ваши тревоги и опасения обязательно передадутся и ребёнку;
  • чётко сообщите малышу о времени своего прихода: после обеда, после сна, вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий.

Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!

Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

Загрузить приложение

Источник

Статья:

Когда ребенок впервые отправляется в ясли, детский сад, на занятия в кружки или творческие студии, для него это становится испытанием. Ему приходится адаптироваться к новой ситуации, привыкать к незнакомой обстановке, коллективу и педагогу. Как помочь малышу?

Читайте также:  Как заниматься с ребенком до года развитие по месяцам

Переход маленького ребенка из одних жизненных условий в другие всегда сложен. Это требует от него более быстрого и адекватного реагирования, но адаптационные возможности малыша ограничены, особенно в раннем возрасте. Чем младше ребенок, тем он более зависим от родителей, беззащитен и раним. Поэтому резкий, неподготовленный переход малыша в новую обстановку может зачастую приводить к эмоциональным отклонениям или замедлению темпа развития.

Что переживает малыш в адаптационный период

Чаще всего, попадая в новую незнакомую обстановку, дети испытывают эмоциональную напряженность, беспокойство, заторможенность. Они много плачут, стремятся к эмоциональному контакту с взрослыми или, наоборот, раздраженно отказываются от него, сторонятся, настороженно относятся к сверстникам. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Они отказываются от еды, она может вызывать у них тошноту.

Они трудно засыпают, часто просыпаются, вскрикивают во сне. Некоторые утрачивают навыки опрятности. Разлука и встреча с родными протекают очень бурно, экзальтированно: дети не отпускают от себя родителей, долго плачут после их ухода, а после возвращения вновь разражаются слезами, могут проявлять агрессивность. В этот период у малышей снижается познавательная активность, падает уровень речевой активности.

При отсутствии психологической готовности ребенка к переходу в новые социальные условия нарушения в его развитии могут оказаться необратимыми. Однако если переход происходит не стихийно и малыша постепенно готовят к нему, а кроме того, родители и педагоги соблюдают ряд общих рекомендаций, то можно избежать негативных последствий адаптационного периода и облегчить состояние.

Что может вызвать острые негативные переживания

Незнакомая обстановка лишает его ощущения защищенности и безопасности, изменяя его эмоциональное состояние.

Помимо этого, острые стрессовые переживания у детей раннего возраста могут вызываться следующими факторами:

• вынужденный контакт с новым незнакомым взрослым;

• подчинения требованиям взрослого или условиям выполнения каких-либо действий;

• нахождение в незнакомом и непривычном помещении;

• чрезмерно активные действия взрослого в близости от ребенка;

• порицание со стороны взрослого, которое приводит к отрицательной эмоциональной реакции, к нарушению или прекращению активности;

• ограничение времени, отводимого невыполнение действий, приводящее порой к смятению, общей дезорганизованности.

Как помочь малышу пережить стрессовые состояния

Преодоление стресса, вызванного попаданием в непривычную ситуацию, достигается благодаря

постепенному формированию у ребенка адаптивного поведения. Помощь малышам может исходить как от родителей, так и от педагогов.

Когда ребенок начинает ходить в детские ясли, родители могут обеспечить предварительное знакомство с территорией яслей и какое-то время приводить его только на прогулку. В случае если малыш не может пока оставаться один, не ругать, не покидать его незаметно, а присутствовать рядом и играть вместе с ним. Постепенно он будет подходить к другим детям, заинтересованно смотреть, что они делают, включаться в их игры и затеи. Затем можно приступить к освоению игровой комнаты и пойти вместе со всеми поиграть с новыми игрушками.

Только после того, как родители и воспитатели поймут, что он освоился и чувствует себя среди малознакомых комфортно, можно предложить ему вместе со всеми пообедать и т.д.

У каждого малыша свой темп привыкания к незнакомому и неизвестному, свои индивидуальные адаптационные возможности, поэтому разным будет и затраченное время на пребывание родителя в яслях вместе с ребенком. Главное – верить в него, эмоционально поддерживать его и помогать ему осваиваться в незнакомой среде.

Как помочь ребенку адаптироваться к групповым занятиям

Родителям очень важно понять, для чего они хотят водить ребенка на занятия, насколько они для него своевременны и интересны. Может быть, он еще «не дорос» и лучше пока позаниматься с ним дома?

Если вы решились рано социализировать и интенсивно развивать малыша, то, по крайней мере, постарайтесь не сравнивать его с другими, не требовать четкого выполнения всех инструкций педагогов и не ждать особых достижений. Родителям важно понимать, что прежде всего от творческих, развивающих занятий он должен получать удовольствие, хотеть открывать и познавать мир.

Желательно для робких неуверенных детей подобрать мягких и терпеливых педагогов, а для активных и шаловливых – четких и способных увлекать и организовывать детей. Педагогам же нужно максимально учитывать индивидуальные особенности детей и их адаптационные возможности. В помощь им приведем несколько правил, которые облегчат процесс включения малышей в групповые занятия.

Правила включения в групповое занятие

Занятия с малышами лучше всего проводить совместно с родителями. Так дети чувствуют себя более комфортно и защищено, а родители учатся тому, как общаться и заниматься с ребенком.

Большое значение имеет доброжелательная атмосфера занятий, постоянное присутствие положительных эмоций. Необходимо, чтобы над ее созданием работали не только педагоги группы, но и родители.

Очень важно, чтобы по отношению к детям не применялось физическое и эмоциональное насилие. Одна из задач педагога – обучить родителей позитивным формам поведения: задавать образцы поддерживающего поведения собственным примером, указать, чего делать нельзя во время занятий в группе (например, шлепать малыша, одергивать, кричать на него и т.д.).

Родителям необходимо обеспечить малышу чувство защищенности, постоянно поддерживать его эмоционально, словно сообщая: «Не бойся, я с тобой». В первую очередь от них требуется постоянное присутствие рядом, это создает основу для формирования чувства защищенности. Важно говорить соответствующим тоном, с мягкой, теплой интонацией, использовать тактильный контакт – можно приобнять малыша, посадить на колени или взять на руки.

Важен принцип постепенности, в том числе и в режиме посещений. Педагогу можно рекомендовать сначала проводить с ребенком индивидуальные занятия и только потом переходить к включению в групповые занятия. Включать его в группу лучше, начиная с непродолжительного времени, достаточно 5-10 минут.

Важно постоянно отслеживать эмоциональные и поведенческие реакции малыша и, в случае ухудшения состояния, закончить занятие раньше времени. Не требуйте от него полного участия в игре, дайте ему возможность сначала побыть сторонним наблюдателем. Также малыш может включаться в игру детей частично, выполнять некоторые доступные для него функции, например, не ловить мяч, а только катить его.

Необходимо, чтобы взрослые учитывали индивидуальные и возрастные особенности: его потребности, эмоциональное состояние и физические возможности.

Адаптация детей с особенностями в развитии

У некоторых детей имеются различные отклонения в развитии. В раннем возрасте эти отклонения часто не достигают той степени выраженности, при которой ставится медицинский диагноз.

Тем не менее эти особенности затрудняют вхождение в детский коллектив. Родителям и педагогам важно чувствовать и понимать ребенка, чтобы наиболее эффективно помочь ему освоиться в детском коллективе и с интересом заниматься.

Поговорим о том, как можно поспособствовать ребенку адаптироваться при разных вариантах эмоциональных и поведенческих проблем.

Адаптация детей с эмоциональными нарушениями

Эмоционально чувствительные, сверхранимые дети не могут самостоятельно строить свои отношения с окружающим миром. Они не инициируют игру с другими детьми, не вступают в контакт с взрослым, боятся всего нового и остро реагируют на изменение привычного течения событий. Одна из важных проблем таких детей – непереносимость эмоционального напряжения, вне зависимости от того, положительные это эмоции или отрицательные.

Начинать работу необходимо с индивидуальных занятий. Не надо стремиться сразу же устанавливать контакт с ребенком, дайте возможность малышу постепенно привыкать к помещению, педагогу. Не следует настойчиво предлагать присоединиться к игре остальных, важно предоставить ему возможность побыть одному, поиграть самостоятельно.

Очень значима дозированность эмоции во время занятии, не следует также излишне нагружать его частой сменой различных событий. Если у малыша появляются признаки утомления до окончания занятия, можно попробовать снизить нагрузку, включить спокойную музыку, или же закончить занятие.

Читайте также:  Центр развития ребенка рубцовск

У таких детей могут встречаться стереотипные (однообразные) движения – они потряхивают руками, подпрыгивают, особенно это проявляется в моменты эмоциональных нагрузок. Для создания контакта с детьми, которые склонны к стереотипным действиям, необходимо воспроизведение взрослым действий ребенка. Сначала это должно быть полное повторение действий малыша, затем можно попытаться включиться в его игру и только потом пробовать постепенно расширять репертуар.

В работе с такими детьми можно применять элементы холдинг-терапии (удерживающей).

В первую очередь это рекомендация для родителей, им следует крепко обнять ребенка и удерживать его в течение недолгого времени, говоря ласковые слова. Это делается для снятия эмоционального напряжения и поддержания контакта.

В условиях группового занятия по возможности минимизируйте общение с другими детьми.

Важно, чтобы такой ребенок первый входил в помещение группового занятия.

Дайте ему 5-10 минут до прихода остальных детей, чтобы он мог освоиться. Лучше начинать включать его в небольшую группу из 3-5 человек.

В течение длительного периода важно соблюдать ограничение времени совместного пребывания.

Постепенно увеличивайте время. Как только возникают предвестники истощения и эмоционального срыва – заканчивайте занятие. Очень важно, чтобы занятие заканчивалось в тот момент, когда ребенок пребывает в хорошем настроении.

Адаптация тревожных детей с низким психическим тонусом

Такие дети очень впечатлительны, излишне глубоко переживают даже незначительные события. Им свойственны страхи, упрямство, негативизм, различные поведенческие нарушения. Они выглядят вялыми, всегда усталыми, капризными.

Для тревожных детей особо значимо чувство защищенности, физический и эмоциональный комфорт. Поэтому по возможности необходимо создать максимально благоприятные условия, чтобы дети чувствовали себя свободно. Родители могут взять его на руки, постепенно осваивать вместе новое помещение, показать малышу уже знакомые любимые игрушки, можно прийти со своей любимой игрушкой. Для таких детей важно, чтобы группа была небольшой, и чтобы в ней не было чересчур активных и шумных детей.

В работе с детьми пассивными с низким психическим тонусом очень важна активизация.

Особенно значима материнская тонизация: поглаживания под песенку, игры у мамы на коленках под какую-либо потешку и т.п. Также можно использовать различные ритмичные упражнения на большом мяче, качелях под стишок.

Тревожных неуверенных детей следует увлечь чем-то интересным, привлекать к занимательным игровым занятиям, постоянно эмоционально поддерживать и заражать своей радостной эмоцией. Сначала надо эмоционально подстраиваться под каждого ребенка, со временем расширяя его эмоциональную палитру, но в то же время нельзя и переутомлять.

С индивидуальными страхами следует работать постепенно, не стоит пытаться развеять все страхи малыша одновременно. Например, если ребенок боится громкой музыки или воды, не следует в первое же занятие играть на барабанах и купать куклу. Основной принцип работы со страхом состоит в том, что малышу не надо говорить, что это «не страшно!». Необходимо дать ему возможность на собственном опыте прочувствовать, что это и правда не страшно.

Например, если ребенок боится звука колокольчика, то взрослый сначала сам может позвонить в колокольчик, негромко и на некотором расстоянии от малыша. Потом предложить это сделать игрушечному мишке, попросить ребенка подержать лапу мишки, а потом уже протянуть колокольчик самому ребенку. Важно то, что малыш теперь сам контролирует ситуацию. Он сам может решить, когда пора взять колокольчик.

Его никто не принуждает к этому. Ребенок сам извлекает звук, когда захочет, контролирует его громкость и продолжительность звучания. Следует понимать, что весь процесс может занять не одно и не два занятия, а довольно длительное время. Не стоит форсировать события, надо дать ребенку возможность освоиться.

Особо эмоциональные дети нередко любят использовать «истерики» в качестве безотказного способа привлечения внимания к себе и своим запросам. В данном случае нужно уделять ребенку максимальное внимание, когда он ведет себя хорошо и ничего не требует. В случае же «истерик» внимание должно быть минимально. Ребенок, поняв, что такое его поведение не вызывает никакой реакции, будет искать более позитивные способы обратить на себя внимание.

С тревожными детьми важно отслеживать все эмоциональные нюансы их состояния, своевременно реагировать на изменения в поведении.

Когда это необходимо, использовать средства для релаксации, например, спокойную музыку, игры с природными материалами.

Адаптация легковозбудимых детей

Такие дети очень подвижны, их внимание рассеяно, им тяжело сосредоточиться на какой-то одной игрушке. Им нужно все и сразу. Они начинают что-то делать и, не окончив, бросают.

На время индивидуальной работы с такими детьми необходимо дополнительно организовать пространство: в первую очередь следить за безопасностью ребенка. Во время занятия важно использовать максимум физической активности – бег, прыжки, игру в мяч и т.п. Также хорошо использовать игры на регуляцию активности, при этом обязательно показать образец и дать понятное сравнение: «давай потопаем громко, как слоны, а теперь тихо, как мышки».

Для занятий, требующих сосредоточенности, важно сформировать среду с необходимым минимумом предметов. С такими детьми можно использовать физическое ограничение: например, сесть за спиной ребенка и, приобнимая его, отгородить пространство для работы.

Часто дети с низкой психической регуляцией бывают агрессивными в силу своей импульсивности. Поэтому очень важно предоставить им возможность сбросить энергию, прожить эти негативные эмоции, например, можно вместе порвать бумагу и устроить из нее салют или поколотить подушку надувным мечом.

При чрезмерном возбуждении нужно использовать релаксацию: спокойная музыка, мамины объятия под тихую песенку, монотонная деятельность, например, игры с водой, сыпучими материалами обеспечат расслабление.

Для легковозбудимых детей крайне значима четкая регламентированность занятия, важны неизменные ритуалы. Также лучше уменьшить время занятия по сравнению с остальными детьми, поскольку такие дети быстро пресыщаемы и устают.

Не менее важно следить за количеством легковозбудимых детей в группе. Их слишком много не должно быть – не более 2 на группу.

Необходимо учитывать, что есть дети, которым в данный момент противопоказаны групповые занятия: например, дети в особо возбужденном состоянии, они должны сначала получить медицинскую помощь.

Как можно понять, готов ли ребенок к занятиям в группе

О психологической готовности можно говорить, если взрослые отмечают следующее:

• ребенок с желанием идет на занятие, он вспоминает о нем, ждет следующего;

• на занятиях у него появились любимые игры, он самостоятельно и активно включается в новые игры;

• ребенок не боится педагога, подпускает его близко к себе, допускает физический контакт;

• также важно учитывать уровень детско-родительского взаимодействия, насколько целесообразен переход от индивидуальных занятий к групповым.

Успешная адаптация ребенка как к групповым занятиям, так и к посещению яслей в огромной мере определяется разумным поведением родителей и профессиональным мастерством педагогов. Мы рассмотрели некоторые принципы организации работы, направленной на облегчение адаптации всех детей, наряду с этим отдельные категории детей характеризуются специфическими особенностями адаптации.

По отношению к каждой из этих групп требуются свои подходы и приемы для облегчения процесса их адаптации. Наконец, у каждого ребенка имеются свои индивидуальные особенности, учет которых необходим для успешной адаптации. Принятие во внимание всех этих условий позволяет снизить адаптационные трудности детей, сделать их более социализированными и счастливыми.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник