Качества развитие в ребенке понимания общественно допустимого поведения

Ольга Яндаева

Особенности развития нравственной сферы у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольникивыражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать». То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.

В дошкольном возрасте встречаются совершенно различные уровни такого понимания. Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия при ее соблюдении для себя или на требования взрослых,например: «Надо говорить правду, а то узнают и накажут», «Надо делиться игрушками. А потом кто-нибудь тебе тоже даст». В 5-7 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми.

Так для старшего дошкольника все большую роль начинают играть интересы, желания другого человека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные чувства, но связывают с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления.

Важную роль в формировании нравственных чувств у детей играет художественная литература. Исследования А. В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позицию. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.

Г. А. Урунтаева отмечает, что в 3-4 года ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное и отрицательное отношение на конкретные поступки героев. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «хорошо», «плохо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действие в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.

Однако нравственные чувства, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных чувств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, ребенок подходит к реальному формированию того или иного нравственного качества.

У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной нравственности.

Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле над соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствии взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

В развитии нравственности пример взрослого играет важную роль. Положительный пример родителей способствует тому, что ребенок легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Ребенок неукоснительно выполняет одну норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины.

В дошкольном возрасте возрастает влияние оценки взрослого на поведение детей, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия.

Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно совершались ребенком с полным равнодушием.

Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной – разрушает негативный способ.

Усвоение общественных образцов поведения в дошкольном детстве приводит к возникновению «внутренних инстанций», представляющих тот уровень морально-волевого развития ребенка, который обеспечивает возможность нравственных действий и поступков.

Усвоение этических норм в старшем дошкольном возрасте несколько иное, чем в младшем. Если дети среднего дошкольного возраста оценивают поступки сверстников только как плохие или хорошие, то шести-семилетние дети способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения. Они улавливают разнообразие нравственных проявлений: можно по-разному обрадовать, огорчить, проявить заботу.

Это приводит к осознанию того, что нравственность поступка зависит не только от его последствий, но и от намерений. Проявление этой потребности происходит благодаря выполнению требуемых норм поведения, воспринимаемых как обязательное условие для получения одобрения со стороны взрослых, для тех взаимоотношений, в которых дошкольник испытывает эту потребность.

Итак, особенностями нравственного развития детей в дошкольном возрасте являются: складывание первых моральных суждений и оценок; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; возрастает действенность нравственных представлений; возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Источник

Ирина Неделькина

Нравственное развитие детей дошкольного возраста

В обществе идет интенсивное обсуждение проекта федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, определяющих цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.

Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств», так как ранее принятые ФГТ были направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста.

Несомненно, что формирование и развитие нравственных качеств происходит в процессе нравственного воспитания. Однако в конце 1980 -1990 -х гг. почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», поменялся взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план было выдвинуто приобщение детей к национальному искусству, народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты. Прошло несколько десятилетий, и социокультурная атмосфера, в которой живет и развивается современный ребенок, уже не та.

Разберемся во всем по порядку. Сначала рассмотрим понятие «нравственное воспитание».

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Бесспорно, нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются в процессе целенаправленного нравственного воспитания, которое осуществляется прежде всего в содержательной детской деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др. И чем больше ребенок развивается через деятельность, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие человеческой культуры, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Каковы же приоритеты и условия, обеспечивающие действенность средств нравственного воспитания в дошкольном возрасте.

Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно – нравственной базы.

Если человек найдет дело, дорогое его сердцу, научится видеть во всем проявление высшего смысла, мудрому отношению к человеческим страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Душа ребенка удивительно чутко реагирует на творчество художников, поэтов, народное творчество. Стоит его души чуть – чуть приоткрыться – и она уже отзывается рисунками, стихами, сказками.

Всем известно, что детям нравятся сказки. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, прочувствовать и представить себе на месте этих героев. Беседа по содержанию сказки должна строиться так, чтобы ребенок не концентрировал факты, а смог подумать о своих чувствах, проанализировать свои поступки, действия. Главное в деятельности воспитателя в том, чтобы он в конце беседы совместно с детьми выделил ее сущность, заложенный замысел.

Нет нужды доказывать, что ребенок учится играя, и что игра является наилучшим средством воспитания и обучения детей. В области нравственного развития – это игры по воспитанию культуры поведения и общения. Следует отметить, что среди существующих игр, направленных на воспитание культуры общения, главная цель – обучение внешним правилам общения этике, однако и не ставится задача развития чувств внимания к окружающим людям.

Хорошо, когда ребенок умеет вести себя в обществе и навыки общения у ребенка воспитываются из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку.

Больше всего возможностей в упражнениях имеется в проблемно – игровых ситуациях, которые создает сам педагог, в сюжетно – ролевых играх на бытовые темы. Именно в игре отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.

Игра – наилучшая средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Однако игра на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, что становится предметом беспокойства педагогов дошкольного образования. Дело в том, что дети стали хуже и меньше играть. Некоторые родители воспитанников воспринимают игру как ненужное время провождение. Нередко воспитатели недооценивают воспитательную функцию игры, подменяют обучением. Игра используется не в качестве средства для проявления заботы и доброты, направления опыта общения с окружающими взрослыми и детьми, а лишь как дидактическое средство для усвоения программного материала. Одна из важнейших причин неумения современных детей играть – значительное сокращение круга ознакомления с окружающей действительностью и миром человеческих взаимоотношений, который ребенок должен отразить в игре.

Воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы упражнение детей в гуманных поступках было включено в различные игровые действия. Для этого ему нужно подобрать такие приемы воздействия, которые способствовали бы приобщению ребенка к моральным ценностям человечества и стали его внутренней потребностью. При такой целенаправленной работе у детей сформируется гуманизм как нравственное качество.

Чтобы современные дети научились играть и могли не только поделиться игрушкой, выполнять ролевые действия, но и учитывать душевное состояние сверстника,необходимо учесть следующие условия:

– знакомить детей с различными сферами действительности, сферой труда взрослых и их взаимоотношениями;

– не только знакомить с правилами общественного поведения, культурой общения и деятельности, но и упражнять в специально созданных педагогом проблемно – игровых ситуациях;

– использовать такие детские игрушки, которые стали бы предметом нравственных переживаний и вызвали бы гуманные чувства;

– взрослым необходимо передать детям игровой опыт.

Средствами нравственного воспитания могут быть не только игра. Сказка, но и поэзия, живопись, музыка, театр, и др. Чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интереснее, доступнее она сможет довести до сознания дошкольников нравственные знания и тем выше вероятность того, что они овладеют способами реализации нравственных качеств.

Важно помнить всегда о том, что для формирования общей культуры детей и развития их нравственных качеств рядом с ними быть мы, взрослые, со всей ответственностью относящиеся к решению данной проблемы.

Источник

Особенности формирования нравственного поведения у дошкольников

Аннотация

Будущее нашего Отечества зависит от духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения, его способности к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторический периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Обращение к опыту гуманной педагогики в настоящее время, когда идет процесс духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Ключевые слова

Нравственные нормы – это совокупность всех типов взаимоотношений между людьми, возникающими в процессе совместного проживания. Нравственные нормы являются социальным понятием, так как затрагивают проблему проживания индивида в человеческом обществе. Они, по сути, представляют собой требования, которые общество предъявляет к каждому конкретному человеку.

Мораль – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений

Личный пример – метод воспитания, основанный на подражании детей и молодежи лучшим образцам жизни и деятельности людей. Этими людьми, чьи действия, слова и отношения копируют, повторяют дети, могут быть прежде всего отец и мать, близкие семье люди, родственники, друзья семьи.

Культура общения – это часть культуры поведения, которая выражается в речи человека, во взаимном обмене репликами и беседе. Усвоение норм общения – это результат воспитания.

Принципы нравственного воспитания – это основные, исходные положения, определяющие содержание, методы и формы организации всей системы нравственного воспитания в школе и детских дошкольных учреждениях. В них выражены основные требования к процессу нравственного воспитания.

Особенности формирования нравственного поведения у дошкольников

Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако, самые главные личностные свойства и способности, психологический фундамент личности формируется в дошкольном возрасте. От того, каким было у человека детство зависит весь склад его личности и во многом его личностная судьба. [5. с 66]

Активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка педагогика рассматривает как нравственное воспитание.

Нравственное воспитание имеет в виду развивать у детей нравственные чувства, привычки и нравственное сознание.

Духовно обогащенная окружающая действительность – первое условие нравственного развития личности ребенка. Ядро нравственности (морали) составляют нормы и правила поведения. Они проявляются в поступках людей, их поведении, управляют моральными взаимоотношениями между детьми и взрослыми.

Душевная жизнь ребенка начинается очень рано. Строится она по законам развивающейся отражательной способности психики. То становится понятным ,почему ребенок начинает копировать, отображать в действиях и словах, эмоциональных проявлениях и поступках мир в котором он живет. Он будет таким, каким сделает его социальное окружение. [ 5. с 71].

Первые моральные чувства складываются у ребенка в семье как ответные на любовь и заботу, которыми его окружают, и распространяется на узкий круг самых близких людей.

В возрасте 3-4 лет отношение и чувства ребенка к людям и явлениям окружающей жизни еще очень неустойчивы. Положительное отношение нередко сменяется отрицательным. [6.с 165]. Благодаря воспитанию, моральные чувства, поступки ребенка 4-5 лет становятся более устойчивыми. Дети по собственному желанию делятся игрушками, проявляют отзывчивость, заботу, помогают друг другу. Моральные чувства детей этого возраста становятся более действенными. Взрослые приучают детей заботиться о малышах, о больном друге и др.

В возрасте 6-7 лет дети начинают понимать интересы своих сверстников, других людей. Дети в этом возрасте начинают понимать, почему надо помогать маленьким, старикам, больным, слабым.[6.с 166]. Однако на всем протяжении дошкольного возраста чувства ребенка отличаются непосредственностью, неустойчивостью. Поэтому важно направлять воспитательную работу на то, чтобы расширить чувств, сделать их более устойчивыми и глубокими.

В дошкольном возрасте успешно формируются нравственные привычки. Усвоение привычек начинается еще в том возрасте, когда нельзя рассчитывать на сознательное отношение к требованиям и указанием взрослых. На эту особенность нравственного развития указывал еще В.Г. Белинский. Он предупреждал: «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, также тем более должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке, а не на преждевременном и, следовательно, неестественном развитии понятий».[1.с.220-221]

Если в младшем дошкольном возрасте детей уже приучают к бытовой культуре, вежливости, совместной игре, послушанию, то в старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и воспитываются более сложные привычки к коллективным играм, к труду, занятиям, аккуратному выполнению поручений и обязанностей. Детей приучают к определенной форме проявления помощи, уважения к взрослым, как обратиться с просьбой и как поблагодарить.

Но все-таки характерной особенностью детей в дошкольном возрасте является то, что сознание не имеет еще решающей силы и в их нравственном поведении.[6.с 167]. В работе с дошкольниками можно добиться некоторых достижений по воспитанию сознательности, разумностных поступков, умения вести себя, правилами поведения. Это возможно, когда объяснения, нравственная мотивировка требований взрослых отличаются умеренностью, тактичностью, конкретностью. Сухие нравоучения дети не любят и обычно не слушают.[6.с. 168].

Принципы нравственного воспитания.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста основывается на следующих принципах:

– целенаправленность всей работы по воспитанию и обучению детей;

– воспитание в коллективе;

– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

– требовательность к детям в сочетании с уважением личности каждого ребенка;

– систематичность, последовательность и единство требований и воспитательного воздействия.[6.с. 168].

Нравственное воспитание осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.[6.с 169]. Для каждого возраста определяются конкретные задачи нравственного воспитания. С учетом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы нравственного воспитания.

Нравственное воспитание младшего дошкольника основывается на подражании примеру. В этом возрасте воспитываются первые признаки культурного поведения, первоначальные навыки совместной игры, самостоятельности. Дети раннего возраста до 2,0-2,5 лет способны понимать и переживать элементарные нравственные чувства. Им доступен язык высших человеческих эмоций, но они испытывают затруднения в восприятии и понимании вербального языка морали. Возникновение нравственных чувств генетически предшествует формированию у ребенка нравственных суждений, поступков, поэтому с них и следует начинать нравственное воспитание, тем более что в раннем возрасте потребность в общении с окружающими людьми у детей достаточно развита.[2.с.425].

В нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста ставятся более сложные задачи, применяются разъяснения, рассказы, наблюдения окружающей жизни, чтение книг.

Важное значение в нравственном воспитании детей имеет систематичность, последовательность и единство воспитательных воздействий детского сада и семьи.[6.с 171].

Единство педагогических воздействий помогают формировать нравственные качества, укреплять их нравственные привычки и, наоборот, несогласованность приемов воспитания между родителями и воспитателями вредно действуют на них, вызывают противоречия в их сознании и поведении.

Воспитательные влияния на детей должны применяться в системе и последовательном усложнении.

Дети постепенно приучаются к мысли, что они должны помогать взрослым, делать для коллектива что-то полезное. Поэтому с раннего возраста надо создавать для детей такие условия, чтобы они не только принимали любовь и заботу о них с благодарностью, но и сами были внимательны к родителям, воспитателям, к другим детям. Нужно, чтобы дети выполняли несложные обязанности в семье, в детском саду и постепенно приучались к некоторому ограничению своих желаний.

Задачи нравственного воспитания детей могут быть решены с учетом их специфики по отношению к дошкольникам. Благодаря этой специфики рекомендуется использовать несколько методов нравственного воспитания:

-пример родителей и воспитателей (взрослых), примеры из окружающей жизни;

– приучение детей к нравственным поступкам и поведению;

– слово воспитателя (взрослого): убеждение, разъяснение, поощрение;

– влияние на чувства и сознание детей посредством искусства и художественной литературы.

Все виды искусства (музыка, пение, живопись, литература) доступные для восприятия и понимания детей благодаря образности, являются сильным средством нравственного воспитания. Искусство влияет на чувства и сознание детей. Исключительно ценным в воспитательном отношении является эмоциональность художественных произведений. Воспринимая то или иное художественное произведение, ребенок становится как бы соучастником описываемых событий, в результате чего облагораживаются его чувства и поступки.[6.с 175].

Особенно велико влияние примера взрослых и сознательное отношение к общественному долгу, благородство поступков являются огромной воспитывающей силой, влияющей на поведение и нравственный облик детей. Примеры серьезного, ответственного отношения взрослых к труду, их помощь друг о друге, честность оказывают на детей большое влияние, воспитывают их отношение к труду, обязанностям, к людям.

В воспитании детей важно использовать похвалу, поощрение хороших поступков ребенка и порицание плохих.

Важно воспитывать в детях чувство коллективизма, а условием для воспитания этого чувства является атмосфера любви, заботы и внимания, чуткости во взаимоотношениях людей, среди которых живет ребенок и которыми он воспитывается.

Интересные игры, занятия, развлечения, общая работа способствуют накоплению у детей приятных впечатлений, достигается объединение детей общими интересами, совместными переживаниями, близкими друг другу.

Личность каждого ребенка, забота о ее моральном развитии – сегодняшнем и перспективном – требует повседневного внимания со стороны взрослых.[3.с5].

Решая задачи воспитания, необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому помогает нравственное воспитание.

Список литературы

  1. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / АПН РСФСР,

1948 год.

  1. Немов Р.С. Психология / М.: Владос, 1998.
  2. Нравственное воспитание в детском саду / под. ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1975.
  3. Панина С.М. Духовно-нравственное становление дошкольников: конспекты непосредственно образовательной деятельности / Волгоград: Учитель, 2016.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» №2 , 1991.
  5. Суровцева А.В. Дошкольная педагогика/ М.: 1962.

Источник