Йога с ребенком 3 года дома
04 июля 2016
Аверьянова Света
Детский организм нуждается в эмоциональной и физической разгрузке. Принято считать, что разрядиться можно только с помощью активных игр, агрессивных тренировок в зале или бассейне. Это не так.
Рассмотрим более спокойный вариант зарядки для тела и духа. Это детская йога. Чем полезна индийская гимнастика для малышей с года, когда лучше начинать обучение, какие упражнения подобрать для занятий дома, узнаете в нашей статье.
В чем польза
Рассматривать йогу односторонне, как гимнастику ошибочно. Это философия, наука, мировоззрение, дидактика, древняя практика работы с духом через тело. Детская йога в этом смысле ничем не отличается от взрослой.
Она направлена на укрепление организма и нервной системы, на воспитание силы воли и формирование цельной личности. Многогранность понятия «йога» позволяет говорить о разнообразных полезностях тренировок для детей.
Плюсы от занятий для тела
- Улучшается координация. Малыши чувствуют напряжение тела, управляют мышцами, позвоночным столбом.
- Тренируется физическая сила. Йога для детей требует выносливости, несмотря на кажущуюся легкость выполнения асан.
- Нормализуется кровообращение. За счет правильного дыхания, закаливания, вытягивания позвонков сосуды перестают испытывать нагрузки, кровь движется свободно.
- Улучшается работа мозга. Клетки мозговых структур насыщаются кислородом, стабилизируется кровообращение.
- Укрепляются внутренние органы. Системная работа становится сбалансированной, оптимально эффективной. Укрепляется иммунитет, нормализуется работа ЖКТ, решается проблема запоров.
- Снижается болезненность. При систематических тренировках количество ОРЗ, ОРВИ, других нарушений в работе организма резко уменьшается.
- Нормализуется работа дыхательной системы. Легкие увеличиваются в объеме, дети учатся дышать через нос.
- Уходит лишний вес. Йога показана детям с низкой активностью, ожирением. Похудение происходит в замедленном темпе, без гонки за результатом.
- Исправляется осанка. Выполнять задания тренера человек с кривой спиной просто не сможет. Сначала ребенок привыкает стоять ровно на занятиях йогой, потом ходит ровно постоянно.
- Увеличивается растяжка мышц и подвижность суставов. Тело становится более гибким.
Польза йоги для духа, нервной системы, психики
- Повышается уверенность в себе.
- Восстанавливается гармония внутри и во взаимоотношениях с окружающими.
- Эмоции под контролем.
- Улучшается успеваемость в школе за счет роста способностей памяти, внимания.
- Снижается тревожность, нервозность.
- Малыши чаще улыбаются, становятся позитивнее.
Положительный эффект от занятий древней гимнастикой для малышей комплексный. ЦНС укрепляется за счет тренировки тела и наоборот.
Это интересно! У йоги много направлений. У каждого своя философия, теоретическая основа. При выборе студии для детских занятий расспросите преподавателя, какой вид йоги взят им за основу. Для физически слабых дошкольников подходит упрощенный вариант хатха-йоги, для усиленной работы над гармонией духа выбирайте студии лайя- или кундалини-йоги.
Оптимальный возраст для начала
Начинать оздоровительный фитнес можно почти с любого возраста, даже в годик, делая простые дыхательные и гимнастические упражнения в домашних условиях.
Заниматься серьезно, с конкретной целью, посещая курсы или специальные центры, лучше в старшем дошкольном возрасте.
Педагоги, практикующие занятия йогой с малышами, советуют выбирать возрастной период для начала тренировок и знакомства с нетрадиционной гимнастикой по следующим критериям:
- Грудному ребенку достаточно занятий дома с мамочкой. Младенцам нравятся растяжки, поглаживания, закаливающие процедуры. На этом этапе о философии речь, конечно, не идет. Но достичь эмоционального комфорта от семейного увлечения возможно.
- В 2–3 года проводите короткие дыхательные и физические упражнения в детском саду. Занятия проходят в игровой форме, длительность не превышает 30 минут 1–2 раза в неделю.
- В 4–5 лет дети повторяют за инструктором более сложные движения, контролируют дыхание. Тренировки продолжайте в ДОУ, повторяйте дома 2–4 раза в неделю. Длительность занятия – 30 минут.
- В 6–7 лет приводите дошкольника в центр йоги. Это оптимальный возраст для начала освоения практики, особенно если не занимались йогой в садике. Для детей составляется специальная программа с элементами дыхательных тренировок. Урок может длиться 40 минут.
- С 8–13 лет школьники осваивают упрощенные техники медитаций, сложные асаны. Тренировка продолжается более 40 минут–1 часа.
- Подростки, прошедшие детский курс йоги, занимаются дома самостоятельно. Сложность упражнений зависит от уровня физической и моральной подготовленности ребенка.
Со скольких лет познакомить ребеночка с йогой, решает каждый родитель сам.
Практика показывает, что раннее обучение не приносит вреда. Если мамы и папы сами увлекаются индийской гимнастикой, то приводят детей к тренерам в 2–3 года, но перед этим занимаются дома с 6 месяцев–1 года.
Особенности йоги для детей
Йога для малышей – доступный способ весело проводить время в группе с ровесниками или родителями. Чтобы индийская зарядка не принесла вреда, организовывайте уроки по простым правилам:
- Для детей раннего возраста, до 6–7 лет, превратите тренировку в игру. Выбирайте простые, доступные асаны, но добивайтесь их точного повторения.
- Соблюдайте последовательность заданий. Комплекс для занятий дома подбирайте на основе видеоуроков, мастер-классов.
- Первые занятия должны длиться недолго (10–15 минут). Не отбивайте охоту к гимнастике нудными и затянутыми уроками. Лучше сделать 5–6 упражнений эффективно и с хорошим настроением, чем 20, но через силу.
- Проветривайте спортивный зал или тренируйтесь на улице в теплые месяцы. Правильное дыхание требует свежего воздуха.
- Составьте расписание занятий так, чтобы они проходили в дневное время. Вечер, период подготовки ко сну – не лучший вариант.
- Покормите ребенка за 1–1,5 часа до физкультуры и через 30–60 минут после.
- Постелите мягкие коврики, чтобы коленочкам, спине, ножкам было удобно.
- Наденьте на малыша шортики, футболку из дышащей, тянущейся материи, носочки.
- Снимите очки, украшения, часы.
- Попросите ребенка сходить в туалет перед уроком.
- Позы, задания подбирайте по возрасту.
- Обязательно проводите разминку. Делайте взмахи конечностями, плавное прокручивание суставов, повороты, прыжки.
- Обращайте внимание на общее самочувствие детей в день тренировки. Если заметили признаки ОРВИ, болит голова, отмените урок.
- При сколиозе ребеночек должен контролировать ощущения в области спины. Если ему больно, устал, пусть полежит ровно на полу, отдохнет 3–5 минут.
- Научите детей правильно дышать во время выполнения упражнений. Вдохи-выдохи делайте через нос.
- Уроки с детьми до 3 лет проводите совместно с родителями.
- Чтобы гармонизировать процесс настроя на занятие, используйте успокаивающую музыку.
- Проводите теоретические уроки. Посмотрите вместе с ребенком картинки с позами, пробуйте выполнить задачу вдвоем за несколько дней до введения асаны в программу урока.
Упражнения
Тренировочные задания для детсадовцев и школьников – это облегченный вариант комплекса для взрослых. Для тренировки выбирайте любые из перечисленных, но ориентируйтесь на возраст юного йога.
Для самых маленьких
Лучший способ заинтересовать маленьких детей повторять телодвижения за инструктором или мамой – игра. Придумайте интересные ассоциативные названия для простых упражнений сами. Если ребеночку нравится зайчик, мишка, то акцентируйте сюжет урока на этих персонажах.
Приведем пример урока для начинающих осваивать йогу в возрасте 3–6 лет. Число заданий зависит от степени физической подготовленности малыша. На первом–третьем уроке их должно быть от 5 до 10, потом количество постепенно увеличивается.
Обучать таким упражнениям заранее не нужно.
Зайчик проснулся
Сядьте в упрощенную позу по-турецки, стопы необязательно соединять плотно. Потяните руки в стороны. Чуть наклоняйте корпус.
Разминаем лапки
Переворачиваемся на живот, встаем с опорой на ладони и колени. Поочередно вытягиваем руки, ноги, потягиваемся, гнем спинку. Можно делать парами, если учеников двое и больше, стараясь лапками дотянуться друг до друга.
Подметаем пол
Ровно стоим, вдыхаем, опускаем руки и корпус вниз. Выдыхаем.
Делаем движения руками из стороны в сторону, как будто метем пол веником.
Идем гулять
Ходим по коврику и обратно с опорой на внешнюю, а потом внутреннюю стороны стоп. Можно немного попрыгать после прогулки.
Играем в прятки с зайкой
Садимся на пол. Ноги прямые. Вытянуты перед собой. Дотягиваемся пальцами рук до пяток. Складываемся пополам максимально низко. Опускаем голову, прячемся в коленках. Фиксируемся, возвращаемся в исходное положение.
Зайчик решил осмотреться по сторонам
Сядьте на пол и скрестите ноги. Одну ручку заводим назад, ставим за спину с упором на ладошку. Другую упираем в колено. Осторожно поворачиваем корпус назад. Оглядываемся. Меняем руки.
Качели
Зайчик захотел покачаться. Ложимся на коврик. Отрываем от пола руки и ноги. Заводим руки назад, обхватываем коленки и качаемся на животике. Можно использовать как парный вариант упражнения. Ребенок фиксирует позу, взрослый раскачивает. Потом наоборот.
Заяц играет с мячом
В роли мячика выступает голова.
Зайчик бросил мяч, он покатился. Крутим головой по сторонам, движения осторожные, медленные. Выполнять можно лежа, приподняв корпус на вытянутых руках, сидя и стоя.
Зайчик устал и задумался
Ноги скрещены в голени, руки ладонями вверх лежат на коленках. Можно скрестить пальцы, как настоящие йоги, и помычать. Дышим ровно, через носик. Закрываем глазки, молчим. Наступает полное спокойствие, отдыхаем.
Еще несколько упражнений
Они точно понравятся малышам. Их вводите с третьего–четвертого занятия.
Львенок, собачка
Встаем на коленки. Делаем вдох, опускаем грудь к бедрам. Выдыхаем, встаем как собачка и рычим.
Растем
Стоим на полу, тянем руки вверх на вдохе, можно привстать на пяточки. На выдохе опускаемся.
Змея шипит
Ложимся на коврик лицом вниз. На вдохе поднимаем корпус, голову с опорой на вытянутые вперед руки. Шипим как змея – выдыхаем. Ноги выпрямлены, не двигаются.
Вулкан
Стоим на коврике. Складываем ладошки перед собой в позе молящегося. Вдох. Поднимаем руки вверх, ладони не размыкаем. Выдох. Разводим руки по сторонам.
Дерево
Встаем ровно. Поднимаем любую ногу и ставим стопу на колено другой ноги. Руки поднимаем наверх. Ладони соединены. Удерживаем равновесие. Дышим ровно, через носик. Когда упражнение будет отработано, можно покачиваться по сторонам от «ветра».
Мостик лицом вниз
Встаем на вытянутые руки и ноги. Корпус образует треугольник. Стоим 30 секунд, дышим ровно. Вытягиваем позвонки.
Бабочка
Садимся, ножки складываем в позу лотоса.
Кладем руки на коленочки. На вдохе поднимаем коленки, на выдохе – опускаем. Увеличиваем ритм, машем ножками, как бабочка крыльями.
Для продвинутых
Упражнения для мальчиков и девочек повышенной сложности похожи на задания для взрослых. Не требуйте доскональной точности исполнения на первых уроках, делайте вдвоем, чтобы ребенок мог понять технику складывания рук, ног, наклонов и удерживания равновесия.
Орел
Выполняется стоя. Скрестите ноги так, чтобы левая нога обхватила правую ниже колена. Можно немного присесть для равновесия. Руки скрещиваются на груди, правая накрывает левую, ладони подняты к лицу. Делайте вдох-выдох, паузу 2–3 секунды, меняйте положение рук.
Раковина
Садимся на пол, стопы соединяются перед собой, колени разведены в сторону. Наклоняем тело вперед, стараясь положить носик на пол. Раковина закрыта. Вдох, выдох, пауза. Раскрываем раковину.
Лягушка
Разведите ноги на ширину плеч. Сядьте на корточки, руки заведите за ноги. Держитесь крепко. Чуть раскачайтесь и подпрыгните. Можно проквакать. Если прыгать не выходит, удерживайте равновесие максимально возможное время.
Лодочка
Необходима для тренировки и развития пресса. Сядьте на коврик. Поднимите вытянутые прямо ноги вверх, схватите их ладонями. Удерживайте тело прямым с опорой на пятую точку. Можно немного раскачиваться, чтобы удержать равновесие.
Фламинго
Встаем прямо. Вдыхаем. Начинаем потихоньку наклоняться вперед, ведомую ногу поднимайте наверх, заводя назад. Руки – в стороны. Выдыхаем. Фиксируем положение. Спина и поднятая нога должны образовать прямую линию.
Горка
Лежим на спине. Поднимаем попу, опираемся на вытянутые ноги. Руки занесите назад, упритесь в пол ладонями, поднимите плечи. Должна образоваться прямая линия от груди до пальцев ног (как горка).
Мостик
Ложимся на спину, осторожно приподнимаем корпус, опираясь на руки и ноги. Фиксируем положение. Важно, чтобы руки не расходились в стороны. Повреждения позвоночного столба для такого упражнения являются противопоказанием.
Морская звезда
Непростой вариант даже для продвинутых йогов. Нужно встать в позу мостика лицом вниз. Сделать шаг, поднять ногу и руки наверх одновременно. Вытягивайте ладонь и носок. Удерживайте равновесие.
Смотреть видео занятий йогой для малышей
Противопоказания
У йоги нет особых противопоказаний. Заниматься можно детям с любыми заболеваниями, уровнем физподготовки, даже с I степенью ДЦП. Важно правильно подобрать комплекс упражнений и соблюдать технику их исполнения. Список предостережений для родителей и детей небольшой:
- Если есть травмы позвоночника, шеи, не делайте скручивания, стойку на голове.
- Глубокие наклоны тела назад запрещены при патологиях щитовидки.
- До 14 лет не заставляйте ребенка изгибаться в любую сторону максимально глубоко. Позвоночник еще не готов к серьезным взрослым нагрузкам.
- При патологиях сердечно-сосудистой системы запрещены перевернутые асаны.
На заметку родителям! Если на тренировках инструктор не делает разграничений заданий по возрасту, не обращает внимания на особенности физической подготовки детей, состояние их здоровья и имеющиеся заболевания, поменяйте студию. Полезность йоги для малышей во многом зависит от профессионализма и опыта учителя.
Увлеченность и интерес к йоге у ребенка будет возрастать, если школьник почувствует наслаждение, удовольствие от процесса медитаций, складывания тела в разные позы.
Не задерживайтесь слишком долго на простейшем уровне заданий. Постепенно вводите более сложные элементы. Разговаривайте после тренировки. Узнавайте, что ребенок чувствует, подталкивайте к осознанию происходящего внутри. Рассказывайте, на какие поступки, мысли, ощущения наталкивает тренировка вас.
Если малыш поймет суть йоги, проникнется философией, жить без занятий не сможет ни дня. Индийская гимнастика станет необходима как воздух.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/fizicheskoe/joga_dlya_detej.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.
Источник
Ирина Кравцова
Особенности занятий йогой с детьми от 3 до 6 лет
Особенности занятий йогой с детьми от 3 до 6 лет.
Занятия для детей такого возраста – это прежде всего знакомство с телом, его различными положениями, азы асан, а также наработка навыков, которые понадобятся в жизни. Дети получают возможность делать то,что им нравится: лаять, как собаки, гнуться, как змеи, качаться, как деревья, мяукать, как кошки, прыгать, как лягушки, отдыхать, как крокодилы и т. д.
На занятиях дети учатся концентрироваться, быть внимательными, наблюдать за окружающим миром и собой, сотрудничать с другими, доверять, быть самостоятельными, проявлять инициативу, расслабляться, настраиваться на позитивный образ мышления.
На занятияхпо йоге дети от 3 до 6 лет лет:
– делать асаны, такие как «гора», «треугольник», «воин», «дерево», «собака», «кошка», «кобра», «мост», «плуг», «бабочка», «верблюд»;
– дышать:
специально обращайте внимание на сочетание движения и дыхания (например, руки поднимаются вверх на вдохе, наклон вперед – на выдохе). Полезно делать только дыхательные упражнения (например, сидим с прямой спиной и наполняем живот воздухом, как будто проглотили воздушный шар);
– иногда шуметь, а иногда молчать (например, в позе «кошка» мяукать, в позе «лев» рычать, в позе «собака» лаять);
– петь звуки «оуа» или «аум», чтобы успокоиться;
– считать вслух, пока держат баланс (скажем, в позе «дерево»);
– расслабляться
Каждое занятие заканчивается шавасаной – полным расслаблением лежа на спине с закрытыми глазами. Иногда дети видят перед собой голубое небо, иногда отправляются погулять по песчаному пляжу, а иногда плавают с дельфинами;
– рисовать
Хорошо после занятия нарисовать что-нибудь, а потом подарить рисунки друг другу или родителям;
– запоминать, как называются части тела, придумывать новые асаны;
– слушать поучительные истории и волшебные сказки.
Подвижные игры можно сочетать с дыхательными упражнениями. Например,
«Мы – ветерок, ветер, вихрь. Громко дуем». Или накачиваем мяч. Или после бега в релаксации громко вдыхаем животиками, как детеныши стараются перевести дух в норке у своей мамы.Или громко имитируем голоса животных: мяуканье, лай, рычание, мычание, шипение, жужжание и т. п.Или изображаем флейту: нажимаем на «клавиши» – части тела –и издаем разные тона: животик – «а», сердечко – «у», горлышко – «ме», лобик – «м». Сначала дети боятся произносить звуки громко, но потом осваиваются и играют с большим удовольствием.
Занятие по йоге для детей 3–6 лет длится 30–35 минут.
Урок состоит из трех частей, которые естественно переходят одна в другую.
Разминка (5–7 минут):
Цель – подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений.
1. Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения можно начать в положении сидя, в дальнейшем выполнять их стоя или во время ходьбы по кругу.
2. Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра.
Вторая (основная) часть занятия (15–20 минут):
1. Дети переходят к выполнению комплекса поз, обучаются новым упражнениям, закрепляют старые. В этой части в форме сюжетно-ролевой игры и сказочных путешествий используются 5–6 основных асан, оказывающих общеукрепляющее воздействие на организм ребенка. Дети сами придумывают встречи с различными животными. По заранее подготовленному на основе сказки сценарию они изображают сказочных персонажей, помогают героям.Вот лишь несколько таких сюжетов: «Веселое путешествие ежат», «В зоопарке», «На морском дне», «В лесу», «В джунглях», «В Индии», «Восточная сказка».
Занятия могут сопровождаться рассказом об асанах.
Начинаются упражнения в позиции стоя, затем сидя, потом лежа. Скрученные и перевернутые позы в этом возрасте лучше исключить.
2. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц,в том числе:
– для мышц живота;
– для мышц спины путем наклона вперед;
– для укрепления мышц ног;
– для развития стоп;
– для развития плечевого пояса;
– на равновесие.
3. Дыхательные упражнения помогут успокоить нервную систему и ум ребенка. Они направлены на развитие дыхательной системы и повышение противопростудного иммунитета (в том числе укрепление слизистой носоглотки). Принцип дыхания во время выполнения асан тот же, что и в упражнениях с детьми старшего возраста. Следите, чтобы дыхание ребенка было ровным, без задержек.
4. Психогимнастика. Элементы самомассажа.
5. Гимнастика для глаз. Выполняется в конце основной части или вкрапляется в нее в паузах для отдыха после физических упражнений с большой нагрузкой. Способствует восстановлению возможностей тела и психики.
6. Для релаксационной гимнастики можно использовать мелодичную музыку со звуками природы, шумом моря, пением птиц, журчанием ручья либо спокойные сказки и рассказы. Это путь к состоянию умиротворенности и гармонии, когда мы представляем, что находимся в сосновом бору, залитом солнцем, на лугу, лежа на травке, глядя в небо и провожая глазами облака; когда сосредоточенно смотрим на воду, огонь или горы.
Третья (заключительная) часть (3–5 минут).
На занятиях решаются задачи постепенного перевода организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Применяются игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания.
Хорошо закончить занятие подбадривающими фразами, подметить все маленькие победы детей.
Источник