Йод и умственное развитие ребенка

Йод и умственное развитие ребенка thumbnail

Щитовидная железа начинает влиять на интеллектуальные способности уже в  первые месяцы существования человека. Малыш еще размером меньше 10 сантиметров,
у мамы идет только первый триместр беременности, а гормоны щитовидной железы
уже вовсю участвуют в формировании головного мозга будущего ребенка! Они влияют
на умственные способности, слух и двигательное развитие крохи. Если у матери
наблюдается дефицит йода, то гормонов щитовидной железы будет не хватать. В  результате малыш может родиться умственно отсталым, глухим, с двигательными
нарушениями. Интенсивность этих процессов зависит от того, насколько выраженным
был недостаток йода: при небольшом дефиците ребенок родится не таким умным и  ловким, каким мог бы быть, при выраженном дефиците возможно развитие тяжелой
умственной недостаточности и полная глухота.

Нарушения, вызванные недостатком йода во время беременности, невозможно
исправить после рождения ребенка!

Чтобы этого избежать, беременной женщине, возможно, нужно принимать
йодсодержащие препараты, например, Йодомарин® 200 по 1 таблетке
в день на протяжении всей беременности. Это может обеспечить
достаточным количеством йода и будущую маму, и ребенка.
Но внутриутробным периодом дело не ограничивается!

Центральная нервная система продолжает созревать и после рождения,
поэтому маме, возможно, нужно будет продолжать принимать йодсодержащие
препараты, например Йодомарин® , пока она кормит ребенка грудным молоком. Йод
может помочь ей сохранять спокойствие и хорошее настроение,
а ребенку полноценно расти и развиваться.

Йодомарин® и интеллект

Активно растущие дети и подростки вообще входят в особую группу риска по  развитию йододефицитных заболеваний. Даже небольшой недостаток йода в питании
снижает их интеллектуальные способности, ведь память, приобретение новых
навыков и мыслительные процессы требуют достаточного уровня гормонов щитовидной
железы в организме. IQ детей, у которых в питании отмечается дефицит йода,
всегда минимум на 10−15 % ниже, чем у их сверстников без недостатка йода в еде.
Недаром же одним из первых признаков йодной недостаточности является отставание
в учебе. Проблему недостатка йода может решить ежедневный прием
½-1 таблетки препарата Йодомарин® 100.

Во время внутриутробного периода и в раннем детстве йод и гормоны щитовидной
железы необходимы для правильного формирования и созревания головного мозга, а  потом гормоны щитовидной железы являются необходимым компонентом для
нормального протекания абсолютно различных процессов: от памяти до адаптации к  новым условиям.

Впрочем, не стоит думать, что взрослые люди не зависят от йода в их питании.
Как и у детей, недостаток йода немедленно – еще до появления зоба! –  сказывается на их памяти и работоспособности. Ощущение постоянной усталости,
сонливость, апатия могут быть не просто случайным кратковременным явлением, а  быть результатом самого настоящего йододефицита. Регулярный прием препарата
Йодомарин® в этом случае может способствовать возвращению активности, улучшению
памяти и ускорению мыслительных процессов.

Роль тиреоидных гормонов в формировании центральной нервной системы

ВозрастПроцессы, в которых участвуют гормоны щитовидной
железы
Источник гормонов
1 этап
От зачатия и до 12−15 недель беременности
Закладка основных структур головного мозгаГормоны матери
2 этап
12–40 недель гестации
Продолжаются процессы формирования центральной нервной системы,
созревание нейронов, миелинизация, образование связей между нейронами
Гормоны матери и плода
С рождения до 2 летМиелинизация центральной нервной системы, формирование мозжечка,
зубчатого гиппокампа
Гормоны ребенка (источник йода – материнское
молоко)
От 2 лет и старшеМыслительные процессы, скорость реакции, общая активностьСобственные гормоны ребенка (взрослого)

Источник

В настоящее время йоддефицитные заболевания представляют собой глобальную проблему.

В мире 2 млрд человек подвержено риску развития йоддефицитных заболеваний, 740 млн населения имеют эндемический зоб, 43 млн страдают умственной отсталостью вследствие йодного дефицита.

В России риску развития йоддефицитных заболеваний подвержены 98 млн человек (И. И. Дедов и соавт., 2001). Зоб диагностируется у 2% младенцев до 1 года, у 20–30% детей 7–10 лет, у 30–50% подростков и у 30–50% беременных женщин (Л. А. Щеплягина, 1999).

В настоящее время достаточно четко описан спектр йоддефицитных заболеваний.

Для внутриутробного периода могут быть следующие риски: аборты; мертворождение; повышение перинатальной смертности; повышение детской смертности; неврологический кретинизм (умственная отсталость, глухонемота, косоглазие); микседематозный кретинизм (умственная отсталость, гипотиреоз, карликовость);психомоторные нарушения; снижение слуха.

У новорожденных в результате дефицита йода может развиться неонатальный гипотиреоз, у детей и подростков — нарушения умственного и физического развития, нарушение когнитивных функций, нарушение речи, девиантные формы поведения, трудности социальной адаптации.

У взрослых вероятно развитие зоба и его осложнений, йодиндуцированного тиреотоксикоза. Независимо от возраста могут наблюдаться зоб, гипотиреоз, снижение интеллекта, повышение поглощения радиоактивного йода при ядерных катастрофах.

В структуре болезней, обусловленных недостаточным потреблением йода, выделяют умственную отсталость, которая является одним из наиболее тяжелых проявлений йодного дефицита. Умственная отсталость в районах йодного дефицита развивается вследствие поражения центральной нервной системы. Выделяют тяжелые формы умственной отсталости и пограничное снижение интеллекта (рис. 1). Тяжелые формы регистрируются у детей и взрослых со своевременно не пролеченным врожденным гипотиреозом (кретинизмом).

Кретинизм и сходные с ним неврологические нарушения являются наиболее тяжелыми проявлениями повреждения мозга на фоне йоддефицита.

Эндемический кретинизм характеризуется следующими чертами: эпидемиологической связью с выраженным дефицитом йода и эндемическим зобом, возможностью предотвращения этого тяжелого заболевания после устранения йодного дефицита. Частота встречаемости кретинизма в эндемических областях может достигать 15%. Чаще этот показатель колеблется от 5 до 8%. Различают неврологический и микседематозный кретинизм. Независимо от формы кретинизма, у всех больных наблюдаются неврологические расстройства, хотя тяжесть и преобладание отдельных симптомов, а также общая степень нарушений могут значительно варьировать. Клиника эндемического кретинизма широко представлена в специальной медицинской литературе.

Что касается пограничных форм нарушений интеллекта, то спектр их весьма разнообразен. Это чаще всего нарушения речи, снижение памяти, психологические проблемы, изменения эмоциональной сферы, трудности в сфере межличностных контактов, асоциальные формы поведения и др.

Степень повреждения мозга и степень нарушений интеллектуальной сферы зависят от того, на каком этапе онтогенеза ребенок испытывает йодный дефицит и, конечно же, от степени его тяжести.

При внутриутробном йодном дефиците в основном страдают слуховая, двигательная и другие функции головного мозга, что свидетельствует о поражении аппарата улитки, коры головного мозга и базальных ганглиев.

С точки зрения интеллектуального развития длительное время считалось, что йодный дефицит наиболее опасен во время внутриутробного периода развития (10–18-я неделя) и в первые три года жизни (завершение структурно-функционального созревания мозга).

В настоящее время доказано, что дефицит йода и тиреоидных гормонов неблагоприятно влияет на центральную нервную систему и интеллект во все возрастные периоды (Л. А. Щеплягина, Д. С. Надеждин, П. И. Храмцов, Е. Н. Сотникова, 2003–2004).

Приводятся данные о том, что коэффициент интеллекта (уровень IQ) у населения йоддефицитных регионов в среднем на 10–15%, а у детей — на 13,5% ниже, чем у лиц, проживающих на территориях с достаточным содержанием данного микроэлемента в биосфере (рис. 2).

Йод и умственное развитие ребенка
Рисунок 2. Повреждение ЦНС в районах легкого и умеренного йодного дефицита (M. Escobar et al., 2002)

В последнее время появились публикации, в которых описаны наиболее часто встречающиеся нарушения нервно-психического развития в раннем и дошкольном возрасте (табл.). Это снижение психомоторного и умственного развития, нарушение координации, нейромышечные, сенсорные нарушения, снижение зрительно-моторных реакций.

Большинство исследователей изучают показатели умственного развития с помощью вербальных методик или психологических тестов, что не позволяет дать полностью объективную, количественную характеристику основных составляющих познавательной сферы.

Создание оригинальной психофизиологической аппаратуры (тестовые компьютерные системы (ТКС) — «Ритмотест», «Мнемотест», «Бинатест» и «Психомат») позволило количественно охарактеризовать важнейшие составляющие процесса познания: восприятие, внимание, память, психомоторную деятельность, аналитико-синтетические процессы, мышление (Е. В. Матвеев, Д. С. Надеждин, 1994).

Разработанные в отделении психоневрологии НЦЗД РАМН возрастные нормативы (О. И. Маслова, В. М. Студеникин, С. В. Дзюба, Н. Д. Макулова, 2000) перечисленных показателей открыли возможность уточнить характер и структуру нарушений в познавательной сфере у детей, проживающих на йоддефицитных территориях (рис. 3).

При сравнении полученных нормативов с фактическим состоянием процессов познания у детей в эндемичных по зобу регионах было установлено, что на фоне йоддефицита отмечались существенно более низкие значения таких параметров, как внимание, восприятие, память, оперативность аналитико-синтетических процессов, мелкая моторика, мышление (см. рис. 3). Доказано, что йодный дефицит на 15–44% снижает познавательные функции (рис. 4) у дошкольников и на 9–38% — у школьников (Л. А. Щеплягина, Н. Д. Макулова, О. И. Маслова, 2002).

Поскольку познавательные способности ребенка тесно связаны с уровнем интеллекта человека в трудоспособном возрасте, перед нами встает вопрос о формах и методах эффективной профилактики нарушений когнитивных функций в условиях йодного дефицита.

Существуют массовая, групповая и индивидуальная, пищевая и медикаментозная формы йодной профилактики. Под массовой профилактикой обычно подразумевают пищевую профилактику (чаще с применением йодированной соли), под групповой или индивидуальной — медикаментозную. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (2001), суточная потребность человека в йоде следующая: у детей 0–6 лет — 90 мкг/сут, у детей 6–12 лет — 120 мкг/сут, у подростков (старше 12 лет) и взрослых — 150 мкг/сут, у беременных и кормящих женщин — 200 мкг/сут.

Можно выделить такие виды важной для нормального созревания мозга йодной профилактики, как антенатальная (в период внутриутробного развития) и постнатальная (ранний возраст).

Приводятся убедительные данные о том, что антенатальная профилактика дефицита йода оптимизирует рост, психомоторное развитие и снижает заболеваемость, в том числе обусловленную перинатальным поражением центральной нервной системы. Вопрос о необходимости профилактики и коррекции дефицита йода у детей школьного возраста до последнего времени дискутировался. Работы F. Delange (2002) позволили по-новому взглянуть на эту проблему. В них были представлены аргументы в пользу проведения йодной профилактики у детей любого, в том числе школьного, возраста.

Наш опыт касается оценки эффективности применения йодида калия у младших школьников (100 человек 8–9 лет), проживающих в условиях легкой степени йоддефицита.

Всего было обследовано две группы детей. В основную группу (50 человек) вошли дети с дефицитом потребления йода (медиана йодурии для группы равнялась 58 мкг/л).

В группу сравнения были включены школьники (50 человек) с нормальной обеспеченностью йодом (медиана йодурии по группе — 105 мкг/л). Исследование высших психических функций обследованных детей предусматривало многостороннюю количественную оценку психофизиологических параметров в зависимости от приема йодида калия.

В результате тестирования было установлено, что на фоне дефицита йода в среднем 85% детей имели отклонения тех или иных показателей интеллектуально-мнестической сферы. У школьников младших классов выявлялся выраженный дефицит основных познавательных функций. Дети имели дефицит внимания (40%), восприятия (30%), проблемы в тонкой моторной сфере (30%). Темп мышления по сравнению с нормой был ниже на 20%.

Степень когнитивных нарушений оказалась тем более выражена, чем ниже у детей была йодурия.

После обследования детям основной группы с пониженной экскрецией йода с мочой назначали фармакологический препарат, содержащий йодид калия по 1 таблетке (100 мкг йода) 1 раз в день в течение 6 мес.

После проведенного шестимесячного курса установлено, что прием 100 мкг йода привел к нормализации йодной обеспеченности детей основной группы (медиана составила 120 мкг/л по группе в целом). В группе сравнения показатели йодурии практически не изменились, хотя у некоторых детей было выявлено умеренное снижение экскреции йода с мочой.

У детей, получавших дотацию йода, заметно улучшились все изучаемые показатели высших психических функций. По таким параметрам, как внимание, оперативность мышления, тонкая моторика, реакция на слово, звук, дети основной группы стали существенно опережать школьников из группы сравнения.

Таким образом, в настоящее время имеются клинические наблюдения, свидетельствующие об эффективности профилактики и коррекции йодного дефицита препаратами йода у детей младшего школьного возраста.

Л. А. Щеплягина, доктор медицинских наук, профессор
НЦЗД РАМН, Москва

Источник

Что нужно ребенку для успешной учебы?

Ответ простой: крепкое здоровье, и прежде всего — здоровье психическое, а именно: умение концентрировать внимание и запоминать информацию, решать задачи, высокая познавательная активность, усидчивость, хорошее логическое мышление. Чем выше умственные способности, тем успешнее будет учеба и выше уровень интеллекта ребенка в целом.

ЙОД И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Существует много факторов, негативно влияющих на интеллект ребенка. Среди них одним из самых серьезных является дефицит йода в организме. По данным Эндокринологического научного центра Министерства здравоохранения России, до 70% жителей нашей страны страдают от нехватки этого элемента и, как следствие, заболеваний щитовидной железы, снижения когнитивных функций и депрессии. Почти миллион детей — 915 тысяч — состоят на диспансерном учете по поводу заболеваний щитовидной железы. Из них 90% случаев связаны с хроническим дефицитом йода в питании и требуют проведения соответствующих диагностических и лечебных мероприятий, реабилитации, постоянного динамического наблюдения.

По современным оценкам эндокринологов, вся территория нашей страны может считаться в известной степени йододефицитной. Широкомасштабные исследования показали, что потребление йода в России составляет в среднем не более 80 микрограммов в сутки, что в три-четыре раза меньше суточной нормы, установленной Всемирной организацией здравоохранения — 150-250 микрограммов.

Йод имеет важное значение в развитии ребенка. Он способствует нормальному и полноценному формированию костной структуры и внутренних органов, преобразованию потребляемой пищи в энергию, а также ускорению сжигания жира. Но самое важное его свойство заключается в стимулировании интеллектуального развития детей.

Его недостаток приводит к таким нарушениям интеллектуальной сферы, как задержки в развитии речи, ухудшение памяти, негативное изменение эмоциональной сферы, возникновение трудностей при установлении межличностных контактов и другим неприятным последствиям. И самое серьезное — ухудшение умственного развития ребенка. Тяжесть и степень нарушений зависит от того, на каком этапе развития наблюдался йодный дефицит, и, конечно же, от степени его выраженности. Но сейчас достоверно установлено, что йододефицит крайне неблагоприятно влияет на центральную нервную систему и интеллектуальный уровень ребенка любого возраста.

ПРИЗНАКИ НЕДОСТАТКА ЙОДА В ОРГАНИЗМЕ

Они часто бывают не ярко выражены, но стоит насторожиться, если вы заметили у ребенка:

  • снижение аппетита;
  • вялость и быструю утомляемость;
  • ухудшение интеллектуальной активности, памяти, снижение концентрации внимания;
  • сухость, шелушение кожи, ломкость ногтевых пластин, выпадение волос;
  • отёчность лица, области вокруг глаз, конечностей;
  • учащенное сердцебиение, нарушение сердечного ритма, перепады давления;
  • частое ощущение озноба или жара, появляющееся из-за сбоев в работе гипоталамуса и системе терморегуляции гипофиза;
  • резкий набор массы тела;
  • частые запоры.

Кроме того, частые простудные заболевания, снижение иммунного статуса также связаны с дефицитом йода.

Медицинскими показателями недостатка йода выступают низкие величины гемоглобина в крови и нездоровые значения артериального давления.

СКОЛЬКО ДЕТЯМ НУЖНО ЙОДА

Всемирная организация здравоохранения утвердила требуемые показатели ежедневной потребности в йоде:

  • новорождённые и дети до 2 лет — 50 мкг;
  • дошкольники — 90 мкг;
  • младшие школьники — 120 мкг;
  • дети старше 12 лет — 150 мкг.

Йод в природе в чистом виде встречается довольно редко, но его в большом количестве накапливают водоросли, в некоторых видах которых его содержание достигает 1%. Из морской растительности йод попадает и в морскую воду, рыбу и морепродукты. Более того, благодаря высокой летучести йода много и в воздухе прибрежных районов: вблизи от побережья только за счет дыхания вы можете получить до 50% дневной нормы потребления йода.

Употребление в пищу морепродуктов позволит скорректировать недостаток этого элемента, особенно на ранних стадиях его развития. Наиболее эффективно потребление морской капусты (ламинарии): в 100 граммах этого продукта содержится две суточные дозы йода. Также поможет компенсировать это состояние прием препаратов йодида калия, которые можно найти в любой аптеке. Но прежде, чем начинать восполнять дефицит йода самостоятельно, пожалуйста, не забудьте проконсультироваться с врачом.

Успех в учебе ваших детей во многом зависит от степени внимательности родителей к их здоровью, качеству питания и образу жизни. Помогите им провести новый учебный год успешно!

«МК» ИНСТРУКТАЖ

Существует домашний тест на определение дефицита йода. Перед сном нанесите на кожу в области предплечья три линии йодного раствора: тонкую, чуть толще и самую толстую. Утром, после пробуждения, проверьте: исчезла первая линия — с йодом у вас все в порядке, исчезли две первые линии — нужно обратить внимание на состояние здоровья, если не осталось ни одной линии — в организме недостаток йода.

Опубликован в газете “Московский комсомолец” №37 от 9 сентября 2020

Заголовок в газете:
Что нужно ребенку для успешной учебы?

Источник