Этиология отклонений в развитии ребенка

Под этиологией понимают не только причины возникновения те х или иных нарушений, но и условия, которые способствуют их появлению. Так, экзогенные вредности в зависимости от наследственной предрасположенности, определяющей чувствительность мозговых структур к тем или иным воздействиям, могут привести к разным по тяжести отклонениям в развитии. Совпадение во времени различных влияний также приводит к неодинаковым конечным результатам. Среди причин, вызывающих ухудшение психического здоровья детей, на первом месте стоит поражение центральной нервной систем ы различной степени тяжести, на втором – хронические соматические заболевания.

Развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка:

– цикличность психического развития;

– неравномерность психического развития;

– развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;

– пластичность нервной системы;

– соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития.

Зная их, можно продуктивно искать пути, факторы и направления развития различных категорий детей с отклонениями. Надо различать и общие закономерности отклоняющегося развития:

– снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

– трудность словесного опосредования;

– замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;

– риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности (по В. И. Лубовскому).

Формирование структуры дизоногенеза определяется этиологией и патогенезом поражения мозга. Однако клинические проявления болезни также принимают участие в становлении структуры дизонтогенеза.

Изучение причин и механизмов протекания дизонтогений расширилось во второй половине 20 века в связи с успехами генетики, биохимии, эмбриологии, нейрофизиологии.

Положение о взаимосвязи биологического и социального в развитии индивидуума подтверждает тот факт, что нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами (Рис.1).

Рис.1. Патогенные факторы дизонтогенеза

По времени воздействия патогенные факторы делятся на:

– пренатальные (до начала родовой деятельности);

– натальные (в период родовой деятельности);

– постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в период с раннего детства до трех лет).

Пренатальные и натальные факторы по сути являются врожденными биологическими факторами риска.

По характеру нарушения патогенные факторы делятся на:

– органические, при которых имеются дегенеративные (разрушительные) или деструктивные (с изменением строения) повреждения ткани, органа. Например: травма (разрыв тканей); инфекция (воспалительный процесс при заболевании, сопровождающийся повреждением или разрушением клеток); интоксикация (гибель клеток или изменение их строения под воздействием ядов),

– функциональные, при которых нет повреждений тканей, органов. Например: нарушения санитарно-гигиенических норм, приводящие к дисфункции органов: недостаток света – к снижению зрения; неблагополучное социальное окружение, которое ведет к нарушению психофизического развития: плохая речь окружающих – к дефектам речи, дефицит раздражителей окружающей среды – к сенсорной депривации (депривация – лишение).

Согласно клинико-психологическим материалам наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т.е. на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности. Факторы, нарушающие развитие ребенка, находящегося в утробе матери (включая состояние здоровья матери), называются тератогенами.

К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:

– хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;

– инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);

– венерические заболевания (гонорея, сифилис);

– эндокринные заболевания матери, в частности диабет;

– несовместимость по резус-фактору;

– алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;

– биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких, как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;

– серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;

– гипоксические (кислородная недостаточность);

– токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;

– патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга;

– мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистрофические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;

– хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.

В качестве социальных факторов риска, оказывающих воздействие в постнатальный период, особенно в раннем возрасте, можно назвать неблагоприятные социальные условия, прежде всего семейного воспитания, нарушения санитарно-гигиенических норм и правил. Так, микро-социальная запущенность, под которой понимается задержка интеллектуального и эмоционального развития, обусловлена информационной и эмоциональной депривацией на ранних этапах развития ребенка. Говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источ­ников их удовлетворения. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие. Депривация как социальный фактор риска присутствует в этиологии большинства типов дизонтогенеза.

Варианты патохарактерологического формирования личности (аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вегетативной дисфункции) также относятся к социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза.

Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза являются «возрастные» симптомы, отражающие патологически искаженные и утрированные проявления нормального возрастного развития.

Возникновение этих симптомов тесно связано с онтогенетическим уровнем реагирования на ту или иную вредность. Поэтому данные симптомы нередко специфичны для возраста, а не для самого заболевания.

В.В. Ковалев (1979) дифференцирует уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на различные вредности следующим образом (для каждого из этих уровней характерны свои «возрастные» симптомы).

Для соматовегетативного уровня характерна повышенная общая вегетативная возбудимость с нарушением сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. Этот уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе вследствие его уже достаточной зрелости.

Психомоторный уровень включает преимущественно гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторную возбудимость, заикание, – и обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора.

Для аффективного уровня реагирования характерны синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной возбудимости с явлениями негативизма и агрессии. На этом возрастном этапе значительно возрастает уровень психогений.

Эмоционально-идеаторный уровень в патологии проявляется в «патологических реакциях пубертатного возраста», включающих, с одной стороны, сверхценные увлечения и интересы, с другой – сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенные реакции протеста, оппозиции, эмансипации и т.д.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает симптоматики предыдущих уровней, но отводит им, как правило, периферическое место в картине дизонтогений. Преобладание же патологических форм реагирования, свойственных более младшему возрасту, свидетельствует о явлениях задержки психического развития.

Необходимо также учитывать известную условность такой периодизации.

Основными факторами, влияющими на продвижение в развитии ребенка с отклонениями, являются:

1) биологические: характер и выраженность нарушения в зависимости от времени его приобретения, состояния здоровья ребенка;

2) социальные: спонтанное обучение (воздействие социальной среды: семейное влияние, воздействие коллектива сверстников, отношения с взрослыми); организованное обучение неспециалистами – пребывание ребенка в детском саду или школе, систематические занятия с родителями, которые оказывают недостаточное влияние; специально организованное воспитание и обучение в домашних условиях, в закрытом учреждении, а также интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, в результате которого происходит коррекция и компенсация нарушений развития ребенка; собственная психическая активность (интересы, склонности, эмоции, способность к волевому усилию, сформированность произвольных процессов).

Тема 3. Психологическая характеристика детей с нарушениями умственного развития и проблемы их образования как предмет олигофренопедагогики



Источник

Вредные факторы, действующие в перинатальном, интранатальном и неонатальном периодах, нарушают созревание и работу мозговых систем. Перинатальный период (от 28-й недели беременности, включающий период родов) также может повлиять на ход развития плода.

К этиологии отклоняющегося развития относятся: биологические, социально-психологические, экологические и другие факторы, вызывающие первичное нарушение, а также опосредованные, которые в свою очередь ведут к возникновению дополнительных отклонений в состоянии здоровья. Все эти факторы взаимно влияют друг на друга. Можно говорить о том, что имеет место многофакторность возникновения нарушения, особенно когда речь идет о бисенсорных (сложный дефект) или множественных нарушениях, возникающих вследствие органического поражения ЦНС, при которых отмечаются нарушения интеллекта, речи, двигательной и сенсорной системы.

Причинами появления у детей сложных нарушений могут быть вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция и др.). Ряд зарубежных авторов (CollJ., DumoulinМ., SourialJ., 1983; VanDijkJ. P. M., CarlinR, JanssenM., 1989) в своих исследованиях пришли к заключению, что способности к обучению детей, перенесших конгени- тальную (внутриутробную) краснуху, часто определяются временем заболевания плода.

Наибольший риск множественного поражения плода возникает при заболевании матери краснухой на ранних сроках беременности. Треть детей, перенесших краснуху внутриутробно, рождаются со сложными врожденными нарушениями развития. Примерно 87% пораженных детей имеют нарушения слуха, 46% – врожденный порок сердца, 34% – врожденные нарушения зрения и 39% – трудности в обучении. У части детей все эти пороки развития встречаются одновременно в виде врожденной катаракты обоих глаз, глухоты и врожденного порока сердца.

Специалисты называют это сочетание «триада Грегга» – по имени голландского врача, впервые установившего связь между заболеванием краснухой беременной женщины и тяжелыми пороками развития (соматические заболевания, катаракта, прогрессирующее нарушение слуха, заболевания сахарным диабетом, ДЦП и др.) ее будущего ребенка.

Возможными причинами появления детей с множественными врожденными пороками развития остаются заболевания родителей диабетом, токсоплазмозом, сифилисом и многими другими болезнями. В ряде случаев имеет место применение сильнодействующих лекарств на раннем периоде развития, которые могут отрицательно влиять на слух и зрение ребенка (Басилова Т. А., 1996).

Во время беременности и в период кормления грудью к возникновению сложных нарушений у детей могут привести хронические заболевания матери (диабет, гипертония, сердечно-сосудистые заболевания, злоупотребление алкоголем, гепатит, курение, употребление наркотиков, бронхиальная астма, эмфизема и другие заболевания, ведущие к гипоксии плода; приемы некоторых лекарственных препаратов, профессиональные интоксикации), нарушающие развитие плода (Бадалян Л.О., 2001).

Еще в 80-х гг. прошлого столетия исследованиями Е. М. Мастюковой (цит по: Басилова Т. А., Александрова Н. А., 2008) показано, что алкоголь обладает выраженным и прямым тератогенным действием, избирательно повреждая нервные клетки у формирующегося мозга и зрительного нерва. Критические периоды раннего эмбрионального развития органа зрения и мозга совпадают. Критическими для мозга считают периоды 2-11-й недели, а для глаза 3-7-й недели внутриутробного развития. Если воздействие алкоголя имеет место в первом триместре беременности, особенно на 5-6-й неделе после зачатия, то это, как правило, приводит к гибели нервных клеток в наиболее интенсивно формирующихся отделах мозга. В результате возникает сложное нарушение развития – сочетание нарушений зрения и интеллекта. Структура сложного нарушения (зрения и интеллекта) при алкогольном синдроме плода достаточно специфична не только за счет фенотипических особенностей и наличия других аномалий развития, характерных для данного синдрома, но и за счет своеобразных психопатологических нарушений. Наряду с интеллектуальными нарушениями для этих детей характерен речевой дефект, нередко нарушение слуха, обусловливающее крайне низкий уровень развития словесно-логического мышления. Кроме того, выраженные нарушения функции внимания, памяти, регуляции деятельности, эмоциональноповеденческие и личностные расстройства усложняют структуру нарушения и затрудняют процесс обучения и воспитания этих детей (Мастюкова Е. М., Московкина А. Г., 2003.).

Причинами врожденных нарушений зрения и слуха, нарушений зрения и умственной отсталости может стать заболевание матери токсоплазмозом, сифилисом и пр. (Лукашева И.Д., 1986), кроме нарушений нервной системы выделяются специфические признаки внутриутробного токсоплазмоза – недоразвитие глаз (микрофтальмия), атрофия зрительных нервов, катаракта, воспаление сосудистой оболочки глаз. Все эти нарушения приводят к полной слепоте. Кроме нарушений зрения, у детей также часто выявляют глухоту или снижение слуха, нарушение процессов окостенения, эндокринные расстройства.

В последние годы отмечается рост числа детей с врожденными нарушениями зрения и слуха, появившихся на свет глубоко недоношенными и спасенными благодаря достижениям современной медицины. Впоследствии у них обнаруживаются нарушения или недоразвитие зрительных функций (врожденная глаукома, врожденная катаракта, атрофия зрительного нерва, ретинопатия). Ретинопатия (поражение сетчатки) развивается у глубоко недоношенных детей при неадекватном кислородном и световом режиме во время искусственного вынашивания в кювезах. При использовании кислорода в концентрациях, превышающих атмосферный уровень, возникает повышенное напряжение кислорода в артериальной крови ребенка, которое может привести к спазму и последующему тяжелому поражению незрелой сетчатки глаза новорожденного. Как следствие глубокой недоношенности у таких детей может наблюдаться и нарушение слуха (Парамей О.В., 2004).

Многофакторность отклоняющегося развития

Сложные нарушения в развитии могут быть вызваны одной или несколькими причинами, разными или одинаковыми по происхождению. Все их можно представить несколькими вариантами: одно нарушение имеет генетическое, а второе – экзогенное происхождение (например, ребенок наследует миопию по линии матери, а нарушение ОДА приобрел в результате родовой травмы).

К экзогенным факторам относятся повреждения плода вирусом краснухи в первые три недели беременности, при этом наблюдаются врожденные поражения зрения (врожденная катаракта), слуха (глухота), пороки сердца и часто интеллекта. К экзогенным факторам также относятся: несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, внутриутробные поражения плода на ранних этапах эмбриогенеза, обусловленные токсоплазмозом, гепатитом, гриппом и др. вирусами (Певзнер М.С., Лубовский В.И., 1963; Лукашева И.Д., 1986).

Оба нарушения обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга (нарушение слуха наследуется по линии матери, а нарушение зрения – по линии отца); каждое нарушение обусловлено разными экзогенными факторами, действующими независимо; оба нарушения представляют собой проявления одного и того же наследственного синдрома; оба нарушения возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора.

С течением времени изменяются причины сложных сенсорных нарушений. Так, например, Т.А. Басилова, Н.А. Александрова (Басилова Т.А., 1994; Басилова Т. А., Александрова Н. А., 2008) приводят статистику 60-х годов XX столетия, где самой частой причиной потери слуха и зрения (для слепоглухих) были мозговые инфекции (менингит и менингоэнцефалит), перенесенные в разном возрасте, они составили 36%. В 25% случаев причина оставалась неясной. Затем на первое место среди установленных причин сложных нарушений у детей вышли внутриутробные инфекции: прежде всего краснуха, токсоплазмоз и др., а перенесенные в детстве мозговые инфекции стали редкостью. Авторы отмечают, что в настоящее время у обследованных ими детей раннего возраста, как правило, имеет место сочетание нескольких патологических факторов, оказывающих влияние на формирование множественных поражений: это патология беременности и родов, недоношенность, перенесенные внутриутробно или после рождения инфекции, в том числе менингиты и менинго-энцефалиты, отягощенная наследственность. Большая часть детей со сложными сенсорными нарушениями – это дети, родившиеся глубоко недоношенными.

Во многих случаях не удается выяснить причину преждевременных родов. Можно предположить, что значительное количество случаев обусловлено скрытыми вирусными инфекциями и генетической патологией. По последним данным, как отмечают Басилова Т. А., Александрова Н. А. (2008) примерно 35% детей, появившихся на свет глубоко недоношенными и с очень малым весом, могут отставать в умственном развитии. От 12 до 15% недоношенных детей могут иметь ДЦП. Примерно у 3-10% недоношенных детей обнаруживаются аномалии развития глаз, приводящие к глубоким нарушениям зрения и даже слепоте. Как следствие глубокой недоношенности у таких детей приблизительно в 1-5% случаев могут наблюдаться и нарушения слуха. Т. А. Басилова и Н. А. Александрова (там же) констатируют, что за последние 10 лет, по данным исследований, количество детей с депривацией зрения со сложной структурой нарушения увеличилось в раннем возрасте, чему способствовали успехи медицины.

К неясным по природе причинам множественных, в том числе и сенсорных, нарушений относят малоизвестный в нашей стране генетический синдром – CHARGE. Это название сложилось из сочетания первых латинских букв шести слов, обозначающих поражения разных органов у ребенка, включающее в себя описание поражения органа зрения, нарушения сердечной деятельности, отставание в росте и массе тела ребенка, недоразвитие половых органов, обычно легко устанавливаемое у мальчиков при внешнем осмотре и неочевидное у девочек, атрезия (сужение или частичное заращение) хоан (носовых отверстий, по которым воздух попадает из носа в носоглотку), из-за которой ребенок испытывает трудности при глотании, сосании и дыхании. Именно это врожденное нарушение влияет на необычный внешний вид ребенка с этим синдромом и служит наиболее явным его признаком. Басилова Т. А., Александрова Н. А. (2008) описывают этот синдром более подробно.

Ростомашвили Л.Н. Педагогические технологии в адаптивном физическом воспитании детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития. СПб., 2014.

Источник