Этическое развитие ребенка дошкольного возраста

. . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

I.

1.1

1.2

1.3

II.

2.1

2.2

2.3

: . , – . : ; ; ; , – . , , .

, . , . (.. ; .. ; .. ), , .

. – , . – .

– : .. , .. , ., .. , . – . , . . , .. , .. . – , , . . , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , , , . , .

, . , .

.

: ? .

: .

: .

: :

– , : , – , ;

– , .

1. .

2.

3. .

– – ;

– ( );

– , (), ;

– , .

1.1

. (. ethika, ethos – , , ) , . . – [9].

, . , : , , [1]. – , . , , , . [21].

, – , .

– , , , , .

– (, ) , .

, , . . , , , , [3].

. , , .

, , , , , [14].

– , , . , . 18 ( 1789 ) [22].

– , , , . .. – , , , [15].

. (, ), , . , . . , [24].

, , , . , , , .

:

– , , , , .

– , : , , , . , .

– , , [8].

– . , , .

, . , . .

. , – , – .

, . , , , .

, , . , , .

.

, , , , [4].

, :

– ;

– ;

– ;

– , ;

– , , [4].

. , , . – , , (, , , ), .

: , . . , : .

, , , . , ; . , . , , . , . : .

, :

– , , ;

– , ;

– , ( );

– ;

– ()[4].

.. , , , , . . , , , , ; ? : , , ; ? : – , [8].

. , , , . , , , , , , , , , [8].

.

, , . . : , , . , , . , . , – , . . . , , , . , , , . , , .

, , . , , , . . , . . , . , , . , .

– , , . , . , , . [16]

.. :

– (, , , , , , , , );

– (, , );

– (, , ).

: , , , , .

) : , , . , . , , .

) : , , , , , .

) : , , , . , .

. , , [17, 59]

) : , , , , , , , .

, , , ( , , ).

. :

– ;

– , , ;

– [5]

, . :

– ;

– ;

-;

– , , ;

– .

, . , . .

, . – , , . , . , . , . , : 1) . : – , , , . , , , . , , , ? . 2) , . . : . – , , . , , , . . , . , . , – . – , , . , .

, , – . , . , . , , , , . – , . . – , , . : – : , , , ; – : , , , , , ; – : , , , , -. : – ; – ; – ; – ; – ; – ; – ; – ; – . , , . , , . (: + + . .)

, , , , , , .

2.1

. 1394, ӹ2102. . 6. 6.

. . : , – , .

. , .

1

: , , .

: . . .

) 1 ()

:

– , ?

– , ?

– , ?

– ?

– ?

: , , , . , . , .

) 2 ()

:

– , ?

– , ?

– , ?

: , . , . , . .

: .

, . , .

2. ().

: , , .

: , .

10 . , (100%) . 100% (10 ) , . , , , , ? (60%) , 40 % . , . 90% , 10% , .

3.

: , , , .

: . . .

: , , , . .

– , , .

– , ; .

– , , , , . .

, 75% 75% , 25% 12,5% , 50% .

, , , . , , , , . , , . , , , , .

– . 1394, 2101. .

, . . , , , .

:

– : ?, ?, ?. .

– – , . -: , . : , .

– , . , .

: . , .

1… 1978.

2…

3.https://2dip.ru/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1% 82%D1%8B/65428/

4. . . , . .

5. , .. / .. // . – 2003 – 11 – . 61- 65

6. , .. . . / .. – . : , 2006 – 141.

7. .. . // , 2006, 6 – 16. – 17.

8. : . / . .. – 2- ., . . – .: , 1989. – 97.

9. .. // / –

10. , . / C. // . – 2001. – 9. – .98 -101

11. : / . .. , .. . – .: , 1984 -272

12. , . / . // – 2006. – 18

13. .. ; .. . : . . .

14. . // . – 2006. – 12 – .104 – 109

15. – .. –

16. .. // . 2003. – 4 – .24 – 29

17. – , : . . 3- . – / .. [ .] ; . . .. .. . – : , 2004. – 42. -58 .

18. , .. .

19. , .. . – . / .. . – .: – , 2000.- 51.

Allbest.ru

  • . . .

    [171,4 K], 20.05.2014

  • . , .

    [222,0 K], 23.08.2013

  • . , .

    [32,4 K], 04.03.2011

  • . – . . .

    [39,9 K], 12.10.2013

  • . . , .

    [655,5 K], 26.02.2017

  • . , .

    [503,9 K], 15.05.2016

  • . . : , . .

    [80,6 K], 07.06.2014

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

Этические представления – основа нравственного воспитания

Определение 1

Этическое представление – это знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного отношения к себе, к другим людям и всему миру.

Этика, которую рассматривают как предмет воспитания, является философской дисциплиной, изучающей мораль. Её основная задача заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить нормы нравственной жизни и приобщить к этическим нормам. Платон считал, что целью этики являются не знания, а поступки человека. Этические представления дают человеку возможность определить, что общепринято в обществе и что допустимо, а что категорически запрещено.

Этические представления формируются у дошкольников с некоторыми особенностями. На их развитие большое влияние оказывает семья, детское дошкольное учреждение, окружающая действительность. Незнание детьми, что хорошо, а что плохо осложняет контакты с окружающими людьми, вызывает у ребенка капризы, негативное отношение к требованиям взрослых.

Для личности неотъемлемой стороной является такая черта как нравственность, которая обеспечивает добровольное соблюдение норм, правил и принципов поведения. Поскольку нравственные явления сложная категория, то у ребенка происходит постепенное проникновение в их суть. Сначала ребенок понимает это на эмоциональном уровне – «хорошо», «плохо». Постепенно он начинает осознавать, почему совершается тот или иной поступок. Одни дети постигают это быстрее, другие – медленнее. Важно, чтобы ребенок накапливал нравственные понятия и представления о нравственных нормах.

Нравственное воспитание ребенка осуществляется в детском саду в процессе деятельности – в играх, занятиях под руководством воспитателя. Постепенно, в процессе деятельности, ребенок приучается выполнять правила поведения и упражняться в нравственных поступках.

В нравственном воспитании выделяют три основных задачи – формирование нравственного поведения, формирование нравственных чувств и отношений, формирование нравственного сознания:

  1. Нравственное поведение предполагает элементарные навыки дисциплинированного поведения, самостоятельности.
  2. Нравственные чувства и отношения – это, прежде всего, внимательность, доброжелательность, заботливость.
  3. Нравственное сознание – это первые нравственные убеждения, которые должны стать регуляторами действий и поступков человека.
Читайте также:  Ребенок от рождения и до года этапы развития по месяцам

Воспитание нравственных чувств у ребенка предполагает формирование обобщенных этических представлений и является очень сложным процессом.

В формировании нравственных чувств ребенка большое значение имеет среда, в которой он растет и развивается и семья. Сформированные этические представления являются основой развития мотивов поведения, побуждающих к совершению тех или иных поступков.

Замечание 1

Формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения, воспитание нравственных чувств, осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание дошкольника.

Значение этических представлений и их развитие у дошкольника

Накопление знаний о нормах и требованиях морали в ходе нравственного воспитания дошкольника, имеет большое значение.

На нравственное развитие старших дошкольников влияние оказывает их разнообразная деятельность, нацеленная на формирование положительного отношения к правилам поведения, на закрепление значения правил поведения, на развитие оценки и самооценки, умение принимать правила как руководство к действию.

Воспитанники старшей группы могут самостоятельно общаться в соответствии с усвоенными правилами. Об умении общаться свидетельствует использование слов, обозначающих нравственные качества – добрый, справедливый, честный и др. Старшие дошкольники уже указывают на внутренний мотив поступка, например, мне его было очень жаль.

Организовать свою работу и довести её до конца дошкольники могут уже сами. Они делают попытки обосновать свои оценки, а их несовпадение вызывает споры. Воспитатель в этом случае должен подвести детей к общему мнению.

У некоторых детей этические представления могут быть недостаточно правильными или совсем отсутствовать. Формирование этических представлений в значительной степени определяет развитие чувств и поведения у детей.

Причина детских конфликтов может быть связана с неправильным представлением о дружбе, справедливости, честности. Общаясь с ребенком, взрослый человек должен выяснить, что ребенок знает об этике отношений между людьми, как он понимает понятие «доброта», «справедливость», «честность», осознает ли такие проявления как жестокость, лживость.

Наблюдение за общением детей в ходе их деятельности помогает воспитателю выявить их этические представления, способствует воспитанию чувств. Как во время игры дети относятся друг к другу, как они ведут себя на прогулке.

Свою самостоятельность и активность ребенок может проявить тогда, когда для этого создаются условия, а если воспитатель заботы о поведении детей берет на себя, то и интерес к поведению окружающих и самому себе угасает, что способствует развитию равнодушия. Умение видеть то, что происходит вокруг, приходит к ребенку постепенно.

В основе методики формирования этических представлений должны быть доступные, конкретные и образные примеры или из детской литературы, или из жизни, но они обязательно должны способствовать развитию нравственного сознания ребенка, самостоятельности его суждений.

В тесной зависимости с уровнем этических представлений и способностью эмоционально реагировать на разные события находится воспитание гуманных чувств ребенка.

Замечание 2

Нравственное воспитание и этические представления, таким образом, оказывают влияние на развитие личности дошкольника.

Формирование базовых этических представлений у дошкольников

Человек является существом социальным, поэтому то, что допустимо в обществе, а что категорически запрещается, определяют его этические представления. Принятые в обществе правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений, а это значит, что ребенка важно научить уважать, как отдельного члена общества, так и общество в целом. Ребенок ещё не имеет таких представлений и это мешает ему контактировать с окружающими людьми.

Усвоение базисных этических понятий происходит в процессе развития нравственной сферы личности, на их основе вырабатываются нравственные образцы, нормы, эталоны, правила. Происходит это через действие общего механизма интериоризации-эстериоризации и частных механизмов, например, подражания-имитации, идентификации и др.

Нравственная сфера может развиваться только при полноценных психолого-педагогических условиях – это при высоком нравственном потенциале социальной микросреды, активности ребенка в освоении нравственного опыта, психологическом сопровождении ребенка.

Трофимова Е.Д. выделяет три группы этических представлений, формирующихся у детей:

  1. общечеловеческие ценности и нравственные качества личности;
  2. нравственное отношение к окружающему миру;
  3. сотрудничество, способы общения и взаимодействия.

Ряд проведенных исследований показывает, что старшие дошкольники имеют низкий уровень развития нравственной сферы, имеют слабо развитую мотивационную направленность на усвоение этических понятий. Дети не имеют четкое представление о нравственных нормах, не умеют оказать помощь, не считаются с интересами и самочувствием других людей.

Читайте также:  Занятия для развития у ребенка внимательности

Исследование показало, что старшие дошкольники имеют недостаточно глубокие нравственные и этические представления, а их анализ позволил выделить 10 базисных понятий:

  1. хорошо – плохо;
  2. можно – нельзя;
  3. вежливость – грубость;
  4. правда – ложь;
  5. добро – зло;
  6. сострадание – равнодушие;
  7. терпимость – нетерпимость;
  8. отзывчивость – черствость;
  9. щедрость – жадность;
  10. милосердие – жестокость.

Для формирования базовых этических представлений существует специальная программа « Страна Добра», состоящая из трех блоков – «Твои добрые поступки и к тебе добром придут».

Этические представления ребенка формирует не только семья, но и детский сад, окружающая его действительность. Когда это влияние бывает противоречивым, у ребенка не складываются четкие представления о том, как надо относиться к людям и как поступать в каждом конкретном случае.

Во втором блоке рассматриваются такие этические понятия как «вежливость-грубость», «правда-ложь», «щедрость-жадность».

Третий блок получил название «Волшебное Дерево» и рассматривает такие этические понятия «отзывчивость-черствость», «милосердие-жестокость», «сострадание-равнодушие», «терпимость-нетерпимость».

Замечание 3

Формируя этические представления не надо требовать от ребенка определения понятий, потому что их содержание ребенок может уяснить только на конкретных примерах из жизни или из детской литературы.

Источник

Социально – личностное и нравственно – этическое развитие ребенка дошкольного возраста в процессе знакомства с народной культурой.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Итак, раскрывая данную проблему важно пояснить, что такое социально – личностное и нравственно – этическое развитие.

В последнее время используется понятие «социально – личностное» (социально – нравственное) воспитание, которое тесно связано с понятием «социализация». Социально – личностное (социально – нравственное) воспитание – это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

В результате социально – нравственного воспитания происходит нравственное развитие ребенка, рассматриваемое как процесс и результат, динамика изменений в сфере нравственности человека.

Говоря о нравственно – этическом развитии можно пояснить понятие нравственно – патриотическое развитие. Нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания.

Итак, патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Работа по патриотическому воспитанию и нравственно – этическому развитию должна отвечать ряду задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

  • формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

  • воспитание уважения к труду людей;

  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;

  • формирование элементарных знаний о правах человека;

  • расширение представлений о России, её столице;

  • знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Для реализации нравственно – патриотического воспитания дошкольников необходимы:

  • создание благоприятных материально – технических и социальных условий;

  • обновлений содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

  • последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

  • тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на её традиции и опыт.

Читайте также:  Развитие моторики ребенка перед школой

Исходя из этого, можно сказать, что в процессе знакомства с народной культурой также дошкольники получают нравственно – патриотическое воспитание и нравственно – этическое развитие.

От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вводят ребенка в сказочный мир народной культуры.

Основными формами приобщения детей к культурному наследию:

– предпраздничные посиделки и сами праздники;

– посещение краеведческих музеев;

– оформление в детском саду мини-музея и выставки художника;

– познавательные беседы;

– творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

– экскурсии, целевые прогулки по улицам города (поселка).

Кроме того, решая задачи нравственно – патриотического воспитания в процессе знакомства с народной культурой, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе следующих принципов:

  • «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний);

  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;

  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

  • деятельностный подход;

  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

В процессе работы по нравственно – патриотическому воспитанию должны решаться и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее ребенку помогает яркое, живое слово, музыка, изобразительное ми искусство. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также представить по-новому то, что им хорошо знакомо.

Далее, необходимо еще сказать о том, что традиционная народная культура – это культуры, созданные народа (этносами) России. Россия – полиэтничная страна, родина многих народов. Потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине.

Все выше перечисленное можно представить в виде:

  1. традиционного народного календаря;

  2. семейной обрядности;

  3. народной памяти (опыт осмысления народом своей истории).

Таким образом, традиционная отечественная культура – это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России:

– бережное отношение к матери-земле,

– трудолюбие,

– забота о детях, уважение к старшим,

– терпение, милосердие и гостеприимство,

– чувство долга, память о предках,

– преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.

Список использованной литературы:

1. Алябьева Е.А. Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками.- М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

2. Вишневская В.Н. Программа духовно – патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – М.: АРКТИ, 2004. – 112 с.

3. Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 144 с.

4. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – М.: АРКТИ, 2005. – 72 с.

5. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.

6. Нравственное воспитание в детском саду./Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1978. – 256 с.

7. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

8. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.

Источник