Этическое развитие ребенка дошкольного возраста
. . .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru/
I.
1.1
1.2
1.3
II.
2.1
2.2
2.3
: . , – . : ; ; ; , – . , , .
, . , . (.. ; .. ; .. ), , .
. – , . – .
– : .. , .. , ., .. , . – . , . . , .. , .. . – , , . . , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , , , . , .
, . , .
.
: ? .
: .
: .
: :
– , : , – , ;
– , .
1. .
2.
3. .
– – ;
– ( );
– , (), ;
– , .
1.1
. (. ethika, ethos – , , ) , . . – [9].
, . , : , , [1]. – , . , , , . [21].
, – , .
– , , , , .
– (, ) , .
, , . . , , , , [3].
. , , .
, , , , , [14].
– , , . , . 18 ( 1789 ) [22].
– , , , . .. – , , , [15].
. (, ), , . , . . , [24].
, , , . , , , .
:
– , , , , .
– , : , , , . , .
– , , [8].
– . , , .
, . , . .
. , – , – .
, . , , , .
, , . , , .
.
, , , , [4].
, :
– ;
– ;
– ;
– , ;
– , , [4].
. , , . – , , (, , , ), .
: , . . , : .
, , , . , ; . , . , , . , . : .
, :
– , , ;
– , ;
– , ( );
– ;
– ()[4].
.. , , , , . . , , , , ; ? : , , ; ? : – , [8].
. , , , . , , , , , , , , , [8].
.
, , . . : , , . , , . , . , – , . . . , , , . , , , . , , .
, , . , , , . . , . . , . , , . , .
– , , . , . , , . [16]
.. :
– (, , , , , , , , );
– (, , );
– (, , ).
: , , , , .
) : , , . , . , , .
) : , , , , , .
) : , , , . , .
. , , [17, 59]
) : , , , , , , , .
, , , ( , , ).
. :
– ;
– , , ;
– [5]
, . :
– ;
– ;
-;
– , , ;
– .
, . , . .
, . – , , . , . , . , . , : 1) . : – , , , . , , , . , , , ? . 2) , . . : . – , , . , , , . . , . , . , – . – , , . , .
, , – . , . , . , , , , . – , . . – , , . : – : , , , ; – : , , , , , ; – : , , , , -. : – ; – ; – ; – ; – ; – ; – ; – ; – . , , . , , . (: + + . .)
, , , , , , .
2.1
. 1394, ӹ2102. . 6. 6.
. . : , – , .
. , .
1
: , , .
: . . .
) 1 ()
:
– , ?
– , ?
– , ?
– ?
– ?
: , , , . , . , .
) 2 ()
:
– , ?
– , ?
– , ?
: , . , . , . .
: .
, . , .
2. ().
: , , .
: , .
10 . , (100%) . 100% (10 ) , . , , , , ? (60%) , 40 % . , . 90% , 10% , .
3.
: , , , .
: . . .
: , , , . .
– , , .
– , ; .
– , , , , . .
, 75% 75% , 25% 12,5% , 50% .
, , , . , , , , . , , . , , , , .
– . 1394, 2101. .
, . . , , , .
:
– : ?, ?, ?. .
– – , . -: , . : , .
– , . , .
: . , .
1… 1978.
2…
3.https://2dip.ru/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1% 82%D1%8B/65428/
4. . . , . .
5. , .. / .. // . – 2003 – 11 – . 61- 65
6. , .. . . / .. – . : , 2006 – 141.
7. .. . // , 2006, 6 – 16. – 17.
8. : . / . .. – 2- ., . . – .: , 1989. – 97.
9. .. // / –
10. , . / C. // . – 2001. – 9. – .98 -101
11. : / . .. , .. . – .: , 1984 -272
12. , . / . // – 2006. – 18
13. .. ; .. . : . . .
14. . // . – 2006. – 12 – .104 – 109
15. – .. –
16. .. // . 2003. – 4 – .24 – 29
17. – , : . . 3- . – / .. [ .] ; . . .. .. . – : , 2004. – 42. -58 .
18. , .. .
19. , .. . – . / .. . – .: – , 2000.- 51.
Allbest.ru
. . .
[171,4 K], 20.05.2014
. , .
[222,0 K], 23.08.2013
. , .
[32,4 K], 04.03.2011
. – . . .
[39,9 K], 12.10.2013
. . , .
[655,5 K], 26.02.2017
. , .
[503,9 K], 15.05.2016
. . : , . .
[80,6 K], 07.06.2014
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник
Этические представления – основа нравственного воспитания
Определение 1
Этическое представление – это знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного отношения к себе, к другим людям и всему миру.
Этика, которую рассматривают как предмет воспитания, является философской дисциплиной, изучающей мораль. Её основная задача заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить нормы нравственной жизни и приобщить к этическим нормам. Платон считал, что целью этики являются не знания, а поступки человека. Этические представления дают человеку возможность определить, что общепринято в обществе и что допустимо, а что категорически запрещено.
Этические представления формируются у дошкольников с некоторыми особенностями. На их развитие большое влияние оказывает семья, детское дошкольное учреждение, окружающая действительность. Незнание детьми, что хорошо, а что плохо осложняет контакты с окружающими людьми, вызывает у ребенка капризы, негативное отношение к требованиям взрослых.
Для личности неотъемлемой стороной является такая черта как нравственность, которая обеспечивает добровольное соблюдение норм, правил и принципов поведения. Поскольку нравственные явления сложная категория, то у ребенка происходит постепенное проникновение в их суть. Сначала ребенок понимает это на эмоциональном уровне – «хорошо», «плохо». Постепенно он начинает осознавать, почему совершается тот или иной поступок. Одни дети постигают это быстрее, другие – медленнее. Важно, чтобы ребенок накапливал нравственные понятия и представления о нравственных нормах.
Нравственное воспитание ребенка осуществляется в детском саду в процессе деятельности – в играх, занятиях под руководством воспитателя. Постепенно, в процессе деятельности, ребенок приучается выполнять правила поведения и упражняться в нравственных поступках.
В нравственном воспитании выделяют три основных задачи – формирование нравственного поведения, формирование нравственных чувств и отношений, формирование нравственного сознания:
- Нравственное поведение предполагает элементарные навыки дисциплинированного поведения, самостоятельности.
- Нравственные чувства и отношения – это, прежде всего, внимательность, доброжелательность, заботливость.
- Нравственное сознание – это первые нравственные убеждения, которые должны стать регуляторами действий и поступков человека.
Воспитание нравственных чувств у ребенка предполагает формирование обобщенных этических представлений и является очень сложным процессом.
В формировании нравственных чувств ребенка большое значение имеет среда, в которой он растет и развивается и семья. Сформированные этические представления являются основой развития мотивов поведения, побуждающих к совершению тех или иных поступков.
Замечание 1
Формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения, воспитание нравственных чувств, осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание дошкольника.
Значение этических представлений и их развитие у дошкольника
Накопление знаний о нормах и требованиях морали в ходе нравственного воспитания дошкольника, имеет большое значение.
На нравственное развитие старших дошкольников влияние оказывает их разнообразная деятельность, нацеленная на формирование положительного отношения к правилам поведения, на закрепление значения правил поведения, на развитие оценки и самооценки, умение принимать правила как руководство к действию.
Воспитанники старшей группы могут самостоятельно общаться в соответствии с усвоенными правилами. Об умении общаться свидетельствует использование слов, обозначающих нравственные качества – добрый, справедливый, честный и др. Старшие дошкольники уже указывают на внутренний мотив поступка, например, мне его было очень жаль.
Организовать свою работу и довести её до конца дошкольники могут уже сами. Они делают попытки обосновать свои оценки, а их несовпадение вызывает споры. Воспитатель в этом случае должен подвести детей к общему мнению.
У некоторых детей этические представления могут быть недостаточно правильными или совсем отсутствовать. Формирование этических представлений в значительной степени определяет развитие чувств и поведения у детей.
Причина детских конфликтов может быть связана с неправильным представлением о дружбе, справедливости, честности. Общаясь с ребенком, взрослый человек должен выяснить, что ребенок знает об этике отношений между людьми, как он понимает понятие «доброта», «справедливость», «честность», осознает ли такие проявления как жестокость, лживость.
Наблюдение за общением детей в ходе их деятельности помогает воспитателю выявить их этические представления, способствует воспитанию чувств. Как во время игры дети относятся друг к другу, как они ведут себя на прогулке.
Свою самостоятельность и активность ребенок может проявить тогда, когда для этого создаются условия, а если воспитатель заботы о поведении детей берет на себя, то и интерес к поведению окружающих и самому себе угасает, что способствует развитию равнодушия. Умение видеть то, что происходит вокруг, приходит к ребенку постепенно.
В основе методики формирования этических представлений должны быть доступные, конкретные и образные примеры или из детской литературы, или из жизни, но они обязательно должны способствовать развитию нравственного сознания ребенка, самостоятельности его суждений.
В тесной зависимости с уровнем этических представлений и способностью эмоционально реагировать на разные события находится воспитание гуманных чувств ребенка.
Замечание 2
Нравственное воспитание и этические представления, таким образом, оказывают влияние на развитие личности дошкольника.
Формирование базовых этических представлений у дошкольников
Человек является существом социальным, поэтому то, что допустимо в обществе, а что категорически запрещается, определяют его этические представления. Принятые в обществе правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений, а это значит, что ребенка важно научить уважать, как отдельного члена общества, так и общество в целом. Ребенок ещё не имеет таких представлений и это мешает ему контактировать с окружающими людьми.
Усвоение базисных этических понятий происходит в процессе развития нравственной сферы личности, на их основе вырабатываются нравственные образцы, нормы, эталоны, правила. Происходит это через действие общего механизма интериоризации-эстериоризации и частных механизмов, например, подражания-имитации, идентификации и др.
Нравственная сфера может развиваться только при полноценных психолого-педагогических условиях – это при высоком нравственном потенциале социальной микросреды, активности ребенка в освоении нравственного опыта, психологическом сопровождении ребенка.
Трофимова Е.Д. выделяет три группы этических представлений, формирующихся у детей:
- общечеловеческие ценности и нравственные качества личности;
- нравственное отношение к окружающему миру;
- сотрудничество, способы общения и взаимодействия.
Ряд проведенных исследований показывает, что старшие дошкольники имеют низкий уровень развития нравственной сферы, имеют слабо развитую мотивационную направленность на усвоение этических понятий. Дети не имеют четкое представление о нравственных нормах, не умеют оказать помощь, не считаются с интересами и самочувствием других людей.
Исследование показало, что старшие дошкольники имеют недостаточно глубокие нравственные и этические представления, а их анализ позволил выделить 10 базисных понятий:
- хорошо – плохо;
- можно – нельзя;
- вежливость – грубость;
- правда – ложь;
- добро – зло;
- сострадание – равнодушие;
- терпимость – нетерпимость;
- отзывчивость – черствость;
- щедрость – жадность;
- милосердие – жестокость.
Для формирования базовых этических представлений существует специальная программа « Страна Добра», состоящая из трех блоков – «Твои добрые поступки и к тебе добром придут».
Этические представления ребенка формирует не только семья, но и детский сад, окружающая его действительность. Когда это влияние бывает противоречивым, у ребенка не складываются четкие представления о том, как надо относиться к людям и как поступать в каждом конкретном случае.
Во втором блоке рассматриваются такие этические понятия как «вежливость-грубость», «правда-ложь», «щедрость-жадность».
Третий блок получил название «Волшебное Дерево» и рассматривает такие этические понятия «отзывчивость-черствость», «милосердие-жестокость», «сострадание-равнодушие», «терпимость-нетерпимость».
Замечание 3
Формируя этические представления не надо требовать от ребенка определения понятий, потому что их содержание ребенок может уяснить только на конкретных примерах из жизни или из детской литературы.
Источник
Социально – личностное и нравственно – этическое развитие ребенка дошкольного возраста в процессе знакомства с народной культурой.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Итак, раскрывая данную проблему важно пояснить, что такое социально – личностное и нравственно – этическое развитие.
В последнее время используется понятие «социально – личностное» (социально – нравственное) воспитание, которое тесно связано с понятием «социализация». Социально – личностное (социально – нравственное) воспитание – это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
В результате социально – нравственного воспитания происходит нравственное развитие ребенка, рассматриваемое как процесс и результат, динамика изменений в сфере нравственности человека.
Говоря о нравственно – этическом развитии можно пояснить понятие нравственно – патриотическое развитие. Нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания.
Итак, патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Работа по патриотическому воспитанию и нравственно – этическому развитию должна отвечать ряду задач:
воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
воспитание уважения к труду людей;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о России, её столице;
знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Для реализации нравственно – патриотического воспитания дошкольников необходимы:
создание благоприятных материально – технических и социальных условий;
обновлений содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на её традиции и опыт.
Исходя из этого, можно сказать, что в процессе знакомства с народной культурой также дошкольники получают нравственно – патриотическое воспитание и нравственно – этическое развитие.
От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вводят ребенка в сказочный мир народной культуры.
Основными формами приобщения детей к культурному наследию:
– предпраздничные посиделки и сами праздники;
– посещение краеведческих музеев;
– оформление в детском саду мини-музея и выставки художника;
– познавательные беседы;
– творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
– экскурсии, целевые прогулки по улицам города (поселка).
Кроме того, решая задачи нравственно – патриотического воспитания в процессе знакомства с народной культурой, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе следующих принципов:
«позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
В процессе работы по нравственно – патриотическому воспитанию должны решаться и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее ребенку помогает яркое, живое слово, музыка, изобразительное ми искусство. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также представить по-новому то, что им хорошо знакомо.
Далее, необходимо еще сказать о том, что традиционная народная культура – это культуры, созданные народа (этносами) России. Россия – полиэтничная страна, родина многих народов. Потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине.
Все выше перечисленное можно представить в виде:
традиционного народного календаря;
семейной обрядности;
народной памяти (опыт осмысления народом своей истории).
Таким образом, традиционная отечественная культура – это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России:
– бережное отношение к матери-земле,
– трудолюбие,
– забота о детях, уважение к старшим,
– терпение, милосердие и гостеприимство,
– чувство долга, память о предках,
– преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.
Список использованной литературы:
1. Алябьева Е.А. Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками.- М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
2. Вишневская В.Н. Программа духовно – патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – М.: АРКТИ, 2004. – 112 с.
3. Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 144 с.
4. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – М.: АРКТИ, 2005. – 72 с.
5. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
6. Нравственное воспитание в детском саду./Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1978. – 256 с.
7. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
8. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
Источник