Этапы умственного развития ребенка

Этапы умственного развития ребенка thumbnail
  • Врачи
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Большинство теорий развития признает, что человек развивается стадиально, то есть, для того, чтобы достичь зрелости должен последовательно пройти несколько стадий.

Большинство теорий развития признает, что человек развивается стадиально, то есть, для того, чтобы достичь зрелости, он должен последовательно пройти несколько стадий. Для описаний умственного развития ребенка существует несколько схем.

Одни исследователи считают, что умственное развитие – это непрерывная и неизменная последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей. Другие доказывают, что эволюция ребенка – это последовательность реорганизаций, включающих добавление или подавление каких-либо функций в определенные моменты. Мы остановимся на теории Пиаже.

Выделяются три крупные стадии интеллектуального развития ребенка.

Сенсомоторная стадия (с момента рождения до 2 лет)

На этой стадии ребенок овладевает моторными и сенсорными способностями. Иначе говоря, он слушает, разглядывает, ударяет, мнет, сгибает, толкает, сыплет. Так на основе наследственных механизмов и первых двигательных навыков мало-помалу происходит связывание друг с другом различных действий. Это порождает новые средства для достижения определенных целей.

Сенсомоторная стадия включает в себя шесть этапов:

  • Врожденные рефлексы (первый месяц жизни) – сосание, хватание. Они вызываются внешними стимулами и становятся все более эффективными в результате повторения.

  • Моторные навыки (с 1 до 4 месяцев) – сосательные движения при виде бутылочки для кормления, схватывание бутылочки рукой, и т.д. Эти навыки формируются как условные рефлексы.

  • Циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) – хватание веревочки на которую подвешена погремушка, чтобы она издала звук, и т.д. Этот навык формируется благодаря развитию координации между перцептивными системами и моторными схемами.

  • Координация средств и целей (с 8 до 12 месяцев). Действия ребенка становятся все более преднамеренными, он направлен на достижение цели (например, отодвигает руку экспериментатора, чтобы дотянуться за спрятанной за ней куклой).

  • Открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) происходит у ребенка случайно, но вызывает у ребенка формирование связи между действием и его результатом. Например, подтянув к себе коврик, ребенок может достать лежащую на нем игрушку.

  • Изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев) – ребенок учится отыскивать оригинальные решения проблем в результате уже имеющихся у него схем действий и внезапно возникающих идей.

Стадия конкретных операций (с 2 до 11 лет)

Происходит дальнейшая интериоризация действий и их превращение в операции, позволяющие ребенку сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд, и т.д. Так, имея дело с конкретными вещами, ребенок обнаруживает, что то, что он закончил сооружать, можно разрушать, а затем вновь воссоздавать заново или в ином виде. Другими словами, ребенок узнает, что существует определенный тип действий, которые обратимы и могут интегрироваться в общие струк­туры, и это позволяет ему оперировать такими категориями, как количество, величина, число, вместимость, вес, объем и т.д.

Стадия конкретных операций также делится на несколько этапов.

  • Предоперациональный уровень (с 2 до 5 лет) представляет собой первый этап интериоризации действий. Для него характерно развитие символического мышления, позволяющего ребенку представлять себе объекты или стимулы с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или символами, а не прямыми действиями

Однако операции, которые в это время пытается совершить ребенок, ограничены слишком еще узким диапазоном мышления и его эгоцент­рическим характером. В этом возрасте ребенок, похоже, не способен одновременно учитывать различные аспекты данной ситуации.

  • Первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет) дости­гается, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта, например форма и количество вещества, не зависят друг от друга (тот факт, что колбаска длинная и тонкая, не влияет на количество пластилина, из которого она сделана). Это представление о сохранении некоторых признаков объекта распространяется уже на материал, из которого тот сделан, на его длину, а затем, на следующем уровне развития – также на его массу и объем. В этом промежутке времени ребенок приобретает способность и к расположению объектов в ряд (например, в порядке уменьшения размеров) и их классификации (науча­ется голубые предметы относить к голубым, птиц-к птицам и т.п.).

  • На втором уровне конкретных операций (с 8 до 11 лет) ребенок помимо представления о сохранении массы и объема L получает еще и представление о времени и скорости, а также об измерениях с помощью эталона. В конце этого периода ребенок, кроме того, все глубже понимает и взаимосвязи между признаками объектов; это позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы или простые физические задачи и указывает ему путь к логическому мышлению, свойственному подросткам и взрослым людям.

Стадия формальных операций (с 11 – 12 до 14-15 лет)

На этой стадии мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Фактически речь идет об абстрактном мышлении, функционирующем с по­мощью гипотез и дедукций.

По материалам книги Ж. Годфруа “Что такое психология”

Источники

  • Carola V., Cimino S., Bussone S., Cerniglia L., Tambelli R. Children With Disruptive Mood Dysregulation Disorder and Psychopathological Risk in Their Mothers: The of Global DNA Methylation. // Front Psychiatry – 2021 – Vol12 – NNULL – p.593500; PMID:33584381
  • eed S., Saboor S., Zeshan M. An Overview of Attachment Patterns: Psychology, Neurobiology, and Clinical Implications. // J Psychosoc Nurs Ment Health Serv – 2020 – Vol58 – N8 – p.18-22; PMID:32744643
  • Galeote M., Checa E., Soto P. Joint attention and vocabulary development in toddlers with Down syndrome and their peers with typical development: The role of maternal interactive style. // J Commun Disord – 2020 – Vol84 – NNULL – p.105975; PMID:32088412
  • Hu N., Taylor CL., Glauert RA., Li J. The pervasive effects of timing of parental mental health disorders on adolescent deliberate self-harm risk. // PLoS One – 2019 – Vol14 – N8 – p.e0220704; PMID:31412095
  • Crerand CE., Kapa HM., Litteral JL., Nahata L., Combs B., Indyk JA., Jayanthi VR., Chan YM., Tishelman AC., Hansen-Moore J. Parent perceptions of psycho care for children with differences of sex development. // J Pediatr Urol – 2019 – Vol15 – N5 – p.522.e1-522.e8; PMID:31353277
  • Valla L., Slinning K., Wentzel-Larsen T. Parent satisfaction before and after implementing of a developmental screening in nine well-baby clinics in Norway. // Acta Paediatr – 2019 – Vol108 – N10 – p.1811-1816; PMID:30924970
  • Khan MA., Owais SS., Maqbool S., Ishaq S., Khan HJ., Minhas FA., Hicks J., Khan MA., Walley JD. Is integrated private-clinic based early child development care effective? A clustered randomised trial in Pakistan. // BJGP Open – 2018 – Vol2 – N2 – p.bjgpopen18X101593; PMID:30564726
  • Assous A., Borghini A., Levi-Rueff M., Rittori G., Rousselot-Pailley B., Gosme C., Zigante F., Golse B., Falissard B., Robel L. Children with mixed developmental language disorder have more insecure patterns of attachment. // BMC Psychol – 2018 – Vol6 – N1 – p.54; PMID:30442175
  • van der Zee-van den Berg AI., Boere-Boonekamp MM., Groothuis-Oudshoorn CGM., IJzerman MJ., Haasnoot-Smallegange RME., Reijneveld SA. Post-Up Study: Postpartum Depression Screening in Well-Child Care and Maternal Outcomes. // Pediatrics – 2017 – Vol140 – N4 – p.; PMID:28882876
  • Choi KH., Ha M., Ha EH., Park H., Kim Y., Hong YC., Lee AK., Hwa Kwon J., Choi HD., Kim N., Kim S., Park C. Neurodevelopment for the first three years following prenatal mobile phone use, radio frequency radiation and lead exposure. // Environ Res – 2017 – Vol156 – NNULL – p.810-817; PMID:28511138

Источник

Большинство теорий развития признает, что человек развивается стадиально, то есть, для того, чтобы достичь зрелости, он должен последовательно пройти несколько стадий. Для описаний умственного развития ребенка существует несколько схем.

Одни исследователи считают, что умственное развитие – это непрерывная и неизменная последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей. Другие доказывают, что эволюция ребенка – это последовательность реорганизаций, включающих добавление или подавление каких-либо функций в определенные моменты. Мы остановимся на теории Пиаже.

Выделяются три крупные стадии интеллектуального развития ребенка.

Сенсомоторная стадия (с момента рождения до 2 лет)

На этой стадии ребенок овладевает моторными и сенсорными способностями. Иначе говоря, он слушает, разглядывает, ударяет, мнет, сгибает, толкает, сыплет. Так на основе наследственных механизмов и первых двигательных навыков мало-помалу происходит связывание друг с другом различных действий. Это порождает новые средства для достижения определенных целей.

Сенсомоторная стадия включает в себя шесть этапов:

– Врожденные рефлексы (первый месяц жизни) – сосание, хватание. Они вызываются внешними стимулами и становятся все более эффективными в результате повторения.

– Моторные навыки (с 1 до 4 месяцев) – сосательные движения при виде бутылочки для кормления, схватывание бутылочки рукой, и т.д. Эти навыки формируются как условные рефлексы.

– Циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) – хватание веревочки на которую подвешена погремушка, чтобы она издала звук, и т.д. Этот навык формируется благодаря развитию координации между перцептивными системами и моторными схемами.

– Координация средств и целей (с 8 до 12 месяцев). Действия ребенка становятся все более преднамеренными, он направлен на достижение цели (например, отодвигает руку экспериментатора, чтобы дотянуться за спрятанной за ней куклой).

– Открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) происходит у ребенка случайно, но вызывает у ребенка формирование связи между действием и его результатом. Например, подтянув к себе коврик, ребенок может достать лежащую на нем игрушку.

– Изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев) – ребенок учится отыскивать оригинальные решения проблем в результате уже имеющихся у него схем действий и внезапно возникающих идей.

Стадия конкретных операций (с 2 до 11 лет)

Происходит дальнейшая интериоризация действий и их превращение в операции, позволяющие ребенку сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд, и т.д. Так, имея дело с конкретными вещами, ребенок обнаруживает, что то, что он закончил сооружать, можно разрушать, а затем вновь воссоздавать заново или в ином виде. Другими словами, ребенок узнает, что существует определенный тип действий, которые обратимы и могут интегрироваться в общие струк­туры, и это позволяет ему оперировать такими категориями, как количество, величина, число, вместимость, вес, объем и т.д.

Стадия конкретных операций также делится на несколько этапов.

– Предоперациональный уровень (с 2 до 5 лет) представляет собой первый этап интериоризации действий. Для него характерно развитие символического мышления, позволяющего ребенку представлять себе объекты или стимулы с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или символами, а не прямыми действиями

Однако операции, которые в это время пытается совершить ребенок, ограничены слишком еще узким диапазоном мышления и его эгоцент­рическим характером. В этом возрасте ребенок, похоже, не способен одновременно учитывать различные аспекты данной ситуации.

– Первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет) дости­гается, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта, например форма и количество вещества, не зависят друг от друга (тот факт, что колбаска длинная и тонкая, не влияет на количество пластилина, из которого она сделана). Это представление о сохранении некоторых признаков объекта распространяется уже на материал, из которого тот сделан, на его длину, а затем, на следующем уровне развития – также на его массу и объем. В этом промежутке времени ребенок приобретает способность и к расположению объектов в ряд (например, в порядке уменьшения размеров) и их классификации (науча­ется голубые предметы относить к голубым, птиц-к птицам и т.п.).

– На втором уровне конкретных операций (с 8 до 11 лет) ребенок помимо представления о сохранении массы и объема L получает еще и представление о времени и скорости, а также об измерениях с помощью эталона. В конце этого периода ребенок, кроме того, все глубже понимает и взаимосвязи между признаками объектов; это позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы или простые физические задачи и указывает ему путь к логическому мышлению, свойственному подросткам и взрослым людям.

Стадия формальных операций (с 11 – 12 до 14-15 лет)

На этой стадии мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Фактически речь идет об абстрактном мышлении, функционирующем с по­мощью гипотез и дедукций.

Источник

развитие ребенка

Введение

Большая часть существующих концепций развития человека утверждает – индивид формируется поэтапно (от стадии к стадии). Для того, чтобы достигнуть взрослости он должен поочередно проделать путь из некоторого количества стадий. Для наглядного изображения интеллектуального развития детей имеется ряд методик. Одни ученые полагают, что интеллектуальное развитие – беспрерывная и постоянная очередность стадий, причем каждая следующая заблаговременно подготовлена предшествующей. Другие считают, что развитие детей – очередность реорганизаций, содержащих дополнение либо сдерживание тех или иных функций в конкретный период. Остановимся на концепции Пиаже, где этапы умственного развития ребенка делятся на три большие стадии.

Сенсомоторный этап (с рождения до двух лет)

На данном этапе малыш познает основы моторики и сенсорики. Говоря иными словами, ребенок учится выполнять следующие действия: слушать, рассматривать, ударять, рвать, мять, сгибать, подталкивать, сыпать. Это обязательно нужно помнить родителям малыша, особенно когда ребенок встает на ноги. Таким образом, на базе тех механизмов, которые были переданы ребенку по наследству и первичных приобретенных им моторных функций, понемногу начинает совершаться объединение друг с другом различного рода операций. Что, в свою очередь, является толчком для создания новейших ресурсов, при помощи которых, возможно, достижение конкретных целей.

Сенсомоторный этап содержит в себе шесть стадий

  • Врожденные рефлексы (от 0 до 1 месяца). У ребенка имеются сосательный и хватательный рефлексы. Они возбуждаются наружными стимулами и вследствие регулярного повторения совершенствуются.
  • Моторные способности (от 1 до 4 месяцев). При виде бутылочки с едой ребенок как бы начинаем причмокивать и делать сосательные движения губами, а также пытается ухватить ее рукой. Данные способности сформированы у него, как условные рефлексы.
  • Циркулярные реакции (от 4 до 8 месяцев). Ребенок пытается ухватить игрушку, которая подвешена на нитке с той целью, чтобы она загремела или запищала. Данный опыт формируется вследствие формирования координации между моторными схемами и перцептивными системами.
  • Координирование целей и средств, для их достижения (от 8 до 12 месяцев). Все без исключения действия производимые ребенком становятся наиболее намеренными, он ориентирован на результат и уж тем более на положительный исход своей миссии. К примеру, он отодвигает руку человека проводящего эксперимент, для того чтобы достать скрытую за ним игрушку.
  • Новые открытия, позволяющие достичь цели (от 12 до 18 месяцев). Их свершение происходит, как правило, случайно, однако, порождает у детей развитие взаимосвязи между воздействием на предмет и его итогом. Например, потянув на себя одеяло, малыш способен достать игрушку, располагавшуюся на его конце.
  • Новые изобретения, позволяющие достичь цели (от 18 до 24 месяцев). При возникновении у ребенка тех или иных задач, он пытается найти для них оригинальное решение, вследствие уже существующих у него методов, опыта проделанных операций и имеющихся мыслей.

Этап определенных действий (от двух до одиннадцати лет)

Возникает последующий переход действий и их преобразование в операции, дающие ребенку возможность сопоставлять, систематизировать, определять, располагать предметы рядами и т.д. Таким образом, сталкиваясь с определёнными предметами, ребенок устанавливает, тот факт, что созданные им объекты, которые он закончил возводить, можно уничтожать, а затем воссоздавать по-новому, точно так же или в ином виде. Так, ребенок начинает узнавать, что имеются конкретные виды операций, которые обратимы и имеют все шансы интерпретироваться в единые структуры. Это дает ему возможность оперировать такого рода значениями, как численность, размер, количество, масса, вместительность, объем и т. д.

Предоперациональная стадия (от 2 до 5 лет)

Предполагает собою первый период формирования структур психики ребенка путем приобретения жизненного опыта. Для него свойственно формирование условного мышления, дозволяющие ребенку демонстрировать для себя предметы либо стимулы при помощи образного мышления и называть их, либо наименованиями, либо знаками, но никак не прямыми действиями. Но, тем не менее все те операции, которые ребенок стремится совершить на данном этапе, урезаны и еще слишком ограничены спектром мышления и его эгоцентрическим нравом. На данном возрастном отрезке, по-видимому, он еще не готов принимать во внимание разнообразные нюансы этой ситуации. Здесь ребенок только учится взаимодействовать с предметами.

Первая степень определенных действий (с 5 до 8 лет)

Эта стадия достигается, в том случае, если ребенок способен осознать, что два показателя предмета, к примеру, его фигура и вещественное количество, никоим образом не находятся в зависимости друг от друга. То обстоятельство, что одна сосиска толстая, а другая, наоборот, худая никак не оказывает влияние на то количество пластилина, которое было взято, для их формирования. Данное понимание о сохранении отдельных свойств предмета расширяется и переходит на используемый материал в каждом конкретном предмете, на его длину, а затем, в последующей степени формирования – на его размер и вес. На данном интервале развития ребенок обретает умение располагать предметы рядами (к примеру, по размеру, от большего к меньшему и наоборот) и их систематизации (раскладывает по цветам, красный к красному или же по изображениям на картинке, кроликов к роликам и т. д.).

Вторая степень определенных действий (с 8 до 11 лет)

Теперь ребенок, кроме понятия о сохранении массы, и объема, приобретает ещё и понимание о таких величинах, как время и скорость, а также знакомится с понятием эталон. По завершении данного этапа ребенок, помимо всего прочего, основательнее осознает и связь между свойствами предметов; что дает ему возможность организовывать объекты в пространстве, разрешать задачи, связанные с перспективой либо решать элементарные физические вопросы, и показывает ему подход к логическому мышлению, присущему старшим школьникам и взрослым.

Этап внешних действий (с одиннадцати до пятнадцати лет)

На конкретном этапе развития, мыслительные действия имеют все шансы реализовываться в отсутствии той или иной определенной опоры. По сути, разговор идет об отвлеченном абстрагированном мышлении, основанном на гипотезе и дедукции.

Источник

Как только заходит речь о детском развитии, его периодах и законах, сразу неизбежно всплывает имя швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. Ему удалось на самом деле узнать, и узнать точно, на опыте: как развиваются дети, какие задачи стоят перед ними на разных этапах и вообще – как мы учимся думать.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Молодой Жан Пиаже с детства любил биологию, постоянно наблюдал за самыми разными живыми существами и писал о них статьи. При этом он получил степень доктора философии и интересовался психоанализом. Все эти занятия и увлечения как будто подготовили его к тому, что стало главным делом жизни Пиаже – к наблюдению за детьми. Молодой доктор философии становится учителем в парижской школе для мальчиков, директором которой был Бине, изобретатель теста IQ. Пиаже помогает Бине обрабатывать результаты теста и обращает внимание на то, что дети одного возраста постоянно делают похожие ошибки. Ошибки, которых не делают взрослые. Это и навело Пиаже на мысль о том, что когнитивное развитие преодолевает некие общие для всех ступеньки, что наш ум лишь постепенно созревает для понимания некоторых понятий, и у всех людей это происходит примерно одинаково. Позже, кроме чужих детей, Пиаже с рождения наблюдал и троих своих.

Этапы умственного развития ребенка

Жан Пиаже

Метод Пиаже сочетал в себе строгие научные наблюдения и эксперименты (к которым он привык ещё в юности) и свободную беседу (как в его любимом психоанализе). Собственный метод Пиаже назвал «клинической беседой», и он отлично подходил для изучения мышления детей.

Что выяснил Пиаже

Согласно Пиаже, центральный стержень развития психики – это интеллект. Ребёнок развивает и формирует всё более адекватную схему ситуации – и таким образом, активно взаимодействуя со средой, адаптируется к ней. Во время этого процесса ребёнок постепенно начинает понимать некоторые законы, которые действуют в мире вещей и людей. Каждый этап развития характеризуется типичными ошибками (ограничениями) мышления.

Стадии развития детского интеллекта

1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0 – 2 года)

При помощи органов чувств и своих движений ребёнок открывает окружающий мир, начинает видеть связь между собственными действиями и их последствиями. Он начинает понимать, что сам он – нечто отдельное от внешнего мира. Но «внутренний план» пока недоступен ребёнку, он манипулирует только конкретными предметами.

Этапы умственного развития ребенка

2. Период дооперациональных представлений (2 – 7 лет)

Ребёнок постепенно начинает формировать «внутренний план». Теперь он учится использовать символы: карандаш – это градусник, а крышка от коробки – лодка. Дооперациональной эта стадия называется потому, что ребёнок ещё не в силах воспринять некоторые виды опыта.

Например:

  • предметов, которые лежат в ряд, по мнению ребёнка, становится больше, если их расставить с большими промежутками;
  • даже после нескольких проб дошкольник не в силах понять, что если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится;
  • ребёнок считает, что кусок пластилина уменьшится, если из шарика его раскатать в колбаску. А верёвка станет короче, если её изогнуть.

Если научить дошкольника правильному ответу и объяснению – он воспримет эту информацию. Но стоит чуть изменить эксперимент, и ребёнок снова начнёт давать прежние ответы. При этом закон сохранения количества предметов (например, шариков) он начинает понимать раньше, чем закон сохранения вещества (например, воды или пластилина) и обратимость операций.

Мышление ребёнка на этой стадии эгоцентрично: он с трудом может понять, что кто-то имеет другую точку зрения, отличную от его собственной. Отчасти и этим объясняется ограниченность его возможностей на дооперациональной стадии.

Этапы умственного развития ребенка

Например, Пиаже показывал взятым поодиночке детям макет из трёх гор, на каждой из которых был какой-то отличительный признак: домик, река или снежная вершина. Он давал им и несколько фотографий, на которых горы были изображены с разных сторон. Ребёнка просили выбрать фотографию, на которой горы было видно так, как их видит сам ребёнок, с той же стороны. Обычно ребёнок не ошибался. После этого Пиаже сажал по другую сторону макета куклу и просил ребёнка выбрать фото, на котором горы изображены так, как «видит» их кукла. Дошкольники не могли это сделать и снова выбирали своё фото. Даже если ребёнка и куклу меняли местами – все повторялось: ребёнок правильно выбирал свою картинку и не мог встать на «точку зрения куклы».

Пиаже подчёркивал, что эгоцентризм уходит не тогда, когда у ребёнка становится больше опыта, а только тогда, когда он начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных, что он не единственный центр, а один из множества центров. Этот переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития.

3. Период конкретных операций (7 – 11 лет)

Ребёнок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне. Например, складывать и вычитать несуществующих коров, объединять предметы в классы. Он начинает понимать сохранение вещества (если разделить комок пластилина на много маленьких комочков, его не станет меньше) и обратимость операций. Однако он пока решает все задачи по отдельности, и решение зависит от содержания задачи. Обобщать ребёнок ещё не умеет.

Решив задачку про Васю и яблоки, первоклассник может зависнуть над такой же задачей про Люсю и огурцы – просто потому, что для него это пока разные задачи. Второклассник уже вполне в силах понять, почему квадрат – разновидность четырёхугольника, а утка – разновидность птицы. Но если спросить его, кого в мире больше, уток или птиц, квадратов или прямоугольников, то он, скорее всего, не найдёт объяснения и начнёт рассуждать о том, что и уток, и птиц «очень много». И имеет на это полное право. Ведь хотя восьмилетка и умеет классифицировать, для понимания отношений между частью и целым нужно нечто более – логическое мышление. А оно развивается позже.

Этапы умственного развития ребенка

4. Период формальных операций (после 12 лет)

Теперь подростку доступно конкретное и абстрактное логическое мышление. Он может вообразить себе несуществующие объекты, мыслить по аналогии, понимать метафоры, становиться на точку зрения другого человека. Теперь он может решать задачи «в общем виде», и яблоки с собаками для примера ему не нужны. Чтобы мыслить, подростку уже не требуется связь с реальными физическими объектами или фактическими событиями. Операции полностью перешли во внутренний план.

Как детское мышление связано с речью

Пиаже первым заговорил о том, что развитие мышления связано не с речью, а с развитием мыслительных операций. Именно поэтому неговорящий ребёнок – не значит неразвитый ребёнок. Не речь, а оперирование предметами и понятиями – та основа, на которой развивается интеллект. И развитие это всегда идёт снаружи внутрь, от конкретного к абстрактному.

Со времён Пиаже его методы были усовершенствованы, а выводы – многократно проверены, скорректированы и дополнены. Сейчас аналоги клинических бесед вовсю используются в диагностике развития детей. Ну а нам стоит помнить, что невозможно ни перескочить через стадию развития, ни ускорить её прохождение. Хотя в конце предыдущего этапа перед детьми вполне можно начинать ставить задачи следующего. Например, играть с двухлетними в «телефон», прикладывая к уху не настоящий телефон, а его символ-замену. Или показывать пяти-шестилетним, что большой предмет может быть лёгким, а маленький – тяжёлым. Или писать с 10-11-летними сочинение «с точки зрения моей собаки». Ведь, в конце концов, чёткой границы между этапами нет. Главное – не делать грубых ошибок, которые говорят только о нашем взрослом эгоцентризме, не имеющем объяснения с точки зрения теории развития и потому не таком простительном.

Фото: Wiki Commons, iStockphoto (Jovanmandic, mzoroyan, djedzura)

Источник