Этапы творческого развития ребенка

Этапы творческого развития ребенка thumbnail

Этапы и факторы развития творческих способностей дошкольников

Раскрытие способностей у детей и правильное их развитие является главной педагогической задачей, которую необходимо решаться с учетом возрастных особенностей ребенка, его психического развития, условий воспитания и иных факторов.

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству принесет тогда свои плоды, когда обучение рисованию будет осуществляться воспитателем планомерно и систематически. В противном случае изобразительные способности ребенка останутся в первоначальном состоянии и никакого развития происходить не будет.

Формирование творческих способностей, несомненно, зависит от воспитания внимания, умения видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их, выделять главное. Необходимо взять в расчет возраст ребенка и, затем только, искать замысловатость сюжетного построения.

Кроме того, необходимо учитывать, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это, прежде всего, обуславливается не только от воспитания, но и от общего развития ребенка. Педагог обязан об этом помнить, т.к. индивидуальный подход к ребенку – одно из важнейших условий благополучного воспитания и обучения [Яковлева 2010: 243].

Несмотря на то, какими способностями владеет ребенок и в каком возрасте они проявятся, выделяются четыре основных этапа, которые он будет проходить на пути от своих способностей к таланту.

1. Итак, первый этап – игровой.

На этом этапе родители должны быть не только учителями, наставниками для своих детей, но они примером для подражания. На основании этого, ребенок лишь непрерывно «играет» со своими способностями, используя при этом разные виды занятий и увлечений.

На этом этапе дети могут интересоваться абсолютно всем, или напротив, что-то одно, но это увлечение может угаснуть при столкновении с первыми собственными сложностями. Поэтому обязательно девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие и рассудительность».

2. Следующий, второй этап – этап индивидуальный.

Этот этап, проходит в школьные годы ребенка, хотя есть дети, способности которых склонны проявляться и в дошкольном периоде.

На этом этапе развития большую роль играют семейные традиции.

Значительное большинство детей школьного возраста посещают какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Его успехи являются огромной наградой для учителей. В этот период взрослые ежедневно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант и даже порой подчиняются всей семьей распорядку юного творческого дарования, то есть родители практически очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

3. Представим третий этап – этап роста.

К этому периоду времени ребенку уже необходим более профессиональный педагог. Родители занимают подчинительную позицию, теперь их роль сводится к моральной и материальной поддержке. Именно на этом этапе развития творческих способностей ребенку необходимы творческие конкурсы, концерты, фестивали, соревнования и т.д. Это все необходимо для достижения наивысших результатов и видимых успехов. Родители теперь выступают в основном в роли почетных зрителей.

4. Следующий этап – этап мастерства.

На этом этапе ребенок, если он к тому времени действительно стал талантлив, опережает своих ровесников в избранной сфере. Наставникам и родителям творческих детей необходимо быть очень осмотрительными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни» [Яцкова 2012: 173].

Формирование мотивов изобразительной деятельности является одной из важных задач в реализации обучения, а так же формирование процесса восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения внимательно рассматривать предметы, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину.

Для развития художественного творчества необходимы определённые условия:

а) ощущение художественных образов искусства;

б) определенные знания, умения в области разных видов художественной деятельности и искусстве;

в) творческие задания, направленные на развитие у детей способностей создавать новые образы, используя при этом различные средства и виды искусства;

г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);

д) для занятий художественной деятельностью необходима материально обогащенная среда.

В процессе развития художественно творческих способностей необходимо помнить, что изобразительное искусство владеет своим языком, благодаря которому художник выражает свои чувства, мысли. Посредством стиля искусства, художник отражает жизнь во всем её многообразии. Изобразительный язык, присущий каждому виду искусства, не является чем-то внешним по отношению к специфике художественного образа. Будучи материальной формой выражения, он представляет одну из существенно – важных сторон образной специфики творчества.

Читайте также:  Условия развития личности ребенка являются

Стиль изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное развитие художественного восприятия. Детей дошкольного возраста необходимо информировать о некоторых особенностях стиля изобразительного искусства. Поэтому, именно с младшего дошкольного возраста, педагогу необходимо поставить задачи – развивать у детей эмоциональную отзывчивости на произведения искусства, формировать внимание и наблюдательность на то, как художник рассказывает об окружающей действительности и направлять внимание на средства образной выразительности.

Знание основ искусства дает возможность рассмотреть уровень эстетического воспитания детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Однако нельзя механически перенести особенности языка изобразительного искусства, характерные для работ профессионалов, в деятельность ребенка [Кудина 2017: 32].

Теперь рассмотрим средства выразительности, специфические для каждого вида изобразительного искусства.

Среди видов искусства различают изобразительные (живопись, графика, скульптура) и неизобразительные (музыка, архитектура), хотя это деление условно. И все же разграничение искусств является определяющим в классификации развития искусств, так как опирается на преобразование предмета отображения.

Изобразительные искусства обращаются к действительности как источнику формирования мира человека. Поэтому основой является изображение отдельных предметов мира. Мысли и чувства передаются в них только опосредованно: по выражению глаз, мимике, жестикуляции, по облику людей можно узнать об их чувствах и переживаниях.

В процессе развития искусства изобразительные и неизобразительные виды взаимно питают и обогащают друг друга. Например, живопись отличается воздействием на большое творческое использование цвета для усиления выразительного эмоционального начала. А в рисунке – тенденция к характерным линиям является контрастом от темного к светлому.

Обучая детей восприятию произведений искусства, мы тем самым делаем выразительнее процесс их изобразительной деятельности. К примеру, характерным средством живописи является цвет, благодаря которому можно передать все многообразие окружающего мира (богатство цветовых оттенков, эмоциональное воздействие цвета). В то же время в картине имеет свое значение композиция, ритм цветовых пятен, рисунок. Художник может пользоваться всеми этими средствами, усиливая или ослабляя их воздействие на зрителя.

Цвет в рисунке – наиболее яркое из средств, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства (Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина). Тем самым придает их рисункам выразительность, свежесть, яркость материалов, праздничность. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), способствует формированию образности в их творчестве. «Поэтому при формировании художественно-образного начала главным является внимание, направленное на цвет, как выразительное средство, с помощью которого можно передать свое настроение и отношение к изображаемому» [Флерина 2009:78].

Так, к примеру, в первой младшей группе при рисовании узора для веселых матрешек или бабочек можно использовать чистые цвета красок, обращая внимание детей на сочетание фона и цвета яркого пятна: именно благодаря этому происходит формирование образного восприятия. На каждом занятии по рисованию или аппликации этот способ должен быть главным.

В старшей и подготовительной группах, у детей происходит формирование, более дифференцированно по отношению к реализации цвета, как к средству передачи своего настроения и воспитателю это необходимо учитывать.

Формирование цвета имеет место, как в предметном, так и в сюжетном рисовании детей. Для того чтобы, передать значимое настроение веселого праздника «Новый год» дети смогли бы только в том случае, если бы они при рисовании елки использовали бы яркую цветовую палитру. В каждом рисунке можно увидеть сочетание контрастных ярких, насыщенных цветов, способных создать праздничный колорит в целом.

Рассмотрим другое выразительное средство, такое как характер линии и контура, с помощью которых при передаче движения в рисунке является наиболее специфическим. Характер линий у взрослого художника определяется уровнем его мастерства и способностью обобщения. Чаще всего рисунок бывает лаконичным и имеет вид наброска. Рисунки так же могут быть штриховые и цветные.

По сравнению живописью графика более скупа, лаконична и условна, потому что в нашем представлении рисование это всегда чудо. Как писал известный художник А. Кокорин – «У художника лист белой бумаги, карандаш или тушь. Оперируя только черным и белым, он, как волшебник на этом простом листе бумаги и создает свой мир красоты». Действительно, в рисунке цвет не играет такой роли, как в живописи, так как рисунок может быть выполнен графическими материалами: карандашом или углем. Однако выполненная именно акварелью, гуашью, работа бывает очень живописной и красочной.

Читайте также:  Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка протокол родительского собрания

При ознакомлении детей с другим видом изобразительного искусства – скульптурой, все внимание фиксируется на характере изображения персонажа. Освоение разных способов изображения скульптуры дает наглядную информацию об изображении человека, животного.

Специфика восприятия художественного образа в скульптуре, дает возможность обогащения работ по лепке под влиянием рассматривания скульптуры малых форм показана в исследованиях Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М. Вишневой [Курочкина 2017: 64].

Хочется отметить, что художественное восприятие формируется у детей в старшем дошкольном возрасте, тогда, когда дети могут самостоятельно передавать скульптурный образ, давать оценку, высказывать свои суждения о нем.

Приемы формирования художественного восприятия различны: педагог может использовать беседы об искусстве, методы скульптуры, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, а так же узнают разные по художественной выразительности образы.

Обучая «маленьких художников», педагог учит рассматривать произведения разных техник и видов изобразительного искусства, тем самым постепенно приобщая их к красоте. Тогда как с другой стороны, это оказывает влияние на способы своеобразной выразительности, которыми дети способны передавать свои впечатления об окружающей действительности в рисунке или лепке.

При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, а так же экспериментировать, находить свои способы передачи образа в рисунке, лепке, или же аппликации. Это не мешает ребенку первоначально освоить некоторые способы и приемы рисования, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания определенных способов. Ребенок вправе выбрать свой вариант, тем самым он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание независимых условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.

Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет разных возможность полнее и выбора ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном ре творчестве ребенка [Шайдурова 2008: 127].

Таким образом, сделаем выводы:

На первом этапе ребенок так, скажем, тянется за своими родителями.

На втором этапе, уже наставник начинает играть все более значимую роль в развитии и формировании способностей ребенка.

На третьем этапе родители уже имеют дело с более или менее сформированной личностью. Впрочем, несмотря на все нарастающую роль квалифицированного педагога в росте и формировании таланта ребенка, значение родителей на организации всех этапах неимоверно огромно.

Фундаментом залога успеха педагогов – рост его профессионального мастерства. А главной задачей родителей является воспитание у ребенка умение жить, которое необходимо выполнять всем, независимо от его дарований.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной интегрированной содержательной жизни ребенка: организация ежедневных наблюдении за некоторыми явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет личностных особенностей ребенка, бережное отношение к структуре, процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.

Источник

Доклад на тему:

Этапы творческой деятельности ребенка

Этапы творческой деятельности ребенка

Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок словно переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичь его лучше. Он учится постигать красоту этого мира и научается видеть «белые пятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и красивей.

Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут.

Читайте также:  Григорьева вернадская развитие восприятия у ребенка

Для ребенка младшей группы творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов. Например: идет занятие, дети лепят яблоки, и, если кто-то, выполнив задание, решает самостоятельно слепить яблоко поменьше, или побольше, или другого цвета (желтое, зеленое), для него это уже творческое решение. Проявление творчества у младших дошкольников – это и какие-то дополнения к лепке, рисунку, скажем, палочка – черешок.

По мере овладения навыками (уже в старших группах) усложняется и творческое решение. В рисунках, лепке, аппликациях появляются фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями и даже космонавтами, работающими на орбите. И в этой ситуации положительное отношение педагога к инициативе и творчеству ребенка – важный стимул развития его творчества. Педагог отмечает и поощряет творческие находки детей, открывает в группе, в зале, вестибюле выставки детского творчества, оформляет работами воспитанников учреждение.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый этап: Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла

Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Исследования показывают: первоначально трехлетние дети только в 30-40 процентах случаев могут воплощать задуманное. Остальные в основном меняют замысел и, как правило называя, что хотят нарисовать, затем создают совсем другое.

Порой замысел меняется несколько раз. Лишь к концу года и то при условии, если занятия проводятся систематически (в 70-80 процентах случаев), замысел и воплощение у детей начинают совпадать. В чем причина?

С одной стороны, в ситуативности мышления ребенка: сначала ему захотелось нарисовать один объект, вдруг в поле его зрения попадает другой, который представляется ему более интересным.

С другой – называя объект изображения, ребенок, обладая еще очень небольшим опытом деятельности, далеко не всегда соотносит задуманное со своими изобразительными возможностями. Поэтому, взяв в руку карандаш или кисть и поняв свое неумение, отказывается от первоначального замысла.

Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

Второй этап: Процесс создания изображения

Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение.

Большие возможности возникают тогда, когда ребенок создает изображение по собственному замыслу, когда педагог задает лишь направление выбора темы, содержания изображения.

Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.

Третий этап: анализ результатов – тесно связан с двумя предыдущими – это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.

По окончании занятия все, что создано детьми, выставляется на специальном стенде, т.е. каждому ребенку предоставляется возможность видеть работы всей группы, отметить, обосновав доброжелательно свой выбор, те, которые больше всего понравились.

Тактичные, направляющие вопросы педагога позволят детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы.

Развернутый анализ детских рисунков, лепки или аппликации необязателен для каждого занятия. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений.

Но вот что важно: обсуждение работ, их анализ педагог проводит каждый раз по-новому.

Так, если дети изготовляли елочные украшения, то в конце занятия все игрушки развешиваются на мохнатой красавице. Если создавали коллективную композицию, то по завершении работы педагог обращает внимание на общий вид картины и предлагает подумать, можно ли дополнить панораму, сделать ее более богатой, а потому и интересной. Если дети украшали платье куклы, то все лучшие работы “выставляются в магазине”, чтобы кукла или несколько кукол могли “выбрать” понравившееся.

Журнал “Дошкольное воспитание” № 2, 2005

Источник