Этапы речевого развития ребенка жинкин

Этапы речевого развития ребенка жинкин thumbnail

1. Базовым компонентом мышления является особый «язык интеллекта» – универсальный предметный код (УПК), который обладает доязыковыми и надъязыковыми свойствами.

2. Универсальный предметный код имеет принципиально невербальную природу и представляет собой систему функциональных единиц, имеющих характер чувственного отражения действительности в сознании субъекта (характеризуется образностью и схематичностью):

· УПК формируется у каждого человека в процессах предметно-практических взаимодействий с предметным миром.

· УПК является одинаковым для различных языковых культур, поскольку опирается на видотипичные особенности анатомо-физиологической организации органов чувств человека.

3. УПК – предметно-семантический «язык» представлений и понятий, на котором происходит формирование замысла высказывания (первичная запись личностного смысла), на основе которого в последующем может строиться определенные типы высказываний.

При этом внутренняя речь выступает в качестве средства организации взаимосвязей между языком и интеллектом, между устной и письменной речью, между национальными языками в процессах перевода содержания сообщений с одного языка на другой.

4.3. Развитие речи в раннем детстве и дошкольном возрасте

4.3.1. Основные этапы речевого развития ребенка

Существуют данные о том, что в период внутриутробного развития будущий младенец может слышать доносящиеся извне звуки, интенсивностью от 80 дБ с частотностью около 300 Гц. На этом основании выдвигаются гипотезы о возможном раннем пассивном знакомстве ребенка со звуковым составом родного языка в период внутриутробного развития (Ушакова, 2011 – С. 330-331).

Вместе с тем, развитие речи это активное овладение ребенком после рождения способами использования предметно отнесенных языковых средств во взаимодействиях с другими людьми, а также в организации собственных предметно-практических и умственных действий.

Образцы способов использования языковых средств в организации различных коммуникативных и предметно-практических действий задают ребенку взрослые. При этом:

· Овладение языковыми средствами у разных детей происходит не одновременно и не равномерно.

· Одному функциональному уровню владения речью у разных детей могут соответствовать различные языковые средства, используемые различными способами.

В общении с ребенком речь родителей, как правило, характеризуется рядом особенностей. Используются упрощенные и короткие синтаксические конструкции. Наблюдается более высокий тон и более широкий диапазон интонаций с фиксированием эмоциональных отношений и логических ударений. Используется большое число уменьшительно-ласкательных суффиксов и «детская» лексика, которая отсутствует в общении взрослых. Наблюдается замедленность речи и большее количество пауз между словами. При этом родители чаще всего поправляют ребенка, когда он допускает семантические и логические ошибки; речевые грамматические ошибки поправляются реже.

Этапы речевого развития ребенка (по А.А. Леонтьеву):

1. Доречевой этап (первый год жизни)

1.1. Период гуления (от 2-3 месяцев до 5-6 месяцев). На протяжении периода наблюдаются фонации дослогового типа. При этом отсутствуют: а) коррелированность звуков с фонематической системой, характерной для определенного языка; б) артикуляционная локализованность и константность (стабильность произношения) звуков при их артикуляции ребенком – наблюдается большой случайный разброс артикуляций; в) релевантность звуков – соотнесенность артикуляций с определенными фонематическими (фонологическими) противопоставлениями, характерными для данного языка.

1.2. Период лепета (от 6 месяцев до 8 месяцев). Появляются слоговые фонации – артикуляционные особенности собственно речевых звуков (выделяются фонемы). Поток звуков распадается на слоговые кванты («протосогласные и протогласные») – формируется синтагматическая организация речи.

В 7-8 месяцев появляется эквивалент слова – «псевдослово» – в виде замкнутой последовательности слогов. Псевдослова обычно характеризуются: ударением на первом слоге, отсутствием четкой предметной отнесенности, функциональным выражением потребностного или оценочного отношения.

Около 8-9 месяцев у детей повышается избирательность к фонемам родного языка и снижается чувствительность к звукам чужих языков. При этом появляются первые предметно соотнесенные избирательные переключения внимания и действий по словесным указаниям взрослых.

1.2. Период модулированного лепета и овладения предметной отнесенностью слов (от 9 месяцев до12 месяцев). Наблюдается активное повторения слоговых фонем с разнообразными интонациями, воспроизведение интонационного рисунка фраз (интонемы), произносимых взрослыми (9-10 месяцев). Увеличивается количество предметно отнесенных слов, которые понятны ребенку в общении с взрослым.

2. Этап дограмматического освоения фонетики (от 11 месяцев до 1 года 7 месяцев)

Наблюдается овладение обобщенными звуковыми контурами слов и отдельными слогами. Как правило, девочки начинают активно «говорить» с 8-9 месяца, а мальчики с 11-12 месяца.

2.1. Период синтагматической фонетики (от 11 месяцев до 1 года 3 месяцев). Фонематический состав артикуляций начинает соотноситься со звуками определенного (родного) языка (релевантность). Появляется произвольность в произношении отдельных слов, но не отдельных звуков. Наблюдается унификация звукового облика слова; уподобление всех его согласных по месту их образования (дЕтити – ботики). При этом фонетическая вариативность из-за недостаточного развития артикуляционного аппарата носит не столько функциональный характер, сколько физиологический.

Новыми словами разные дети могут овладевать преимущественно: а) на основе копирования интонационных особенностей речи взрослых и воспроизведения общего интонационного облика слов в ущерб роли в них отдельных фонем; б) на основе редукции слов к одному общему относительно отчетливо произносимому слогу.

2.2. Период парадигматической фонетики (от 1 года 3месяцев до 1 года 7 месяцев). Запас слов составляет до 20 и немного более единиц. Временно замедляется овладение новыми словами. Задействуются различные артикуляции для более точного отождествления слов, сходных по общему звуковому облику. Постепенно устраняется уподобление звуков по месту образования.

Усвоение новых слов часто происходит путем уподобления их готовой интонационной модели: «дорогая» (дейейЕйа) – Например, эта модель может быть использована для слов «батарея», «дерево» и др. Наблюдается фонематическое противопоставление: в начале слова произносятся звонкие согласные, в конце – глухие (Элен Велтен).

3. Этап начального освоения грамматики (от 1 года 6 месяцев до 3 лет)

3.1. Период конструктивной синтагматической грамматики (от 1 года 6 месяцев до 2 лет). Второй период бурного прироста словаря (до 300 слов и более). Наблюдается сочетание однословных предложений. Появляются первые двухсловные предложения без их грамматического оформления. Наблюдается лексемный синтаксис – активное создание ребенком двухсловных (немного позднее и трехсловных) линейных грамматических конструкций, не имеющих аналогов во «взрослой» речи. Постепенно появляются первые собственно грамматические противопоставления (мальчик маленький / играет).

3.2. Период парадигматической грамматики (от 2 лет до 3 лет). Наблюдается прирост словаря до 50 слов еженедельно. К 3 годам словарный запас достигает 1000 и более слов. Имена существительные составляют около 63%; глаголы около 23%; другие части речи около 14 %.С двух лет появляются вопрос «что это?» о названиях предметов. К возрасту 2,5 лет дети умеют: а) грамматически верно давать ответы на вопросы «где?», «что?», «кто?», «чей?»; б) затрудняются в ответах на вопросы «как?», «когда?», «почему?», «что делает?». В детской речи постепенно дифференцируются разные функции двухсловных предложений:

· Указание на предмет, наименование: мама там; здесь хлеб

· Просьба, приказание: еще пить; дай мишку

· Описание событий или ситуации: а) действующее лицо + действие: мама спать; папа идет…; б) действующее лицо + объект: мама суп; киска молоко; в) действие + объект: течет вода; идем на улицу; г) объект + признак: вода мокрая; кубик большой

· Определение качества: мама хорошая; машина большая

· Отрицание: а) отсутствие чего-либо: не мокро, нет мамы…; б) неприятие чего-либо: не есть; не играть в домик…; в) собственно отрицание: не девочка; не идет

· Указание принадлежности: мама чашка; моя машина

· Вопрос: папа где?..; кто пришел?.. и др.

На этапе начального освоения грамматики в речевых действиях ребенкав составе слов постепенно вычленяются отдельные морфемы. На этой основе создаются несуществующие словоформы и синтаксические сочетания слов. Наблюдается переход к фонологически определенной морфемике:

· Подпериод нефонологической морфемики – полное отсутствие ориентировки на звуковую форму морфемы, что проявляется в отсутствии согласования морфем в словах и предложениях.

· Подпериод фонологической морфемики – ориентировка на общую звуковую характеристику морфемы, без учета ее тонкого фонематического состава («два лефа», «аптексная машина»);

· Подпериод морфонологической морфемики – путем проб и ошибок ребенок находит границы вариантности слов и их грамматического согласования в высказываниях.

На этапе начального освоения грамматики наблюдаетсяпереход от ситуативной речи, не имеющей синтаксической связности, к элементам синтаксически связных, ситуативных высказываний (Слобин, 1976):

· Подпериод «телеграфной речи» – высказывания, в которых представлены только наиболее значимые и опускаются все второстепенные для передачи значения слова.

· Подпериод «стержневой грамматики». Появление двух функциональных классов слов: а) немногочисленные опорные слова, выступающие основой для образования множества двухсловных предложений, которые задают грамматическую конструкцию; б) открытый класс слов, которые дополняют опорные слова в составе детских высказываний и используются для модификации значения опорных слов).

· Подпериод появления относительно простых синтаксических форм, выполняющих разные функции: атрибуция, принадлежность, местоположение, объединение; отношение субъект-объект и другие.

· Подпериод появления иерархически строящихся конструкций, включающих группу сказуемого и группу подлежащего.

4. Этап овладения многословными и сложными предложениями (от 3-4 лет до 6 лет)

Наблюдается расцвет детского словотворчества на основе овладения различными моделями словообразования и стихийного их использования в речевых действиях.

В речи ребенка появляются простые распространенные предложения, а также сочинительные и подчинительные отношениями между простыми предложениями.

При благоприятных условиях общения с взрослыми ребенок овладевает приемами толкования слов с помощью других слов, что выступает одним из условий для последующего формирования понятийных форм мышления. К шести годам ребенком используется около 10 000 слов. При этом использование языка до 6-7 лет характеризуется рядом особенностей:

· Ориентированность на семантику высказываний при отсутствии ориентировки в формально-грамматических составляющих языка (эффекты стекла).

· Ограниченная осознанность формально-грамматических средств построения высказываний и способов их членения.

· Высокая ориентированность на непосредственные коммуникативные условия речи, на непосредственный ситуативный и мотивационный контекст, при слабой ориентированности в контекстах отвлеченных и надситуативных высказываний.

Источник

Формирование речи, овладение словом и лексико-грамматическим строем, развитие связной речи детей многосторонне рассматривается в работах многих авторов, таких как Кольцова М.М. (1979), Винарская Е.Н., Жинкин Н.И. (1958), Розенгард-Пупко Г.Д. (1948), Эльконин Д.Б. (1958), Лурия А.Р. (1956), Гвоздев А.Н. (1961), Красногорский Н.И., Рубинштейн С.Л. (1941) и другие.

Н.И. Красногорский выделяет следующие этапы развития речи у детей:

ПЕРВЫЙ ПРЕДРЕЧЕВОЙ ПЕРИОД (первый год жизни):

  • 1) подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций; образование недифференцированных голосовых шумов и звуков (с 3 до 6 месяцев);
  • 2) гуление; образование голосовых недифференцированных гортанных, глоточных, ротовых, губных шумов и отдельных неопределенных речевых звуков;
  • 3) лепет как первичная форма речевого потока, состоящего из недифференцированных голосовых звуков, вызванных подражанием.

ВТОРОЙ ПЕРИОД – ОБРАЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ И ИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВКА (второй год жизни):

  • 1) синтез слогов (6 – 12 месяцев); опосредование ими внешних раздражителей;
  • 2) синтез слоговых двучленных цепей (9 -12 месяцев) и их автоматизация;
  • 3) образование первых 5 – 10 слов (8 -10 месяцев).

ТРЕТИЙ ПЕРИОД (третий год жизни):

  • 1) обогащение словарного фонда до 500 слов и больше;
  • 2) образование и автоматизация речевых цепей от двучленных до многочленных шаблонов;
  • 3) совершенствование произношения отдельных слов и речевых шаблонов.

ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД (четвертый год жизни):

  • 1) обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше;
  • 2) удлинение и усложнение речевых цепей; число слов в речевых цепях достигает 9 – 10;
  • 3) накопление и автоматизация речевых цепей и формирование более сложных речевых потоков;
  • 4) усиленно громкое произношение речевых цепей, способствующее их укреплению;
  • 5) укрепление, упрочение речевых стереотипов и их автоматизация;
  • 6) дальнейшее улучшение неправильно произносимых фонем и слов в речевых цепях;
  • 7) появление простых подчиненных словарных цепей или придаточных предложений.

ПЯТЫЙ ПЕРИОД (пятый год жизни):

  • 1) дальнейшее обогащение словарного фонда;
  • 2) выработка приспособительной громкости произношения;
  • 3) развитие подчиненных сложных словарных цепей или придаточных предложений.

С.Л. Рубинштейн (1941) указывает на то, что в течение первого, подготовительного, периода развития речи, до того, как ребенок начинает говорить, он, прежде всего, приобретает некоторый пассивный фонематический материал, овладевает своим голосовым аппаратом и научается понимать речь окружающих.

Около начала третьего месяца у ребенка появляется лепет, как бы игра звуком. В лепете ребенок овладевает произнесением разнообразных, свободных по отношению к инстинктивным реакциям звуков.

Примерно в этот же период (1г.6м. – 1г.8м.) ребенок начинает осваивать элементарную морфологию слова. Характерно, что именно к периоду, когда слово начинает приобретать морфологические дифференцированные формы, относится огромный скачок в словаре ребенка. Если до этого в словаре ребенка преобладали аморфные слова, которые могли обозначать что угодно, и поэтому в этот период он мог обойтись небольшим количеством слов, имевших разные значения в зависимости от ситуации, жеста и интонации, то теперь значение слова сужается и словарь увеличивается. Происходит усвоение грамматики родного языка и строение слова из симпрактического становится синсемантическим; ребенок оказывается вынужденным обогатить свой словарь, т.е. приобрести другие слова, которые адекватно отражали бы не только предмет, но и качество, действие, отношение.

Основным показателем сформированности грамматического строя речи исследователи считают употребление сложных грамматических форм. В 2 года 3 месяца – 3 года дети усваивают служебные слова, важные для выражения синтаксических отношений и сложные бессоюзные предложения, появившиеся в речи малыша месяцем-двумя раньше, постепенно становятся союзными. Однако, по данным А.Н.Гвоздева (1961), многие появившиеся на третьем году жизни высказывания остаются недостаточно освоенными не только на четвертом, но даже на пятом году жизни. Не растет в ряде ситуаций и число сложных предложений (8 – 11%).

На пятом году жизни сохраняется и совершенствуется восприимчивость к освоению всех сторон, всех элементов родного языка.

Обогащается лексика и формы ее использования, а следовательно распространяется структура простого предложения. Если в процессе наблюдения и рассматривания картин обращать внимание детей на красоту явлений природы, уже в 4 – 6 лет они начинают осваивать соответствующий словарь и способы характеристики. Хотя пока они в основном говорят о цвете и размере объектов, третья часть даваемых ими определений, развернутые, т.е. с перечислением 2-3 признаков, элементами сравнения, объяснения: «Снег белый и немножко голубой», «Блестит, как золотой». На пятом году несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных, наречий. Это благоприятствует распространению простых предложений и превращению их в сложные.

Начиная с пятого года жизни, можно наблюдать дифференцированное, в зависимости от ситуации и темы высказывания, использование языковых средств. Так, высказываясь о явлениях природы, дети в 3 – 7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями. В высказываниях по поводу знакомых, понятных явлений общественной жизни активизируется в 2 – 2,5 раза употребление глаголов. В высказываниях о природе их мало (11-16 %) .

Возросшая, на пятом году, активность и самостоятельность в деятельности облегчает детям освоение функций речи: общение со взрослыми и друг с другом, умения понятно выразить суждение, сопровождать речью свои действия. Благодаря этому на пятом году, как никогда в последующем, высока речевая активность. Ребенок произносит в среднем 180 – 210 слов в течение 30 минут игры. У детей большая потребность объяснить друг другу то, что они видят и знают – 40% от общего числа поводов возникновения высказываний. В этих ситуациях дети произносят так много сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познавательном отношении занятиях по родному языку. Морфологический строй высказывания (в смысле частоты использования глаголов, прилагательных, наречий) при этом не хуже, чем на занятиях.

Об интересе детей пятого года к миру людей свидетельствует наличие в их высказываниях большого числа существительных, обозначающих военные и гражданские профессии, имена собственные.

Ближе к пяти годам в высказываниях увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди существительных те, которые характеризуют нравственный облик («чистюля», «смельчак»).

Словарь разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно разнообразны. Они характеризуют выполнение правил и оценивают поведение (правильно-неправильно, плохо-хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности, общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 4 – 5 лет становятся регулятором поведения детей.

Наречия и прилагательные, которые служат для характеристики действий, поступков (дружно, заботливо, без просу, веселый, верный и др.) редко встречаются и в рассказах, и в повседневном общении детей. Поэтому уже в средней группе наряду с навыками общественного поведения у детей следует формировать и соответствующий словарь.

У части воспитанников старших и подготовительных групп в самостоятельных высказываниях заметно возрастает по сравнению с пятым годом жизни число глаголов. При определенных условиях, например, если дети любят совместно со взрослыми или сверстниками рассматривать иллюстрации, картинки, это может совершенствовать пользование речью. И дело не только в том, что вокруг глагола, как активной части речи, легко группируются другие части речи, что естественно усложняет грамматический строй. С помощью глаголов дети нередко характеризуют поступки, выражают свое отношение к людям. Как показали наблюдения, дети 5 – 7 лет, которые в самостоятельных высказываниях употребляют достаточное количество глаголов, легче домысливают сюжет, т.е. выделяют скрытые связи, высказывают оценочные суждения.

Однако вне занятий возможность активного употребления в речи разнообразных глаголов и построения на этой основе сложных высказываний для детей 5 – 7 лет в настоящее время ограничена. У детей не воспитан интерес к соответствующим видам деятельности, например, рассматриванию книг, картинок.

Можно сказать, что в самостоятельных высказываниях детей 6 – 7 лет, по сравнению с воспитанниками средних групп, существенно не меняется ни морфологический состав, ни уровень сформированности признаков связной речи. В старшей и подготовительной группах речевая активность детей во время игр и других видов самостоятельной деятельности значительно (в 2-3 раза) снижается. Причину этого некоторые авторы, в частности А.Р.Лурия, склонны искать в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Само по себе снижение речевой активности можно не считать отрицательным явлением. Но в старшей и подготовительной группах в сравнении со средней в 1,9 раза (с 40 %) уменьшаются случаи объяснения чего-либо товарищу, когда речь наиболее сложна в грамматическом отношении и совершенна в лексическом

На первых порах становления фразовой речи отличительной чертой являются колебания в грамматическом оформлении предложений. Нередко наблюдается такое явление, когда внутри одного предложения одни синтаксические отношения имеют грамматически правильное оформление, а другие – не имеют, поэтому такое предложение оказывается грамматизованным только частично. Полная же грамматизация разных типов предложений происходит неодновременно и находится в тесной взаимосвязи с усвоением ребенком отдельных грамматических категорий.

Формированию синтаксической структуры предложений способствует овладение парадигмой глагола, так как глагол чаще всего выступает в роли предиката в структуре предложения. Важной особенностью глагола является то, что он занимает, как правило, центральное положение в семантической структуре предложения.

В современных исследованиях по семантике глагол рассматривается обычно как один из видов предикатов – как основной предикат, выступающий в качестве ядра предикативных выражений и предложений.

Предложение – основная единица синтаксиса, т.к. в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или читающему.

Предложение имеет следующие признаки:

  • – предложение имеет грамматическую основу,
  • – предложение является высказыванием о предмете речи,
  • – предложение является единицей общения,
  • – предложение характеризуется интонационной законченностью.

Предложение – это стандартная языковая форма существования высказывания; высказывание – воплощенное в речи видение ситуации, а ситуация – выделенный нашим сознанием пласт реальных событий.

При описании ситуации ключевую роль играют глаголы. Основным синтаксическим признаком глагола является его склонность выступать в роль сказуемого.

Через сказуемое предложение оказывается привязанным к ситуации; говорящий, его намерения, желания, цели соединяются с независимо существующей действительностью – и получается высказывание. Чтобы подчеркнуть способность сказуемого соотносить нашу речь (а конкретно – предложение) с действительностью, сказуемое также называют предикатом, а само это удивительное его свойство – предикативностью. Предикативность обычно выражается грамматически – в категориях времени и наклонения глагола и представляет собой связь речевого высказывания и действительности.

С точки зрения структуры предложения глагольное сказуемое занимает центральное положение, поскольку от него (прямо или опосредовано) зависят все прочие члены предложения.

С точки зрения смысла предложения самым главным его членом является сказуемое, выраженное глаголом: ведь оно концентрирует в себе свойство предикативности. Предикативность глаголов состоит в том, что они как единицы речи используются для выражения мыслительного содержания, т.е. обозначают и значат… Глаголы в первую очередь – «мыслительные единицы» [28], выявляют свойство предикативности, т.е. они могут быть также подведены под формулу отождествления «это – есть это» – «что-то мыслится о чем-то». Таким образом, выявив основное свойство языковых единиц (глаголов), как единиц одной из составляющих триединого комплекса мысле-рече-языковой деятельности, мы получили эффективный способ выделения психолингвистических единиц – единиц мысли, речи, языка.

Источник