Этапы речевого развития ребенка гвоздевой
Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Период
Подпериод, возраст
Развитие предложения (фразы)
Усвоение речи
Слоговая структура слов
Усвоение звуковой стороны речи
Объем и типы предложений
Грамматический строй
Существительные
Глаголы
Прилагательные
Местоимения, наречия
Служебные части речи
Звуки
Стечения согласных
Предложения из аморфных слов-корней
Однословные, 1 год 8 мес.
Отдельные слова (около 27 слов)
Нет
Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)
Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)
Нет
Нет
Нет
В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)
А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь
Нет
Из двух корней, 1 год 8 мес
Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)
Нет
Несклоняемые
Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»
Нет
Нет
Нет
Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается
Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный
Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк
Усвоение грамматической структуры предложения
Первые формы слов, 1 год 10 мес. – 2 года
Рост предложения до 3-4 слов
Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.
Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы
Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.
Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.
Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)
Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не
В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах
Твердые согласные н, т, д
Большинство стечений согласных замещаются одним звуком
Усвоение флексной системы языка, 2 года – 2 года 6 мес.
Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами
Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы
Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)
Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род
23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.
Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.
Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда
В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки
Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков
Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно
Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года
Развитие сложного предложения
Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода
Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности
Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение
Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия
Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений
Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.
Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах
Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц
Заканчивается усвоение стечения согласных
3—4 года
Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений
Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы
>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»
Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок
Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных
Усваиваются сравнительные степени наречий
Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы
Звуковая сторона речи усвоена полностью
4 года – 6 лет
Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который
Практически усваиваются все частные грамматические формы
Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах
Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм
Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах
Употребляется одно деепричастие сидя
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях
Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении
Источник
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Источник
Схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)
Период
Под-
период (этап)
Воз-
раст
Развитие предложения (фразы)
Усвоение частей речи
Слоговая структура слова
Усвоение звуковой стороны языка
Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Объем и типы предложений
Грамматический строй
Существи-
тельные
Глаголы
Прилага-
тельные
Местоимения, наречия
Служебные части речи
Звуки
Стечения согласных
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Предложения из аморфных слов-корней
Однословное предложение
1г. 3 м.
1г. 8 м.
отдельные аморфные слова в роли предложений (27 слов)
Нет
Несколько названий лиц, предметов
(22 слова)
Несколько позже сущ. появляются названия действий «ди», «бух» (5 слов)
Нет
Нет
Нет
Часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га-га».
а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь.
Нет
Нет
Предложения из двух слов-корней.
1г. 8 м.
Объединяет в одном предложении два аморфных слова
Нет
Несклоняемые
Неспрягаемые формы во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «неси», «дай».
Нет
Нет
Нет
Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных часто путается один из слогов.
Хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный
Появляется в середине некоторых слов: льк, ськ, цьк,
Нет
Усвоение грамматической структуры предложения
Первые формы слов
1г.10м.
2 года
Рост предложения до 3-4 слов
Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именит. падежа с глаголом, развивается приглагольное подчинение. Многие предложения строятся аграмматично.
Разграничено начинают употреблять следующие падежи: винит. с окончанием–у; Именит. мн.ч. с окончанием –ы, -и (фонетич. всегда и); Иногда предложный с окончанием–е
Суффиксы уменьшительности
Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, инфинитив, настоящее время 3-го лица ед. числа. Часто опускаются приставки.
Появляются с 2 лет без согласования с существительными чаще в им. пад. ед. числа муж. и жен. рода
Вот, там, где (де), еще, хорошо (лассо) не надо, надо и др. Смешиваются личные местоимения. (о себе говорит в 3-м лице)
Нет предлогов и союзов. Частицы: ка, да, то, не
В трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу),может сохраняться количество слов в четырех -сложных словах
К 2 годам твердые:
н, т, д
Боль-шинство стечений заме-щаются одним звуком
Нет
Усвоение флексой системы языка
2 года
2 г. 6 м.
Дальнейший рост простого предложения Появляются бессоюзные сложносочиненные, затем с союзами.
Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам,вилкам». Суффиксы –ок, -чик и др.
Усваивается дательный и творит. падеж. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед.числе: –у, -е, -а,
-ом, реже –ой. Во мн.числе –ы (фонетически –и).
Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.числа). настоящее и прошедшее время. В прош.времени смешивается род.
23 прилагательных. Иногда нарушается согласование и употребляется после существительных. Мн.число только в именит.падеже.
Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее.
Появляются предлоги: в. на, у, с.
Союзы: и, то ,а, потому что,
тогда, когда.
В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки.
Твердые
с, л, затем:
ы, в, р, з.
Смешение артикуляционно близких звуков.
Все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно.
Нет
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Усвоение служебных частиц речи
2 г. 6м.
3 года
Развитие сложного предложения
Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода.
Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.числа: -ов, -ами, ах. Начинается влияния окончания ов на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а. (рога, стулья); суффиксы увеличенности, принадлежности.
Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок. На месте одних приставок иногда употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело».
С 3-х лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Появляются краткие причастия.
Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений
Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.
Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
Ч, ш, ж, щ, твердый ц
Заканчивается усвоение групп согласных
Нет
Усвоение морфологической системы русского языка
3 года
4 года
Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения
Разграничение однозначных морфологических элементов по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев – нулевая флексия. Собственные словоформы.
Продолжается влияние окончания –ов на другие склонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении.
Часто нарушается чередование в основах. Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок.
Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных.
Усваиваются сравнительные степени наречий.
Предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько, столько. Частица: бы
при усвоенном наклонении.
Звуковая сторона речи усвоена
После 3-х лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов.
4 года
6 лет
Иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который.
Усваиваются все частные грамматические формы.
Овладевает окончательно всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах.
Нарушается чередование в основах глагола при создании новых форм.
Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах.
Употребляется одно деепричастие сидя
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.
С 4-х лет 6 мес. Попытка объяснить слова на основе их значения («детские этимологии») С 5-ти лет размышления по поводу рода существительных, наблюдения над синонимами.
Источник