Этапы речевого развития ребенка гвоздев
Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Период | Подпериод, возраст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение речи | Слоговая структура слов | Усвоение звуковой стороны речи | ||||||
Объем и типы предложений | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные части речи | Звуки | Стечения согласных | |||
Предложения из аморфных слов-корней | Однословные, 1 год 8 мес. | Отдельные слова (около 27 слов) | Нет | Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов) | Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов) | Нет | Нет | Нет | В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту») | А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь | Нет |
Из двух корней, 1 год 8 мес | Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов) | Нет | Несклоняемые | Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай» | Нет | Нет | Нет | Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается | Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный | Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк | |
Усвоение грамматической структуры предложения | Первые формы слов, 1 год 10 мес. – 2 года | Рост предложения до 3-4 слов | Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны. | Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы | Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки. | Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р. | Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице) | Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не | В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах | Твердые согласные н, т, д | Большинство стечений согласных замещаются одним звуком |
Усвоение флексной системы языка, 2 года – 2 года 6 мес. | Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами | Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы | Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и) | Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род | 23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п. | Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др. | Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда | В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки | Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков | Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно | |
Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. – 3 года | Развитие сложного предложения | Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода | Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности | Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение | Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия | Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений | Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. | Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах | Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц | Заканчивается усвоение стечения согласных | |
3-4 года | Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений | Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев – нулевая флексия. Появляются собственные словоформы | >Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне» | Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок | Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных | Усваиваются сравнительные степени наречий | Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы | Звуковая сторона речи усвоена полностью | |||
4 года – 6 лет | Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который | Практически усваиваются все частные грамматические формы | Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах | Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм | Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах | Употребляется одно деепричастие сидя | Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях | Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении |
Источник
ОНТОГЕНЕЗ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
В исследованиях А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961) подробно освещены этапы последовательного овладения ребенком различными сторонами русского языка. Им описана поэтапность усвоения структуры предложений, разных частей речи, их грамматического и фонетического оформления, раскрыты закономерности закрепления навыков пользования различной слоговой структурой. А.Н. Гвоздев подчеркивал, что в норме развитие языковых компонентов претерпевает определенные изменения, хотя процесс усвоения родного языка протекает в очень короткие сроки.
Другие исследователи (А.Н. Леонтьев, Г.Л. Розенгард – Пупко, Н.И. Жинкин и др.) выделяют разные этапы становления речи детей. Представляется наиболее оптимальный следующий вариант такого деления.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (от рождения до 1 года)
Первые голосовые реакции ребенка – крик и плач наблюдается сразу после рождения.
В 2-3 месяца отмечается нечленораздельное, аморфное воспроизведение звуковых комплексов – гуление.
После 5-ти месяцев гуление переходит лепет. Лепет – это начало собственной речи ребенка. Лепетные реакции состоят из гласных и согласных раннего онтогенеза. Ребенок многократно повторяет отдельные слоги (ма-ма-ма), таким образом тренирует мышцы артикуляционного отдела.
С 3-6 месяцев ребенок начинает поворачиваться на голос.
С 7 месяцев узнает голоса окружающих его родных и близких.
В 8-9 месяцев реагирует на свое имя.
После 9 месяцев с удовольствием выполняет элементарные словесные просьбы, типа «Помаши ручкой – до свидания», «Похлопай в ладошки», «Поиграй в сороку» и т.д. К 11-ти месяцам он воспринимает имена хорошо знакомых лиц, названия предметов.
К году ребенок довольно четко произносит первые слова, типа мама, баба, деда и т.д. Понимает 30 лепетных слов.
ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (от 1 года до 3 лет)
Он характеризуется, прежде всего, расширением объема понимания речи и активизацией словарного запаса. Отмечается появление новых лов, обозначающих любимые игрушки (гадя – гусеница), продукты питания (агу – огурец, яба – яблоко), животных (бака – собака, катя – кошка), птиц (гага – гусь, коко – курица) и т.д. Произношение этих слов далеко от нормативного, но именно их появление является показателем начала активного развития речи ребенка.
Выделяется период усвоения предложений из аморфных слов – корней:1г.3 мес.- 1 г. 8 мес. – однословные предложения – «бах», затем предложения их нескольких слов-корней: «ма, да» – «мама, дай».
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. К двум годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Можно определить следующий порядок формирования падежных окончаний (по данным А. Н. Гвоздева) у детей с нормальным речевым развитием:
- год 1 мес. – 2 года. Именительный, винительный падеж для обозначения места. Предлог опускается (положи мяч стол).
- года – 2 года 2 мес. Дательный падеж для обозначения лица (дан Вове), направления (предлог при этом опускается: иди маме); творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом); предложный падеж со значением места – предлог опускается (лежит сумке).
2 года 2 мес. – 2 года 6 мес. Родительный падеж с предлогами у, из со значением направления (из дома); творительный падеж со значением совместности действия с предлогом с (с мамой); предложный падеж со значением места с предлогами на, в (на столе).
2 года 6 мес. – 3 года. Родительный падеж с предлогами для, после (для мамы, после дождя); винительный падеж с предлогами через, под (через речку, под стол).
Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.
Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. – 10 – 15 слов; к концу 2-го г. – 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов)
ДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (от 4 лет до 7 лет)
Характеристика звукопроизношения и фонематического слуха
В возрасте 3-4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками то, д, ф, в; аффрикаты ч, щ заменяются на ть, ц, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль, в, уа.
В 4 года исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки то – д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко.
В 5 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть отдельные ошибки при их дифференциации в малознакомых, трудных словах. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки.
В 6 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К 5 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит чисто.
Характеристика словарного запаса
При нормальном речевом развитии ребенка и благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро. Он увеличивается как в количественном, так и в качественном отношении (например, в возрасте 3-4 лет словарь составляет от 600 до 2000 слов). Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, стараются активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположными значениями, словами-синонимами.
Одновременно с увеличением количественной и качественной сторон словарного запаса у детей постепенно формируется навык словообразования.
Так, четырехлетние дети совершенно свободно образуют существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами: пальчик, зайчик, лобик, песик, носик, куколка, платьице.
Дошкольники в 5-6 лет легко выполняют упражнения на словообразование. От одного корня они могут образовать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др. (Например: красный, краснеть, краснота; ловец, ловля, ловить; плавать, пловец, плавучий).
Дети справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных, причем это касается не только обиходных, часто встречающихся слов (железо, железный, стеклянный, деревянный), но и менее употребительных в быту слов: ситцевый, снежный, бумажный, песочный, картонный, пластмассовый.
Характеристика грамматического строя.
К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех трех родов, с числительными в именительном падеже.
Характеристика связной речи.
На четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением. Довольно рано, примерно к 3- 4 годам, они начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В их речи отмечается наличие почти всех придаточных предложений (кроме определительного).
В этом возрасте они задают много вопросов взрослым, пытаются объяснить свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если мама разрешит; Вова там, где воспитательница и т. д.).
После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно декламируют стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.
После 5 лет дети способны рассказать о виденном, или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает).
После 6 лет они могут придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен составить рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.
Источник
. . . , , . .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru/
1.
1.1 .. . –
1.2 ..
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6 , ,
2.7
2.8
P p a. p a p pa a p pa.
P p pp p a p , p , ca .
p po a po po apap , o . po p , o oo , o p o p p op, a , oe a. , o a pe pa , pe o . a ao pa pe po oa o , pa o – pa pe a.
e : e e , e o , o , o , , o – e . e pa , a a , o a. o a, .
, o ee pe e , pa pe pa , aa, ap po pa po. e pe e o, e pe pa ee .
ep pa e, ao, , po pe .
: .
.
.
:
1. – .
2. .
3. .
: , , .
1.
1.1 .. . –
a . . – pa cc ce C Kpac pa, p 28 ap 1892 a. 1904 c e acc pa a. 1907. ca e ce 1913. o co o ee oa. 1913. oc ca-cc -o a e. oc e , c ep, ep e, o o 1918.
1918, o o oo, e e, ea a, , a ec , e , a.
e aa e e , 1922 a e a .
e a e oa .. ae: 1) acc e o, 2) e e , oc , a acc o , 3) ep e o a.
o , o c cc e o oa 390 ce o e e. a a 1925 e o a ” cc o “, ee a a aa ac e o.
e, ..o e , oo oa eo. 1925 . a a a, o a e .
1938 . e o o a .. o a.
. . 1938 a a . a c a, a , o o , a , o e acc e, o a e , a o .
a o o o . 1943 . a cc ” a cc “. ac e a.
1944 . ae , 1945. ae – opp . e a oe, o, , op. o ” o pe , ” cc “, ” cc : cc o, . o a o 70- o “a o oe.
1953. .. o (), a, e o, o . a o o .. a o op co: o “o e ” ” e cc , a ” e cc “
ae .. e . . o o o a, , a a. o o 6 , o e , o , e e .
c . , , , e e – 1 8 9- ( 1930 ). o a o , o o .
, o a o e e.
.. e e, o e e ce e . e e , o p, a e o o o e. o o o y y o, a, o. a o o a – o . O e p a ., e o e y.
c e o o o-a, o a o. a o, a o , e, a a o a, o o, eo . pa a .. oo a. a , , , , , . a o, o o o .
o a, e e , pa a pa e opo, oe o o e co e, e, a a o e. o o c e o , o o , , -.
.. 19 1959 .
1.2 ..
o , o e o. opo, o o a .. a, o , po oo oa.
e a o o o o o o a : 730 3 9 7 4.
e .. e o, a a a.
.. o 7 9- a ( 1921 ; e 1941, ep e.)
o 1981, a , e o 1. a o .
o a o e a e. a, e o o, oo e e oo o
e cce 1 1 1 7 20.
.. e o, e 19 . 1 7 20 , 24 61.
, 1 4 – ( ) – , -.
1 7, : , , , , ().
o o o o aa, e 1 7 20 o e o e .
1 9- 1 10- 14 .
1 7 1 9 (7- 17 1923.)
a : pe o . ; ; ; ; ; ; ; ; .
a aoe e o , e a:
e o o a o a opooc p o ca . e o, o ea o 2;
a o o e.
op pa e o o a. .. . oo oa oe e, e a a e e.
.. , , . .
, . — . , , .
1,5-2 — . , . . , (, , , ), ; (, , ), , (, , ), .
4 : , -, -, .. , , . – , .
, 4- 5- — . . , , , .
7-8,5 -, -, – .., . , , — , . — — , , , . – () — , . , , , , .
8,5–9 . 9-10 , .
. . , — 11-12 , 8-9 .
– . 1 3- (2 ).
1,5 .
: -; -; – ..
2-3 .
-; -; .
4 .
: —– .
4 – 8,5 .
. : (-, -, – .) .
8,5 – 9,5 .
: . . .
. , , 1000-1500 .
a o , e e a oe o. po a o o o oo e, a e aa po a o a o. o o o e e o o o-c a: o a, a, a, e o, o, o , o e e o o o e.
o o e a e e e o o e e eo oe ao a op po a; o e pa a o, o o o e o o a, o po co a e. o a e, a e a o o. a o o o ee o a, a o o a e a.
e, o e e o, o a a. pe pe o a “” . o o? a op co pe? ” , pe a pe o o c pa, a a o, e cc e a co op op, ep o o o o oco e e, a cc a
e . e o o e”. .. – ., 1961
Pe op, o a pa pe. po o a e o opo , o po, o pa e op o op , a o o e. a a ” “, “” e e o, o a a pe pe e.
2.
, o e c o o o e oc e. e, po e, o o, a, .
o a e – o o op; pa pe a o e co e, o e o , a cce o.
e , po, o a e (. . )
2.1
Pa pe pa co, o pa, pa o. Po cpe o a, cc o o e. oc oe cco . . o o: o ep, o e pa , o op pa, c o ( . . ).
e e o , o o – , peo c, e.
o pe po pa , , . o cc , , , pe pa apa . . . , , o p a pa ( ). pa, o: ) o, ) ) o ( . . . – .: , 1989. .14-15.)
, . .
2.2
o o oc pa : pe, p, o, e e o o . o o a o pa e. pe pa pe c o e e. o o o e pe . , o o op cce o e.
a o o ee o a e. xa e pe , co pee . pe .
, pe , e pe pe, p p pe pa . a, e pa , ec o .
2.3
o pe pa , -e e o o . e a o e oc . . , a o , o a c .
, . , , , , , .
. . . , ( 1 . 4 .). – , . , ., , , , (, , , ).
. . , : , – , – ( ).
. . . : , , ( , , ).
2.4
– , . : , , .
: 1) , ; 2) , , , ; 3) . , . – , : , , . (. . , . . ). – , , .
– . – . , .
2.5
, , , .
( ). , .
. , , , .
, , , – . , . , , , , .
, . . . , , , , . , , .
, . , , , -. -: , , , .
. : , , . . , , , , , , .
2.6 , ,
.
. , , . , , . – , , , , (- . . ). . .
. , , , .
. , . . , . . , , .
– , , . – , , , .
, 2 – 3 , .
, . , . , . , . .
. . . . (. . , . . , . . , . . ) , .
(. . , . . ) , , – -, .
:
* (, , , );
* (): , , , , , ; , : , , ;
* , , – , , , ; , , , ; .
, , , – ( , , ; , ). , , .
, , . , : , , , . , . , .
– .
, , , . : ; , ; , , .; .
.
. , , , .
( ) . , . . , . . , . . , . . , . . . , .
. . . , . . , . . , . . . , .
: , , ; ; , ; ; , . , . . , , .
, , .
, . . , : , , , .
, , . , . , : , , . , – .
: , .
. , . . , .
. , , . – . ( ?), , , . , , , . , , . , , ( , , ; ?). , . .
– . , , .
, , , , . . . . .
, . , ( ), , ( ). , , , ( – ). ( ) , , . .
( 8 , , , ) (: . – . . . . ). , – .
, , . , , , , . , . , , , , , , , – , . .
. . – , , . , , . . . , . , , , . , .
, , . , .
, , , (, ).
. , , . . , , , . , , . , , . . . ( . . . ). , .
( . . ) , . , , . .
. , , , , , , , . ( . , . )..
, , . , . . , (. . ).
. . , . . , . . , . . , . .
. . , . . , . . , . . , . . , . . , . . , . . , . . , , . , : , , , , , .
– . . – , . , (, ), , . , , . – , . – . , .
– , , . – , , .
2.7
, . . . . . , – , , , . , , .
, . . . , , , , . , .
, – . , .
2.8
, .
– , . , , (. . ).
, . : , , , . , .
, , . ( , ), . . . .
, . . . , , , , – .
– , , , .
, , . – , , , .. , . , . – . .
, , , . , , . , .. .
, . . , , , . , , , . , – .
, (2 6 — 5 ), , , , – – . , , .
, – , , .
5-6 . , , . .
[118,1 K], 13.01.2010
. . . . .
[45,1 K], 15.11.2010
, , . – , .
[44,5 K], 16.02.2011
. . . .
[34,0 K], 22.02.2011
. – . . .
[111,0 K], 15.02.2015
. . . .
[49,3 K], 19.03.2011
, . . . .
[162,8 K], 23.02.2012
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник