Этапы речевого развития ребенка гвоздев

Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)

Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда

Период

Подпериод, возраст

Развитие предложения (фразы)

Усвоение речи

Слоговая структура слов

Усвоение звуковой стороны речи

Объем и типы предложений

Грамматический строй

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Местоимения, наречия

Служебные части речи

Звуки

Стечения согласных

Предложения из аморфных слов-корней

Однословные, 1 год 8 мес.

Отдельные слова (около 27 слов)

Нет

Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)

Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)

Нет

Нет

Нет

В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)

А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь

Нет

Из двух корней, 1 год 8 мес

Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)

Нет

Несклоняемые

Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»

Нет

Нет

Нет

Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается

Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный

Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк

Усвоение грамматической структуры предложения

Первые формы слов, 1 год 10 мес. – 2 года

Рост предложения до 3-4 слов

Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.

Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы

Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.

Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.

Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)

Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не

В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах

Твердые согласные н, т, д

Большинство стечений согласных замещаются одним звуком

Усвоение флексной системы языка, 2 года – 2 года 6 мес.

Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами

Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы

Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)

Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род

23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.

Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.

Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда

В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки

Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков

Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно

Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. – 3 года

Развитие сложного предложения

Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода

Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности

Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение

Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия

Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений

Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.

Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах

Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц

Заканчивается усвоение стечения согласных

3-4 года

Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений

Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев – нулевая флексия. Появляются собственные словоформы

>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»

Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок

Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных

Усваиваются сравнительные степени наречий

Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы

Звуковая сторона речи усвоена полностью

4 года – 6 лет

Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который

Практически усваиваются все частные грамматические формы

Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах

Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм

Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах

Употребляется одно деепричастие сидя

Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях

Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении

Читайте также:  2 с половиной года ребенку развитие

Источник

ОНТОГЕНЕЗ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В исследованиях А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961) подробно освещены этапы последовательного овладения ребенком различными сторонами русского языка. Им описана поэтапность усвоения структуры предложений, разных частей речи, их грамматического и фонетического оформления, раскрыты закономерности закрепления навыков пользования различной слоговой структурой. А.Н. Гвоздев подчеркивал, что в норме развитие языковых компонентов претерпевает определенные изменения, хотя процесс усвоения родного языка протекает в очень короткие сроки.

Другие исследователи (А.Н. Леонтьев, Г.Л. Розенгард – Пупко, Н.И. Жинкин и др.) выделяют разные этапы становления речи детей. Представляется наиболее оптимальный следующий вариант такого деления.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (от рождения до 1 года)

Первые голосовые реакции ребенка – крик и плач наблюдается сразу после рождения.

В 2-3 месяца отмечается нечленораздельное, аморфное воспроизведение звуковых комплексов – гуление.

После 5-ти месяцев гуление переходит лепет. Лепет – это начало собственной речи ребенка. Лепетные реакции состоят из гласных и согласных раннего онтогенеза. Ребенок многократно повторяет отдельные слоги (ма-ма-ма), таким образом тренирует мышцы артикуляционного отдела.

С 3-6 месяцев ребенок начинает поворачиваться на голос.

С 7 месяцев узнает голоса окружающих его родных и близких.

В 8-9 месяцев реагирует на свое имя.

После 9 месяцев с удовольствием выполняет элементарные словесные просьбы, типа «Помаши ручкой – до свидания», «Похлопай в ладошки», «Поиграй в сороку» и т.д. К 11-ти месяцам он воспринимает имена хорошо знакомых лиц, названия предметов.

К году ребенок довольно четко произносит первые слова, типа мама, баба, деда и т.д. Понимает 30 лепетных слов.

ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (от 1 года до 3 лет)

Он характеризуется, прежде всего, расширением объема понимания речи и активизацией словарного запаса. Отмечается появление новых лов, обозначающих любимые игрушки (гадя – гусеница), продукты питания (агу – огурец, яба – яблоко), животных (бака – собака, катя – кошка), птиц (гага – гусь, коко – курица) и т.д. Произношение этих слов далеко от нормативного, но именно их появление является показателем начала активного развития речи ребенка.

Выделяется период усвоения предложений из аморфных слов – корней:1г.3 мес.- 1 г. 8 мес. – однословные предложения – «бах», затем предложения их нескольких слов-корней: «ма, да» – «мама, дай».

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. К двум годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Можно определить следующий порядок формирования падежных окончаний (по данным А. Н. Гвоздева) у детей с нормальным речевым развитием:

  1. год 1 мес. – 2 года. Именительный, винительный падеж для обозначения места. Предлог опускается (положи мяч стол).
  2. года – 2 года 2 мес. Дательный падеж для обозначения лица (дан Вове), направления (предлог при этом опускается: иди маме); творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом); предложный падеж со значением места – предлог опускается (лежит сумке).

2 года 2 мес. – 2 года 6 мес. Родительный падеж с предлогами у, из со значением направления (из дома); творительный падеж со значением совместности действия с предлогом с (с мамой); предложный падеж со значением места с предлогами на, в (на столе).

2 года 6 мес. – 3 года. Родительный падеж с предлогами для, после (для мамы, после дождя); винительный падеж с предлогами через, под (через речку, под стол).

Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.

Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. – 10 – 15 слов; к концу 2-го г. – 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов)

Читайте также:  Развитие ребенка раскраски мышление головоломки распечатать

ДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (от 4 лет до 7 лет)

Характеристика звукопроизношения и фонематического слуха

В возрасте 3-4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками то, д, ф, в; аффрикаты ч, щ заменяются на ть, ц, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль, в, уа.

В 4 года исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки то – д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко.

В 5 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть отдельные ошибки при их дифференциации в малознакомых, трудных словах. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки.

В 6 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 5 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит чисто.

Характеристика словарного запаса

При нормальном речевом развитии ребенка и благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро. Он увеличивается как в количественном, так и в качественном отношении (например, в возрасте 3-4 лет словарь составляет от 600 до 2000 слов). Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, стараются активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположными значениями, словами-синонимами.

Одновременно с увеличением количественной и качественной сторон словарного запаса у детей постепенно формируется навык словообразования.

Так, четырехлетние дети совершенно свободно образуют существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами: пальчик, зайчик, лобик, песик, носик, куколка, платьице.

Дошкольники в 5-6 лет легко выполняют упражнения на словообразование. От одного корня они могут образовать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др. (Например: красный, краснеть, краснота; ловец, ловля, ловить; плавать, пловец, плавучий).

Дети справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных, причем это касается не только обиходных, часто встречающихся слов (железо, железный, стеклянный, деревянный), но и менее употребительных в быту слов: ситцевый, снежный, бумажный, песочный, картонный, пластмассовый.

Характеристика грамматического строя.

К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех трех родов, с числительными в именительном падеже.

Характеристика связной речи.

На четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением. Довольно рано, примерно к 3- 4 годам, они начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В их речи отмечается наличие почти всех придаточных предложений (кроме определительного).

В этом возрасте они задают много вопросов взрослым, пытаются объяснить свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если мама разрешит; Вова там, где воспитательница и т. д.).

После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно декламируют стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.

После 5 лет дети способны рассказать о виденном, или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает).

После 6 лет они могут придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен составить рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.

Источник

. . . , , . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

1.

1.1 .. . –

1.2 ..

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6 , ,

2.7

2.8

P p a. p a p pa a p pa.

P p pp p a p , p , ca .

p po a po po apap , o . po p , o oo , o p o p p op, a , oe a. , o a pe pa , pe o . a ao pa pe po oa o , pa o – pa pe a.

Читайте также:  Центр развития ребенка росток павлово

e : e e , e o , o , o , , o – e . e pa , a a , o a. o a, .

, o ee pe e , pa pe pa , aa, ap po pa po. e pe e o, e pe pa ee .

ep pa e, ao, , po pe .

: .

.

.

:

1. – .

2. .

3. .

: , , .

1.

1.1 .. . –

a . . – pa cc ce C Kpac pa, p 28 ap 1892 a. 1904 c e acc pa a. 1907. ca e ce 1913. o co o ee oa. 1913. oc ca-cc -o a e. oc e , c ep, ep e, o o 1918.

1918, o o oo, e e, ea a, , a ec , e , a.

e aa e e , 1922 a e a .

e a e oa .. ae: 1) acc e o, 2) e e , oc , a acc o , 3) ep e o a.

o , o c cc e o oa 390 ce o e e. a a 1925 e o a ” cc o “, ee a a aa ac e o.

e, ..o e , oo oa eo. 1925 . a a a, o a e .

1938 . e o o a .. o a.

. . 1938 a a . a c a, a , o o , a , o e acc e, o a e , a o .

a o o o . 1943 . a cc ” a cc “. ac e a.

1944 . ae , 1945. ae – opp . e a oe, o, , op. o ” o pe , ” cc “, ” cc : cc o, . o a o 70- o “a o oe.

1953. .. o (), a, e o, o . a o o .. a o op co: o “o e ” ” e cc , a ” e cc “

ae .. e . . o o o a, , a a. o o 6 , o e , o , e e .

c . , , , e e – 1 8 9- ( 1930 ). o a o , o o .

, o a o e e.

.. e e, o e e ce e . e e , o p, a e o o o e. o o o y y o, a, o. a o o a – o . O e p a ., e o e y.

c e o o o-a, o a o. a o, a o , e, a a o a, o o, eo . pa a .. oo a. a , , , , , . a o, o o o .

o a, e e , pa a pa e opo, oe o o e co e, e, a a o e. o o c e o , o o , , -.

.. 19 1959 .

1.2 ..

o , o e o. opo, o o a .. a, o , po oo oa.

e a o o o o o o a : 730 3 9 7 4.

e .. e o, a a a.

.. o 7 9- a ( 1921 ; e 1941, ep e.)

o 1981, a , e o 1. a o .

o a o e a e. a, e o o, oo e e oo o

e cce 1 1 1 7 20.

.. e o, e 19 . 1 7 20 , 24 61.

, 1 4 – ( ) – , -.

1 7, : , , , , ().

o o o o aa, e 1 7 20 o e o e .

1 9- 1 10- 14 .

1 7 1 9 (7- 17 1923.)

a : pe o . ; ; ; ; ; ; ; ; .

a aoe e o , e a:

e o o a o a opooc p o ca . e o, o ea o 2;

a o o e.

op pa e o o a. .. . oo oa oe e, e a a e e.

.. , , . .

, . — . , , .

1,5-2 — . , . . , (, , , ), ; (, , ), , (, , ), .

4 : , -, -, .. , , . – , .

, 4- 5- — . . , , , .

7-8,5 -, -, – .., . , , — , . — — , , , . – () — , . , , , , .

8,5–9 . 9-10 , .

. . , — 11-12 , 8-9 .

– . 1 3- (2 ).

1,5 .

: -; -; – ..

2-3 .

-; -; .

4 .

: —– .

4 – 8,5 .

. : (-, -, – .) .

8,5 – 9,5 .

: . . .

. , , 1000-1500 .

a o , e e a oe o. po a o o o oo e, a e aa po a o a o. o o o e e o o o-c a: o a, a, a, e o, o, o , o e e o o o e.

o o e a e e e o o e e eo oe ao a op po a; o e pa a o, o o o e o o a, o po co a e. o a e, a e a o o. a o o o ee o a, a o o a e a.

e, o e e o, o a a. pe pe o a “” . o o? a op co pe? ” , pe a pe o o c pa, a a o, e cc e a co op op, ep o o o o oco e e, a cc a

e . e o o e”. .. – ., 1961

Pe op, o a pa pe. po o a e o opo , o po, o pa e op o op , a o o e. a a ” “, “” e e o, o a a pe pe e.

2.

, o e c o o o e oc e. e, po e, o o, a, .

o a e – o o op; pa pe a o e co e, o e o , a cce o.

e , po, o a e (. . )

2.1

Pa pe pa co, o pa, pa o. Po cpe o a, cc o o e. oc oe cco . . o o: o ep, o e pa , o op pa, c o ( . . ).

e e o , o o – , peo c, e.

o pe po pa , , . o cc , , , pe pa apa . . . , , o p a pa ( ). pa, o: ) o, ) ) o ( . . . – .: , 1989. .14-15.)

, . .

2.2

o o oc pa : pe, p, o, e e o o . o o a o pa e. pe pa pe c o e e. o o o e pe . , o o op cce o e.

a o o ee o a e. xa e pe , co pee . pe .

, pe , e pe pe, p p pe pa . a, e pa , ec o .

2.3

o pe pa , -e e o o . e a o e oc . . , a o , o a c .

, . , , , , , .

. . . , ( 1 . 4 .). – , . , ., , , , (, , , ).

. . , : , – , – ( ).

. . . : , , ( , , ).

2.4

– , . : , , .

: 1) , ; 2) , , , ; 3) . , . – , : , , . (. . , . . ). – , , .

– . – . , .

2.5

, , , .

( ). , .

. , , , .

, , , – . , . , , , , .

, . . . , , , , . , , .

, . , , , -. -: , , , .

. : , , . . , , , , , , .

2.6 , ,

.

. , , . , , . – , , , , (- . . ). . .

. , , , .

. , . . , . . , , .

– , , . – , , , .

, 2 – 3 , .

, . , . , . , . .

. . . . (. . , . . , . . , . . ) , .

(. . , . . ) , , – -, .

:

* (, , , );

* (): , , , , , ; , : , , ;

* , , – , , , ; , , , ; .

, , , – ( , , ; , ). , , .

, , . , : , , , . , . , .

– .

, , , . : ; , ; , , .; .

.

. , , , .

( ) . , . . , . . , . . , . . , . . . , .

. . . , . . , . . , . . . , .

: , , ; ; , ; ; , . , . . , , .

, , .

, . . , : , , , .

, , . , . , : , , . , – .

: , .

. , . . , .

. , , . – . ( ?), , , . , , , . , , . , , ( , , ; ?). , . .

– . , , .

, , , , . . . . .

, . , ( ), , ( ). , , , ( – ). ( ) , , . .

( 8 , , , ) (: . – . . . . ). , – .

, , . , , , , . , . , , , , , , , – , . .

. . – , , . , , . . . , . , , , . , .

, , . , .

, , , (, ).

. , , . . , , , . , , . , , . . . ( . . . ). , .

( . . ) , . , , . .

. , , , , , , , . ( . , . )..

, , . , . . , (. . ).

. . , . . , . . , . . , . .

. . , . . , . . , . . , . . , . . , . . , . . , . . , , . , : , , , , , .

– . . – , . , (, ), , . , , . – , . – . , .

– , , . – , , .

2.7

, . . . . . , – , , , . , , .

, . . . , , , , . , .

, – . , .

2.8

, .

– , . , , (. . ).

, . : , , , . , .

, , . ( , ), . . . .

, . . . , , , , – .

– , , , .

, , . – , , , .. , . , . – . .

, , , . , , . , .. .

, . . , , , . , , , . , – .

, (2 6 — 5 ), , , , – – . , , .

, – , , .

  • 5-6 . , , . .

    [118,1 K], 13.01.2010

  • . . . . .

    [45,1 K], 15.11.2010

  • , , . – , .

    [44,5 K], 16.02.2011

  • . . . .

    [34,0 K], 22.02.2011

  • . – . . .

    [111,0 K], 15.02.2015

  • . . . .

    [49,3 K], 19.03.2011

  • , . . . .

    [162,8 K], 23.02.2012

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник