Этапы речевое развития ребенка с алалией

Этапы речевое развития ребенка с алалией thumbnail

Содержание работы

Задачи

Задания и упражнения

1.Понимание речи

Формировать у детей умения:- различать слова (сущ.), сходные по звучанию (затем различающиеся лишь одним звуком);- различать слова (глаголы), близкие по звучанию;

– не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации;

– различать названия действий, противоположных по значению;

– понимать действия, изображённые на сюжетных картинках;

– различать значения приставок в страдательных причастиях;

-определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие – одному лицу или нескольким лицам;

– по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие;

«Покажи, где земля, а где змея»«Покажи, где …»горшок – порошок

бочка – точка

полено – колено

мыло – Мила

крыша – крыса

нос – воз

«Кого несут, а кого везут»

«Что висит, а что стоит»

«Кто купается, а кто катается»

«Кто копает, а кто покупает»

«Покажи, кто спит, а кто лежит»

«Покажи кто …»

моет – умывается – стирает

бежит – прыгает

лежит – спит

несёт – везёт

шьёт – вяжет

строит – чинит

«Застегни пальто – расстегни пальто, сними шапку – надень шапку; отнеси – принеси, намочи – отожми, завяжи – развяжи, открой – закрой, найди – спрячь, войди – выйди, вымой – вытри, включи – выключи».
Вытирается – вытирают, одевается – одевают, купается – купают, катается – катают, умывается – умывают, качается – качают, обувается – обувают, причёсывается – причёсывают.

Завёрнут (-а, -ы) – развёрнут (-а, -ы) кукла, конфета;

завязан ( -а, -ы) – развязан (-а, -ы) узел, бант, шнурки;

застёгнут (-ы, -о) – расстёгнут (-ы, -о) пальто, воротник;

одет (-а) – раздет (-а) кукла, девочка;

открыт (-а, -о) – закрыт (-а,-о) окно, шкаф, форточка.

«Покажи, где мальчик сидит, а где дети сидят»

«Где девочка прыгает, а где дети прыгают»

«Покажи, где девочка сидит на скамейке, а где девочки сидят на скамейке»

«Где машина едет по дороге, а где машины едут по дороге»

«Послушай и выбери ту картинку, о которой я тебе говорю: в синем небе летят что? (самолёты). В синем небе летит что? (самолёт). По реке плывёт что? По реке плывут что?

Женя упал. – Женя упала.

Женя встал. – Женя встала.

Женя вымыл руки.

– Женя вымыла руки.

2.Общие речевые навыки

– различать, кому из них надо совершать действие;- определять взаимоотношения действующих лиц, уточнить реальность ситуации;- понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около, из, из-под. Дифференцировать предлоги: в-на; под –из-под; из-от; около-за;

– объединять демонстрируемые предметы (или их изображения) по общему назначению;

– различать падежные значения;

– различать множественное и единственное число предложного падежа существительных;

– понимать значения прилагательных, противоположных по значению;

– различать пространственные наречия;

Вова, лови Нину. Нина, лови Вову.Катя, возьми за руку Олю. Оля, возьми за руку Катю.Катя, дай мяч Вове. Вова, дай мяч Кате.

Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк?

Где лиса поймала курицу, а где курица поймала лису?

Где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на мальчике?

Где кошка ловит мышку, а где мышка ловит кошку?

Где девочка везёт на санках мишку, а где мишка везёт девочку?

Где девочка даёт сено козе, а где коза даёт сено девочке?

Где девочка кормит своих зверей, а где звери кормят девочку?

Практическое усвоение предлогов в знакомой для ребёнка ситуации: дети ставят предметы на стол, в шкаф, достают игрушки, книги из шкафа, достают из-под шкафа закатившийся туда мяч.

«Возьми карандаш, который лежит в коробке (на коробке, около коробки)».

«Покажи, где машина выехала из гаража (стоит около гаража)»

«Где кошка залезла на диван (под диван, за диван)»

«Из предметных картинок отобрать всё то, что тебе понадобится, если ты будешь рисовать, если пойдёшь гулять, если захочешь есть и т. д.»

«Покажи карандаш авторучкой; покажи авторучку карандашом; покажи карандашом тетрадь…»

«Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах»

«Покажи, кто скачет на лошади, а кто скачет на лошадях»

«Покажи, где девочки сидят на стуле, а где они сидят на стульях»

«Покажи вазы, стоящие на ( одном) столе, покажи вазы, стоящие на столах»

Большой – маленький (-ая)

Узкий – широкий (-ая)

Длинный – короткий (-ая)

Низкий – высокий (-ая)

Толстый – тонкий (-ая)

Вниз (внизу) – вверх (вверху)

Далеко (близко)

Вперёд (впереди)

Назад (сзади)

По словесной просьбе выполнять действия типа: «подними руки вверх», «опусти руки вниз», «посмотри вверх – посмотри вниз», «стань сзади товарища – впереди товарища», «брось мяч высоко – низко; далеко – близко».

«Узнай овощ». Логопед показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.

Ребёнок с завязанными глазами нюхает и узнаёт по запаху предложенный ему овощ.

«Осенние листочки». Ребёнок стоит напротив подвешенных на ниточках листьев. Медленно набирает воздух через нос, чтобы не поднимались плечи. Вытягивает губы трубочкой, дует на листья, не раздувая щёк.

«Надуем шарик». Стать прямо, не напрягаясь. Для контроля за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота. Сделать небольшой выдох, задержать вдох на 2 секунды. Вдохнуть через нос (5 секунд).

Задержать воздух в лёгких (2-3 секунды). Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара, — плавно, без толчков, только движением диафрагмы (3-4 секунды, логопед выполняет счёт до трёх- четырёх). Затем

продолжительность выдоха можно увеличить до 5-6 секунд (счёт до пяти, шести).

«Пароходы». Ребёнок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на парус кораблика, который находится в тазу с водой на уровне рта ребёнка.

«Сосчитай овощи». Ребёнку предлагается сосчитать овощи на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе считать вслух, не спеша: «Один, два, три, четыре, пять».

Выполнить это упражнение ещё раз, затем добрать воздух (1 секунда) диафрагмальным дыханием (плечи неподвижны), на выдохе произнести: «Пять овощей».

«Сосчитай фрукты» и т. п.

«Продолжи предложение». Сделать вдох, а на выдохе произнести фразы:

Мальчик.

Мальчик идёт. И т.п.

«Ветер». Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: «У-у-у-у-у-у-у», подражая завываниям ветра.

«Эхо». На картинке изображены дети, кричащие в лесу «Ау!»

Ребёнку предлагается кричать громко, а затем тихо, как эхо.

«Приятный запах». Ребёнок подходит к вазочке с очищенным апельсином, мандарином и т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

«Вьюга». Ребёнок стоит, спина прямая; делает глубокий вдох, на выдохе начинает тянуть: у-у-у… Сильная вьюга – ребёнок увеличивает силу голоса, вьюга затихает – сила голоса уменьшается.

«Кто кого?». Логопед ставит двух детей друг против друга, и по сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласные: А, О и т. п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

«Тихо – громко». Логопед составляет предложение по картинке и произносит его тихо. Ребёнок повторяет громко и наоборот.

«Укачивание». А-а-а-а-а…(с понижением голоса).

«Лесенка». Пропевание гласных с повышением и понижением голоса и движением по «лесенке».

Проговаривание предложений типа:

Ася умывается.

Алла ушла.

Инна идёт.

Чтение сказки К.Чуковского «Путаница» (дети произносят только звукоподражания).

Произносить слова, фразы, выражая голосом разные чувства.

«Хочу!» — гневно, грустно, радостно, раздражённо, подавленно.

«Узнай по интонации». Сначала логопед, а потом дети изображают больного, сердитого, грустного, удивлённого, весёлого человека. При этом произносят с определённой интонацией коротенькие слова: «Ай-ай-ай», «Ой-ой-ой», «Ох-ох-ох» и т. п.

Отражённое проговаривание предложений.

Дорисовать лицо (пиктограмму), чтобы были видны: радость, печаль, гнев, удивление.

Ребёнку предлагается изобразить эмоции, которые возникают у него в определённой ситуации (при прослушивании текста).

«Осенний дождь». Ребёнку предлагается прослушать ритмическую серию ударов в ладони и «прохлопать» предложенный ритм: // ///; // //; // // //.

«Накорми птиц». Логопед передаёт ритм, как дружно клюют курица с цыплятами и другие птицы, постукивая кончиками пальцев по столу, а затем просит ребёнка повторить:

Курица с цыплятами: // ///

Утка с утятами: // //

Гусыня с гусятами: / / ///

Ребёнку предлагается повторить.

Логопед: Сели птицы на деревья и запели:

«Ти-ти, (пауза) ти-ти-ти, (повторяет ребёнок)

ти-ти-ти, (пауза) ти.»

Затем повтор с усилением голоса на заданный слог.

Ти-ти-ти, ти-ти-ти,

Ти-ти-ти, ти-ти-ти,

Ти-ти-ти, ти-ти-ти.

«Весёлые строители». Ребёнок повторяет звуки, которые доносятся со стройки: «Тук-тук — тук, тук — тук-тук».

«Мамы и детки». Условием игры является то , что птицы «говорят» важным, низким голосом, не торопясь, а птенцы «отвечают» им быстрее, тонким, высоким голоском.

Гусыня учит гусёнка: «ГА-ГА-ГА» (С понижением тона голоса, медленно.)

Гусёнок отвечает: «Га-га-га» (С повышением тона голоса, быстрее.)

Утка: «КРЯ-КРЯ, КРЯ-КРЯ-КРЯ».

Утёнок: «Кря-кря, кря-кря-кря».

Курица: «КО-КО-КО, КО-КО».

Цыплёнок: «Ко-ко-ко, ко-ко».

Ребёнку предлагается послушать и узнать звуки, которые доносятся из-за окна, из коридора, соседней группы.

«Угадай, какой звучит музыкальный инструмент?»

«Какой предмет издаёт такой звук?»

«Шумовые коробочки». Предлагается 5 пар одинаковых коробочек с разными наполнителями (песок, скрепки, крупа, бумажные шарики, мелкие камешки). Ребёнок выбирает одинаково звучащие коробочки.

«Угадай, кто тебя позвал «Ау»?» Дети по очереди зовут ребёнка (водящего), он определяет, кто его позвал.

«Где гудит пароход?». «У-у-у» — далеко (тихо) или близко (громко).

«Кто плачет?». «А-а-а» — низким голосом (мальчик), высоким (девочка).

«Кто сказал «Мяу»?» («Му-у», «Бе-е»)

Логопед произносит звукоподражание то низким, то высоким голосом. Ребёнок показывает картинку с изображением животного или его детёныша.

Ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши (поднять зелёный кружок), если он услышит правильное название того, что изображено на картинке. «Вакон – фагон – вагон – вагом – факон – вагон».

На наборном полотне выставляются картинки, названия которых звучат очень похоже: рак, мак, лак, бак, сок, сук, дом, ком, коза, коса и т. п. Ребёнку предлагается отобрать названные картинки.

«Кто (что) это? Что (он, она) делает?»

Папа – сидит, идёт, стоит.

Девочка – прыгает, плачет, читает.

Мама – шьёт, варит, гладит, пишет, читает.

Дедушка – спит, лежит, читает.

Мальчик – пишет, читает, бежит, рисует, плывёт.

Собака – спит, сидит, лежит, кусает, прыгает.

Птичка – прыгает, летает.

Самолёт – летит, гудит.

«Кто быстрее принесёт картинку».

На столике разложены картинки с изображением действий (девочка читает, кошка сидит и т. д.). Логопед вызывает двух детей. Чётко произносит, кому какую картинку принести. Отдавая картинку, дети отвечают на вопросы:

«Кто (что) это? Что он (она) делает?»

Идёт кто? что? (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка, снег, дождь).

Стоит кто? что? (мама, девочка, бабушка, лошадь, корова, кошка, петух, стол, стул, шкаф, ваза, тарелка, чашка).

Сидит кто? (девочка, мальчик, мама, кошка).

Бежит кто? (мальчик, девочка, собака, кошка, лошадь).

Прыгает кто? (девочка, мальчик, кошка, собака).

Спит кто? (мама, девочка, собака, кошка).

Лежит кто? что? (мама, девочка, мальчик. лошадь, собака, кошка, книга, тетрадь, ложка, вилка).

Висит что? (картина, лампа, полотенце, пальто, платье).

Летит кто? что? (птица, голубь, муха, жук, бабочка, оса, самолёт, ракета).

Едет что? (машина, поезд, автобус, велосипед).

Читает кто? (мама, папа, дедушка, девочка, мальчик).

Ребёнку предлагается из предметных картинок, на которых нарисованы собака, девочка, кошка, паровоз, мальчик, отобрать того, кто умеет читать;

– найти в комнате, что висит, что стоит, а что летит;

– посмотреть на улицу и сказать, кто идёт, кто (что) едет, а кто бежит.

Мальчик (девочка) моется, купается, катается, качается, одевается, раздевается, обувается, умывается ,вытирается, причёсывается.

Мальчик идёт – мальчики идут.

Мальчик бежит – мальчики бегут.

Девочка стоит – девочки стоят.

Мальчик спит – дети спят.

Девочка поёт – дети поют.

Логопед предлагает одному из детей отдать команду другому ребёнку что-либо выполнить, например: «Коля, дай команду Тане: Таня, спи». Другой ребёнок констатирует: «Таня спит».

Дети самостоятельно договаривают выделенные слова.

Дождик, дождик, кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

Светит солнышко в окошко.

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шёрстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Ребёнок легко на носочках ступает по разложенным на полу листочкам-черепицам и произносит выделенные слова.

Кто там топает по крыше?

– Топ-топ-топ.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

– Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли.

– Топ-топ-топ.

Может кошек подковали?

– Топ-топ-топ.

Ребёнок выполняет характерные действия и произносит выделенные слова.

Дождик, дождик…

Кап-кап. (Указательными пальцами стучит по столу).

И по грядкам..

Тяп-тяп. (По столу стучат все пальцы).

По дорожке…

Топ-топ. (Указательные пальцы стучат по столу).

А по лужам…

Шлёп-шлёп. (Ладошки шлёпают по столу).

Меж еловых мягких лап (поглаживание подушечками пальцев поверхности стола)

Дождик… кап-кап-кап (постукивание пальцами по столу).

Где сучок давно засох,

Серый…мох, мох, мох (касание стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук).

Где листок к листку прилип,

Вырос…гриб, гриб, гриб (поднимание рук над столом, пальцы то складываются вместе, то раздвигаются широко).

Кто нашёл его друзья? (Касание указательным пальцем правой руки поочерёдно всех пальцев левой руки.)

Это…я, я, я! (Сжимание всех пальцев левой руки, кроме мизинца , его показ.)

Испугались зайца.

Мы (показать на себя)

Ходили (три шага)

По грибы, (руками сделать гриб)

Зайца испугались, (на каждый слог ушки на макушке наклоняются и поднимаются)

Убежали за дубы, (ладони на уровне лица)

Потеряли (резко разжать кулаки и «бросить»)

Все (помахать раскрытыми ладошками)

грибы (руками сделать гриб),

А потом смеялись: (рисуем пальцами улыбку до ушей)

– Зайца испугались (ушки на макушке шевелятся на каждый слог).

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца: растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.

Массаж «чётками»: перебирать чётки пальчиками, сочетая со счётом.

Массаж шестигранным карандашом:

– «Утюжок» (прокатывать карандаш по поверхности стола);

– «Добывание огня» (прокатывать карандаш между ладонями от кончиков пальцев к запястьям);

– «Горка» (скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти руки, придерживая его другой рукой).

«Ладошка» (пальчики, а потом ладошки «здороваются»).

«Пианино» (логопед «играет» пальчиком ребёнка на пианино, отпускает пальчик, ребёнок играет на пианино одноименным пальчиком второй руки).

Игры со счётными палочками.

Выкладывание узоров из фасоли на пластилиновой поверхности.

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики.)

Будем листья собирать.(Сжимают и разжимают кулаки.)

(Первое слово произносит ребёнок, загибая пальцы, начиная с большого, остальной текст читает логопед.)

Листья берёзы,

листья рябины,

листья тополя,

листья осины,

листья дуба мы соберём,

маме осенний букет отнесём.

«Кулачки».

Кулачки мы вместе сложим (кулаки прижаты друг к другу),

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться (пальцы постепенно разжимаются, ладони прижаты друг к другу и направлены вверх).

«Пальчики «здороваются». (На одной руке большой палец «здоровается» с указательным, средним,безымянным, мизинцем. «Здороваются» одноимённые пальцы двух рук.)

«Ладушки».

Ладушки, ладушки!

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала.

Детушкам давала.

Даше – два, Паше – два,

Ване – два, Тане – два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

(Руки лежат на столе. Попеременно показываются то ладонь, то её тыльная сторона. Ладонь одной руки накрывает другую. Затем руки поставить на локти, пальцы обеих рук выпрямлены и загибаются по два: указательный и средний, безымянный и мизинец. В завершение показать большие пальцы.)

3.Фонематическое восприятие

Развивать глубокий вдох.Развивать длительный плавный выдох.Развивать речевой выдох.

Развивать речевое дыхание, силу голоса.

Развивать силу голоса.

Развивать умение изменять силу голоса.

Развивать высотный диапазон голоса.

Развивать умение изменять тембр голоса.

Развивать интонационную выразительность речи.

4.Самостоятельная речь

Формировать умение пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.Формирование понимания эмоций, выраженных мимикой.Развивать умение выражать эмоции с помощью мимики.

Развивать восприятие и воспроизведение ритмических структур

Развивать чувство речевого ритма.

Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки.

Развивать умение различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Формировать умение различать слова, близкие по звуковому составу.

Формировать у детей умения:

– отвечать на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам;

5. Координация речи с движением

– подбирать названия предметов к названным действиям;- употреблять возвратную форму глаголов 3-его лица единственного числа настоящего времени;- различать вопросы что делает? что делают? и давать ответы на поставленные вопросы с правильным оформлением грамматической формы слова;

– сопоставлять грамматические формы одних и тех же глаголов: повелительного наклонения 2-го лица единственного числа и изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени;

– договаривать слова, словосочетания в разучиваемых стихотворениях.

6. Мелкая моторика.

Упражнять в выполнении заданного количества одинаковых слов и движений.Упражнять в последовательной смене слов и движений.Формировать умение вставлять нужное слово в произносимый педагогом текст, развивать чувство ритма и рифмы.

Упражнять в подборе и использовании движения для стимуляции собственной речи.

Укреплять мышцы пальцев рук при помощи массажа.

Упражнять в соотнесении одноимённых пальцев рук.

Развивать силу и точность движений пальцев.

Развивать автономность движения каждого пальца – загибать (разгибать) пальцы без помощи второй руки.

Развивать синхронность движения пальцев.

Расширять спектр кинестетических ощущений пальцев рук.

Источник

Алалия (от греч. а – отрицание, lalio – говорю, речь) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

     Причины возникновения алалии

В качестве причин, приводящих к возникновению алалии, большинство исследователей указывают патологию протекания беременности. Это может быть токсикоз, несовместимость по резус-фактору, угроза прерывания беременности, инфекционные заболевания матери во время беременности. В то же время исследователиАлалия - вид речевого нарушения отмечают ведущую роль в возникновении алалии природовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных. В качестве вредоносных факторов указываются алкоголизм, табакокурение, наркомания родителей. К алалии могут привести также мозговые заболевания и травмы головы в первые годы жизни ребенка.

Алалия – это сложное органическое нарушение, вызванное поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до трех лет). Выделение этой возрастной группы основано на том, что до трех лет речь еще окончательно не сформирована, поэтому поражение головного мозга в этот период приводит к недоразвитию речи, а не к ее распаду.

Особенности речевого развития при алалии

Речевое развитие детей трех групп соотносится с уровнями недоразвития речи, определенными Р.Е. Левиной в рамках психолого-педагогической классификации: «отсутствие общеупотребительной речи» (1 уровень); «начатки общеупотребительной речи» (2 уровень); «развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития» (3 уровень).

Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью. Проявления речевых симптомов у детей с алалией колеблется: от полного отсутствия экспрессивной речи или наличия в ней единичных элементов языковой системы (отдельных слов, звуков, флексий и т.д.) до незначительных нарушений в какой-либо одной из подсистем (в синтаксической, морфологической, лексической, фонематической). У детей с моторной алалией отмечаются выраженные трудности в формировании звуковых образов слов: владея на достаточном уровне пассивным словарем, дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов.

Для детей с алалией характерно расхождение между количественным составом пассивного и активного словаря: как в обыденной жизни, так и в специально созданных экспериментальных условиях дети понимают значения большинства слов, доступных для их возраста, но не могут найти многих слов при их актуализации в экспрессивной речи или допускают своеобразные ошибки. Следует подчеркнуть, что чаще лексическое нарушение у детей с алалией связано не с понятиями, стоящими за словом, а с процессом поиска слова. Нарушения актуализации слов вызывают разные формы ошибок: отсутствие слов (слова не называются), их замены.

Среди синтаксических нарушений на уровне предложения наиболее показательны следующие. Сложные типы предложений встречаются редко в речи детей с экспрессивной алалией. Дети с алалией часто ставят сказуемое в конец предложения («шарик несет»); пропускают главные члены предложений, преимущественно сказуемых («дедушка газету – дедушка читает газету»);  пропускают союзы и предлоги, неверно их употребляют и др. Дети с более высоким уровнем речевого развития преимущественно используют сочинительную и некоторые формы подчинительной связи – согласование и управление, тогда как примыкание используется крайне редко.

На морфологическом уровне для детей характерно: несогласование в роде и числе («красный юбка», «дети одевается»); неверное употребление окончаний множественного числа («глаз — глазы») и др. Много ошибок допускается в глагольных формах. Вместо формы определенного лица и числа употребляется неопределенная форма («мальчики кидать (кидают)»); смешиваются окончания глаголов при изменении по лицам и числам; часто пропускается возвратная частица – ся («катается — катает»); не учитываются изменения, происходящие в слове при спряжении («он шёл  и она шёла (шла)») и др.

Итак, при алалии нарушается процесс актуализации нужного слова по звуковым, семантическим, ритмическим и морфологическим признакам. Характерны нестойкость и разнообразие нарушений слоговой структуры слов, нарушений употребления различных грамматических форм. Анализ высказываний детей с алалией позволяет выделить ряд специфических ошибок: элизии (пропуски звуков и слогов); контаминация (смешение элементов двух и более слов: белток – белок, желток); персеверация (татуетка – табуретка).

Наличие выраженного аграмматизма в сочетании с грубым нарушением звукопроизношения, слоговой структуры слова, снижением фонематического слуха приводят к тому, что речь детей с алалией является  малопонятной для окружающих. Для детей с алалией характерна низкая речевая активность.

При алалии сохраняются мелодика, звукоподражание, псевдослова (т.е. слова «изобретаемые» детьми) и другие невербальные средства звуковой коммуникации: крик, смех, писк и т.п. Овладение письменной речью детям с алалией дается с трудом, и у них часто отмечаются различные формы дислексии и дисграфии.

Неречевая симптоматика при алалии включает моторные, сенсорные и психопатологические симптомы. У детей наблюдается общая моторная неловкость, дискоординация движений, неуклюжесть, замедленность и расторможенность движений. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук.

Особенности познавательной деятельности детей с моторной алалией более индивидуальные, чем их речевые расстройства. У детей наблюдается недоразвитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности. Для детей с алалией характерны нарушения зрительной и слуховой (кратковременной и долговременной) видов памяти, особенно это касается произвольной памяти. У детей с алалией наблюдаются расстройства произвольного внимания, отвлекаемость. По характеристикам эмоционально-волевой сферы и личности дети с алалией являются разнородными: для одних характерна сохранность эмоционально-волевой сферы; для других – повышенная возбудимость, гиперактивность, стремление к контактам, отсутствие переживания своего языкового расстройства; а для третьих типична повышенная тормозимость.

Источник