Этапы развития здорового ребенка

Этапы развития здорового ребенка thumbnail

В данном учебно-методическом пособии представлены материалы по организации медицинской помощи детям в Российской Федерации по этапам жизнедеятельности ребенка;даны методики исследования и техника манипуляций по определению показателей развития и процессов жизнедеятельности у детей; описана техника манипуляций по уходуза ребенком; рассмотрены методы воспитания и контроля за развитием и питанием детей. Приложения к пособию содержат материалы для усвоения, повторения, запоминания, а также центильные таблицы по оценке физического развития детей. Книга предназначена студентам и преподавателям медицинских образовательных учреждений, начинающим практикам педиатрических служб, работникам детских дошкольных и школьных заведений, будущим и настоящим родителям.

Издательство: “Издательство Нижегородской государственной медицинской академии” (2004)

Формат: 60×84/16, 416 стр.

Другие книги схожей тематики:

АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги
Мама + папа = я. Ребенок от рождения до года. Книга для родителейВ этой книге даны ответы на самые важные и насущные вопросы воспитания ребенка на первом году жизни. Как он будет осваивать пространство материнских рук в первые месяцы жизни? Что может делать и что… – @Школьная пресса, @ @ @ @ Подробнее…2007

150бумажная книга
В ожидании Чуда. Ярославская областьПечатная образовательная программа для беременных женщин и кормящих матерей “В ожидании Чуда” подготовлена по заказу Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области как пособие по… – @ТПК НоБиТек, @(формат: 60×90/16, 416 стр.) @ @ @ Подробнее…2008

240бумажная книга

См. также в других словарях:

  • Медицина – I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

  • КОНСУЛЬТАЦИЯ – КОНСУЛЬТАЦИЯ. Содержание: Исторические данные …………..659 Структура К……………….660 Методика работы …………■ . . 662 Консультация педагогическая……….664 Воздушно солнечная площадка К……..667 Консультация для детей … Большая медицинская энциклопедия

  • Наркомания – МКБ 10 F11.11. F16.16.;F19.19. Наркомания (от греч … Википедия

  • СИФИЛИС – СИФИЛИС. Содержание: I. История сифилиса……………515 II. Эпидемиология……………..519 III. Социальное значение сифилиса……..524 IV. Spirochaeta pallida ………….,, 527 V. Патологическая анатомия………..533 VІ.… … Большая медицинская энциклопедия

  • ТРУД – ТРУД. Содержание: Общая постановка проблемы………..881 Рационализация труда …………… 893 Рабочее время………………..901 Женский труд………………..911 Труд несовершеннолетних………….9? в Охрана труда и законодательство о … Большая медицинская энциклопедия

  • Отравления – I Отравления (острые) Отравления заболевания, развивающиеся вследствие экзогенного воздействия на организм человека или животного химических соединений в количествах, вызывающих нарушения физиологических функций и создающих опасность для жизни. В … Медицинская энциклопедия

  • Беременность – I Беременность Беременность (graviditas) физиологический процесс развития в женском организме оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется плод, способный к внеутробному существованию. Возможно одновременное развитие двух и более … Медицинская энциклопедия

  • ГЛУХОНЕМОТА – ГЛУХОНЕМОТА. Содержание: Виды Г………………… 397 Этиология Г………………. 398 Пат. анатомические изменения…….. 398 Остатки стуха и расстройства вестибулярного аппарата при Г……………. 39 9 Диагноз, прогноз и лечение … Большая медицинская энциклопедия

  • СПОНДИЛИТ – СПОНДИЛИТ, spondylitis (от греч. spondy los позвонок), буквально воспаление позвоночника. Фактически же под С. обозначаются самые различные заболевания воспалительного и невоспалительного характера. Заболевания межпозвоночных суставов выделяются… … Большая медицинская энциклопедия

  • Одесская гимназия №9 – была основана в 1985 году, первоначально как 29 школа, но в 2004 она получила статус гимназии. Её первым и действующим директором является Олейник Иван Антонович … Википедия

  • Шиповник – собачий (Rosa canina) … Википедия

Источник

ГОУ ВПО ЛНР «ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра дефектологии и психологической коррекции

РЕФЕРАТ

«Особенности нервно-психического развития здорового ребенка на первом году жизни»

Подготовила: студентка

1_Лог_ИПР

Березниченко Юлия Сергеевна

Проверил:

к.м.н., доцент Рычкова Т.А.

Луганск

2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. Этапы развития нервной системы у детей……………………………………..4

2. Безусловные рефлексы новорожденного……………………………………….5

3. Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни………………….6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..………….11

Приложение А: таблица на тему «Нервно-психическое развитие ребенка…12 первого года жизни»

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

-зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;

-эмоции;

-общие движения;

-движения руки и действие с предметами;

-подготовительные этапы развития и понимания речи;

-навыки и умения.

1.Этапы развития нервной системы у детей

Нервная система – является ведущей физиологической системой организма.

Нервно-психическое развитие (НПР) – это совершенствование, качественное изменение интеллектуальных и двигательных умений ребенка. На момент рождения нервная система детей имеет данную характеристику:

К моменту рождения у здорового доношенного новорожденного ребенка достаточно хорошо развиты спинной, продолговатый мозг, ствол, гипоталамус. С этими образованиями связаны центры жизнеобеспечения, они обеспечивают процессы адаптации, выживаемости.

К рождению ГМ достаточно развит, масса ГМ составляет 1/9 массы тела. Крупные борозды и извилины выражены очень хорошо, но имеют малую глубину. Мелких борозд мало, они появляются только в первые годы. Размер лобной доли меньше, затылочная больше по отношению ко взрослым. Длина спинного мозга увеличивается несколько медленнее, чем рост позвоночника.

Мозговая ткань имеет гистологическую незрелость нервных клеток, они овальной формы, с одним аксоном, в ядрах зернистость, нет дендритов.

Кора ГМ относительно незрелая, незаконченная миелинизация пирамидных путей.

Мозжечок развит слабо.

2. Первые два года жизни

Интенсивный рост и развитие ГМ.

3. Первое полугодие

Заканчивается дифференцировка полосатого ядра, пирамидных путей, в связи с этим исчезает ригидность затылочных мышц, спонтанные движения заменяются произвольными.

4. Второе полугодие

Мозжечок интенсивно растет и развивается, заканчивает к 2 годам.

2. Безусловные рефлексы новорожденного

Основной формой деятельности нервной системы является рефлекторная. Все рефлексы принято делить на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы- это врожденные, генетически запрограммированные реакции организма, свойственные всем животным и человеку.

Условные рефлексы- индивидуальные, приобретенные реакции высших животных и человека, выработавшиеся в результате научения (опыта).

Читайте также:  Развитие лексики у ребенка с онр 3 уровня

Для новорожденного ребенка характерны безусловные рефлексы: пищевой, оборонительный и ориентировочный.

Условные рефлексы формируется после рождения.

Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы).

ВБР новорожденного ребенка:

1.Рефлексы в положении ребенка на спине: поисковый рефлекс Куссмауля-Генцлера, сосательный рефлекс, ладонно-ротовой Бабкина, рефлекс обхватывания или объятия (Моро), шейно-тонический асимметричный рефлекс, хватательный рефлекс (Робинсона), подошвенный рефлекс, рефлекс Бабинского.

2.Рефлексы в вертикальном положении: ребенка берут со стороны спины за подмышечные впадины, большие пальцы врача поддерживают голову. Рефлекс опоры или выпрямления; автоматическая походка или шаговый рефлекс.

3.Рефлексы в положении на животе: защитный рефлекс, лабиринтный тонический рефлекс, рефлекс ползания (Бауэра), рефлекс Галанта, Переса.

3. Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни

К 1 месяцу:

-начинает улыбаться в ответ на разговор взрослого; сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете и плавно прослеживает за движущимся предметом; прислушивается к голосу взрослого, слуховое сосредоточение; лежа на животе пытается поднимать и удерживать головку.

К 2 месяцам:

-быстро отвечает улыбкой на обращение, разговор; длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым; ищущие повороты головы при длительном звуке; лежа на животе поднимает и непродолжительно удерживает головку; произносит отдельные звуки.

К 3 месяцам:

-«комплекс оживления» в ответ на эмоциональное обращение; ищет источник звука; сосредоточивает взгляд на лице говорящего с ним или игрушке, находясь в вертикальном положении на руках взрослого; наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью на высоте 10-15 см; лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову, при поддержке под мышки крепко опирается о твердую опору ногами; длительно удерживает голову в вертикальном положении.

К 4 месяцам:

-громко смеется в ответ на общение с ним; поворачивает голову в сторону источника звука и находит его глазами, по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии; узнает мать или другого близкого человека; рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью предметы; гулит; во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку. Совершенствуются навыки, приобретенные ранее.

К 5 месяцам:

-узнает голос матери или другого близкого человека; различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи; по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека; четко берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее; долго лежит на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук; переворачивается со спины на живот; ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки; подолгу певуче гулит; ест с ложки, радуется ребенку, берет из его рук игрушку.

К 6 месяцам:

-начинает реагировать на свое имя; свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ею; переворачивается с живота на спину; немного передвигается, начинает ползать; начинает лепетать; хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.

К 7 месяцам:

-разнообразно и долго занимается игрушкой; хорошо ползает; на вопрос «где?» находит взглядом предмет, расположенный в определенном месте; подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги; пьет из чашки, которую держит взрослый.

К 8 месяцам:

-игрушками занимается долго и разнообразно, при этом подражает действиям взрослого; встает, держась за барьер, стоит и опускается; сам садится, сидит и ложится; переступает, держась за опору; смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет; на вопрос «где?» находит несколько предметов, расположенных в определенных местах; по просьбе взрослого выполняет разученные движения «ладушки» и др.; сам держит и ест корочку хлеба, пьет из чашки, которую держит взрослый; громко и четко повторно произносит различные слоги.

К 9 месяцам:

-передвигается, слегка придерживаясь руками за предметы; действует с предметами по-разному, в зависимости от их местоположения и свойств – катает, открывает, гремит, нажимает; на вопрос «где?» находит знакомые предметы независимо от их постоянного месторасположения, знает свое имя, оборачивается на зов; подражает слогам, имеющимся в лепете; пьет из чашки, слегка придерживая ее руками; спокойно относится к высаживанию на горшок; делает плясовые движения под плясовую мелодию, догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям и движениям другого ребенка.

К 10 месяцам:

-действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним; длительно занимается игрушками; самостоятельно и по просьбе выполняет разученные действия с игрушками и предметами; держась за опору, поднимается на невысокую поверхность и спускается с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки; по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, во время игры с ним выполняет разученные действия (догоню-догоню; сорока-воровка и т.д.); подражая взрослому произносит новые слоги, которых не было в лепете.

К 11 месяцам:

-радуется приходу детей, избирательно относится к детям; овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по команде взрослого: накладывает кубик на кубик, надевает кольца на пирамидку и др.; делает первые самостоятельные шаги; стоит без поддержки; по просьбе взрослого приносит определенную игрушку, отыскивая ее среди других, выполняет разученные действия – кормит куклу, водит собачку; произносит первые слова-обозначения – кис-кис, ав-ав, дай.

К 12 месяцам:

-самостоятельно выполняет разученные действия с предметами: водит куклу, кормит, баюкает; переносит разученные действия с одного предмета на другой (начало сюжетной игры); ходит самостоятельно; протягивает другому ребенку игрушку, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком; различает предметы по форме, узнает на фотографии знакомого взрослого; понимает названия предметов, игрушек, имена некоторых взрослых, названия действий и предметов; понимает слово «нельзя»; выполняет поручения: принеси, найди и пр.; легко подражает новым слогам; произносит 8-10 облегченных слов; самостоятельно пьет из чашки, берет ее руками.

Кроме рассмотренных критериев НПР, для оценки состояния нервной системы врач-педиатр выясняет у новорожденного и ребенка грудного возраста выраженность филогенетически закрепленных безусловных рефлексов.

Читайте также:  Развитие ребенка 6 месяцев интеллект

Все безусловные рефлексы в зависимости от времени их существования и развития разделены на 3 группы: стойкие, транзиторные и установочные.

Стойкие рефлексы существуют на протяжении всей жизни.

Основные из них:

-глотательный;

-сухожильные рефлексы конечностей (например, коленный L1-L4 – удар по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки вызывает разгибание ноги в коленном суставе);

-роговичный (корнеальный) – легкое прикосновение мягкой бумагой или ваткой к роговице глаза вызывает смыкание век;

-конъюнктивальный – похож на роговичный; вызывается таким же методом, но с конъюнктивы;

-надбровный (орбикулопальпебральный) – постукивание по внутреннему краю надбровной дуги вызывает смыкание век.

Транзиторные рефлексы существуют после рождения, однако постепенно исчезают в определенном возрасте.

К ним относятся:

-оральные стволовые рефлексы (дуга замыкается в продолговатом мозге);

-спинальные рефлексы (дуга замыкается на уровне спинного мозга);

-миелоэнцефальные позотонические рефлексы (регулируются центрами продолговатого и среднего мозга).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основы педиатрии и гигиены:учебник для ВУЗов / О.А. Маталыгина,

Е.М. Булатова.-СПб.-«Питер»,2015.-368 с.

2. Пропедевтика детских болезней / О.И. Чапова, Г.Ю. Лазарева. – Москва: РГГУ, 2005. – 360 c.

3. Руководство по детской неврологии // Под ред. В.И.Гузевой.- СПб., 1998.- 494 с.

4. Руководство участкового педиатра / Под ред. Т.Г. Авдеевой.- М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2008.- 352 с.

5. Педиатрия / Шабалов Н.П. – СПб.: СпецЛит, 2002. – 895 с.

6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2008. – 508 с.

7. Ратнер А.Ю. Неврология новорождённых.- М.: Бином, 2006.

8. Дерюгина М.П. Ребёнок, воспитание и уход за ним. – Минск, 2000.

9. Вялов, С. С. Нормы в педиатрии: справочник / С. С. Вялов. – 3-е изд. – Москва : Медпресс-информ, 2012. – 192 с.

10. Кильдиярова, Р. Р. Здоровый ребенок: медицинский контроль / Р. Р.Кильдиярова. – Москва : Медпресс-информ, 2013. – 112 с.

Приложение А: таблица на тему «Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни»

Источник

От рождения до 10 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) – из положения лежа на спине фиксирует взглядом на 5 -10 секунд движущийся предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождающиеся поворотом головы. Общие движения заторможены.
  2. Вздрагивает и мигает при резком звуке (слуховая ориентировачная реакция) – производится 2-3хлопка справа и слева от ребенка, вне его поля зрения.

От 10 до 20 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет – фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.Общие движения заторможены.
  2. Успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд.

1 месяц жизни ребенка.

  1. Следит – плавно прослеживает яркий предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.
  2. Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки (длительное слуховое сосредоточение)
  3. Первая улыбка в ответ на обращенную речь.
  4. В положении лежа на животе поднимает и удерживает голову в течение 5-20 секунд.
  5. Издает отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция отсрочена на несколько секунд.

2 месяца жизни ребенка.

  1. Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом (длительное зрительное сосредоточение).
  2. Поворот головы в сторону звукового раздражителя, «поисковые» движения головы и глаз при длительном звуке (поисковая реакция).
  3. Улыбается, поворачивает голову задерживает взгляд на другом ребенке в течение 15-30 секунд (длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке).
  4. Спонтанно произносит отдельные звуки.

3 месяца жизни ребенка.

  1. Зрительное сосредоточение в вертикальном положении – ребенок из положения на руках у взрослого следит в течение 30-40 секунд за неподвижным или движущимся предметом или за лицом разговаривающего с ним взрослого.
  2. Появляется комплекс «оживления» в ответ на обращенную к нему речь, активно ищет глазами источник звука (другого ребенка, издающего звуки)
  3. Случайно наталкиваясь на игрушки, находящиеся на расстоянии 10-15 сантиметров над его грудью, оживляется, наталкивается повторно, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения руки.
  4. Лежа на животе опирается на предплечья и поднимает голову до 2-2,5 минут.При поддержке опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, опираясь на всю ступню.На руках у взрослого удерживает голову в вертикальном положении до 1-1,5 минут.

4 месяца жизни ребенка.

  1. Узнает мать, радуется – смотрит на мать выжидающе, как только она заговорила – радостно улыбается, гулит, тянется к матери. Когда мать отходит, выражает недовольство.
  2. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами и следит в течение5-10 секунд.
  3. Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется в ответ на речевое обращение, тянется к другому ребенку.
  4. Рассматривает, захватывает и ощупывает игрушки, привлекшие внимание.
  5. Гулит.
  6. Во время кормления захватывает и придерживает грудь матери или бутылочку руками.

5 месяцев жизни ребенка.

  1. Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует на лица) – при виде лица близкого человека возникает «комплекс оживления», при виде незнакомого человека движения затормаживаются, появляется настороженность, ребенок хмурится и может заплакать.
  2. Узнает голос матери и близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию речи.Дифференцированно реагирует на нее.
  3. Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
  4. Четко берет игрушки из рук у взрослого, часто берет игрушки одной рукой, удерживает их в руке в течение 1-2 минут.
  5. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.Переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в течение 3-4 минут.
  6. Подолгу певуче гулит
  7. Ест с ложки густую пищу, открывает рот и снимает пищу губами, ест медленно.
Читайте также:  Гбоу центр образования и развития особый ребенок г смоленска

6 месяцев жизни ребенка.

  1. Узнает свое имя (радуется, оборачивается в сторону взрослого), различает свое и чужое имя.
  2. Свободно берет игрушки из разных положений, играет, перекладывает игрушки из руки в руку.
  3. Переворачивается со спины на живот. Медленно передвигается, переставляя руки или немного подползая, пытаясь достать игрушку.
  4. Начало лепета (произносит отдельные слоги, часто однократно), прислушивается к взрослому и старается повторно произнести слоги.
  5. Хорошо ест с ложки, пьет из чашки жидкую пищу.

7 месяцев жизни ребенка.

  1. Активно манипулирует игрушками.
  2. Хорошо и много ползает в различных направлениях
  3. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомый предмет (неоднократно называемый и находящийся постоянно в одном месте)
  4. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

8 месяцев жизни ребенка.

  1. Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется, лепечет.
  2. Подражает действиям взрослых (катает мяч, открывает крышку и пр.)
  3. Сам садится, сидит, ложиться. Встает, придерживаясь руками за барьер, стоит и опускается.Переступает, держась за барьер.
  4. Выполняет изученные ранее действия – без показа выполняет «ладушки», «дай ручку».
  5. Громко, четко, повторно произносит различные слоги.
  6. Держит в руке и ест хлеб.

9 месяцев жизни ребенка.

  1. Много действует по подражанию, применяют предметы дифференцированно.
  2. Переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками ( предметы должны находиться на расстоянии около 35 сантиметров друг от друга).
  3. Знает свое имя о оборачивается на зов. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомые предметы в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним известные слоги.
  5. Пьет из чашки, придерживая ее руками.
  6. Формируются навыки опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).

10 месяцев жизни ребенка.

  1. Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные действия.
  2. При помощи взрослого или держась за перила боком входит на невысокую горку и сходит с нее приставным шагом
  3. По команде «дай» находит и дает знакомые предметы.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним неизвестные ему ранее слоги.

11 месяцев жизни ребенка.

  1. Радуется появлению других детей, избирательно реагирует на них.
  2. Овладевает новыми действиями, выполняет их по приказу и по подражанию (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Выполняет раннее изученные действия по словесной инструкции (без показа).
  3. Самостоятельно стоит, делает первые самостоятельные шаги.
  4. Появляются первые обобщения в понимаемой речи (приносит 2-3 игрушки одного названия – мяч, машина, кукла)
  5. Произносит первые слова-обозначения (облегченные слова)- «кис-кис», «ав-ав», «дай».

12 месяцев жизни ребенка

  1. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики о т.д.), узнает фотографии знакомого человека (мама, папа).
  2. Играет с другими детьми, ищет спрятанную игрушку.
  3. Ходит самостоятельно, без опоры, чередующимися шагами.
  4. Понимает слово «нельзя», прекращает запрещаемое действие.
  5. Легко подражает новым слогам, произносит 6-10 облегченных слов.
  6. Сам пьет из чашки, берет посуду руками и ставит на стол.

1 год 3 месяца жизни ребенка.

  1. Увеличение запаса понимаемых слов, выполняет не менее 3 поручений взрослого.
  2. Активно пользуется лепетом и облегченными словами.
  3. Ориентируется в величине предметов (больше или меньше, при разнице, превышающей 3 сантиметра).
  4. Самостоятельно воспроизводит в процессе игры разученные ранее действия.
  5. Длительно ходит не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
  6. Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (находит однородные по признаку предметы)
  2. Появляются правильные аналоги облегченных слов (машина – вместо «би-би» и пр.).
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов.
  4. Перешагивает через невысокие препятствия приставным шагом.
  5. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (черенок держит сверху в кулачке).

1 год 9 месяцев жизни ребенка.

  1. Понимает несложный рассказ взрослого по картинке и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется словами и двухсловными предложениями.
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов разницей в 3 сантиметра.
  4. Ходит по ограниченной поверхности, приподнятой невысоко над полом без помощи взрослого.
  5. Частично раздевается при помощи взрослого.
  6. Воспроизводит несложные сюжетные постройки – «ворота», «скамейка», «дом» из кирпичиков, кубиков.

2 года жизни ребенка.

  1. Понимает короткий рассказ взрослого без показа картинок о событиях, бывших в опыте ребенка и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимениея.
  3. Перешагивает через невысокие препятствия чередующимся шагом.
  4. Ориентируется в 3-4 контрастных цветах.
  5. Выполняет последовательно серию из нескольких действий, используя предметы по назначению (начало сюжетной игры).
  6. Частично одевает одежду при помощи взрослого.

2 года 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Применяет многословные предложения, содержащие больше трех слов. Появляются вопросы «Где?» и «Куда?».
  2. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус) и предметы четырех основных цветов.
  3. Игра носит сюжетный характер. Ребенок самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.
  4. Полностью одевается. Не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  5. Перешагивает через препятствие высотой 20-30 сантиметров.

3 года жизни ребенка.

  1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «»Почему?», «Когда?», «Что?»
  2. Правильно употребляет различные формы предметов (складывает мозаику).
  3. Появляются элементы ролевой игры, называет свою роль на вопрос «Кто ты?». Появляются сложные сюжетные постройки, включающие много элементов.
  4. Рисует, лепит простые предметы и называет их.
  5. Полностью одевается. Может застегивать пуговицы и завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
  6. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
  7. Перешагивает через препятствие высотой 30-35 сантиметров.

Источник