Этапы развития связной речи ребенка

Развитие связной речи у детей. Этапы. Основные направления работы.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это связано, прежде всего, с социальной значимостью речи и ролью в формировании личности. В связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Также овладение связной устной речью является важным условием успешной подготовки к обучению в школе.

Обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – это одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

– воспитание звуковой речи;

– закрепление, обогащение и активизация словаря;

– развитие и совершенствование грамматического строя речи.

Развитие речи ребенка проходит три этапа.

1. Довербальный – приходится на первый год жизни, когда формируются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить, однако вокруг него складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих – предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи ребенка завершается умением понимать простые высказывания взрослого, возникновением пассивной речи.

2. Переход ребенка к активной речи – приходится на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух.

Важным условием для своевременного овладения ребенком речью, для нормального темпа ее развития является общение со взрослым. Между ребенком и взрослым должен установиться эмоциональный контакт, деловое сотрудничество, также речь взрослого должна быть насыщена различными речевыми элементами.

3. Совершенствование речи, т.е. использование речи как ведущее средство общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми.

Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам – из 3000-4000 слов.

К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь – развернутая и грамматически оформленная. Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи – как устной, так и письменной.

Важными задачами в работе по развитию речи является:

1. Обогащение жизненного опыта детей; необходимо научить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.

2. Формирование представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.

3. Обучение детей располагать картинки в определенной логической последовательности, в соответствии с развитием действий.

Эти задачи решаются, главным образом, путем создания условий для высокой речевой активности детей.

С целью обогащения содержания речи проводятся наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию.

Большое место занимает чтение художественной литературы, в процессе которого обращается внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем заканчивается), на его языковые особенности. Используются приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке “Заюшкина избушка” – трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса – хитрая, обманщица, плутовка, злющая; петух – храбрый, удалец, голосистый), отдельных предметов (в той же сказке избушка лубяная – деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная – холодная, не прочная, снежная, для зимы, прозрачная, быстро растает весной).

Параллельно должен обогащаться детский словарь. Путем проведения игр типа “Чего не стало?”, “Что игрушка рассказывает о себе?”, “Угадай игрушку”, в которых воспитатель привлекает внимание детей к отдельным признакам объектов, описывает игрушки, предлагает детям найти, что описано. Так, в играх “Чего не стало?”, “Угадай игрушку” дети учатся подбирать существительные соответствующие предмету, объекту (заяц, медведь, лиса, колобок и т.п.), а в игре “Что игрушка рассказывает о себе” они подбирают прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь – неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; колобок – круглый, румяный, душистый, свежий, веселый и т.п.), существительные соответствующие месту нахождения игрушек-персонажей (заяц – норка, избушка, лес, теремок; колобок – домик, печка и т.п.).

Читайте также:  Центр развития ребенка в солнцево

В ходе игр дошкольники учатся отвечать на вопросы воспитателя не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. Также с помощью разнообразных игр дети учатся самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями.

Также воспитателю необходимо научить детей строить предложения для начала и окончания сказки. Воспитатель просит детей вспомнить сказку “Волк и семеро козлят” и ответить на вопросы: “О чем эта сказка? Как она начинается? Чем заканчивается?”. После того, как дети ответили, взрослый, в определенной последовательности выкладывает иллюстрации к сказке и просит сказать, используя текст сказки, что изображено на картинках. Особое внимание стоит обратить на первую и последнюю картинки, таким образом дети подводятся к точному воспроизведению начала и конца сказки. В случае затруднения, воспитатель оказывает помощь (начинает предложение, а ребенок должен добавить нужное слово).

В свободное время детям предлагаются знакомые сказки и картинки к ним. Задачей ребенка является придумать предложение по заданной картинке, а также определить последовательность иллюстраций. Если у ребенка данное задание вызывает затруднения, то взрослый (в зависимости от ситуации) либо сам раскладывает картинки, либо делает это вместе с ребенком.

Источник

Сегодня хочу поговорить про этапы развития связной речи (общие), а то стали задавать много вопросов: «Почему мой ребёнок 3-4 лет вроде бы со всеми ребятами общается, но очень быстро начинает играть один и ему всё равно на остальных. Изредка смотрит в их сторону. Он что аутист?»

Я расскажу про этапы возникновения связной речи, выделенные Пиаже (на исследованиях в домах малютки. Это огромный труд, когда он с коллегами записывали не только все разговоры детей, но и контексты ситуации).

Пиаже выделял:

  1. Повторения (эхолалии)
  2. Монолог
  3. Коллективный монолог
  4. Адаптированная информация
  5. Критика
  6. Приказания
  7. Вопросы
  8. Ответы

Давайте так, любая речь ребёнка до 7-8 лет эгоцентрично направлена. (Только в этом возрасте дети готовы к сотрудничеству и коллективизму в полном объеме). До этого ребенок заботится только чтобы его поняли и редко встаёт в позицию другого человека (но умеет это делать и иногда делает, довольно редко в течение дня).

Наконец, только приблизительно к 7-8 годам появляется потребность работать сообща на постоянной основе, а не эпизодически.

Так как это огромный пласт информации, то сегодня раскрою, что такое коллективный монолог. Если будет запрос, то раскрою и остальные этапы.

На мой взгляд самый недооценённый этап становления связной речи – это коллективный монолог. Именно на нём спотыкаются все взрослые и думают, что с ребёнком что-то не так. Хотя это просто этап.

Коллективный монолог – это самое интересное.

Это когда ребёнок сидит в коллективе и, ни к кому не обращаясь, кидает только для него важные фразы, не обращая внимания на людей вокруг и включаются ли они в общение.

То есть ребёнку уже нравится быть в коллективе, но он ещё обучается взаимодействию и редко обращает внимание, что говорят вокруг него, но кидает свою мысль в воздух. При этом не ожидая ответа от окружающих. А если ему отвечают, то не всегда включается и продолжает диалог.

Пример из книги. Лев (4 года) устраивается за столом:

«- Я хочу сделать этот рисунок… Мне бы хотелось сделать что-нибудь, чтобы нарисовать. Надо бы большую бумагу, чтобы сделать это…

Лев маленький человек, очень занятый собой. Он должен беспрерывно объявлять всем о том, что он делает. Поэтому и монолог его можно считать коллективным, где каждый говорит о себе, не слушая других. Тем не менее, когда он один, он продолжает объявлять, что он хочет делать, довольствуясь собственной персоной как собеседником.» (Пиаже «Речь и мышление ребёнка»).

Отсюда родители и говорят такую фразу: «Ой, наш малыш хочет общаться с другими ребятами, сам к ним подходит, но у них не получается общения. Его не замечают или он не замечает остальных. Ходит и сам с собой разговаривает».

С вашим ребёнком всё в порядке, просто он сейчас на этом этапе. Пиаже делал таблицу, в которой в процентах описывал, сколько раз в день у ребёнка было монологов, коллективных монологов, вопросов и ответов и т.д. (У каждого ребёнка были свои проценты. Чем старше становился ребёнок, тем меньше было таких коллективных монологов в его речи). К тому же все детки индивидуальны, и их речевое развитие также отличается от соседского ребёнка.

Главное понимать, что всё идёт своим чередом и ребёнок развивает свою связную речь. Ближе к 7ми годам этих коллективных монологов почти не останется. И он в полной мере будет готов к любому речевому сотрудничеству.

Рекомендую к прочтению ???? Важное табу в семье, которое может сильно изменить жизнь вашему ребёнку

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ => Логопед-дефектолог

Источник

Этапы развития связной речи ребёнка.

Развитие связной речи в первые годы жизни ребенка происходит в двух направлениях: совершенствуется способность к пониманию обращенной речи и расширяются возможности передачи собственных мыслей в речевой форме. Умение слушать и понимать услышанное формируется в раннем и дошкольном возрасте.

Читайте также:  Центры развития ребенка в минске фрунзенский район

Общение с другими людьми занимает центральное место в жизни ребёнка. Потребность в общении являются главной мотивирующей силой и организующим началом, которые формируют у ребенка активное стремление овладеть речью. Потребность сообщить что-то другим людям и быть понятым поддерживает попытки ребенка развить и усовершенствовать свои языковые средства. Поэтому развитие речи в значительной степени зависит от полноценности общения, комфортности взаимоотношений с родителями. Когда ребенок уверен, что будет услышан и понят, интенсивность речевого и психоэмоционального развития существенно возрастает. Известно, что малоразговорчивые, эмоционально сдержанные или холодные матери, плохо откликающиеся на попытки ребенка вступить в контакт, подавляют речевую активность ребенка, что в ряде случаев приводит к задержке речевого развития.

С самого начала развитие навыков речевого общения предполагает двусторонний характер этой деятельности, то есть представляет собой диалог. Известно, что активное участие родителей в ранней, еще элементарной форме диалога, сильно стимулируют развитие его речи. В широком смысле слова диалог предполагает не только обмен репликами двух собеседников, но и их готовность и способность к пониманию друг друга.

Ситуация естественного диалога создается при наличии потребности сообщить что-то собеседнику. Поэтому, разговаривая с ребенком, родители должны стараться вызвать у него искреннюю заинтересованность в беседе. Часто вопросы взрослого и ответы ребенка нельзя назвать диалогом. Общение такого рода носит односторонний характер, и его нельзя считать полноценным. В первые годы жизни ребенка его возможности передачи смысла высказывания с помощью слов и фраз еще существенно ограниченны. Малыш выражает свои мысли и желания частично словами, частично жестами, мимикой, интонацией. Иначе говоря, он еще слабо владеет навыками диалога как средства общения. Развитие этих навыков продолжается долго: не только в дошкольном, но и в школьном возрасте.

Взрослые должны приветствовать собственные мысли ребенка и его индивидуальный способ их изложения (даже если это выглядит в их глазах «детским лепетом»). Именно тогда возникает полноценный диалог и создаются условия для его дальнейшего развития и совершенствования.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Они стесняются говорить, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно, становятся мнительными, неохотно идут в детский сад, а затем и в школу. У них возникает чувство неполноценности. Дети с недостатками произношения значительно медленнее усваивают программный материал. Перейдя в школу, часто с трудом овладевают грамотой – плохо читают, пишут. Взрослые и товарищи не всегда их понимают, переспрашивают, часто недооценивают их знания.

Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.

Родители часто задаются вопросом: пора ли появиться звуку или еще рано?

Даже при нормальном речевом развитии, ребенок далеко не сразу овладевает нормальным произношением. Неточное произношение у детей в возрасте до 3-4 лет естественно – это так называемое возрастное косноязычие. Не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются как дефекты произношения, которые необходимо корригировать.

Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – «сюсюкать» с ним. Тем самым вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляет искаженно произношение. С детьми нужно говорить всегда правильно, и таким образом, давать ребенку речевой образец для подражания.

К сожалению, не все родители понимают важность этого. Они «сюсюкают» и считают, что со временем ребенок сам все начнет говорить правильно, без чьей-либо помощи. Хотя часто без помощи специалиста этого невозможно добиться. Так как не все дефекты речи явные, фонематические и лексико-грамматические нарушения не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако, именно они влияют на усвоение программы. Как правило, когда ребенок поступает в школу, очень часто благоприятное время для исправления недостатков речи уже бывает упущено, приходится затрачивать гораздо больше времени и сил. Родители мечтают, чтобы ребенок, став взрослым, добился в жизни успеха, сделал блестящую карьеру, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда необходимо учить его говорить. Говорить он должен правильно, ведь от этого зависит его будущее. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной различных дефектов речи и комплексов.

  1. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996.
Читайте также:  Влияние отношений родителей на развитие ребенка

Источник

Слайд 1

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Консультация для педагогов ДОУ

Слайд 3

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и грамматически правильно.

Слайд 4

Младенчество На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи. К 1,5 Появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности.

Слайд 5

Ранний возраст К 2 годам п оявляются грамматически оформленные предложения до 3-4 слов К 3 годам расширяется словарь, главным образом за счет существительных и прилагательных . Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания). На третьем году жизни дети начинают пользоваться диалогической формой речи Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение . Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи .

Слайд 6

Средний дошкольный возраст В возрасте с 3-5 лет большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения . Дети чаще начинают пользоваться придаточными предложениями, особенно причинными, появляются придаточные условия, дополнительные, определительные Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей.

Слайд 7

В старшем дошкольном возрасте развитие связной речи достигает довольно высокого уровня В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом . В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища . Б олее активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища совершенствуются умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

Слайд 8

I этап – подготовительный (первый год жизни) . II этап – развитие понимания речи (второй год жизни) III этап – развитие фразовой речи . IV этап – переход к монологической речи. Выделяют 4 этапа формирования связной речи:

Слайд 9

Развитие монологической речи Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями находит прямое отражение в монологической речи детей. Развивается умение отобрать нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их выражения в связном повествовании . Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему . Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям еще недостаточно развито. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений .

Слайд 10

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия),которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. Для диалога характерны: а) разговорная лексика; б) краткость, недоговоренность, обрывистость; в) простые и сложные бессоюзные предложения; г) кратковременное предварительное обдумывание; д ) использование шаблонов, речевых клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, т. е. речевого этикета; е) использование жестов, мимики, поз.

Слайд 11

Собственно речевые умения Умения речевого этикета. Умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов. Можно выделить несколько групп диалогических умений:

Слайд 12

Диалогическая речь отличается лаконичность и простотой конструкций. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть не полной, сокращенной, иногда фрагментарной.

Слайд 13

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Наглядные Словесные – наблюдения во время прогулок, экскурсий; – рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; знакомство с объектом опосредованным путем, т.е. посредством фотографий, картин, картинок, кинофильмов -нетрадиционный метод – метод наглядного моделирования – заучивание наизусть; – пересказ; – составление различных видов рассказов; – беседы

Слайд 14

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Словесные – речевой образец повтор вопрос Наглядные – организация наблюдения – демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т.д. – просмотр видеофильмов Игровые дидактические игры-упражнения театрализованные игры сюжетно-ролевые игры и др. виды игр с речевым содержанием Косвенные – подсказка совет исправление реплика замечание

Источник