Этапы развития семьи и социализация ребенка

Дошкольный возраст – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, введения новых навыков, обучение новым знаниям. Одним из ответственных этапов развития является социализация дошкольников.

Малышу необходимо научиться взаимодействию с окружающими его людьми, освоить навыки общения и построения отношений.

Социализация дошкольников является базовой ступенью развития, без которой невозможна дальнейшая развивающая деятельность и обучение. О социализации дошкольников и пойдет речь в данной статье.

Что представляет собой процесс социализации дошкольника?

Для чего это нужно?

Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества.

Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу.

Именно поэтому на данном этапе важно не изолировать чадо от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, на площадках, в детском саду, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе.

Социализация необходима для того, чтобы малыш научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.

Социальное развитие заключается в получении зрелости к жизни в обществе. Производится она по мере развития сознания и коммуникативных навыков, а также понимания чувств и способа мышления других людей.

В чем заключается социализация дошкольников?

Социальное развитие можно рассматривать с двух точек зрения:

  • Как интеграция детей с социальной группой.
  • Как формирование личности в группе, т. е. процесс уникальных моделей бытия, мышления и поведения в разных ситуациях.

Социализация дошкольников заключается в изучении поведения, социальных ролей и норм, которые принимает социальная группа, а также создания благожелательного отношения к людям.

Кроха делает свои первые шаги на пути познания и усвоения традиций и образцов культуры, которые будут определять его поведение в будущем.

Процесс социализации приводит к овладению ребенком знаниями о своей группе и о социальных ролях, а также к освоению принятых в этой группе норм и ценностей.

Знания о ролях касается отношения ребенка к исполняющему данную роль (дочери, ученика, друга, дежурного), а также определяет права и обязанности исполняющего роль.

Влияние семьи на процесс социализации

На процесс социализации влияет в первую очередь семья. Каждый из ее членов исполняет конкретные социальные роли, главные из них – это родительские роли. Общим в них является стремление к безопасности детей, уход и воспитание.

Взаимные контакты между малышом и родителями, зависят от многих факторов, таких как: отношения родителей, возраст и образование родителей, особенности их личности и норм воспитания, характерных для данной культуры.

Как чрезмерная концентрация на малыше, так и чрезмерное отдаление от него, отражаются отрицательно на процессах психоэмоционального и социального развития ребенка.

Неправильное отношение родителей, а также чрезмерно авторитарный или слишком либеральный стиль воспитания может вызвать различные нарушения и трудности в адаптации.

В этом возрасте детки, окруженные чрезмерной внимательностью родителей, или воспитывающиеся слишком свободно, как правило, инфантильные и не умеют налаживать положительные контакты со сверстниками, а также их эгоцентричное, и даже эгоистическое отношение неизбежно приводит к неприятию их группой.

В области социальных контактов между ребенком и его братьями и сестрами наблюдается зависимости, связанные с порядком рождения малыша и полом.

Трудности в адаптации могут возникнуть у крохи, который появился первый в семье, которому впоследствии мама уделяет меньше времени, в пользу новорожденного брата или сестры.

В такой ситуации просыпается чувство зависти, а у младших деток даже агрессивное поведение в отношении нового члена семьи ( они могут бить, щипать, забирать игрушки, и даже совершать попытки выбросить из коляски). По мнению психологов отношения с братьями и сестрами в этом возрасте неустойчивы.

У 3, 5 и 7-летних деток выраженность отрицательных эмоций в отношении братьев и сестер ослабевает, а в связи с этим контакты доброжелательные и позитивные, а дети 4 и 6-лет, более возбудимы в этот период, и вступают в частые конфликты с братьями и сестрами.

По-разному детки относятся к старшим и младшим братьям и сестрам.

Преобладание негативных контактов, как правило, проходит с возрастом, однако резкие ссоры или уничтожение предметов, являющихся собственностью братьев и сестер, и даже драки происходят также под конец дошкольного периода.

Положительные социальные контакты со старшим отпрыском выражаются во взаимодействии на занятиях или в развлечениях.

На протяжении многих эпох и культур меняются правила, роли, которые должен выполнять малыш.

Родители, а позднее учителя и воспитатели пытаются с помощью определенных воздействий управлять поведением ребенка, чтобы привить ему эти элементы роли, которые в данный период жизни он должен выполнять.

Игры и социализация дошкольников

Младенец с самых первых моментов после рождения находится в людской среде. Первые межличностных отношений, в которые вступает, инициируются взрослым. Постепенно, по мере развития двигательного аппарата, расширяет диапазон и разновидности собственной активности ребенка.

Развиваются различные формы социальной активности, которые меняются и совершенствуются с возрастом.

Это заметно, в играх со сверстниками, в которых дети приобретают специфический опыт: вступают в эквивалентные взаимодействия со сверстниками и принимают ответственное сотрудничество; планируют и совместно определяют цели; заводят дружеские отношения.

Социальные контакты в игре принимают различные формы. Это одиночные и командные игры, которые подразумевают различные социальные роли и их имитацию, а также различные уровни взаимодействия.

Младшие дошкольники чаще проводят время в одиночной игре, в то же время  пятилетние чаще предпочитают коллективные, командные формы развлечений.

К концу периода дошкольного возраста детки способны легко принимать участие в командных играх и развлекательных мероприятиях, для которых характерно определение общей цели и плана действий.

Социальное развитие поддерживают игры имитирующие поведение и социальные роли взрослых, в которых дети играют различные переживания и отвечают на чувства других.

Учатся сотрудничать, договариваться, а также изучают социальные роли и правила поведения, связанные с определенными социальными ситуациями (покупка, посещение врача, путешествие).

Благодаря этому чадо учится регулировать свои чувства и понимать чувства других.

Для малыша дошкольного возраста хорошей школой социального обучения являются игры. Особенно полезны для социализации дошкольников коллективные сюжетно-ролевые игры.

Благодаря этому чадо может познать суть исполняемой роли. То, что для ребенка незаметно в жизни, в игре становится правилом поведения. Отсюда ребенок начинает понимать смысл установленного ограничения и введенных вами правила.

Смотрим игры для социализации дошкольников.

Еще один аспект игр – в игре малыш не функционирует в соответствии с принужденными правилами, но самостоятельно их устанавливает и им подчиняет свои действия. Эволюция игр и развлечений – это эволюция отношения ребенка к правилам.

Развлечения и игры служат в понимании ребенком социальных ролей взрослых. Дети практикуют  в игре различные социальные роли: семейные, профессиональные.

Принимают эти роли в соответствии с полом: девочки играют женские роли, а мальчики – мужские.

Это важно потому, что пол является биологическим атрибутом социальной роли. Разыгрывая социальные роли, ребенок не только познает социальные рамки данной роли, но также исследует собственную личность.

Дети дошкольного возраста, заводят первых друзей, хотя такие отношения еще не прочны и не основаны на совместном действии. Детки воспринимают дружбу как отношения, основанные на приятной игре.

Дружба проявляется в большем расположении дошкольника к определенному ребенку, проявление к нему большего внимания. К другу чаще, чем к другим детям направляются просьбы, поздравления, друзья чаще проводят время – играют и гуляют друг с другом.

Ранние дружеские отношения характеризуется мимолетностью. Дети принимают во внимание внешние, а не внутренние причины конфликта и пытаются его решить на физическом плане, например, через выход из конфликтной ситуации и переход к другой деятельности.

Отмечается четкий эгоцентричный подход, выраженный в неспособности сотрудничать и видеть различия между перспективой собственной и партнера.

Дружеские отношения в дошкольном возрасте являются, как правило, нестабильными, а некоторые дети (например, агрессивные) имеют трудности с заключением дружбы.

Норма социального поведения – это такое поведение, как сочувствие, оказание помощи, обмена и взаимодействия, который полезны для других, а не непосредственно для человека творящего добро. Эмпатия заключается в разделении эмоциональных переживаний других людей. Она проявляется в понимании и сопереживании другому человеку.

С развитием ребенка способность к эмпатии возрастает. Младшие дети чаще сочувствуют тому что понимают исходя из собственного опыта. Дети старшего дошкольного возраста способны к эмпатии с лицами и фигурами, которые никогда не встречались в реальности, а поэтому сочувствуют героями сказок, фильмов.

Способность сопереживать вместе с другим человеком влияет существенным образом на межличностные контакты, а его развитие в значительной степени зависит от правильных образцов поведения родителей и воспитателей.

Агрессия дошкольников

Родители и воспитатели наблюдают у детей негативные проявления, такие как агрессия и отсутствие послушания. Под агрессией понимается действие, которое предпринимается с намерением причинить вред другим.

Появляется она в развитии отпрыска тогда, когда он начинает понимать, что может быть причиной беспокойства других людей, и силой заполучить желаемое.

Детишки проявляют две формы агрессии: инструментальную и враждебную. Агрессия инструментальная возникает в стремлении к достижению чего-то желаемого: предмета, пространства.

В этом случае чадо может толкнуть другого ребенка, ударить. В свою очередь, агрессия враждебная, ее также называют “агрессией, ориентированной на человека” рассчитана на причинение боли другому человеку, как месть, как способ определения доминирования.

Агрессия инструментальная исчезает с возрастом, по мере того, как дети учатся вести себя в обществе. А агрессия, ориентированная на человека, возрастает между 4 и 7 годами жизни ребенка.

Социализация дошкольников очень важна, задумайтесь!

Подписывайтесь на канал “Сосед-Домосед”. Впереди вас ждет масса полезной информации для дома и семьи.

© Сосед-Домосед 2020. Все права защищены.

Вам понравились эти советы? Поставьте лайк, оцените наш труд.

Источник

Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды  повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи

В первые месяцы после рождения ребенку вполне хватает тесного контакта со своими родителями. Он остро нуждается в их ласке, внимании и заботе. Но по мере взросления малыш начинает нуждаться в дополнительных источниках коммуникации – он стремится общаться со своими сверстниками, своими братьями, сестрами, активно познает окружающий его мир. В рамках этих взаимодействий ребенок обучается правилам поведения в социуме, учится строить взаимоотношения с окружающими его людьми.

Комплексное развитие личности невозможно без социализации – это процесс усвоения ребенком психологических установок, паттернов поведения, ценностей и социальных норм, которые позволяют ему быть полноценным членом общества. Человек – это существо биосоциальное, поэтому он нуждается в социализации для того, чтобы выжить.

Сначала проводится первичная социализация ребенка в семье, после чего этот процесс проходит в обществе. Она крайне важна, являясь по сути базой, на основании которой происходит остальная социализация.

Семья – это то место, где ребенок получает первичные представления о социальных нормах, правилах поведения и ценностях. До определенного возраста она является единственным источником получения этих навыков и знаний, являясь базовым тренингом личности ребенка.

Нравственное воспитание детей способствует выработке таких жизненно важных качеств, как правдивость, честность, эмпатия, отзывчивость, готовность к взаимовыручке, дисциплинированность, вежливость, самообладание и скромность. Помимо этого, в ребенке воспитывается четкое неприятие отрицательных качеств характера, что и делает малыша полноценным членом общества, который живет по его правилам, не противопоставляя себя общепринятым ценностям.

Есть несколько стадий социализации:

  • Первичная (или адаптация). Как правило, продолжается с первых месяцев жизни до подросткового периода. В это время ребенок усваивает всю информацию и получает опыт без критической оценки. Он подстраивается, приспосабливается к происходящему и подражает.
  • Этап индивидуализации. У ребенка появляется желание выделить себя как личность на общем фоне. Уже возникает критическое отношение к устоявшимся общественным нормам. Развивается индивидуальность личности, но мировоззрение еще нельзя назвать окрепшим.
  • Стадия интеграции. Возникает желание стать частью общества, при этом подобная интеграция происходит без проблем, если свойства индивида не противоречат общепринятым нормам общества.

Если по каким-то причинам личностные проявления человека не принимаются обществом, то дальнейший сценарий может быть разным. Первый вариант – человек сохраняет свою индивидуальность и может вступать в дальнейшие конфликтные взаимоотношения с обществом. Второй вариант – человек принимает «правила игры», т.е. подстраивается, адаптируется и демонстрирует согласие с принятыми правилами поведения и ценностями.

Социальное развитие и воспитание ребенка немыслимо без полноценного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Ставится задача повысить воспитательный потенциал семьи.

Он состоит из нескольких составляющих:

  • Биологического (состояние психики, сформированное наследственными факторами).
  • Экономического (уровень заработка родителей, владение недвижимостью, автомобилем и т.д.).
  • Психологического (форма взаимоотношений в семье, какие функции выполняют родители внутри, наличие у них педагогических способностей и т.д.).
  • Социального (социальный статус родителей, их принадлежность к определенному этносу, уровень образования и профессия, уровень культурного развития).

Соответственно, воспитательный потенциал семьи представляет собой перечень определенных факторов, которые и определяют, какой именно является семья. Все эти факторы в той или иной степени влияют на успешность воспитания и комплексного развития личности ребенка в семье.

Можно выделить две общие группы семей:

  1. С высоким воспитательным потенциалом. В таких семьях родители воспринимают ребенка как полноценную личность, понимают, насколько важным является его развитие. Соответственно, сам ребенок находится в благоприятной обстановке, наблюдает за положительными ролевыми моделями поведения, поэтому воспринимает семью как что-то позитивное и правильное.
  2. С низким воспитательным потенциалом. В таких семьях родительство, как функция, не является базовой ценностью. Неправильно выстроенные взаимоотношения родителей и ребенка, неправильные методики воспитания – все это приводит к формированию у ребенка делинквентного поведения, беспризорности, неправильному пониманию у индивида своего места в обществе.

Семья – это целый мир для ребенка, в котором он существует, функционирует, делает какие-то открытия, учится чувствовать различные эмоции, включая сочувствие. Здесь он получает жизненно необходимо чувство собственной безопасности, которое позволяет ему без опасения взаимодействовать с окружающим его миром.

Благоприятные условия социализации ребенка в семье влияют на успешность взаимодействия индивида в социуме. Только чувствуя заботу родителей (в первую очередь – матери), он получает возможность развиваться, в результате чего он и становится частью общества. Безусловно, большую роль играют и другие институты социализации (школа, сверстники, средства массовой информации), но именно семья закладывают необходимую базу.

Социализация ребенка в семье заключается в его правильном воспитании, чтобы он получил основу для прочного вхождения в жизнь. Он должен научиться решать за себя и нести ответственность за то, что он делает.

Есть несколько неправильных методик воспитания:

  • По типу «неприятия». Такая ситуация возникает, когда само рождение малыша в семье не было запланировано. Более того, оно было нежелательным. По сути, вместо воспитания, какого-то поощрения и похвалы за правильные поступки, ребенок получает только лишь жесткий контроль во всех сферах и суровые наказания. Это самый негативный пример неправильного воспитания.
  • По типу «сверхсоциализации». В таких семьях ребенок появляется не потому, что этого действительно хотят оба родителя, а потому что общество диктует такую необходимость («так надо»). Достаточно часто такие родители выполняют свою родительскую функцию с какой-то ненормальной педантичностью и регламентированностью: они воспитывают ребенка на основании «идеальных» советов, хотят сделать из него самого прилежного ученика, поэтому оценки в школе становятся самоцелью. В большинстве случаев результат достигается, т.е. ребенок действительно хорошо учится, правильно ведет себя, но его эмоции подавлены. В результате этого развивается страх перед возможными неудачами, который может доходить до крайне точки. Часто развиваются неврозы.
  • Тревожно-мнительное. В таких семьях родители очень боятся за здоровье и благополучие малыша, что порой доходит до абсурда. Часто встречается у тех родителей, у которых рождается поздний (или первый) ребенок. Наблюдается гиперопека, ребенка стараются предостеречь от всего на свете («не ходи на улицу – там злые люди»). На фоне этого развивается инфантилизм, отсутствие самостоятельности, нерешительность и заниженная самооценка.
  • Эгоцентрическое. В этом случае ребенок становится смыслом жизни, он главный в семье. Ему все позволено, к нему нет особых требований, в то время как интересы других членов семьи не принимаются во внимание. На этом фоне развивается эгоизм, что чревато огромными проблемами со сверстниками – они просто не воспринимают его так, как он привык в семье. В итоге внутри семьи он продолжает быть объектом обожания, а в среде сверстников часто становится изгоем.

Процесс социализации ребенка в семье требует от родителей большой работы, ведь от правильности или неправильности их действий, собственного поведения и практикуемых методах воспитания, зависит то, каким именно вырастит их ребенок.

Есть несколько общих рекомендаций, которые помогут в этом вопросе:

  • Воспринимайте своего малыша как личность. Никаких крайностей в воспитании.
  • Формируйте в нем адекватную самооценку. Любой перегиб недопустим. Если самооценка будет низкой, то ребенок будет нерешительным, поддающимся чужому влиянию. При высокой самооценке снижается критичность к своим действиям, ребенок считает свое мнение единственно правильным.
  • Ребенок должен участвовать в делах семьи. У него должен быть круг определенных обязанностей, которые ему посильны (уборка в своей комнате, покупка хлеба и т.д.).
  • Развивайте его силу воли. Не нужно его оберегать от всего на свете – в ребенке должна развиваться смелость, терпение, выносливость. Он должен уметь достигать своей цели.
  • Приучайте его к планированию своих действий.
  • На собственном примере демонстрируйте правильную модель поведения и общения. Он должен понимать, как ему общаться с его сверстниками и другими людьми.

Процесс социализации в семье предполагает прививание таких качеств, как доброта, сострадание, ответственность и сочувствие к другим людям. Во многом именно наличие эмпатии характеризует человека как полноценную личность.

Источник