Этапы развития семей с приемным ребенком

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | Все замещающие семьи проходят через несколько этапов становления. Переход из одного этапа в другой, как правило, сопровождается нормативными кризисами. В течение одного этапа могут наблюдаться и периоды благополучия, и ненормативные кризисы. Семейные системы находятся в постоянной динамике: «притираются» паттерны базисной семьи и ребенка, изменяются задачи развития семейной системы, ее потребности. Как показали результаты исследования, в течение 5 лет семьи проходят следующие этапы становления: 1. «Ядерный шлейф» или стресс, связанный с нерешенными проблемами базисной семьи, актуализацией системных защит (до 6 месяцев после приема). 2. Этап перестройки, оформление новой детской подсистемы, борьба системных защит и ресурсов семьи (7-12 месяцев). 3. Завершение переструктурирования, актуализация системных ресурсов семьи, возникновение нового системного качества, новой идентичности – профессиональной замещающей семьи (к 24 месяцу приема). 4. «Новая волна» – этап, связанный с проблемами отделения приемных детей, актуализацией системных семейных защит (42 месяца). 5. Этап переструктурирования, появление более автономной детской подсистемы, начало цикла «ожидания пустого гнезда» (48-60 месяцев). Как показали результаты исследования, наивысший уровень принятия родителями приемных детей и собственной способности к их воспитанию наблюдается в 6, 24, 48 и 60 месяцев после приема. В это время семьи предпочитают существовать в автономном режиме. В «точках кипения» – 1, 1.5 и 3,5 года – у семей актуализируется потребность в помощи специалистов вследствие обострения отношений с приемными детьми. Изучение академической успеваемости приемных детей показывает, что она повышается на пике принятия детей и снижается в «точках кипения». На первом этапе (до 6 месяцев)мишенями помощи специалистов являются структурные изменения, которые переживает семья, интегрируя новых членов. Сопротивляясь изменениям, семьи начинают идеализировать образы сплоченности ядерной семьи, забывая о тех структурных проблемах, которые подвели их к решению о приеме детей. Задачей адаптации семьи на данном этапе является установление более открытых границ между членами семьи и некоторые ограничения во взаимодействии с окружением (друзья, соседи). Приемные дети активно реагируют на структурное напряжение в семье, пытаются воспроизвести в отношениях привычные стереотипы и формируют гомогенное идентификационное поле, в которое включают в основном других приемных детей. Они начинают использовать механизмы защиты по типу идеализации и мифологизации биологической семьи, переноса источника напряжения на кровных детей. Основные задачи деятельности специалистов на данном этапе: адаптация семьи к новой ситуации (формирование нового идеального образа семьи), объединение в коалиционные структуры ядерных и приемных членов семьи, создание условий для большей автономии кровных детей. В качестве основных методов помощи используются: совместное рисование идеального образа семьи с приемными детьми, динамические скульптуры идеальной семьи, построенные каждым ее членом, моделирование различных пространственных структур с последующим обсуждением уровня их комфортности для членов семьи (объединение приемных детей в коалиции с членами кровной семьи). Крайне важным является прояснение чувств, возникающих в новых структурах, повторное обсуждение структурных проблем семьи до включения приемных детей (просмотр видеозаписи, рисунков структуры семьи, сделанных во время подготовки). Необходимо четкое распределение обязанностей между детьми, объединение в совместной деятельности приемных и кровных детей. В первые месяцы после приема увеличивается эмоциональная нагрузка на мать. Члены семьи (независимо, кровные они или приемные) ожидают от нее исполнения роли лидера. Социометрический и идентификационный статус отцов резко снижается. В этот период помощь специалистов должна быть направлена на поддержание целостности супружеской подсистемы, обучение способам принятия общих решений, активизацию отца в контактах с членами семьи, снижение уровня эмоционального напряжения у матери. В 6 месяцевприема в семьях с эффективной заботой наблюдается парадоксальный феномен. У приемных детей снижаются значения показателей эмоционального неблагополучия. При этом они повышаются у кровных детей по такому показателю, как «неэффективность». Кровные дети начинают чувствовать себя недостаточно эффективными. т.е. в какой-то степени переживают состояние депривации. Совместная деятельность приемных родителей и специалистов в этот период должна быть направлена на фиксирование достижений у детей независимо от их статуса, на развитие их способности к самоподдержке, осознание личностных границ. Практически весь первый год в семьях наблюдается склонность к «сверхконтролю» за поведением приемных детей (нередко матери его используют как способ снижения собственной тревоги). Помощь специалистов направлена на осознание новых правил семьи, правил поведения приемных детей, использование тех методов поощрений и санкций, которым члены семьи были обучены в процессе подготовки. В 1 год приемаэффективные семьи во многом преодолевают системные стрессы. Однако начинает повышаться значение показателя «агрессивное поведение» у приемных детей в оценках родителей, проявляются делинквентное поведение, социальные проблемы. Интересно, что у детей на данном этапе зафиксирован первый пик состояния эмоционального благополучия. По всей вероятности, снижение внутренней напряженности способствует большей раскрепощенности, активности детей, обнажает особенности поведения, которые ранее дети старались не проявлять. Исследование развития семьи выявило парадоксальный феномен поведения детей-сирот в патронатной семье. В системах, где дети чувствуют принятие, они совершают деликты дома (чаще всего воровство). В семьях, где имеет место определенная холодность в отношениях, дети воруют у учителей в школе или воспитателей в детском саду. По-видимому, тем самым они пытаются установить отношения привязанности («проверка» на безусловность принятия). Интересно, что в условиях детского дома никаких попыток проявить свои делинквентные особенности у многих детей не наблюдалось. В 1,5 годаугасает потребность семьи в использовании механизмов защиты. Члены семьи занимаются урегулированием проблем, обусловленных характером интеракций, неадекватностью выражения и интенсивности чувств. Родители начинают активно жаловаться на то, что испытывают чувство вины по отношению к приемным детям, что они не могут их любить и прощать, как своих детей. Они считают свою эмоциональную экспрессию неадекватной: то слишком критичной, то излишне льстивой. В рамках Группы психологической поддержки в процессе ролевых игр, при анализе видеозаписи интеракций членов семьи отрабатываются адекватные способы эмоциональной экспрессии между членами семьи. В 1 и 1,5 года приема родители фиксируют повышение значимости социальных проблем у детей. Показатель отражает физические отклонения ребенка от общей нормы и жалобы на негативное внимание («дразнение») со стороны сверстников. Общее напряжение, которое проявляется у детей в 1,5 года, в какой-то мере снижает его когнитивные успехи. В это время в значительной мере актуализируется значимость сопровождения ребенка в образовательном учреждении. В 2 годазаканчивается цикл становления семьи в новом статусе. Формируется новая идентичность, которая переживается членами семьи как ренесанс. Однако уже в 3 года начинается новый этап в отношениях, пик которого приходится на 3,5 года. Нередко в это время собственные дети покидают дом. Приемные дети начинают переживать проблемы подросткового возраста. Их цель – добиться определенной автономии. От семьи снова требуется переструктурирование. Система должна приспособиться к новой ситуации. В результате резко повышается уровень конфликтное в семье, начинают появляться или становятся более частыми случаи обмана, воровства детей. Возрастает уровень неудовлетворенности приемом со стороны матери. Она начинает ощущать свою ненужность для детей, боль от близости «пустого гнезда». В этот период возвращается необходимость работы на уровне структуры семьи, использование уже известных нам структурных техник: совместное рисование, динамическая скульптура, которые помогают поддержать отношения близости в супружеской подсистеме, создать условия для разумной автономии приемного ребенка. Актуальной является и система общих заданий для супругов, и самостоятельных для приемных детей, метод заключения контрактов на предоставление большей степени свободы для последних. В 4 годакризис завершается, устанавливаются более автономные правила, которые стабилизируют отношения в семье в течение следующего года. Поэтому на данном этапе главной мишенью помощи становятся правила семьи. Эффективность воспитания ребенка-сироты в замещающей профессиональной семье во многом зависит от своевременного и адекватного реагирования специалистов и членов самой семьи на те изменения, которые происходят в семейной системе. Это становится возможным при понимании закономерностей, в развитии профессиональной семьи. Необходимо продолжение лонгитюдных исследований процесса интеграции ребенка-сироты в семейную систему, охватывающих весь цикл замещающей семейной заботы. (Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи // Дефектология. – 2006. – № 1. – с. 30-35.) К теме 6. «Профессионально-личностная компетентность социального педагога, работающего с детьми, оставшимися без попечения родителей» |
Источник
Адаптация – первые месяцы, а иногда и год-полтора в новой семье – чрезвычайно трудное время и для приемного ребенка, и для родителей. О том, как вести себя с новым членом семьи, чтобы стать родными людьми, фонду «Измени одну жизнь» рассказала психолог, многодетная приемная мама Ирина Гарбузенко.
Если приемный ребенок – младенец
Взять в семью ребенка в возрасте от рождения до года – это примерно то же самое, что пережить роды. Нужно быть готовым к тому, что все в жизни родителей поменяется: вы не сможете спать, когда у малыша будут резаться зубки, будете волноваться о том, уверенно ли он держит голову, не сможете полноценно работать, как раньше.
К появлению в семье грудничка надо подготовиться финансово, ведь мама не сможет работать.
При этом еще до усыновления нужно продумать все возможные варианты развития событий. Маленький ребенок (и приемный, и кровный) – это всегда кот в мешке.
Что будет, если он окажется нездоровым? Если уже после попадания в семью у него обнаружатся какие-то серьезные патологии?
В моей практике бывали случаи, когда приемные родители узнавали о неизлечимой болезни малыша уже после усыновления: брали здорового, а выяснилось, что ребенок – инвалид. Пережить эту ситуацию и адаптироваться к ней сложно, но можно, нужно всегда помнить, что родные, рожденные нами дети тоже могут оказаться нездоровыми.
К счастью, случается и обратное: приемные родители готовятся к серьезному лечению ребенка, а с течением времени выясняется, что значительная часть вписанных в медкарту диагнозов – это результат гипердиагностики или длительного стресса, в котором находился малыш.
Адаптация пройдет нормально, если вы не будете сравнивать своего ребенка с другими детьми. Сравнивать можно только сегодняшние достижения малыша с тем, что он умел раньше, и просто радоваться успехам.
«Многие в этом возрасте уже бегают, а ваша девочка пока и ходит-то неуверенно», – говорит соседка. Не нужно расстраиваться из-за такого рода пересудов: хорошо уже то, что девочка в принципе ходит, ведь могло быть иначе.
Не стоит спешить с социализацией приемного малыша. Не нужно тетушек, двоюродных бабушек и нянь, не нужно поездок к родственникам и друзьям – пусть ребенок сначала привыкнет к маме и папе. Так ему будет проще адаптироваться.
Наконец, к первым месяцам грудничка в новой семье важно подготовиться финансово. Мама наверняка не сможет работать, поэтому важно иметь некоторый запас средств: они потребуются на оплату медицинских консультаций, на покупку одежды, подгузников, коляски и т. д.
От года до трех лет
Родители, берущие в семью ребенка от года до трех лет, как правило, больше опасаются психических отклонений, чем физических заболеваний. Обычно к этому возрасту ребенок уже полностью обследован, и с его физическим состоянием все более или менее понятно. А вот такие болезни, как, например, аутизм или шизофрения, могут проявиться позже.
Приемному ребенку в возрасте до трех лет первое время не нужны развивающие центры.
Даст Бог, шизофрении не будет, однако важно заранее подумать: готов ли я к тому, что мой ребенок, скорее всего, не станет вундеркиндом? Что на первых порах он будет отставать в развитии от сверстников, потому что долго был занят банальным выживанием, а не изучением цифр?
К тому, что он будет обычным ребенком и не будет хватать звезд с неба? Если вы настроены исключительно на будущие успехи в учебе и в спорте, вам стоит еще раз хорошо подумать, готовы ли вы взять ребенка в семью.
Адаптация будет непростой, причем ребенку в этом возрасте еще труднее, чем вам. Он как будто попал в космос: все вокруг новое, незнакомое. Облегчите ему привыкание: старайтесь не сердиться, больше улыбайтесь, покажите, что мир прекрасен. Постепенно малыш научится «зеркалить» вас: будет улыбаться и радоваться новым открытиям.
Подарите детям шанс найти семью! Сделайте пожертвование!
При этом не нужно таскать его на бесконечные развивающие занятия, потому что никто не научит его правильно называть цвета и формы лучше вас. Эмоциональное общение с мамой гораздо важнее для приемного ребенка этого возраста, чем групповые занятия с незнакомой тетей-педагогом.
Играйте дома: например, дайте малышу пальчиковые краски. Или мамины бусы. Или кружку с водой, тарелку с крупой и ложку. Пусть перебирает, перекладывает на здоровье, развивает мелкую моторику и концентрацию.
В целом 1-3 года – это прекрасный возраст для привыкания родителей и малыша друг к другу. Можно гулять в колясочке, вместе изучать мир, можно понемногу начинать ходить в гости. При этом старайтесь больше общаться с теми, кто позитивно настроен по отношению к вашему малышу, кто готов похвалить его и отметить успехи.
Если соседи, приятели или родственники проявляют непонимание, неделикатность и говорят вам что-то плохое о ребенке, старайтесь пока минимизировать такое общение. Вам и так сейчас непросто, зачем брать в голову пересуды?
В период адаптации чаще руководствуйтесь известным правилом безопасности в полете: сначала обеспечьте кислородной маской себя, а потом ребенка. Не нужно строить свою жизнь исключительно вокруг интересов вчерашнего сироты, старайтесь встроить его в семью, научить следовать общим правилам. К примеру, вы встаете не в 7, а в 9, и постепенно ребенок к этому привыкнет, ничего страшного в такой перестройке режима нет.
При этом жестко ломать привычки малыша не стоит. Многие дети из домов ребенка раскачиваются перед сном, успокаивая сами себя. Зрелище жутковатое, и приемные родители нередко пугаются, стараются как можно скорее отучить малыша от этих движений.
Не торопитесь, ведь благодаря этому раскачиванию он выжил. Ребенок сам постепенно отучится: поглаживайте его, ласково разговаривайте перед сном, рассказывайте сказки.
Адаптация дошкольников и младших школьников
Если вы берете в семью дошкольника, не торопитесь сразу готовить его к школе. Лучше дайте наиграться и пройти все этапы развития, иначе учеба не будет успешной.
Читайте книги вместе с детьми.
Настройтесь на хорошее и вместе с ребенком наслаждайтесь прелестями детства. Читайте вместе сказки, ходите на детские спектакли, катайтесь в парке на велосипедах, посещайте центры Монтессори, по возможности путешествуйте.
Пластилин, детали от «Лего», краски – пусть ваша квартира превратится в сплошной творческий беспорядок. Да, будет много сломанного, изрисованного и помятого, будьте к этому готовы. Это хорошее, благодарное время для ребенка и родителей.
Прислушивайтесь не только к интересам ребенка, но и к своим собственным, ведь адаптация проходит у обеих сторон. Не любите паззлы, но любите читать? Читайте – увлекайте ребенка историями, чудесами и яркими иллюстрациями. Отсекайте то, что вам не нравится, старайтесь, чтобы в вашем общении с новоприобретенным сыном или дочерью было больше позитива.
Что касается школы, то для успешной адаптации ребенка важно понимать, что скорее всего в его развитии имеется двух-трехлетнее отставание. Возможно, есть смысл отдать в школу на год позже. За год вы привыкнете друг к другу, позанимаетесь, и первокласснику будет легче.
Кроме того, стоит поговорить с учителем и ввести его в курс дела, чтобы педагог с пониманием отнесся к ситуации. Помните: если слишком давить на ребенка, «ломать» его и требовать невозможного, могут развиться различные заболевания. Не переживайте слишком сильно: в конце концов, с первого по четвертый класс оценки не так важны.
Пробуйте заниматься в кружках – даже трудного ребенка наверняка что-то заинтересует. Футбол, гребля, бисероплетение, музыка, танцы, гимнастика, рисование – чем шире охват, тем больше шансов, что вы нащупаете ту сферу, в которой ребенок может почувствовать себя успешным.
Даже трудного ребенка что-то заинтересует. Предлагайте увлечения на выбор.
Что-то не получается? Старайтесь не накручивать себя. Общайтесь с другими приемными родителями: многие из них преодолевают те же сложности и могут помочь хорошим советом или рассказать о своем опыте.
Конечно, бывает, что мама устает и даже «выгорает». В такие моменты я рекомендую вспомнить, зачем вы взяли ребенка в семью, и постараться вернуться к своим мотивам.
Маленький ребенок не может «сломать» вашу жизнь. Скажите себе: «Я не настолько слаб (слаба), чтобы
В семью пришел подросток
Чтобы адаптация прошла успешно независимо от возраста ребенка, важно понимать, что каждый человек имеет право на жизнь и на счастье. Подросток – уже не совсем ребенок. Это ребенок, который становится взрослым, а потому ершистым и колючим.
Подростки с удовольствием займутся спортом.
В этом возрасте мама уже не принцесса, и подросток вполне может ответить ей грубовато или неделикатно: «Мне говоришь, что надо спортом заниматься, а сама толстая»; «Мне говоришь, что надо зубы чистить… Почему тогда у тебя зубы золотые? Не чистила?»
Подросток, попавший в новую семью, пройдет все стадии развития, которые не были им пройдены. Если в прошлой жизни он не наигрался, он будет играть: в машинки, в куклы. Поддержите такие игры. Скорее всего, эти этапы пройдут быстро, но они совершенно точно будут.
Так что не удивляйтесь, если ваше тринадцатилетнее чадо капризничает, как дошкольник, значит, проходит адаптация, и это хорошо. Бывает, что подросток просит приемную маму покормить его с ложечки – и это тоже нормально, значит, дело пошло и привязанность формируется. Дайте подростку отыграть все, чего у него не было, позвольте пройти с вами все стадии развития.
Бывает, приемные родители устают и испытывают разочарование. «Я ее взяла, а она такая дура», – говорит мне приемная мама. Ну и что, что дура, отвечаю я, на свете полно дур, и многие из них отлично живут. Вы же хотели ей помочь, вот и помогите. Не ждите чудес, а просто выполняйте свои обязанности: кормите, одевайте, разговаривайте, не бейте и не оскорбляйте.
Напишите на листе бумаги правила: как себя вести, что можно и чего нельзя делать в вашей семье, требуйте их соблюдения. Впрочем, где-то бывает нужно и уступить…
Чтобы не терять доверия подростка и веры в свои силы, не позволяйте посторонним говорить о ребенке плохо. Возможно, из-за этого ваш круг общения сузится – расширяйте его за счет других приемных семей. Там поймут ваши сложности.
Адаптация: четыре стадии
1. «Медовый месяц». И ребенок, и приемные родители еще не вполне верят, что жизнь изменилась навсегда. Обе стороны стремятся вести себя как можно лучше.
2. Стадия агрессии. Уставшая приемная мама может сказать себе: «Что у меня в доме делают эти дети? Зачем я на это согласилась?»
Ребенок тоже может начать «козлить» – он все еще не верит, что это навсегда, и зачастую «проверяет» приемных родителей. Возможна и аутоагрессия. В этот период важно постоянство во всем: режим дня, понятные правила поведения, четкие границы.
3. Ребенок и родители постепенно подстраиваются друг под друга. Вспышки агрессии случаются реже. Родители и приемный ребенок учатся договариваться и соблюдать договоренности.
В этот период важно, чтобы совместно проведенное время было приятным. Положили в больницу? Конечно, хорошего мало, но ведь можно взять с собой любимую красную подушку, красивые кружки, интересные книжки – почитаем, поиграем, поговорим…
4. Принятие друг друга. Родители и ребенок нужны друг другу.
Портал changeonelife.ru – крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Источник