Этапы развития счетной деятельности ребенка

Счет – это деятельность с присущими всякой деятельности признаками, т. е. наличием цели, средств, способов ее осуществления и результатом в виде итогового числа как показателя мощности множества.

Сущность деятельности счета состоит в том, что между элементами конкретной совокупности и числами натурального ряда как стандартного множества чисел, каждое из которых является показателем определенного класса множеств, устанавливается взаимно-однозначное соответствие.

Многочисленные исследования педагогов и психологов (А. М. Леушина, Г. С. Костюк, В. В. Данилова и др.) показали, что овладение детьми счетом осуществляется постепенно и проходит ряд этапов.

Обучение счету начинается с практических действий с множествами, дробления их на элементы, сравнения смежных множеств. Счетная деятельность условно может быть поделена на отдельные этапы, а именно процесс счета и итог, в связи с чем выделяется соотнесенный и итоговый счет. Процессом счета, т. е. соотнесенным счетом (называнием чисел) дети овладевают быстрее. Итог счета усваивается значительно труднее.

А. М. Леушина определила шесть этапов развития счетной деятельности у детей. При этом первые два этапа являются подготовительными. В этот период дети оперируют с множествами, не используя чисел. Оценка количества осуществляется с помощью слов «много», «один», «ни одного», «больше – меньше – поровну». Эти этапы характеризуются как дочисловые.

Первый этап можно соотнести со вторым и третьим годом жизни. Основная цель этого этапа – ознакомление со структурой множества. Основные способы – выделение отдельных элементов в множестве и составление множества из отдельных элементов. Дети сравнивают контрастные множества: много и один.

Второй этап также дочисловой, однако в этот период дети овладевают счетом на специальных занятиях по математике.

Цель – научить сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающи Основные способы – накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество.

Третий этап условно соотносится с обучением детей пятого года жизни. Основная цель – ознакомить детей с образованием числа. Характерные способы деятельности – сравнение смежных множеств, установление равенства из неравенства (добавили еще один предмет, и их стало поровну – по два, по четыре и т. д.).

Результат – итог счета, обозначенный числом. Таким образом, ребенок вначале овладевает счетом, а затем осознает результат – число.

Четвертый этап овладения счетной деятельностью осуществляется на шестом году жизни. На этом этапе происходит ознакомление детей с отношениями между смежными числами натурального ряда.

Результат – понимание основного принципа натурального ряда: у каждого числа свое место, каждое последующее число на единицу больше предыдущего, и наоборот, каждое предыдущее – на единицу меньше последующего.

Пятый этап обучения счету соотносится с седьмым годом жизни. На этом этапе происходит понимание детьми счета группами по 2, по 3, по 5.

Результат – подведение детей к пониманию десятичной системы счисления. На этом обучение детей дошкольного возраста обычно заканчивается.

Шестой этап развития счетной деятельности связан с овладением детьми десятичной системой счисления. На седьмом году жизни дети знакомятся с образованием чисел второго десятка, начинают осознавать аналогию образованная любого числа на основе добавления единицы (увеличения: і числа на единицу). Понимают, что десять единиц составляют один десяток. Если к нему прибавить еще десять единиц, то> получится два десятка и т. д. Осознанное понимание детьми десятичной системы происходит в период школьною обучения.

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

«Понятие счёта и счётной деятельности в педагогической литературе.

Этапы формирования счётной деятельности»

Математика – это наука, которая идет нога в ногу с человеком на протяжении всей его жизни. Элементарные правила вычисления нужны любому человеку, несмотря на его профессию, увлечения, уровень развития.

Уже в возрасте трёх-четырёх лет ребенок задумывается, что такое количество, что такое счёт, и очень важно об этом помнить. Именно в этот период – период младшего дошкольного возраста – в ребенке закладываются основы математических знаний и умений. В это время ребенок, как губка, впитывает в себя всю новую информацию, учится ее использовать, а со временем усовершенствует и углубляет, все больше и больше расширяя свои познания.

Обучение детей младшего дошкольного возраста – это тяжелый, кропотливый и неустанный труд родителей, но все же более эффективно и точно проходит в дошкольных образовательных учреждениях. Перед воспитателем детского сада, стоит конкретная цель сформировать у детей основное понимание математических понятий, при этом он должен брать во внимание индивидуальные способности детей, уровень их развития в момент обучения, желание учиться и методики, с которыми процесс обучения будет максимально эффективным.

Овладение счетом играет важную роль в умственном развитии ребенка. Именно первоначальное усвоение счетных операций в дошкольном возрасте служит подготовкой к дальнейшему обучению математике в школе и, вместе с тем, оказывает многостороннее влияние на общее развитие детского мышления, способствуя формированию процессов анализа, синтеза, абстракции, обобщения.

Счет – это деятельность с конечными множествами. Счет включает в себя структурные компоненты:

1) цель (выразить количество предметов числом);

2) средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности);

3) результат (итоговое число): сложность представляется для детей в достижении итогового числа. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один два, столько же, поровну, больше, чем… ускоряет процесс осмысления детьми знания итогового числа при счете.

Формированием счетной деятельностью детей дошкольного возраста занимались такие педагоги как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева, Ф.И. Блехер, А.М. Леушина.

Роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании людей до обучения в школе была потверждена не одним известным зарубежным и советским педагогом, как в прошлом, так и в настоящем. При этом они выделяли счетную деятельность, как средство умственного развития, и настоятельно советовали начинать обучение математическим основам примерно с 3-х лет. Обучение понималось ими как упражнения в практических, игровых действиях с использованием наглядного материала, накопленного детьми опыта в различении числа, времени, мер пространства.

Читайте также:  Ребенок опережает свое развитие

Математика – это наука, которая вызывает определённые трудности на протяжении всего процесса обучения в школе. К тому же, не каждый 10 школьник имеет расположенность к изучению математике, по причине другого склада ума. Но когда ребёнок начинает обучение в школе, очень важно, чтобы у него имелись хотя бы базовые знания математики.

Например:

1) счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три…) и порядковые (первый, второй, третий…) числительные от одного до десяти;

2) предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

3) узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг); 4) доли, умение разделить предмет на 2-4 равные части;

5) основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

6) сравнивание предметов: больше-меньше, шире-уже, выше-ниже.

Основу математики составляет понятие числа, которое, как и практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому очень часто возникают сложности в объяснении дошкольнику, что же такое число.

Научиться считать – значит уметь определять общее количество. При выполнении счетной операции дети усваивают основные правила счета:

числительные называются по порядку;

каждое названое числительное соотносится с одним объектом или группой, последнее числительное соотносится с одним предметом, но является показателем общего количества объектов счета.

Цель счетной деятельности – найти финальное число, а средством достижения этой цели является название числительных по порядку и соотнесение их к каждому элементу множества. Следовательно, надо продолжать учить детей различать итог счета от процесса со считывания.

Итак, счетная деятельность для ребенка – очень важный и необходимый процесс, который необходимо постигать с самого раннего возраста. В процессе обучения математики у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать то, что видят вокруг себя. У них формируются мыслительные действия, приемы умственной деятельности, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения.

Важно помнить, что ребенок только начинает знакомиться со счетной деятельностью и его принцип мышления на данный момент жизни намного отличается от уровня мышления взрослого человека. Поэтому всегда нужно учитывать возрастные особенности ребенка, его индивидуальные особенности и обучать его умению считать последовательно, поэтапно.

Этапы формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста

Поэтапное, постепенное овладение детьми счетом было доказано многочисленными исследованиями педагогов и психологов (А.М. Леушина, Г.С. Костюк, В.В. Данилова и др.).

Выделяют шесть этапов развития счетной деятельности у детей. Первые два этапа подготовительные: дети не пользуются числами, вместо этого они употребляют множества, такие как «много», «ни одного», «меньше». Эти этапы характеризуются как дочисловые.

1 этап: данный этап приходится на второй и третий год жизни. Главная задача этого этапа – ознакомление со структурой множества. Основные способы – выделение отдельных элементов в множестве и составление множества из отдельных элементов. Дети сравнивают противоположные множества: много и один. В это время счетная деятельность для ребенка носит чисто практический характер: дети начинают сравнивать множества, еще не зная о числе.

2 этап: этап также дочисловой, однако в этот период дети овладевают счетом на специальных занятиях по математике. Целью является обучение ребенка сравнению смежных множеств поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один. Основные способы – накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности, дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество. У детей третьего года жизни отчетливо прослеживается интерес к сравнению величин и множеств, именно это и является вторым этапом в развитии счётной деятельности. Отталкиваясь от практических действий с неопределенным количеством одинаковых предметов, обучаясь количественному сравнению множеств, но, еще не умея считать, не зная названий чисел, упражняясь дальше в сравнении множеств на основе счета с помощью числительных, дети постепенно поднимаются до абстрагирования числа, до отвлеченного представления о числе как о показателе мощности множества. Дети 2-3 лет четко различают равенство и неравенство количественных групп и уже подготовлены к усвоению счета с помощью слов-числительных.

3 этап: третий этап условно соотносится с обучением детей пятого года жизни.

Основная цель – познакомить детей с образованием числа. Характерные способы деятельности – сравнение смежных множеств, установление равенства из неравенства (добавили еще один предмет, и их стало поровну – по два, по четыре и т. д.). Результат – итог счета, обозначенный числом. Таким образом, ребенок вначале овладевает счетом, а затем понимает результат – число.

На этом этапе развития счетной деятельности при сопоставлении элементов сравниваемых множеств начинает включаться последовательное называние слов-числительных. Происходит на данном этапе знакомство детей с называнием счета, обучении умению отвечать на вопрос «сколько?», называя при этом последнее при счете число.

В ходе объяснения в сочетании с показом воспитатель знакомит детей с правилами счета: показывая рукой предметы, начиная от первого, т.е. расположенного слева, одновременно следует называть числа по порядку. После называния числа, соответствующего последнему в ряду предмету, важно акцентировать внимание детей с помощью кругового движения рукой и ответить на вопрос «сколько?». Числа называются четко, строго в порядке следования, а сами пересчитываемые предметы не называются. Называть предметы следует лишь при подведении итога счета («Все пять квадратиков»). В самом начале обучения счету следует акцентировать внимание детей на необходимость соотнесения первого в ряду предмета с числом один, а не со словом раз, что имеет место в считалках, быту.

На данном этапе необходимо обращать внимание на выработку умений считать слева направо, брать предметы по порядку правой рукой и раскладывать их слева направо. Это обстоятельство крайне важно для дальнейшего обучения письму, чтению.

4 этап: это этап овладения счетной деятельностью осуществляется на шестом году жизни. На этом этапе происходит ознакомление детей с отношениями между смежными числами натурального ряда. Результат – понимание основного принципа натурального ряда: у каждого числа свое место, каждое последующее число на единицу больше предыдущего, и наоборот, каждое предыдущее – на единицу меньше последующего. На четвертом этапе развития счетной деятельности дети 5-6 лет четко усваивают последовательность в назывании числительных, более точно соотносят числительное с каждым элементом множества независимо от формы его расположения и качества его элементов. Они не только начинают понимать значение последнего числа, как итогового, но и начинают осознавать, что число показывает равно численность множеств независимо от пространственно-качественных их особенностей, что оно всегда служит показателем лишь количества.

Читайте также:  Новогрудский центр развития ребенка

5 этап: пятый этап обучения счету соотносится с седьмым годом жизни. На этом этапе происходит понимание детьми счета группами по 2, по 3, по 5. Результат – подведение детей к пониманию десятичной системы счисления. На пятом этапе можно обучать детей счету множеств в различным основанием единицы, когда считаются уже не отдельные предметы, а группы, состоящие из нескольких предметов. Дети усваивают, что единицей счета может быть целая группа, а не только отдельный предмет.

6 этап: данный этап связан с овладением детьми десятичной системой счисления. В процессе развивающейся счетной деятельности у детей формируется целый ряд понятий, а также развивается новый вид деятельности – измерение. Пользуясь сначала счетом отдельных предметов, затем групп, измеряя ту или иную длину различными условными мерками, а затем общепринятыми мерами, измеряя жидкие и сыпучие тела, измеряя температуру воды, воздуха градусами, измеряя длительность и текучесть времени часами, дети осваивают понятие числа, которое развивается. На седьмом году жизни дети знакомятся с образованием чисел второго десятка, начинают осознавать аналогию образованная любого числа на основе добавления единицы (увеличения числа на единицу). Понимают, что десять единиц составляют один десяток. Если к нему прибавить еще десять единиц, то получится два десятка и т. д. Осознанное понимание детьми десятичной системы происходит в период школьною обучения.

Шестой этап развития деятельности счета в основном происходит уже в 1 классе, где, упражняясь в счете множеств с различным основанием единицы, дети усваивают счет десятками.

Во время развития представлений счета у детей, нужно помнить о работе различных анализаторов ребенка. Все чувства, которые направляются в головной мозг, являются основой представлений о разнообразии процессов. Анализаторы играют огромную роль в восприятиях всех элементов. Главная роль принадлежит кинестетическому анализатору, как самой счетной деятельности, так и представлений о множестве. Счет без любого движения невозможен. Например, мы рассчитаем, не прибегая к движению рук, но мы считаем глазами, переносят свой взор с одного предмета на другой.

Итак, рассмотрев все предложенные этапы формирования счетной деятельности детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что обучение счету у детей происходит постепенно, равномерно переходя от одного процесса (этапа) к другому. При обучении немаловажно принимать во внимание итоги, которых он достиг ранее, их овладение и классификацию, и, кроме того, подготовленность детей переключаться к наиболее сложному уровню обучения. Невозможно перепрыгнуть один этап и пойти дальше, так как развитие понимания ребенком вычислительной системы происходит в четкой последовательности. Также, как было сказано выше, необходимо учитывать увлеченность различных анализаторов ребенка в процессе обучения счету.

Источник

Слайд 1

обучение детей счёту с помощью чисел. этапы счетной деятельности Воспитатель ГБДОУ детский сад №23 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Кошкина Екатерина Александровна

Слайд 2

Очень рано в речи детей появляются первые числительные. Конечно, это ещё стихийно используемый приём. В 2-3 года дети переходят к усвоению последовательности чисел в ограниченном отрезке натурального ряда. Это числа 1,2,3. Как правило, счёт начинается со слова «раз». Заученная ребёнком цепочка слов-числительных нарушается, если вдруг взрослый исправляет ошибку и предлагает начать счёт со слова «один». Иногда ребёнок воспринимает первые 2-3 числительные как единое целое и относит к одному предмету: раздватри .

Слайд 3

Под влиянием обучения дети запоминают всё большее количество чисел. Усвоив числа первого десятка, дети легко переходят ко второму десятку, а дальше считают так: «Двадцать десять, двадцать одиннадцать…». Но если ребёнка поправить и назвать после 29 – тридцать, то стереотип восстанавливается и ребёнок правильно считает до очередной остановки. Однако , сформированный у детей слуховой образ натурального ряда чисел не свидетельствует об усвоении ими навыков счёта. Формирование представлений о количестве во второй младшей группе ограничено дочисловым периодом.

Слайд 4

Выделение отдельных предметов из групп и объединение предметов в группы Дети должны понять, что каждая группа состоит из отдельных предметов, научиться выделять из группы один. Воспитатель вносит поднос с уточками, радостно восклицает: «Вот сколько уточек! Много вот, вот, вот. А теперь все дети возьмут по уточке, и Серёжа, и Оля. Все дети взяли по уточке, не осталось ни одной» Основные условия: 1.Количество игрушек должно соответствовать количеству детей. 2.Воспитатель побуждает употреблять слова – много, один, по одному , ни одного.

Слайд 5

Обучение счёту в средней группе «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает счёт в пределах 5 Обучение количественному счёту ведётся в два этапа: – на основе сравнения численностей 2 групп предметов детям раскрывается цель счётной деятельности (найти итоговое число). Их учат развивать группы предметов в 1, 2, и 3 предмета и называть итоговое число на основе счёта воспитателя. – обучение счётным операциям. Сравнивая две группы предметов, равных или неравных по количеству, воспитатель показывает образование каждого следующего числа

Слайд 6

Счётные операции 1.Называние числительных по порядку; 2.Соотнесение каждого числительного с помощью жеста рукой; 3.Называние итогового числа в сочетании с круговым жестом; 4.«Именование » итогового числа (всего 3 матрёшки ).

Слайд 7

Навыки счёта – считать правой рукой; – направление счёта слева направо . Ошибки детей в процессе счёта: – счёт со слова «раз», а не «один»; – называние числительных вместе с существительным в процессе счёта; – неверно согласуется числительное «один» с существительным; – итоговое число не именуется (1,2,3 – всего 3); – не называется итоговое число (1,2,3 – всего вместе грибки) 4 – не соблюдается направление счёта.

Слайд 8

Последовательность усложнения счётных действий в дошкольном возрасте: – счёт вслух, дотрагиваясь до предмета рукой; – счёт вслух с помощью указки; – счёт вслух на расстоянии; – счёт шёпотом; – счёт «про себя», мысленно. Обучение счёту предметов Отсчёт предполагает отбор указанного количества предметов из большего .

Читайте также:  Развитие ребенка раннего возраста в лепке

Слайд 9

Алгоритм счёта – запомнить число предметов, которые нужно отсчитать; – предметы брать молча и только тогда, когда предметы поставлены , называть число; – для проверки выполнения задания пересчитать предмет. Ошибки детей при отсчёте: – считают не предметы, а свои действия (взял игрушку – один , поставил – два), – работают и правой и левой рукой.

Слайд 10

Варианты заданий – отсчёт по образцу. Воспитатель предлагает посчитать игрушки на столе и отложить у себя столько же кружочков; – отсчёт по названному числу: найди двух уточек, отложи три грибка; – отсчёт предметов в сочетании с заданиями на пространственную ориентировку: отложи 4 круга и положи их на нижнюю полоску, 4 уточки на стол.

Слайд 11

Используются следующие игры: « Угости мишек чаем» В гости к детям приходят медвежата, заранее готовится угощение, чашки, блюдца. После того, как гости усядутся за стол, детям предлагается принести столько чашек, сколько гостей, отсчитать столько же блюдец и т.д. «Оденем куклу на прогулку» Та же обучающая задача вовлекается в другой сюжет: дети готовятся на прогулку, собираются взять с собой кукол. Но их необходимо одеть по сезону: из большего количества пальто, шапок, шарфов, рукавичек необходимо взять соответствующее количеству кукол.

Слайд 12

Показ независимости числа от признаков предметов Важно обратить внимание детей на то, что число предметов не зависит от их размера, формы расположения, занимаемой площади. Детей приучают пользоваться разными приёмами практического сопоставления наложение, приложение, составление пар, применение эквивалентов (заместителей предметов). Эквиваленты применяют тогда, когда другие известные способы употребить невозможно. Например, чтобы убедиться, что на обеих карточках нарисовано одинаковое количество предметов, нужно взять кружки и наложить на рисунки другой карточки.

Слайд 13

Этапы счетной деятельности Счет – это деятельность с присущими всякой деятельности признаками, т. е. наличием цели, средств, способов ее осуществления и результатом в виде итогового числа как показателя мощности множества .

Слайд 14

Сущность деятельности счета состоит в том, что между элементами конкретной совокупности и числами натурального ряда как стандартного множества чисел, каждое из которых является показателем определенного класса множеств, устанавливается взаимно-однозначное соответствие. Многочисленные исследования педагогов и психологов (А. М. Леушина , Г. С. Костюк, В. В. Данилова и др.) показали, что овладение детьми счетом осуществляется постепенно и проходит ряд этапов.

Слайд 15

Обучение счету начинается с практических действий с множествами, дробления их на элементы, сравнения смежных множеств. Счетная деятельность условно может быть поделена на отдельные этапы, а именно процесс счета и итог, в связи с чем выделяется соотнесенный и итоговый счет. Процессом счета, т. е. соотнесенным счетом (называнием чисел) дети овладевают быстрее. Итог счета усваивается значительно труднее.

Слайд 16

А . М. Леушина определила шесть этапов развития счетной деятельности у детей. При этом первые два этапа являются подготовительными. В этот период дети оперируют с множествами, не используя чисел. Оценка количества осуществляется с помощью слов «много», «один», «ни одного», «больше – меньше – поровну». Эти этапы характеризуются как дочисловые .

Слайд 17

Первый этап можно соотнести со вторым и третьим годом жизни. Основная цель этого этапа – ознакомление со структурой множества. Основные способы – выделение отдельных элементов в множестве и составление множества из отдельных элементов. Дети сравнивают контрастные множества: много и один . Второй этап также дочисловой , однако в этот период дети овладевают счетом на специальных занятиях по математике. Цель – научить сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один. Основные способы – накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество.

Слайд 18

Третий этап условно соотносится с обучением детей пятого года жизни. Основная цель – ознакомить детей с образованием числа. Характерные способы деятельности – сравнение смежных множеств, установление равенства из неравенства (добавили еще один предмет, и их стало поровну – по два, по четыре и т. д.). Результат – итог счета, обозначенный числом. Таким образом, ребенок вначале овладевает счетом, а затем осознает результат – число. Четвертый этап овладения счетной деятельностью осуществляется на шестом году жизни. На этом этапе происходит ознакомление детей с отношениями между смежными числами натурального ряда. Результат – понимание основного принципа натурального ряда: у каждого числа свое место, каждое последующее число на единицу больше предыдущего, и наоборот, каждое предыдущее – на единицу меньше последующего .

Слайд 19

Пятый этап обучения счету соотносится с седьмым годом жизни. На этом этапе происходит понимание детьми счета группами по 2, по 3, по 5. Результат – подведение детей к пониманию десятичной системы счисления. На этом обучение детей дошкольного возраста обычно заканчивается. Шестой этап развития счетной деятельности связан с овладением детьми десятичной системой счисления. На седьмом году жизни дети знакомятся с образованием чисел второго десятка, начинают осознавать аналогию образованная любого числа на основе добавления единицы (увеличения: некоторого числа на единицу). Понимают, что десять единиц составляют один десяток. Если к нему прибавить еще десять единиц, то получится два десятка и т. д. Осознанное понимание детьми десятичной системы происходит в период школьною обучения .

Слайд 20

Это надо помнить В настоящее время среди теоретиков и практиков дошкольного образования более принятыми являются взгляды на то, что: *математику нужно всячески «увеселять », чтобы ребенок « не устал от математики», *что каждые 5-10 мин занятия от математики надо « отдыхать», т.к. дети испытывают большое умственное напряжение, * не следует заставлять детей сидеть на занятии смирно, статичная поза утомляет ребенка.

Слайд 36

с пасибо за внимание!

Источник