Этапы развития ребенка в педагогике

Этапы развития ребенка в педагогике thumbnail

Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого

собственной деятельностью,

собственными силами,

собственным напряжением.

А. Дистервег

Человек не может жить один.

Высшее счастье и радость человеческая –

общение с другими людьми.

В.А. Сухомлинский

Глава 6. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понима­нии возрастных этапов развития человека.

Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значе­ние. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский). «Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

Воспитатель добьется успехов в воспитании и обу­чении дошкольников, если будет знать этапы возраст­ного развития детей, видеть их внутренний мир, пони­мать их отношения, взгляды, суждения, переживания, чувства.

Критериями возрастного развития являются ана­томические, физиологические, психологические, педа­гогические, физические показатели состояния организ­ма ребенка.

Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма.

Физиологические показатели: деятельность орга­нов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается актив-

ность нервных клеток, наступает торможение, что при­водит к быстрой утомляемости, пассивности.

К психологическим критериям возрастного разви­тия относятся особенности’ощущения, восприятия, пред­ставлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личнос­ти. Например, ведущей формой познавательной актив­ности шестилетнего ребенка является чувственное по­знание, конкретно-образное мышление. Это нужно учитывать при определении содержания и методов обу­чения дошкольников и первоклассников.

Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природ­ных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации. К этим показателям относят­ся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др.

Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка.

В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показа­телей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показа­тели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в ха­рактеристике детей дошкольного возраста.

Педагогическая характеристика возрастных периодов

Период новорожденности

Новорожденный ребенок- от рождения до 1 – 2 месяцев. Воспитание в этот период преимущественно сводится к заботе о физическом развитии ребенка, о его здоровье.

Правильно организованное питание, закаливающие процедуры, соблюдение режима сна и бодрствования, гигиенически целесообразная одежда – основы сохранения и укрепления здоровья ребенка. Однако уже в этот период ребенок начинает контакти­ровать с окружающим миром посредством ощущений: обонятельных, зрительных, слуховых, кожных, двигатель­ных. Особенно развиты сосательный, ориентировочный, хватательный рефлексы, т.е. те, которые обеспечивают, его преимущественно органические потребности. Поэто­му не менее важной задачей воспитания в этот период является создание условий для активного функциони­рования органов чувств. Это обеспечивает развитие нервной системы, мозга, будет способствовать формиро­ванию познавательных процессов. Быстрее развивается тот ребенок, которому обеспечен контакт с многообрази­ем действующих на него раздражителей: речевых, зри­тельных, музыкальных, двигательных, слуховых – при условии, что эти раздражители вызывают эмоционально положительную реакцию.

К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется особая эмо­ционально-двигательная реакция на взрослого, которую называют «комплекс оживления». Ребенок совершает активные движения руками и ногами, улыбается, про­износит звуки. С этого момента ребенок вступает в другой период своего развития – младенческий. Мла­денческий возраст – с 2 – 3 месяцев до года. В этом периоде ребенок научается держать головку, садиться, ползать, принимать вертикальное положение, соверша­ет первые шаги. Активно формируются психологичес­кие процессы и свойства личности. Ребенок тянется к предмету, пытается схватить игрушку. Движения его становятся более координированными, что приводит к простейшим манипуляциям с предметами. Ребенок бро­сает предмет или игрушку, потряхивает, постукивает, тем самым знакомится с его свойствами, признаками. Мир предметов и игрушек выступает как независимый от него. Он стремится познать этот мир. Возникает пред­метность и константность восприятия.

Важнейшим новообразованием в этом возрастном периоде является речь. Первые слова ребенка вводят его в контакт с окружающим миром, переводят позна­ние на более перспективный, хотя и более противоре­чивый и трудный уровень. Механизмы речи формиру­ются в течение всего первого года жизни.

Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние на ребенка в этот период оказывают действия с предметами, игрушками, общение со взрослыми и совместная деятельность. Ребенок овладевает умени­ями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действо­вать. Ему свойственны подражательность, копирова­ние действий взрослых; Возникает предметное мышление. В младенческом возрасте формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Смысл воспитания сводится к тому, чтобы обеспечить возможности такого развития и создать условия для реализации этих возможностей.

Раннее детство

Раннее детство- от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и форми­ровании личности ребенка. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения. Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача воспитания в этот пери­од, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов. Харак­тер общений существенно влияет на количество и раз-, нообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать.

В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителя­ми и другими взрослыми, со сверстниками, способству­ют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя. В общении, в поведении, в разнообразных видах дея­тельности ребенок уже в этом возрасте усваивает мо­ральные нормы. От организации поведения и деятель­ности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет.

Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия. И если слепая любовь родителей ведет к подавлению этих рождаю­щихся качеств, если ребенок говорит «я сам», а его продолжают одевать, раздевать, кормить и т. д., то не­избежно возникают капризы, непослушание, лень, раздражительность, неуверенность. И это трудно в буду­щем исправить.

Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и позна­ния, способствуя проявлению инициативы и самосто­ятельности. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающе­го мира; у него закладываются все те качества, кото­рые характерны для взрослого человека. Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взросло­го – трехлетний возраст.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст- от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представ­лений, воображения, памяти, мышления и речи в ком­плексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуж­дений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расце­нивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и системати­зировать чувственные образы предметов окружающе­го мира. Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы до­школьных образовательных учреждений предусматри­вают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех ва­риантах программ самое серьезное внимание обраща­ется на игровую деятельность дошкольника.

Игра – лучшее средство удовлетворения его ин­тересов и потребностей, реализации его замыслов, же­ланий, стремлений.

Через игровую деятельность ребенок познает нрав­ственные требования, учится общению со сверст­никами, овладевает трудовыми умениями и навыками.

Часто в ходе игры проявляются такие качества ребен­ка, как жадность, эгоизм, агрессивность. Поэтому ес­тественно, что игрой детей надо умело управлять и направлять ее в нужное русло.

Дошкольное детство делится на младший дошколь­ный возраст (3-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Одна из задач в работе с дошкольниками, особен­но 5-7 лет, – разрешение противоречий между же­ланиями ребенка и его реальными возможностями. Здесь и играет важную роль сюжетно-ролевая игра. Здесь для воспитателя важно поддерживать и направ­лять самодеятельную игру детей. Именно в таких играх развивается умение планировать игру, разрабатывать ее замысел, устанавливать правила игры. Все это впо­следствии благоприятно скажется в становлении ре­бенка как ученика.



Источник

Общие закономерности развития:

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека, в результате которого происходит становление человека как биологического вида и как социального существа.

Биологическое в человеке: физическое развитие.

Социальное: психический, духовный, интеллектуальный рост.

Движущая сила развития – борьба противоречий.

Это «вечный двигатель», который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений.

Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные силы, которые возникают на каждом шагу как следствие изменения потребностей.

Виды противоречий: внутренние и внешние противоречия,

общие (движущие развитием всех людей) и индивидуальные (характерные для отдельно взятого человека), Хочу-могу, знаю-не знаю, можно-нельзя, есть-нет – вот типичные пары, выражающие постоянные противоречия.

Условия развития: Наследственность – речь, прямохождение , трудовая деятельность, мышление, внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи, группы крови, резус фактор, особенности нервной системы, задатки.

Личность. Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Условия развития:

  • Воспитание – целенаправленное, систематичное и квалифицированное руководство.

  • Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. (Выготский Л.С.)

  • Зона актуального развития

  • Зона ближайшего развития

  • Деятельность – многообразие занятий человека: игра, учение, труд, общение.

  • Активность самого человека – непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха.

По направленности выделяются следующие виды деятельности:

  • познавательная,

  • общественная,

  • спортивная,

  • художественная,

  • техническая,

  • ремесленническая,

  • гедоническая (направленная на получение удовольствия) виды деятельности,

  • коммуникативная.

Возрастная периодизация. основывается на выделении возрастных особенностей, – характерных для определенного периода жизни анатомо- физиологических и психических качеств: рост, прибавление в весе, появление молочных зубов, смена их, половое созревание и другие биологические процессы.

Акселерация – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.

Ретардация – это отставание детей в физическом и умственном развитии, что обусловливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития, начиная с момента зарождения, канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды в целом и в частности превышением радиационного фона. Наблюдаются отставания не только в физическом, но и в психическом развитии.

Из восточного гороскопа… 12 жизненных периодов:

  • период от рождения до года, т. е. период грудного возраста, или младенчества, именуется возрастом Петуха;

  • от года до 3 лет (раннее детство) – возрастом Обезьяны;

  • от 3 до 7 (первое детство) – возрастом Козы (Овцы);

  • от 7 до 12 (второе детство) – возрастом Лошади;

  • от 12 до 17 (подростковый возраст) – возрастом Быка (Буйвола, Вола)

  • от 17 до 24 (юношеский возраст) – возрастом Крысы (Мыши).

Ранний возраст (1-3 года)

  • Формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

  • Ведущей деятельностью является предметная деятельность.

  • Мышление является наглядно-действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок.

  • Ведущий вид общения в этот период ситуативно-деловой.

  • Словарный запас ребенка 1,5 лет составляет от 30-40 до 100 слов, к концу двух лет – примерно 300 слов, а к трем годам – уже 1200-1500 слов.

  • Лабильность эмоциональной сферы ребенка.

Кризис 3 лет. Симптомы

  • Негативизм – ребенок не хочет что-либо делать только потому, что это предложил взрослый.

  • Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого сильно хочется, а потому, что не хочет уступить.

  • Строптивость – недовольство по всякому поводу.

  • Своеволие, своенравие – стремление ребенка к самостоятельности, желание все делать самому.

  • Перечисленные признаки являются основными, характерными для большинства детей, однако психологи выделяют и ряд второстепенных симптомов.

  • Протест (бунт) – поведение приобретает протестный характер, часто возникают ссоры с родителями, братьями, сестрами.

  • Обесценивание – ребенок начинает употреблять ругательные слова, ломает игрушки и т. п.

  • В семье с единственным ребенком возможно проявление деспотизма, с несколькими детьми – ревности по отношению к родителям.

Дошкольник (3-7 лет).

  • ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ИГРА, освоение норм поведения и деятельности людей.

  • 3-4 года – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я саля», «Я сам знаю», нарциссизм – восхваляет себя).

  • ИГРЫ в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры);

  • 5-6 лет – гармонизация отношений с взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей, «игры-соревнования»;

  • Развитие конструкторских игр, развитие ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ,

  • Развитие способностей рисования, музыкальных способностей (понимать музыку, петь, танцевать), развитие творчества;

  • ЭГОЦЕНТРИЗМ мышления;

  • Развитие восприятия (усвоение перцептивных действий, усвоение перцептивных эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным формам), развитие воли,

  • любознательность (в 4-5 лет – «почемучки»);

  • развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному воображению: выполняет познавательно-интеллектуальную функцию и аффективно-защитную функцию (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию));

  • Развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматическими нормами языка) и ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ (речи для самого себя, сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия в 4-5 лет), затем перерастает во ВНУТРЕННЮЮ РЕЧЬ;

  • Развитие понятий (в 3-5 лет слова – как ярлыки, заменяющие предметы или действия, к 6-7 годам слова обозначают существенные признаки предметов – конкретные понятия);

  • Интерес к половым органам, к рождению детей:

  • а) фаллическая стадия психосексуального развития (в 3-4 года);

  • б) формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5-6 лет), формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений;

  • Формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо в случае негативного хода развития – формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражению образцам;

  • Формирование готовности к школе.

НОВООБРАЗОВАНИЯ.

  • возникновение первого цельного детского мировоззрения попытка осмыслить закономерные отношения (Пиаже показал, что у ребенка складывается артификалисткое мировоззрение – все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей – «луну сделали космонавты»);

  • возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо);

  • возникновение соподчинения мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям);

  • возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);

  • возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества – хороший, злой, добрый и т.п.).

Формирование готовности к школе. Есть результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка:

  • произвольность поведения – умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам;

  • учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу);

  • эмоциональная устойчивость;

  • в интеллектуальной сфере – концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слуха, способностей к обобщению, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, зрительно-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев);

  • умение использовать в деятельности знаково-символические средства; замещение (употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет); кодирование, схематизация и моделирование;

в личностной и социальной сфере – способность к сотрудничеству со сверстниками, сформированность отношения к взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям, умение учитывать позицию другого человека, ориентироваться на социальные нормы

Младший школьник (7-10 лет) ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – УЧЕБА

  • перестройка познавательных процессов – формирование произвольности, продуктивности и устойчивости – развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ на уровне КОНКРЕТНЫХ ПОНЯТИЙ (Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.)

  • развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли, научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы: обучаются в определенной степени управлять своим поведением;

  • развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает и аргументировать, обосновывать свою деятельность)

  • формируется внутренний план действий (ребенок уже может выполнять действия про себя – умственные действия)

  • развитие саморегуляции поведения, воли,

  • усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний,

  • овладение навыками домашнего труда,

  • расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе,

  • Игры развивающие занимают второе место после учебы,

  • Формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки.

  • Формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей, формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, «школьные неврозы».

Подросток (11-15 лет)

  • интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;

  • неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;

  • САМОУТВЕРЖДЕНИЕ своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми;

  • ВЕДУЩАЯ деятельность – ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе;

  • формирование САМООЦЕНКИ, ХАРАКТЕРА;

  • возможно возникновение акцентуаций характера и ДЕЗ-АДАПТИВНЫХ ФОРМ поведения;

  • формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;

  • отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;

  • развитие ЛОГИЧЕСКОГО мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;

  • самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено;

  • склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;

  • появление сексуальных влечений и интересов;

  • формирование САМОСОЗНАНИЯ своего «Я», эгоидентичности;

  • избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей.

НОВООБРАЗОВАНИЯ.

  • возникает «чувство взрослости» – второе психологическое рождение ребенка – «страх потери Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они).

  • возникновение социального сознания и самосознания – самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни).

Источник