Этапы развития ребенка в педагогике
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. А. Дистервег Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая – общение с другими людьми. В.А. Сухомлинский Глава 6. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека. Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значение. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский). «Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). Воспитатель добьется успехов в воспитании и обучении дошкольников, если будет знать этапы возрастного развития детей, видеть их внутренний мир, понимать их отношения, взгляды, суждения, переживания, чувства. Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические, физические показатели состояния организма ребенка. Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма. Физиологические показатели: деятельность органов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается актив- ность нервных клеток, наступает торможение, что приводит к быстрой утомляемости, пассивности. К психологическим критериям возрастного развития относятся особенности’ощущения, восприятия, представлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личности. Например, ведущей формой познавательной активности шестилетнего ребенка является чувственное познание, конкретно-образное мышление. Это нужно учитывать при определении содержания и методов обучения дошкольников и первоклассников. Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации. К этим показателям относятся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др. Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка. В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показателей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показатели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в характеристике детей дошкольного возраста. Педагогическая характеристика возрастных периодов Период новорожденности Новорожденный ребенок- от рождения до 1 – 2 месяцев. Воспитание в этот период преимущественно сводится к заботе о физическом развитии ребенка, о его здоровье. Правильно организованное питание, закаливающие процедуры, соблюдение режима сна и бодрствования, гигиенически целесообразная одежда – основы сохранения и укрепления здоровья ребенка. Однако уже в этот период ребенок начинает контактировать с окружающим миром посредством ощущений: обонятельных, зрительных, слуховых, кожных, двигательных. Особенно развиты сосательный, ориентировочный, хватательный рефлексы, т.е. те, которые обеспечивают, его преимущественно органические потребности. Поэтому не менее важной задачей воспитания в этот период является создание условий для активного функционирования органов чувств. Это обеспечивает развитие нервной системы, мозга, будет способствовать формированию познавательных процессов. Быстрее развивается тот ребенок, которому обеспечен контакт с многообразием действующих на него раздражителей: речевых, зрительных, музыкальных, двигательных, слуховых – при условии, что эти раздражители вызывают эмоционально положительную реакцию. К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется особая эмоционально-двигательная реакция на взрослого, которую называют «комплекс оживления». Ребенок совершает активные движения руками и ногами, улыбается, произносит звуки. С этого момента ребенок вступает в другой период своего развития – младенческий. Младенческий возраст – с 2 – 3 месяцев до года. В этом периоде ребенок научается держать головку, садиться, ползать, принимать вертикальное положение, совершает первые шаги. Активно формируются психологические процессы и свойства личности. Ребенок тянется к предмету, пытается схватить игрушку. Движения его становятся более координированными, что приводит к простейшим манипуляциям с предметами. Ребенок бросает предмет или игрушку, потряхивает, постукивает, тем самым знакомится с его свойствами, признаками. Мир предметов и игрушек выступает как независимый от него. Он стремится познать этот мир. Возникает предметность и константность восприятия. Важнейшим новообразованием в этом возрастном периоде является речь. Первые слова ребенка вводят его в контакт с окружающим миром, переводят познание на более перспективный, хотя и более противоречивый и трудный уровень. Механизмы речи формируются в течение всего первого года жизни. Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние на ребенка в этот период оказывают действия с предметами, игрушками, общение со взрослыми и совместная деятельность. Ребенок овладевает умениями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действовать. Ему свойственны подражательность, копирование действий взрослых; Возникает предметное мышление. В младенческом возрасте формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Смысл воспитания сводится к тому, чтобы обеспечить возможности такого развития и создать условия для реализации этих возможностей. Раннее детство Раннее детство- от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и формировании личности ребенка. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения. Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача воспитания в этот период, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов. Характер общений существенно влияет на количество и раз-, нообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать. В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, способствуют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя. В общении, в поведении, в разнообразных видах деятельности ребенок уже в этом возрасте усваивает моральные нормы. От организации поведения и деятельности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет. Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия. И если слепая любовь родителей ведет к подавлению этих рождающихся качеств, если ребенок говорит «я сам», а его продолжают одевать, раздевать, кормить и т. д., то неизбежно возникают капризы, непослушание, лень, раздражительность, неуверенность. И это трудно в будущем исправить. Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и познания, способствуя проявлению инициативы и самостоятельности. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающего мира; у него закладываются все те качества, которые характерны для взрослого человека. Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взрослого – трехлетний возраст. Дошкольный возраст Дошкольный возраст- от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расценивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и систематизировать чувственные образы предметов окружающего мира. Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех вариантах программ самое серьезное внимание обращается на игровую деятельность дошкольника. Игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализации его замыслов, желаний, стремлений. Через игровую деятельность ребенок познает нравственные требования, учится общению со сверстниками, овладевает трудовыми умениями и навыками. Часто в ходе игры проявляются такие качества ребенка, как жадность, эгоизм, агрессивность. Поэтому естественно, что игрой детей надо умело управлять и направлять ее в нужное русло. Дошкольное детство делится на младший дошкольный возраст (3-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Одна из задач в работе с дошкольниками, особенно 5-7 лет, – разрешение противоречий между желаниями ребенка и его реальными возможностями. Здесь и играет важную роль сюжетно-ролевая игра. Здесь для воспитателя важно поддерживать и направлять самодеятельную игру детей. Именно в таких играх развивается умение планировать игру, разрабатывать ее замысел, устанавливать правила игры. Все это впоследствии благоприятно скажется в становлении ребенка как ученика. |
Источник
Общие закономерности развития:
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека, в результате которого происходит становление человека как биологического вида и как социального существа.
Биологическое в человеке: физическое развитие.
Социальное: психический, духовный, интеллектуальный рост.
Движущая сила развития – борьба противоречий.
Это «вечный двигатель», который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений.
Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные силы, которые возникают на каждом шагу как следствие изменения потребностей.
Виды противоречий: внутренние и внешние противоречия,
общие (движущие развитием всех людей) и индивидуальные (характерные для отдельно взятого человека), Хочу-могу, знаю-не знаю, можно-нельзя, есть-нет – вот типичные пары, выражающие постоянные противоречия.
Условия развития: Наследственность – речь, прямохождение , трудовая деятельность, мышление, внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи, группы крови, резус фактор, особенности нервной системы, задатки.
Личность. Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.
Условия развития:
Воспитание – целенаправленное, систематичное и квалифицированное руководство.
Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. (Выготский Л.С.)
Зона актуального развития
Зона ближайшего развития
Деятельность – многообразие занятий человека: игра, учение, труд, общение.
Активность самого человека – непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха.
По направленности выделяются следующие виды деятельности:
познавательная,
общественная,
спортивная,
художественная,
техническая,
ремесленническая,
гедоническая (направленная на получение удовольствия) виды деятельности,
коммуникативная.
Возрастная периодизация. основывается на выделении возрастных особенностей, – характерных для определенного периода жизни анатомо- физиологических и психических качеств: рост, прибавление в весе, появление молочных зубов, смена их, половое созревание и другие биологические процессы.
Акселерация – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.
Ретардация – это отставание детей в физическом и умственном развитии, что обусловливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития, начиная с момента зарождения, канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды в целом и в частности превышением радиационного фона. Наблюдаются отставания не только в физическом, но и в психическом развитии.
Из восточного гороскопа… 12 жизненных периодов:
период от рождения до года, т. е. период грудного возраста, или младенчества, именуется возрастом Петуха;
от года до 3 лет (раннее детство) – возрастом Обезьяны;
от 3 до 7 (первое детство) – возрастом Козы (Овцы);
от 7 до 12 (второе детство) – возрастом Лошади;
от 12 до 17 (подростковый возраст) – возрастом Быка (Буйвола, Вола)
от 17 до 24 (юношеский возраст) – возрастом Крысы (Мыши).
Ранний возраст (1-3 года)
Формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Ведущей деятельностью является предметная деятельность.
Мышление является наглядно-действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок.
Ведущий вид общения в этот период ситуативно-деловой.
Словарный запас ребенка 1,5 лет составляет от 30-40 до 100 слов, к концу двух лет – примерно 300 слов, а к трем годам – уже 1200-1500 слов.
Лабильность эмоциональной сферы ребенка.
Кризис 3 лет. Симптомы
Негативизм – ребенок не хочет что-либо делать только потому, что это предложил взрослый.
Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого сильно хочется, а потому, что не хочет уступить.
Строптивость – недовольство по всякому поводу.
Своеволие, своенравие – стремление ребенка к самостоятельности, желание все делать самому.
Перечисленные признаки являются основными, характерными для большинства детей, однако психологи выделяют и ряд второстепенных симптомов.
Протест (бунт) – поведение приобретает протестный характер, часто возникают ссоры с родителями, братьями, сестрами.
Обесценивание – ребенок начинает употреблять ругательные слова, ломает игрушки и т. п.
В семье с единственным ребенком возможно проявление деспотизма, с несколькими детьми – ревности по отношению к родителям.
Дошкольник (3-7 лет).
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ИГРА, освоение норм поведения и деятельности людей.
3-4 года – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я саля», «Я сам знаю», нарциссизм – восхваляет себя).
ИГРЫ в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры);
5-6 лет – гармонизация отношений с взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей, «игры-соревнования»;
Развитие конструкторских игр, развитие ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ,
Развитие способностей рисования, музыкальных способностей (понимать музыку, петь, танцевать), развитие творчества;
ЭГОЦЕНТРИЗМ мышления;
Развитие восприятия (усвоение перцептивных действий, усвоение перцептивных эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным формам), развитие воли,
любознательность (в 4-5 лет – «почемучки»);
развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному воображению: выполняет познавательно-интеллектуальную функцию и аффективно-защитную функцию (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию));
Развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматическими нормами языка) и ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ (речи для самого себя, сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия в 4-5 лет), затем перерастает во ВНУТРЕННЮЮ РЕЧЬ;
Развитие понятий (в 3-5 лет слова – как ярлыки, заменяющие предметы или действия, к 6-7 годам слова обозначают существенные признаки предметов – конкретные понятия);
Интерес к половым органам, к рождению детей:
а) фаллическая стадия психосексуального развития (в 3-4 года);
б) формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5-6 лет), формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений;
Формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо в случае негативного хода развития – формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражению образцам;
Формирование готовности к школе.
НОВООБРАЗОВАНИЯ.
возникновение первого цельного детского мировоззрения попытка осмыслить закономерные отношения (Пиаже показал, что у ребенка складывается артификалисткое мировоззрение – все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей – «луну сделали космонавты»);
возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо);
возникновение соподчинения мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям);
возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);
возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества – хороший, злой, добрый и т.п.).
Формирование готовности к школе. Есть результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка:
произвольность поведения – умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам;
учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу);
эмоциональная устойчивость;
в интеллектуальной сфере – концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слуха, способностей к обобщению, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, зрительно-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев);
умение использовать в деятельности знаково-символические средства; замещение (употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет); кодирование, схематизация и моделирование;
в личностной и социальной сфере – способность к сотрудничеству со сверстниками, сформированность отношения к взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям, умение учитывать позицию другого человека, ориентироваться на социальные нормы
Младший школьник (7-10 лет) ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – УЧЕБА
перестройка познавательных процессов – формирование произвольности, продуктивности и устойчивости – развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ на уровне КОНКРЕТНЫХ ПОНЯТИЙ (Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.)
развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли, научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы: обучаются в определенной степени управлять своим поведением;
развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает и аргументировать, обосновывать свою деятельность)
формируется внутренний план действий (ребенок уже может выполнять действия про себя – умственные действия)
развитие саморегуляции поведения, воли,
усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний,
овладение навыками домашнего труда,
расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе,
Игры развивающие занимают второе место после учебы,
Формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки.
Формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей, формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, «школьные неврозы».
Подросток (11-15 лет)
интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;
неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми;
ВЕДУЩАЯ деятельность – ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе;
формирование САМООЦЕНКИ, ХАРАКТЕРА;
возможно возникновение акцентуаций характера и ДЕЗ-АДАПТИВНЫХ ФОРМ поведения;
формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;
отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;
развитие ЛОГИЧЕСКОГО мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;
самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено;
склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;
появление сексуальных влечений и интересов;
формирование САМОСОЗНАНИЯ своего «Я», эгоидентичности;
избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей.
НОВООБРАЗОВАНИЯ.
возникает «чувство взрослости» – второе психологическое рождение ребенка – «страх потери Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они).
возникновение социального сознания и самосознания – самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни).
Источник