Этапы развития ребенка школьного возраста

Этапы развития ребенка школьного возраста thumbnail

как развивать ребенка - подготовка ребенка к школе

Психология детей младшего школьного возраста – это тот период, в котором осуществляется основная закладка в развития психики ребенка, поэтому важно следить, за тем как развивается ребенок, ведь успешно приобретенные знания, привычки и моральные установки будут в дальнейшем формировать полноценную личность.

как развивать ребенка подготовка ребенка к школе

Что особенного происходит с ребенком. Младший школьный возраст определен с 6 до 10 лет, т.е. с периода обучения ребенка в начальных классах. У ребенка меняется взаимоотношения с социумом, так как он становится общественным субъектом со значимыми обязанностями, оцениванием учебы и деятельности ребенка. В этот период, как правило, утрачивается авторитет взрослого. А влияние сверстников, наоборот играет очень важную роль, ребенок в этот период начинает рассуждать, у него появляется словарно логический запас, он сосредотачивает свое внимание на все более и конкретных объектах и ситуациях, умеет самостоятельно распределять и переключаться, а так же быть устойчивым.

Следует так же помнить, что существует такое понятие как кризис семи лет. Это период, когда ребенок четко осознает значимость собственного «Я» и все переживания имею смысл – он с точностью может охарактеризовать состояния – я сердит, я голоден, я хороший, я добрый, я злой и т.д., и понимать, что это именно относится к нему.

Кризис семи лет, часто выражается манерность ребенка, то есть ребенок может что-то из себя показывать, или напротив что – то скрывать. Может скрывать, что – то от взрослых – например, когда ему плохо или у него есть какие-то проблемы.

С появлением статуса – школьника, ребенок обретает некую самостоятельность, у него формируются соответственные моральные ценности, которых он старается придерживаться. Дети начинают осознавать свою индивидуальность, стараются отличить свою уникальность перед остальными, часто стремятся лидировать в обществе своих сверстников. Это проявляется еще в том, детки ищут себя в увлечениях, занятиях, кружках, им участвовать в групповых формах активности.

Но в силу ряда причин, часто дети стараются избегать неудач, мотивируясь достичь определенных успехов. Такое поведение должно контролироваться со стороны взрослого, что бы ориентиры поведения и действий ребенка, в дальнейшем, не привело к страху смены отношения окружающих.

Так, ребенок – школьник, очень подвергнут критике и остро реагирует на оценку, со стороны взрослых, ребенок этого возраста эмоционально неустойчив, у него могут наблюдаться частые перемены настроения.

Развиваем память у детей

Память – это восприятие впечатлений, которые остаются у человека, об окружающей среде, и по возможности, эти впечатления закрепляются и при необходимости воспроизводятся. Память – это основа способностей человека, к восприятию, хранению, воспроизведению опыта, полученного в ходе жизнедеятельности человека.

Память школьников, это своеобразный переход от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию. Дети в возрасте от 6 до 14 лет активно развивают механическую память на логические единицы информации, которые не связаны между собой.

Процесс взросления ребенка влечет за собой развитие осознанности в действиях, которые направляются на точное и качественное запоминание, а так же воспроизводить в точности, удержанный в памяти материал. Дети чаще всего, придают значение впечатления, которые получены зрительным, слуховым или двигательным путем. При чем, чем младше ребенок, тем непосредственно проявляются чувства неудовлетворенности или удовольствия от увиденного, сделанного или услышанного. Педагогическое воздействие на детей младшего дошкольного возраста как раз и строится на этих чувствах.

В разный возраст ребенка, иные приемы по управлению памяти, с помощью которых совершенствуется память при обучении. Весомый вклад в развитие, в первую очередь, привносят родители и учителя.

К приемам управления памятью относят такие:

  • повторение. Ребенок, повторяет каждое запомнившееся слово, а потом повторяет слова группами;
  • организация. Ребенок запоминает и устанавливает взаимосвязь со словами, при помощи ассоциаций;
  • осмысление. Ближе к 11 годам, ребенок может осмысленно повторить запомнившийся абзац и сделать из него выводы;
  • формирование образов. Запоминание новой информации у ребенка, куда проще будет происходить, если предложить ему использовать какие-то умственные образы, которые схожи по каким-то чертам или несуществующим признакам;
  • поиск информации в памяти. Ребенок запоминает какую-то информацию, но все равно ищет несколько вариантов, для проверки правильности.
  • создание сценариев. Для того, что бы в памяти ребенка сохранить регулярно повторяющие события, можно организовать события в виде набора сценариев.

Особенности психологии детей

Младший дошкольный возраст – это самый ответственный период в жизни малыша.
Особенности детей младшего школьного возраста, в первую очередь, обусловлены тем, что в этот период, начинает закладываться собственное «Я», развивается самосознание. Обогащение знаниями, в этом возрасте, способствует интенсивному развитию интеллектуальных способностей, самореализации и творческой активности. Относительно физического развития – это самый спокойный возраст. Происходит равномерное увеличение роста и веса, развивается выносливость. Костная система находится на стадии формирования.

Этот период характеризируется совершенствованием мозга – то есть развивается аналитическая и систематическая функция коры, изменяются такие процессы, как возбуждение и торможение. Процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Самая главная цель ребенка – это обучение. Ребенок стремится приобрести и усвоить новые знания, умения и навыки, а так же стремится накопить систематические сведения об окружающем его мире, природе и обществе в целом.

Воспитание в детях чувства собственной значимости

Воспитание детей младшего школьного возраста, имеет огромное значение, в последующем становлении ее как личности. Правильная закладка моральных ценностей и жизненных установок принесут ребенку, в будущем, крепкую основу его жизнедеятельности. Задача родителей правильно расставить ориентиры.

К примеру, хорошо, если ребенок будет воспринимать свои успехи и поражения, то есть объективно. Ребенок должен в первую очередь, уверенным в своих силах, быть человеком слова, знающим себе цену, на которого можно во всем положиться. Повышенная самооценка или напротив – пониженная, не будет хорошим стимулом для достижения определенных результатов.
Правильное воспитание детей младшего дошкольного возраста, так же подразумевает систематическое подчеркивание достоинств. Иными словами – похвала, это личный успех ребенка, который очень стимулирует малыша. Особенно – если эта похвала родителей.

Не менее важно подавать правильный пример ребенку. Ведь этот возраст – это возраст подражательства. Ребенок подражает людям, которых уважает. Большинство действий, негативных эмоций, грубых слов или действий – это следствие подражания. Необходимо всегда об этом помнить и подавать хороший пример.

Хорошо, что бы в этом возрасте привить говорить слово «нет» действиям, которые не хочет совершать ребенок. То есть те действия, которые нанесут вред ребенку – сигареты, выпивка, наркотики.

Важно привить ребенку, что самое безопасное место на земле – это его дом. А так же, главной обязанностью родителей есть обучение ребенка элементарным основам безопасности. Ребенок должен отдавать себе отчет в том, что не все так в мире идеально и не все люди добры. Поэтому должен быть крайне осторожен на улице, в быту. И в случае чего, не стесняться обратиться за помощью.

Хотелось бы подытожить, что очень много чего родители должны привить и воспитать в ребенке в самый ответственный период в жизни. Ведь это основа основ на всю его дальнейшую жизнь закладка в этом возрасте, существенно смягчит подростковый период, а так же поможет развить в ребенке полноценную личность. Главное уделять, по возможности как можно больше времени ребенку, общаться с ним, помогать ему, познать себя и окружающих. Дать ему уверенность в собственной необходимости и о его месте в этом мире.

Источник

На чтение 6 мин. Обновлено 27.12.2017

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Новорожденный малыш – это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст – первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст – осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст – самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Оставить комментарий

Источник

Возраст ребенка следует рассматривать не как сумму прожитого времени, ее лет, месяцев, а как определенную эпоху, цикл или степень развития, относительно замкнутый период, в котором отражаются процессы и законы развития. Каждому этапу развития ребенка характерны определенные условия, требования, особенности отношений с окружающими людьми, уровень психологической струкиуры личности, уровень развития его знаний и мыслей, совокупность определенных физиологических особенностей.

Впоследствии возникает закономерная связь между обучением, воспитанием и учетом возрастных особенностей ребенка. Возрастная периодизация – разделение целостного жизненного цикла человека на возрастные отрезки (периоды), измеряемых годами. Возрастная психология и физиология совместно рассматривают возрастную периодизацию ребенка:

§ от рождения до 10 дней – новорожденный;

§ от 10 дней до 1 года – младенец;

§ от 1 года до 3 лет – переддошкильник;

§ от 3 до 6 (7) лет – дошкольный (3-4 года – младший, 4-5 лет – средний, 5-б – старший)

§ от 6 (7) до 11 лет – младший школьник;

§ от 11 до 15 лет – подросток;

§ от 15 до 17 лет – ранний юноша.

Границы возрастных периодов относительно подвижны, так как природный фонд детей и воспитательное воздействие на них разные.

Каждой возрастной группе присущи определенные анатомо-физиологические, психические и социальные свойства, которые называются возрастными особенностями.

Младший школьный возраст. Важным показателем готовности ребенка к обучению является привычка к умственных усилий, сосредоточенность в работе, умение слушать учителя и выполнять его указания. Познавательная деятельность младших школьников, как правило, происходит в процессе обучения. Память младших школьников наглядно-образная. Мышление развивается в них от эмоционально-образного к образно-логического.

Подростковый возраст. Проходит бурный рост и развитие всего организма. Половое созревание вносит новые переживания и мысли в их жизни. Восприятие находится в стадии становления, поэтому качество его различна. Улучшается производительность и возрастает качество памяти. Подростковые свойственно разнообразие интересов. Значительное место в его жизни играют различные формы общения, большое стремление к дружескому общению. Необходима дифференциация в организации жизни ребят. В конце периода перед учениками реально вырисовывается задача выбора профессии.

Юношеский возраст. Это период формирования мировоззрения, самосознания, характера и жизненного самоопределения. Познавательная деятельность способствует формированию мировоззрения. Память старшеклассников характеризуется зрелостью. Мышление способно абстрагировать и обобщать учебный материал. Язык обогащается научными терминами, становится выразительной и точной. Впервые старшеклассники испытывают чувство любви. В них становятся устойчивыми профессиональные интересы. Стремление к самовоспитанию становится чертой личности.

В каждой возрастной группе есть значительные индивидуальные различия, которые определяются природными задатками, различными жизненными условиями и воспитанием ребенка. Эти особенности называются индивидуальными.

От педагогики зависит соответствующий возрастным особенностям набор типов учебно-воспитательных учреждений (детский комбинат, детский сад, начальная (1-4 кл.), Основная (5-9 кл.), Старшая школа (10-11 кл.), Гимназия ( 5-11 кл.), лицей (8-11 кл.), а также приспособлена к возрасту организация учебно-воспитательного процесса в каждом из этих учреждений.

В процессе воспитания существует субъектно-объектный подход, опирающийся на философские толкования этих понятий.

Субъект – это тот, кто ведет активную деятельность по объекту. В педагогике субъектом является педагог, проводит активную работу по воспитанию учащихся как своих объектов. Теперь получает распространение дифференциация и индивидуализация воспитания, чтобы превратить объект в субъект воспитательного процесса.

Объект – это тот, кто противостоит субъекту в его деятельности. В учебной и познавательной деятельности объектом является тот материал, который изучается или исследуется.

В педагогике объектом для учителя является ученик, сидящий на уроке, слушает учителя, выполняет упражнения в классе и домашние задания.

Современная демократическая система воспитание не ограничивается ется пассивной ролью ученика. Происходит постоянный поиск источников творчества учителя, повышение роли субъекта в учебно-воспитательном процессе, а также путей преобразования ученика из объекта в субъект самовоспитания или перевоспитания (когда оно требуется).

Деятельность – важная форма проявления активного отношения человека к окружающей действительности.

Анатомо-физиологическое, психическое и социальное развитие личности влияют следующие виды деятельности: игровая, учебная, трудовая, творческая, спортивная, художественная, общественная, а также труд по самообслуживанию.

Общение – один из универсальных способов проявления групповой формы бытия людей. Общение бывает следующих видов: личность-личность, личность-группа, личность-коллектив, группа-группа, группа-коллектив. По содержанию оно может быть деловое (формальное) и личное (неформальное).

Важным условием развития и нормирования личности проявление ею активности в этом процессе. Активность может проявляться в действиях, в познании окружающей действительности, в общении, в воздействии на окружающих, в воздействии на самого себя (в самовоспитании).

• Слово «активность» происходит от латинского и означает деятельный, энергичный, инициативный. Активный человек стремится к живого участия во всем. В словаре Даля есть дополнение к определению активности: “Активный деятельный, действующий, живой, жизненный, а не косный, не мертвый”. Итак, активность определяется через деятельность. Этих два понятия учеными часто отождествляются. Активность – не врожденное качество, она может меняться с развитием личности, изменением социальной среды. Биологическая активность является предпосылкой для социальной. В. А. Сухомлинский считал, что активность человека свидетельствует о ее убежденность. Понятие активности сложное. С точки зрения биологии – это приспособление к окружающей среде, физиологии – это регулятивная функция мозга, психологии – изменение поведения и своих психических свойств, гносеологии – деятельное познание, педагогики – это черта человека, которая проявляется в готовности, в стремлении к самостоятельной деятельности, а также в качестве осуществления деятельности и выборе оптимальных путей для достижения цели.

Внутренними стимулами активности являются потребности, интересы личности. Потребность – источник активности. Где нет необходимости, не может быть и речи об активности.

Цель как закон определяет средства и характер действий человека, потому что любая деятельность является реализацией цели. Большое значение в реализации цели имеют мотивы деятельности – внутренние возбудители, а также интересы – ориентация на связи с действительностью. Активность связана с волей, волевыми действиями, то есть осознанием достижения цели. Итак, активность – это определенное психологическое состояние, обусловленный потребностями, мотивами, интересами. Пассивной деятельности не бывает, бывает пассивное состояние человека.

Активность бывает гражданская, познавательная, трудовая. Задача учителя – пробудить у своих воспитанников любознательность, интерес.

Есть разные уровни активности:

§ потенциальная активность – готовность и стремление к деятельности;

§ высокий уровень активности – реализована активность – это энергичная, интенсивная, инициативная, самостоятельная, творческая деятельность. Такая активность имеет ситуативный, эпизодический характер, быстро гаснет;

§ высокая активность – направлена, системная, на основе комплекса потребностей, интересов, идеалов. Направленность личности – это единство психического и социального. Нужно формировать у учащихся направленность в главных видах деятельности, осознание себя как личности, способной правильно действовать в нестандартных ситуациях, оценке и выборе вариантов решений, защите творческих проектов.

Ученые в своих исследованиях установили этапы формирования “активности:

1. Диагностика тельный (определение и анализ уровня активности).

2. Формовочный (овладение умениями и готовность к творчеству).

3. Итогово-коррекционный (определение готовности к самообучению, самовоспитания, жизни и деятельности) и корректировки программы совершенствования активности.

Методы формирования активности: теоретические и практические – включение в деятельность. Стимулирование, мотивация, эмоциональность методики обучения и воспитания, поощрения – теоретические методы. Практические: включение детей в деятельность (игровую, учебную, самообслуговуючу, общественно-полезную, продуктивную, творческую) как целостность – качественность. Например, КТС (коллективные творческие дела) по А. Макаренко, В. Сухомлинского и И. Ивановым должны были бы стадий, на каждой из которых есть возможность совершенствовать активность:

1 стадия – стартовый сбор, на котором ученики решают, что проводить, когда, где, для чего.

2 стадия – планирование КТС, когда класс разбивается на микрогруппы, учитывается инициатива каждого. Все участвуют в планировании, для этого создаются консульт-пункты и т.

3 стадия. – Подготовка к КТС, все участвуют.

4 стадия – проведение, все участвуют.

5 стадия – сбор-огонек, подведение итогов: что удалось, а что нет.

6 стадия – планы на будущее.

Как видим, на всех стадиях КТС учитывается инициатива, активность и деятельность учащихся.

Источник