Этапы развития ребенка школьного подросткового возраста

Этапы развития ребенка школьного подросткового возраста thumbnail

Этапы развития детей подростков. Особенности

Подростковый период — это переход из детства во взрослое состояние. Не существует чётко определённых возрастных пределов, однако обычно он определяется от начала пубертатного периода до 18-летнего возраста. В нашей стране проживают 7 млн подростков, что составляет 12-13% всей популяции.

Переход из детского состояния во взрослое заключает в себе множество биологических, психологических и социальных изменений:

I. Ранний этап подросткового периода.

– Биологические изменения детей подростков:

Ранний пубертат

У девочек — развитие молочных желёз, начало резкого ускорения роста

У мальчиков — увеличение яичек, начало роста гениталий

– Психологические изменения детей подростков: конкретное мышление, однако начинают развиваться представления о морали и осознание своей половой принадлежности

– Социальные изменения детей подростков: раннее эмоциональное отделение от родителей, начало выраженной идентификации себя среди сверстников, раннее исследовательское поведение, например, подростки могут начать курить

этапы развития детей подростков

II. Средний этап подросткового периода.

– Биологические изменения детей подростков:

У девочек — завершение скачка роста, менархе (начало менструаций), изменение формы тела

У мальчиков — продуцирование спермы, мутация голоса, начало резкого ускорения роста.

Акне.

Стеснительность.

Увеличение потребности во сне

– Психологические изменения детей подростков: абстрактное мышление, однако всё ещё сохраняющее «бронебойность», улучшение вербальных навыков, может развиваться страстное следование определённой идеологии (религиозной, политической)

– Социальные изменения детей подростков: продолжающееся эмоциональное отделение от родителей, интерес к сверстникам противоположного пола, ранние профессиональные планы

III. Поздний этап подросткового периода.

– Биологические изменения детей подростков: у мальчиков — завершение полового созревания, продолжается увеличение роста, силы и оволосения тела

– Психологические изменения детей подростков: сложное абстрактное мышление, выявление различия между законом и нравственностью, улучшение контроля над импульсивностью, дальнейшее развитие самоосознания, дальнейшее развитие или отказ от идеологических воззрений

– Социальные изменения детей подростков: социальная автономность, могут формироваться близкие отношения, дальнейшее получение образования или трудоустройство, может начаться или продолжить формироваться финансовая независимость

Если изменения, связанные с половым созреванием, происходят раньше или задерживаются, то могут возникнуть сложности.

Когда терапевты имеют дело со всеми проблемами подросткового возраста, в процессе оказания медицинской помощи могут возникать проблемы. За теми, кто младше 16 лет, наблюдают педиатры; те, кто старше 16 лет, наблюдаются терапевтами взрослой сети и хирургами.

Однако удобства в педиатрических отделениях, например, детские палаты, могут быть приспособлены под нужды в большей степени маленьких детей, чем подростков, в то время как подростки могут быть ошеломлены клиническими состояниями, встречающимися в палатах для взрослых, и ожидаемой от них независимостью.

Подростки женского пола с гинекологическими проблемами часто ведутся гинекологами обычно в условиях отделений для взрослых. Некоторые педиатры в настоящее время специализируются на подростковой медицине.

– Также рекомендуем “Правила общения с подростками. Рекомендации”

Оглавление темы “Детская неврология”:

  1. Спинальные амиотрофии у детей: причины, диагностика, лечение
  2. Периферические нейропатии у детей: причины, клиника, диагностика
  3. Миастения у детей: причины, клиника, диагностика
  4. Мышечные дистрофии у детей: миодистрофии Дюшенна, Беккера
  5. Воспалительные миопатии у детей: острый инфекционный миозит и дерматомиозит
  6. Миотонии, миопатии у детей и синдром вялого ребенка: причины, клиника, диагностика
  7. Нейрокожные синдромы у детей: нейрофиброматоз, туберозный склероз, синдром Стерджа-Вебера
  8. Нейродегенеративные заболевания у детей: мукополисахаридозы
  9. Этапы развития детей подростков. Особенности
  10. Правила общения с подростками. Рекомендации

Источник

Школьные годы — важнейший период жизни ребенка. Изменяется режим дня, увеличиваются умственные и статические нагрузки. В то же время данный период характеризуется завершением формирования всех органов и систем ребенка, совершенством всех его функций. С 11—12 лет начинается период полового созревания, во время которого происходит фундаментальная перестройка эндокринной системы и формирование полового диморфизма.

Период младшего школьного возраста (препубертатный, отрочества) — это дети с 7 до 11 лет; период старшего школьного возраста (пубертатный) — с 12 до 17 лет и юношества — с 17 до 24 лет.

· Анатомо-физиологические особенности органов и систем школьников

Нервная система завершает свое развитие; сформированы нервные центры и периферическая нервная система, хорошо регулируются двигательные функции, в том числе — мелкая моторика. Однако с 12 лет отмечается нарастающая неустойчивость нервных процессов, с преобладанием процессов возбуждения, что связано с начавшимся половым созреванием. В этот период из-за быстрого роста мозга несколько ухудшается его кровоснабжение, что может проявляться функциональными неврологическими расстройствами (негативизм, раздражительность, грубость, плаксивость, депрессии, обмороки).

Осознание своего социального «Я» у большинства детей появляется к 7—8 годам. Следствием этого является стремление выйти за рамки детского игрового образа и участвовать во взрослой жизни, т. е. в реальной, серьезной деятельности. Поступление в школу ребенок воспринимает как работу, уравнивающую его со взрослыми, как шаг к самостоятельности.

В дальнейшем адаптация ребенка к школьной жизни протекает легче, если вместе с ним в преодолении трудностей участвуют родители, педагоги, психологи. Необходимо помнить, что в начальных классах у детей еще отмечается неустойчивость внимания, рассеянность, неспособность

долго заниматься одним видом деятельности. В старших классах основной опасностью является перегруженность информацией, ведущая к умственному переутомлению.

Кожа и ее придатки достигают полной анатомической и функциональной зрелости. Подкожная клетчатка с 3 до 8 лет почти не увеличивается, а затем с 8 лет начинает интенсивно нарастать, максимально откладываясь в местах, обусловленных полом ребенка. С 12—13 лет значительно увеличивается секреция потовых и сальных желез, появляются юношеские угри. С 13—14 лет начинается функционирование апокриновых потовых желез, секрет которых имеет резкий запах. Это предъявляет особые требования к гигиене кожи у подростков. В связи с половым созреванием появляется оволосение подмышечных впадин, лобка, а у мальчиков — лица. Повышение секреции сальных желез часто приводит к юношеской себорее, которая проходит к 20—22 годам.

Костно-мышечная система характеризуется интенсивным ростом и развитием, отмечается формирование координации движений, развивается мелкая моторика.

Длина верхней половины туловища до 9 лет преобладает над нижней, с 9—10 лет наблюдается интенсивный рост нижних конечностей.

К 7 годам устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника, а к 12—14 — поясничной и копчиковой.С 7 лет начинается срастание костей таза, поэтому опасны тонкие высокие каблуки (для девочек), прыжки в высоту на твердую поверхность. Это может привести к

деформации костей таза, а в будущем к проблемам во время беременности и родов. Нарушение осанки при неправильном подборе мебели, неудобной позе во время занятий дома и в школе, часто приводят к патологическому искривлению позвоночника — сколиозу. В периоды 6—8 лет и 11—13 лет отмечается интенсивный рост черепных костей. К 10—13 годам происходит окостенение запястий, а к 9—11 годам — фаланг пальцев (поэтому к этому возрасту ребенок уже должен уметь писать). Происходит дальнейшая замена молочных зубов на постоянные и образование постоянного прикуса (28 зубов + 4 зуба «мудрости»). К 12 годам костная ткань по составу становится идентична взрослой. Интенсивно развиваются и укрепляются мышцы, связки, нарастает масса и сила мышц. Для нормального развития мышечной системы необходимы адекватные физические нагрузки. При оценке моторного развития выделяют 3 группы детей:

1-я группа — зрелые дети (моторика развита соответственно возрасту);

2-я группа — дети с незначительным (начальным) отставанием в моторном развитии;

3-я группа — дети с существенным отставанием в моторном развитии.

Дыхательная система продолжает развиваться и увеличиваться в размерах и к 8—10 годам становится практически такой же, как у взрослых.

Форма грудной клетки также приближается к форм взрослого, увеличивается масса и сила межреберных мышц.

Продолжается рост хрящей гортани, особенно у мальчиков 12—13 лет.

Тип дыхания: у девочек — грудной; у мальчиков — брюшной. Частота дыхания с 7 до 11 лет — 20—25 в мин.; с 12 лет и старше — 16—20 в мин.

Дыхание ритмичное, ровное.

Сердечно-сосудистая система продолжает развиваться и растет вместе с увеличением размеров тела. К 12 годам завершается развитие эластической ткани сердца и формирование клапанного аппарата.

К 7 годам сердце приобретает форму взрослого. Легочный ствол до 10 лет несколько шире аорты, с 1до 12 лет их диаметр уравнивается, а после 12 лет аорт становится шире легочного ствола.

Пульс становится устойчивым, ритмичным, менее частым:

— у детей с 7 до 11 лет — 80—90 в минуту;

— у детейс 12 лет и старше — 70—80 в минуту.

Артериальное давление у детей до 11 лет стабильно!

составляет 100 4- n, где n — число лет ребенка.

С началом полового созревания рост сосудов несколько отстает от роста тела и, как следствие, отмечаются дисфункции в виде болей в области сердца, приступе сердцебиения, жара и приливов к голове с покраснение

кожи лица, периодических подъемов давления.

В среднем же у подростков:

Адmax = 120 мм рт. ст.

АДmin=80 мм рт. ст.

Пищеварительная система продолжает, увеличивается, и совершенствоваться в функциональном отношении

К 7—11 годам желудок приобретает форму взрослого объем желудка увеличивается, к 7—10 годам составляет 1300 мл, к 12—13 годам — 1500 мл.

Становятся высокоактивными и зрелыми ферментные системы, устанавливаются процессы переваривания и всасывания, стабилизируется иннервация гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта.

Мочевыделительная система завершает свое развитие, становится анатомически и функционально зрелой. Число мочеиспусканий составляет 6—8 раз в сутки, относительная плотность мочи 1008—1022, у детей старше 12 лет — 1015—1025.Форма и расположение мочевого пузыря становятся такими же, как у взрослых. Объем одной порции мочи — 150—200 мл. Объем суточной мочи определяется по формуле:100х (n + 5), где n — число лет ребенка, начиная с 5 лет. Размеры мочеиспускательного канала остаются несколько меньше, чем у взрослых до пубертатного периода, а затем постепенно увеличиваются в соответствии с ростом половых органов до взрослых размеров.

Эндокринная система требует особого внимания, так как с 12 лет наступает ее перестройка и развитие у ребенка вторичных половых признаков. До этого возраста железы внутренней секреции функционируют стабильно

и изменяются не так значительно. Эндокринная система (ЭДС) является главным регулятором роста и развития организма. Железы внутренней секреции, образующие ЭДС, обладают рядом общих особенностей:

1. Имеют очень незначительную массу.

2. Вырабатывают очень малые количества секретов гормонов, которые оказывают множественный эффект.

3. Гормоны попадают из железистых клеток непосредственно в кровь благодаря густой сети капилляров и оказывают почти мгновенное действие на органы-мишени.

4. Регулируют свои функции по принципу «обратной связи».

Некоторые железы внутренней секреции (ЖВС) начинают функционировать уже в эмбриональном периоде. Существенное влияние на рост и развитие ребенка оказывают гормоны матери, которые он получает во внутриутробном периоде и с грудным молоком. В различные периоды детства выявляется относительное преобладание функций одной определенной железы:

— с 6 мес. до 2,5 лет — щитовидной;

— с рождения до 10 лет — тимуса;

— с 6 до 7 лет — передней доли гипофиза;

— с 12 до 18 лет — половых желез.

Гипофиз — основная железа. Состоит из 3 долей: передней, средней и задней. Расположен в «турецком седле» в основании черепа. В передней доле вырабатываются гормоны, регулирующие функции других ЖВС; адренокортикотропный, тиреотропный, гонадотропный и т. д.; а также соматотропный гормон, влияющий на рост скелета, и ряд гормонов,

регулирующих репродуктивные функции у девочек. В промежуточной доле образуется меланоформный гормон, регулирующий пигментный обмен.

В задней доле образуются окситоцин, стимулирующий сократительные функции мышц матки и процесс лактации антидиуретический гормон, влияющий на артериальное давление.

Эпифиз — шишковидная железа, расположенная в среднем мозгу, вырабатывает гормоны:

— мелатонин, участвующий в пигментном обмене;

— гломерулокортикотропин влияющий на углеводный и водный обмен;

— контргипоталамогипофизарный гормон, предупреждающий преждевременное половое созревание.

Рис. 34. Схема эндокринной системы

Щитовидная железа расположена на передней поверхности щитовидного хряща гортани. Ответственна за развитие центральной нервной системы, т. е. за умственное развитие. Участвует в обмене веществ посредством гормонов: тироксина, трийодтиронина и тиреокалыщтонина.

Паращитовидные железы расположены на задних поверхностях боковых долей щитовидной железы и представляют собой 4 овальных тельца. Вырабатывают паратгормон, который вместе с тиреокальцитонином регулирует уровень кальция в крови.

Вилочковая железа (тимус) — расположена в переднем средостении, имеет большие размеры. Максимальное развитие происходит до 2—5 лет, затем начинается медленная инволюция железы и к 18 годам она практически исчезает. Вырабатывает гормоны, влияющие на рост скелета, тормозящие преждевременное половое созревание, регулирующие углеводный и водно-солевой обмен. Является центральным органом иммунитета, продуцируя Т-лимфоциты (основные участники клеточного иммунитета).

Поджелудочная железа является железой двойной секреции:

— внешняя — выработка пищеварительных ферментов;

— внутренняя — выработка гормонов.

Внутренней секрецией обладает не вся железа, а только небольшие ее участки — островки Лангерганса. В них b-клетки продуцируют инсулин, А-клетки вырабатывают глюкагон, а также еще ряд гормонов. Гормоны поджелудочной железы регулируют углеводный, белковый, жировой обмен.

Надпочечники — парные железы, расположенные над верхними полюсами почек. Состоят из коркового и мозгового вещества. В корковом веществе вырабатываются гормоны, регулирующие все виды обмена веществ, а также небольшие количества половых гормонов. Их называют кортикостероидами.

В мозговом веществе вырабатывается адреналин и норадреналин, влияющие на уровень артериального давления.

Половые железы являются парными железами двойной секреции.

Яичники— женские половые железы. Вырабатывают яйцеклетки и гормоны — прогестерон и эстроген. Эти гормоны участвуют во всех видах обмена веществ и определяют женский фенотип.

Яички — мужские половые железы. Вырабатывают сперматозоиды и гормон тестостерон. Этот гормон участвует во всех видах обмена веществ и определяет мужской фенотип.

· Половое созревание

Пол ребенка определяется следующими составляющими:

1. Комплексом половых хромосом.

2. Внутренними половыми органами.

3. Половыми железами (гонадами).

4. Наружными половыми органами (гениталиями).

5. Фенотипом (вторичными половыми признаками).

6. Психосексуальной ориентацией.

При недоразвитии или отсутствии одного из компонентов у ребенка определяется нарушение полового развития.

· Этапы полового созревания девочек.

9—10 лет — рост костей таза, округление ягодиц и бедер, незначительное приподнятие сосков молочных желез;

1011 лет — куполообразное приподнятие молочных желез (стадия «бутона»), появление волос на лобке;

1112 лет — увеличение наружных гениталий, перестройка эпителия влагалища;

1114 лет — наступление 1-й менструации (menarche) в зависимости от национальности, места жительства и индивидуальных особенностей;

1213 лет — пигментация сосков, развитие железистой ткани грудных желез.

1314 лет — рост волос в подмышечных впадинах;

14—15 лет — окончательное формирование ягодиц и таза по женскому типу;

15-—16 лет — регулярные менструации; возможно появление угрей;

1617 лет — остановка роста скелета.

В условиях детской поликлиники для определения стадии развития вторичных половых признаков и их соответствия возрасту используют следующие показатели:

— развитие волос на лобке (риdis) — «Р»;

— развитие волос в подмышечной области (ахillris)

— «Ах»;

— развитие грудных желез (mammа) — «Ма»;

— становление менструальной функции (menarche) — « Ме ».



Источник

На чтение 6 мин. Обновлено 27.12.2017

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Новорожденный малыш – это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст – первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст – осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст – самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Оставить комментарий

Источник