Этапы развития ребенка литература

Этапы развития ребенка литература thumbnail

Этапы развития детской литературы в России.

Года:

Содержание:

Конец X – середина XIII века

Начало славянской книжной культуры. Деятельность св.братьев Кирилла и Мефодия

XVI-XVII века

Первые книги, непосредственно адресованные детям. Деятельность Федора Курицына и Дмитрия Герасимова.

18 века

«Письмовник» Н. Курганова. Басня, сказка. Зарождение авторской сказки.

Переводная литература для детей. Роль Н. Новикова и Н. Карамзина в развитии детской литературы. 

Первая половина

19 век

 Историко-биографическая и научно-популярная литература для детей. Учебная и познавательная литература для детей. Журналы для детей. Писатели детской литературы первой половины 19 века (В.А. Жуковский; А.С. Пушкин; П.П. Ершов; И.А. Крылов; А.П. Кольцов; А. Погорельский).

Произведения о детях и для детей в творчестве писателей и поэтов конца 19 века. Становление теории и критики детской литературы в России. Поэзия в детском чтении (Н.А. Некрасов). Развитие автобиографической повести – сказки о детстве (Л.Н. Толстой, Н.М. Гарин-Михайловский, Ф.М. Достоевский, С.Т. Аксаков). Прозаическая сказка (В.И. Даль; Н.П. Вагнер; К.Д. Ушинский; В.М. Гаршин).

Разновидности детского рассказа (Д.Н. Мамина-Сибиряк; К.М. Станюкович; Ф.М. Одоевский; А.П. Чехов).

Первые критики о детской литературе (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов).

конец XIX- начала XX века

Традиции и новаторство в литературе для детей на рубеже 20 века. Серебряный век (И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, Н.С. Гумилёв, С.А. Есенин, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, А.М. Ремизов, А.К. Толстой). Основные тенденции развития учебной и научно-познавательной литературы для детей.

Детские журналы на рубеже веков.

Особенности литературного процесса первой половины 20 века. Массовая детская литература (феномен Лидии Чарской; критика массовой детской литературы в работах К.И. Чуковского, М. Горького).

Литература для детей – предмет особой заботы государства в 20-е гг.

Роль и место В.В. Маяковского в литературе для детей.

30-50—х гг.

Тема романтической устремленности к неизведанному, «дальних стран» – одна из главных тем в детской литературе 30-х –50-х годов (А. Гайдар, Р. Фраерман, К. Паустовский, Л. Кассиль).

Автобиографическое начало в детской литературе 30-х годов (А. Гайдар «Школа» (1930), Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (1935), В. Катаев «Белеет парус одинокий» (1936).

Темы первой любви в детской литературе 30-х годов (Р.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (1939)).

Особенности литературной сказки 30-х годов («Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935) А. Толстого, «Старик Хоттабыч» (1940) Л. Лагина, «Волшебник Изумрудного города» (1939) А. Волкова, «Приключения капитана Врунгеля» (1939) А. Некрасова и др.

Научно-фантастическая и приключенческая литература в детском чтении (А. Беляев «Человек-амфибия» (1928), «Остров погибших кораблей», «Властелин мира», «Продавец воздуха» (1929), «Голова профессора Доуэля» (1925, нов. ред.1937), «Человек, нашедший свое лицо» (1940), «Ариэль» (1940).

Расцвет художественно-познавательной литературы для детей (Б. Житков, В. Бианки, М. Ильин, И. Соколов-Микитов, Е. Чарушин).

Исследование темы «детство и война» в произведениях для детей 40-х годов. Повести В.П. Катаева «Сын полка» (1944), Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки» (1944) «Великое противостояние» (1941-1947) «Улица младшего сына» (1949).

Поэзия для детей 30 – 50-х годов.

Развитие драматургии для детей. Расцвет жанра драматургической сказки. Е. Шварц «Клад» (1933), «Красная Шапочка» (1937), «Снежная королева» (1939), С. Маршак «Теремок», «Двенадцать месяцев» и др.

Влияние социокультурных процессов эпохи «оттепели» на развитие детской литературы.

Интерес к личности ребенка, вера в ее самоценность в детской литературе 60-80-х годов. Образ детства как процесса со всеми его сложностями и радостями.

Новый этап развития автобиографической прозы о детстве (дилогия «Динка» (1954), «Динка прощается с детством» (1969) В. Осеевой, трилогия «Дорога уходит в даль» (1956), «В рассветный час» (1958), «Весна» (1961) А. Бруштейн, «Жизнь и приключения Заморыша» (1958-1962) И. Василенко). Погружение в сложный многоплановый мир детства.

Трансформация жанра «школьной» повести, доминирование интереса к проблемам семьи и семейного воспитания. Мир взаимоотношений детей и взрослых в произведениях А. Алексина, Р. Погодина, В. Железникова, Н. Дубова, А. Лиханова, Ю. Яковлева.

Формирование юношеской (подростковой) литературы, ее особенности и проблематика в произведениях А. Рыбакова, В. Алексеева, Л. Симоновой, Н. Матвеевой, С. Иванова и др. Исследование психологии подростка, драматических перипетий взросления. Тема первой любви.

Новый этап развития природоведческой литературы (книги Н. Сладкова, Г. Снегирева, Ю. Дмитриева и др.). Поэтизация природы.

Специфика юмора в прозе для детей 60-80-х годов. Соединение лиризма и юмора в произведениях В. Драгунского, В. Голявкина, Ю. Коваля.

Эволюция литературной сказки. Книги В. Губарева «Королевство кривых зеркал», Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» и др. Развитие жанра сказочной повести. Бытовая конкретность и правдоподобие ситуаций.

Источник

1. Методика раннего развития Марии Монтессори

Автор: Виктория Дмитриева

Мария Монтессори один из 4 педагогов, которых ЮНЕСКО назвал основоположниками педагогического мышления в 20 веке. Автор книги Виктория Дмитриева адаптировала методику Монтессори под современные реалии. В книге подробно написано, как организовать процесс развития ребенка с первых дней его жизни, даны игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.

Суть методики в том, что ребенку предоставляется свобода выбора и действий  в установленных границах. Во время обучения, в специально оборудованном классе, ребенок сам выбирает для себя занятие и изучает что-либо не с помощью объяснений учителя, а при работе с учебными материалами.

2. После трех уже поздно

Автор: Масару Ибука

Масару Ибука — инженер и один из основателей компании Sony (внезапно!) в 1971 году написал книгу, где поделился  мыслями о воспитании детей в дошкольном возрасте. Его теория внесла изменения в традиционные методики воспитания, книга стала популярна в мире, ее называли «Книга века».

В 2011 году студия Артемия Лебедева переиздала эту книгу и она стала бестселлером на Ozon. В 2012 был издан сокращенный вариант книги для занятых пап. В 2016 году было напечатано 200 000 экземпляров, а скачали книгу 375 956 раз.

Идея книги заключается в том, что в течение первых трех лет жизни у ребёнка высокий потенциал к обучению, который нужно активно использовать. То, что в зрелом возрасте человек осваивает с трудом, ребенку удается намного легче. Главное знать, как и когда давать ребенку новые знания и опыт. Эта книга не практическое руководство о том, как заниматься развитием детей. Она объясняет, зачем это делать и как это повлияет на будущее ребенка.

3. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет

Автор: Пенни Уорнер

Если предыдущая книга — теория, которая поможет сформировать модель воспитания, то «160 развивающих игр» — это практические советы. Книга поможет мамам и папам реализовать идеи раннего развития, про которые пишет Масару Ибука.

В книге собраны и адаптированы работы  мировых специалистов в области обучения детей с помощью игр. Какие-то игры покажутся знакомыми, а некоторые нестандартными и неожиданными, но каждая игра работает на развитие способностей и навыков. Автор учел все нюансы — от материалов и предметов, которые можно использовать для развивающих игр, до особенностей детской психики, которые необходимо учитывать, поощряя ребенка к новым достижениям.

4. Правила развития мозга вашего ребенка

Автор: Джон Медина

В этой книге молекулярный биолог-эволюционист простым и понятным языком рассказывает о том, как развивать мозг ребенка до и после рождения.

Джон Медина уделяет внимание как воспитанию и раннему развитию, так и здоровым отношениям в семье. Он развенчивает популярные мифы, например: «если во время беременности слушать классику, ребенок родится более развитым», «чем больше «полезных для мозга» игрушек, тем лучше» и другие.

Все рекомендации в книге основаны на последних научных достижениях в области развития мозга до рождения и в первые 5 лет жизни.

5. Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним

Автор: Дана Саскинд

Эта книга появилась благодаря детскому кохлеарному  хирургу (восстановление слуха) Дане Саскинд и научному исследованию 1995 года. Исследование показало, что дети, которые слышали больше слов до 4 лет были лучше готовы к школе и впоследствии владели большим лексиконом, лучше читали и сдавали тесты.

Дана заинтересовалась этим исследованием, основала организацию Thirty Million Word Initiative, разработала программы для развития детей с помощью активного общения и начала тестировать их в разных  демографических группах.

На основе своих исследований Дана вместе с коллегами написала книгу, где подробно рассказала, о том как правильно развивать речь ребенка, как раскрыть его потенциал.

Рекомендации в книге построены на трех тезисах:

  1. нужно слушать ребенка и активно разговаривать с ним о том, что ему интересно;
  2. использовать в речи описательные слова;
  3. вовлекать ребенка в беседу.

6. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей

Авторы: Джон Готтман, Джоан Деклер

Эмоциональный интеллект — это умение распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные и способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, чтобы решать практические задачи.

Автор книги —  Джон Готтман, профессор психологии, основал Центр исследования семейных отношений в Сиэтле. За сорок лет он изучил тысячи супружеских пар и сделал открытия в области семейных отношений. Джон Готтман входит в список «Десять самых влиятельных терапевтов» по версии Psychotherapy Networker. Он автор 190 научных статей, а также автор и соавтор 40 книг.

Идея книги — задача родителя переживать эмоции ребенка вместе с ним, не подавлять негативные эмоции, а учить управлять ими. Все советы практические, и применимы к детям и взрослым. Книга легко читается, за счет того, что не перегружена терминами.

Еще один плюс — она имеет научную основу, все выводы сделаны на основании исследований 199 семей, приводятся в пример узнаваемые ситуации и модели поведения родителей и детей.

7. Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой

Автор: Джейсон Буг

В этой книге Джейсон Буг рассказывает о своем опыте обучения ребенка вовлеченному чтению. Свой опыт автор подкрепил мнениями не только специалистов по детскому развитию, но и учителей, библиотекарей, писателей и разработчиков приложений для цифровых устройств.

Идея интерактивного чтения с ребенком от главы к главе раскрывается все подробнее, сопровождается примерами и идеями, подходящими для детей разных возрастов. Если у родителей катастрофически нет времени на чтение, а воспитать «прирожденного читателя» хочется, Джейсон Буг вынес во введение к книге все ее основные идеи.

В качестве бонуса в конце:

  • список книг для детей от 0 месяцев до 6 лет, изданных на русском языке от Ольги Мяэотс, заведующей отделом детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино;
  • список книг, вышедших в России, для тех детей, которые не хотят читать.

8. Эйнштейн учился без карточек

Авторы: Кэти Хирш-Пасек, Роберта Михник Голинкофф

Главная идея книги — дети должны воспитываться в игровой форме. Здесь собрано 40 упражнений для развития детей от 0 до 6 лет.  Навязчивое и преждевременное обучение не нужно и может оказаться вредным. Дети, которые посещают кучу секций и у которых нет времени на обычные детские игры, только страдают от этого. Вместо затрат на развивающие игры, направьте усилия на общение и игру с ребёнком.

Примерно эту мысль пытаются донести до читателя два профессора психологии, которые специализируются на изучении поведения детей. В каждой главе приводятся научные исследования по теме, потом вывод и советы.

Источник

Литературное развитие школьников и его этапы. Критерии литературного развития.

Впервые понятие литературное развитие было теоретически разработано Молдавской Н.Д.. Литературное развитие – процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и художественным вкусом, выработанными в школе, при усвоении учебного курса литературы, и в широком внешкольном общении с искусством .Молдавская впервые выдвинула критерии литературного развития школьников:

  1. Начитанность ученика, его читательский опыт.

  2. Художественный вкус, эстетическая идеология, как показатель художественного развития ученика.

  3. Умение видеть детали и воссоздавать по ним целостный образ.

  4. Наличие психических процессов – процессов восприятия текста (наблюдательность, воображение, способность к сопереживанию, эмоциональная и образная память, чувство поэтического слова, эстетическое отношение к произведению).

В настоящее время, благодаря трудам психологов и методистов (Л. Г. Жабицкой, Н. Д. Молдавской, В. Г. Маранцмана, О. И. Никифоровой, З. Я. Рез, Л. Н. Рожиной, Н. Я. Мещеряковой и др.), многое известно о школьнике как о читателе, о закономерностях его литературного развития, о зависимости уровня читательской культуры от характера обучения, о качественных изменениях его отношения к искусству в связи с возрастными сдвигами, об индивидуальных читательских особенностях и т. д. По наблюдениям психологов, ученик в своем развитии проходит ряд стадий: младший подростковый возраст (10-12 лет), старший подростковый (13-14 лет) и период ранней юности (16-17 лет).

Возрастные этапы развития ребенка примерно совпадают с обучением его в определенных классах: младший подростковый возраст – 4-6 классы, старший подростковый – 7-8 и пора ранней юности – 9 и 10 классы. Деление учащихся на возрастные группы в известной мере условно, так как развитие человека протекает неравномерно.

Интенсивность его внутреннего роста зависит от разных факторов – не только от возраста, но и от социального, бытового, психологического микроклимата, в котором он воспитывается, и, конечно, от индивидуальных особенностей его личности. Еще более сложно обстоит дело, когда речь идет о литературном развитии человека.

Известно, что в одной и той же возрастной группе можно встретить учеников с очень разными уровнями литературного развития: некоторые ребята опережают своих сверстников на один-два года, другие, наоборот, отстают от товарищей. Но при всех индивидуальных различиях у школьников одного возраста и одного класса есть и много общего.

Эти общие тенденции в литературном развитии учащихся сказываются в наступающих с возрастом изменениях их отношения к литературе и искусству в целом, в трансформации литературных предпочтений и оценок литературных героев, в существенных сдвигах в литературном развитии. Сходными оказываются и сложности, которые сопутствуют этим сдвигам на каждом возрастном этапе.

Периоды литературного развития школьника 3 периода: 5-6 классы,7-8 классы,9-11 классы

5 класс Пересказывают (вместо анализа), забирая слова из текста, заимствуют речевые штампы. Нет ощущения чужого текста – цитаты пишут без кавычек. Литература для них – копия жизни, фиксация действительности. Связь с жизнью, оценка произведения не с точки зрения того, как написано, а насколько совпадает с реальным жизненным опытом. Заимствуют мысли из других произведений при анализе. Репродуктивное воображение очень развито.

6 класс Отдельный прорыв к анализу формы. Пересказ с элементами анализа, но тоже используют штампы. Не могут выделить суть – перечисляют по мелочи все события. Замена обобщения частным пересказом эпизода, трудно выйти на обобщение.

5-6 классы – период наивного реализма. Слияние искусства с действительностью при чтении. Книга воспринимается как фиксация жизни. Не запоминают имена авторов. Нет внимания к форме, главное – сюжет. Эмоциональная реакция. Увидеть позицию автора не может.

7 класс Большая способность к обобщению – выделяют суть. Больше логики. Ищут в книге поучение. Штампы используют более ограниченно. Творческое воображение развито, отождествляют себя с героем. Очень важно личное отношение – желание вмешаться в сюжет и изменить его. Попытка понять намерения автора, авторскую эмоцию, но могут подменить авторскую эмоцию своей. Могут уже мотивировать свои эмоции. Внимание к слову (детали).

9-11 классы Нет ссылок на эпизоды. Нет доказательства текстом. Перестают видеть отдельное слово. Говорят о творчестве автора в целом, о связях с другими произведениями. Осознание мира как целого.  

Источник

Немного о детской литературе и ее истории в России

ЧАСТЬ 1

Что такое детская литература?

Детская литература – это литература, непосредственно адресованная детям, созданная в диалоге с воображаемым ребенком, «настроенная» на детское мировосприятие.

Кроме того, можно ориентироваться на следующие дополнительные критерии:

– публикация произведения в детском издании;

– посвящение ребенку;

– наличие в тексте обращения к малолетнему читателю.

В истории детской литературы обычно выделяются те же периоды и направления, что и в общем литературном процессе. Тем не менее, на развитие детской литературы накладывают отпечаток отношение к детям и педагогические идеи того или иного времени, а также запросы самих маленьких и юных читателей.

Детская литература – это особый способ художественного отображения мира. По своим функциям и происхождению она связана с фольклором, его игровой и мифологической составляющими. Литературоведы отмечают также близость детской и массовой литератур (формирование жанровых канонов, художественные средства).

Зарождение и развитие детской литературы в России (XXVIII века)

В средневековой Руси преобладала каноническая литература и не существовало разделения текстов по возрастным категориям читателей. Ребенок воспринимался либо как уменьшенная копия взрослого, либо как несмышленное чадо. В качестве учебных книг использовались церковные, в часности, Псалтырь.

Возникновение русской детской литературы приходится на XV – XVI века. В этот период детство получило признание как особый, важный период в жизни человека. Цель первых детских книг – учебно-просветительская. Древнейшие из детских книг были рукописными: анонимная руковись «О осьми частех слова», «Написание языком словенским о грамоте и ее строении» Федора Курицина, записи народных сказок и перевод латинского учебника, выполненные Дмитрием Герасимовым, «Сказание о седми свободных мудростях».

Нельзя забывать о фольклоре и народной книжности (апокрифы, духовные стихи).

Первой печатной книгой для детей считается «Азбука», напечатанная Иваном Федоровым во Львове в 1574 году.

Дальнейшее развитие детской литературы шло от учебно-просветительской литературы к художественной и научно-познавательной.

Младшему возрасту, по-прежнему, предлагались азбуки. Для детей постарше ришется развлекательная и поучительная литература. Зарождается детская поэзия (редактор Книжной справы московского Печатного двора Савватий, мастер печатного дела Василий Федорович Бурцев-Протопопов).

Появляется художественная проза для детей в виде адаптации таких взрослых повестей как «Сказание о мамаевом побоище», «Повесть об осадном сидении донских казаков», «Повесть о Петре и Февронии».

Важную ступень в развитии детской литературы составило творчество Симеона Полоцкого (1629 – 1680), наставника детей царя Алексея Михайловича. Его поэтическое наследие характеризуется барочным стилем и собрано в двух книгах: «Рифмологион, или стихослов» (стизотворения на разные случаи жизни царской семьи), «Ветроград многоцветный» (своеобразная поэтическая энциклопедия с выдержками из «Естественной истории» Плиния Старшего, сведениями о вымышленных и экзотических животных, драгоценных камнях и других редкостях), «Бакварь» с первым печатным педагогическим трактатом.

В 1690-х годах три книги для детей издал Карион Истомин: «Лицевой букварь», «Служба и житие Иоанна воина», «Букварь языка словенска». Ему же принадлежат несколько рукописных книг: стихотворное повествование о 12 науках, мироустройстве и церковных таинствах «Полисис, си есть град царства небесного, имущий ученик, моление и премудрость», тарктат «Домострой», «Книга вразумления стихотворными словесы», написанная для 11-летнего царевича Петра. Для книг Кариона Истомина характерно единство нацчной мысли и искусства, из автор был талантливым поэтом.

С реформами Петра 1 связано появление множества переводов европейской литературы. Основная функция детских книг того времени состояла не в развлечении или религиозном просвещении, а в государственной пользе. Феофан Прокопович пишет для детей «Краткую русскую историю» и назидательное «Первое учение отрокам».

Правление Екатерины II, ратовавшей за воспитание и просвещение, характеризуется некоторым подъемом детской литературы.Сама императриса писала педагогичнские статьи и детские сказки для внука Александра («О царевиче Хлоре» и «О царевиче Февее») – аллегорические сказки в духе классицизма.

К этому же направлению относится творчество А. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, М.Н. Муравьева, М.М. Хераскова.

С этой эпохой связано появление многих познавательных книг: «Российская универсальная грамматика» Н.Г. Курганова, «Детская философия, или нравоучительные разговоры между одною госпожою и ея детьми, сочиненные для поспешествования истинной пользе молодых людей» А.Т. Болотова, пьесы для детского театра, стихи.

В это же время появляется первый в России журнал для детей. Издававшийся Н.И. Новиковым еженедельник «Детское чтение для сердца и разума» выходил в свет с 1785 по 1789 г. и предназначался для детей от 6 до 12 лет. Большое влияние на дух журнала оказал сентиментализм, согласно которому чувствительное сердце выше рассудка.

Глава русского сентиментализма Н.М. Карамзин написал и перевел для летей около 30 произведений («Анакреотические стихи», повесть «Евгений и Юлия», сказка «Дремучий лес», «Богатырская сказка», «Илья Муромец»). Карамзин признал ценность развлекательной литературы для детей.

Читатели всех возрастов увлекались в то время сказками (сборники М. Чулкова «Пересмешник, или Словенские сказки», В. Левшин «Русские сказки» и др.). Для сентименталистской сказки характерно смешение античных, средневековых, европейских, русских, простонародных, светских деталей, центральная роль изображения чувств, появление психологизма, своеобразие нравственного конфликта, стилистическая близость к «легкой поэзии». В основном, это были сказки для взрослых, быстро входившие в круг детского чтения («Душенька» И.Ф. Богдановича, «Причудница» И. Дмитриева, «Полим и Селина» А.Х. Востокова и др.).

Часть 2

Развитие русской детской литературы в XIX веке

В начале XIX века в русской литературе отвердился романтизм, одной из центральных проблем которого стала народность литературы, в том числе, создания детской литературы, соответствующей мировому уровню, но основанной на национальных традициях.

Именно в этот период был заложен фундамент русской детской литературы, сохраняющей значение по сей день.

Романтическому противопоставлению возвышенной и «мечтательной души» «пошлому рассудку» в детской литературе соответствовала антитеза свободы детских «сверхчувств» и ограниченности взрослого сознания. Именно в этот период, в литературу вводится психологически очерченный образ ребенка. Мир детства представляется как целый поэтический мир.

Наиболее популярным жанром стала литературная сказка, характеризующийся интересом к фольклору и вниманием к внутренней жизни героев.

В начале XIX века, были созданы такие произведения как басни И.А. Крылова и «Конек-Горбунок» П.П. Ершова.

Собственно детские стихотворения создавал лидер русского романтизма В.А. Жуковский. В круг детского чтения вошли такие его произведения как «Светлана», «Ивиковы журавли», «Лесной царь», «Ундина», «Сказка о царе Берендее», «Кот в сапогах», «Спящая царевна» и другие.

В.А. Жуковский вел активную педагогическую деятельность, являясь, в часности, наставником наследника престола Александра. Он прекрасно понимал детский мир: «Знаю.., что детский мир – это мой мир, и что в этом мире можно действовавть с наслаждением, и что в нем можно найти полное счастие». Писатель относиться к педагогике как к творчеству.

Одном из замыслов В.А. Жуковского было создание собственной системы обучения, которую он частично воплотил в системе стихотворений написанных им для собственной дочери Саши. Из уроков с детьми составился сборник «Стихотворения, посвященные Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским». С их помощью поэт обучал своих детей живших вместе с ним и его супругой в Германии. Характерными чертами этих стихотворений является тцательная словесная отделка, легкость и тонкость ритма и рифмовки.

Сходны со стилем произведений сборника некоторые произведения К. Аксакова, К. Бальмонта, Ф. Миллера.

Исследователи подчеркивают, что в детских стихах Жуковского обозначились два основных пути развития поэзии для малышей: первый – путь «легкой» поэзии точных слов и прямого смысла; второй – путь суггестивной поэзии подтекста и субъективных впечатлений.

Первая повесть-сказка для детей «Черная курица, или подземные жители» была написана Антонием Погорельским (Алексеем Перовским). Впервые эту историю автор рассказал своему воспитаннику и племяннику А.К. Толстому. Романтизм выразился здесь в двоемирии, а переживания мальчика изображены реалистически. В сказке точно воссоздается процесс взросления ребенка, двуплановость его душевного мира: переход из мира фантазии в реальность. Образ Алеши открывает целую галерею детских образов позднейшей литературы. Впервые после «Рыцаря нашего времени» Н. Карамзина героем произведения стал ребенок. Новым стало и присутствие двух планов повествования: детского (переживания героя) и взрослого (живой разговор взрословго с ребенком). Погорельский фактически положил начало формированию языка отечественной детской прозы.

Значителен вклад в детскую литературу В.Ф. Одоевского, серьезно занимавшегося вопросами педагогики. Одоевский призывал воспитывать в ребенке нарвственного человека и настаивал на необходимости связи того, чему детей обучают с реальной жизнью, пробуждении в ребенке мыслей и чувств. Начинать следовало бы со сказки, а потом переводить ум ребенка на другое. УЖЕ САМ ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ БУДИТ РЕБЕНКА.

Одоевские говорит о необходимости специальных собственно детских книг, назначение которых «привести в движение орудие мышления». Одоевский видел в младенце существо, которому доступна своя особая мудрость, способность видеть и чувствовать то, чего не чувствуют взрослые.

В начале 30х годов XIX века, в журнале «Детская библиотека» появляются его рассказы и сказки. В 1833 г. Одоевский издает альманах «Детская книжка для воскресных дней», включавший литературные произведения, научно-популярные статьи, описания различных опытов, поделок и игр.

В 1833 г. в сборнике «Пестрые сказки с красным словцом» появляется герой-повествователь Ириней Модестович Гомозейка. Герой рассуждает о высоких материях и упрекает современников в недостатке воображения. В «Сказках дедушки Иринея» (1844 г.) – это, прежде всего, понимающий ребенка добрый наставник. В этот сборник вошла знаменитая сказка «Городок в табакерке».

Этот период характеризуется появлением критики детской литературы, а также началом формирования круга детских писателей: С. Глинка, А. Ишимов, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б. Федоров. Расширяется жанровый диапазон детской литературы, включающей теперь жанр рассказа, жанры научно-популярной и научно-художественной литературы.

Ко второй половине XIX века, детство представляется как отдельный мир со своими духовными и этическими началами, своим бытом. Появляются разнообразные педагогические системы, по-новому ставится вопрос о взаимоотношениях взрослых и детей.

На детской литературе сказывается расцвет реализма и появления революционно-демократического направления в литературе.

В детской литературе намечаются две тенденции:

– сближением проблематики детской литературы со взрослой;

– защита детского мира от жестокой реальности.

В детской поэзии намечается разделением на народно-демократическую школу («некрасовскую») и поэзию чистого искусства. В круг детского чтения прочно входят произведения представителей последней тенденции, таких как Ф. Тютчев, А. Майков, А. Фета, А. Плещеева. К первой школе относились произведения таких авторов как И. Суриков и И. Никитин.

Н.А. Некрасов с 1864 по 1873 гг. пишет семь стихотворений для детей, которые автор предполагал издать отдельной книгой: «Дедушка Мазай и зайцы», «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Соловьи», «Накануне светлого праздника».

На протяжении всего XIX века развивается жанр сказки, связанной с фольклором. В.И. Даль издал сборник сказок по мотивам народного творчества «Были казака Луганского». Автор писал и рассказы для детей.

С.Т. Аксаков пишет сказку «Аленький цветочек» в качестве приложения к повести «Детские годы Багрова-внука».

Популярными в свое время был и сборник Н.П. Вагнера «Сказки Кота-Мурлыки».

Особое место занимают «Аленушкина сказки» Д.М. Мамина-Сибиряка, написанные им для дочери Елены. В сборник вошли такие знаменитые произведения как «Сказка про храброго зайца Длинные Уши-Косые Глаза-Короткий Хвост», «Серая шейка». Стилистической особенностью сказок является отсутствие их стилизации под фольклор.

К.Д. Ушинский, выдающийся педагог и детский писатель своего времени, считал самым действенным средством воспитания родной язык и фольклор. Он использовал в своих книгах источники литературные, исторические, фольклор, создавая и собственные тексты («Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня»). Он местерски сочетал «деловое» содержание с занимательностью изложения.

Педагогические принципы Ушинского серьезно повлияли  на дальнейшее развитие русской педагогики. Л. Толстой, в частности, использовал их при составлении своих «Азбук». А его обработки сказок и собственные рассказы актуальны и по сей день.

Собственно детские произведения Л. Толстого, а также его повести «Детство» и «Отрочество» вошли в круг детского чтения. Согласно Толстому, обучение должно основываться на интересе ребенка к реальному миру и одновременно к фантазиям и быть постепенным, щадящим.

Собственную школу, созданную в Ясной Поляне, Толстой строил на принципах свободного общения между учителем и учеником, обучения нужным для жизни практическим знаниям.

В противовес официальной детской литературе, Толстой начал создавать и свои произведения для детей.

В 1872 г. вышла в свет «Азбука» Л. Толстого в 4 книгах. Под воздействием суровой критики, Толстой переработал ее и выпустил «Новую азбуку», выделив материалы для чтения в «Русские книги для чтения». Книги Толстой адресовал абсолютно всем детям – от царских до мужицких. В написании произведений для детей Л. Толстой особенно заботился о простоте и изяществе стиля.

В круг детского чтения в этот период вошли также произведения В. Гаршина и А. Чехова.

В XIX веке существовали и журналы для детей: «Детский собеседник», «Детская библиотека», «Друг юношества», «Подснежник», «Рассвет» (близкие к «Современнику» его гуманизму и этическим гражданским понятиям), «Новая детская библиотека», «Новое детское чтение», «Звездочка”.

Источник