Этапы развития ребенка юлия

Этапы развития ребенка юлия thumbnail

С самого рождения и до подросткового возраста ребенок проходит 4 этапа созревания или взросления. И если на каком-то из этих этапов родители поведут себя неправильно, то у ребенка в душе начнет нарастать протест, который со временем перейдет в психосоматику, а другими словами – психологическую травму, которая будет мешать ему во взрослой жизни. Для того, чтобы не допустить этого и обеспечить ребенка не только физическим, но и психическим здоровьем, давайте рассмотрим, какие этапы взросления ребенка бывают:

1. Рождение (непосредственная родовая деятельность). При обычном естественном прохождении по родовым путям, у ребенка формируются два очень важных для жизни умения: терпеть и бороться с трудностями. Ведь когда матка начинает сокращаться, то привычный уютный мир малыша рушится, его сдавливает со всех сторон неведомая ему сила, доставляя если не боль, то сильный дискомфорт. А затем эта же сила начинает выталкивать его наружу в неизвестность. Уже на этом этапе ребенок учится взаимодействовать с внешними обстоятельствами, приспосабливается к трудностям, борется за свою жизнь! Те же дети, которые рождены с помощью кесарева сечения лишены этих навыков и потому во взрослой жизни они нетерпеливы и инертны. В их подсознании уже успела отложиться установка, что кто-то другой должен прийти и спасти их от трудностей. Как и было в момент их рождения. Поэтому этот этап очень важен для психологической зрелости человека и кесарево сечение можно делать только в крайних случаях при медицинских показаниях.

2. Самосознание или идентификация личности (период около 3-х лет). Когда ребенок говорит родителям: «Я сам». Он все хочет сделать самостоятельно, он уже не называет себя по имени, а говорит: «Я». Задача родителей – не мешать ему. Многие матери смеются над желанием ребенка все сделать самому и делают это вместо него, так как это намного быстрее и проще. Но ребенок, который застрянет на этом этапе развития или взросления, и во взрослой жизни будет ждать помощи от мамы.

3. Принятие ответственности (период около 6 лет). В этом возрасте ребенок должен научиться отвечать за свои слова и поступки. Этому должен обучать отец, показывая своим примером, что такое быть ответственным. Если в этот момент мать не сможет отдать ребенка в руки отца, а будет продолжать опекать его, то ребенок сопротивляясь ей, начнет болеть. Так проявляет себя психосоматика, ведь потребность быть самостоятельным и ответственным – естественная потребность ребенка в этом возрасте.

Этапы взросления ребенка

4. Половое созревание (период 10-12 лет). На этом этапе взросления ребенок заявляет о своей независимости и если родители чересчур его контролируют, не признавая в нем взрослую личность, то у ребенка может начаться деструктивное поведение. Это выражается в повышении голоса, криках и даже хамстве, истериках, уходах из дому. Позже вся агрессия, которая не вышла наружу, а осталась в душе ребенка, переходит также в психосоматические заболевания. У девочек это расстройства гормонального фона, проблемы по-женски, у мальчиков – сердечные и легочные заболевания. Более подробно об этом читайте в статье «Что делать с неуправляемым подростком?«.

Поэтому родителям очень важно знать все этапы взросления ребенка и особенности, характерные для каждого этапа. Только так можно вести себя правильно, помогая ребенку взрослеть и созревать.

С любовью, Юлия Кравченко

Источник

Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.

Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.

Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.

Этапы развития ребенка.

Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.

Читайте также:  Этапы физического развития ребенка до 3 лет

Основные этапы развития ребенка.

Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год – это время так называемых основ – важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:

  • реагирование на окружающую среду;
  • поднимание головы и корпуса;
  • захват;
  • вращение;
  • лепетание;
  • ползание;
  • самостоятельно сидите;
  • вставать на ножки;
  • реагировать на свое имя;
  • первые шажки.

Этапы развития ребенка на первом году жизни.

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.

1 месяц жизни ребенка.

В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.

2 месяц жизни ребенка.

На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.

3 месяц жизни ребенка.

На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему – первые беседы начинаются.

4-й месяц жизни ребенка.

Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.

5 месяц жизни ребенка.

На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги – мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».

6 месяц жизни ребенка.

Полгода – очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.

7 месяц жизни ребенка.

Первые попытки сесть – веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину – так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.

Читайте также:  Какие витамины ребенку для развития речи

8 месяц жизни ребенка.

Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.

9 месяцев жизни ребенка.

В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается – он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.

10 месяц жизни ребенка.

Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .

11 месяцев жизни ребенка.

До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.

12 месяц жизни ребенка.

Первый день рождения ребенка – очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.

Небольшой шаг, большое дело!

Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.

Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.

Источник

Ученики и последователи Фрейда продолжали изучение становления и развития психики человека. На основе концепции З. Фрейда создано много теорий, описывающих развитие ребенка.

Фазы и линии развития

Зигмунд Фрейд описал фазы развития человеческой психики, исходя из преобладающих в каждом периоде способов получения удовлетворения, тесно связанных с влечениями и потребностями. Название каждой фазы связано с названием тех телесных зон, которые являются в это время определяющими в получении удовольствия, исследовании себя и познании окружающего мира, на функционирование которых в основном направлено внимание воспитывающих лиц.

Надо отметить, что возрастные рамки фаз и периодов развития жестко не зафиксированы. Следующая фаза начинается на фоне предыдущей, соединяя различные признаки. К тому же накладывают отпечаток индивидуальные особенности каждого ребенка.

С первого дня рождения младенец должен питаться, а значит – сосать молоко. Первое основное удовольствие, которое он получает – это удовольствие от сосания. И в период от рождения примерно до 2 лет зона рта является доминирующей. Этот период называется оральной фазой. Позже к сосанию добавляется жевание и кусание, облизывание предметов и т. п. Маленький ребенок все тянет в рот, так как рот для него в этот период – основной источник удовольствия.

Приблизительно от 2 до 4 лет длится анальная фаза развития, когда ребенок начинает получает удовольствие от мочеиспускания и дефекации, учится управлять сфинктерами. Удерживание и испускание фекалий и мочи, приучение к пользованию горшком и туалетом, выработка навыков опрятности – основные проблемы этого периода.

На этом же фоне приблизительно с 3 лет начинается инфантильная генитальная фаза. Исследуя развитие мальчиков, Фрейд называл ее фаллической фазой. Ребенок интересуется, чем отличаются мальчики от девочек. Сравнивая себя с родителем своего пола, ребенок усваивает образцы ролевого поведения соответственно.

Дети в таком возрасте довольно часто начинают демонстрировать проявления эдипова комплекса, то есть предпочтение родителя противоположного пола и подобие соперничества с родителем своего пола.

Время от 6–7-го года жизни до 11–12-го года Фрейд называл латентным периодом развития. В это время значительно уменьшаются яркие эмоциональные конфликты любви и ненависти, характерные для предшествующей фазы. Ребенок во многом принимает родительские требования и запреты. Проявления эдипова комплекса подавляются, интересы ребенка направляются на сверстников, учебу, творческую деятельность.

Следующую фазу развития Фрейд называл генитальной, так как в это время закладываются основы формирования зрелой сексуальности. Этот период в результате позднейших исследований условно подразделяется на подпериоды. 10–12 лет – предподростковый, 12–14 лет – раннеподростковый, 15–18 лет – среднеподростковый, 19–21 год – позднеподростковый. Подробнее периоды развития будут рассмотрены далее.

Читайте также:  Лучшие книги для развития речи ребенку 2 года

Анна Фрейд (1895–1982), продолжая и развивая идеи отца, детально разработала концепцию «линий развития». Линии развития правдоподобно описывают процессы созревания сознательной части психики, называемой психоаналитиками Эго или Я, овладение внутренним миром и приспособление к внешнему. Функция Эго заключается в управлении всеми остальными бессознательными частями психического аппарата. Зигмунд Фрейд сравнивал эту инстанцию психики с возницей, который должен и управлять лошадьми, и следить за повозкой, и сам удерживаться на своем месте, и двигаться в определенном направлении. От уровня развития и зрелости Эго зависит все дальнейшее нормальное функционирование человека.

На каждой линии развития можно выделить определенные этапы, или шаги, по достижении которых ребенок выходит на новый уровень развития Эго. Рассмотрим некоторые примеры психоаналитических линий развития.

От зависимости к эмоциональной самодостаточности и взрослым межличностным отношениям

1. Биологическое единство материнско-детской пары. Любая, даже кратковременная разлука с матерью ведет к нарастанию тревожности. Ребенок нуждается в постоянном присутствии матери, плачет и бурно протестует, если она уходит. Это главная, жизненно необходимая потребность в период младенчества.

2. Отношения с частью объекта или любовь к опеке. Эти отношения прерывисты, основаны на удовлетворении потребностей. Ребенок любовно концентрируется на матери, когда ему что-то нужно, когда он испытывает дискомфорт, недостаток чего-либо, еды, тепла, ласки, внимания. В состоянии покоя и удовлетворенности ребенок сосредоточен на самом себе. Мать должна неизменно и терпеливо выполнять свою роль в удовлетворении потребностей ребенка. Если удовлетворение потребностей недостаточно или чрезмерно, это нарушает развитие, приводит к образованию ложного Эго. В этом случае ребенок развивает в себе в ущерб естественным потребностям только те качества, которые не раздражают мать.

3. Стадия постоянных объектных отношений. Любовь ребенка не зависит от удовлетворения потребностей и остается постоянно направленной на определенное лицо. В норме эти отношения формируются в период от 2 до 3 лет. В это время образ матери для ребенка становится устойчивым позитивным представлением. В силу этого ребенок приобретает способность проводить некоторое время без матери, не проявляя признаков тревоги и беспокойства. Поэтому до 3 лет не рекомендуется передоверять уход за ребенком няням или другим лицам.

4. Противоречивые отношения анальной стадии. И положительные и отрицательные чувства ребенка, причудливо переплетаясь, направлены на одно и то же лицо. Ребенок может проявлять повышенную нежность к маме, обнимать и целовать ее, и тут же, через короткое время, без видимой причины, сердиться на нее, кричать и не слушаться. Это период примерно от 2 до 4 лет.

5. Эдипова (фаллическая) фаза. Целью любовных желаний ребенка являются родители, в особенности один из них. С другим родителем ребенок вступает в ревностные, сопернические отношения. Проявлениями соперничества являются хвастовство, желание быть самым сильным, самым успешным, самым красивым, выставление напоказ себя и своих достижений и т. д. Проявляется сильное любопытство к отношениям мамы и папы, желание участвовать в них. У девочек первым любовным объектом также является мать, затем следует отказ от матери, направление влечения на отца и соперничество с матерью.

6. Латентный период. Начинается с 6–7 лет. Любовь и интересы переносятся с родителей на сверстников, учителей, другие идеальные фигуры. Ранние влечения и побуждения легко преобразовываются в другие виды деятельности: учебу, социальную жизнь, занятия в различных кружках, секциях. Появляется понимание того, что родители не идеальны, что провоцирует появление различных фантазий. Например, о том, что родители являются не настоящими, а приемными, а настоящие знаменитые или богатые, живут вдалеке и не знают о своем ребенке. Появляется желание отправиться на их поиски. Эти фантазии усиливаются в те моменты, когда ребенок обижается на родителей, ему в чем-то отказывают или наказывают. Тогда фантазия выполняет функцию утешения. Если ребенок чувствует себя одиноким, появляются фантазии об утерянном брате-близнеце или сестре. Эти и похожие сюжеты составляют содержание многих сказок. Это всегда тоска о ком-то, кто любит тебя больше всех. И это значит, что ребенку не хватает внимания, заботы, ласки.

7. Если вследствие нарушения на предыдущих фазах развития у ребенка не произошло перенесения интересов на других людей, если он остается чрезмерно привязанным к родителям, то могут быть проблемы с адаптацией к школе. Могут появиться школьные страхи, тоска по дому, невозможность заинтересоваться учебой. В этом возрасте приемные дети могут проявлять негативные реакции на усыновление.

8. Предподростковый период. В это время возможен временный возврат к ранним отношениям, большая противоречивость в желаниях, стремлениях. Могут быть колебания между стремлением к родителям и избеганием их.

Источник