Этапы развития ребенка человека
Психическое развитие ребенка – очень сложный, тонкий и длительный процесс, на который влияет множество факторов. Представление о том, как проходит тот или иной этап поможет вам не только лучше понять своего ребенка, но и вовремя заметить задержку развития и принять соответствующие меры.
Общепринятую периодизацию развития детской психики разработал советский психолог Даниил Борисович Эльконин. Даже если вы никогда не сталкивались с его трудами, эта система вам хорошо знакома: в аннотациях к детским изданиям часто указывается, что это произведение «для дошкольного возраста» или «для младших школьников».
Система Эльконина описывает психическое развитие ребенка от младенчества до 15 лет, правда, в некоторых его работах указывается возраст 17 лет.
По мнению ученого, характеристика каждого этапа развития определяется ведущей деятельностью ребенка в конкретном возрасте, в рамках которой появляются определенные психические новообразования.
1. Младенчество
Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.
Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.
Читайте также: Учимся писать грамотно при ОНР
2. Раннее детство
Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.
Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.
Особенности этапа раннего детства:
- постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
- освоение установленных правил;
- начало осознания собственного «Я»;
- начало формирования самооценки;
- постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.
Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.
3. Дошкольный возраст
Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.
Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.
- Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
- Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
- Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.
Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.
4. Младший школьный возраст
Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.
Что это значит?
- Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
- Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
- Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
- Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
- Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.
Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться школьной дисциплине.
Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.
Читайте также: Развитие речи после кохлеарной имплантации
5. Подростковый возраст
Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».
Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.
Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.
Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.
6. Юношеский возраст
Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.
Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.
Дата публикации: 26.06.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.
Источник
Что такое развитие ребенка:
Развитие ребенка – это процесс обучения, с помощью которого дети приобретают и улучшают различные когнитивные, двигательные, эмоциональные и социальные навыки.
Приобретая определенные способности, ребенок начинает демонстрировать определенное поведение и действия (например, произносить первое слово, делать первые шаги и т. Д.), Которые ожидаются с определенного возраста.
Развитие ребенка оказывается набором обучения, которое постепенно делает ребенка все более независимым и автономным.
Типы развития ребенка
В процессе развития ребенок развивается в разных аспектах своего обучения.
Эволюция происходит не только в физическом росте ребенка, но также в познавательной и социальной части, среди других.
Проверьте ниже различные аспекты, связанные с развитием ребенка.
Аффективное развитие
Аффективное развитие связано с чувствами и эмоциями и ощутимо со стороны ребенка с фазы ребенка.
Ребенок способен понимать восприятие любви и привязанности, а также любить и создавать аффективные связи с родителями и другими близкими им людьми, особенно с теми, с кем они больше общаются.
Установление этих отношений имеет фундаментальное значение, так что ребенок развивает свой эмоциональный интеллект и не имеет аффективных проблем в будущем.
Когнитивное развитие
Когнитивное развитие относится к самой интеллектуальной части человека. Это касается внимания, рассуждений, памяти и умения решать проблемы.
Познание человека развивается со временем. В детстве у человека не очень острая память. В общем, у людей нет, например, воспоминаний о событиях, которые произошли до того, как им исполнилось два года.
Детское когнитивное развитие позволяет ребенку интерпретировать, ассимилировать и соотносить со стимулами окружающей среды и со своей собственной сущностью.
Узнайте больше о когнитивных и когнитивных.
Физическое развитие
Физическое развитие – это развитие у детей двигательных навыков и способностей, таких как сидение, ходьба, стоя, прыжки, бег и т. Д.
В видах деятельности, требующих большей точности, таких как письмо, физическое развитие также зависит от когнитивного развития.
Социальное развитие
С социальным развитием ребенок учится взаимодействовать в обществе.
Именно на основе этого типа развития ребенок устанавливает с другими своего рода обмен информацией, который позволяет приобрести культуру, традиции и социальные нормы.
Важность игры в развитии ребенка напрямую связана с этим типом развития, поскольку благодаря социализации с другими детьми развиваются определенные способности взаимодействия и представления о границах.
Узнайте больше о социализации.
Фазы развития ребенка
Этапы развития ребенка были главной темой изучения швейцарского психолога Жана Пиаже .
Жан Уильям Фриц Пиаже (9 августа 1896 года – 16 сентября 1980 года)
Работая в школе, Пиаже интересовался рассуждениями, которые дети использовали для ответов на вопросы своих учителей.
Впоследствии он также начал наблюдать за своими детьми, и таким образом он в конечном итоге разделил фазы детства.
Теория Пиаже предполагает, что развитие ребенка состоит из четырех фаз в отношении познания: сенсомоторная, предоперационная, конкретная оперативная и формальная .
Проверьте ниже этапы развития ребенка по возрасту.
Сенсорно-моторный: от 0 до 2 лет
На этой стадии развития у ребенка развивается способность фокусироваться на ощущениях и движениях.
Ребенок начинает осознавать движения, которые ранее были непроизвольными. Например, он понимает, что, протягивая руки, он может достичь определенных объектов.
В этот период развивается координация движений.
Младенцы в этой возрастной группе знают только то, что они могут видеть, и поэтому они плачут, когда мать покидает поле зрения, даже если она очень близко.
До операции: от 2 до 7 лет
Это период, в который происходит представление реальности собственных мыслей.
На этом этапе иногда ребенок не имеет реального восприятия событий, а, скорее, своей собственной интерпретации.
Например, глядя на тонкое высокое стекло и низкое широкое стекло, в котором хранится такое же количество, ребенок полагает, что в высоком стекле содержится больше.
В этот период также можно заметить довольно заметную фазу эгоцентризма и необходимость давать жизнь вещам.
Это фаза «почему» и исследование воображения, то есть упомянутого рассказа .
Узнайте больше об эгоцентризме.
Бетонные операции: от 8 до 12 лет
На этом этапе начинается конкретное логическое мышление, и социальные нормы уже начинают иметь смысл для ребенка.
Например, ребенок может понять, что тонкий высокий стакан и маленький толстый стакан могут содержать одинаковое количество жидкости.
В этой возрастной группе развитие ребенка уже включает в себя знания о социальных правилах и чувство справедливости .
Формальная хирургия: с 12 лет
В 12 лет ребенок уже способен понимать абстрактные ситуации и переживания других людей .
Даже если у ребенка никогда не было определенного опыта или чего-то подобного, у него есть способность понимать через ситуации, переживаемые другими, то есть понимать абстрактные ситуации.
Предподростковый возраст также способен создавать гипотетические ситуации, теории и возможности и становиться автономным существом.
Основные этапы развития ребенка
Вехи развития ребенка состоят из определенного поведения или способностей, которые ожидаются от детей в определенных возрастных группах.
Важно отметить, что у некоторых детей эти этапы могут наступить раньше, чем у других, но чрезмерно большое изменение во времени может означать некоторые нарушения развития.
Проверьте ниже характеристики развития ребенка в каждом возрастном периоде.
Развитие ребенка от 0 до 6 месяцев
Спящий новорожденный
- Сразу после рождения : ребенок спит большую часть времени, плачет, когда чувствует дискомфорт и имеет привычку сосать рот.
- 1 месяц : двигает головой, взгляд способен сопровождать движущийся объект, реагирует на звуки, обладает способностью фокусироваться на лице другого человека с помощью взгляда.
- 6 недель : улыбаться во время общения с другими людьми, лежать на животе.
- 3 месяца : он открывает и закрывает руки, твердо держит голову, когда сидит, и поднимает его, лежа на животе, пытается достать подвешенные предметы, начинает лепетать звуки.
- 5-6 месяцев : катит тело в положении лежа, распознает людей, умеет сидеть (с поддержкой), издает звуки, похожие на мелкие крики, чтобы выразить радость.
Развитие ребенка от 7 месяцев до 1 года
Детские бутылочки
- 7 месяцев : он может сидеть (без поддержки), держит бутылку, передает предметы из одной руки в другую, узнает свое имя, поддерживает часть веса своего тела, когда стоит.
- 9 месяцев : реагирует, когда у него забирают игрушки, может стоять (с поддержкой), может сидеть спереди, заговорить «папа» и «мама» («папа» и «мама»), ,
- 12 месяцев : способен ходить с поддержкой и делать шаг или два без поддержки, учиться хлопать и «прощаться», говорить несколько слов, учиться пить жидкость через стакан.
Развитие ребенка от 1 года и 6 месяцев до 3 лет
Девушка гуляет на спидометре
- 1 год и 6 месяцев : ребенок более безопасно ходит, поднимается по лестнице, поддерживая себя, способен самостоятельно есть определенную пищу, устанавливает связь с помощью словарного запаса из приблизительно 10 слов, рисует вертикальные линии,
- 2 года – 2 года и 6 месяцев : безопасно бегать, передвигаться по мебели, обращаться с книгой или журналом может переворачивать одну страницу за раз, составлять предложения, открывать двери, подниматься и спускаться по лестнице без поддержки, пойти в ванную
- 3 года : может ездить на велосипеде, ходить в ванную один, часто задавать вопросы, считать до 10, умеет составлять множественное число из нескольких слов, распознавать некоторые цвета.
Развитие ребенка от 4 до 6 лет
Девушка прыгает через скакалку
- 4 года : умеет прыгать на одной ноге, научиться бросать мячи, уметь умывать руки и лицо, подниматься и спускаться по ступеням поочередно
- 5 лет : он может схватить мяч, брошенный другим человеком, нарисовать людей, умеет прыгать, умеет надевать собственную одежду, а также раздеваться, знает большее количество цветов.
- 6 лет : знает, как написать свое имя, ходит прямо, свободно говорит (правильно использует времена, множественное число и местоимения), способен запоминать истории, начинает по-настоящему учиться делиться, начинает проявлять интерес к знанию того, где дети приходят.
Что может повлиять на развитие ребенка?
Несмотря на определение концепции этапов развития Пиаже, сам Пиаже утверждает, что это развитие может извлечь выгоду из определенных стимулов и среды, подходящей для детей.
Основными факторами, которые могут повлиять на развитие ребенка, являются:
- Среда, в которой живет ребенок.
- Наследственность.
- Мощность.
- Физические проблемы
Психология развития ребенка
Психология развития ребенка отвечает за изучение изменений, которые происходят в поведении человека в детстве, и утверждает, что для того, чтобы в конечном итоге приобрести определенные способности, необходимо пройти некоторые этапы обучения.
Это исследование охватывает не только эмоциональное / аффективное развитие (эмоции и чувства), но также когнитивное (знание / разум), социальные (социальные отношения) и психомоторные (моторные и психические функции).
Узнайте больше о психомоторных.
Психология развития также стремится изучать факторы, которые способствуют поведенческим изменениям, которые приводят к определенной цели.
Швейцарский психолог Жан Пиаже провел аналогию между развитием ребенка и развитием эмбриона: он считал, что развитие ребенка состоит из этапов и что завершение определенного этапа является необходимым условием для перехода к следующему этапу, Утверждалось, что развитие происходило последовательно, без пропусков этапов.
Пиаже определил когнитивное развитие как разновидность психической эмбриологии .
Конструкция ребенка как личности напрямую связана с окружающей средой. Спрос на окружающую среду может напрямую влиять на достижение определенных возможностей.
Это условие устанавливает некоторые взаимосвязи развития ребенка с обучением: ребенок, который не страдает от раздражителей, может, например, позже развить определенные способности или даже не развить их.
Другими словами, если среда не требует, ребенок может не «реагировать» и не «строить».
Короче говоря, психология развития ребенка предполагает, что построение происходит посредством взаимодействия с окружающей средой .
Важность игры в развитии ребенка
Игра и игра – фундаментальная часть процесса развития ребенка.
Благодаря игре у детей есть возможность исследовать свои чувства и эмоции, а также свои страхи и тревоги.
Игра также позволяет детям создавать гипотетические ситуации, которые помогают в развитии способности размышления, анализа, рассуждения, воображения и творчества.
Например, игра с другими детьми учит ребенка делиться игрушкой или даже пространством. Таким образом, социализация помогает ребенку преодолеть фазу эгоцентризма.
Теория Пиаже против Теория Выготского
В области психологии Жан Пиаже и Лев Выготский были великими учеными развития ребенка.
Лев Семенович Выготский (17 ноября 1896 г. – 11 июня 1934 г.)
Оба считаются конструктивистами и интеракционистами, потому что они защищают то, что ничто не происходит без взаимодействия, и что все должно пройти через процесс строительства, чтобы достичь конца.
Разница между теорией Пиаже и теорией Выготского заключается в посредничестве, используемом для взаимодействия.
Пиаже считает, что взаимодействие происходит через действие ребенка. Таким образом, происходит обмен со средой; ребенок действует и учится на собственном опыте, нет человека, который учит.
Для Выготского медиация происходит через культурные инструменты, то есть обучение происходит, когда ребенок взаимодействует или сотрудничает с людьми, которые являются частью их среды. Впоследствии эти учебные процессы усваиваются и становятся частью самостоятельного развития ребенка.
Другими словами, для Выготского развитие ребенка является результатом социального взаимодействия.
Источник