Этапы развития продуктивной деятельности ребенка
Надежда Гуро
Этапы развития творчества в продуктивных видах деятельности
Этап накопления и обогащения.
Накопление интеллектуального, эмоционального, сенсорного опыта является основой для творчества.
Освоение продуктивной деятельностиосуществляется в тесной взаимосвязи с другими образовательными областями:
в социально – коммуникативной области дети учатся описывать предметы, увиденные вокруг, используя прилагательные и наречия, учатся сравнивать; так же учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, благодаря труду учатся разным умениям и навыкам, аккуратности, умению доводить дело до конца;
в познавательной области дети знакомятся с различными предметами, с их свойствами, их применением в жизни; так же знакомятся с формами, величиной, делением на части, ориентировкой в пространстве и на плоскости;
в речевом развитии дети знакомятся с произведениями великих писателей, поэтов и композиторов, которые эмоционально и красиво описывали природу, предметы и образ жизни средствами художественного слова и музыки;
в художественно – эстетическом развитии дети знакомятся с основными и смешанными цветами, с сочетаниями цветов, а в лепке знакомятся с объемом предметов и соединением частей;
в физическом развитии дети закрепляют знания о частях тела, ориентировке в пространстве, учатся следить за своей осанкой.
Еще важным элементом является развивающая предметно-пространственная среда.
В группе создан центр творчества, который оснащен необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей: листы бумаги и альбомы, кисти разной жесткости, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, трафареты, цветная бумага разной фактуры, бросовый материал, клей, ножницы.
Для творческой деятельности в центре имеются схемы для поэтапного рисования, лепки и оригами, альбомы по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством, видами и жанрами искусства, книжки–раскраски, иллюстративный материал.
Так же на данном этапе реализуется непосредственно образовательная деятельность по аппликации и ручному труду. При разработке перспективного плана использовали как традиционные (плоская аппликация, оригами, так и нетрадиционные (объемная аппликация, обрывная аппликация, элементы квиллинга, аппликация из салфеток и др.) техники выполнения поделок. Проведение организованного обучения,включает в себя:
обучение способам и приемам работы с материалами и инструментами;
помощь в осознании ребёнком результата своей работы, которая осуществляется через индивидуальное общение с ребёнком.
Этап подражания и имитации.
На данном этапе происходит освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетическом образовательном пространстве.
При организации непосредственно продуктивной деятельности используется комплексное и системное использование методов и приемов. Это наглядные (показ педагога, пример, помощь, наблюдение, рассматривание, словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок, практические (самостоятельное и совместное выполнение работы).
Существенное условие творческой активности ребенка – мотивация задания. От мотивации зависит вовлеченность в процесс всех детей, в том числе менее успешных, и результат их работы. Используем такую мотивацию, как для оформления детского сада, групповой комнаты, игровых уголков, использование в игре, подарки родным и близким и т. д.
Центр творчества на данном этапе пополняется уже освоенными, усложненными схемами для поэтапного рисования, лепки и оригами, обновляются альбомы творчества, книжки–раскраски по темам календарно–тематического планирования образовательной деятельности.
В группе есть стенд для выставки детских работ. Детям очень нравится организовывать выставки своих работ, чтобы показать, рассказать и поделиться своими впечатлениями с родителями и гостями группы.
Этап преобразований.
Цель данного этапа – применение освоенных эталонов и их трансформация в новых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников.
На данном этапе реализуется факультативная деятельность, в которой используются не традиционные материалы (семена, салфетки, гофрированная бумага, газета и др.) и нетрадиционная техника выполнения (модульное оригами, квиллинг, торцевание и др.) для аппликации и ручного труда с детьми.
Факультативная деятельность проводится 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность выполнения работы соответствует возрасту, но предполагает «открытый» временной конец, т. к. каждый ребенок работает в собственном темпе.
Детям предлагаются разные типы выполнения работ:
работа по образцу (показываю детям 1-2 образца, чтобы заинтересовать, но после рассматривания сразу убираю);
работа по незавершенным продуктам (при изготовлении радуги предварительно нарисованы семь дуг, а дети украшают комочками из салфеток);
работа по технологическим картам, схемам (они выставляются на стол или магнитную доску, оформлены в папку для использования в свободной деятельности);
работа по словесному описанию (без показа);
работа по замыслу (дается тема, а дети воплощают свои идеи)
В зависимости от размера работы могут быть индивидуальными или коллективными. Сложные работы дети выполняют в течение нескольких дней.
На данном этапе в центр творчества помещаются новый инструмент для работы, которым дети уже научились пользоваться. Так же обновляются альбомы с образцами работ, в освоенных техниках (торцевание, квиллинг и др., пополняются шаблоны, схемы для работ.
Этап альтернатив.
Данный этап направлен на индивидуализацию творческой деятельности, на самостоятельное выражение художественных образов.
На данном этапе создаются условия для самостоятельных практических действий детей, то есть наличие в зоне продуктивной деятельности разнообразных материалов для художественного труда, инструменты для работы, образцы поделок, схемы, фотографии, модели.
Творческие работы детей пополняют развивающее пространство группы. Поделки, изготовленные из бросового материала, очень нравятся детям. Дети учатся по – новому смотреть на старые ненужные вещи, находить им необычное применение, т. е. у них развивается фантазия, воображение.
Дети могут разместить свои работы, выполненные в детском саду или дома, в любом центре группы. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности. Кроме того, вложив свой труд в организацию развивающей среды, дети более бережно к ней относятся.
Таким образом, формируя у детей желание, самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Очень хочется, чтобы наши дети смотрели и видели мир глазами творца и созидателя.
Ни один этап не имеет чётких границ завершения и начала следующего. В течение всего дошкольного возраста, дети не перестают расширять набор сенсорных стандартов, получая представления об объёмных предметах. Иными словами, переход от одной ступени развития продуктивной деятельности к другой происходит плавно, и ни один из них не перестаёт быть актуальным в старшем дошкольном возрасте.
Источник
Министерство профессионального образования свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение свердловской области
«Белоярский многопрофильный техникум»
Конспекты лекций по предмету МДК 02.03.
Теоретические и методические основы продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста.
Курс:___________________ Группа: _________________
Выполнил: ______________________
Проверил: Полуяхтова Л.В.
2017г
Раздел.1. Сущность и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников
Виды продуктивной деятельности дошкольников: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Этапы развития продуктивной деятельности ребёнка.
Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, — глиной и пластилином.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.
В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.
Этапы развития продуктивной деятельности ребенка
Развитие продуктивной деятельности в раннем и дошкольном детстве. Роль продуктивной деятельности в психическом развитии ребенка. Стадии развития детского рисунка.
Изодеятельность закладывается в раннем детстве в процессе овладения орудийными действиями с карандашом
Изодеятельность и ее развитие изучали Выготский Л.С, Мухина B.C, Нечаева В.Г, Панько Е.А.
В Изодеятельности выделяют этапы:
1)Доизобрази-тельный – дети не ставят цель будущего рисунка, каракули – получение случайных изображений в ходе игры (манипулирование с предметом); узнавание – в полученных каракулях ребенок «узнает» какие-то предметы. Замысел не устойчив (многие дети останавливаются на этой стадии, если их не учить рисованию).
2. Изобразительный – целенаправленное изображение чего-то, постановка цели. Изобразительный этап связан с усвоением шаблонов. Шаблон – стереотип, изображение какого-то объекта, предмета. Шаблон задает общие навыки рисования, но шаблон сдерживает творчество и фантазию. Для развития ребенка необходимо чередовать шаблоны с творческими рисунками и работами с натуры. На второй стадии изображение рисунка меняется: а) до 4-5 лет – упрощенно-схематические изображения; б) 5-7 лет -формально-схематические изображения (плоские рисунки); в) 7-10 лет – правдоподобные изображения, г) пластические изображения.
Период с 1-го этапа на 2-ой зависит от уровня развития предметной деятельности ти и от обучения.
Изодеятельность в дошкольном возрасте имеет свои особенности: 1) ребенок рисует мир так, как он его понимает, а не так как есть на самом деле; 2) дети проявляют свое отношение к тому, что изображают (через использование цвета, через прорисовку деталей и украшательство (методика рисунок семьи). Анализ рисунков позволяет выделить следующие особенности: неумение передать движение; незаслонимость детских рисунков; не умение передать перспективы; нарушение пропорций; дети не привязаны к цвету. Педагог должен учитывать мнение ребенка о его работе и не давать оценок, особенно отрицательных.
2) Конструктивная деятельность – это деятельность по созданию какого-то реального продукта. Выразительными средствами является: форма, размер, последовательность, вес.
Конструирование более сложная деятельность требует предварительного планирования дети.требует мышления и воображения, практических способов в движениях (конструирование сравнивают с шахматами).
Типы конструирования: 1) конструирование по образцу (образец построенный на глазах у детей; по готовому образцу; схематический образец; фотография образа); 2) конструирование по условиям (задаются педагогом или игрой), по замыслу.
Конструктивная деятельность развивает у ребенка способность к планированию.
В детском возрасте изодеятельность и конструирование тесно связаны с игрой и игровой ситуацией, усложнение этих видов деятельности связано с обновлением и обогащением личного опыта.
Способы организации продуктивной деятельности в ДОУ: формы организации руководства продуктивной деятельностью дошкольников (совместной деятельности воспитателей с детьми, самостоятельной деятельности детей)
Основные формы совместной деятельности воспитателя и детей:
а) «Совместно – индивидуальная» – характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции. Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.
б) «Совместно – последовательная» – предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.
в) «Совместно – взаимодействующая» – работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.
Другой эффективной формой организация изобразительной деятельности дошкольников является самостоятельная деятельность.
Продуктивная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей.
Условия для самостоятельной деятельности:
1.обучение на занятиях должно строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи.
2.организация предметно-развивающей среды в ДОУ и семье, предоставление детям в свободное пользование различных художественных материалов (кистей, красок, бумаги и т. д.), книжек с иллюстрациями, театральных игрушек, музыкальных инструментов. Каждый выбирает те из них, которые нужны ему в данный момент. Все эти предметы располагают в местах, удобных для самостоятельной продуктивной деятельности детей.
3.тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.
Организация продуктивной деятельности в форе занятий :тематичесие, комплексные, комбинированные
Типы занятий: на тему, предложенную воспитателем (занятия по освоению нового программного материала и повторению пройденного, упражнения в изобразительных и технических навыках); на тему, выбранную ребёнком (по замыслу).
Типы занятий по характеру познавательной деятельности детей:
1)занятия на тему предложенную воспитателем:
а) занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомление их с новыми способами изображения;
б) занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия.
2)занятия на тему, выбранную ребёнком (творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность и свободны в реализации замыслов).
Виды занятий в зависимости от критерия выделения:
по содержанию изображения:
-предметное;
-сюжетное;
-декоративное.
по способу изображения:
-по представлению;
-по памяти;
-с натуры.
3)Структура занятия по изобразительной деятельности:
I часть занятия – объяснение задания:
Игровая мотивация или вводная беседа.
2. Обследование натуры, рассматривание образца.
3. Показ способов изображения ( полный или частичный в зависимости от возраста детей).
4.Физминутка.
5. Закрепление последовательности способов изображения.
II часть занятия:
Самостоятельное выполнение детьми изобразительного задания.
Использование воспитателем приёмов индивидуальной работы: показ способов изображения, пояснения, указания, советы, поощрения.
III часть занятия – анализ выполненной работы:
Формы проведения анализа:
-воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, всё ли в нём правильно, что интересного придумал ребёнок;
-одному из детей поручается выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;
-ребёнок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом и оценивает его;
– дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.
Структура занятия. Особенности планирование занятий по организации продуктивной деятельности (одновидовые и интегрированные занятия)
Источник
«Виды и организация продуктивной деятельности дошкольников»
Продуктивная деятельность дошкольников — вид досуга ребенка, цель которого получить некий набор качеств, правильное направление на пути подготовки к школе. Продуктивная (в некоторых источниках «практическая или творческая деятельность») – это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт, который будет соответствовать замыслу.
Исследования доказали, что влияние продуктивных видов деятельности благоприятно сказывается на развитии ребенка, помогает социализации детей.
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительные и конструктивные методы:
- различные способы составления конструкций;
- изготовление изделий из глины или пластилина;
- мозаика, аппликация;
- поделки;
- изготовление макетов.
Все эти способы продуктивной деятельности — важные этапы развития детей. Гармонично формируют когнитивные способности и индивидуальные характеристики ребенка, оказывают благоприятное действие на психическое развитие, широко используются в детском саду.
Развитию мелкой моторики способствуют рисование и лепка. Пальчики ребенка становятся ловкими, гибкими, малыш начинает различать предметы и их физические свойства. Помогает учиться различать оттенки и цвета развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Помогает понимать количество и размер, развивает память, усидчивость, внимание. Эти навыки пригодятся во взрослой жизни, а пока, еще не умея говорить, ребенок выплескивает эмоции на листок бумаги: здесь он показывает индивидуальность и самостоятельность.
Продуктивная деятельность отличается тем, что она не зависит от конкретных материалов, а представляет собой созидательную работу, итогом которой становится конкретный результат. Создавая что-то своими руками, ребенок показывает это окружающим, чувствует себя деятелем, испытывает гордость за свою работу.
Задачи и цели проведения занятий по продуктивной деятельности:
- вызвать у ребенка эмоции на предметы;
- познакомить с окружающим пространством;
- сформировать навыки использования средств изобразительного искусства.
У детей начинает формироваться и развиваться воображение, желание и интерес к продуктивной деятельности. В творческой работе ребенок становится творческой личностью.
Благодаря освоению изобразительных видов деятельности виден уровень подготовки к обучению в школе. Художественный труд требует особенного руководства. Родители или педагоги обязаны направлять ребенка, делать подсказки, например, используя красочные иллюстрации, читая пособия и брошюры. Ведь детям так необходима помощь старших.
Классификация
Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте имеют классификацию:
- ознакомление с изобразительными материалами;
- развитие сенсорных способностей;
- улучшение моторики и координации движений;
- знакомство с окружающим пространством;
- развлечения музыкального характера.
Способы выявления у дошкольников способностей к продуктивной деятельности:
- Речевое упражнение — направленно на развитие речи, звукопроизношение, верное ориентирование в пространстве. Помогает закреплению словаря ребенка.
- Двигательная игра — условия, в которых формируется двигательная активность малыша, координация движений и развитие общей моторики.
- Пальчиковая игра — тренировка пальцев, ладошек. К этой тренировке добавляют разучивание текста.
- Манипулятивная игра — здесь используются мелкие игрушки, крупы. Такой вид деятельности необходим для развития зрительно-двигательных координаций.
- Музыкальная игра — выполнение упражнений, сопровождаемое музыкой, текстом песни.
Методы организации продуктивной деятельности
Выделяется четыре метода организации продуктивной деятельности детей:
- информационно-организационный — обеспечивает восприятие готовой информации (малыши младших групп получают задание с детальной пошаговой инструкцией по выполнению);
- репродуктивный – углубляющий знания о способах деятельности (освоение разных изобразительных техник);
- эвристический – требующий от детей выдвижения гипотез относительно решения той или иной проблемы, к примеру, как увеличить размер поделки из каштанов;
- исследовательский – предполагающий решение многокомпонентной задачи детьми (например, дети рисуют на свободную тему, или тема оговаривается в общих чертах)
Такими способами решаются основные задачи формирования и развития изобразительной деятельности дошкольников. Методы раскрывают индивидуальность ребенка. Положительные эмоции, которые он испытывает в процессе творческого вдохновения, становятся движущей силой, благотворно влияющей на детскую психику. Эта сила помогает дошкольнику справиться с трудностями. Упражнения отвлекают детей от грустных мыслей, убирают напряжение, борются со страхом и тревогой.
Изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед детьми вопрос: «что из этого можно сделать?». Таким образом происходит стимуляция порождения замысла и его воплощения.
Приёмы для занятий продуктивной деятельностью
Основными способами взаимодействия с детьми на занятиях продуктивной деятельностью является наглядность.
Группа речевых приёмов
Способы взаимодействия этой группы сопровождают наглядные приёмы, мотивируя малышей на выполнение задания.
Беседа
При помощи наводящих вопросов воспитатель помогает детям среднего и старшего дошкольного возраста обобщить полученный при обследовании или наблюдении материал. В работе с малышами первой и второй младших групп беседа помогает сформировать общее впечатление детей о явлении или объекте, который изображается. К примеру, во второй младшей группе ребята, получив задание нарисовать яйцо, сначала его обследуют, а затем, отвечая на наводящие вопросы педагога («Яйцо круглое?», «Яйцо одинаковое со всех сторон?» и т. д.), систематизируют свои представления о его форме. Важно: беседа используется и на начальном этапе работы над заданием (для мотивации через пробуждение любопытства при поиске ответа на вопросы), и на завершающем, когда нужно подытожить тему.
Объяснение
Важный словесный приём, позволяющий взрослому пояснить детям порядок выполнения задания. В младшем дошкольном возрасте объяснения имеют более развёрнутый характер. Например, в работе над рисунком одуванчика отпечатком скомканной бумаги, педагог даёт такой комментарий: «Чтобы получить такой красивый одуванчик, мы должны быть предельно аккуратны. Берём кусочек газеты и комкаем её в тугой шарик. Открываем краски. Обмакиваем шарик в жёлтую краску и прикладываем его по центру листа. Карандашами дорисовываем стебель, листочки. Выбрасываем «печать», складываем карандаши, краски по местам, оттираем руки».
Это интересно. Объяснение в старшем дошкольном возрасте часто приобретает форму совета или напоминания с короткими словесными инструкциями.
Поощрение
Для реализации индивидуального подхода и создания ситуации успеха для каждого (!) ребёнка используется поощрение. Этот приём имеет «долгоиграющий» смысл: добрые слова вселяют в малыша уверенность в своих силах, мотивируя на дальнейшую работу. Иными словами, если педагог похвалил мальчиков 6–7 лет, разучивающих танец к 8 Марта, можно ожидать того, что эти малыши сами попросятся участвовать в мероприятии, посвящённом Дню победы, с хореографическим номером.
Художественное слово
Загадки, рифмовки, чтение отрывков детских произведений призваны стимулировать интерес у детей к теме и, конечно, привлечь их к занятию продуктивной деятельностью. Этот приём обладает большим потенциалом для создания положительного эмоционального настроя. К примеру, при изучении темы «Посуда» перед созданием заварочного чайника из теста, дети средней или старшей групп отгадывают такие шуточные загадки:
Игры
Универсальные виды приёмов, которые обеспечивают не только содержательное наполнение вида работы, но и выступают формой для реализации методических задач. Игровые приёмы (дидактические, подвижные, театрализованные, пальчиковые игры) реализуются тремя ступенями разработки:
- формулированием игровых задач (например, в старшей группе дети формулируют правила этикета для Буратино);
- активным развитием смысла развития игры (сделать портрет Буратино);
- собственно игровыми действиями (малыши рисуют портреты Буратино, а потом дарят друг другу).
Основываясь на видах игровых приёмов, игровые действия в продуктивной деятельности могут быть:
- моторными, то есть предполагающими движения детей (например, пение и танцы в театрализованных или подвижных играх, манипуляции с карточками лото в дидактических, движения пальцев и рук в пальчиковых);
- имитирующими движения животных, растений или обыгрывающими конкретные роли, к примеру, художников, фотографов;
- звукоподражательными (дети голосом создают образ, к примеру, при изучении темы «Дикие животные» педагог предлагает ребятам старшей группы показать разных жителей леса — волка, медведя, сову и др.).
Советы по организации продуктивной деятельности
Особенности изобразительной деятельности дошкольников заключаются в подготовке и проведении. Здесь важно избегать однообразия и формализма. Важно, чтобы дети занимались творчеством под чутким руководством взрослых. Организация должна носить добровольный характер и строиться на партнерстве с взрослыми. Родители или педагоги должны подумать над тем, как привлечь и удержать внимание детей.
Задачи, которые стоят перед родителями или педагогами:
При организации важно учитывать, чтобы деятельность проводилась в определенные дни и время. Для ребенка становится привычным такой распорядок жизни, вырабатывается привычка и настрой на предстоящую работу. Также не забывайте, что занятия проходят не как дополнение к традиционным, а взамен их. Такую деятельность можно назвать работой в мастерской. Мастерская — работа в группе, это организованное пространство, в котором создаются красивые, интересные и необходимые вещи для детей. Места детей не должны быть жестко закреплены за ними. Каждый раз можно заново самостоятельно выбирать себе соседей. Обеспечьте свободу перемещения для детей, чтобы каждый малыш мог в любое время пойти за инструментом или материалом, который ему понадобится. Воспитатель должен быть динамичен и занимать место с тем дошкольником, которому требуется больше внимания, который отстает в работе. Введение в практику тех или иных видов продуктивной деятельности происходит параллельно начиная с младшего дошкольного возраста. Только формы заданий варьируются в зависимости от темы занятия и уровня развития детей.
Заключение
Есть 2 важных фактора, на которые стоит обратить внимание, организуя продуктивную деятельность.
Каждая форма педагогического процесса, которая связана с изобразительным творчеством, должна содержать в себе смысл. То есть в процессе бесед, экскурсий ребенок должен иметь возможность пополнять, обогащать знания в области изобразительного творчества и культуры.
- Творческий процесс принесет лучшие результаты тогда, когда он будет интересен. Активизация интереса детей — вот к чему нужно стремиться педагогам и родителям.
Выполнить какую-либо задачу, узнать что-то новое, закрепить пройденный материал — без интереса это сделать крайне сложно. Интерес и умение удивлять — это две основополагающие силы творческого становления. Однако во всем нужно соблюдать меру: и в игре, и в содержательности.
Закономерность — еще один важный фактор при организации процесса изобразительного творчества детей. Если педагог сам заинтересован в процессе, то это отразится и на вовлеченности воспитанников. Если педагог равнодушен к организованной им деятельности, результаты будут намного ниже, чем реальные способности детей.
Каждое достижение дошкольника — маленькая победа, поэтому ваше равнодушие или пренебрежение к результатам замедляет творческий прогресс малыша в целом. Ребенок, как формирующаяся личность, зависим от мнения окружающих взрослых, которые имеют для него авторитет, поэтому оценка родителей и педагога так важны для него.
Отношение воспитателей и родителей к творчеству ребенка определяет педагогические условия развития детского изобразительного творчества. Если искусство воспринимается как средство самовыражения ребенка, то его работы приобретут индивидуальный характер. Если средства искусства воспринимаются и используются только ради самих средств, работы теряют индивидуальный почерк, а само творчество и процесс утрачивают сущность.
Развитие творческих способностей при помощи продуктивной деятельности играет большую роль для интеллектуального развития дошкольника. Они связаны между собой и активизируют работу друг друга. Чем больше ребенок умеет делать своими руками, тем он умнее. Создавая что-то руками, дошкольник развивает индивидуальные черты характера.
Источник