Этапы развития поведения ребенка по выготскому
Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | Л. С. Выготский, стремясь реализовать принцип учета внутренних закономерностей развития, предложил в качестве «единицы» развития рассматривать психологический возраст (учение о структуре и динамике возраста). Структура возраста – социальная ситуация развития и возрастные новообразования. Динамика – чередование кризисов и стабильных периодов. Критериями психического развития являются: формирование ВПФ; изменение системного и смыслового строения сознания; изменение социальной ситуации развития; формирование психологических новообразований. Критерии периодизации – возрастные психологические новообразования и динамика развития (чередование стабильных и критических возрастов). В связи с этим возникает новое позитивное понимание кризисов. Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому: Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца – 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения. Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деятельность “серьезная игра”, предметно-орудийная. Появляются жест,ходьба, речь. Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение “Я сам”. Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка. Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство взрослости – ощущение своей личности, развитие самосознания. А. Н. Леонтьев полагал, что периодизация должна строиться на основании двух критериев: место ребенка в системе социальных отношений и ведущая деятельность. Исходя из этого, исследователь предложил следующую периодизацию: · младенчество (0-1 год); · преддошкольный возраст (2-3 года), ведущая деятельность – овладение элементарными предметными действиями; · дошкольное детство (3-7 лет), ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра; · школьное детство (7-17 лет) с учебной деятельностью как ведущей, включающее младший школьный возраст (7-12 лет), подростковый возраст (12-15 лет), юношеский (15-17 лет). Говоря о кризисах, автор использует отличающуюся от принятой в школе Выготского терминологию, различая кризисы и переломы в развитии. Отождествляя форму проявления кризисов и сами кризисы, он отвергает неизбежность кризисов, которых при правильном, разумно управляемом воспитании может и не быть. Необходимы переломы, качественные сдвиги в развитии, а кризис является свидетельством не совершившегося вовремя перелома. Л. И. Божович в основу периодизации положила два основания: социальную ситуацию развития и личностные новообразования. Кризисы рассматривала как разрешение противоречия, возникающего в ходе психического развития ребенка. 33. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина. План: 1. Стадии в периодизации – эпохи, фазы, периоды 2. Критерии периодизации Эльконина 3. Структура психологического возраста 4. Периодизация Эльконина 5. Периодизация Божович П.п.р. представляет собой смену ведущих типов деятельности. В ней выделяются разные по содержанию стадии – эпохи, фазы, периоды. Выделены два типа фаз возрастного развития – фазы освоения мотивационной стороны человеческой активности и фазы овладения операционально-технической стороной деятельности. В трудах Эльконина, Леонтьева и Л.И. Божович получили развитие идеи Выготского. Д.Б. Эльконин в основу периодизации положил три критерия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Психологический возраст – единица анализа развития, представляющая собой целостную динамическую структуру, определяющую роль и удельный вес каждой частной линии развития. Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Понятие “ведущая деятельность” было введено Леонтьевым: это деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период. Ограничения: · в периодизацию не включен период пренатального развития, тк в нём действуют другие закономерности развития · нет зрелых возрастов, тк есть предположение о кардинальном изменении законов развития в зрелом возрасте
Л.И. Божович в основу периодизации положила два основания: ССР и личностные новообразования. Кризисы рассматриваются как разрешение противоречия, возникающего в ходе психического развития. Периодизация Л. И. Божович
|
Источник
Каждому ребёнку свойственно время от времени капризничать. Иногда это происходит по вполне понятным причинам: устал, перенервничал, кто-то обидел, столкнулся с несправедливостью. Но бывают целые периоды, когда неуправляемое и невыносимое поведение не ограничивается одной ситуацией, а продолжается несколько месяцев. Непослушание, истерики, протесты, грубая речь, отказ идти на контакт – список проблем может быть бесконечным.
В этот сложный период найти какое-то логическое объяснение происходящему трудно. Те, кто знаком с психологией, знают, что во всём виноваты возрастные кризисы.
Что это такое
Кризисы детского возраста – это переходные этапы от одного стабильного (литического) жизненного периода к другому, характеризующиеся целостным изменением личности ребёнка, обусловленным возникновением психологических новообразований. Для их обозначения Выготский ввёл термин «нормативные кризисы развития».
Существует множество разных подходов к их определению и классификации (Выготского, Эльконина, Эриксона, Леонтьева, Божович и др.). Несмотря на такое разнообразие, все они максимально похожи и сходятся в большинстве ключевых моментов.
Психология объясняет их достаточно просто. Все дети растут скачками, во время которых, согласно исследованиям, головной мозг начинает активно испускать импульсные волны. Их природу и значение учёным ещё предстоит выяснить, но в эти моменты с психическим и физическим развитием происходят существенные изменения.
Физические изменения
Ещё вчера он ползал, а сегодня уже неумело, но ходит. Ещё вчера не мог обойтись без посторонней помощи, а сегодня сам завязывает шнурки и пытается приготовить себе завтрак. Ещё вчера дочка была угловатым, неуклюжим подростком, а сегодня превратилась в красивую, оформившуюся девушку.
Психические изменения
Каждый возрастной кризисный период сопровождается новообразованиями. В 1 год – это автономная речь, мотивирующие представления, представление о себе. В 3 года – первичная самостоятельность, выстраивание более сложных отношений, новый уровень самосознания, волевая регуляция деятельности. В 7 лет – произвольность и опосредованность поступков, осознание собственных переживаний, новые социальные роли. В 13 – гипертрофированное чувство взрослости. В 17 – профессиональное и личностное самоопределение.
Почему данные скачки называются именно кризисами? Потому что они представляют собой тяжёлое переходное состояние на новый уровень – и физически, и психически. Этот процесс даётся нелегко не только родителям, но прежде всего – самому ребёнку. Он пугается тех кардинальных изменений, которые происходят с его телом и мировоззрением. И в ответ на них начинает протестовать, пытаясь убежать и спрятаться от такого развития событий. Отсюда – неуправляемое поведение.
Периодизация
В психологии обычно выделяется пять детских кризисов по возрастам:
- 1 года – переход от младенчества к раннему детству;
- 3 лет – переход к дошкольному возрасту;
- 7 лет – освоение школы;
- 13 лет – подростковый период;
- 17 лет – начало ранней юности.
Однако данная периодизация достаточно условна. В трудах психологов, учебниках, различных источниках можно встретить другие её интерпретации.
Например, есть мнение, что в отдельный кризис новорожденности следует выделять весь первый год жизни малыша, начиная от появления на свет и заканчивая становлением на ножки. По сути, там каждую неделю можно назвать переходным периодом, характеризующимся резкими скачками в физическом состоянии.
Согласно другой точке зрения, кризисные периоды 13 и 17 лет следует объединить в один – подростковый.
В некоторых источниках кризис ранней юности исключён из данной периодизации, так как семнадцатилетнего человека трудно назвать ребёнком в общем смысле этого слова.
Такие разночтения в периодизации не должны пугать. Их описания максимально похожи.
Взгляды психологов
Свой вклад в классификацию и описание детских возрастных кризисов сделали многие психологи.
Выготский
Основы понимания возрастных детских кризисов были заложены именно Львом Семёновичем Выготским:
- выделил литические (стабильные) и критические периоды развития;
- назвал основным содержанием каждого из них перестройку социальной ситуации;
- считал, что на выходе из каждого из них родители получают совершенно другого ребёнка.
Впервые выдвинул идею о том, что каждый критический период – движущая сила развития в физическом и личностном плане. В этом его целиком и полностью поддержали остальные психологи.
Леонтьев
Алексей Николаевич Леонтьев ввёл понятие ведущей деятельности (ВД). По его мнению, каждый из возрастных кризисов есть не что иное, как переход к новой ВД:
- 1 год – предметно-орудийная (была эмоциональная);
- 3 – сюжетно-ролевая;
- 7 – учебная;
- 13 – интимно-личностная;
- 17 – учебно-профессиональная.
Факт, что каждый возрастной скачок сопровождается переходом от одной ведущей деятельности к другой, стал общепризнанным. Но мнения психологов разделились по поводу того, какая ВД определяет подростковый период:
- по Фельдштейну – общественно-полезная;
- по Давыдову – общественно-значимая;
- по Беличевой – референтно-значимая;
- по Поливановой – проектная.
По мнению Леонтьева, именно смена ведущей деятельности является основным признаком каждого возрастного кризиса в развитии ребёнка.
Божович
Лидия Ильинична Божович ввела понятие новообразования. Это те психические и социальные изменения, которые происходят с ребёнком во время кризисного периода. Именно они определяют сознание, отношение к среде, межличностные контакты, внутреннюю и внешнюю жизнь. Они являются обобщённым результатом всего психического развития на соответствующем этапе жизни и становятся базой для формирования психических процессов во время следующего кризиса.
Новообразования формируются на стыке двух периодов и означают завершение предыдущего этапа развития и начало следующего.
Эльконин
Данил Борисович Эльконин на основе общепринятой периодизации создал свою, авторскую. Её фундаментом стало выделение им двух систем, в которых, по мнению психолога, развивается каждый ребёнок:
- «ребёнок – общественный предмет»: развитие умственной сферы;
- «ребёнок – общественный взрослый»: развитие личностной, мотивационной сферы.
Каждый стабильный период, обозначенный Выготским, Эльконин разбил на два подэтапа. В первом ВД связана с одной системой, во втором – с другой. Переходы между ними и являются кризисными скачками вперёд. Вот как выглядит его периодизация:
Раннее детство:
- младенчество (до года) – кризис 1 года (малый);
- ранний возраст (1-3 года) – кризис 3 лет (большой).
Детство:
- дошкольный возраст (4-7) – 7 лет (малый);
- младший школьный возраст (8-11) – 12 лет (большой).
Подростничество:
- младший подростковый возраст (12-15) – 15 лет (малый);
- старший подростковый возраст (16-17) – 17 лет (большой).
Таким образом, у Эльконина возрастной кризис 13 лет разбит на два более детальных – 12 и 15.
Эриксон
Эрик Эриксон ввёл понятие кризиса идентичности. Он заключается в том, что во время проблемного периода ребёнку приходится выбирать между двумя дилеммами. В зависимости от принятого решения развитие личности протекает в дальнейшем либо в положительном, либо в отрицательном ключе. Его периодизация:
- 1 год – доверять окружающему миру или нет?
- 3 – быть самостоятельным или испытывать постоянное чувство стыда за сделанное?
- 7 – раскрыть свои инициативные и организаторские способности или послушать критику и остаться в тени?
- 13 – быть самодостаточным или неуверенным в себе?
- 17 – кто я и чего я хочу?
По Эриксону, если в момент кризисного периода выбран не тот путь, это приводит к нарушениям развития личности.
Общая характеристика
Все возрастные детские кризисы имеют специфические черты.
1 год:
- с обучением ходьбе расширяется доступное пространство;
- появляется автономная речь (выражают эмоции звуками);
- поведение определяется впечатлениями, а не зависимостью от предметов;
- происходит первое осознание себя (узнают себя в зеркале).
3 года:
- изменяются отношения со взрослыми;
- происходит отделение себя от других;
- осознаются возможности;
- зарождается потребность в уважении и признании.
7 лет:
- приходится осваивать новые правила школьной жизни;
- ускоренными темпами происходит развитие операционально-технической сферы;
- усваивается социокультурный опыт;
- приобретает значимость учебная деятельность;
- развивается саморегуляция.
Подростковый период:
- на первый план выходит общение со сверстниками;
- развивается самосознание – внутреннее ощущение себя как индивидуальности;
- составляются жизненные планы, которые в будущем позволят жить самостоятельно;
- появляется самоопределение – осознание своего места в человеческом обществе;
- формируются рефлексия, формально-логический интеллект и гипотетико-дедуктивное мышление.
Нужно иметь в виду, что даже у психологов периодизация достаточно условна. Нельзя воспринимать указанный возраст слишком буквально: кризис 3 лет вовсе не означает, что он начнётся в день рождения и будет продолжаться ровно 12 месяцев. Этот критерий достаточно индивидуален. У кого-то скачок происходит раньше, у кого-то – позже. И длиться они могут тоже по-разному: у некоторых всё заканчивается спустя 3 месяца, а другим приходится терпеть по полгода и дольше.
Основные симптомы
Возрастные кризисы развития характеризуются определёнными симптомами.
1 год:
- громкий плач без слёз;
- резкие движения: машут руками, топают ногами, мотают головой, замахиваются для удара;
- чрезмерно живая мимика: хмурят брови, плотно сжимают губы, сужают глаза;
- требовательные интонации;
- опасное любопытство, когда тянет ко всему запретному;
- непоседливость;
- протесты против действий взрослых (срывают одежду) и привычного режима (отказываются есть);
- назойливость.
3 года:
- негативизм;
- строптивость;
- упрямство;
- бунт;
- деспотизм;
- обесценивание;
- своеволие.
Дополнительно к вышеперечисленному «семизвездию»:
- отдаление от родителей;
- патологическая, ничем не объяснимая жадность;
- вредность;
- ревность;
- необоснованная агрессия: могут кусаться, царапаться, драться.
7 лет:
- не слушаются;
- хотят быть взрослыми: подражают кому-то из старших, отказываются играть с теми, кто младше;
- не воспринимают критику;
- осознанно обижают окружающих.
Подростковый кризис:
- враждебность, конфликтность;
- грубые нарушения дисциплины, правил, запретов;
- стремление к одиночеству и изоляции, замена реального общения виртуальным;
- вспыльчивость, импульсивность;
- снижение успеваемости в школе;
- повышенная чувствительность к критике.
Есть и общие моменты для всех возрастных скачков: непослушание, протесты и даже бунты против рамок и ограничений, закрытость, потеря авторитета взрослых и доверия к ним, резкая смена настроения, раздражительность, агрессия.
Преодоление кризисов
Чтобы облегчить переживания родителей, психологи подробно прописывают особенности взаимодействия с ребенком в период кризисов по годам:
1 год:
- всесторонне развивать;
- обеспечить бытовую безопасность;
- обучать самостоятельности;
- отрабатывать категоричные запреты с помощью слов «надо» и «нельзя».
Настоятельно не рекомендуется в этом возрасте отучать от груди, выходить маме на работу и отдавать малыша в детский сад, пока кризисный период не закончится.
3 года:
- уметь переключать внимание ребёнка;
- ругать только за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас;
- не оперировать сложными категориями вроде совести, чести, долга;
- избегать «ярлыков»;
- не навязывать помощь.
7 лет:
- заменять игровую деятельность учебной постепенно;
- предоставлять право выбора;
- корректно указывать на совершённые ошибки;
- помогать с домашними заданиями;
- постоянно быть на связи с учителем;
- не критиковать взрослых в их присутствии;
- поощрять общение со сверстниками;
- не сравнивать с остальными;
- помогать в решении школьных проблем.
Подростковый период:
- искать во всех ситуациях компромиссы, «точки соприкосновения»;
- вовлекать в обсуждение семейных планов, давать им возможность высказаться, учитывать их мнение;
- поддерживать доброжелательные, доверительные отношения;
- искренне интересоваться их увлечениями;
- делегировать ряд обязанностей как выражение доверия;
- не требовать немедленного выполнения просьбы: давать время на обдумывание;
- контролировать круг общения.
Несмотря на отдельные особенности воспитания детей в периоды возрастных кризисов, есть и ряд общих моментов:
- Уделяйте им больше внимания, проводите с ними много времени.
- Чаще меняйте обстановку: ездите в путешествия, ходите в походы, участвуйте в мероприятиях, гуляйте по разным местам.
- Не наказывайте физически.
- Не повышайте голос, не устраивайте открытых конфликтов, не вступайте в перепалки.
- Каждый раз расширяйте круг их прав, давайте больше самостоятельности, но постепенно.
- Не идите на поводу.
- Обеспечьте чёткий режим дня с обязательными физическими нагрузками.
- Обсуждайте проблемные ситуации, делайте выводы.
- Объясните всем остальным членам семьи, что система воспитания должна быть единой.
- Демонстрируйте собственным примером правильное поведение.
Родители должны обязательно учитывать все эти моменты, чтобы не накалять ситуацию и помочь ребёнку пережить все кризисы взросления с минимальными потерями.
Последствия
Далеко не все понимают, насколько велико значение кризисов в психическом развитии ребёнка. Каждый из них накладывает отпечаток на его жизнь:
Если родители не помогут ребёнку преодолеть очередной возрастной скачок, отрицательных последствий не избежать.
Таблица по возрастам
Для обобщения всего вышесказанного предлагаем вниманию педагогов и родителей календарь кризисов ребёнка, отражающий ключевые моменты каждого периода.
Каждый возрастной кризис имеет огромное значение в жизни ребёнка. Чтобы психическое развитие было гармоничным и шло по правильному пути, родители должны помочь ему в их преодолении.
Читайте также: Непослушный ребёнок
Вам также может быть интересно:
Источник