Этапы развития организма ребенка постнатальный

Развитие, взросление и старение каждого человека регулируется определенными биологическими законами, спорить с которыми не способен никто. Для каждого периода развития характерны свои особенности поведения и физиологии, хотя в общем, все эти этапы носят общее название – постнатальный период.
Вне зависимости от исторического периода жизни, социальных, природных и финансовых условий обитания, каждый человек поочередно проходит определенные этапы развития, формируясь в полноценно развитую личность. В сегодняшней статье мы рассмотрим именно эти этапы, и постараемся донести до вас специфическую научную информацию простым и понятным языком.
Особенности развития человека в постнатальный период
Термин «постнатальный период» тесно связывают с понятием онтогенеза. Последний термин был введен биологом Геккелем и изначально подразумевал только внутриутробное развитие организма.
Ученые более позднего периода обычно использовали понятие онтогенеза в качестве противопоставления взрослому состоянию человека, но современные ученые расценивают данный термин в качестве обозначения всего биологического период жизни человека, от момента зачатия и до смерти, с поправкой на индивидуальное развитие каждой особи.
Если описать постнатальный период человека коротко, следует сказать, что он начинается с момента рождения и завершается сразу после смерти. Время, которое эмбрион проводит в утробе матери, называется пренатальным (рисунок 1).
Отличительной особенностью постнатального онтогенеза является его зависимости от вида живого организма. У некоторых этот период может длиться всего несколько дней, у других, в частности и у человека, несколько десятилетий.
При этом весь постнатальный период делится на несколько этапов:
- Ювенильный: от рождения и до начала полового созревания.
- Зрелый: охватывает весь период репродуктивного возраста.
- Старости: начинается с завершения репродуктивной функции и заканчивается смертью.
Детальное описание каждого периода мы приведем ниже, а сейчас хотелось бы уточнить, что каждому из них принадлежат свои особые критические периоды в постнатальном развитии.
Рисунок 1. Постанатальный этап начинается с момента рождения
Первые сложности возникают у новорожденных, так как им необходимо полностью перестроить все органы и системы организма, и адаптироваться к новой среде обитания за пределами утробы. Второй переломный момент наступает во время полового созревания, когда происходит гормональная перестройка организма. И последний, третий критический этап, начинается при половом увядании, когда начинают угасать функции эндокринной системы и половых желез.
Процесс развития организма
В течение всего срока биологической жизни человеческий организм непрерывно развивается. Однако стремительное развитие больше заметно в начале жизни, когда организм постепенно переходит из состояния новорожденного в детский, а потом – к периоду полового развития (рисунок 2).
Определенные изменения, как внешние, так и внутренние, происходят и на этапе старения. И хотя они не всегда заметны внешне, они также играют важную роль в онтогенезе человека.
Для начала рассмотрим самые важные этапы развития организма, через которые проходит каждый человек:
- Новорожденность и грудной возраст: первый период длится не более 10 дней, после чего ребенок переходит с питания молозивом на так называемое «взрослое» молоко. Именно в это время наблюдается самая высокая интенсивность роста и развития, ведь молодой организм не только набирает вес, увеличивает рост, но и существенно меняется внешне.
- Период раннего детства: называет так потому, что длится всего с 1 до 4 лет. В это время постепенно замедляется прирост тела, но человек приобретает одну важную особенность, а именно – у него вырастают все молочные зубы.
- Первое и второе детство: длится с 4 до 8, и с 8 до 11-12 соответственно. Оба этих этапа чрезвычайно важны, так как именно в первом наблюдается максимальный ростовой скачок, а для следующего характерно начало полового развития.
- Подростковый период: у мальчиков продолжается с 13 до 16, а у девочек с 12 до 15 лет. В это время наблюдается второй стремительный скачок роста, а также завершается формирование вторичных половых признаков.
- Юношеский возраст: стартует с 18 и завершается в 20-21 год в зависимости от пола. На данном этапе вес и размеры тела меняются мало, а только происходит окончательное формирование организма, которое сохранится в течение нескольких последующих десятилетий.
Рисунок 2. Самое активное развитие организма наблюдается в молодом возрасте
Примерно до 50-летнего возраста стадию развития человека называют этапом зрелости. После этого начинается обратный процесс постепенного старения организма.
Специфика постнатального онтогенеза человека
Каждый этап онтогенеза играет исключительно важную роль в развитии особи, однако ключевая роль отводится все же детскому возрасту. Именно в этот период закладываются, укрепляются и развиваются жизненно важные ткани и органы, а определенные отрицательные факторы окружающей среды могут негативно сказаться на иммунитете и развитии (рисунок 3).
Постнатальный период развития человека – это не только общие физиологические факторы. Скорее его можно назвать сочетанием физиологии и факторов окружающей среды, от которых будет зависеть здоровье и развитие человека в дальнейшем.
К примеру, серьезное недоедание в детском возрасте вызывает абсолютно разные последствия у жителей Африки и азиатов. Если у первых туловище укорачивается, а ноги становятся длинными, то у вторых наблюдается прямо противоположный процесс.
Из этого можно сделать вывод, что на особенности течения постнатального периода во многом влияет и генотип каждой конкретной особи. Не менее важную роль играют гормоны, так как они воздействуют не только на обмен веществ, но и на выработку других гормонов, в частности тех, что отвечают за физический рост.
Рисунок 3. Онтогенез человека подвержен воздействию внешних факторов
В целом, можно сказать, что все системы организма человека очень тесно связаны между собой, поэтому любое отклонение в детском и юношеском возрасте может спровоцировать крайне негативные последствия в будущем.
Возрастная периодизация постнатального онтогенеза
Существует определенное разделение всех возрастных периодов постнатального онтогенеза человека. У каждого из них свои особенности и физиологически цели, поэтому мы рассмотрим их более детально.
Фактически, каждый период отражает определенные стадии физиологического и психологического развития, которые влияют на дальнейшую индивида.
Ювенильный
Это самый ранний этап развития человека, так как он начинается с момента рождения и продолжается до начала половой зрелости. Для него характерны процессы, начавшиеся еще на этапе эмбрионального развития, а именно – увеличение размеров тела в общем, и его органов по отдельности (рисунок 4).
Рисунок 4. Ювенильный период начинается с рождения
Именно на данном этапе формируются индивидуальные особенности организма человека, а также завершают развитие жизненно важные органы и системы. Позже других заканчивает формирование половая система и вторичные половые признаки.
Ювенильный период принято делить на несколько отдельных этапов, включающих грудной возраст, первое и второе детство, а также период развития подростков. Несмотря на то, что для каждого из них характерны свои особенности (к примеру, выпадение молочных зубов или формирование вторичных половых признаков), все индивидуумы ювенильного возраста имеют и нечто общее. Во-первых, они проходят определенные этапы развития, а во вторых – достигают нужных физиологических параметров для дальнейшего продолжения рода.
Зрелый
Период зрелости также называют репродуктивным, так как именно в этом возрасте человек достигает того уровня физического, психологического и интеллектуального развития, необходимого для продолжения рода (рисунок 5).
Несмотря на то, что половая зрелость наступает еще в конце ювенильного этапа, человек проходит еще несколько стадий до начала непосредственного размножения.
Стоит отметить, что период зрелости у людей длится несколько десятилетий. Как и у предыдущего этапа, у него есть свои особенности, в частности окончательное формирование всех органов и систем. Считается, что период зрелости не включает рост организма, хотя ученые доказали, что параметры человеческого тела меняются постоянно, даже после завершения активного детского периода роста.
Рисунок 5. Зрелость – самый продуктивный этап жизни
Переломный момент наступает после того, как половая и эндокринная система прекращают выполнять некоторые из своих функций. В это время организм становится непригодным для дальнейшего размножения, и наступает период старости.
Период старости
Основная характеристика последнего временного этапа онтогенеза человека выражается в процессах, обратных периоду роста в детстве, юности и зрелости. Процессы обмена веществ постепенно замедляются, а органы начинают работать хуже. Также наблюдается старение тканей (рисунок 6).
Рисунок 6. Старость – время угасания всех обменных процессов
Естественный процесс старения может иметь разную длительность, в зависимости от индивидуальных особенностей организма, среды обитания и условий жизни человека. Однако, вне зависимости от продолжительности, период старости заканчивается естественной смертью.
В видео наглядно показано, какие этапы проходит человек с момента рождения и до смерти.
Источник
– , , , – .
. – () , – (). , .
. – , , – . , . ( , ), , , .
. .
.
, . , , , , VII , (1965). (.1). 1
, , – . : (, – . natos – ) (, ).
. , , . , , , , , , , .
, , 280 (9 ) () ( ). 8 , . (), – {). 9- , , , – ( – . fetus – ).
( ), . – , . () .
12 . () (46). . X, -, . Y, Y, .
– () (.1). 3-4 . – ( . blastula – ). : . – . . () – ( , ), . () ( ).
.1. – : 1 – ; 2 – ; ; – , – : 1 – ; 2 – ; – : 1-; 2 – ; 3 – ; – : 1-; 2- ; 3 – ; 4 – ; 5- – – : 1 – ; 2 – ; 3 – .
() . 1- (6 – 7- ) () ; 40 . , , – ( . trophe – ), , , . () . . , (). , , . – ( ). – , .
– , ( ), (.2). , , () . ( , ) () . (“”) , . , : (), ().
.2. : – 2-3 ; – 4 : 1 – ; 2 – ; 3 – ; 4 – ; – 6 ; – 4-5 : 1 – (); 2 – ; 3 – ; 4 – ; 5 – .
, . . , – . . 2- 1,5 . () . (, ).
(). , . ( ), . () , – ( ). ( ) .
, , – . , , , – .
, – (). 3- – . , – . , , . . .
( ) – , . () . , (), .
, 3- , . , – , .. . 2-3 .
– , , . , – . , .
, , , , . ( ), – , – (, , ), .
, , . , , . .
() . – ( ) () . ( ) (-) (). () (), . (-) 4- . 3- () .
– , , , ().
2- , (). , .
4- , 3- . , , – . , .. . . . 20- 3- , 30- 30, 35- – 43-44 . . ( ). () ( ) . () , , .
– (), . , , . , , .
.3. (): 1 – ; 2 – ; 3 – ; 4 – ; 5 – ; 6 – ; 7 – ; 8 – (); 9 – ; 10 – .
( ), , . – – . () , – . , . – , – .
4- ( , ) . , . () () .
: , – . – . , ( ). 4- 4-5 .
–
5- 8- () (). , , , , . ( ). 31-32 (5- ) 7,5 . 1- () . 40- .
6- (- – 12 – 13 ) , 6-7- – , .
7- ( – 19-20 ) . . 8- ( 28-30 ) . 9- , .. 3- , (- 39-41 ) .
–
. . . 5- ( 24,3 ) . 7- ( 37,1 ) , . 10- ( 51 ) .
, . . :
1) – ;
2) – ;
3) (4-8- );
4) ( , , ) (3-8- );
5) (15-20- );
6) (20-24- );
7) – ; ;
8) (2 – 7 ), , ;
9) ( – 13 16 , – 12 15 ).
.
.
, . , 8-10 . . 39-40 ., – 28-38 . , () .
2500 ( 45 ), – , 2500 . , , . , 0,5 9-10 , – 1-2 .
– – . “” . , . 1,5 , . 6 . . . , . . , 4 . ( ), 6 . , 8 – , .
1 4 . . 2 .
4 , 7 . 6 : ( ) .
1 7 , .
8 12 , – 8 11 . , . , , . ( ) . . , , – . . . , , – .
– – , . 13 16 , – 12 15 . – , . 11 12 , – 12 13 . 13 14 , – 14 15 . , 13,5-14 . – . , . .
. 13 () , 14 . 14-15 ( ).
, , .
18 21 , – 17 20 . () .
, . , .
, ,
. 30 50 , . .
. , , ( ).
:
1) – ( );
2) – ( );
3) . – “” ( ), “” “” – , () .
,
, (), ( ).
() . () 12-15 .
(). , , . , .
,
( . total – ) ( . pars – ). () – . , . () .
.
. .2 .
(.4). , , . , , 49-54 . 23,5 . 1 10 10,5 – 5 . 9- . 25 , .
.4 .
– . , – .
2
,
.2
60 , , , . : , , , . 52-75 , – 47-70 .
, ; (gerontos – ). , , .
, 100-150 – ( . acceleratio – ). – ” “. , . .
, 100-150 0,5-1 , – 100-300 . . ( 2- 3- ). 5 1,5-2 , XIX .
100 10-12 , – 10-15 .
, ( , – ..). , . . . , , ().
() , . , , , . , 20-25 8 .
, , , . , .
. ( ) (, , , .), , .
, .
. (, .). : , , . () , ( , ..). () , , . . , . () , , , . , , . .3 .
3.
?
. , . , , “” . . . : , , . , .
. 5-7- . , : – , – , – . .
7 10 . , . , .
, , . . , . , . .
, , , – , .
, .
. , , , . , . . , , , 2-3 , . , , .
1. – 28 [ 2005]. – . – . – ..
2. .. 6- . 4.
3. .. ” “
4. .. ” () “. / … .. . – .: “”, 2004.
5. ., . : . . – .: , 1996.
6. .., .. : . – 2- ., . – .: -, 2004.
7. . .., .. : . . . . – .: “”, 2002.
8. .. : . . (. 1910). – .: , 1981.
9. “”
10. “”
11. “”
Источник
Рост и развитие человеческого организма начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение жизни. Рост – это количественные изменения, связанные с увеличением массы организма и сопровождающиеся изменением числа и размеров его клеток. С момента оплодотворения до взрослого состояния количество клеток организма человека увеличивается с 1 до 1016-18. Рост заканчивается к 20-25 годам.
Развитие человека происходит в течение всей жизни и носит скачкообразный характер. Между отдельными этапами развития существуют не только количественные, но и качественные различия. Смена этапов развития, или периодов жизни (детский, подростковый, юношеский, зрелый, старческий), может наступать раньше или позже, и эти этапы могут иметь разную продолжительность в зависимости от условий, в которых развитие протекает.
Что такое онтогенез
Индивидуальное развитие организма человека называют онтогенезом. Когда происходит слияние половых клеток – женской (яйцеклетка) и мужской (сперматозоид), – наступает беременность, длящаяся 280 дней, или 9 месяцев. Этот этап развития протекает в организме матери, поэтому весь онтогенез принято делить на пренатальный и постнатальный периоды (от лат. natus – рождение, т.е. периоды до и после рождения).
Пренатальный период развития
В пренатальном, или внутриутробном, периоде онтогенеза, в свою очередь, выделяют зародышевый (эмбриональный) и плодный периоды. Первый период длится 2 месяца, второй – с 3-го по 9-й. В эмбриональный период происходит накопление клеточного материала, который постепенно дифференцируется в зачатки всех типов тканей. В течение 2-го месяца внутриутробного развития образуются органы и в основных чертах формируются части тела – голова, туловище и конечности. На 5-й неделе развития начинает биться сердце. С 3-го месяца происходит интенсивный рост всех отделов и частей тела плода, продолжающийся и после рождения ребенка.
Постнатальный период развития
С момента рождения начинается процесс самостоятельной жизни индивидуума и его приспособления к окружающей среде. Вновь приобретаемые признаки наслаиваются на переданные по наследству, в результате чего в организме происходят сложные преобразования.
Показатели длины и массы тела в течение жизни изменяются неравномерно. В 1-й год после рождения наблюдается наибольший прирост длины и массы тела – соответственно на 21-25 см и 5-6 кг. Ускоренный рост тела происходит в период раннего детства (от 1 года до 3 лет), в возрасте от 5 до 7 лет и в период полового созревания (от 10-11 до 15-16 лет). Девочки вступают в период полового созревания на 1-1,5 года раньше, чем мальчики. В подростковом возрасте прибавка длины тела составляет в среднем 5,8 см в год у мальчиков и 5 см в год у девочек. Наибольшее ускорение роста у девочек отмечается от 10 до 13 лет, а у мальчиков – в 13-16 лет. Максимальная годичная прибавка массы тела наблюдается, как правило, в 13 лет у девочек и в 15 лет у мальчиков. Масса тела возрастает до 20-25 лет и затем сохраняется на относительно постоянном уровне до 40-46 лет.
Акселерация и ее причины
В конце ХХ века ученые заговорили об акселерации – ускорении роста и развития детей и подростков, которое в большей степени проявляется в экономически развитых странах. В результате акселерации средняя длина тела у детей и подростков стала на 10-15 см, а у взрослых мужчин – на 6-8 см больше, чем в начале века. Сократился и период увеличения длины тела человека: 100 лет назад он продолжался до 23-26 лет, а в настоящее время фактически заканчивается уже к 19 годам у юношей и к 17 годам у девушек. Ускорились прорезывание молочных и постоянных зубов, половое созревание и даже психическое развитие.
Акселерацию связывают с целым комплексом причин, важнейшими из которых считают улучшение питания и условий жизни, стимулирующее воздействие разнообразных химических веществ, количество которых при современном промышленном производстве резко возросло как в воздухе, так и в воде и почве. Ускоренному развитию способствуют также усиление солнечной активности и действие других видов излучения (например, радиоактивного).
Физическое развитие организма характеризуется массой (вес), длиной (рост) и размерами отдельных частей тела. Усредненные величины массы и длины тела в разные возрастные периоды приведены в таблице, у отдельных людей эти показатели могут иметь значительные различия.
Средние длина и масса тела у людей мужского (м) и женского пола (ж) разного возраста
Возраст | Пол | Длина тела, см | Масса тела, кг |
Новорожденный | м ж | 50,8 55,0 | 3,5 3,4 |
8 лет | м ж | 126,3 126,4 | 26,1 25,6 |
12 лет | м ж | 143,9 147,8 | 35,8 38,5 |
16 лет | м ж | 169,8 160,2 | 59,1 56,8 |
20 лет | м ж | 173,6 162,8 | 70,2 57,1 |
24-60 лет | м ж | 174,5 162,6 | 71,7 56,7 |
Особенности процесса роста человеческого организма
Период детства и юности
В процессе роста изменяются основные пропорции тела. Так, у новорожденного ребенка длина головы меньше длины тела в 4 раза, а у детей 5-7 лет – в 6 раз. К 16-20 годам соотношение длины головы и тела составляет 1 : 8. Параллельно с ростом организма происходят возрастные изменения во всех органах и системах организма. В подростковый период быстро увеличиваются половые органы, развиваются вторичные половые признаки. У девочек возрастает количество волос в подмышечных впадинах и на лобке, увеличиваются молочные железы, меняется форма таза, появляются менструации. У мальчиков к 15-16 годам начинается рост волос на лице и теле.
В юношеском возрасте (16-20 лет у девушек и 17-21 год у юношей) рост организма в основном завершается и наступает относительно стабильный период существования – зрелый возраст.
Период зрелого возраста
Строение тела в зрелом возрасте изменяется мало. Выделяют 2 периода зрелого возраста: первый – до 35 лет, второй – с 36 до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин. Зрелый возраст – период наибольших возможностей человека, именно во второй период зрелого возраста человек достигает вершин своей личной и профессиональной деятельности.
Период пожилого возраста
После 60 лет организм начинает постепенно стареть, в ряде органов возникают структурные изменения. Это, в свою очередь, вызывает понижение функциональных способностей организма. В пожилом возрасте (с 61 до 74 лет у мужчин и с 56 до 74 лет у женщин) и старческом (75-90 лет) в организме происходит характерная перестройка, которую изучает геронтология (от греч. geron – старик).
Временные границы старения варьируют у отдельных людей в широких пределах, однако старение – это генетически детерминированный процесс. Ученые подчеркивают, что активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процесс старения, однако лишь в пределах, обусловленных наследственными факторами.
Типы телосложения
Индивидуальные особенности формы тела человека называют типом телосложения или конституцией. Это комплекс индивидуальных морфологических и физиологических особенностей, которые складываются в определенных социальных и природных условиях и проявляются в реакциях организма на различные воздействия. Внешнему строению тела соответствует определенное расположение органов и их внутреннее строение. Различают 3 типа телосложения человека: долихоморфный, брахиморфный и мезоморфный.
Астенический тип
Люди долихоморфного (астенического) типа отличаются высоким или выше среднего ростом, относительно коротким туловищем, малой окружностью груди, узкими плечами, длинными нижними конечностями. Среди литературных героев к этому типу можно отнести Дон Кихота. У таких людей относительно слабо развиты мышцы и подкожная жировая клетчатка. Внутренние органы обычно лежат ниже, как бы опущены, легкие длиннее, а сердце расположено почти вертикально.
Гиперстенический тип
Брахиморфный (гиперстенический) тип телосложения характеризуют средний или ниже среднего рост, относительно длинное туловище, значительный объем груди и живота, широкие плечи, короткие конечности. Пример: Санчо Панса. Внутренние органы у гиперстеников относительно большего, чем у астеников, размера и лежат несколько выше. Легкие укорочены, сердце расположено почти горизонтально.
Нормостенический тип
Люди мезоморфного (нормостенического) типа по своим пропорциям занимают среднее положение.
Тип телосложения и физическая активность
Форма тела человека генетически обусловлена, однако большинство людей не имеют ярко выраженного типа телосложения и относятся к промежуточным типам. Первые признаки типа телосложения появляются в 6-7 лет, а окончательное его формирование происходит в период полового созревания. В дальнейшем тип телосложения меняется незначительно. Родители, приобщая ребенка к спортивным занятиям, не должны бороться с природой. Если малыш толстоват, краснеет и потеет при беге, не может догнать сверстников, то, вероятно, он более сильный и развивать в нем надо в первую очередь силовые качества. Худенький и высокий ребенок, уступающий сверстникам в силе, наверняка более быстрый и ловкий, и ориентировать его следует на занятия, развивающие именно эти качества.
Резервы человеческого организма
Особенностью человеческого организма является наличие больших резервов – как физических, так и духовных. Они генетически обусловлены, но при тренировке могут увеличиваться. За последнее столетие спортивные рекорды человека изменились весьма существенно.
В основе развития физических качеств и резервов лежат особенности организма человека, названные ученым-физиологом А. А. Маркосяном надежностью биологической системы. Надежность организма обеспечивается избыточностью его элементов, их взаимозаменяемостью, способностью быстро и полностью возвращаться к состоянию относительного постоянства, динамичностью взаимодействия звеньев этой биологической системы. Так, известно, что в головном мозге используется не более 5-10% нервных клеток. В покое в мышцах открыты лишь 25% кровеносных капилляров, однако при физической нагрузке их пропускная способность увеличивается в несколько раз. После умеренной нагрузки функциональные показатели уже через 5 минут возвращаются к исходному уровню. Примеры можно продолжить, но, главное, надо понять, что для развития физических качеств у организма имеется материальная основа.
Как рассчитать свой идеальный вес?
Для определения «должной» массы тела человек зрелого возраста может воспользоваться формулой:
- должная масса тела = длина тела (см) – 100.
Эта формула пригодна при росте 155-164 см, при росте 165-174 см следует вычесть 105, а при еще большей длине тела – 110.
Полезен и расчет индекса массы тела (ИМТ) по формуле:
- ИМТ = масса тела (кг) / рост (м)2
В норме ИМТ равен 18-25.
Вместо заключения
Надежность биологической системы изменяется в процессе онтогенеза. Организм ребенка находится в состоянии роста и развития, поэтому количество его элементов значительно меньше, чем у взрослого. Недостаточно развиты у ребенка и механизмы регуляции, велика пластичность всех процессов. Поэтому положительное воздействие на рост и развитие детского организма оказывают закаливание, занятия физической культурой и спортом, тренировка памяти в процессе учебы. Недостаток движения, активное и пассивное курение, регулярное переутомление и частые простудные заболевания ухудшают состояние растущего организма и тормозят его развитие.
Итак, физическое развитие человека зависит как от генетических факторов, унаследованных от родителей, так и от сложного комплекса внешних условий, среди которых главные – образ жизни и состояние окружающей среды. Физическая тренировка – общебиологический путь совершенствования резервных возможностей организма, она развивает то, что заложено природой.
Автор: Ольга Гурова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры анатомии человека РУДН
Источник