Этапы развития опоры у ребенка

Этапы развития опоры у ребенка thumbnail

В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.

Доктор Вацлав Войта за работой

Доктор Вацлав Войта за работой.

Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:

1 месяц

В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.

2 месяц

В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.

f1.jpg

Контакт «рука – рука – рот».

3 месяц

В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.

4 месяц

В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват –удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.

5 месяц

Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину – с опорой на руки.

6 месяц

В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.

f2.jpg

Контакт «рука – стопа».

7 месяц

Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.

8 месяц

Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата – ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.

9 месяц

Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому – указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.

10 месяц

Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.

11 месяц

Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.

12 месяц

Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба. 

Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.

Источник

/О детях/Новорожденный. Ребенок до года

В первой части статьи мы поговорили о формировании навыков и особенностях обучения ползанию. Теперь пришла пора поговорить о сидении и хождении, возникающих сложностях и поводах для беспокойства.

Когда стоит беспокоиться?

Иногда родителям необходима помощь специалистов – ортопеда или невролога – в развитии навыков ребенка. Есть основные моменты, которые могут послужить сигналом для обращения к врачу. Это отсутствие попыток ползать к восьми месяцам, особенно если ребенок не приподнимается на руках и не пытается всем телом продвинуться вперед. Также важно получить консультацию специалистов в случае, если при обучении ползанию или навыкам кроха слишком долго (более одного месяца) его осваивает.

Нужно обратить внимание доктора и на такие факты, как ползание в возрасте 8-9 месяцев, отталкиваясь ногами, но, не приподнимаясь на руки, либо ползание с опорой на одну руку, а вторая просто волочится сзади. При играх малыш должен хвататься за опору обеими руками.

Читайте также:  Периоды развития ребенка по леонтьеву

Важно определиться и с ползанием задом. В первые недели ползания это вполне возможно, сначала дети ползут назад, но постепенно учатся ползти вперед. Но если в год ребенок ползает только задом, хотя пытается делать и первые шаги – нужно обеспокоиться.

Что можно принять за норму?

Конечно, если к полутора годам ребенок не научился ходить – родители начнут паниковать и пойдут по врачам. Однако в ползании нет строгих рамок, которые бы четко отделили норму от возможного отставания. Одни дети учатся сначала ползать, а потом ходить, другие же наоборот, только начав вставать на ножки и ходить, следом начинают еще и активно ползать, оба варианта патологией не считаются.

Хотя лучшим вариантом является все же первоначальное ползание, а только потом уже хождение – но современные дети уникальны, они используют сотовые телефоны и ноутбуки раньше, чем осваивают горшок… Опора при ползании на четыре точки с точки зрения физиологии полезнее для неокрепшего скелета и в особенности позвоночника. Этот способ освоения пространства подготавливает скелет к вертикальному хождению и можно говорить о том, что именно за счет ползания происходит формирование основы всех остальных движений. Малыши, в совершенстве освоив ползание, естественно поэтапно обучаются садиться со всех положений, встают на четвереньки, на коленки и затем на стопу, уже не опираясь руками. Когда они учатся передвигаться на четырех точках опоры, они более уверенно и быстро переходят на хождение уже на двух ногах, поскольку координация у них развита лучше. Однако если ваш ребенок сначала стал ходить, а только потом стал ползать, нельзя ему мешать – пусть он ползает и осваивает новые движения – это очень полезно.

С полугода малыша, который находится на этапе подготовки к ползанию, необходимо научить спускаться с диванов или кроватей на пол: для этого нужно положить его на диван на животик и повернуть ногами к краю. Подталкивая малыша, помогайте ему освоить методику спускания на пол и повторяйте упражнение многократно, пока ребенок его не усвоит.

Навыки сидения

Родителям кажется, что сидеть очень просто, но для ребенка навык сидения очень сложен, и, зачастую, бывает даже так, что дети уже уверенно научились ползать, а сидеть самостоятельно все еще никак не могут. Многие учатся садиться с положения на четвереньках, другие сидят, опираясь на руки (обычно такое бывает при недостаточно окрепших мышцах спины). Этих детишек можно постепенно научить сидению без опоры, если регулярно делать гимнастику и массаж. Дети, которые не умеют к полугоду сидеть сейчас нередки, да и граница в шесть месяцев для этого навыка также довольно условна. Прежде, чем беспокоиться, проверьте все навыки – если он сам может лежать на животике и переворачиваться во все стороны, может приподниматься на предплечьях, перемещается перекатами по ровному полу или кровати – тогда нет повода для беспокойства: малыш копит силы, тренирует мышцы и координацию. В возрасте семи-девяти месяцев почти все дети уже умеют сидеть и начинают совершенствовать навыки ползания и сидения, а развитие двигательных навыков приводит к активной стимуляции мозга и активации нервно-психического развития.

Критические заметки

Родители пытаются приложить немало усилий для активации развития ребенка – уж так им хочется не отставать от соседских Пети или Люси. Они пытаются применять различные приспособления и устройства чтобы их чадо село чуть ли не в 4 месяца. Самое простое – это его присаживают в кресло или подушки с 4-5 месяцев, при этом особо упорные малыши тут же заваливаются головой вниз. Аргументы родителей в свою защиту «он же сам хочет сидеть, просто не получается. Вон как спинку выгибает!». Выгибание спины – это тренировка мышц прежде всего для переворачивания, а не сидения. Сажать ребенка ранее полугода категорически запрещается, это чрезмерная нагрузка на позвоночник и травма межпозвоночных дисков – вы же не желаете своему ребенку раннего остеохондроза?

По мере формирования правильных изгибов позвоночника и укрепления мышц и связок, малыш начнет садиться сам – не нужно торопить события и форсировать сидение. Малыш сядет сам в 6-8 месяцев.

Многие совершенно неправильно понимают термин «ребенок сел самостоятельно» и не знают, как правильно сажать ребенка. Попробуем прояснить ситуацию. Многие думают, что термин «ребенок сам сел», это когда ребенок ползал и из положения на четвереньках уже сел на попу. До этого времени они не воспринимают явления сидения вообще никак, полагая, что ребенку нельзя сидеть в шезлонге, под углом около 45 градусов на коленях родителей или подушках, многие боятся сажать ребенка без подушек или поддержки, хотя это можно делать аккуратно с полугода.

Другой вопрос – если ребенок рано сел самостоятельно, что делать? Если он это сделал сам, из любого положения, тогда малыш может сидеть и далее, несмотря на возраст. Но что такое «сел сам»? Это значит: сажаем ребенка на ровную поверхность без опоры и подушки (а не держим со всех сторон), и он сидит, а не пытается завалиться на все бока. Тогда можно сидеть ребенку и далее, только помогайте ему почаще менять позу, особенно если он сидит довольно долго, а лечь потом не может или боится.

Если вы сажаете ребенка, а он сидит очень мало или заваливается вбок, можно использовать это как упражнения для сохранения равновесия, либо можно сажать ребенка в правильное с точки зрения эргономики кресло типа шезлонга. Можно немного подержать ребенка в сидячем положении, спинкой прислонив к себе, но очень недолго и часто меняя позу.

Читайте также:  Условия развития готовности ребенка к школе

Чего не стоит делать с ребенком ранее полугода, который не умеет еще сидеть:

– присаживать его в подушках,

– присаживать из лежачего положения ранее 5-6 месяцев,

– сажать в обычные (не эргономичные кресла), где дети сидят с кривым позвоночником.

Не стоит постоянным сидением заменять движений ребенка, не нужно пользоваться интересом к новому навыку у малыша и переутомлять мышцы его спины; чаще кладите его на пол, чтоб ребенок переворачивался, ползал и вставал.

Учимся вставать

Постепенно дети переходят на новый этап развития – вставанию у опоры. Сперва они могут только подниматься, а вместо опускания на пол просто падают, так как стоять им пока еще сложно. Стоит попробовать научить ребенка падать на «пятую точку», так как это наиболее безопасно. Попробуйте посадить малыша попкой на дно кроватки. Держа его за ручки, помогайте ему подняться и вновь усесться, повторяйте это как игру много раз, пока он не начнет, поднимаясь у опоры, на автомате падать на попку сам.

Ребенок может достаточно долго вставать у опоры и пройдет еще много времени, прежде чем он пойдет вдоль нее. Перехватывая ручками и не отпуская опору, малыш переносит вес на область рук, ребенок как бы повисает на опоре. Постепенно малыш начинает ходить, отдвигаясь от опоры, тогда вес переносится на ножки, а ручки начинают служить для подержания равновесия. Это может занять от пары недель до пары месяцев, в зависимости от того, насколько у него натренированы мышцы и развит вестибулярный аппарат. Не стоит торопить малыша, ему лучше знать, когда пора ходить вдоль опоры и начинать новый этап развития.

Что не нужно делать?

Самым частым заблуждением родителей является обучение хождению в ходунках; считается, что с их помощью ребенок может быстрее начать ходить. Но по современным исследованиям, дети, не пользовавшиеся ходунками, начинают ходить точно также, а то и раньше. А вот дети, много ходившие в ходунках, имели проблемы с опорно-двигательным аппаратом – это проявление плоскостопия и косолапости, нарушения осанки. Конечно, от 10 минут в день в ходунках большого вреда не будет, но сажать ребенка туда на несколько часов, пока вы заняты делами, нельзя.

Не стоит начинать обучение ребенка ходьбе, поддерживая за вытянутые вверх руки, от таких упражнений вреда больше, чем пользы. Но если вам удобно учить ребенка ходить именно таким способом, необходимо поддерживать его подмышками или в области плеч, но никак не за запястья или кисти. Малыш должен опираться на ваши руки, а не повисать на них, долго выполнять подобные манипуляции не стоит вообще – не более 1-2 минут по паре раз в день.

Дети должны учиться ходить самостоятельно только тогда, когда сформируется последний изгиб позвоночника и мышцы со связками будут готовы таким нагрузкам, форсировать события не стоит. Первоначально малыш будет ходить, держать за предметы интерьера, постепенно он будет пробовать шагать, отрываясь от опоры. Но родители очень переживают, если к положенным срокам дети не начинают ходить и приступают к активному «обучению» хождению.

Учтите, что обычно быстрее начинают ходить активные детишки с небольшой массой, спокойные пухлячки делают это позднее. Зная физиологические основы начала хождения малыша, можно пользоваться этими данными для некоторого ускорения и помощи в освоении навыка.

Анатомо-физиологические основы хождения

Связки, суставы, кости и мышцы ребенка должны быть готовы к приему новой для себя нагрузки. А значит – для ребенка должно просто наступить время хождения, и у каждого оно свое. Чтобы способствовать развитию опорно-двигательного аппарата, необходимо поощрять движения малыша – ползание, сидение, делать ему массажи и гимнастику.

Чтобы стимулировать желание ребенка ходить, нужно создать для него особенные условия – например, малыш хочет взять игрушку, но не может этого сделать, за ней нужно пройти, оторвавшись от опоры. Разложите вокруг карапуза множество интересных предметов, за которыми необходимо пройти, пусть он тянется за ними, достанет и тщательно изучит. Мой сын готов был ползти за пультом от телевизора куда угодно, за ним же он и пошел.

Ребенок должен видеть примеры двигающихся людей: как они ходят пешком, бегают, почаще гуляйте с ребенком там, где ходят люди. Если он видит только вашего лежащего на диване папу, он будет подражать ему.

Создайте ребенку простор для движения, в ограниченном пространстве желание двигаться быстро пропадает. Пусть кроха ползает на длинные дистанции, пытается сам вставать и ходить, опускаться и ползти дальше – вы лишь идите сзади для подстраховки. По мере развития ловкости и улучшения координации движений малыш все меньше будет падать, и все больше будет вставать и топать – ведь это так интересно – видно гораздо больше. Чаще занимайте руки ребенка игрушками – чаще всего малыши начинают топать самостоятельно, когда руки заняты. Сначала это будет один-два шага и резкое хватание за опору или падение на попу, но постепенно шагов будет все больше, а движения все активнее. Скоро малыш начнет пытаться бегать, а не просто ходить. Новые ощущения доставляют ему удовольствие, хочется вновь почувствовать свободу движений и он отпускает руки от опоры, учится стоять и ходить более устойчиво.

Что нужно еще?

Если малышу около годика, он здоров и физически крепок, хорошо ползает и стоит у опоры почти ее не касаясь, возможно, малыш пока боится ходить и можно ему немного помочь. На пару секунд оставляйте его без поддержки и страхуйте от падений, чтоб он не разочаровался в новом навыке. По мере оттачивания мастерства хождения дети учатся вставать и опускаться без опоры, а самостоятельно стоят уже долго. Постепенно навыки малыша оттачиваются, и он становится все более ловким, движения – уверенными, а мамины переживания по поводу травм – все более выраженными. Придется теперь побегать за карапузом!

Читайте также:  Особенности развития ребенка с легкой умственной отсталостью

28.06.2012

Автор: Алена Парецкая, педиатр, консультант

  

Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь

Источник

Родители должны помнить: первый год — это год формирования позвоночника. У новорожденного позвоночник прямой. Он пригоден для лежания, но не для ходьбы.
Лишь постепенно создается та его форма, которая позволит маленькому человеку встать на ноги. В 3-4 месяца, когда он начинает, лежа на животе, активно поднимать голову, в позвоночнике образуется первый изгиб — так называемый физиологический шейный лордоз, то есть выгиб вперед. В 6-7 месяцев, по мере того, как малыш начинает садиться, происходит образование грудного физиологического кифоза — выпуклости кзади, а в 8-9 месяцев, когда ребенок встает на ноги, формируется поясничный лордоз.
Эти три необходимейших изгиба придают позвоночнику рессорную функцию, смягчают сотрясение при ходьбе, прыжках, падениях, оберегая тем самым спинной мозг. Надо ли доказывать, как важно, чтобы они сформировались вовремя и правильно!
На благо позвоночнику идет все, что укрепляет мышцы, помогает создать для него род поддерживающего футляра — мышечный корсет. Это гимнастика, массаж, свобода активных движений.
И все-таки на первом году позвоночник, как и вся костная система, остается еще маловыносливым, плохо переносящим перегрузки.
Поэтому ортопеды не устают повторять родителям:
нельзя придавать ребенку сидячее положение, пока он не сел сам;
нельзя ставить ребенка на ноги без опоры (то есть держа его за кисти рук, а не под мышки), пока он не встал сам;
нельзя вынуждать ребенка ходить, пока он не пойдет сам.
Эти правила особенно важны для малыша, страдающего рахитом, а таких, к сожалению, сейчас очень много, особенно в крупных городах, где пелена промышленных выбросов задерживает значительную часть ультрафиолетовых лучей.
Рахит не только вызывает размягчение костей, он ослабляет и мышечную систему, а на этом фоне особенно легко возникают различные деформации.
Сумка-рюкзачок кенгуру, по идее, должна создавать опору для спины. Но если в нее ребенка посадили слишком рано, он практически оказывается в нефизиологичной, утомительной для него позе. Хотя то, что бедра у него разведены, полезно для тазобедренных суставов, но эта польза никак не искупает вредного деформирующего воздействия, которое испытывают позвоночник и грудная клетка.
Безопасна прогулка в таком рюкзачке для ребенка 8-9 месяцев, при условии, что он уже хорошо сидит сам и у него нет рахита. Но и тогда его можно носить подобным образом не более часа в день, да не подряд, а с перерывами.
Такие же ограничения надо соблюдать и при пользовании ходунками на колесиках.
Присаживание тоже нужно проводить правильно. Не садите ребенка в подушки, при присаживании в таком положении его спина изгибается колесом, а мышцы, вместо того, чтоб держать позвоночник, расслабляются. Для начала, пусть ребенок немного посидит с вашей поддержкой под подмышки. Поднимая ребенка на руки, каждый раз проделывайте с ним нехитрую гимнастику: дайте ему в руки свои большие пальцы и пусть он подтянется на них (придерживайте его за ручки), только после этого поднимайте ребенка (но ни в коем случае не за руки). После такой гимнастики малыш станет подниматься в положение сидя, просто держась за ваши пальцы обоих рук, а потом и одной руки, используя как опору свою вторую ручку. Хорошо бы подвесить в кроватке кольца, чтоб малыш «подтягивался» на них. К 6 месяцам ребенок уже самостоятельно переворачивается, стимулируйте эти перевороты, пусть переворачивается почаще. Все эти упражнения развивают мышцы рук, спины и живота, необходимые для самостоятельного сидения.
Самая полезная форма движения для малыша в период формирования поясничного лордоза — ползание. Укрепляя мышцы спины, ног, способствуя общему физическому развитию, оно лучше любых технических приспособлений готовит ребенка к вставанию и ходьбе.
Итак, прислушаемся к советам ортопеда, постараемся, чтобы ребенок побольше ползал. Лучше всего спустить его для этого на пол, на расстеленное одеяло или хорошенько очищенный пылесосом палас.
Младенцы сами изобрели несколько способов ползания. Одни ползают на животе, работая при этом только руками, как бы подтягиваясь. Ослабленные дети, те, кого мало клали на живот, иногда пытаются ползать сидя. Это наименее полезный вариант. А самый полезный — ползание на четвереньках. Если малыш не владеет этим способом, научите его: положив на живот, помогите приподняться, слегка подталкивая вперед. А впереди должен быть стимул — яркая игрушка, которую вы постепенно отодвигаете.
А если все-таки ему ползать не хочется? Может быть, просто растет флегматик, будущий домосед, не любящий активно двигаться. Тогда надо постараться его все-таки активизировать. Может, малыш пассивен оттого, что не вполне здоров — это бывает, например, при анемии. Если вы после полугода еще не были на профилактическом приеме, обязательно посетите врача. Возможно, вам необходима консультация невропатолога, так как причиной вялости, отставания в моторном развитии могут стать неврологические расстройства, требующие неотложного лечения.
Конечно, у ребенка может быть свой, индивидуальный план развития, и, минуя этап ползания, он сразу начнет ходить. Такие дети обычно очень активны. Держась за бортик манежа или кроватки, они уже на 8-м месяце сами встают, сначала на колени, потом на ноги. В добрый час!

Источник