Этапы развития движения ребенка

Двигательное развитие детей играет огромную роль в психическом становлении личности ребенка.

Здоровый малыш любознателен, активен и всегда стремится двигаться. Это стремление сохраняется в ребенке довольно долго, в то время как взрослые, будто сговорившись, стараются всячески ограничить его двигательную активность: «Не вертись!», «Сиди спокойно!», «Хватит крутиться!»… Эти слова ребенок слышит дома, в детском саду, в школе… А как ему сидеть спокойно, если движение – непременное условие для развития, в том числе физического, психического, умственного? Движение заложено в человеке самой природой.

Развитие движений у детей – «Как у всех» или «по-своему»?

Медики нередко встречают у родителей неадекватную оценку двигательных способностей их детей. Например, малыш в 9 месяцев еще не умеет сидеть, а мама совершенно спокойно заявляет: ничего страшного, мол, у соседки тоже сын еще не сидит, хотя такого же возраста. Или наоборот: трехмесячный ребенок уже может стоять, придерживаясь за спинку кроватки, и родители просто тают от восхищения: какой развитой малыш! Попробуем выяснить, насколько это нормально и правильно – запоздалое или слишком раннее двигательное развитие младенца.

И в первом, и во втором описанных случаях ситуация требует немедленного реагирования. Чтобы это понять, давайте рассмотрим этапы развития движения малыша до года.

Медики признают четыре периода:

1-3 месяца – ребенок умеет держать головку.

3-6 месяцев – ребенок может сидеть.

6-9 месяцев – ребенок научился стоять, держась ручками за кроватку или другую опору.

9-12 месяцев – ребенок может ходить без опоры.

Эти цифры не придуманы в кабинетах – они взяты из жизни: именно в такой последовательности развивается каждое здоровое человеческое дитя на протяжении тысячелетий.

Если рассмотреть последовательность освоения новых движений, они будут выглядеть примерно так:

– Ребенок проходит родовые пути.

– Лежит на спинке.

– Учится поворачиваться с боку на бок и на животик.

– Ползает по-пластунски.

– Поднимает ручки, опирается на них.

– Поднимает головку, осматривает пространство вокруг.

– Учится сидеть.

– Ползает уже на четвереньках.

– Самостоятельно встает, придерживаясь за опору.

– Начинает ходить – сначала держась за руку взрослого, чуть позже – самостоятельно.

Если малыш последовательно проходит все перечисленные стадии, значит, двигательное развитие младенца проходит правильно, тем самым запуская важнейшие механизмы и позволяя малышу воспринимать окружающее пространство без искажений. Каждый период предваряется подготовкой группы мышц к этой деятельности, и если ребенок стоит в три месяца – это значит, что он испытывает огромную нагрузку, к которой еще не готов. Здоровью этого ребенка угрожает серьезная опасность, которую не осознают родители, радуясь «раннему развитию» своего чада. Не меньшей опасности подвергается здоровье ребенка, который, достигнув 9 месяцев, еще не научился сидеть – любой врач вам скажет, что, вероятнее всего, такому малышу угрожает ДЦП или другая тяжелая патология.

Так что, уважаемые родители, никогда не смотрите, «как у других», и не успокаивайте себя этим – малейшее отклонение в двигательной активности ребенка в ту или иную сторону должны вас насторожить и лучше обратиться за помощью к специалисту.

Наиболее часто задаваемые вопросы по теме «Двигательное развитие детей»

Что значит выражение «повышенный тонус»?

В первые три месяца жизни ребенку свойственен повышенный тонус, или физиологический гипертонус. Его ручки прижаты к телу, согнуты в локтях, кулачки крепко сжаты, ножки тоже согнуты. Так задумано природой и состояние это необходимо для того, чтобы поддержать форму тела ребенка. Со временем оно пройдет, на смену придут произвольные движения, которые малыш будет постепенно осваивать – удержание головки, перевороты с боку на бок и на живот, опора на руки… Если вы замечаете, что, переодевая малыша, не можете прижать его бедра к столу – значит, мышечный тонус повышен по сравнению с нормой, а это является тревожным сигналом. Повышенный тонус в некоторых случаях может помешать правильному и своевременному развитию головного мозга. Родителям необходимо срочно обратиться к неврологу, а иногда и к ортопеду. У малыша, которому больше 3 месяцев, может наблюдаться как симметрично, так и асимметрично повышенный тонус. В первом случае вы заметите отставание в навыках движения. Об асимметричном гипертонусе расскажут такие симптомы, как скошенный на одну сторону или облысевший с одной стороны затылочек, головку такой ребенок чаще поворачивает в одну сторону, игрушку хватает только одной ручкой и следит за ней лишь с одной стороны – справа или слева. Своевременное обращение к специалистам поможет исправить ситуацию.

Читайте также:  Методы развития мозга ребенка

Если ребенок начал ходить раньше сверстников – например, в 8 месяцев – это хорошо или плохо?

В том случае, если ребенок перед этим вовремя начал держать голову, период ползания занял 3-4 недели, ножки у него достаточно сильные и он сам встает, а при падении группируется и редко ударяется – это нормально. Если же ребенок, пропустив фазу ползания, сразу начинает ходить или требует, чтобы его водили за ручку, при падении не умеет группироваться и все время ударяется лбом или затылком, ему тяжело самостоятельно вставать с пола – необходима консультация невролога. Есть вероятность, что малыш нуждается в курсе лечебного массажа и специальных физических упражнений. Если вы будете и дальше водить его за ручку и позволять ему самостоятельно ходить – вы добьетесь только нарушения координации движений. Упражнения, рекомендованные специалистом, помогут ребенку укрепить брюшной пресс и научат группироваться.

Нормально ли, если ребенок продолжает ползать и после года, а вставать не хочет?

Не нужно волноваться. Даже если ваш ребенок начнет ходить к полутора годам – это нормально, если он успешно ползает. При этом важно убедиться, что у малыша достаточно сильные ножки, спина, ягодицы, нормальная координация – а определить это может только врач.

Должен ли ребенок сам начать вставать или лучше ему помочь?

Малыш сам решает, когда ему пора вставать. Если у него появляется желание встать – значит, его ножки и спинка достаточно окрепли, чтобы выдержать вес тела. Если вы чувствуете, что ребенок уже должен вставать, но он этого не делает – возможно, вы чрезмерно опекаете его, приносите все «на блюдечке», лишая малыша стимула к движению.

Когда можно сажать ребенка?

Многие родители стремятся как можно раньше посадить ребенка, подперев его подушками или привязав в детском стульчике. Этого делать не следует до тех пор, пока ребенок не научится садиться самостоятельно. В противном случае можно спровоцировать искривление позвоночника.

Развитие движений у детей – сфера очень важная и тонкая, необходимо тщательно наблюдать за ребенком, чтобы убедиться в том, что все этапы проходят последовательно.

Источник

( .. )

, , .

, . , , ; , .

– .

, , , .

, , . , .

, . , – . , , .

, . . . , – , . , , . , . – . , .

.

. 1,5 , – 3. 10 , – 2-2,5 , – 2-2,5 . 3- 8- 8-9 5-6 . , , 1,8-2,2 2,5-2,9 .

.

, , , .

6- 1.

, – , – . , . , , , .

46 , 3- – 48-49 .

30-35% , , 3- 1,5 .

.

. , , . ( ) . , , , .

23,3% ( 44%). 27% . , , 1,5 , – 2,5 . . .

, , . . , , . , , , , , . , (, , , ).

– , , , , . , 16-20 , – 40-50, – 30.

130-140 /. 7- 90-100 /, – 80-90. , .

, – . , .

– . , .

.

.

– , , . , , , 3- .

– , , , , , , . . , 2,5-3 , , , – 3-6, – 7.

, . , . ” – , “.

“” , , , . , .

, . , .

I ( )

.

2- , 1-1,5 . , .

3- , , , , , , .

4- , , , , , , .

5- , , , , , , , , .

6- , , , , . , .

7- , , , , . , , , .

8- , , ; , , “”, .

9- , , , , .

10- , , , , , : , .

11- , , , , , .

12- , , : , .

13-14- , 1 , 10 , .

15-16- , , . 0,5 .

10 , , .

. . , .

. , , , .

, , , 6 , , , , .

, , , , (1,5-3 ), .

, , . , .

II ( )

. .. : “… , , , , , “.

, . , .. “”. , , 25 . 2 . , , .

, , , – , , .. , . : , , .. ( , , , ), . , , , , , , , ..

, , , . , , , . : ” !”

, ? , . 40 , 50 . , . . . : 10-15, 20-30 , , 1 , , 1 .

III ( )

3- 4- . 4- , , “” . , , .

6-7- . , 3-5- .

– (, , , , ).

, , ( ), . , . , . , .

3- 45 , 70 . 7- 10-15 , 100 , 1 .

. , 5- 10 6 . , , 3,2 () 3,4 ().

6- 10 4,5 5,0 , 3,0 3,2 .

5- 4 / 132 , – 170 ( !).

2,40 , – 2,20 , 18 8 , 70 65 , 3,30 3,10 , 5 1 10 , 1 5 ; 3 50 , – 35. – 30 10 , – 8. 60 12,2 12,8 , 10 1 .

5-6- , , , , , , , , .

, 6-7- , . , .

1 , .

!

:

Источник

Двигательное развитие, моторикаПсихическое развитиеРечевое развитие
1 месяцПопытка приподнять голову, лежа на животеКратковременно фиксирует взгляд и прослеживает за игрушкой. Первая улыбка при общении со взрослыми.При общении издает тихие звуки – короткое гуление, гукание.
2 месяцаПриподнимает и 10-20 сек, удерживает голову, лежа на животе. В вертикальном положении удерживает голову не постоянно.Длительно удерживает предмет в поле зрения, четко следит за двигающимся в горизонтальной плоскости предметом. Отвечает улыбкой и удерживает ее при общении со взрослым.Начальное гуление (гукание) при положительном эмоциональном состоянии.
3 месяцаХорошо держит голову и в вертикальном положении. Опирается на предплечья, согнутые под острым углом, лежа на животе.В ответ на обращенную к нему речь взрослого проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук и ног (комплекс оживления). Поворачивает голову и глаза к источнику звука (погремушке). При виде игрушки появляются нецеленаправленные движения рук.Певучее гуление.
4 месяцаОпирается на предплечья, согнутые под прямым углом, лежа на животе. При тракции за руки из положения лежа на спине – активно приподнимает (сгибает) голову – подбородок достает до грудины; пытается подтянуться к: рукам взрослого.

Переворачивается со спины на бок.

Тянется рукой к подвешенной игрушке, пытается захватить, рассматривает ее.

При попытке врача играть с ребенком комплексу оживления предшествует ориентировочная реакция в виде настораживания. Узнает мать (отличает ее от других взрослых).Длительно гулит. Громко смеется при общении со взрослыми.
5 месяцевОпирается на ладони вытянутых рук, на одну руку, лежа на животе. Ровно и устойчиво стоит при поддержке взрослым под мышки.

Четко направляет руки и берет погремушку, которую взрослый держит над грудью ребенка.

Переворачивается со спины на живот.

Плачет, когда уходят, прерывая контакт с ним. Различает строгий и ласковый тон, по- разному реагирует на них.Подолгу певуче гулит.
6 месяцевПри тракции за руки из положения лежа на спине – садится. Сидит в подушках или при поддержке взрослым за бедра или пальцы рук. Подползает. Свободно берет игрушку из руки взрослого с любой стороны.Прекращает плакать, когда берут на руки.Начало лепет – произносит некоторые отдельные (без повторения) слоги – «ма», «ба»
7 месяцевПосаженный ребенок самостоятельно сидит, опираясь на руки. Ползает на животе. Начинает поворачиваться о животам на спину.

Может брать по игрушке в каждую руку, удерживать их одновременно, стучать друг об друга.

Различает своих и чужих и по-разному реагирует на них (при попытке врача вступить в контакт с ребенком сначала чаше всего отрицательная реакция).Подолгу лепечет.
8 месяцевНачинает самостоятельно сидеть без опоры. Встает на четвереньки. Сам держит в руке кусок хлеба или печенья, обсасывает грызет его.При назывании взрослым (вопрос «где» ) разыскивает взглядом знакомый предмет, находящийся в определенном постоянном месте.Громко повторно (сам) произносит различные слова; «ма-ма-ма», «ба-ба-ба».
9 месяцевСидит сам продолжительное время.

Придерживаясь за барьер сам полностью встает, стоит, переступает и опускается. Ходит при поддержке взрослого за обе руки.

Играет с предметами по- разному в зависимости от их свойств: катает, вынимает.

По просьбе взрослого выполняет заученные движения, например «ладушки», «до свидания», «дай ручку», «открой рот» и т.д.

На вопрос «где» ищет и указывает взглядом или жестом знакомый пред мет, независимо от его местонахождения, находит и достает его из массы игрушек.

Поворачивается на собственное имя.

Во время лепета подражает сам себе, повторяя случайно возникающие звукосочетания.
10 месяцевСтоит самостоятельно без опоры. Ходит, держась одной рукой за опору. Приседает.

При игре открывает и закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один предмет в другой.

По просьбе берет и подает знакомые предметы «дай мяч, дай пялю»). Показывает части тела другого человека. Голосом сигнализирует о предстоящем мочеиспускании или дефекации.Повторяет за взрослым новые, ранее не произносимые слоги.
11 месяцевУверенно стоит, делает первые шаги без опоры.Играет с пирамидкой, нанизывает кольца. Начинает понимать запрет (реакция торможения при слове «нельзя»). Показывает части своего тела.Первые лепетные слова: «ма-ма.», «ба-ба»; упрощенные слова- обозначения; «кис-кис», «ав-ав», «бай» и т.д. Указанные лепетные слова ребенок использует целенаправленно, соотнося их с конкретным объектом (мать, игрушка, кошка и др.) или действием «ам-ам» – еда).
1 годСамостоятельно стоит без опоры, ходит. Приседает и встает. Сам держит чашку и пьет из нее. Складывает игрушки и предметы в емкость (ящик). Перестает тянуть предметы и игрушки в рот.Выполняет несколько простых инструкций: «дай то-то, иди ко мне» и д., которым был обучен. Выполняет элементарные требования взрослых.Первые слова: «мама, папа, дай». Появление слов-меток: «бах» – падение и т.д. Копирует интонации, выражена интонация просьбы. Выражает желания звуками и жестами.
1 год – 1 год 3 месяцаУмеет пятиться, приседать, наклоняться.

Пытается самостоятельно есть густую пищу ложкой.

Выполняет простые поручения с предметами: «принеси, положи, открой и закрой ящик» и т.д. Среди других предметов отдает предпочтение игрушке. Начинает воспроизводить в игре разученные действия, кормит куклу.

Собирает пирамидку без учета размера колец. Строит башню из двух кубиков.

Быстрый рост пассивного словаря (запаса понимаемых слов). В активном словаре – произвольное использование знакомых слов; существование особого «жаргона» (облегченные слова).
1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцевПоднимается и спускается по ступенькам. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой.Воспроизводит в игре часто наблюдаемые действия: причесывает, умывает куклу т.д. Строит башню из трех кубиков.

При рассматривании сюжетной картины на вопрос взрослого показывает известные ему предметы, животных и др.

По просьбе взрослого называет хорошо знакомые предметы и объекты. активно использует слова при сильной заинтересованности, удивлении или радости, чтобы назвать предмет.
1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцевЧастично раздевается – носки, шапка – с небольшой помощью взрослых.Понимает несложный рассказ по картинке, пытается отвечать на простые вопросы взрослого при рассмотрении сюжетной картинки. При игре пытается строить из кубиков ворота, скамейку и т.д. Начинает проситься на горшок.Произносит предложения из двух слов. Ежедневно появляются новые слова.
1 год 10 месяцев – 2 годаНачинает бегать. Умеет подпрыгивать на месте. Попадает по мячу ногой.

Частично одевается – ботинки, носки, шапку.

В игре воспроизводит ряд логически связанных действий: куклу купает, затем вытирает.

По предлагаемому образцу, и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.

При игре может контактировать с другими детьми.

При общении со взрослыми использует предложения из 2-3 слов.
2 года – 2 года 6 месяцевСам одевается, кроме застегивания и шнуровки.В играх выражена взаимосвязь и последовательность: кормит куклу, затем баюкает и укладывает ее спать. Выполняет двухэтапную инструкцию «пойди в кухню, принеси чашку»). Целый день остается чистым.Говорит многословными предложениями (3-5 слов). Активный словарный запас 50 и более слов. Появляются вопросы: что это? где? когда? почему? Называет свое имя, фамилию. Частично отвечает на вопросы.
2 года 7 месяцев – 3 годаПолностью сам одевается и застегивает пуговицы. Обувается, с помощью завязывает шнурки.

Может несколько секунд постоять на одной ноге.

Воображение в игре (стул – машина, кубик-мыло). Возможность игровых действий без предметов. Появление ролевой игры – например, играя с куклой, говорит; «я – мама», «я – доктор».

Коллективная ролевая игра при распределении роли старшими: «ты будешь зайчик».

Собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия между верхом и низом. Называет 4 основных цвета.

Элементарные рисунки карандашом, лепит простые фигурки из пластилина.

Понимает прочитанные короткие сказки (видно по мимике, ответам на вопросы).

Называет имена родителей. Часто задает вопросы «почемучка»). Говорит о себе «я».

Начинает употреблять сложные предложения. Речь используется с целью объяснения, размышления.

Источник