Этапы двигательного развития ребенка до года

Этапы двигательного развития ребенка до года thumbnail

В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.

Доктор Вацлав Войта за работой

Доктор Вацлав Войта за работой.

Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:

1 месяц

В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.

2 месяц

В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.

f1.jpg

Контакт «рука – рука – рот».

3 месяц

В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.

4 месяц

В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват –удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.

5 месяц

Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину – с опорой на руки.

6 месяц

В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.

f2.jpg

Контакт «рука – стопа».

7 месяц

Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.

8 месяц

Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата – ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.

9 месяц

Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому – указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.

10 месяц

Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.

11 месяц

Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.

12 месяц

Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба. 

Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.

Источник

Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:

Возраст и физические показатели

Умения

На момент рождения

Рост (длина) – 49-50 см

Вес – 3200-3300 г

Окружность головы – 34-34,5 см

Окружность грудной клетки – 32-34 см

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем.

1 месяц

Рост (длина) – 54-55 см

Вес – 4200-4500 г

Окружность головы – 36,5-37 см

Окружность грудной клетки – 36-36,5 см

Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

Реагирует на резкие звуки.

Отвечает улыбкой.

Начинает гулить.

2 месяца

Рост (длина) – 57-58 см

Вес – 5100-5600 г

Окружность головы – 38-39 см

Окружность грудной клетки – 38-39 см

Длительно удерживает голову.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Ухватывает предметы рефлекторно.

Активно интересуется окружающим миром.

Агукает.

3 месяца

Рост (длина) – 60-61,5 см

Вес – 5800-6400 г

Окружность головы – 39,5-40,5 см

Окружность грудной клетки – 40-42 см

В вертикальной позиции хорошо держит голову.

Долго рассматривает предметы.

Издает разные звуки.

При поддержке под мышки опирается ножками.

В положении на животе приподнимается на предплечьях.

Поворачивается на бок со спины.

Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

Сосет пальцы или кулачек.

4 месяца

Рост (длина) – 62-64 см

Вес – 6400-7000 г

Окружность головы – 40,5-41,5 см

Окружность грудной клетки – 41,5-42 см

Уверенно поднимает голову, лежа на животике.

Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.

При играх смеется и улыбается.

Подолгу гулит.

Хватает руками висящие предметы.

Переворачивается со спинки на живот.

В положении на животе поднимается с опорой на ладони.

Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.

5 месяцев

Рост (длина) – 64-66 см

Вес – 6900-7500 г

Окружность головы – 41,5-42,5 см

Окружность грудной клетки – 43-44 см

Узнает маму и других близких людей.

Осознанно провожает предмет взглядом.

Переворачивается с животика в положение на спине.

Захватывает и удерживает предметы двумя руками.

Берет предмет из рук взрослого.

Сидит с поддержкой.

Длительно нараспев гулит.

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

Рассматривает картинки.

6 месяцев

Рост (длина) – 66-67,5 см

Вес – 7300-7900 г

Окружность головы – 42-43 см

Окружность грудной клетки – 44-45,5 см

Сидит без поддержки.

Тянет руки к предмету, который заинтересовал.

Поднимает игрушку, которая выпала из рук.

Пробует предметы «на зуб».

Начинает ползать.

Учится есть с ложки.

Начинает произносить слоги.

Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.

Отзывается на имя.

Внимательно слушает взрослого.

Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.

7 месяцев

Рост (длина) – 67-69 см

Вес – 7600-8300 г

Окружность головы – 43-44 см

Окружность грудной клетки – 45-46,5 см

Хорошо ползает и сидит.

Стоит с поддержкой за обе руки.

Удерживает в руке предмет неправильной формы.

Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.

Пьет из кружки с помощью взрослого.

Пробует садиться.

Показывает у себя части тела.

8 месяцев

Рост (длина) – 69-70,5 см

Вес – 7900-8600 г

Окружность головы – 43,5-44,5 см

Окружность грудной клетки – 46-47 см

Ищет игрушку, которая упала.

Перекладывает предмет из одной ручки в другую.

Встает, держась за опору.

Быстро ползает.

Садится, ложится, переступает предметы.

Лепечет с интонацией.

Радуется другим детям.

Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».

Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

Боится расстаться с мамой.

9 месяцев

Рост (длина) – 70-72 см

Вес – 8200-8900 г

Окружность головы – 44-45 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Пробует стоять и делать первые шаги.

Подражает другим детям.

Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.

Осознанно манипулирует игрушками.

Показывает части тела у человека и игрушки.

Разрывает и сминает листы бумаги.

Держась за опору, танцует под музыку.

10 месяцев

Рост (длина) – 71,5-73 см

Вес – 8500-9200 г

Окружность головы – 44-45,5 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Начинает брать маленькие предметы пальцами.

Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.

Играет в прятки.

Ходит с поддержкой за две руки взрослого.

Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

Понимает просьбы взрослого.

Повторяет за взрослым жесты и звуки.

Имитирует голоса животных.

Машет рукой при прощании и встрече.

Пробует самостоятельно есть ложкой.

11 месяцев

Рост (длина) – 73-74,5 см

Вес – 8700-9400 г

Окружность головы – 44,5-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Самостоятельно стоит.

Ходит с поддержкой за одну руку.

Поднимает предметы без приседания (нагибается).

Умеет присесть без опоры.

Собирает пирамидку.

Складывает кубики.

Начинает произносить «облегченные» слова.

Играет в ладушки.

Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.

Интересуется книжками и музыкальными игрушками.

12 месяцев

Рост (длина) – 74-76 см

Вес – 8900-9600 г

Окружность головы – 45-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Пробует самостоятельно ходить.

Встает из позиции сидя на корточках.

Самостоятельно пьет из чашки.

Может отказываться от нелюбимой пищи.

Откусывает печенье и другую твердую пищу.

Понимает слова «нельзя» и «можно».

Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

Знает, как пользоваться некоторыми предметами.

Произносит 10-15 слов.

Источник

Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.

Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)

До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех – окружность груди становится больше окружности головы.

Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.

В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.

Физическое
развитие детей до 1 года по месяцам

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.

На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.

В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» – улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.

В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.

Пятый месяц – пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.

Шестой месяц – самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.

В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.

Десять месяцев – может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.

К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.

Польза грудничкового плавания. Грудничковое плавание с рождения. Упражнения на фитболе для новорожденных. Читайте в нашей следующей статье.

Источник

Последовательное прохождение младенцем всех ступеней двигательного развития вносит крайне важный вклад в благополучие во взрослой жизни. И в наших силах помочь малышу расти здоровым и счастливым.

Паттерн — термин, который я буду использовать в этой статье, — это закономерная регулярность, встречающаяся в природе, предсказуемо повторяющийся шаблон, образец.

Паттерны двигательного развития — это 8 основных типов движения, на прохождение которых человек запрограммирован природой и, постепенно осваивая которые, он выстраивает важнейшие связи в центральной нервной системе. Эти связи в мозге отвечают за регуляцию поведения, внимания, движения глаз, необходимые для успешного освоения чтения, развитие двигательно-чувствительной сферы и многое другое.

Младенцы, растущие в среде, стимулирующей движение, проходят эти ступени естественным образом, начиная лежа на полу, и заканчивая стоя на ногах. Однако и для взрослых движение, основанное на Двигательных паттернах развития, может быть весьма обогащающим — это великолепная разминка для тела и ума, которую нередко продвинутые преподаватели используют в работе со студентами или в танцевальных классах. Прохождение через эти движения — способ реорганизации мозга, что помогает регулировать поведение, лучше учиться и общаться. Как разминку, Двигательные паттерны используют перед выступлениями, занятиями, после долгой однообразной деятельности (работы за компьютером, например) — для восстановления, перестройки и питания мозга кислородом, для сбалансирования настроения. Я также опираюсь на эти паттерны, работая как со здоровыми детками, так и с имеющими нарушения развития.

Если какой-либо из паттернов пропущен или сформирован недостаточно по какой-то причине — родовая травма, болезнь, факторы среды (такие как игнорирование или насилие со стороны заботящегося о ребенке, что случается нередко в домах ребенка), повреждения мозга, недостаток времени, проведенного на полу и лежа на животике — может возникнуть пробел в неврологическом развитии. А это может вести, в свою очередь, к нарушениям неврологических функций, связанных с трудностями в учебе, поведении, трудностями с памятью, сном, речью, координацией движений и другим трудностям, нарушающим нормальное развитие в детстве.

Хорошая новость в том, что регулярное, по возможности, ежедневное использование ДПР как развивающей и коррекционной гимнастики может повлиять на наши познавательные процессы, переструктурируя центральную нервную систему как для подросших уже детей, так и для взрослых.

Так как же родители могут поддержать разворачивание этой природной программы формирования здорового, физически и эмоционально крепкого малыша? И чему могут нас, взрослых, научить наши младенцы?

Есть 8 двигательных паттернов, среди которых:

Дыхательный

Тактильный

Центр-периферия

«Голова-хвост»

Низ-верх

Стороны тела

Диагонали

Вестибулярный

В этой и следующей статьях я бы хотела познакомить вас с ними поближе. Начнем с самой простой, базовой вещи, с дыхания.

Дыхание — первое движение, с которым новорожденный входит в этот мир. Дыхание дает нам энергию, жизненно необходимый кислород. В норме у младенцев нет проблем с тем, чтобы дышать эффективно, если только нет какого-либо нарушения, генетического или внутриутробного. Обращали ли вы внимание, как легко и свободно двигается животик малыша, когда он дышит? Именно спокойное, глубокое «дыхание животом», при котором диафрагма опускается достаточно низко, позволяет впустить столько воздуха, сколько нужно телу для нормального функционирования. Во взрослом возрасте мы часто утрачиваем эту способность и дышим поверхностно и несвободно в результате стрессов, приобретенных и удерживаемых постоянно мышечных напряжений, привычек к телесным зажимам. В результате страдает общее самочувствие, уровень жизненной энергии.

Посмотрите на своего малыша внимательно и попробуйте, присоединяясь к его дыханию, учиться у него: расширяться и сжиматься, наполняться и сдуваться, расти и уменьшаться, позволить воздуху проникать к каждой клеточке нашего тела. Быть живым и дышать полной грудью, наслаждаясь вместе с вашим ребенком этой прекрасной силе жизненности.

Тактильные ощущения.

Замечали ли вы когда-нибудь, наблюдая за малышами, как они учатся чему-то новому? Да-да, все тащат в рот. А еще стараются все потрогать пальчиками, схватить, ущипнуть, потянуть, сжать и, конечно, укусить и попробовать на вкус. Часто объектом оказывается мамино лицо, но не только оно — весь мир предстает перед младенцем не только в картинках, но и через тактильные ощущения, дающие массу материала для познания.

Почему?

Первое, с чем мы встречаемся при рождении, — это тактильные ощущения: тепло, холод, касание мамы. Малыши, чтобы понять что-то (суть вещей, если хотите), должны поместить это в рот. Обучение через кожу очень важно для развития мозга. Многообразие ощущений отражает для младенца (и для взрослого, кстати, тоже) качественное многообразие окружающего мира.

Как этот паттерн может быть полезен взрослым? Одно из популярнейших сейчас во всем мире философских и оздоровительных течений, mindfulness, во многом опирается на работу с ощущениями. Внимательное слушание сигналов своего тела, внешних и внутренних, в этой школе рассматривается как основа для присутствия в настоящем моменте (в противоположность витанию в облаках или изнурительному хождению по кругу с какой-либо мыслью или неразрешенной ситуацией), как база для включенности в реальность и, в конечном счете, для большей удовлетворенности своей жизнью.

Работа с тактильными ощущениями может как успокаивать, так и пробуждать. Многие психологи используют такого рода техники для регуляции уровня стресса, для обнаружения ресурсного состояния, в работе с управлением гневом.

Что мама может делать вместе со своим малышом?

Двигаться, танцевать и играть, вместе и порой самостоятельно. Почему маме стоит этим всем заниматься, даже самостоятельно? Потому что трудно поспорить с фактом, что, если счастлива мама, то и малышу будет хорошо. И наверняка каждый из нас видел не раз, как бывает наоборот — измотанная, недовольная жизнью мама и вечно несчастный, требующий и плачущий малыш… Смею утверждать, что, только заботясь о себе, физически и эмоционально, мама может быть «достаточно хорошей мамой» (термин английского психолога Дональда Винникота, классика психологии раннего детства). Любая физическая активность дает нам не только силу, но и приносит так называемую «мышечную радость», вызванную выделением гормонов эндорфина и серотонина.  А также вызывает общий подъем настроения. Так отчего бы не потанцевать?

Почему вместе? Потому что через любую совместную деятельность происходит развитие и укрепление привязанности как основы для здоровых, крепких и позитивных, поддерживающих и развивающих детско-родительских отношений. Что, в свою очередь, ведет к формированию здоровой психики малыша (а затем школьника и подростка). Возвращаясь к танцам, совместным играм и тактильным ощущениям, хочу сказать: что бы вы ни делали, все будет хорошо: это может быть массаж для малыша, самомассаж, совместные валяния, перекатывания, мутузенье (термин из моего детства, литературность не могу гарантировать, к сожалению) и бесконечные объятья.

Массаж для малыша, включающий все части тела, особо тщательным и детальным может быть в области ладошек и пальчиков, поскольку связь рецепторов этих зон с отделами головного мозга, отвечающими за познавательные процессы — факт давно  и многим известный и научно подтвержденный.

Пробуждая себя или играя с малышом, попробуйте разные способы прикосновений: сжать, шлепнуть, почесать, постучать, легко коснуться. Попробуйте начать с сильных, ощутимых прикосновений и закончить легкими, почти неосязаемыми. Активируйте все тело, от макушки до кончиков пальцев на ногах, переднюю и заднюю поверхности.

Нервная система малыша в первый год жизни развивается невероятными темпами. Ее развитие проявляется в том, как двигается ребенок и, в свою очередь, движение оказывает огромное влияние на формирование нервной системы.

Согласно исследованиям, то, как малыш двигается в первый год жизни, определяет его функционирование в дальнейшем. В частности, такое убеждение разделяют в широко распространенной в мире школе Body-Mind Centering — интегративном подходе, который имеет дело с движением, телом и сознанием как целостными и взаимосвязанными процессами.

Как уже упоминалось ранее, двигательные возможности развиваются последовательно, ступень за ступенью. В Body-Mind Centering подходе уверены, что в случае пропуска одного из этапов каждый следующий двигательный паттерн не формируется должным образом, что ведет к слабости мышц, отвечающих, в конечном счете, за вертикальное положение корпуса и полноценное прямохождение.  То есть важно, чтобы малыш хотя бы в какой-то степени прошел через все этапы двигательного развития.

Итак, давайте посмотрим, что именно происходит в этот важный для малыша год.

От рождения до 3 месяцев малыш научается уверенно держать голову, именно здесь берет свое начало первый паттерн — отталкивание (push). Впоследствии малыш идет дальше и отталкивается ручками и всем корпусом от пола. Можно сказать, что это первое «нет» малыша по отношению к окружению, первая попытка отделиться, осознать себя как отдельную личность.

Примерно с 3 до 5 месяцев появляется следующий паттерн — подтягивание (Pull). Это первое «да» малыша включению окружающих предметов и явлений в свой мир. Младенец пытается дотянуться до того, что ему интересно, и притянуть к себе. Также здесь начинают проявляться движения от центра к периферии и разделение «верх – низ» — включение конечностей, отвечающее за направленное движение «к чему-то» и «от чего-то». Эти двигательные паттерны связаны с естественной познавательной потребностью, любопытством по отношению к окружению.

Малыш все больше начинает замечать мир вокруг, и любознательность его растет. В возрасте примерно 5 месяцев малыш поднимает голову, следуя за макушкой и копчиком (а это паттерн «голова-хвост», роднящий человеческое существо с рыбами, рептилиями и дающий потрясающие новые возможности для познания мира). Теперь он может видеть мир уже как взрослый, лежа на животике и опираясь ручками. А порой может даже летать, лежа на животе. Большой вклад в улучшение работы мозга вносит время, проведенное малышом на животике, на гладкой, не покрытой ковром поверхности. Это стимулирует как фронтальные, так и затылочные доли коры головного мозга.

С 5 до 8 месяцев активно развивается гомолатеральный  двигательный паттерн или «лево-право». Это так называемый стиль ящерицы: одновременное движение одной стороной тела, рукой и ногой. Можно было бы это назвать и иноходью, пусть пока не столь элегантной.  Движение этого типа стимулирует ребенка оторвать тело от земли, развивает необыкновенную силу и улучшает баланс.

Возраст 7-11 месяцев прекрасен для таких экспериментов, как подтягивание коленей к животу, выгибания, раскачивание на коленях, выталкивания по направлению вперед. Дети тренируют свой баланс, сидя, кто-то пробует даже сидеть на корточках. Критически важное для выстраивания межполушарных связей в головном мозге ползание на коленях тоже появляется в этом возрасте.  Некоторые малыши уже могут какое-то время стоять самостоятельно на ножках и даже пробуют ходить «по-медвежьи». Продолжается практика координации лево-право.

К 12 месяцам (безусловно, с возможной индивидуальной погрешностью в пару месяцев) наступает время ходить. Это пока еще не взрослая походка — малыш учится координировать противоположные руки и ноги, выстраивать необходимые диагонали в теле и совершенствует равновесие. В умении ходить объединяются все более ранние движения — как вырастает здание из кирпичей — и, безусловно, малыш горд и счастлив, демонстрируя этот сложный многоуровневый навык.

Какой практический вывод можем извлечь мы, родители, из всего вышесказанного? То, что, формируя здоровое тело, мы очень способствуем становлению здорового духа в нем — а именно устойчивой, гибкой и адаптивной нервной системы и широкому набору способов реагирования на окружающий мир. Все это, в конечном счете, — важные составляющие психического здоровья.

В силах каждого родителя создать безопасную среду для свободного и естественного движения: поменьше автомобильных кресел, сидения в подушках, стульчиках, побольше чистого пола с игрушками, небольших препятствий, горок, мячей, возни и объятий, массажа, гимнастики и просто совместного движения и веселья.

Наслаждайтесь младенчеством вашего ребенка, оно прекрасно и так недолго длится….

Укрепляйте здоровую привязанность  с малышом и будьте счастливы!

https://virastaika.ca/
А если статья вам была полезной – не забудьте лайкнуть.

Подписывайтесь на канал, впереди будет еще много интересного.

Источник