Этап развития ребенка в два года

У каждого ребенка в 2 года прослеживаются индивидуальные этапы развития. Он начинает энергично ползать, в скором времени ходить и даже немного разговаривать. Но какими же должны быть обязательные и общепринятые этапы развития ребёнка в 2 года? Предлагаем вашему вниманию развитие движения, навыки рук и пальцев, развитие речи, познавательные навыки, а также эмоциональное развитие и коммуникабельность малыша.
Этап развития движений и действий:
– самостоятельно ходит;
– тянет за собой игрушки;
– носит тяжёлую игрушку;
– начинает бегать;
– стоит на цыпочках;
– пинает мяч;
– без посторонней помощи залезает и слезает с кровати или стула;
– поднимается и спускается вниз по лестнице, держась за перила.
Основные этапы развития навыков рук и пальцев:
– спонтанно рисует каракули;
– открывает бутылки с жидкостью и выливает её;
– строит башенки с 4 кубиков и больше;
– может пользоваться одной рукой больше, чем другой.
Этапы развития речи малыша:
– указывает на предметы или рисунки, когда их называют ему;
– распознаёт имена знакомых людей, предметов и частей тела;
– говорит несколько отдельных слов (с 15 до 18 месяцев);
– в речи использует простые фразы (с 18 до 24 месяцев);
– разговаривает полноценными предложениями, которые складываются с 2-4 слов;
– понимает и исполняет простые наказы;
– повторяет слова, которые случайно услышал.
Главные этапы умственного развития:
– находит предметы, даже когда они тщательно спрятаны;
– начинает сортировать предметы по форме и цвету;
– любит играть в ролевые игры.
Эмоциональное развитие и коммуникабельность ребёнка:
– повторяет поведение других людей, особенно взрослых и старших детей;
– ваш малыш в восторге быть в компании других детей;
– демонстрирует свою независимость;
– начинает вызывающе себя вести.
Здоровье вашего ребёнка:
Так как каждый ребёнок развивается индивидуальными темпами, то невозможно точно сказать, когда ваш ребёнок усовершенствует разные навыки. Вышесказанные этапы развития дают вам общее представление об изменениях, которые вы можете наблюдать у своего малыша. Не пугайтесь, если ваш ребёнок становится старше и эти изменения идут немного не по плану. Но обязательно сообщите своему педиатру, если вы увидите любые из следующих признаков возможных задержек в развитии в этом возрасте:
– не ходит до 18 месяцев;
– не в состоянии развить полноценные шаги после нескольких месяцев ходьбы, или ходит исключительно на цыпочках;
– не произносит, по крайней мере, 15 слов до 18 месяцев;
– не говорит полноценными предложениями из двух слов до 2 лет жизни;
– не понимает функции обще-бытовых предметов (щётки, телефона, звонка, вилки или ложки) до 15 месяцев;
– не повторяет движения или слова;
– до 2 лет не понимает и не выполняет простые наказы;
– не в состоянии тянуть за собой игрушку на колёсиках.
Основные этапы развития детей возрастом 3-4 года
Какие же этапы развития у детей должны прослеживаться в этом возрасте?
Начиная с 3 лет «вызывающее поведение» официально завершается и «волшебные годы» начинаются с 3-4 лет. Это время, когда в мире вашего ребёнка будут доминировать фантазия и живое воображение. В этом возрасте дети уже начинают понимать, что можно делать, а что делать нельзя. В течение следующих двух лет, малыш будет развиваться в различных сферах.
Основные этапы развития движений и действий ребёнка:
– может прыгать и стоять на одной ноге до 5 секунд;
– подниматься и спускаться по ступенькам без поддержки;
– умеет прямо пинать мяч;
– подбрасывает вверх мяч;
– также может ловить и отбрасывать мячик;
– с ловкостью бегает вперёд и назад.
Развитие навыков рук и пальцев:
– копирует квадратные формы;
– рисует человека с двумя – четырьмя частями тела;
– умеет разрезать ножницами бумагу;
– рисует различные геометрические фигуры;
– начинает срисовывать некоторые большие буквы.
Основные этапы развития речи ребёнка:
– понимает понятие «одинаковый» и «другой»;
– уже освоил некоторые правила грамматики;
– говорит предложениями из 5-6 слов;
– разговаривает с другими людьми достаточно чётко;
– рассказывает истории или сказки.
Этапы умственного развития:
– правильно называет некоторые цвета;
– понимает понятие считать и знает несколько чисел;
– прослеживается более чёткое представление о времени;
– вспоминает различные части сказок или историй;
– любит вымышлять различные игры и играть в них.
Этапы эмоционального развития и коммуникабельности ребёнка:
– заинтересован у новых и ярких впечатлениях;
– любит играть с другими детьми;
– играет в «Маму» или «Папу»;
– всё чаще изобретает и фантазирует игры;
– самостоятельно может одеваться и раздеваться;
– ведёт переговоры в разрешении различных конфликтов;
– становится более независимым;
– представляет, что много незнакомых предметов могут быть «монстрами»;
– рассматривает себя как полноценную особь, у которой есть тело, ум и чувства;
– часто не может различить фантазию от реальности.
Здоровье вашего ребёнка в 2 года:
Как выше говорилось, каждый ребёнок развивается по-разному. У кого-то навыки проявляются быстрее, а у других позже. Но если вы наблюдаете значительные задержки развития своего малыша в возрасте 3-4 лет, проконсультируйтесь обязательно со специалистом – педиатром:
– не может подбросить вверх мяч;
– не умеет ездить на трёхколесном велосипеде;
– не может прыгать на одном месте;
– есть трудности в рисовании;
– игнорирует других детей;
– не умеет держать между пальцами карандаш или ручку;
– не может строить из кубиков башенки;
– все ещё цепляется или плачет, несмотря где или с кем его оставили родители;
– не проявляет никакого интереса к интерактивным играм;
– не разговаривает с другими людьми;
– не выдумывает игры;
– сильно сопротивляется, когда одевается, идёт в туалет или спать;
– неожиданно брыкается ногами без всякого самоконтроля, когда сердится или расстроен;
– не может срисовать круг или квадрат;
– не говорит полноценными предложениями, которые состоят, по крайней мере, из трёх слов;
– не понимает разницу между словами «я» и «ты»;
- Атопический дерматит у детей.
- Как лечить ангину.
- Гемангиома.
- Дакриоцистит.
- Диарея путешественника.
Источник
Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.
Что умеет делать годовалый малыш
Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.
На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками.
Также малыш умеет:
- Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
- Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
- Указывать части тела;
- По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
- Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.
Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.
Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.
В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.
Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.
Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев
Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.
Физические навыки
Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.
- Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
- Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
- В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире – именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, – пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.
Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись – но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.
Психоэмоциональное развитие
В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.
Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение – повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.
Вот чему он учится таким образом:
- Подражать взрослым – крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
- Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
- Анализировать, сравнивать и обобщать – что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.
Также сейчас активно развивается речь малыша – советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.
Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.
Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.
Физические навыки
- В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки – пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
- Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
- Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
- Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.
Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь.
Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.
Психоэмоциональное развитие
Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.
- Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
- При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
- В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло – чтобы он поиграл, но не промочил ног.
- Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети – остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
- Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
- К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.
Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки
- Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
- Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
- Он может катать мяч с мамой или папой – вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
- Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
- Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
- Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
- Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.
Психоэмоциональное развитие
В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.
- Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
- В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
- Что касается непослушания – ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного – с ним нужно очень много общаться и играть.
Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» – «ав-ав»; «машинка» – «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно.
Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет
В этом возрасте малыш не только учится думать – происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.
Физические навыки
К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.
- Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
- Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
- Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
- Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.
Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.
Психоэмоциональное развитие
За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз – до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи – познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.
- По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам – предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
- Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
- В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
- Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
- Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.
Все индивидуально
Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!
Ваша задача – помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.
Желаем вашему малышу радостного детства с вами!
Статья на нашем канале Яндекс Дзен
Источник