Эстетическое воспитание во всестороннем развитии личности ребенка
Светлана Мартюшова
Эстетическое воспитание детей как средство гармонического развития личности
Эстетическое развитие ребёнка происходит успешно лишь при условии гармоничного сочетания всех сторон воспитания. И важно не только признание всестороннего развития, а конкретное решение его задач самыми разнообразными способами.
На художественных занятиях, увлекаясь полученными результатами (яркими рисунками детей чистым, выразительным пением, чтением стихов, изящными плясками, воспитатель подчас недооценивает воспитывающего значения этого процесса. Ведь на каждом занятии или даже на каждом отдельном его этапе находить способы установления связи между всеми сторонами воспитания, и особенно между эстетической и нравственной. Музыкальные произведения, отобранные в соответствии с задачами воспитания, своим содержанием содействуют формированию у детей нравственных качеств. Однако воспитательный эффект достигается полностью благодаря умелому применению педагогом методических приёмов. Яркие эмоциональные переживания, вызываемые музыкой, песней, углубляют представления детей о некоторых сторонах действительности и способствуют воспитанию правильного отношения к ним.
Эстетическое воспитание происходит не только в условиях воздействия искусства, но и под влиянием многих сторон окружающей ребёнка жизни. Обстановка детского сада, его художественное оформление, ритмичный распорядок жизни, организованный быт, наблюдения ребёнка за красотой природы, за трудом взрослых – всё это способствует эстетическому воспитанию и вызывает соответствующее отношение к окружающей действительности. А это значит, что ребёнок становится восприимчивым к краскам, цветам, звукам, отзывчивым на красивые и некрасивые поступки; у ребёнка появляется стремление посильно вносить элементы прекрасного в свою жизнь.
Огромное влияние на формирование эстетических чувств детей способна оказать природа. Дети учатся не только видеть, слышать и наслаждаться красотой природы, но и приучаются оберегать её, трудиться в доступной для них форме, знакомятся с тем, как труд человека преобразует природу. В результате у детей возникает чувство любви к родной природе и желание совместно трудиться.
Искусство помогает видеть действительность, и в свою очередь непосредственные наблюдения за природой помогают понять произведения искусства.Нужно уметь сочетать эти два фактора в работе с детьми: осуществляя эстетическое воспитание, использовать художественную литературу, картины, музыку, песни для того, чтобы усилить впечатления от природы, помочь детям почувствовать её красоту, осмыслить её явления.
Жизнь и искусство находятся в теснейшей связи. Искусство, предназначенной для детей, отражает те явления жизни, которые им близки, понятны, интересны. Например, рисование тесно связано с играми, трудом детей, с их интересами и радостями. Все впечатления, которые получают дети из окружающей жизни, находят своё отражение в детском творчестве – в рисунках, лепке, аппликации. Для того, чтобы дети могли отобразить в рисунках свои впечатления, воспитатель целенаправленно организует детские наблюдения, учит детей всматриваться в окружающие предметы, подмечать характерное. Кроме того, он старается обогатить детей нужными навыками, обучить их необходимым умениям. Всё это позволяет ребёнку найти средства изображения, помогает ему увиденное перенести на рисунок.
Произведения изобразительного искусства также используются в целях эстетического развития детей. Здесь важно применять разнообразные и интересные приёмы: организация выставок произведений, которые периодически меняются по своему содержанию; давать возможность детям всмотреться в экспонаты выставки, сравнить их, подметить характерное. Рассматривая с детьми конкретный предмет, выделяя особенности его формы, цвета, узоров, воспитатель содействует расширению знаний о нём и уточнению восприятия. Необходимо учить видеть красоту в окружающем, в природе, в быту, и с этой целью стремиться создать в детском саду эстетически выдержанную обстановку.
Эстетическое воспитаниеимеет свои специальные задачи: развитие восприимчивости ко всему прекрасному в жизни и в искусстве, эмоциональной отзывчивости на него, воспитание любви к искусству, приобщение к художественной деятельности, формирование оценочного отношения, развитие способностей. От того, как удаётся воспитателю научить детей «видеть» и «слышать», зависит многое в их художественном развитии, прежде всего потому, что впечатления детей об окружающем становятся более полными, разносторонними. Перед ними раскрываются новые, ещё незнакомые стороны предметов и явлений. Они могли бы их не применить, если бы у них не была развита эстетическая восприимчивость. Поэтому важно выделять именно те стороны предмета, которые впоследствии дети должны воспроизводить в изобразительной деятельности. Вот почему во время прогулок воспитатель должен обращать внимание на форму, окраску машин, сравнивать величину больших и маленьких деревьев, окраску и форму листьев и т. д.
Не менее важно и развитие слуховой восприимчивости. Ведь и поэзия, и музыка могут быть восприняты в том случае, если развит музыкальный и эстетический слух. При чтении сказок и стихов воспитателю следует помнить о выразительных функциях звучания голоса. Следует постоянно привлекать внимание детей к красоте и значению слова. Искусство тогда воздействует на детей, когда оно вызывает чувства, волнует их, заставляет переживать.
Неоценимо значение литературы в художественном восприятии детей. Воспитатель должен стремиться сформировать у детей любовь к художественной литературе. Воспитание чувства любви к произведениям искусства – один из путей обогащения личности ребёнка и его эстетического развития. Эстетические переживания были бы неполными, если бы дети, поддаваясь настроению, выраженному в произведении, не стремились его осознать, понять, оценить. Поэтому очень важно обратить внимание на развитие у детей оценочного отношения к окружающему.
Важно подчеркнуть, что воспитание эстетического отношения происходит при восприятии художественных произведений и окружающей действительности. Оно осуществляется также и в процессе деятельности детей, когда они оценивают свои действия и действия своих сверстников (в рисунках, при исполнении песен, плясок, стихов, в выполнении правил культурного поведения и т. д.). Следовательно, развитие художественной способности и творческой активности детей проходит успешно лишь в условиях целенаправленной и организованной работы. На основе накопления художественных знаний, полученных на занятиях и в повседневной жизни, дети подготавливаются к тому, чтобы самим находить способы художественного выражения и изображения. Но необходимо стремиться создавать атмосферу, побуждающую детей к творческой активности.
Таким образом, эстетическое воспитание –необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Поэтому эстетическому воспитанию в процессе становления личности ребёнка отводится значительное место. Так сопоставление красоты природы, окружающего мира с произведениями искусства – песнями, сказками, стихотворениями, живописью, музыкой и т. д. – помогает ребёнку глубже и более осознанно воспринимать явления окружающей его жизни, чувствовать и понимать их прелесть, красоту.
Источник
Большую роль во всестороннем развитии личности ребёнка играет эстетическое воспитание – развитие художественного вкуса, чувства прекрасного, восприимчивости к красоте, умения наслаждаться произведениями искусства, а также способности к творчеству. Способность воспринимать красоту окружающей природы и наслаждаться произведениями искусства развивается по мере того, как дети знакомятся с тем прекрасным, которое доступно их восприятию и пониманию. Любовь к прекрасному в окружающем мире порождает у ребёнка стремление к самосовершенству, совершению благородных поступков, содействует его нравственному воспитанию. Именно эстетическое воспитание способно сформировать личность, открыть ребенку огромный интересный мир, сформировать эстетический вкус и развить уникальные способности. Рассмотрим структуру и функции эстетического воспитания:
– Функции эстетического воспитания
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Искусство выполняет не только сугубо эстетическую, но и познавательную функцию, способствует более активному развитию чувств и эмоций, взглядов и убеждений, способно обогатить внутренний мир ребенка.
– Структурные компоненты эстетического воспитания
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей.
Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается и фиксируется в сознании. В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.
Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.
Задача семьи – воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах. Особенно важно возбудить интерес ребёнка к упражнениям в рисовании и лепке, в пении и музыке, вызвать в нём желание попробовать свои силы в том или ином виде искусства. Немаловажную роль в эстетическом развитии личности играют врождённые задатки, которые позволяют, например, судить о высокой восприимчивости одних детей к музыке, других – к изобразительному искусству, и активное желание овладеть каким-либо из этих искусств. Некоторые дети уже в дошкольном возрасте обнаруживают творческие способности к искусству. У большинства детей эти способности развиваются позже, в младшем школьном и особенно подростковом возрастах.
Нет ничего вреднее для развития творческих способностей ребёнка, когда не в меру тщеславные родители или родственники начинают преждевременно расхваливать его таланты. В таких случаях у детей развивается огромное самомнение, эгоизм, они перестают учиться и в итоге их талант постепенно глохнет. Напротив, при соблюдении известной скромности и в то же время настойчивости дети, даже ничем не выделявшиеся в дошкольном возрасте среди своих ровесников, с годами достигают больших успехов в творчестве.
В семье эстетическое воспитание, главным образом, осуществляется посредством включения в программу воспитания ребенка таких элементов, как музыка, рисование, пение, литература, развивающие игры для детей. Знакомить ребенка с поэзией и музыкой рекомендуют как можно раньше. Сегодня существует множество программ раннего развития ребенка, куда мамы приносят малышей возрастом от полугода и слушают вместе с ними приятную музыку. Но совсем не обязательно посещать какие-либо курсы или центры – включить тихую мелодию можно и дома, когда малыш играет или засыпает. В результате общения с музыкой, ребёнку передаются её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность или нежность. В этом и есть сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. В этом и состоит первая и основная задача музыкального воспитания ребёнка любого возраста. Крайне важно умение малыша слушать, вслушиваться в звучание песни или танцевальной мелодии, различать её направление и характер, узнавать знакомую музыку по особому ритмическому звучанию.
Следует помнить, что классическая спокойная музыка способствует усмирению ребенка, успокоению. Даже громко плачущий малыш под воздействием спокойной музыки успокоится, станет менее агрессивным и возбужденным.
Способности, и призвание ребенка можно раскрыть случайно, неожиданно, наблюдая за ним в игре, забавах. Одним из признаков способностей является, как привило, повышенная эмоциональность, вызванная теми или иными впечатлениями.
Современные средства культуры открывают широкие возможности для обогащения ребёнка эстетическими впечатлениями. Но именно поэтому в условиях семьи необходима разумная организация эстетического воспитания ребёнка. Когда радио непрерывно звучит в доме, когда ребёнок часами сидит у телевизора или компьютера – это не только не способствует его эстетическому развитию, а, наоборот, приучает к поверхностному восприятию художественных впечатлений. Зачастую пропадает собственное мнение, ребёнок полагается не на свои чувства и эмоции, а на мнение большинства. Важно, чтобы родители вдумчиво выбирали то, что следует посмотреть и послушать ребёнку, помогали ему осмыслить полученные впечатления. Разговор после прослушивания и просмотра является основополагающим способом закрепления полученной информации, её структурирование и анализ.
Наиболее сильно воздействует на детей художественная литература. Она захватывает их яркостью художественных образов и логикой развития сюжета. Безгранична любовь дошкольников к сказкам и их героям, они с жадностью слушают уже знакомые произведения и с возрастающим интересом – новые. Когда же дети начинают читать самостоятельно, важно поддерживать их интерес к чтению и руководить им, прививая вкус к лучшим произведениям русской и мировой классической литературы. Большое значение для развития детей имеет воспитание у них умения выразительно читать. Надо предоставить детям возможность слушать художественное чтение в исполнении артистов по радио, телевидению, на компакт-дисках. Часто дети остаются равнодушными даже к самым лучшим произведениям художественной литературы, так как не умеют читать их выразительно. Но те же дети приходят в восторг от этих книг, когда услышат их в хорошем исполнении. Искусство выразительного чтения доступно любому взрослому человеку, если он приложит к этому желание и некоторый труд.
Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.
Так что же такое эстетическое развитие личности? В первом приближении эстетическое развитие – это результат эстетического воспитания. В научной литературе эстетическое развитие (ЭР) характеризуется как: развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. ЭР имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения. ЭР начинается уже в раннем детстве. Маленький ребенок при восприятии ярко окрашенных предметов, при исполнении собственных ритмических движений переживает чувство радости. В младшем школьном возрасте основную роль, определяющую эмоциональное воздействие произведений искусства, играют изображенные в них события. При этом для положительного отношения ребенка к произведению важно, чтобы сами эти события вызывали у него интерес и одобрение. В младшем школьном возрасте, как и в дошкольном, эмоциональные реакции по отношению к произведениям искусства характеризуются в основном переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия. Большое место в ЭР младшего школьника занимает его собственная деятельность: рисование, пение, драматизация и др.
В подростковом и старшем школьном возрасте отношение к произведениям искусства все более определяется выраженными в них мыслями и чувствами; особое значение имеет их идейное содержание. Все большее значение для оценки произведения приобретают его художественные особенности, прежде всего выразительность средств изображения, раскрывающих внутренний мир изображенных людей.
Возрастные особенности восприятия искусства тесно связаны с характерными для каждого возраста потребностями. Поэтому необходимо учитывать эти потребности ребенка в процессе эстетического воспитания, при формировании способности к эстетическому восприятию действительности, в ходе постепенного осознания искусства как специфического продукта человеческой культуры.
Как всякий организационный процесс, семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цели и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными, следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижением этой цели является осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.
Источник