Эстетическое развитие ребенка в дидактической игре

Людмила Остроушко
Дидактические игры, направленные на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Снеговик и Солнышко»

Цель: Развивать чувство цвета, уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»

Материал: изображение Снеговика и Солнышка, цветные круги в тёплой и холодной цветовой гамме.

Задание: подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).

Дидактическая игра «Попугай художник»

Цель: уточнить с детьми название цвета; продолжать учить сравнивать и находить одинаковый цвет.

Материал: картинка с изображением попугая, цветные капельки.

Задание: внимательно рассмотрев картину, необходимо найти капли краски одинакового цвета с перьями попугая.

Дидактическая игра «Волшебная палитра»

Цель: развивать чувство цвета.Материал: гуашь, палитра.

Задание: педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками. Смешивая краски можно получать различные оттенки цветов. Можно предложить изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное – добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету, как желтеют листья осенью (от зелёного к жёлтому).

Дидактическая игра «Веселая палитра»

Цель: развивать чувство цвета.

Материал: карточки с предметами, палитры с оттенками цветов.

Задание: назови каждую картинку и покажи на палитре ее цвет.Подбери все пары: лимонный – лимон. (т. д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому – морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе – сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный – это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)

Дидактическая игра «Волшебные картинки»

Цель: учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета.

Материал: лист бумаги с незаконченным изображением, карандаши.

Задание: дорисовать картинку, отметить наиболее интересные картинки, когда ребята придумывают что-то своё, непохожее на другие картинки.

Дидактическая игра «Чудесный лес»

Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал: листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Цветные карандаши.

Задание: педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю.

Дидактическая игра «Угадай, что получится?»

Цель: развивать воображение, фантазию, творчество.

Материал: лист бумаги, карандаши.

Задание: педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать предмет (линию, но не полностью. Следующий ребёнок говорит, что это, может быть, и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.

Дидактическая игра «Чего на свете не бывает?»

Цель: развивать творческое воображение.

Материал: цветные карандаши, бумага.

Задание: педагог предлагает ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать,что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни.

Дидактическая игра «Что это может быть?»

Цель: развивать воображение.Материал: Гуашь, палитры.

Задание: педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т. д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал

Дидактическая игра «Расскажи об их настроении»

Цель: развивать восприятие, внимание, воображение.

Материал: иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния; бумага, цветные карандаши.

Задание: педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо – загадку. Игру можно повторять с разным материалом.

Дидактическая игра «Поможем художнику»

Цель: развивать творческое воображение.Материал: Цветные карандаши, бумага.Цель: педагог предлагает детям нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну. Нарисовать и рассказать о своей машине.

Дидактическая игра «Придумай сам»Цель: развивать воображение, фантазию.

Задание: педагог предлагает ребенку представить, что он прилетел на другую планету и нарисовать то, что он мог бы там увидеть. Когда рисунок будет готов, можно предложить ребенку придумать историю.

Дидактическая игра «Веселый гном»

Цель: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал: картинка с изображением гнома с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Задание: педагог показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать и нарисовать

Читайте также:  Раннее развитие ребенка в перово

Дидактическая игра «Перевертыши»

Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.Материал: карандаши, листы бумаги с изображением половинки предмета.

Задание: педагог предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.

Дидактическая игра «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»Цель: Закреплять умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовывать изображения.

Материал: Карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.Задание: Педагог предлагает детям нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

Источник

Елена Шепелева
Картотека дидактических игр по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Картотека дидактических игр по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

«Кто живёт на лугу»

Цель: создание условия для составления рассказов об окружающих природных объектах.

Дидактический материал: макет картонный с изображением луга, картинки насекомых.

Ход игры:

Предложить детям заселить зелёный луг насекомыми. Правом заселения насекомых пользуется тот, кто отгадает загадку о насекомом и расскажет о нём. Выигрывает тот, кто назовёт больше насекомых

«Назови время года»

Цель и задачи:

Учить замечать изменения в природе. Знакомить с характерными особенностями, следующими друг за другом времён года. Проявлять бережное отношение к окружающему нас миру, природным явлениям.

Дидактический материал:

Иллюстрации с временами года (зима, весна, лето, осень).Листочки деревьев разного цвета (красного, оранжевого, зелёного, белые снежинки.

Ход игры:

1. вариант игры

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением времён года (Осень, зима, весна, лето) и загадывает загадку. После отгадывания загадки, например, об осени ребята поднимают атрибут игры (листочек- оранжевого или красного цвета). Если прозвучала загадка о зиме ребята поднимают вверх снежинку.

При отгадывании загадки о весне веточку с набухающими почками.

А после отгадывания загадки о лете можно использовать атрибут игры -листочек зелёного цвета.

2. Вариант игры

Воспитатель называет природное явление, а ребёнок – время года. Листочки желтеют и опадают. (осенью). Ребёнок использует атрибут игры-жёлтыйлисточек. Снег идёт. (зимой) и ребёнок использует атрибут игры-снежинку. На деревьях набухают почки и появляются листочки. (Весной). Использование атрибута. Зелёная травка, яркое солнце. (летом) использование атрибута. В подтверждении ответа воспитатель показывает иллюстрацию с изображением данного времени года.

«Отгадай загадки с грядки»

Цель.

Учить называть и отличать по внешнему виду овощи (морковь, капуста, помидор, репа, огурец, свекла, лук).Познакомить детей с овощами, выращенными в естественных условиях. Расширять знания детей о пользе овощей. Внести в активный словарь детей понятие «овощи». Развивать речь и мышление детей.

Дидактический материал: корзина, овощи.

Ход игры.

На столе в вазе лежат овощи. Воспитатель загадывает детям загадки и просит их показать на предмет, который она загадала, назвать его.

«Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая».(Морковь)

«Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а. (Лук).

Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, закутана. (Капуста)

«Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла, крупна, сладка на вкус, узнали вы? Я. (Свекла) и т. д.

После этого воспитатель просит детей назвать все предметы одним словом «Овощи».

«Сложи радугу из полосок»

Цель: способствовать закреплению знаний о системе цветов.

Материал: полоски бумаги разных цветов. (как вариант можно использовать палочки Кюизенера

Ход игры: Одну половинку радуги собирает воспитатель, а другую собирает ребенок. Воспитатель предлагает назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

«Помоги собрать крышки»

Цель: закреплять формы предмета, стимулировать зрительные ощущения, развивать тактильные анализаторы.Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

Материал: корзинки с разделителями по цветным секторам, разноцветные крышки.

Ход игры: перед ребенком стоит корзинка, разделенная на четыре ячейки красного, синего, зеленого и желтого цветов.Воспитатель достает из мешочка крышку и спрашивает: «Какого цвета крышка? Где домик такого же цвета? Положи туда крышку»

«Найди листик для бабочки»

Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета.

Материал: картон, пластиковые листики, бабочки.

Ход игры: дети разбирают листочки и в порядке очередности расселяют бабочек по листочкам, в соответствии с цветовой гаммой. Предлагает детям помочь найти каждой бабочке свой листик для отдыха (с проговариванием названия цвета — для младшего возраста). Игру со временем можно усложнить, предложить, например, для красной бабочки найти зеленый листок и так далее.

Читайте также:  Центры развития ребенка омск

Дидактическая игра «Цветная дорожка»

Цель: развивать образное мышление, художественный вкус, умение правильно называть цвета, умение ориентироваться на плоскости игрового поля.

Материал: крышки разных цветов, картонные ячейки.

Ход игры: Воспитатель показывает детям «волшебные» дорожки разных цветов. Дети могут выкладывать на цветных дорожках крышки соответствующего цвета. Могут строить башни, цветы, геометрические фигуры, соединяя их друг с другом.

«Собери бусы на нитку»

Цель:Закрепить представления детей: цвет, форма, величина. Закреплять приемы обследования и накладывания.

•Материал: геометрические фигуры разного цвета и формы, тонкие шнуры или толстые нитки.

•Ход игры: пришедшая в гости белочка приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, знакомства с гостем, воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит в корзиночке. Там разные по форме геометрические фигуры.Педагог определяет порядок нанизывания фигур: вначале круглую, затем квадратную. Далее воспитатель предлагает выбрать из коробочки три разных по форме фигуры и нанизывать их, со словесным сопровождением.

«Найди птичке домик»

Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, ориентировку на плоскости, умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего размера.

Материал: домики из потолочной плитки, обклеенные самоклеющейся пленкой и геометрические фигуры разного цвета.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур.Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры с изображением птиц. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках. Размести «жильцов» в домики». Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме, назвать их цвет. Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета и находит домик для птички.

«Сказочные деревья»

Цель: формирование представлений о цвете, о форме, о величине, развитие мелкой моторики рук.

Материал: деревья красного, желтого, зеленого цвета (плоскостное изображение на бумаге). На каждом дереве листочек такого же цвета.

Ход игры: воспитатель предлагает детям определить, какие деревья они видят, какого они цвета и какие листочки должны на них расти. Подобрать листочки такого же цвета как дерево.

«Волшебные прищепки»

Цель: учить детей подбирать прищепки нужного цвета, тактильные ощущения, чередовать прищепки двух цветов, развивать творческие способности.

Материал: обыкновенные прищепки, распечатанные картинки.

Ход игры: Дети учатся прикреплять дереву веточки, солнышку – лучики, свекле ботву и так далее.

«Мы в гостях у Маши и Саши»

Цель: учить детей подбирать каждой кукле, соответственно её размеру – чайный набор.

Материал: две куклы, тарелки, чашки, ложки разного размера.

Ход игры: детям предлагается накрыть стол для кукол разной величины. Используя словесную инструкцию нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размеру, чайный набор.

«Волшебный мешочек»

Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.

Материал: красиво оформленный мешочек, мелкие предметы, знакомые детям (шарик, кубик, карандаш, резинка, игрушки животных и птиц из киндер-сюрпризов).

Ход игры: воспитатель держит мешочек с предметами и предлагает детям по одному подойти и определить предмет на ощупь, не вытаскивая его и назвать его характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока они не видят. После этого ребёнок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем детям.

«Разноцветные полоски – дорожки»

Цель: учить детей сравнивать предметы по одному и нескольким признакам одновременно.

Материал: Цветные полоски из бумаги (красные, синие, зеленые, желтые)

Ход игры: Разложить разноцветные полоски разной длины от самой короткой до самой длинной.Назвать полоски по длине: какая самая длинная (красная, какая самая короткая (синяя, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Можно сравнить ленты по ширине (самая широкая – зеленая, узкая – желтая). Выбрать вместе с детьми полоску самая длинную и узкую, короткую и широкую».

«Волшебные шарики»

Цель: развитие тактильного восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал: шарики и крупы — рис, гречка, фасоль, горох.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку шарик,содержащий внутри различные крупы: рис, гречку, фасоль, горох.

Шарики с каждым наполнителем парные. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Источник

Альфинур Козлова Хидиятовна
Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Позитивный опыт работы на методическом объединении,

творческой группы педагогических работников муниципальных

образовательных учреждений по художественно-эстетическому развитию дошкольников в 2018-2019 учебном году

Доклад «Совершенствовать формы работы с использованием дидактических игр в развитии творческих способностей, в художественно-эстетическом развитии детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

«Использование дидактических игр

в художественно-эстетическом воспитании дошкольников».

«. Дайте же детям играть,

пока игра их радует, влечет к себе

и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Е. А. Покровский

Проблема творчества всегда была одной из актуальных в педагогике. С принятием ФГОС роль художественно-эстетического воспитания существенно возрастает.

Читайте также:  Презентация на тему игрушки в развитии ребенка дошкольного возраста

Для организации процесса художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении есть универсальные технологии для реализации современных требований – это игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и дошкольников через реализацию определенного сюжета, при этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Они универсальны и эффективны. Они отвечают современным требованиям, предъявляемым к прогрессивным формам организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Они эмоциональные, развивающие по целям, гуманистические и эвристические.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.

Все дидактические игры в художественно – эстетическом развитии дошкольниковможно разделить на три основные вида:

1. Игры с предметами;

2. Настольно – печатные игры;

3. Словесные игры.

Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том,что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Например, «Составь букет», «Создай портрет», «Занимательная палитра», «Лесная полянка».

В процессе выполнения игровых правил у детей формируются навыки выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, оттенков. Например, в младшем дошкольном возрасте в игре «Лучики» дети смотрят на лучики разных цветов (красного, синего, желтого, зеленого) и называют их. В играх старших дошкольников закрепляем знания о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра, их оттенках. В таких дидактических играх закрепляются знания эталонов (форма, цвет, материал и др.) о свойствах и качествах различных материалов, углубляются представления о существенных характеристиках предметов, ребята учатся выделять особенности деталей, а также развивается художественное восприятие, память, речь, воображение.

Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей.Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Например, подбор картинок по парам.

Самое простое задание в такой игре –нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две птички, два грибочка и др. «Парные картинки. Садовые цветы. Птицы. Деревья, лисья и плоды»

Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам,но и по смыслу: найти среди всех картинок два цветка. Цветы, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку.

Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Овощи. Фрукты. Ягоды» дети объединяют картинки, классифицируют их фрукты с фруктами, овощи с овощами, ягоды с ягодами.

Дидактическая игра «Времена года» помогает закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года,закрепить знания о классификации цвета: теплые и холодные.

Словесные игры. Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе.

Использование дидактических игр: «Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко ит. д.).

«Что бывает желтое в природе?» (солнце, одуванчик, лимон, осенние листья).

«Что это такое?»– взрослый называет растение или животное, ребенок- общую группу, к которой они относятся.

Например: -воробей…птица, -мухомор…гриб.

“Так бывает или нет?”правилами игры требуется: заметить в стихотворении Л. Станчева “Это правда или нет?”все небылицы:

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

Га-га-га пел соловей.

Быстро дайте мне ответ

Это правда или нет?

Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.

Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствовует активному участию детей в этих играх.

Это позволяет развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда. Дети учатся высказывать эстетические суждения и давать эмоционально оценку произведений искусства, закрепляют техники ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.

Источник