Эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста курсовая

Теоретические основы проблемы эстетического воспитания дошкольников, состояние проблемы в психолого-педагогической литературе. Гармонизация и развитие духовных качество ребенка, методы и приемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Подобные документы

  • Изучение психолого-педагогических основ эстетического воспитания старших дошкольников. Выявление значения природы в эстетическом воспитании детей. Анализ путей и методов эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы.

    курсовая работа, добавлен 09.05.2014

  • Эстетическое развитие как важнейшая составляющая гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста, знакомство с основными задачами. Общая характеристика распространенных проблем эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

    статья, добавлен 25.03.2019

  • Подходы к проблеме художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование творческих умений, осознание чувства прекрасного. Методы и приемы развития творческой активности детей.

    курсовая работа, добавлен 09.11.2013

  • Содержание и основные принципы эстетического воспитания дошкольников при ознакомлении с природой в учебной программе дошкольного образования. Экспериментальная работа по формированию эстетического развития дошкольников при ознакомлении с природой.

    курсовая работа, добавлен 12.10.2018

  • Проблемы эстетического воспитания, их взаимосвязь с всесторонним процессом нравственного, трудового, художественного воспитания ребенка. Особенности формирования основ эстетического вкуса и чувств, пути развития их в процессе эстетического воспитания.

    реферат, добавлен 14.02.2012

  • Организация эстетического и познавательного воспитания в детском саду. Воздействие на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира. Развитие у дошкольников художественных способностей, воображения и фантазии.

    курсовая работа, добавлен 21.11.2014

  • Взаимосвязь речевого и умственного развития детей старшего дошкольного возраста. Диагностический анализ речевого развития старших дошкольников. Разработка занятий по развитию речи старших дошкольников с использованием средств эстетического воспитания.

    курсовая работа, добавлен 13.02.2016

  • Особенности эстетического воспитания, роль эстетики в воспитании личности ребенка. Проблема эстетического воспитания, развитие сущностных нравственно-эстетических качеств личности. Изменения в мотивационной сфере детей младшего школьного возраста.

    статья, добавлен 18.01.2021

  • Вклад педагогов в развитие теории эстетического воспитания. Проблемы, условия развития творчества у детей. Методы и приемы развития художественной деятельности детей. Анализ эстетического оформления детского сада №22 “Центр развития ребенка “Родничок”.

    контрольная работа, добавлен 29.07.2010

  • Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема. Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Анализ программ музыкального воспитания дошкольников и нравственно-эстетическое воспитание.

    дипломная работа, добавлен 29.06.2012

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Программа развития и воспитания детей в детском саду “Детство” под редакцией Т.И. Бабаевой, её основные задачи. Программа “Творчество”: цели, задачи, структура, содержание.

Подобные документы

  • Организационная структура Детского сада № 55 “Родничок” г. Усть-Кут. Формирование системы полихудожественного воспитания дошкольников. Компетентностно-ориентированный подход к образованию. Описание содержания и технологий образовательного процесса.

    отчет по практике, добавлен 18.03.2015

  • Значение лепки для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Ее виды и способы (конструктивный, пластический, комбинированный). Основные задачи и содержание обучения технике лепки из пластилина детей различных возрастных групп детского сада.

    презентация, добавлен 20.11.2015

  • Исследование проблемы эстетического воспитания. Его взаимосвязь с нравственным, трудовым и художественным воспитанием. Формирование основ эстетического вкуса и чувств в дошкольном возрасте и их дальнейшее развитие. Содержание методы и задачи воспитания.

    реферат, добавлен 12.12.2010

  • Задачи и виды трудового воспитания, его значение в разностороннем развитии личности ребенка. Совместная трудовая деятельность в детском саду. Методы воспитания у детей позитивного отношения к труду. Критерии развития трудовой воспитанности дошкольников.

    курсовая работа, добавлен 14.01.2015

  • Состояние проблемы эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста. Методики и результаты экспериментальных исследований особенностей эстетического воспитания дошкольников.

    курсовая работа, добавлен 21.06.2010

  • Задачи, средства и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Раскрытие основ нравственно-патриотического воспитания детей через ознакомление с историей и культурой родного города и страны. Взаимодействие воспитателей с родителями детей.

    курсовая работа, добавлен 22.12.2014

  • Цели, задачи экологического воспитания у дошкольников, его содержание. Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром. Экологическая тропа как условие воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 08.05.2014

  • Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста, возрастные особенности их развития. Характеристика средств физического воспитания, его основные методы и приемы. Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.

    курсовая работа, добавлен 10.02.2014

  • Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания. Критерии и методы оценки физической подготовленности детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Развитие движений детей, быстроты, ловкости, силы, выносливости.

    контрольная работа, добавлен 24.06.2013

  • Особенности эстетического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания. Рекомендации по эстетическому воспитанию дошкольников на занятиях изобразительной деятельности.

    курсовая работа, добавлен 15.04.2013

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Понятие и классификация народного творчества. Развитие художественно-творческих способностей детей. Характеристика перечня проблем гармонического развития ребенка.

  • Подходы к проблеме художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование творческих умений, осознание чувства прекрасного. Методы и приемы развития творческой активности детей.

    курсовая работа, добавлен 09.11.2013

  • Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Методы и формы организации театрализованной деятельности.

    Читайте также:  Стадии развития ребенка по фрейду кратко

    курсовая работа, добавлен 22.06.2017

  • Формирование музыкальных способностей детей дошкольного возраста, влияние, которое оказывает музыка на развитие полноценной личности. Воспитание музыкального и эстетического чувства у детей. Эмоциональная отзывчивость как компонент развития музыкальности.

    статья, добавлен 01.04.2019

  • Теоретические основы понятия творчества и творческих способностей у детей дошкольного возраста. Значение и виды их творческой деятельности. Особенности и условия успешного педагогического процесса, помогающего развивать у детей творческие способности.

    курсовая работа, добавлен 04.06.2011

  • Изучение эстетического воспитания детей дошкольного возраста, как психолого-педагогической проблемы. Определение значения театральных игр в решении задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Анализ руководства театрализованными играми.

    курсовая работа, добавлен 23.09.2017

  • Теоретические аспекты творческих способностей. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Условия успешного развития творческих способностей у старших дошкольников. Образовательные программы по развитию творческих способностей детей.

    дипломная работа, добавлен 28.06.2016

  • Анализ проблем творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Условия и оптимальные сроки начала развития творческих способностей. Основные направления развития творческого потенциала ребенка старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 08.09.2012

  • Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Методы и приемы обучения детей рисованию дошкольников. Особенности использования натуры в работе с детьми дошкольного возраста, использование принципа наглядности на занятиях.

    реферат, добавлен 03.10.2015

  • Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема. Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Анализ программ музыкального воспитания дошкольников и нравственно-эстетическое воспитание.

    дипломная работа, добавлен 29.06.2012

  • Окружающая действительность как основной источник развития детского изобразительного творчества. Знакомство с ключевыми особенностями развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе игр художественно-эмоционального содержания.

    статья, добавлен 24.06.2020

  • Источник

    Содержание

    Введение

    На современном этапе развития
    нашего государства, на фоне экономических
    и политических изменений, целью воспитательного
    процесса является всесторонне развитие
    ребенка дошкольного возраста.

    В последнее время возросло
    внимание к проблемам теории и практики
    художественно-эстетического воспитания
    как важнейшему средству формирования
    отношения к действительности, средству
    нравственного и умственного воспитания,
    то есть как средству формирования всесторонне
    развитой, духовно богатой личности.

    Дошкольный возраст важнейший
    этап развития и воспитания личности.
    Этот период приобщения ребёнка к познанию
    окружающего мира, период его начальной
    социализации. Именно в этом возрасте
    активизируется самостоятельность мышления,
    развивается познавательный интерес детей
    и любознательность.

    В связи с этим особую актуальность
    приобретает воспитание у дошкольников
    художественного вкуса, формирования
    у них творческих умений, осознание ими
    чувства прекрасного.

          
    Цель курсовой работы – теоретически
    обосновать и экспериментально проверить
    возможность формирования основ художественно
    – эстетического вкуса старших дошкольников
    посредством живописи.

         
    Объектом исследования является процесс
    художественно – эстетического воспитания
    детей старшего дошкольного возраста.

         
    Предметом   реализация процесса художественно
    – эстетического воспитания детей старшего
    дошкольного возраста.

    Исходя из  цели курсовой
    работы,  определяем  следующие задачи:

    1. Изучить психолого-педагогическую
      литературу по проблемам художественно
      – эстетического воспитания детей дошкольного
      возраста;
    1. Обосновать значение живописных
      произведений в качестве средства художественно
      – эстетического воспитания.

    3.  Экспериментально проверить серию
    занятий и дидактических игр по

    формированию основ художественно – эстетического
    вкуса у детей старшего

    дошкольного возраста посредством живописи.  

    В ходе работы применялись следующие методы:

    1. Теоретический анализ психолого-педагогической 
    литературы.

    2. Наблюдение.

    3. Беседа.

    4. Диагностические задания.

    5. Количественный и качественный 
    анализ полученных результатов.

    В качестве гипотезы мы выдвинули
    предположение, что формирование основ
    художественно – эстетического вкуса старших
    дошкольников посредством живописи, будет
    эффективным если проводятся занятия,
    дидактические игры, предусматривающие
    формирование основ эстетического вкуса
    старших дошкольников посредством живописи.

    Методологическую
    основу исследования составили:

    – концептуальные идеи, содержащиеся 
    в исследованиях отечественных и
    зарубежных педагогов и психологов о характере
    и специфических особенностях детского
    художественного творчества как эстетического
    явления (Д.В. Бакушинский, Е.И. Флерина,
    Н.П. Сакулина);

    – положения педагогики 
    и психологии о значении, взаимосвязи 
    и взаимозависимости восприятия 
    и творчества в детской изобразительной 
    деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец,
    Б.М. Теплов и др.);

    – концепция понимания 
    детского искусства как части 
    мировой художественной культуры (Б.П.
    Юсов, Н.Н. Фомина).

    В исследованиях Б.М. Неменского,
    Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Р.М.Чумичевой,
    Т.Н. Дороновой, Е.А. Флериной и др. доказано,
    что общение с произведениями искусства
    имеет познавательное значение, помогает
    развитию и совершенствованию чувств,
    активно способствует росту эстетического
    сознания личности.

    Экспериментальное исследование
    осуществлялось на базе МБУ лицея № 67 с/п детский сад
    № 172 « Русалочка», в нем принимали участие
    20 детей в возрасте 5-6 лет.     

    Курсовая работа состоит из
    введения, 2 глав, заключения, списка литературы.

    Глава 1. Теоретические
    основы художественно-эстетического воспитания
    детей старшего дошкольного возраста

      1. Состояние проблемы
        художественно – эстетического воспитания
        в психолого-педагогическом исследовании

    Эстетические свойства личности
    не являются врожденными, но начинают
    развиваться с самого раннего возраста
    в условиях социального окружения и активного
    педагогического руководства. В процессе
    эстетического развития происходит постепенное
    освоение детьми эстетической культуры,
    формирование эстетического восприятия,
    а также представлений, понятий, суждений,
    интересов, потребностей, чувств, художественной
    деятельности и творческих способностей.
    Развитие детей раннего возраста следует
    рассматривать как подготовительный этап
    к эстетическому освоению окружающего
    мира. Начинается он с развития различительной
    чувствительности всего сенсорного аппарата
    и эмоционального отклика на восприятие
    наиболее ярких свойств и качеств объектов
    (предметов и явлений). Ребенок радостно
    реагирует еще только на отдельные наиболее
    яркие качества: на ритмические движения,
    музыкальные звуки, чистые яркие цветовые
    тона, на лицо матери, ее улыбку, ласковую
    речь. Эмоциональная отзывчивость на приятные
    для него фрагменты отдельных явлений
    проявляется у младенца либо в успокоении
    после плача, либо в бурном двигательном
    возбуждении, в ответной улыбке, в радостном
    смехе. Весь первый год жизни активно совершенствуются
    сенсорно-эмоциональная восприимчивость
    детей. Постепенно на втором году жизни
    у детей происходит совершенствование
    восприятия: ребенок воспринимает не только
    свойства действительности, но и отдельные
    средства эстетической выразительности
    в некоторых произведениях искусства.
    У него возникают адекватные реакции на
    контрастные выразительные средства в
    произведениях искусства: веселую и грустную
    мелодию, быстрый и медленный темп, громкое
    и тихое звучание музыки и т.д. Развивается
    подражание в различных видах простейшей
    художественной и игровой деятельности,
    появляется чувство удовлетворения не
    только от процесса деятельности, но и
    от достижения определенного результата.
    Развитие речи приводит к усвоению названий
    все большего количества эталонных признаков,
    эстетических качеств в процессе их сопоставления:
    красивый – некрасивый, чистый – грязный,
    большой – маленький, веселый – грустный,
    красный – зеленый и т.д. дети приобщаются
    к некоторым видам художественной деятельности
    (музыкальной, изобразительной, выразительному
    слову)[11, c.45]. К концу старшего дошкольного
    возраста может более сосредоточенно
    слушать музыкальные и литературные произведения,
    рассматривать произведения изобразительного
    искусства, а также более глубоко их воспринимать,
    сопереживать, сочувствовать положительному,
    доброму и осуждать зло. У ребенка развивается
    музыкальный и поэтический слух. Он не
    только замечает выразительно-изобразительные
    средства в различных произведениях искусства,
    но и умеет объяснить их необходимость
    в данном жанре, осознанно воспринимая
    жанровое своеобразие различных видов
    искусства. У детей появляются устойчивые
    предпочтения к определенным жанрам музыкальных,
    литературных и изобразительных произведений.
    Активно развиваются художественно-творческие
    способности, дети сами придумывают загадки,
    сочиняют стихи, сказки, песни, пляски,
    создают аппликации, рисуют, лепят. У них
    появляется оценочное отношение к творческим
    проявлениям, как своих сверстников, так
    и со своим собственным. Постепенно благодаря
    обучению у детей формируется эмоциональная
    отзывчивость на выразительные различные
    средства в их сочетании, на простейшие
    художественные образы. Дети начинают
    не только видеть, но и осознавать первоначальные
    эстетические качества в произведениях
    искусства. Они в состоянии заметить более
    тонкие различия, делать более тонкие
    сопоставления, найти выразительные слова.
    Дети запоминают поэтические образы из
    художественных различных произведений
    и используют их в своей речи. У них формируется
    интерес к красивому в окружающей жизни
    и в искусстве, к различным видам художественной
    и игровой деятельности. У детей наблюдается
    яркое выражение эмоциональной восприимчивости
    к поведению литературного героя, хотя
    скрытые мотивы его поведения детьми еще
    не осознаются. Продолжает развиваться
    художественное творчество, однако детские
    замыслы еще характеризуются недостаточной
    устойчивостью и отчетливостью [3, с.29].
    Эстетическая жизнь ребенка замечательна
    своим универсализмом – и этим наиболее
    отлична она от эстетической жизни взрослых:
    все прекрасное, в какой бы ни было оно
    форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя
    любит и музыку, и сказку, и рисование,
    и лепку, и танцы, и сценические представления.
    Ребенку совершенно чужда черта, столь
    часто встречающиеся у взрослых: дитя
    не знает нашего сосредоточения на одном
    – двух видах искусства – оно любит все
    виды искусства. Среди взрослых не мало
    людей, которые поклоняются прекрасному,
    когда оно предстает лишь в определенной
    форме – одни любят поэзию и равнодушны
    к музыке, к живописи, другие любят живопись,
    скульптуру, но не любят поэзии и т.д. Дети
    же любят все прекрасное – и эта универсальность
    эстетических интересов ребенка находит
    полное свое выражение в универсальности
    эстетической активности у детей: они
    любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать
    сказки, играть на всех инструментах и
    танцевать. Ничто прекрасное не оставляет
    его равнодушным. Другая характерная черта
    детской эстетической жизни заключается
    в творческом ее характере: дитя никогда
    не может ограничиться эстетическим восприятием,
    он неизменно стремится к творчеству,
    пользуясь всеми доступными ему средствами.
    Особая роль в эстетическом воспитании
    отводится искусству. Волнуя и радуя, оно
    раскрывает перед детьми смысл жизненных
    явлений, заставляет их пристальнее всматриваться
    в окружающий мир, побуждает к сопереживанию,
    к осуждению зла [15, с.18]. Принцип всестороннего
    и гармонического развития личности, который
    наряду с другими качествами подразумевает
    воспитание трудолюбия, культуры, развитие
    чувства красоты. Полноценное умственное
    и физическое развитие, моральная чистота
    и активное отношение к жизни и искусству
    характеризуют целостную, гармонически
    развитую личность, нравственное содержание
    которой во многом зависит от эстетического
    воспитания. Деятельность детей, связанная
    с искусством, всегда должна быть непринужденной,
    насыщенной радостным устремлением, творческим
    воображением, инициативой. Чем эстетически
    развит ребенок, тем прочнее его художественные
    умения и навыки, тем полнее его творческая
    деятельность.

      1. Произведения живописи
        как средство художественно-эстетического
        воспитания дошкольников
    Читайте также:  Двурогая матка развитие ребенка

    Изобразительное искусство
    – это группа искусств, основанных на
    воспроизведении конкретных явлений жизни
    в их видимом предметном облике. К ним
    относятся живопись, скульптура, графика.

    Изобразительное искусство
    носит ярко выраженный творческий характер.
    Оно основано на творческой деятельности,
    в процессе которой создаются конкретно-чувственные
    художественные образы, отражающие действительность
    и воплощающие эстетические отношение
    к ней человека[21,с.32].

    Рассмотрим подробнее живопись.

    Живопись как вид изобразительного искусства
    отражает предметы и явления реальной
    жизни посредством наложения красок на
    поверхность холста.

    Своеобразием живописи является
    двухмерное изображение реального мира
    на плоскости.

    Ощущение пространства, объема
    достигается посредством цвета и светотени.

    Выделяется монументально-декоративная
    живопись (которая становится украшением
    архитектурных сооружений), декоративно-театральная 
    (встречающаяся в театре), миниатюрная
    (радующая наш глаз на шкатулках и украшениях)
    и станковая, о которой и пойдет речь в
    дальнейшем.

    Название «станковая живопись»
    пошло от места, на котором художник устанавливает
    загрунтованный и натянутый на подрамник
    холст (станок, мольберт). Станковая живопись
    создается в мастерской художника.

    Живопись как вид изобразительного
    искусства характеризуется разными жанрами:

    • пейзаж,
    • натюрморт,
    • портрет,
    • сюжетно-тематические картины.

    Отличительным признаком этих
    жанров является объект изображения (что
    изобразил художник), а общим – выразительные
    средства (как изобразил).

    Пейзаж –  жанр изобразительного
    искусства, посвященный воспроизведению
    естественной или измененной человеком
    природы. Пейзаж бывает архитектурный,
    городской, парковый, индустриальный,
    морской и др. В работе с детьми чаще используется
    природный пейзаж.

    Пейзаж – это не случайно выбранный
    художником уголок природы или города.
    Его выбор обусловлен состоянием погоды,
    освещенностью, временем суток, настроением
    художника. Художник не фотографирует,
    а обобщает и творит образы природы. Пейзаж
    не только выражает настроение, но и несет
    в себе определенную идею.

    Пейзажная живопись – это высшая
    ступень художественного освоения природы,
    вдохновенно и образно воссоздающая ее
    красоту. Полагаем, что знакомство детей
    с этим жанром способствует их эмоциональному
    и эстетическому развитию, воспитывает
    доброе и бережное отношение к природе,
    ее красоте, будет пробуждать искреннее,
    горячее чувство любви к своему краю, родной
    земле. Художественный пейзаж поможет
    развить эстетический вкус, образное и
    ассоциативное мышление, воображение,
    самосозерцание .

    Читайте также:  Центр развития ребенка карусель

    Портрет  – изображение 
    какого-либо человека или группы людей,
    существующих или существовавших в реальной
    действительности.

    Своеобразные отличительные
    особенности портретов заключаются в
    том, что портрет должен убедительно и
    правдиво передавать внешний облик изображаемого
    человека, выражать черты его характера
    и его душевное состояние, определяемое
    замыслом художника. В портрете отражаются
    общие типические черты целой группы людей
    эпохи, к которой принадлежит портретируемый.

    Этот жанр самый сложный в изобразительном
    искусстве. Сложность заключается в самой
    сути этого произведения искусства. С
    одной стороны художник, раскрывая перед
    зрителем образ человека, выражая его
    внутренний мир, высказывает о нем свое
    мнение. Зритель же самостоятельно пытается
    понять внутренний мир, мысли и чувства
    человека, изображенного на портрете,
    он может согласиться или не согласиться
    с художником, составить свое мнение об
    образе.

    Натюрморт – жанр изобразительного
    искусства, отражающий предметы быта,
    цветы в букете, орудия труда, книги, посуду,
    снедь, т.е. все, что создано человеком
    и природой. Художник выделяет из окружающего
    мира предмет или группу предметов и раскрывает
    перед зрителем красоту привычных предметов,
    вещей, обращает внимание на объем, фактуру,
    поверхность, пластику, пространственное
    расположение, форму и цветовое сочетание
    одних предметов с другими, выражая свое
    отношение к ним[4,с.2].

    Натюрморт – первый жанр живописи,
    с которым, как показывают исследования
    педагогов и психологов, нужно знакомить
    дошкольников, ибо он не только вызывает
    эмоциональный отклик у детей уже с 3-4
    лет, ассоциации с их собственным жизненным
    опытом, он и привлекает внимание детей
    к средствам выразительности живописи,
    помогает им пристальнее вглядываться
    в красоту изображенных предметов, любоваться
    ими.

    Внимание всегда привлекает
    цветовая тональность – теплая, холодная,
    или контрастная гамма красок. Например:
    «Хризантемы» (И. Грабарь), «Цикламены»
    (В.Конашевич) написаны в прозрачной холодной
    гамме; «Подсолнухи» (В. Ван Гог), «Натюрморт»
    (О. Богаевская) – в теплой гамме; «Груши
    на зеленой драпировке» (И.Грабарь), – в
    контрастной гамме.

    Знакомя детей с натюрмортом,
    следует обратить внимание на все его
    характеристики: вид, характер образа,
    средства выразительности, индивидуальную
    манеру творчества художника – и донести
    это до детей в доступной форме.

    Детям старшей группы дают для
    рассматривания разнообразие натюрмортов;
    особенности средств выразительности,
    индивидуальность творческой деятельности
    художников.

    При восприятии произведений
    живописи среди многообразия изображенных
    форм воспринимается прежде та, что находится
    в центре, в этом проявляется особенность
    нашего зрения. В каждой картине такой
    центр называется композиционным центром,
    с помощью которого выделяется главное
    в произведении. Композиционный центр
    в живописном произведении выделяется
    художником по-разному: величиной фигуры,
    цветовым сопоставлением, светотенью,
    расстоянием между фигурами.

    Композиционному центру подчинены
    все остальные детали картины. Логическое
    «прочтение» содержания всего произведения
    начинается с восприятия композиционного
    центра, благодаря этому устанавливается
    связь элементов картины, чем и достигается
    целостность восприятия произведения.

    Создавая художественное полотно,
    художник добивается равновесия в картине.
    В живописи равновесие достигается не
    равным количеством размещенных объектов,
    а некоторыми элементами художественной
    выразительности. Такими элементами являются
    масса предметов, расположенных на полотне
    слева и справа, тон и цвет изображенных
    объектов.

    В процессе  ознакомления
    детей с живописью  выделяют три этапа.

    По мнению Р.М. Чумичевой, на
    первом этапе ознакомления с живописью
    используют искусствоведческий рассказ.

    Структура рассказа:

    Сообщение названия картины,
    фамилии художника.

    • О чем написана картина?
    • Что самое главное в картине?
      (композиционный центр), как оно изображено
      (цвет, построение, расположение).
    • Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, устанавливается связь между содержанием и средствами его выражения).
    • Что красивого показал своим
      произведением художник?
    • О чем думается, что вспоминается,
      когда смотришь эту картину?

    Искусствоведческим рассказом
    создается интерес к данной картине, формируется
    умение внимательно ее рассматривать,
    эмоционально откликаться на ее содержание.

    Источник