Эстетическое направление развития ребенка

Эстетическое направление развития ребенка thumbnail

«Художественно- эстетическое направление

в воспитании детей»

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.

Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».

В.А.Сухомлинский

Воспитание — это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.

Наши дети особенные: их отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте.

Таким образом, в нашем учреждении необходима активная целенаправленная профилактическая работы с детьми и подростками, особое внимание следует уделятьвоспитанникам с девиантным поведением. В происхождении такого поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного воспитания, несовершенство процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения и их ценностных ориентации.
      Художественно- эстетическое, социально-личностное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое и правовое, познавательное, трудовое, направление по формированию здорового образа жизни являются приоритетными согласно Постановлению правительства РФ № 481 “О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей”.
Современная концепция воспитания показывает важность приобщения детей кискусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей.

Художественно-эстетическая деятельность –  деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.

Основными целями являются:

♦ развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

♦ воспитание и развитие художественного вкуса воспитанников, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

♦ освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

♦ овладение практическими умениями и навыками художественно-
творческой деятельности;

♦ формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры

Реализация цели осуществляется через решение задач:

• организация предметно-развивающей среды в художественно-творческой деятельности;

• развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

• использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;

• приобщение к традициям родного края;

• привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.

Художественно-эстетического направление включает ознакомление детей с искусством(например,декоративно-прикладное, живопись, графика, архитектура, скульптура);эстетику развивающей среды (например, изобразительные материалы и оборудование для творчества, особенности рабочей зоны); изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд– это работа с различными материалами , в процессе которой ребенок создает полезные и эстетически значимые предметы и вещи;музыкальное воспитание, реализуемое путём воздействия музыкального искусства и эстетического отношения к музыке;культурно- досуговую деятельность(например, отдых, физическая активность, развлечения, игры, просвещение, самообразование, творчество, созерцание, праздники); синтез искусств(театр,пантомима); вокал; хореографию;театрально – игровую деятельность (сюжетная игра с правилами); все виды продуктивной деятельностиконструирование, вышивание, собирание мозаик и аппликации), краеведение.

Реализация задач художественно-эстетического направления наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

• Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

• Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.

• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь учреждения.

• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.

• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами учреждения.

• Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство — как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического направления являются:

· создание обстановки эмоционального благополучия;

· создание и обновление предметно-развивающей среды;

· творческий подход к содержанию образования;

· вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

· использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

· синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;

· осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд);

· преемственность в работе с учреждениями культуры

Данное направление является целостным, интегрированным по всем направлениям художественно-эстетического направления, которое основывается на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного) осуществляемого средствами природы, эстетической развивающей среды, разнообразной художественной деятельности: музыкальной, изобразительной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), художественно-речевой, театрализованной

Художественно эстетическое развитие предполагает  использование музыки

 в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке,

в изобразительной деятельности, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

Формы работы с детьми

Построение направления основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Так, существенные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, поэтому следует учитывать, что содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, отношениях между людьми должны быть устойчивыми на каждом этапе постепенного взросления воспитанника. Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. В возрасте 7-10 лет основной вид деятельности- игра, можно использовать в работе: игра-беседа, игры-забавы,игровые обучающие ситуации, игра-занятие, игра-драматизация, игра- экспериментирование. Дети с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

Для детей 11-13 лет существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Например, постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.

Читайте также:  Траектория развития ребенка в дополнительном образовании это

Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств;

В воспитании эстетических восприятий детей необходимо широко использовать заучивание стихов, песен, демонстрацию репродукций картин, игры с элементами театрализации для детей.

Основной задачей эстетического воспитания воспитанников 14 лет и старше является формирование способности к восприятию и пониманию эстетических ценностей будущей профессиональной деятельности, развитие эстетического вкуса, например, через деловые игры. Оно связано с восприятием и осмыслением ими прекрасного и оригинального в действительности, удовольствием им, эстетическим творчеством в познавательной деятельности. Успешность данного процесса в значительной степени зависит от деятельности учреждения, где формируются познавательные потребности, общие и профессиональные компетенции, эстетические представления, мировоззренческие основы и характер поведения старших воспитанников при их подключении к различным видам образовательной, общественной и профессиональной деятельности

Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики учреждения, от опыта и творческого подхода педагогов.

Эстетическое общение — особое условие и средство эстетического развития, направленное на то, что бы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребёнке веру в его творческие способности, в то, что он пришёл в мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Эстетическое общение позволяет ребёнку присвоить позицию творца, позволяющей по- другому воспринимать мир и себя в нём. Один из признаков такой позиции — выразительность художественного образа.

Например, выразительность детской лепки — посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Так, воспитанники знакомятся с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, формируется умение аккуратно пользоваться материалами.

Аппликация -привлечение детей к созданию предметных и сюжетных композиций, развивает интерес детей к изобразительной деятельности, обогащает сенсорный опыт, развивает органы восприятия, содействует возникновению чувства радости от самостоятельно созданного.

Выставки детских работ формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности, дети начинают дорожить своими работами, учатся сравнивать свои работы с работами других детей, стремятся к хорошему результату, воспитателю выставки детских рисунков позволяют проследить динамику развития ребёнка.

Изотерапия – это метод, помогающий человеку высвободить наружу имеющийся творческий потенциал, найти запасные способы решения проблем, освободить внутреннюю энергию. Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, рисованием, применяется в наше время и для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей и подростков с трудностями в обучении, социальной адаптации.

Конкурсы, выставкидетского творчествачасто выступают как смотр и подведение итогов предварительного художественно-эстетического направления. Демонстрация уровня достижений и мастерства воспитанников становится главным событием в жизни воспитанников, а награды победителей поднимают рейтинг предметов художественно-эстетического цикла, создают условия для самореализации творческого начала, развивают мотивацию законченности и высокой результативности художественной деятельности.

Праздники и развлечения. 

Это могут быть литературные и музыкальные вечера, фольклорные посиделки, детские концерты, различные театральные спектакли и представления, музыкальные сказки, где каждому воспитаннику легко реализовать свой творческий потенциал. Виды праздничных действий, в свою очередь, подразделяются на концерты, театральные действия, спектакли, фольклорные праздники на основе народных традиций, комплексные занятия, экскурсии с выступлением детей, тематические занятия.

Посещение художественных выставок, спектаклей, концертов и др. зрелищных мероприятий и экскурсии. Эти формы эстетического воспитания, создают условия для непосредственного восприятия художественного произведения, подкрепляют истинность выбранных точек зрения, правильность суждений, истинность оценок. У ребят формируется ориентация на культурное проведение досуга и потребность в постоянном обновлении впечатлений.

Любительская киностудия как инновационная форма работа в учреждении.Работа в киностудии создает благоприятные условия для художественно-эстетического развития воспитанников.

Коллектив выполняет разноплановую деятельность, где каждый может найти себе занятие – от написания сценария до операторского, оформительского, режиссерского, монтажного и звукооператорского дела. Оформительские группы могут разделяться на художников, осветителей, реквизиторов и музыкантов. При студии может быть создана фильмотека или киноархив. Как правило, участники киностудии представляют собой разновозрастной состав, где важно самоуправление и наставничество старших над младшими, их обучение. Это создает новые воспитательные возможности.

Деятельность киностудии может быть многоплановой: снимаются фильмы о всех мероприятиях, интервью с выпускниками прошлых лет, занятия кружков и уроков и т.д. Таким образом,творческая киностудия создает летопись учреждения.

Следует отметить, что эффективность этих форм работы обусловлена предварительной подготовленностью ребят в освоении языков выразительности разных видов искусства, сформированной потребностью в общении с искусством.

Средства приобщения к прекрасному:

  • Произведения искусства (скульптура, музыка, литература, живопись);

  • Природа;

  • Эстетика взаимоотношений, внутреннего мира человека;

  • Средства массовой информации;

  • Народные традиции.

Критерии эстетической культуры:

  • потребность преображения действительности согласно законам прекрасного;

  • знание основ искусства, культурных традиций;

  • стремление созидания искусства, общению с природой;

  • умение принимать, понимать искусство, оценивать;

  • потребность самовыражения;

  • эстетизация отношений, труда

Чтобы воспитание было успешных, необходима организация воздействия нескольких основных факторов, где особенно важна мотивация человека к развитию, его потребность в приобщении к прекрасному.

  • Воздействие на ребенка произведений искусства;

  • осуществление воспитания в труде, деятельности;

  • организация направленного влияния окружающей предметной среды;

  • занятия художественной деятельностью;

  • теоретическое воспитание.

Ожидаемые результаты работы художественно- эстетического направлениявоспитанников7-10 лет предполагает:

– приобретение детьми первоначальных эстетических знаний;

– формирование положительного отношения к художественным ценностям;

-приобретение школьниками опыта самостоятельного художественно-эстетического творчества.

10-14 лет:

– устойчивый познавательный интерес к творческой деятельности;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе мультикультурной картины современного мира;

– навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

– ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

– способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;

– заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

14 лет и старше:

Конечный результат эстетического воспитания – гармоническая личность, всесторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства. (Рукавицын М.М.-доктор философских наук)

Читайте также:  Раннее развитие ребенка зеленоград

Таким образом, художественно-эстетическое развитие — это процесс целенаправленного воздействия, который формирует способность воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее способствует формированию эстетических вкусов и нравственных идеалов личности.

Процесс эстетического воспитания носит социальный характер и состоит в том, что в современных условиях именно через искусство происходит, в основном, передача духовного опыта человечества, эмоционально-ценностного отношения к жизни, способствующего восстановлению связей между поколениями. Важная роль эстетического воспитания состоит в том, что с его помощью создается и поддерживается гармония духовного мира личности.

Источник

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях ФГОС ДО.

   Прежде, чем говорить о «художественно-эстетическом развитии», рассмотрим понятие «художественно-эстетическое воспитание».

   Существуют различные определения понятия «художественно-эстетическое воспитание». Рассмотрим некоторые из них.

   Из словаря по эстетике: художественно-эстетическое воспитание – это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве.

   Н.Варкин даёт следующую формулировку: художественно-эстетическое воспитание- это система детей дошкольного возраста- «целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве».

   Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».

   В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

   По мнению Д.Б. Лихачева, художественно- эстетическое воспитание-целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

   Т.Н. Фокина считает: «Художественно-эстетическое воспитание- целостной гармонично развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».

   Из этих определений видно, что художественно- эстетическое воспитание развивает способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развивает умения творчески создавать продукты ручного творчества.

   Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

   Эти цели также отражает и особенность художественно-эстетическое воспитания, как части всего педагогического процесса. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Е.М. Торошилова и другие) выделяют три ведущие задачи художественно-эстетическое воспитания:

     – создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.

     – «формирование на основе полученных знаний и развитие способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими» (В.Г. Ражников).

     – формирование у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Суть той задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества.

   Результатом художественно-эстетическое воспитания является художественно- эстетическое развитие как «процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявления красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека» (А.Г. Гогобериде, О.В. Солнцева).

   Важно развивать такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

   Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенок знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

   Как (с помощью чего) осуществляется художественно-эстетическое развитие в дошкольной образовательной организации?

   Художественно-эстетическое развитие, со0гласно ФГОС ДО, предполагает развитие предпосылок Ценностно-смыслового восприятия и понимание произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживание персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (Изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

   На художественно-эстетическое развитие влияет общение с прекрасным во всех его проявлениях.

   Прежде всего следует выделить:

– общение с прекрасным в природе;

-общение с искусством (музыка, литература, театр, произведения художественно- декоративного творчества);

-общение с прекрасным в повседневной жизни, включая и человеческие отношения.

   Эстетическое общение- особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

   Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ должна вестись одновременно в нескольких направлениях:

– взаимодействие педагогов и детей;

– взаимодействие с семьями;

– сотрудничество с учреждениями социально- педагогической среды.

   Одним из важнейших компонентов системы работы по художественно- эстетическому развитию детей является организация образовательного процесса. В детском саду взаимодействие педагогов и детей по художественно-эстетическому развитию осуществляется через следующие формы работы:

Читайте также:  Центр развития ребенка в кокшетау

– непосредственно образовательная деятельность (занятия по базовым видам деятельности: рисование. Лепка, аппликация, музыка, чтение художественной литературы). Современные формы организации занятий разнообразны и проектируются с опорой на понимание сущности и своеобразия художественных, музыкальных, словесных произведений искусства. Также необходима организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах занятий (интеграция образовательных областей). Это включение художественного слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и т.п. Образовательные ситуации могут быть организованы на прогулке (рисование «на пленэре» и т.д.).

– совместная деятельность педагогов и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.). Современной формой является проекты художественно-эстетической направленности. За основу можно взять темы, предложенные детьми, а также и предусмотренные образовательной программой. Одной из интересных форм организации детской деятельности является экскурсии (в парки, сады, музеи, театры, по городу, в библиотеку и т.д.). При этом надо помнить, что основным объектом познания должно оставаться эмоционально- образное созерцание воспринимаемого подлинные объекты в их первозданном состоянии, гармонии и связи с окружающим пространством).

– самостоятельная детская деятельность (игры, упражнения, стимулирующие расширение эстетического опыта, его переработку и отражение; дизайнерская деятельность, направленная на изменение пространства группы и «игровых уголков», составление разнообразных коллекций, инсценировки, продуктивная деятельность, деятельность по интересам и т.д.).

   Работа с детьми по художественно-эстетическому развитию ведется по следующим направлениям:

– приобщение к изобразительному искусству и развитие творчества в изобразительной деятельности (активация и развитие эмоционального отклика на проявление красоты в окружающем мире, изображение ее в произведениях искусства и собственных творческих работах, развитие художественно-эстетического восприятия, эстетических оценок, предпочтений, желания познавать искусств; развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, развитие изобразительной деятельности, активации творческих проявлений детей в процессе приобщения к искусству и собственной изобразительной деятельности).

– музыкальное воспитание (развитие общей музыкальной культуры, накопления опыта взаимодействия с музыкальными произведениями, развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений, чтобы в пении, танце, музицировании выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения, переживания).

– литературное развитие (как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности).

   Важно помнить, то в художественной деятельности (и в организованной, и в самостоятельной) должен присутствовать как воспроизводящий (репродуктивный) фактор, так и творческий. Оба они необходимы и взаимосвязаны, т.к. ребенок не научится творить, не научившись воспроизводить.

   Содержание художественно-эстетического развития детей представлено в разделах комплексных программ, парциальных программах и технологиях. Современные программы ориентированы на идеи интегрированного подхода: соединение разных видов искусств (музыка, слово, театр, изобразительное искусство) в художественное целое.

   Однако никакое влияние взрослого не может быть успешно осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. При этом важно помнить, что эффективной и интересной для детей является деятельность в условиях обогащенной предметно- развивающей среды, которая должна инициировать деятельность ребенка, направить его к творчеству.

   На художественно-эстетическое развитие дошкольников влияет эстетичность среды всех помещений детского сада, куда имеет доступ дошкольник, а также участка и здания (образа) дошкольного учреждения.

   Особое внимание нужно уделить предметно-пространственной среде групповых помещений, помня, что ребенок проводит в них большую часть времени. В каждой возрастной группе должны быть созданы различные уголки, наполненные разнообразным материалом для самостоятельной творческой деятельности, играми, пособиями, в зависимости от возрастных возможностей дошкольника:

1. Уголок изобразительной деятельности:

–  материалы (традиционные и нетрадиционные), инструменты, пособия, стимулирующие детскую деятельность (ножницы, ручки, стеки и т.д.) и создающие ситуации «упражнения и освоения» (альбомы, раскраски, творческие тетради и т.д.);

–  материалы для развития художественно-эстетического восприятия (репродукции картин, книги, иллюстрированные разными художниками, предметы народных промыслов, скульптура малых форм, коллекции цветов, камней и т.д.);

– материалы для организации детской деятельности и «наведения чистоты»(доски, салфетки, баночки для воды, клея и т.д.).

2. Театральный уголок:

– различные виды театров (настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо куклы-марионетки и т.д.);

– фланелеграф (с набором персонажей);

– готовые костюмы, элементы костюмов, маски;

– атрибуты- заместители.

3. Уголок ряженья:

– одежда;

– головные уборы;

– атрибуты;

– украшения.

4. Музыкальный уголок:

– детские музыкальные инструменты;

– магнитофон с набором аудиозаписей;

– альбомы с изображениями музыкальных инструментов;

– музыкальные игрушки, книжки;

– иллюстрации к песням.

5. Уголок книг:

– детскую художественную литературу в соответствии с возрастом;

– подборка картинок и фотографий на сходной литературе тематику;

– фигурки настольного театра, изображающие литературных героев;

– подборки аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов;

– портреты писателей, художников- иллюстраторов.

6. Сенсорный уголок:

– материалы и предметы, способствующие накоплению сенсорного опыта, различению проявлений свойств и качеств;

– предметы и игрушки для обследования.

   Хорошо бы, чтобы это были разрозненные уголки, а центры-художественно-творческой деятельности, т.к. уголок книги нужно дополнить атрибутами театрализованной деятельности (для разыгрывания сказки) и изобразительной деятельности (для рисования иллюстрации к книге); магнитофон с записями пригодится для слушания сказки и для танцевальной импровизации и т.д.

   Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования как деятельности. Немаловажную роль в этом играет организация предметно- игровой среды для каждого дошкольного возраста, имеющую свою специфику развития.

   Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Эффективна и важна для детей организация совместных детско- родительских творческих дел (проекты, коллекционирование, дизайнерская деятельность, сотворчество, участие в праздниках и театрализованных представлениях и т.д.). Грамотно организованная работа с родителями (как организация совместных выставок, показ театральных постановок, посещение школьных музеев), музыкальной школой (выездные концерты), художественной школой (организация выставок картин), библиотекой и т.д.

   Мы видим, что в искусстве (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества), и природа, и окружающая предметная среда, и самостоятельная художественная деятельность детей способствуют художественно-эстетическому развитию дошкольников. Художественно-эстетическому воспитанию нужно уделять внимание на всех занятиях с детьми и во всей деятельности, организованной в детском саду.

   Важно помнить, что работа художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса.

Источник