Эссе предложенную тему мир глазами ребенка с проблемами в развитии

Эссе предложенную тему мир глазами ребенка с проблемами в развитии thumbnail

Автор: Ващенко Александра Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ “Терентьевский детский сад”
Населённый пункт: Кемеровская область, Прокопьевский район, село Терентьевское
Наименование материала: эссе
Тема: “Мир глазами ребенка с проблемами в развитии”
Дата публикации: 29.07.2018
Раздел: дошкольное образование

Эссе на тему: « Мир глазами ребенка с проблемами в

развитии».

А вы когда-нибудь представляли мир глазами ребенка-инвалида? Эти дети

живут рядом, но мы их стараемся не замечать и толерантно называем их

детьми с проблемами в развитии. Они существуют в своем отдельном мире, о

котором могут и не догадываться даже самые близкие люди. Они, зачастую,

удивительно талантливые, душевно богатые люди, но общество упорно

отвергает тех, кто не вписывается в рамки всеобщей похожести. Дети-

инвалиды – не абстрактные единицы, а реальные люди, имеющие свое лицо и

индивидуальность. Они проживают свою уникальную и единственную

жизнь. Мы должны осознавать, что эти дети являются людьми, такими же,

как все.

Мы все живем вместе, рядом, мы интересны друг другу от всей своей

непохожести. Просто надо слышать и чувствовать друг друга. Если речь идет

о наших детях, то все мы, разумеется, стремимся, что бы у них было самое

яркое и безоблачное детство, самый солнечный мир. Дети у нас так мудры по

жизни. Нам всем есть, чему у них поучиться – той трогательности и тому

детскому восприятию, от которой мы постепенно отвыкаем в нашей

повседневной обыденности. Они не могут спрятать своих эмоций, дружат

искренне, они не стесняются быть самими собой.

В последние годы становится всё больше детей, которые имеют те или иные

проблемы со здоровьем. Государство проявляет заботу о них, однако порой,

дети-инвалиды остаются один на один со своими проблемами, не всегда

могут общаться со здоровыми сверстниками, посещать общественные места.

Но ведь каждому ребенку, каким бы он не был, необходимо чувствовать

заботу и поддержку не только близких, но и окружающих, ведь эти дети, как и

мы, имеют право на счастье.

С помощью подражания ребенок всегда может сделать в образовательной

области больше, чем то, на что он способен, действуя только самостоятельно.

И если сегодня при решении задача не может быть решена ребенком без

помощи кого-либо, то завтра он может справиться с ней сам, если оказанная

ему помощь пойдет на пользу. Следовательно, развитие «пойдет в гору» под

влиянием все той же социальной ситуации развития, в конкретном случае –

взаимодействия

с

более

опытным

человеком

,будь

то

сверстники

или

взрослые. Очень сложно научить детей радоваться в жизни не только своим,

но и чужим успехам, огорчаться, но не отчаиваться

.

Когда в редком случае замечаешь, что особенный ребенок тянется к кому-

нибудь

из

сверстников,

свое

внимание

и

дружбу;

когда

нуждается

в

поддержке воспитателей более, чем когда-либо, хочет поделиться своими

идеями. Тогда понимаешь ,что особенный ребенок

готов приоткрыть нам

дверцу

в

свой

уникальный

мир-мир

внимания

,

радости,

творчества

и

фантазии.

Это

дорогого

стоит

,

ведь

добиться

расположения

особенного

ребенка крайне не просто.

Источник

Анна Климченко
Эссе «Мир глазами ребёнка-инвалида»

Люди разные, как звезды.

Я люблю всех.

Сердце вмещает все звёзды Вселенной.

(Шаталова Соня, 9 лет)

Каждый человек – уникальный, непохожий на других. Мы все живем вместе, рядом, мы интересны друг другу от всей своей непохожести. Просто надо слышать и чувствовать друг друга. Если речь идет о наших детях, то все мы, разумеется, стремимся, что бы у них было самое яркое и безоблачное детство, самый солнечный мир. Мир глазами детей – мир, в котором живут и которому радуются и удивляются наши малыши. Они у нас так мудры по жизни. Нам всем есть, чему у них поучиться – той трогательности и тому детскому восприятию, от которой мы постепенно отвыкаем в нашей повседневной обыденности. Они не могут спрятать своих эмоций, дружат искренне, а «не за что-то». Они не стесняются быть самими собой, не боятся быть трогательными и смешными и всегда верят в чудеса.

А вы когда-нибудь представляли мир глазами ребенка-инвалида? Эти дети живут рядом, но мы их стараемся не замечать. Они существуют в своем отдельном мире, о котором могут и не догадываться даже самые близкие люди. Они, зачастую, удивительно талантливые, душевно богатые люди, но общество упорно отвергает тех, кто не вписывается в рамки всеобщей похожести. Дети-инвалиды – не абстрактные единицы, а реальные люди, имеющие свое лицо и индивидуальность. Они проживают свою уникальную и единственную жизнь. Мы должны осознавать, что эти дети являются людьми, такими же, как все.

В последние годы становится всё больше детей, которые имеют те или иные проблемы со здоровьем. Государство проявляет заботу о них, однако порой, дети-инвалиды остаются один на один со своими проблемами, не всегда могут общаться со здоровыми сверстниками, посещать общественные места. Но ведь каждому ребенку, каким бы он не был, необходимо чувствовать заботу и поддержку не только близких, но и окружающих, ведь эти дети, как и мы, имеют право на счастье.

Я работаю воспитателем в детском саду в группе компенсирующей направленности. У нас воспитывается ребенок-инвалид Ванечка. Почему детей-инвалидов считают «не такими»? Я считаю, что все дети одинаковы, просто они «другие».

У них такие же сердца, такие точно мысли,

Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.

Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете,

Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете.

Общаясь с Ваней каждый день, я видела, как он воспринимает окружающий мир, и, поверьте мне,его восприятие ничем не отличается от других детей: такой же мир улыбок и слез, мир радости и печали. Это мир, где черно-белые краски сменяются ярким фейерверком. У Вани, как и у всех детей, чистый взгляд широко открытых глаз, в котором отражается светлый и удивительный мир. Но мы, взрослые, из-за ежедневных проблем, забот и обязанностей не замечаем ярких красок вокруг, а видим одни серые будни. Все дети видят эту жизнь идеализированной и смотрят на неё, как бы через розовые очки. Они еще не знают, что такое ложь, фальшь, злость, ненависть, лицемерие и обман. Дети искренние и непосредственные в проявлении своих чувств и пока живут в мире грез, впечатлений, надежд; в мире, где самая маленькая деталь отображается в ярких красках.

Читайте также:  Дидактические упражнения по развитию звукопроизношения ребенка

Я еще раз хочу подчеркнуть, что наш Ванечка видит окружающий мир искрящимся радостью и светом. Он так же, как и все дети, чувствует заботу и поддержку не только своих родных, но и нас – окружающих его людей. Дети-инвалиды имеют такое же право на счастливую жизнь, образование, работу. Необходимо, чтобы было больше специалистов, понимающих проблемы «особых» детей, готовых в любую минуту прийти им на помощь. Только тогда исчезнут барьеры в их жизни, люди начнут понимать друг друга, сопереживать ближним, а дети с особыми потребностями реализуют свои способности и возможности. Я считаю, что каждый человек может и должен помогать нуждающимся детям в преодолении жизненных трудностей, чтобы дети-инвалиды не чувствовали в мире никаких барьеров.

В заключение я хочу сказать вот что. Ребенок родился и создал свой собственный мир. Теперь он живёт в нем со своими персонажами, историями. Пустит ли он вас туда, не знаю. Но я уверена, что насильно вы туда не попадете. И если вы хоть чуточку сумеете растопить его маленькое сердечко, он будет приоткрывать дверцу, и вы сможете туда заглянуть.

Источник

Эссе на тему «Мир глазами ребенка – инвалида»

Воспитателя детского образовательного учреждения №48 г. Амурска

Варкентин Ольги Сергеевны.

Пусть с утра до вечерней зари

Наши будни приправлены болью,

Мы не будем растравливать солью

Грусть, которая вечно внутри.

Ну-ка, просто и без затей

Улыбнёмся и ветру, и солнышку,

Будем счастливы – сверху до донышка-

Ради наших «особых» детей!

( Форум «дети – инвалиды»)

Я работаю с детьми уже 11 лет. Много это или мало, не знаю. Зато знаю наверняка, что я нужна детям, потому что я работаю с детьми с нарушениями речи.

Безусловно, человек, воспитывающий детей, должен очень любить их, тогда и он, и они будут счастливы. Я считаю, что доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается от его отношения к делу и профессии вообще.

В моей группе есть дети – инвалиды. Как же работать с ними? Моё глубокое убеждение, слово «инвалид» некорректно по отношению к ребёнку, я их называю дети, у которых на данный момент есть некоторые нарушения в развитии и которые мы, совместными усилиями обязательно преодолеем, в крайнем случае, значительно смягчим. В этом я убеждаю в первую очередь родителей, которые устали из-за волнений и тревог за своего ребёнка, обессилели из-за равнодушия многих чиновников. Моё дело их поддержать, вселить надежду, что всё будет хорошо и настроить на долгую и кропотливую работу, помогая своему ребёнку, и в то же время, предоставляя ему в полной мере развить свои способности, самостоятельность и инициативность для полноценной жизни в обществе. Эти дети не больны. Они просто дети, которым требуется больше внимания, помощи и заботы.

Дети, с которыми работаю я, разные – добрые, весёлые, общительные, артистичные, очень музыкальные, любят петь и танцевать. Они учатся у меня, а я учусь у них. Я всегда готовлюсь к занятиям, придумываю что-то необычное, что может вызвать интерес детей. Конечно, они быстро утомляются, им требуется больше времени на отдых. Тогда мы устраиваем «минутки отдыха» или «минутки тишины».

Наблюдая за своими детьми , я вижу, что им, как и другим людям, свойственны чувства вины за совершённый поступок, стыда, обиды, смущения. Большинство из них отзывчивы, они сопереживают окружающим и заботятся о них. Дети обладают непостижимым чувством любви к своим родным.

В нашем общении каждый раз я нахожу много нового и положительного. Но есть и то, что мне, как педагогу, очень мешает в работе. Это их упрямство, чрезмерная (на ровном месте) обидчивость, а порой и вспыльчивость. Зная черты каждого моего воспитанника, его психологические особенности, я строю свою педагогическую деятельность с учётом их индивидуальности. Каждый требует своего подхода: к кому-то нужно подойти ласково, а к другому, как ко взрослому человеку. Я надеюсь, что полезна моим детям и их родителям. И я уверена, что мы сможем с моими ребятами достичь хороших успехов. Нужно только верить в их и свои возможности.

Жизнь в среде детей обязывает понимать их потребности, вдумчиво относиться ко всему, что окружает, стойко переносить невзгоды педагогической жизни. В зависимости от обстоятельств мне приходится выступать в разных ролях: я для детей и учитель, который всё знает, и товарищ по игре, и близкий человек, который всё поймёт и поможет в трудную минуту. Для меня абсолютно не важно, какой ребёнок передо мной: инвалид – не инвалид, он просто ребёнок, которому нужна в данный момент моя помощь или совет.

В профессиональной деятельности необходим жизнерадостный и весёлый характер, умение прощать, избегать рутины и монотонности, скуки, поэтому я разумно чередую труд, обучение, отдых, игры, чтобы дети не скучали.

Что может быть нежнее и трепетнее ощущения детских ручонок, обнявших тебя, доверчиво склонённой головки на твоём плече?

Я учу детей всему: собирать картинки, делать из бумаги красивые работы, лепить из пластилина, глины и солёного теста, читать, рассказывать сказки. Жизнь в детском коллективе, научит их любить себя и всех, кто их окружает, поможет преодолеть все страхи и тревоги… .Каждый день, видя радостные ( вы заметили, что у детей не бывает грустных лиц?), озорные, пытливые глаза своих детей, я сама забываю свои проблемы! Ведь что может быть чудеснее, чем каждый день возвращаться в детство!

« Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас»

К. Д. Ушинский.

Источник

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Хор

муниципального района имени Лазо Хабаровского края.

                                      Эссе

Мир глазами ребенка

                                    Автор: Джуляк Анастасия Юрьевна, 14 лет, 8Б   класс

                                        участница школьного научного общества «Эврика»

                                        Почтовый адрес: 682920, Хабаровский край,

Читайте также:  У ребенка были выявлены нарушения умственного развития

                                        район имени  Лазо, р.п. Хор, ул. Кирова, д 7 –  кв 4,

                                            тел. 32 – 1 – 30.

                                        Почтовый адрес школы: 682920, Хабаровский край,                

                                        р-н им. Лазо, п. Хор, ул. Советская 15, тел.: 32-3-52

                                        Руководитель: Мельник Виктория Олеговна,                

                                        учитель истории МБОУ СОШ №1 р.п. Хор

р.п. Хор

2014г

      Проблема прав человека – одна из вечных проблем, сопровождающих человечество на всем его историческом пути, так как осуществление прав человека  является  одним  из главных условий его духовного и физического здоровья. Каждому из нас приходилось в жизни произносить слова: «Я имею на это право». Гражданин,  не знающий законов своего государства, зачастую руководствуется спонтанно возникшими представлениями о правах и обязанностях. В результате он не только не сможет реализовать свои  права и выполнить обязанности, но и будет не в состоянии требовать, чтобы фактически соблюдались его естественные права и свободы, хотя государство создало необходимые условия для их использования, он не сможет защитить свои интересы. А что говорить о ребенке, если многие взрослые не знают своих прав и обязанностей.  А   действительно ли мы знаем о том, какие у нас  есть права, и что делать, если наши права нарушаются?     Знает ли дошкольник или пятиклассник о своих правах?
     По телевидению и в сети Интернет  нередко мелькают новости о жестоком обращении с детьми. Зачастую они приводят в ужас. Неужели дети заслуживают этого? Ударить или избить ребенка за непослушание – это практически норма. Чего уж говорить о разных формах наказания и выговорах в грубой форме. А после общество удивляется «Почему современные дети такие жестокие и грубые?»  Как говорится – что посеешь, то и пожнешь…   Ни для кого не секрет, что огромное количество детей, неспособных содержать себя самостоятельно, проживают в неблагополучных семьях. Это еще полбеды, поскольку есть такие нерадивые родители, пользуясь беспомощностью детей, издеваются над ними. Это шокирует, но, увы, я лично сталкивалась с этим… Безусловно, родители были наказаны, но разве  ребенок сможет забыть такое.  А знают ли дети, что они имеют право на любовь и заботу?.. В некоторых семьях среди детей родители выбирают эдаких  «любимчиков»,  ставя его в пример остальным детям. Как правило, вырастают из них неуверенные и замкнутые в себе люди.
 Но, даже в семьях, в которых царит любовь и гармония, случаются нарушения прав ребенка. Например, когда родители делают что-то по принципу «так будет лучше».  Допустим, шестилетний Саша хочет заниматься танцами, но его отец, под предлогом, что это девчачье занятие отдает его в секцию футбола. По сути, отец просто лишил сына права выбора, а ведь оно у него есть.  Родители часто  говорят, что у них нет времени на пустые разговоры, что они лучше знают, что нам, детям, необходимо для будущей жизни, что они зарабатывают деньги на  наше будущее.    Как же мы и наши интересы и желания?  Я считаю, это несправедливо, решать за ребенка, чем ему заниматься…
  Можно привести еще огромное количество примеров нарушения прав детей, но намного важнее найти решение этой проблемы. Во-первых, родители и лица  их  заменяющие обязаны знать о том, что у их детей есть особые права, а во-вторых, дети САМИ должны их знать…

    Думаю, что детям должны об этом говорить с ранних лет, но в такой форме, чтобы они могли понять, о чем идет речь. Конечно, это довольно трудно, но можно постараться объяснить всё предельно ясно. Также дети не должны бояться сообщать о том, что над ними всячески издеваются или обделяют вниманием. Возможно, мои предложения кажутся по-детски наивными, но я считаю, что  это,   несомненно,   важно.  Я  уверена, что человек, знающий свои права, будет не просто соблюдать и исполнять правовые обязанности, но никогда не станет использовать противозаконные силовые средства при разрешении споров. А это очень важно для построения демократического правового государства.

Источник

Современная трактовка личности опирается на понимание сущности человека как совокупности всех общественных отношений. Личность выступает как реальный выразитель и как продукт этих отношений. Деятельность личности направлена на решение мотивов и целей деятельности. И все это зависит от одного лишь процесса социализации, основная часть которого протекает в школе.

Но, к сожалению, не все дети развиваются одинаково успешно, в основном это связано с различными врожденными дефектами, как нарушение слуха, зрения или умственного развития. Про таких детей специалисты говорят, что формирование их личности происходит в условиях аномального развития. И некоторые свойства формирующейся личности таких детей напрямую или косвенно зависят от аномалий. Помочь им призвана специальная педагогика, называемая также коррекционной. Основной ее задачей является выявление на ранних этапах формирования личности тех ее свойств, которые могут быть подвержены действию аномалий. Следующей задачей коррекционной педагогики становится воспитание личности в связи с ее индивидуальными особенностями. У решения этой проблемы существует два пути: заниматься воспитанием и обучением детей с аномалиями в развитии в специально организованных для этого школах по программе, построенной с учетом возможностей таких детей, или же обучать таких детей в общей школе совместно с детьми, не имеющими каких-либо значимых аномалий в развитии.

И у того и у другого пути есть свои преимущества и недостатки. К положительным моментам первого пути можно отнести то, что обучение ребенка с аномалиями по специальной программе будит более успешным. К недостаткам же то, что более успешное развитие ребенка будет сопряжено с отставанием от учебной программы общей школы. Это, наверняка, вызовет проблемы с дальнейшим профессиональным обучением. Также необходимо отметить и то, что воспитание ребенка будет происходить в условиях, оторванных от окружающей действительности, что вызовет искажение процесса социализации и приведет к необходимости длительной и психологически сложной адаптации уже сформировавшейся личности. При обучении же аномального ребенка в общей школе, если это, конечно, возможно, возникновение таких проблем маловероятно, однако оно не лишено своих не менее значимых трудностей, связанных с постоянной неприязнью по отношению к аномальному ребенку со стороны как прочих детей, так и учителей.

Читайте также:  При диагностике развития личности ребенка показателями могут быть

По моим личным наблюдениям, дети младшего и среднего школьного возраста отличаются неоправданной жестокостью, подкрепляемой богатой фантазией. Это наверняка приведет к тому, что они будут постоянно рассказывать своим родителям о своем «ненормальном» однокласснике, постоянно смакуя его существующие и придуманные окружающими недостатки. Реакция родителей на это может быть совершенно разной. Одни, понимая положение ребенка с аномалиями в развитии в среде нормально развитых ровесников и сочувствуя ему, постараются объяснить это и своему ребенку, у других же родителей мысль о том, что рядом с их «гениальными» детьми учится «урод» может вызвать отвращение, граничащее с звериной злобой. Нежелание таковых войти в положение аномального ребенка и его родителей может привести к тому, что администрация школы начнет настаивать на переводе такого ребенка в спецшколу, о недостатках которой было сказано выше.

Причину возникновения такой ситуации я вижу в недостаточной информированности общества об общих проблемах и проблемах обучения тетей с аномалиями в развитии. Так в Польше существуют общественные организации, занимающиеся проблемами людей, страдающих нарушениями слуха, зрения и пр. К одной из основных форм их деятельности относится распространение информации о проблемах таких людей и о них самих через СМИ, а также создание условий для развития и реабилитации детей с аномалиями в развитии, для них создаются клубы и организуются курсы для обучения их родителей. Однако и в Польше не существует системы ранней реабилитации детей, имеющих аномалии в развитии, так 80% обществ слепоглухих – это взрослые люди, которые не могут найти общего языка с окружающим миром, не знакомые ни с какой системой общения и никогда не проходившие реабилитацию.

Однако в России ситуация не на столько «запущена», как это могло бы показаться. Недавно Министерством Образования был проведен эксперимент среди детей с задержкой психического развития (ЗПР). Основной особенностью таких детей является недостаточность регулятивных функций психики, что является тяжелым препятствием при становлении самосознания ребенка и его обучении. К проблемам детей с ЗПР относится и низкая саморегуляция: неумение ставить цели и определять наиболее актуальные из них, удерживать цели длительное время, соизмерять их с организацией собственных усилий, выбирать способы действия, исправлять допущенные ошибки и пр. Обучение ребенка этим навыкам является предметом целенаправленных усилий педагогов и самого ребенка.

В эксперименте МО приняли участия как дети с ЗПР, так и дети с нормальным развитием. В начале учебного года им был предложен ряд тестов с целью определения их саморегуляции. Результаты детей с ЗПР оказались одинаково низкими, а у детей с нормальным развитием довольно высокими. После тестов часть детей была определена в 1 класс общей школы, а остальные в 1 класс спецшколы. В конце учебного года все дети были подвергнуты повторному психологическому обследованию. При этом у детей с ЗПР, обучавшихся в общей школе были замечены явные улучшения в саморегуляции на фоне незначительного улучшения или его отсутствия у их сверстников, обучавшихся в спецшколе. Ухудшения же саморегуляции у детей с нормальным развитием выявлено не было, что, кстати, противоречило общественному мнению, сложившемуся по этому вопросу. У детей с ЗПР, обучавшихся в общей школе, также было замечено появление потребности в успешном выполнении заданий и поручений, потребность всякий раз лучшим образом реализовывать свои умения и способности при их выполнении, у них исчезла боязнь ошибочных шагов, снизились тревожность и необоснованное беспокойство.

Позже подобный эксперимент был проведен МО и с участием слабовидящих детей. Его результаты оказались аналогичными в плане увеличения интеллектуальных способностей этих детей, снижение которой было вызвано аномалией.

А ранее, в 1992 году, в Санкт-Петербурге на базе СПМПК и СПГУВК был начат эксперимент по обучению неслышащих студентов с целью выявления возможностей и разработки методов получения ими среднего специального и высшего образования. Главным условием этого эксперимента было то, чтобы общий срок обучения составил 7,5 лет, т.е. соответствовал сроку обучения прочих студентов. Однако из-за низких учебных показателей сохранить общий принцип подготовки не удалось. Это было связано с тем, что студенты, до того обучавшиеся в спецшколах, попали в незнакомую для себя среду, что вызвало трудности морально-психического характера. Данные выводы потребовали всего лишь незначительной корректировки учебной программы в сторону увеличения практических и уменьшения теоретических занятий.

Эти два примера, на мой взгляд, наглядно показывают полноценность большинства детей с ан6омалиями в развитии. Это говорит о возможности и предпочтительности их обучения в общих школах или, хотя бы, в коррекционных классах, создаваемых на базе все тех же общих школ. На пути к этому я вижу только две серьезные проблемы – это проблема преодоления общественного мнения о неполноценности аномальных детей, вызванного недостатком достоверной информации о них и о их реальных возможностях, и проблема раннего обнаружения аномалий и выявления сфер формирования личности на которых данная аномалия прямо или косвенно может отразиться. Формирование общественного мнения кажется мне проблемой более сложной, т.к. методы выявления аномалий все же отработаны.

Первоначально нормальное обучение детей с аномалиями в развитии в общих школах будет проблематичным, но, на мой взгляд, ситуация должна улучшиться, когда в формировании общественного мнения начнут принимать участие личности, в числе одноклассников которых были и дети с аномалиями. Эти личности наиболее достоверно смогут подтвердить отсутствие какого-либо отрицательного влияния таких детей на остальных учащихся. Также влияние на общественное мнение смогут оказать позитивное и сами люди, страдающие аномалиями, которые станут живым примером того, как совместное обучение благоприятно влияет на формирование личности аномального ребенка.

Разумеется, такой подход к обучению аномальных детей потребует и внесения изменений в подготовку педагогов, однако и эти методики уже разработаны и могут быть внедрены в самое ближайшее время.

Источник