Эссе педагог фасилитатор как организатор успешного развития ребенка

Фасилитация – ведущая компетенЦИЯ современного педагога
Сегодня в российском образовании происходят качественные перемены, необходимым условием которых является изменение роли учителя в процессе обучения. Если мы ориентируемся на требования Федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях образования, необходимо перенести акцент с преподавания на учение. Возникает потребность организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как фасилитацию (от англ. to facilitate – облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия) процессов осмысленного учения. Основоположником понятия фасилитации является представитель гуманистической педагогики К. Роджерс.
Применительно к школе под фасилитацией следует пониматьразвивающий образовательный метод, обеспечивающий позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.
В настоящее время профессиография педагогического труда насчитывает свыше 100 профессионально значимых и личностных качеств педагога. Нельзя не согласиться, что действительная реформа образования должна основываться на перестройке определенных личностных установок учителя, реализующихся в процессах его межличностного взаимодействия с учащимися.
Новый уровень задач требует от учителя в некоторой степени «эталонных» личностных характеристик. Определяющими для реализации фасилитации педагога является развитие трех качеств личности: аттрактивность (от лат. attrahere привлекать – естественное состояние чего-либо, не вызывающее раздражение, а наоборот манящее, вызывающее некое притяжение, симпатию), толерантность (от лат. tolerantia терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам) и ассертивность (от англ. assertiveness настойчивость, утвердительность – уверенная защита своих интересов или своей точки зрения с учетом мнений других людей).
К. Роджерс назвал этот комплекс личностных качеств учителя «необусловленным позитивным вниманием к человеку». Учитель, понимающий и принимающий внутренний мир своих учащихся, ведущий себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями и, наконец, доброжелательно относящийся к учащимся, создает тем самым все необходимые условия для обеспечения и поддержки (фасилитации) их осмысленного учения и личностного развития в целом.
Сегодня в области развития фасилитационных компетенций педагогов существуют проблемы, связанные с недостаточной разработанностью темы применительно к школьной среде. Новизна моего педагогического опыта заключается в следующем:
выявлены и опытным путем обоснованы педагогические условия, обеспечивающие фасилитационную поддержку процесса обучения;
определены и классифицированы наиболее эффективные методы работы педагога-фасилитатора.
Можно отметить универсальность большинства предлагаемых мною методов и технологий, возможность применения их в обучении разным дисциплинам. Процесс взаимодействия учителя и ученика на уроке направлен на полный комплекс ориентиров (ценности, цели, мотивы, нормы и так далее), а не только на узко предметные цели.
Итак, какие цели я ставлю перед собой, обеспечивая фасилитационную поддержку в обучении? Формирование личности ученика, выявление и развитие его потенциальных способностей, задатков; создание условий для саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации личности ученика.
Что приобретают мои ученики? Личностную мотивацию к учению, творчеству, достижению целей; навыки взаимодействия с учителями, родителями, сверстниками в процессе познания; продвижение по индивидуальной образовательной и жизненной траектории; ориентацию на успех в учении и творчестве.
Каковы ожидаемые результаты выбранного мною уровня взаимодействия? Сформированность личности ученика; ценностная, эмоциональная, поведенческая, коммуникативная, политическая, правовая социализация личности; достижение ситуации успеха, самореализация личности.
Обозначу главные принципы, которыми я руководствуюсь как учитель-фасилитатор.
Стремлюсь всячески поддерживать самостоятельность ребенка. Ведь способность самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия – основные признаки развитой личности.
2. Не боюсь неожиданных вопросов. Вопросы детей – это свидетельство их интереса, а нестандартный вопрос, может быть, не что иное, как свидетельство творческого взгляда на мир.
Стараюсь быть гибкой, следовать ситуации. Мудрый человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.
Развиваю в себе черты креативной личности. Я всегда готова к шагу за пределы комфортной зоны для создания новой техники или адаптирования инструмента, который был бы наиболее эффективен в конкретной ситуации.
Мною исследованы и классифицированы методы и приемы обучения, приемлемые и наиболее эффективные в работе педагога-фасилитатора (таблица 1).
Таблица 1
Дискуссионные методы
Круглый стол
Сократовская дискуссия
Панельная дискуссия
Форум
Симпозиум
Дебаты
«Займи позицию»
Подиум-дискуссия
Аквариум
Метод-ПРЕСС
Результаты применения:
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.
Осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу.
Формирование уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов.
Развитие умений осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, формулировать вопросы, вести полемику.
Развитие умения работать в группе.
Развитие умения выступать публично.
Игровые методы
Ролевая игра
Драматизация
Деловая игра
Суд
Результаты применения:
Обеспечение условий для развития воображение и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.
Развитие умения ориентироваться в собственных чувствах и формирование навыков их культурного выражения.
Обеспечение ученику возможности включаться в коллективную деятельность и общение.
Методы организации мыследеятельности
Мозговой штурм
Мировое кафе
Метод Дельфи
Мыслерешето
Дерево ответов (дерево решений)
Обучение в парах
Интерактивная лекция
Пресс-конференция
Незаконченное предложение
Чтение с пометками
Результаты применения:
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.
Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.
Развитие навыка самостоятельного поиска решения, привлечения информации из разных областей и источников.
Развитие умения работать в группе.
Развитие способности продуцировать множество решений.
Развитие умения выступать публично.
Обеспечение подготовки учеников к последующей научной деятельности.
Методы организации творческой деятельности
Метод символического видения
Метод сравнения версий
Метод «Если бы…»
Метод ключевых слов
Метод вживания
Метод конструирования вопросов
Метод смысловых ассоциаций
Результаты применения:
Обеспечение условий для развития интеллектуально-творческих способностей.
Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.
Создание условий для формирования целостного восприятия мира в единстве чувственных и конкретных представлений.
Методы рефлексии
Ключевое слово
Рефлексивный экран
Синквейн
Метод пяти пальцев
Корзина мнений
Ступени
Плюс – минус – интересно
Экспертная комиссия
Результаты применения:
Обеспечение условий для развития универсальных рефлексивных умений.
Обеспечение педагогической поддержки каждого обучающегося.
Обеспечение взаимопонимания и согласованности действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации.
Обеспечение стабилизации и гармонизации эмоционального мира ученика, мобилизации волевого потенциала.
Основная форма организации деятельности на уроке учителя-фасилитатора – групповая. Для успешной организации такой работы необходимо
во-первых, уметь ставить четкую цель, к которой придет группа в конечном результате, формулировка не должна быть расплывчатой и должна быть понятна всем;
во-вторых, уделить большое внимание уделить разработке процесса, в котором участвует группа, а так же последовательности выполняемых заданий;
в-третьих, налаживать продуктивное общение между членами групп, уметь управлять конфликтами и направлять в нужное русло ход дискуссий;
в-четвертых, в процессе работы суметь раскрыть способности участников, оценить имеющиеся навыки и помочь развить новые скрытые потенциалы, отыскать движущие силы и направить энергию на эффективное решение учебной задачи;
в-пятых, поддерживать участников групп и, используя диалог, учитывать мнение каждого члена группы;
в-шестых, всячески поощрять лидерские качества в других членах группы.
Высшее достижение фасилитатора — это создание у членов группы впечатления, что всю работу они выполнили самостоятельно.
Я убедилась, что фасилитаторская позиция учителя имеет свои «плюсы» и «минусы».
«Плюсы»
«Минусы»
активность учеников;
обращение к их личному опыту;
творчество учеников;
возможность их личностного роста;
шлифовка мастерства учителя.
сложность изложения теории;
сложность соблюдения временных рамок;
большие энергозатраты учителя.
Главная же трудность в том, что феномен фасилитации не возникает вдруг. Ему предшествуют саморазвитие и самообразование педагога. Переход традиционно работающего учителя к такому новому для него стилю деятельности происходит постепенно, поскольку он связан с глубокой и, следовательно, достаточно медленной личностной перестройкой и его самого, и учащихся. Поэтому ведущими являются не столько изменения содержания и методов преподавания, сколько становление и укрепление основных личностных установок, постоянный профессиональный рост педагога-фасилитатора.
Максимальная раскрепощенность, полная свобода слова, уважение достоинства каждого, поощрение различных идей безотносительно к их ценности – вот та среда, которая в полном объеме будет отвечать принципу фасилитации и формировать у обучающихся ценности современного общества.
Источник
Понятие фасилитации и фасилитатора
Определение 1
Учитель-фасилитатор – это педагог, деятельность которого проходит в рамках личностно-направленного подхода в образовании и характеризуется открытостью, акцентированием внимания на чувствах, эмоциях, переживаниях учащихся, поощрением их за успехи и заслуги, доверительным отношением к их способностям и возможностям, эмпатическим видением их деятельности и поступков.
Фасилитация – это особый управленческий стиль, предполагающий создание такой системы управления и организации педагогического процесса, при которой управление носит директивный характер, не выходящий за пределы самоорганизации самоуправляемой системы. Проще говоря, фасилитация является одновременно и процессом, и способом действия, и инструментом, посредством применения которого осуществляется качественное и продуктивное групповое взаимодействие, организуется групповое сотрудничество и совместная деятельность.
Замечание 1
В процессе фасилитации происходит поиск пути, при котором коллектив будет работать слажено и продуктивно, создавая что-то новое или усваивая теоретическую научную информацию, чтобы затем найти ей практическое применение.
Коллективная работа и коллективное взаимодействие организуется за счет специальных действий педагога. Именно эти действия и отражают процесс фасилитации. В нем приоритетную позицию занимает лидер. В образовательной сфере это место принадлежит учителю. Его задача сводится к тому, чтобы не выставлять себя авторитетом, а занять нейтральную позицию и направить учащихся на верный путь и направление развития.
Фасилитатор является особым инструментом в образовательном процессе. От его квалификации и профессионализма зависит эффективность развития отдельного образовательного учреждения и образовательной системы в целом. Его обучают навыкам психологического взаимодействия и технологиям обеспечения продуктивной коммуникации.
Фасилитаторская деятельность ставится в приоритет воспитательной. Успех профессиональной деятельности учителя зависит от построения личных контактов с воспитанниками, исключая следование нормам и общественным взглядам, а только лишь учитывая индивидуальные потребности, особенности развития, стремления и взгляды.
Деятельность педагога-фасилитатора ориентирована на создание такого образовательного климата, который благотворно сказывается на развитии инициативы и самостоятельности учащихся, формирует навыки коммуникативного взаимодействия и помогает создать комфортную среду для общения между сверстниками в образовательном заведении. Учебно-воспитательный процесс в этом случае характеризуется свободой и применением здоровьесберегающих методик и технологий.
Учитель-фасилитатор должен обладать навыками:
- Направления и построения обсуждения на учебном занятии в нужное русло.
- выбора из разнообразных решений коллектива наиболее оптимального и верного, а также продуктивного в конкретной ситуации.
- Уметь принимать рискованные решения и брать на себя ответственность за них.
- Взаимодействовать с различными коллективами учащихся, с проблемными и трудными детьми.
- Уметь строить беседы, диалоги, обсуждения различных форматов и с легкостью ориентироваться в них.
- Применять разнообразные методы и средства воспитательного воздействия, продуктивно сочетать их.
- Легко адаптироваться к новым социально-экономическим условиям развития общества, политическим направлениям в образовательной сфере.
- Преодоления трудностей, возникающих в ходе решения учебных проблем и задач.
- Справляться со стрессовыми ситуациями, контролировать свои эмоции.
- Открытого взаимодействия с учащимися.
- Стимулирования к личностному развитию и желанию изменить свои качества, способности, развить навыки.
Деятельность учителя-фасилитатора формируется таким образом, чтобы ставить интересы и потребности учебно-воспитательной группы на приоритетное место в образовании, не допуская торможения в обсуждении и не ускоряя его темпы. Объект, процесс, проблема, стоящая в центре обсуждения должна охватывать все внимание учащихся. Этому способствует педагог.
Профессиональные навыки педагога-фасилитатора помогают создать грамотное эмоционально-психологическое взаимодействие на учебном занятии.
Овладение навыками фасилитаторской деятельности не доступно каждому педагогу. Это сложный и трудоемкий процесс, требующий постановки иных приоритетов и открытия своей личности учащимся, формирование личностного характера общения.
Основные направления работы учителя-фасилитатора
В педагогической фасилитации можно выделить два ведущих направления работы:
- Фасилитация в процессе обучения, воспитания и развития учащихся.
- Формирование среды и условий для обеспечения фасилитирующего обучения, воспитания и развития.
Работа в первом направлении ведется на основе применения специальных фасилитирующих методов, средств и приемов, чтобы создать в учебном заведении фасилитирующую среду и условия для фасилитирующего обучения.
Второе направление работы педагога сводится к умению выстроить особую управленческую линию поведения, базирующуюся на основных человеческих ценностях, сохранении прав и свобод коллектива, приоритете творческого развития, поддержания креативных идей, самоактуализации и саморазвития, поддержания здорового психологического климата, благополучия личности и доверительный отношений фасилитирующей направленности.
Педагог должен обладать профессионализмом и мастерством, отражающим его готовность к процессу управления. Для этого он должен обладать такими качествами, как сопереживание, сострадание, равнозначное отношение к каждому учащемуся, уметь анализировать собственную деятельность и адекватно оценивать деятельность учащихся, быть чувствительным к факторам окружающей среды, воздействующим на учебно-воспитательный процесс и эмоциональному настрою коллектива. Кроме того, важное значение имеет толерантность педагога, его гибкость и активность, умение применять творческий подход в обучении, стремиться к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.
Источник
Захарова Е.А., учитель начальных классов
ГБОУ гимназия №540Приморского района
Санкт-Петербурга
Роль преподавателя – фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей.
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и может быть, я запомню.
Сделай меня соучастником, и я пойму»
Китайская пословица
Актуальность изучения возможностей фасилитации педагога в обучении и воспитании обусловлена необходимостью активизации деятельности педагогов и учебно-профессиональной деятельности учащихся в условиях современного профессионального образования.
Термин фасилитация (от англ. facilitate – облегчать, содействовать) используется в психологии для обозначения процесса и феномена облегчения, оптимизаций и повышения продуктивности деятельности личности или группы вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей. Фасилитация может быть случайной, неосознаваемой или осознаваемой и целенаправленной, если осуществляется фасилитатором. Применительно к школе под фасилитацией следует понимать развивающий образовательный метод, обеспечивающий позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.
Педагогическая фасилитация как процесс – это облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счёт их стиля общения и особенностей личности педагога и учащегося. Учитель-фасилитатор – педагог, который своим присутствием и воздействием облегчает проявление инициативы, самостоятельности обучаемых, содействует процессу их психического развития и обеспечивает положительное межличностное взаимодействие.
Фасилитация – человекоцентрированный подход, выражающийся в глобальном доверии к человеку, постулирующий существующую в нем актуализирующую тенденцию расти, развиваться, реализовывать свой потенциал.
В учебном процессе доминирующую роль играет познавательная активность обучающихся, инструментальную основу которой составляют знания, умения и навыки. В качестве средства стимулирования
познавательной активности личности возможно использование активных методов обучения.
Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода к поиску новых идей. Активная модель обучения предполагает стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности обучаемых. В этой модели взаимодействие учащиеся между собой, работая в группах и парах, и наличие творческих заданий обязательны.
Следовательно, при активном обучении ученики не только наблюдают за работой мысли учителя, но и сами мыслят, а значит, открывают, логически организовывают и конструируют свои знания.
Психолого-педагогическая поддержка – это сложный процесс, когда учитель выделяет позитивные явления и преимущества учащегося:
– опирается на сильные стороны учащегося;
– не подчеркивает его промахов;
– демонстрирует любовь и уважение к нему;
– предоставляет различного рода опоры (графические, лексико-грамматические, изобразительные и т.д.) и планы для того, чтобы учащийся справился с заданием;
– использует различные приемы оказания помощи, позволяющие учащемуся самому справиться с заданием;
– демонстрирует оптимизм, проявляет юмор;
-поддерживает комплиментом, похвалой, одобрением. Например: «Ты хорошо справился с заданием. Молодец!», «У тебя все получится!» и т.д.
Открытие ученика к общению помогает разбудить желание взаимодействовать, создает комфортабельные условия, снимает страх, закрепощенность, подает сигнал о положительном отношении учителя к ученику.
Реализация функции «соучастие» поддерживает взаимный контакт на протяжении всего процесса общения, помогает учащемуся преодолевать трудности. Учитель поддерживает его, стимулирует активное проявление его личностных качеств и обеспечивает результативность учебной деятельности.
С позиции «создания ситуации успеха» в обучении реализация функции «возвышения» играет ключевую роль. «Возвышение – это актуализация качеств из зоны ближайшего развития». Возвышая ученика в собственных глазах и глазах его одноклассников, партнеров, родителей и т.д., мы не завышаем оценку, а стимулируем его быть смелее, активнее, критичнее, ответственнее, креативнее, и т.д.
Технология фасилитации стимулируют к напряжённой мыслительной работе, к организации поиска совместных решений. Кроме того фасилитация даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального потенциала всей группы.
Учитель – фасилитатор должен четко представлять свою роль на каждом этапе урока, согласуя ее с деятельностью обучающихся, выбирая свой стиль работы фасилитатора.
Источник