Эссе на тему воспитание и развитие ребенка
Эссе на тему «Мой взгляд на воспитание»
Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий…
Ю. Рюриков
Всё начинается с семьи. Именно семье определена ведущая роль в глубоком влиянии на жизнь растущего ребёнка. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребёнка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Ведь именно в семье и через семью формируются его первичные ценностные ориентации и социальные установки. Семья и ребенок – зеркальные отражения друг друга.
Давайте посмотрим на современных детей. Создается впечатление, что им некогда думать, что они не видят живых людей вокруг, а заняты только собой. Они жестоки, напористы в своих желаниях. «Я хочу!» – вот их лозунг.
В представлениях воспитанников о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Таким образом, среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру. У учащихся отмечается проявление негативного отношения к своему Отечеству, и представления детей по мере их взросления о «должном» русском человеке не становятся определеннее, а приобретают критически-циничный оттенок.
Воспитание – это искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальность и характер, его отношение к воспитанникам.
Учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибок родителей и «нелепости» окружающей жизни. Но, воспитывая личность, учитель дает шанс ученику состояться как человеку, как личности. Личность – изделие штучное. Задача воспитателей состоит в том, чтобы таких «изделий» было как можно больше.
Какова же цель воспитания? На этот счёт существовало и существует много разных мнений. Цель воспитания определяется потребностями общества и зависит от темпов социального и научно–технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей учебных заведений, учителей и учеников.
Уходит в историю двадцатый век, этот век вместил в себя столько великого и низкого, мудрого и бездумного, столько крови и самоотверженности, высоких порывов и зла. Век со своими задачами и приоритетами, в том числе и в воспитании подрастающего поколения…
Воспитание в третьем тысячелетии…
Каким оно должно быть? Кого воспитывать? Как воспитывать?
В нашем современном обществе в условиях образовательного процесса целью воспитания является человек, воспитание в человеке человека.
А дети, они совсем другие, не такие как мы… И чем старше, тем видней разница, тем трудней их принимать. Но их надо принимать именно такими. А для этого их надо понять. А чтобы понять, их надо узнать. Узнать, чтобы полюбить. Без любви воспитание не возможно! Чаще с нескрываемым интересом и любопытством надо задавать детям вопросы: «Что читают? Что модно? Что означает это новое слово?» Надо уметь разговаривать на «их языке», не допуская панибратства и фамильярности. Оставаться культурным Человеком, Воспитателем, стоящим чуть-чуть выше, но так, чтобы детям захотелось подняться, дотянуться рукой до тебя. Не забудем протянуть им свою руку…
Воспитание для ребенка это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей ее полноте, а для воспитателя воспитание – это тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом поддерживает мудрый взрослый. Один из героев знаменитого фильма “Доживем до понедельника” на вопрос, что такое счастье, ответил: “Это когда тебя понимают”. Что же такое способность к пониманию? Это может быть любовь, заинтересованность, оправдание, поддержка, сострадание, сопереживание, доверие. Надо быть очень внимательным, терпеливым, благодарным, способным к соучастию.
Взаимопонимание ребёнка и взрослого рождает духовную близость, жажду сопереживания, стремление сотворчества и сотрудничества – это и есть, на мой взгляд, основа воспитания личности, Человека. Ведь главной целью воспитания является возникновение понимания и доброго отношения к окружающим тебя людям.
Для воспитания детей нужно большое сердце, способность к общению, к признанию равенства душ. Когда ребенок в школе, в нем как бы два существа он один: и он один из тысячи других детей. Как один из тысячи, он подлежит управлению. Как один, как человеческая душа, он управлению не поддается — только бесстрашному общению.
Каждый педагог и родитель должны запомнить, что передать миру наших детей нужно честными людьми. Это наша совместная простая забота, это наш социальный заказ. Ребенок приходит в жизнь как гость — он другой, неизвестный нам человек, мы рады ему, мы на все готовы ради него, мы любим его, мы счастливы видеть его таким, каков он есть. Дорогой, самый дорогой гость в доме. Но, вырастая, он становится равным нам, нашим сотрудником. И так в нашу педагогику входит, самое важное и самое сложное слово — педагогика сотрудничества. Сотрудничество в воспитании — то же, что дух в личности. Сотрудничество — одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве можно воспитать человека для человека. В последние годы мало говорят о сотрудничестве, хотя слова “педагогика сотрудничества” и стали привычными. Но при этом понимаются эти слова по-разному, и, зачастую, в совсем противоположном смысле, чем тот, который в этих словах присутствовал вначале.
Я считаю, что вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться и развиваться, самому добывать знания.
Сотрудничать с людьми — значить уважать их, ценить, уметь поступаться своими желаниями, нуждаться в них и быть им нужным. Но ведь это то же самое, чего мы ждем от ребенка. С. Соловейчик пишет о своем понимании сотрудничества так: “Сотрудничество — это совместная работа равных. Сотрудника нельзя заставить отвечать или вызывать к доске. Тем более, сотрудника нельзя оценивать”. Если разделять эту точку зрения, то приходим к выводу о несовместимости классно-урочной системы и педагогики сотрудничества. В моем понимании сотрудничество это совместное творчество, совместная деятельность как на уроках, так и в внеклассное время. В совместном творчестве между детьми и взрослыми само собой устанавливается подлинное равенство, идет духовное общение.
Сегодня педагогика безнадежно начинает отставать от современного, стремительно меняющегося мира. Это происходит из-за увеличения объема и количества источников информации. Порождается драматическая ситуация, при которой знания устаревают, не успев стать по настоящему освоенными. Знания перестают обладать абсолютной ценностью. Все более востребованным становиться не само знание, а умение его добывать. Однако сегодня никого не надо убеждать, что информация может быть как полезной, так и вредной. В первую очередь волны мутных информационных потоков захлестывают детей. У них еще не выработалась система фильтрации, защита от негативной информации. Поэтому дети, даже из вполне благополучных семей, массово становятся трудновоспитуемыми. Раньше основными источниками информации были печать и телевидение, подконтрольные власти, школа и семья. Сейчас спутниковые антенны и Скоростной Интернет выбрасывают детей с свободное плавание, в котором утрачена система ценностных ориентиров, где белое становится черным и наоборот., настоящее все труднее отличить от ложного.
Классный руководитель принимает ребенка таким, каков он есть Надо не переделывать, а развивать то что уже есть, выращивать то чего пока нет. Надо постоянно помнить, что огромное воздействие на нравственное развитие личности ученика оказывает та система отношений, которая его окружает.
И как учитель – предметник я постоянно работаю над формированием у своих учеников бережного отношения к природе, так как человек, на мой взгляд, становится способным видеть прекрасное только через любовь к своей природе. Мой любимый вопрос – почему? А природа предоставляет для любопытства неограниченную свободу, так как сама не имеет границ. Знакомство с природой будет любознательность ребенка, она помогает понять многое, приучает видеть удивительный мир. Этот мир встречает человека тысячами разных загадок и тайн, морем звуков и запахов, заставляя останавливаться, чтобы видеть красоту, окружающую нас. Учитель не должен бояться говорить ученику, что у него все получается. Я часто произношу слова одобрения: «молодец», «умница» и рада за учеников, когда успехи ученика более чем скромны.
Источник
Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий…
Ю. Рюриков
Только тот станет настоящим учителем, кто не забывает, что он сам был ребёнком.
В. Сухомлинский.
Что же такое воспитание? И каким должен быть воспитатель? На этот вопрос ответил известный советский педагог В.Сухомлинский. Он сказал, что воспитание – это, прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребёнка, это – человековедение. Без знания ребёнка, его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, талантов, наклонностей, нет воспитания. И чем лучше мы узнаём ребёнка, тем сильнее становится связь между нами и серьёзнее возможность взаимного влияния и воспитания. Я подчёркиваю — именно взаимного влияния.
Главная задача классного руководителя — это воспитание. Воспитание тех чувств, черт характера, жизненной позиции, которые помогут ребёнку найти себя в жизни, не потеряться в ней и, при этом, сохранить в себе то, что отличает человека от всего остального живого мира — нравственность, духовность, сопереживание, человечность.
Эта задача всегда была сложной, а сегодня её осуществление стало ещё более проблематичным.
Учителю тяжело бороться с такими тяжеловесными противниками как СМИ, Интернет, улица с их примитивным мировоззрением и рекламой вульгарных манер поведения. Благодаря этому дети уже с детского садика активно используют в своей речи нецензурные обороты, безразлично относятся друг к другу, предпочитают грубые игры. И удивляются замечаниям о том, что так делать нельзя: « А что в этом плохого?»
Наш интерес к ученику должен быть настоящим, а не поддельным. Ведь холодность и безразличие к себе ребёнок, как принцесса из сказки о горошине, разглядит и почувствует всегда. И именно этой лжи, этой игры в интерес к себе ребёнок не простит никогда.
При любых обстоятельствах мы должны помнить слова В. Сухомлинского: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце». А ещё мы должны помнить, что ученик — это не игрушка, дрессированное животное или эксперимент в наших руках. Ребёнок — это сложный внутренний мир, арена духовных переживаний, борьбы чувств и эмоций.
При рождении ребенок – чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасается с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, люди высокой нравственной культуры.
Один из героев знаменитого фильма “Доживем до понедельника” на вопрос, что такое счастье, ответил: “Это когда тебя понимают”.
Учителю надо быть очень внимательным, терпеливым, благодарным, способным к соучастию. На мой взгляд, главной задачей воспитания сегодня, является задача привития детям с самого раннего возраста чувства сострадания и любви к ближнему. Позиция учителя должна быть основана на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании.
Я провожу с детьми беседы о чувствах, качествах, присущих человеку, таких как доброжелательность, любовь к близким, верность и преданность, скромность и благородство, бескорыстие и щедрость. Чаще всего такие беседы проходят во время подготовки общего дела. Даже за чашкой чая можно поговорить о многом. Я считаю, что слово – самое необходимое и самое тонкое прикосновение учителя к сердцам своих учеников, которые стремятся стать лучше сегодня, чем были вчера.
Классный руководитель должен быть не наблюдателем, а постоянным участником всех событий.
Взаимопонимание ребёнка и взрослого рождает духовную близость, жажду сопереживания, стремление сотворчества и сотрудничества – это и есть, на мой взгляд, основа воспитания личности, Человека. Ведь главной целью воспитания является возникновение понимания и доброго отношения к окружающим тебя людям.
Я часто перебираю фотографии своих учеников. За весь период моей работы в школе, а это 20 лет, было несколько выпусков. Все ребята такие разные: грустные и веселые, красивые и мудрые, добрые и не очень, романтики и прагматики, озорные и смешные, наивные, трогательные, но, самое главное, – все они состоялись, состоялись как личности.
А вот мои бывшие ученики, девятиклассники, выпускники школы… Провожаю их глазами и от души улыбаюсь им вслед, Мне приятно их видеть. А ведь я видела их маленькими, пугливыми. Они очень часто теряли свои вещи, а потом не могли их найти. Они ждали меня, рассказывали свои тайны. Потом они взрослели. Некоторые уже стали сами родителями. А я продолжаю снова и снова набирать новые выпуски учеников и снова учить и снова воспитывать. И каждый раз хочется, чтобы они выросли хорошими людьми.
Выпуская очередной класс, мне всегда тяжело. Ведь уходя от меня, дети уносят частицу моего сердца. Я думаю, что мне больше не хватит сил, добра, тепла, терпения для новых детей. Кажется, что, таких как эти дети, больше не будет.
Наступает сентябрь, и я принимаю от воспитателя детского сада первоклашек, маленьких, смешных, любознательных, любопытных. И я понимаю, что тоже должна отдать им всю себя, без остатка. Я должна воспитать настоящего человека: доброго, чуткого, отзывчивого.
Значит, снова – работа, тревоги, заботы, удачи, огорчения, – все это будет, потому что я – классный руководитель.
Источник
Юлия Сергеевна Кравцова
Эссе о современном состоянии процесса воспитания школьников
«И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».
Л. Н. Толстой
Во все времена педагоги искали лучших путей помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные. Развивалась и наука о воспитании, главной задачей которой становилось накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека. [3; с. 10]. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики, оказывают большое значение в процессе воспитания школьников. Воспитаниекак педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: первый – целенаправленность, наличие какого-то образца, пускай самого общего, как социально-культурного ориентира; второй – соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; третий – присутствие определенной системы организуемых влияний. [2; с. 249].
В своём эссе я буду говорить о современном воспитании школьников, которое осложнено многими негативными процессами, происходящими в нашем обществе. Мне кажется, что в воспитании личности самое главное место занимает, прежде всего, поведение окружающих его людей. Наше собственное поведение – самая решающая вещь. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития каждого ребёнка, исходя из неповторимости его индивидуальности. Также при воспитании школьника необходимо учитывать и самовоспитание, где исходным компонентом являются потребности и мотивы ребёнка, т. е. глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой. Процесс воспитания тесно связан с формами общественного сознания (политикой, моралью и нравственностью, правом, наукой, искусством, религией, которые в свою очередь, представляют собой духовную питательную среду воспитания. [1; с. 296]. В современном педагогическом процессе, обучение и воспитание должно быть организовано, т. е. обучению и воспитанию необходимо придать форму управляемого процесса, в котором будет соединено взаимодействие учителя и учеников.
Возвращаясь к теме моего эссе, необходимо сказать, что современная школа опирается на традиционные принципы образования и требует изменения и присутствия инноваций. Поскольку школа один из главных институтов социализации личности в процессе жизни, интеграции ребенка в профессиональное пространство, а также является и основополагающим звеном в цепочке развития от ребенка до зрелой личности. Поэтому она должна своевременно и эффективно реагировать на происходящие в современном мире процессы, видеть и устранять возникающие проблемы, находя пути решения, приводящие к качественным изменениям, т. е. быть адекватным современной действительности. Кроме того, современное образовательное пространство должно быть мобильно, т. е. быстро реагировать на изменения вне его.
На мой взгляд, главной задачей современной школы является воспитание школьника способного к кардинальным и нестандартным решениям. Обеспечить это возможно только при грамотном посредничестве педагогических традиций и инноваций в современном образовательном и воспитательном пространстве. В процессе воспитания школьников нужно учитывать и проблему духовного и нравственного становления личности. По-моему мнению у подрастающего поколения произошла смена ценностных ориентиров. В нашем отсутствуют твердые моральные устои, что отрицательно влияет на развитие нравственных потребностей школьников. Я считаю для того, чтобы сохранить духовно-нравственное развитие личности, процесс воспитания должен идти целенаправленно, где основным содержанием духовно-нравственного воспитания школьника должны быть базовые ценности,на основе нравственных представлений: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии. Но так как мы говорим о жизни современного школьника, то здесь воспитательное воздействие кроме общества, оказывают потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, кино. Воздействие на воспитание и социализацию личности (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Таким образом, современный процесс воспитания школьника, я понимаю, как процесс воздействия на формирование и развитие личности. Педагог должен знать о роли социальной среды, как о факторе формирования личности, т. е. необходимо учитывать совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Также современный процесс воспитания требует индивидуального подхода к каждому школьнику. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы проявились лучшие черты и качества школьников. В современном воспитании, педагог должен проявлять внимание к высказыванию каждого ученика, стимулировать самостоятельность и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних оценок. И в заключении хотелось бы привести слова А. С.Макаренко:
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.
Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитания».
Литература:
1. Журнал «Воспитание школьников» № 9, 2012 г
2. Крысько В. Г. Психология и педагогика. Курс лекций. 3-е изд. М.: Омега,
2006 .— 368 с.
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого.- М: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
4. Подласый И. П.Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.:Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003- 576 с.
5.Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений/ Под ред. Сластенина В. А—4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2005-576 с.
6. Джуринский А. Н.Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних и высших пед. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 176 с.
7. Харламов И. Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
8. Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е изд. – М.: «Издательство “Высшая школа“»,2007.-639 с.
Источник