Эссе на тему ребенку 3 года

Эссе на тему ребенку 3 года thumbnail

Анна Прудникова

Эссе «Психологический смысл кризиса 3-х лет»

«Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка».

Третий год жизни ребенка… Кажется, совсем недавно перед мамами и папами лежало маленькое беспомощное существо.Теперь малыш многое умеет: ходить, говорить, играть, задавать вопросы, мечтает и борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста – еще один трудный период в жизни ребенка и взрослого.

Развитие психики и личности детей в критические периоды еще мало изучено. Вместе с тем, знания об этом крайне необходимы. Они позволяют углубить теорию психического развития и дать материалы для научно-обоснованной разработки стратегии воспитания детей и педагогической помощи детям, тяжело переживающим кризис, в частности. Этим определяется актуальность выбранной мной темой.

На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!».

Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены следующие симптомы кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.

Лев Семенович Выготский выделил «Семизвездие симптомов», характерных для поведения ребенка в период кризиса 3 лет:

1. Негативизм – это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот, не подчиняться ни в коем случае воле взрослого.

2. Упрямство – это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно хочется, а потому, что он это потребовал, так захотел».

3. Строптивость – это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый.

4. Своеволие – ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.

5. Протест – бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто он находится в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

6. Обесценивание ребенком личности близких. Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения.

7. Деспотическое подавление окружающих – это когда вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае ее ждут истерики и слезы.

В этом возрасте ребенок может несколько завышать свои возможности и способности, но уже многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы одобрение взрослого, новые успехи, появляется желание стать лидером. Развивающийся ребенок противится прежним отношениям. Он капризничает, показывая негативное отношение к требованиям взрослого. Кризис 3 лет – явление преходящее, но связанные с ним новообразования (отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми) – важный шаг психического развития ребенка.

Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит, нужно радоваться – значит, ребёнок развивается нормально. Не стоит забывать, что кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка стремление к самостоятельности. Если взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему в пределах разумного самостоятельность, конфликтов между ними и трудностей в общении может и не возникнуть или они будут носить временный характер.

Один из примеров в моей практике: «Каждое утро у детей из одной семьи проявляются характерные признаки кризиса – упрямство и строптивость. Утром мама никак их не может завести в группу, а связано это с тем, что детям не нравится обувь. Каждый раз Петя просит отвести его домой и переодеть тапочки, что мама и делает». На индивидуальной беседе с мамой я предложила правила использования слова «нельзя»: запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи; запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей.

Такие эмоции, как обида и злость у детей прекрасно «отыгрываются» в подвижных играх, побросать мячик, устроить бой на воздушных шариках, поиграть в кричалки или сопелки, поколотить непослушную глину, из которой не получается мишка. При этом нужно самому быть более эмоциональным. Играя с детьми, мы не только помогаем им освободиться от неприятных эмоций, но и сможем проследить за тем, чтобы «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, дети поймут, что в любых ситуациях мы стремимся его понять и поддержать. Он будет более откровенен, а значит, легче сможем помочь ему в трудные для него моменты.

Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей среды. Он осознает себя как личность, может самостоятельно обслужить свои потребности; может сам решить, чего он хочет, что и как ему делать, что хорошо и что плохо. Дети воображают, придумывают, действуют по правилам, общаются друг с другом, развиваются в процессе игры. Чем интереснее и активнее живет ребенок в дошкольные годы, тем больше пользы принесет этот период для его развития.

Для родителей я проводила родительское собрание на тему «Кризис 3-х лет» и оформляла папку – передвижку. Важным пунктом было «Как НЕ НАДО вести себя родителям ребенка в период кризиса 3-х лет», так как я на своем опыте заметила, что родители просто все «спускают с рук» и подчиняются своим чадам. Приведу важнейшие правила,которыми пользуюсь и сама:

1. Не надо постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.

2. Не надо говорить «да», когда необходимо твердое «нет».

3. Не надо приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией.

Любить ребенка нужно не за что-то, а просто так.Любить его всяким: и счастливым и заплаканным, и во время истерик и во время достижений, и настойчивым и упрямым. Любить его всегда.

Читайте также:  Поздравления ребенок 3 года

Свое эссе хочется завершить словами А.Гавриловой: «Любить ребенка – не значит обладать им или жить рядом, а скорее чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесет несоизмеримо больше положительных результатов и радости, как детям, так и родителям».

Список литературы:

1. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2014. – 240с.

2. Ефименкова Р. П. Детская психология. Методические указания / Авт. -сост. Р. П. Ефименкова. -Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 29с.

3. https://psihomed.com/krizis-3-h-let/ – Психология и психиатрия. Статья «Кризис 3 лет».

4. https://deti.zazzy.ru/2011/04/3.html – Консультация детского психолога. Статья «Кризис 3 лет».

Источник

Эссе на тему «Психологический смысл кризиса 3-х лет»

«Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка».

Третий год жизни ребенка… Кажется, совсем недавно перед мамами и папами лежало маленькое беспомощное существо. Теперь малыш многое умеет: ходить, говорить, играть, задавать вопросы, мечтает и борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста – еще один трудный период в жизни ребенка и взрослого.

Развитие психики и личности детей в критические периоды еще мало изучено. Вместе с тем, знания об этом крайне необходимы. Они позволяют углубить теорию психического развития и дать материалы для научно-обоснованной разработки стратегии воспитания детей и педагогической помощи детям, тяжело переживающим кризис, в частности. Этим определяется актуальность выбранной мной темой.

На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!».

Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены следующие симптомы кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.

Лев Семенович Выготский выделил «Семизвездие симптомов», характерных для поведения ребенка в период кризиса 3 лет:

  1. Негативизм – это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот, не подчиняться ни в коем случае воле взрослого.

  2. Упрямство – это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно хочется, а потому, что он это потребовал, так захотел».

  3. Строптивость – это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый.

  4. Своеволие – ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.

  5. Протест – бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто он находится в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

  6. Обесценивание ребенком личности близких. Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения.

  7. Деспотическое подавление окружающих – это когда вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае ее ждут истерики и слезы.

В этом возрасте ребенок может несколько завышать свои возможности и способности, но уже многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы одобрение взрослого, новые успехи, появляется желание стать лидером. Развивающийся ребенок противится прежним отношениям. Он капризничает, показывая негативное отношение к требованиям взрослого. Кризис 3 лет – явление преходящее, но связанные с ним новообразования (отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми) – важный шаг психического развития ребенка.

Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит, нужно радоваться – значит, ребёнок развивается нормально. Не стоит забывать, что кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка стремление к самостоятельности. Если взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему в пределах разумного самостоятельность, конфликтов между ними и трудностей в общении может и не возникнуть или они будут носить временный характер.

Один из примеров в моей практике: «Каждое утро у детей из одной семьи проявляются характерные признаки кризиса – упрямство и строптивость. Утром мама никак их не может завести в группу, а связано это с тем, что детям не нравится обувь. Каждый раз Петя просит отвести его домой и переодеть тапочки, что мама и делает». На индивидуальной беседе с мамой я предложила правила использования слова «нельзя»: запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи; запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей.

Такие эмоции, как обида и злость у детей прекрасно «отыгрываются» в подвижных играх, побросать мячик, устроить бой на воздушных шариках, поиграть в кричалки или сопелки, поколотить непослушную глину, из которой не получается мишка. При этом нужно самому быть более эмоциональным. Играя с детьми, мы не только помогаем им освободиться от неприятных эмоций, но и сможем проследить за тем, чтобы «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, дети поймут, что в любых ситуациях мы стремимся его понять и поддержать. Он будет более откровенен, а значит, легче сможем помочь ему в трудные для него моменты.

Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей среды. Он осознает себя как личность, может самостоятельно обслужить свои потребности; может сам решить, чего он хочет, что и как ему делать, что хорошо и что плохо. Дети воображают, придумывают, действуют по правилам, общаются друг с другом, развиваются в процессе игры. Чем интереснее и активнее живет ребенок в дошкольные годы, тем больше пользы принесет этот период для его развития.

Для родителей я проводила родительское собрание на тему «Кризис 3-х лет» и оформляла папку – передвижку. Важным пунктом было «Как НЕ НАДО вести себя родителям ребенка в период кризиса 3-х лет», так как я на своем опыте заметила, что родители просто все «спускают с рук» и подчиняются своим чадам. Приведу важнейшие правила, которыми пользуюсь и сама:

  1. Не надо постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.

  2. Не надо говорить «да», когда необходимо твердое «нет».

  3. Не надо приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией.

Читайте также:  Текут сильно сопли у ребенка 3 года

Любить ребенка нужно не за что-то, а просто так. Любить его всяким: и счастливым и заплаканным, и во время истерик и во время достижений, и настойчивым и упрямым. Любить его всегда.

Свое эссе хочется завершить словами А. Гавриловой: «Любить ребенка – не значит обладать им или жить рядом, а скорее чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесет несоизмеримо больше положительных результатов и радости, как детям, так и родителям».

Список литературы:

  1. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2014. – 240с.

  2. Ефименкова Р. П. Детская психология. Методические указания / Авт.-сост. Р. П. Ефименкова. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 29с.

  3. https://psihomed.com/krizis-3-h-let/ – Психология и психиатрия.Статья «Кризис 3 лет».

  4. https://deti.zazzy.ru/2011/04/3.html – Консультация детского психолога. Статья «Кризис 3 лет».

Источник

Эссе на тему: « Кризис 3-х лет»

Введение.

Эта тема интересна для меня тем, что моей дочери три года и признаки проявления кризиса трех лет мною замечены. Из послушной, ласковой всем интересующейся девочки она превратилась в упрямую, своевольную, строптивую «капризулю». Изучая литературу по этому вопросу, я поняла, что этот процесс характерен для каждого ребенка трех лет.

Кризис трех лет отличается от того, что происходило в возрасте одного месяца (т. н. кризис новорожденности) или годика (кризис одного года). Если предыдущие два «переломных» момента могли пройти относительно гладко, первые акты протеста носили еще не столь активный характер, а в глаза бросались лишь новые умения и навыки, то с кризисом 3-х лет ситуация сложная. Пропустить его практически невозможно. Послушный трехлетка – явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. Такие особенности кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окружающими и прочие в данный период впервые проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис 3-х лет называют еще возрастом строптивости. Он может выражаться еще в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание, стремление к деспотизму. Впервые их выявила и описала Э. Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребенка период кризиса 3-х лет, семизвездием симптомов.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях с взрослыми (и никогда – со сверстниками).

Основная часть

Первые три года ребенок физически и психически зависим от матери. В этот период малыш впитывает в себя, как губка, огромное количество информации. Ребенок, исследуя пространство, видит результаты своей деятельности, приходит в восторг от осознания того, что может влиять на окружающий мир (если пнуть мячик, то он покатится; если долго ныть, то дадут то, что просишь). Его уверенность в себе достигает вселенского масштаба: «Я САМ это умею! Я САМ это могу! Я БОЛЬШОЙ, как мама и папа!». Ребенок начинает осознавать себя отдельной независимой личностью.

Кризис 3-х лет – условное понятие в психологии, т. к. его временные границы не имеют четкости и определяются в период со второго полугодия 3-го до первого полугодия 4-го жизни ребенка. Он является закономерным явлением в развитии психики ребенка в отличие от стабильных периодов длится недолго, примерно несколько месяцев. Любой кризис – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика. Ребенок проявляет острый интерес к своему изображению в зеркале, озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. Дети остро реагируют на неудачу.

Кризис 3-х лет был описан в психологической литературе как особый, трудный в воспитательном отношении период перехода от раннего к дошкольному детству и получил даже своеобразные названия: возраст упрямства, негативизм, кризис самостоятельности, кризис независимости. Он протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка, его отделение от близких взрослых. Ребенок не хочет жить по-старому, но не знает как вести себя по-новому. У него появляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу» , «моё» наполняется реальным содержанием, становиться осмысленным. Возникает особая форма личного сознания, проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам » знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития. По моему мнению, ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, конструктивные отношения.

Для того чтобы осмыслить, что происходит в период трехлетнего возраста, надо раньше всего рассмотреть ситуацию развития – внутреннюю и внешнюю, в которой протекает кризис. Рассмотрение надо начинать с симптомов возраста. Все они описаны как общежитейские понятия и нуждаются в анализе для того, чтобы приобрести точное научное значение. Первый симптом, на который обращает внимание ,- негативизм. Когда говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не желает сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка.

Читайте также:  Ребенок 3 года после купания

Негативизмом называют такие проявления в поведении ребенка, когда он не желает чего-то, только потому, что это предложил кто-то из взрослых, то есть это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. Тут происходит своеобразный сдвиг мотивировок.

Второй симптом кризиса – упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство следует отличать от настойчивости. Например, ребенок желает что – то и настойчиво добивается исполнения. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех лет. Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а лишь потому, что он этого потребовал. Скажем, ребенка зовут к столу; он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но он все равно не идет потому, что он уже отказался. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Только это и будет упрямством.

Два момента отличают упрямство от обычной настойчивости. Первый момент – общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством. Например, он любит играть в “салочки” и поэтому стремится целый день находиться во дворе.

И второй момент. Если для негативизма характерна социальная тенденция, то есть ребенок делает что-то, наоборот, по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе. Нельзя сказать, что ребенок от одного аффекта свободно переходит к другому, нет, он делает так только потому, что он так сказал, он этого и держится. Третий симптом считается настолько центральным для возраста, что и весь критический возраст получил название “возраст строптивости”.

От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость, скорее, направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем “Да ну!”, которым ребенок отвечает на все, что ему предлагаю! и что делают. Здесь сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до трех лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. Строптивость от упрямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.

Четвертый симптом – своеволие. Он заключается в “тенденции к самостоятельности”. В противоположность первым трем симптомам, своеволие это не протест, а наоборот, стремление к некоторому действию, предмету, ситуации.

Из симптомов анализируемого кризиса указывают еще на три, но они имеют второстепенное значение. Первый – протест-бунт. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом. С этим связан симптом обесценивания. Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться. Ш. Бюлер образно описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка, что она дура, чего раньше он и сказать не мог.

Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят. И наконец, указывают еще на двойственный симптом, обнаруживающийся в различных семьях по-разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Мать не должна уходить из дому, она должна сидеть! в комнате, как он этого требует. Ему должны достать все, что он требует; есть он этого не станет, а будет, есть то, что он хочет. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: по отношению к младшим или старшим, если в семье есть еще дети. Здесь та же тенденция к господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревнивого отношения к другим детям.

Заключение

Как известно, детство человека – самое продолжительное по отношению ко всем остальным представителям живых существ на Земле. По мере развития науки о ребенке изменялись качественная характеристика каждого этапа и представление о продолжительности детства.

Кризисы трехлетнего возраста имеют большое значение для дальнейшего развития ребёнка. Это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием, и терпением относились к ребёнку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребенку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них.

Литература

, , ). Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности / Под ред. , Н. II. Толстых. М., 1996. Выготский. трех лет. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 1997 Электронный ресурс: https://ru. wikipedia. org/wiki/Кризис_трёх_лет

Источник